27950

Специфика психологического понимания личности. Проблемы социально-психологической диагностики организаций. Параметры организационной диагностики в модели Визбора

Шпаргалка

Логика и философия

Специфика психологического понимания личности. Исследованием проблем человеческой личности занимаются персонологи этот термин предложил Генри Мюррей для обозначения как экспериментаторов так и теоретиков в области психологии личности. Наука о личности это дисциплина стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования разнообразных исследовательских стратегий а также методов оценки при изучении объяснении прогнозировании вынесении обоснованных решений в том или в ином...

Русский

2013-08-20

31.97 KB

2 чел.

Экзаменационный билет № 33

  1.  Специфика психологического понимания личности.
  2.  Соотношение фундаментальной и прикладной социально-психологической науки.
  3.  Проблемы социально-психологической диагностики организаций. Параметры  организационной диагностики в модели  Визбора.

  1.  Специфика психологического понимания личности.

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий.

Исследованием проблем человеческой личности занимаются персонологи - этот термин предложил Генри Мюррей для обозначения как экспериментаторов, так и теоретиков в области психологии личности.

  Наука о личности - это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования разнообразных исследовательских стратегий, а также методов оценки при изучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том или в ином индивидуальном случае. К методам относятся интервью, тестирование, наблюдение и регистрация поведения, измерение физиологических реакций, анализ биографических и личных документов. Фактически, каждое направление исследования личности предполагает использование той или иной техники оценки.

И.С. Кон: «С одной стороны, личность обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (еденичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».

Личность есть понятие социальное, оно выражает всё, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врождённа, но возникает_в результате культурного и социального развития. Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришёл в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на других; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство её связей с миром, с другими людьми;

разрыв этих связей, самоизоляция опустошают её.

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

  Личность есть специфически человеческое образование, которое «производится» общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде.

В психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Это представление было обосновано Б.Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования. К их числу были отнесены индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле - внутреннее <нечто>, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции <внешнего социального образа>. Она несет в себе нечтоболее важное, существенное и постоянное.

  В большинстве определений подчёркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинация дифференцируют одну личность от другой, можно только путём изучения индивидуальных различий.

  Личность - абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.  В большинстве определений подчёркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

  В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые отвечают за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

  Понимание человека во всей его многоплановости - сложная задача. Часто одинаковые поступки двух индивидуумов в одно и тоже время или одного и того же человека в разные периоды времени вызываются разными причинами. Трудности интерпретации являются также следствием того, что в основе поведения лежат два фактора; внутренние причины и ситуация, в которой поведение развёртывается.

С.Л. Рубинштейн выделяет следующие компоненты структуры личности:

- Направленность проявляется в потребностях, интересах, убеждениях, мировоззрении, доминирующих мотивах деятельности и поведения.

- Знания, умения, навыки приобретаются в процессе жизни, в познавательной деятельности.

- Индивидуально-типологические особенности проявляются в темпераменте, характере, способностях.

С.Л. Рубинштейн рассматривал личность в связи с детерминацией внутренних условий внешними обстоятельствами жизни. С его точки зрения, личность имеет сложную многоуровневую структуру, а все психические процессы рассматриваются как её процессы.

Концепция структуры развития личности была разработана А.Н. Леонтьевым. Центральное место в ней отведено деятельности. Господствующей внутренней характеристикой личности у него является мотивационная сфера и «личностный» смысл, определяющий отношение цели действия к мотиву. Говоря о превращении человека на определённом этапе развития из объекта, усваивающего нормы и ценности своей социальной группы, своей культуры, в субъект, Леонтьев подчёркивает, что на этом рубеже коренным образом меняется механизм формирования личности. Чем более зрелой она становится, тем раз5етвлённее становится система её связей с другими людьми, тем чаще приходится делать выбор между разными альтернативами.

При изучении личности как субъекта деятельности в рамках данной школы выделяют два плана её активности: продуктивный и инструментальный. В рамках первого подхода выделяют такие аспекты социального поведения личности, как борьба между мотивами и выбор одного из них, стремление занять ту ли иную позицию в группе или принять соответствующую межличностную роль, использование различных защитных механизмов, преодоления разнообразных «соблазнов» девиантного поведения. Под инструментальными проявлениями личности как субъекта деятельности понимается, например, характер человека, представляющих собой систему её смысловых установок, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле поведения, посредством которого достигается жизненно важная цель. Если мотивы «задают» стратегию деятельности личности то характер определяет тактику поведения.

При рассмотрении структуры личности в неё обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.  Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент – это динамическая характеристика психических процессов человека. Мотивация – это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки – это убеждения людей.

 Одной из центральных проблем психологии личности является соотношение биологического и социального в личности человека. В понимании сущности этого вопроса имеются разные подходы.  Так, сторонники биогенетического подхода считают, что ведущую роль в развитии личности играют биологические процессы созревания организма, что основные психические её свойства как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу.

Таким образом, американский психолог начала 20 в. С.Холл основополагающим законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза, повторяя в свёрнутом виде такие стадии развития человеческого общества, как собирательство, охота и т. д. Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой конституционной психологии. Так, Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.

З. Фрейд считал, что всё поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами, и в первую очередь сексуальными влечениями.

В противоположность этому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношении с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. Другой концепцией этого ряда служит теория научения. Согласно ей жизнь личности, её отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э.Торндайк, Б.Скиннер и др.).

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нём можно выделить три течения. Концепции, определяющие поведение личности главным образом через эмоций, влечения   и   другие   внерациональные   компоненты   психики,   называют психодинамическими (Э.Эриксон).

Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж.Пиаже, Дж.Келли).

Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (.Шпрангер, К.Бюллер, А.Маслоу и др.).

Создавая свою теорию личности, К.Роджерс исходил из того, что каждый человек стремится к личностному самосовершенствованию. Он сам для себя определяет смысл жизни, её цели и ценности. Центральным понятием теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития: «Я-система», «Я-образ». Главные вопросы, которые каждый человек ставит перед собой и должен решать следующие: кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира других людей, на оценки, которые даёт он собственному поведению. Я-концепция может быть положительной, противоречивой, отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искажённой. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворённости  человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его реальное и идеальное «Я» согласуются между собой. Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

  1.  Соотношение фундаментальной и прикладной социально-психологической науки.

По меньшей мере три обстоятельства свидетельствуют о том, что престиж практической социальной психологии в последние годы заметно вырос и укрепился.

Во-первых, заинтересованное и уважительное отношение к этой области деятельности профессиональных психологов власть и деньги имущих. Социальные институты и организации различного уровня - от мелких частных фирм до правительства - все чаще и настойчивее обращаются к поиску социально-психологических резервов совершенствования своей деятельности. Разумеется, психологические проблемы не являются главными или единственными проблемами современного общества, однако нельзя не видеть, что его "психологическая чувствительность" значительно возросла. Не случайно за последние годы появилось столь беспрецедентное количество практических социально-психологических центров, компаний и фирм, специализирующихся в таких видах деятельности.

Во-вторых, сами профессиональные психологи в новых условиях пересмотрели свое отношение к практике. Превратившись из докучливой повинности имитировать "социальную нужность" в источник существования, именно практика позволила многим специалистам ощутить осмысленность собственной профессиональной деятельности, что, в свою очередь, способствовало подъему ее авторитета. Источник социально-психологической информации, цель и способ ее получения в большинстве случаев исключают полностью отстраненное и беспристрастное к ней отношение. Более того, сама необходимость такой информации чаще всего продиктована потребностью принятия взвешенных практических решений: немедленных или отсроченных, реальных или виртуальных.

В-третьих, сегодня несомненно позитивное в целом отношение интеллигенции к практической социальной психологии. Значительно расширился круг лиц, профессиональная подготовка которых включает знакомство с основами социальной психологии. Зримо увеличился ассортимент общедоступной литературы по проблематике интимного и делового общения, групповых процессов, личности... Примелькались "психологизированные" рубрики в средствах массовой информации. Возросло количество людей, лично приобщившихся к разным формам социально-психологической практики. В итоге сформировалась прослойка психологов-дилетантов, ищущих в социальной психологии средства облегчения тягот нынешнего многотрудного бытия. Сколь действенно подобное социально-психологическое самолечение - предмет отдельного разговора.

Можно, разумеется, привести и другие свидетельства. Однако не стоит, по-видимому, полагать, что повсеместный интерес к практической социальной психологии порожден только и исключительно сиюминутными прагматическими обстоятельствами. При всей значимости подстегнувших его общественно-политических и экономических преобразований в нашей стране, следует признать, что "практичность" изначально и внутренне присуща социально-психологическому знанию.

Истоки социальной психологии, берущие свое начало в философских трактатах древности, обязаны своим появлением кристаллизации не столько познавательных, сколько реальных социальных проблем. "Государство" Платона, "Политика" и "Риторика" Аристотеля, "Беседы и суждения" Конфуция - убедительные и отнюдь не единственные доказательства того, что само зарождение социально-психологических идей обусловлено, во-первых, возникновением в социальной жизнедеятельности определенных коллизий, во-вторых, их специфической понятийной интерпретацией в терминах взаимодействия и взаимоотношений социальных субъектов, в-третьих, попыткой найти способы практического разрешения этих коллизий.

Первые социально-психологические теории М. Лацаруса, Г. Штейнталя и В.Вундта в Германии, Г.Лебона, Г.Тарда и Э.Дюркгейма во Франции, Г. Спенсера и У. Мак-Дуголла в Англии, В.М. Бехтерева в России, Ф.

Гиддингса в США и другие были в значительной степени отражением философских размышлений о человеке и обществе, однако их возникновение и признание были, несомненно, предопределены социальными перипетиями того времени. Показательно, что возглавлявшаяся Г. Тардом одна из семи секций IV Международного конгресса по психологии, состоявшегося в 1900 г. в Париже, именовалась "Социальная и криминальная психология". Почему организаторы конгресса провели официальное крещение социальной психологии в столь откровенно прикладном контексте? Ни президента конгресса Т.Рибо, ни его генерального секретаря П.Жане не заподозришь в незнании аргументов, свидетельствующих об академической осмысленности социальной психологии как таковой, без криминальных увязок. Этот тандем скорее свидетельствует, что социальная психология строилась и воспринималась как наука, способная не только теоретически реконструировать закономерности социальной жизнедеятельности, но и разработать способы ее оптимизации, предложить конкретные варианты практического решения актуальных общественных проблем, в том числе борьбы с преступностью.

Конечно, "практичность" первоначальных социально-психологических концепций была весьма относительной и рудиментарной. Состояла она главным образом в том, что их понятийно-логический строй отражал не только традиционный для философии поиск универсальных взаимосвязей абстрактных категорий, но и социально-исторические реалии. Однако ни отнесенность теоретических представлений к объективной действительности, ни даже их нацеленность на ее преобразование сами по себе прикладного знания не образуют. Вспомним слова Л.С.Выготского, считавшего, что социально-психологическая практика если и существовала в конце XIX - начале XX в., то была "колонией теории, во всем зависимой от метрополии; теория от практики не зависела нисколько; практика была выводом, приложением, вообще выходом за пределы науки, операцией занаучной, посленаучной, начинавшейся там, где научная операция считалась законченной" [см. (1). С. 387].

В сущности, эта оценка взаимоотношения теории и практики в психологии, данная Л.С.Выготским в 1927 г., справедлива и для большинства социально-психологических разработок, выполненных вплоть до 30-х годов. Да, на смену умозрительным рассуждениям пришел эмпиризм экспериментального толка. Да, соприкосновение с практикой перестало рассматриваться как осквернение научного исследования, на чем, впрочем, и мудрено было бы настаивать при сложившейся системе их финансирования. Однако до оптимистического вывода классика, что теперь "практика входит в глубочайшие основы научной операции и перестраивает ее с начала до конца; практика выдвигает постановку задач и служит верховным судом теории, критерием истины; она диктует, как конструировать понятия и как формулировать законы" (там же, с. 387-388), в социальной психологии начала века было еще далеко. В качестве первых симптомов подобных преобразований можно назвать работы Э. Мэйо, К. Левина, А.С. Макаренко и очень немногих других.

Что знаменовало собой для судьбы данной науки это движение навстречу практике, лишь в 70-е годы приведшее к основанию "Журнала прикладной социальной психологии" ("Journal of Applied Social Psychology"), а несколько позже к публикации ряда одноименных книг [см. (3, 4, 5, 6, 8)]? Что такое вообще "практическая социальная психология"? Традиционно она характеризуется "от противного", как нечто, существенно отличающееся и даже противоположное фундаментальной социальной психологии. Если целью последней выступает приращение знаний об общих закономерностях и механизмах возникновения и воспроизводства социально-психологических явлений, то первая направлена на решение конкретных проблем конкретных социальных субъектов1.

  1.  Проблемы социально-психологической диагностики организаций. Параметры  организационной диагностики в модели  Визбора.

Организационная диагностика — это сбор информации об организации от ее членов с целью выявления проблем, к которым могут относиться противоречия в обследуемом объекте (по вертикали и по горизонтали), различные трудности (помехи, нехватки), неопределенность целей, связей.

В литературе по управленческому консультированию описываются различные виды диагностики: 1) по времени проведения диагностики выделяют предварительную и текущую; 2) по широте охвата объекта — общую и специальную [см. (5)].

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, выполняет функцию методологического принципа организации и анализа данных, полученных в результате диагностики конкретной организации.

Согласно этому принципу организационная диагностика должна быть системной, комплексной и включать в себя изучение организационной структуры, процедур планирования и контроля, окружающей среды, а также стиля руководства и других характеристик организационной культуры — принятых в организации ценностей, индивидуальных и групповых норм поведения, установок, типов взаимодействия [см. (6)].

Следовательно, в предмет диагностики обязательно входят психологические явления в организациях, которые включают в себя различные социально-психологические факторы, обусловливающие эффективную деятельность руководителей, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, стиль лидерства, мотивацию, господствующие нормы и ценности и др.

В зарубежной и отечественной практике работы с организациями можно встретить едва ли не все методы социальной психологии, но ведущее место занимают, как правило, опросные методы (анкетирование и интервьюирование), специальные социально-психологические методы (социометрия, рейтинг и др.), некоторые личностные тесты (опросник Г. Айзенка, тест Р. Кэттела и др.), а также так называемые активные методы — ситуационно-ролевые игры, социально-психологический тренинг и др. Реже используются наблюдение и изучение документов. В социальной психологии и психологии личности создано достаточно большое количество оригинальных психодиагностических методик, многие из которых опубликованы в научной литературе, в том числе в специальных методических сборниках.

Организация выступает как система.

На входе: - деньги

                - люди (работники)

                - оборудование

                - помещение

                - расходные материалы

На выходе: - дипломы

                   - промежуточные работники

                   - отношение сотрудников

                   - деньги

                   - продукт

По Визбору организацияция является трансформационным процессом преобразования "входов" в "выходы". Но при этом есть организации, которые перерабатывают продукт в ненужные вещи ("отходы"), т.е. полезное в бесполезное.

Эффективность – то, что я делаю, влияет на то, чем я занимаюсь.

1 Цели организации

блок координат организации – миссия -> цели -> задачи

важна ясность и согласие людей относительно целей, ситуация неопределённости вызывает тревогу

тесно связан с проблемой мотивации – что делается и для чего, нематериальная мотивация

2. Структура

есть в любой организации

структура труда:

а) по функции

б) по проекту

в) матричная ( сочетает первые две)

3. Система поощрения

чаще всего а) финансовое, работает до тех пор, пока не удовлетворит минимальные потребности

б)  признание, отпуска, обучение, конференции, соц.пакет и т.д.

4. Технологии обеспечения функционирования

технологии, обеспечивающие интеграцию компании, её координацию

- формальные процедуры (повестки дня, совещания, пятиминутки и т.п.)

- неформальные решения (творческие идеи выхода из критической ситуации)

- традиционные управленческие системы воздействия (планирование, контроль, информационная система и т.д.)

5. Отношения

проблема конфликта

-межличностные

-между подразделениями

-между людьми и технологиями

-система коммуникации между людьми, подразделениями и т.д.

6 Руководство и управление

- все потоки информации сходятся здесь, должна быть хотя бы немного полная и целостная картина организации

- знание о типах руководителей и стилях руководства – не всем подходят одинаковые решения и рекомендации.

Фидлер – 2 типа руководителей – ориентация на задачу или на результат.

обязанности рук-ля:

- работа с целями

- трансформация целей в задачи и программы

- обеспечение интеграции целостности и защищенности орг. во внешней среде

- обеспечение внутренней интеграции (отслеживание на «радаре» что происходит в организации)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66332. Особливості використання методики ейдотехніки на уроках у першому класі початкової школи 246.5 KB
  Механічне запам’ятовування через силу постійні повторювання негативно впливають на фізичний стан нервову та емоційну сферу дітей значно ускладнюють процес їхнього адаптування до навчання у школі; у засвоєнні знань часто дають зворотний ефект.
66333. Що треба знати, обираючи фах 32 KB
  Адже саме в процесі праці сформувалася людина і завдяки праці змінюється її власна природа в якій вона досягає своєї свідомої мети прагне до її реалізації конструює свій життєвий шлях. Людина зобов’язана працювати щоб залишити на землі свій власний слід...
66334. Малювання фарбами. Оздобления новорічних iгpaшок, виготовлених iз солоного тіста 48 KB
  Вчитель пропонує учневі зачитати вірш Миколай Коли замерзла річка І став біленький гай Зійшов у темну нічку На землю Миколай. На кого схожий Святий Миколай На Діда Мороза На яке свято приходить Дід Мороз Новий Рік Що робить Дід Мороз...
66335. Сценарій презентації поетичної збірки В.Федорової «Місце під сонцем» 41 KB
  Вітаємо вас у цій світлиці, у цьому затишному куточку Красноріченського освітнього округу, де зібралися люди, небайдужі до чистоти духовних криниць, до натхненної творчої праці та наділені великою любов’ю до культурного розквіту нашого краю.
66336. ШКОЛА ЮНОГО ФЕНОЛОГА 12.94 MB
  Дерева хоч і не вкрилися листям але вже пробудилися від зимових холодів. Багряне та золоте листя вірна ознака осені. Буває що частина листя жовкне задовго до осінніх днів. Іноді жовте листя на кущах і деревах з’являється ще в середині літа коли сухо та спекотно.
66337. Фестиваль юних обдарувань 55 KB
  Оформлення: святковоуричисто прикрашений актовий зал; емблема; кольрові кульки; квіти; виставка творчих робіт поробок; Державний прапор України; грамоти призерам; картки творчих досягнень; стрічки домінантам: Інтелектуал року Ерудит року Творча особистість Золоті руки Спортсмен року...
66338. Фестиваль європейських країн 112 KB
  Віддавна народи світу Мають власні прапори Наче долю горду й світлу Піднімають дороги 3й учень. Наш водій обирається учень якому дається кермо та головний убір водія рушаймо Пісню заспіваймо Учні і вчитель співають пісню Голубий вагон муз.
66339. Polymerase Chain Reaction (PCR) 40 KB
  Two primers, each about 20 bases long with sequence complementary to the sequence immediately adjacent to the DNA segment of interest.
66340. Функционирование русского языка в Республике Казахстан. Безударные гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые) 84.5 KB
  Языков на свете очень много – свыше двух тысяч. Точно установить их количество пока не удалось. Язык – явление общественное, он создается на протяжении длительного исторического периода. Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей.