27951

Структура и свойства темперамента. Коучинг как вид индивидуального консультирования. Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом

Шпаргалка

Логика и философия

Структура и свойства темперамента Темперамент лат. Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности обусловленные отсутствием у темперамента в его обычных психологических характеристиках единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных ведущих компонентов темперамента относящихся к сферам общей активности индивида его моторики и его эмоциональности.

Русский

2013-08-20

21.4 KB

6 чел.

Экзаменационный билет № 34

  1.  Структура и свойства темперамента
  2.  Специфика прикладного исследования в социальной психологии.
  3.  Коучинг как вид индивидуального консультирования. Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом.

  1.  Структура и свойства темперамента

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности.

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный, — его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств н качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

По В.С. Мерлину, темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности. Последняя состоит из следующих уровней: биохимического, соматического, нейродинамического, психодинамического (собственно темперамента), уровня свойств личности, уровня социальных ролей.

В.С. Мерлин выделяет следующие свойства темперамента:

  1.  экстраверсия  - интроверсия;
  2.  психодинамическая тревожность как предрасположенность к   

        реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;

  1.  реактивность как интенсивность реакции в ответ на

        поступающую стимуляцию;

  1.  импульсивность как скорость, с которой эмоция становится

         побудительной силой действия;

  1.  эмоциональная устойчивость как способность к контролю

         эмоций;

  1.  эмоциональная возбудимость как интенсивность эмоциональных

         переживаний;

  1.  активность как целенаправленная деятельность;
  2.  пластичность - ригидность (способность приспосабливаться к

         изменяющимся внешним условиям).

Свойства темперамента зависят от свойств организма в целом. В современной психологии обще признано, что свойства темперамента, могут изменяться в зависимости от условий развития. Динамические особенности психической деятельности зависят и от эмоций и от воли, т.е. определяются соотношением эмоциональных и волевых особенностей. Это соотношение (красис) и есть характерный признак, который со времени Гиппократа, лежит в основе определения понятия темперамента. Отличительным признаком свойств темперамента является то, что они образуют специфическое соотношение (красис), которое характеризует тип темперамента в целом. В зависимости от этого соотношения и каждое отдельное свойство темперамента приобретает специфическую характеристику. Таким образом, есть все необходимые основания отнести к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые

  1.  регулируют динамику психической деятельности в целом;
  2.   характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
  3.  имеют устойчивый и постоянный характер;
  4.  сохраняются и развиваются на протяжении длительного отрезка времени;
  5.  находятся в строго закономерном соотношении, характеризующим тип темперамента;
  6.  однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Таким образом, под темпераментом следует понимать совокупность устойчивых, индивидуально своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику его психической деятельности.

  1.  Специфика прикладного исследования в социальной психологии.

Бурное развитие социально-психологических исследований в значительной мере было стимулировано именно потребностями практики. Многие исследователи полагают, что социальная психология вообще зародилась как прикладная дисциплина и стимулом для нее послужили текущие социальные проблемы, ссылаясь при этом на К.Левина, который демонстрировал свою приверженность к практическим исследованиям.

В социальной психологии имеет место  определенный «обгон» фундаментальных исследований со стороны прикладных работ. Практические запросы становятся не только настоятельными, но и требующими достаточно быстрых решений. Такая ситуация порождает как положительные, так и отрицательные моменты для развития социальной психологии.

Положительные моменты заключаются в том, что различные области народного хозяйства и культуры финансируют прикладные исследования и тем самым создают благоприятные возможности для их развития.

Отрицательные моменты порождены тем, что социальная психология зачастую еще не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы, что иногда означает относительно низкое качество прикладных исследований.

На современном этапе гораздо более корректной позицией является позиция точного указания на то, что может и чего не может сегодня социальная психология.

Специфические трудности прикладных исследований в социальной психологии.

Всякое социально-психологическое исследование, проведенное «в поле», есть вторжение исследователя в жизнь реальной группы, где складываются определенные взаимоотношения, живут и действуют реальные люди с реальным миром своих собственных мыслей, чувств, отношений. Руководящим принципом работы здесь должен быть принцип «Не навреди!».

Особенности применяемых в социальной психологии методик. Вся стратегия прикладного исследования построена на постоянном взаимодействии исследователя с людьми, включенными в реальный процесс жизнедеятельности. Но человек в реальной социальной ситуации – это не испытуемый в лаборатории.

В процессе исследования «в поле» «испытуемый» перестает быть испытуемым в традиционном смысле этого слова: он прежде всего член своего коллектива, исполнитель особых функций, и исследование ценно тем, что фиксирует именно эту его деятельность. Это дает большой выигрыш полевому социально-психологическому исследованию, помогает избежать стерильности ситуации, возникающей в лаборатории, но это же заставляет улавливать такие переменные, которые чрезвычайно трудно учесть.

Предположим, исследователь приходит в цех и хочет изучить вопрос о характере отношений в коллективе по вертикали – между рабочими и мастером. Он может обратиться к рабочему, который только что получил замечание от мастера, выговор, кажущийся ему несправедливым. Чисто эмоциональная оценка ситуации в момент проведения исследования может дать такой сдвиг в данных, который исказит всю картину взаимоотношений.

Другой вопрос касается времени проведения прикладного исследования. Все социально-психологические методики громоздки, их применение требует значительного времени.

Особое значение приобретает соблюдения ряда этических норм. Социальный психолог, проводящий прикладное исследование должен быть осмотрителен, чтобы своим вмешательством не осложнить отношений в реальном коллективе.

Свойственная всякому прикладному исследованию трудность в отношении языка резко возрастает в социальной психологии. Особенно сложно пользоваться теми понятиями, которые имеют большое распространение в обыденной речи («личность», «деятельность», «ценность»). Любая методика, включающая эти термины, без операционального их определения может дать нежелательный эффект, если испытуемые будут понимать предложенные термины в том смысле, к которому они привыкли в повседневных ситуациях. Проблема, которая встает перед социальным психологом, заключается в своеобразной адаптации своего языка к испытуемому.

  1.  Коучинг как вид индивидуального консультирования. Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом.

В психологии существует два подхода к определению индивидуального психологического консультирования. Представители первого рассматривают индивидуальное психологическое консультирование как форму применения психологического знания для того, чтобы оказать диагностическую, коррекционную, терапевтическую, образовательную, профессиональную и иную помощь (Л.С. Алексеева, А.Ф. Ануфриев, Г.В. Бурменская, В.Н. Дружинин, А.Г. Лидерс, Н.Н. Обозов и др.). согласно второму подходу, психологическое консультирование определяется как самостоятельный, особый вид психологической помощи, имеющий свою специфику, отличающую его от других видов практической психологической деятельности (Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, А.Ф. Бондаренко, В.В. столин, Т.А. Флоренская и др.).

Развитие практики индивидуального психологического консультирования в рамках управления человеческими ресурсами привело к внедрению такого его вида как коучинг (coaching).

Коучинг (coaching) как технология разработана Джоном Уитмором и включает в себя исследование «открытых» проблем, которые могут иметь несколько возможных решений. Сам этот термин означает «тренировать, наставлять, воодушевлять». Коучинг служит для раскрытия потенциала личности, чтобы максимизировать производительность и эффективность деятельности. Он может осуществляться как по отношению к клиенту,  так и к себе в форме самокоучинга. Коучинг рассматривается как прямое воздействие с немедленным повышением эффективности – как при консультативном взаимодействии, так и при наставничестве (передача опыта старшим и более опытным человеком менее опытному).

 Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом..

Коучинг предполагает использование психотерапевтических методов, но не сводится к ним. Различие заключается в том, что психотерапия фокусируется на конкретной проблеме и разрешает ее, проникая глубоко в психику человека и историю его эмоциональных переживаний, коучинг же фокусируется на цели клиента, ориентируясь не на его прошлое, а на настоящее и будущее.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36665. Фінансова звітність, її зміст та інтерпретація 250 KB
  Методика аналізу фінансового стану підприємства на базі звітності. Фінансова звітність це система взаємоповязаних узагальнюючих показників що відображають фінансовий стан підприємства установи організації та результати діяльності за звітний період. Таблиця 1 Призначення компонентів фінансової звітності Компонент Призначення Баланс Інформація про фінансове становище підприємства на певну дату. Звіт про прибутки та збитки Інформація про доходи витрати та фінансові результати діяльності підприємства за звітний період Звіт про зміни у...
36666. Загальноприйняті принципи і системи обліку 255.5 KB
  Загальноприйняті принципи і системи обліку. ПЛАН Роль обліку в системі управління користувачі облікової інформації. Загальноприйняті принципи бухгалтерського обліку. Міжнародні організації зі стандартизації бухгалтерського обліку і звітності Склад та загальна характеристика міжнародних стандартів бухгалтерського обліку.
36667. Педагогіка вищої школи. Тексти лекцій 179.46 KB
  Структура методів навчання за джерелами знань ПЕДАГОГІЧНА МАЙСТЕРНІСТЬ Моральнодуховні якості гуманістична спрямованість; національна гідність; інтелігентність; життєві ідеали; совісність; чесність; правдивість; обєктивність; толерантність. Професійні знання навчального предмета; анатомії і фізіології людини; психології; педагогіки; методики навчання. pais дитя ago веду керую наука про навчання та виховання дітей.
36668. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 773.5 KB
  Стоимость зданий и сооружений по подгруппам производственные здания административнобытовые помещения складские помещения закрытая стоянка трансформаторная компрессорная склад газовых баллонов прочие отапливаемые помещения открытая стоянка определяется по формуле: Цз=цзi Vзi 1 где Цз общая стоимость зданий и сооружений руб м3; цзi стоимость одного м3 iой группы зданий или сооружений руб м3; Vзi объем iой подгруппы зданий м3; N количество всех оцениваемых зданий и сооружений ед. Стоимость открытой стоянки и затраты...
36669. Термодинамика и тепломассообмен 2.83 MB
  Первоначально же в середине XIX века она возникла как техническая термодинамика изучающая закономерности взаимного превращения теплоты в механическую работу и являющаяся теоретическим 4ундаментом теплотехники. На ее основе производится расчет и проектирование технологического оборудования для осуществления процессов деформации сушки термообработки и других формируются методы прямого преобразования теплоты в электрическую энергию проводится анализ эффективности термодинамических циклов процессов теплообмена изучаются...
36670. ТЕОРИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Линейные системы управления 5.19 MB
  В учебном пособии излагаются методы анализа и синтеза линейных линеаризованных систем автоматического управления САУ базирующиеся на применении принципа обратной связи по выходной управляемой координате или по вектору координат состояния объекта управления. Продемонстрированы современные методы математического описания линейных объектов и систем во временной и частотной области показана взаимосвязь различных методов описания приведены наиболее распространенные в инженерной практике методы анализа и синтеза непрерывных и дискретных...
36671. СПЕЦИАЛЬНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА 2.13 MB
  Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. Проблема воспитания в семье ребенка с нарушением зрения182 6. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи. Семейное воспитание ребенка с ДЦП в раннем возрасте .
36672. Лекции и исследования по древней истории русского права 7.31 MB
  Но под источником права можно разуметь и продукт этой силы в данном случае самый закон; это на том основании что судья берет норму для решения известного случая прямо из закона который является для него источником права отдельных лиц. Начичность обычая проявлятся в том что известные юридические действия совершаются постоянно по единообразной норме. Чтобы доказать что в данное время действует известный обычай нужно привести ряд единообразных действий определяемых одним какимлибо юридическим началом. Если нет повода думать что...
36673. Информационная безопасность и конфиденциальность информации 36.23 KB
  Причины утери информации может быть выделено четыре: эксплуатационные поломки носителей информации, стихийные и техногенные бедствия, вредоносные программы, человеческий фактор.