27951

Структура и свойства темперамента. Коучинг как вид индивидуального консультирования. Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом

Шпаргалка

Логика и философия

Структура и свойства темперамента Темперамент лат. Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности обусловленные отсутствием у темперамента в его обычных психологических характеристиках единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных ведущих компонентов темперамента относящихся к сферам общей активности индивида его моторики и его эмоциональности.

Русский

2013-08-20

21.4 KB

6 чел.

Экзаменационный билет № 34

  1.  Структура и свойства темперамента
  2.  Специфика прикладного исследования в социальной психологии.
  3.  Коучинг как вид индивидуального консультирования. Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом.

  1.  Структура и свойства темперамента

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности.

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный, — его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств н качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

По В.С. Мерлину, темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности. Последняя состоит из следующих уровней: биохимического, соматического, нейродинамического, психодинамического (собственно темперамента), уровня свойств личности, уровня социальных ролей.

В.С. Мерлин выделяет следующие свойства темперамента:

  1.  экстраверсия  - интроверсия;
  2.  психодинамическая тревожность как предрасположенность к   

        реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;

  1.  реактивность как интенсивность реакции в ответ на

        поступающую стимуляцию;

  1.  импульсивность как скорость, с которой эмоция становится

         побудительной силой действия;

  1.  эмоциональная устойчивость как способность к контролю

         эмоций;

  1.  эмоциональная возбудимость как интенсивность эмоциональных

         переживаний;

  1.  активность как целенаправленная деятельность;
  2.  пластичность - ригидность (способность приспосабливаться к

         изменяющимся внешним условиям).

Свойства темперамента зависят от свойств организма в целом. В современной психологии обще признано, что свойства темперамента, могут изменяться в зависимости от условий развития. Динамические особенности психической деятельности зависят и от эмоций и от воли, т.е. определяются соотношением эмоциональных и волевых особенностей. Это соотношение (красис) и есть характерный признак, который со времени Гиппократа, лежит в основе определения понятия темперамента. Отличительным признаком свойств темперамента является то, что они образуют специфическое соотношение (красис), которое характеризует тип темперамента в целом. В зависимости от этого соотношения и каждое отдельное свойство темперамента приобретает специфическую характеристику. Таким образом, есть все необходимые основания отнести к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые

  1.  регулируют динамику психической деятельности в целом;
  2.   характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
  3.  имеют устойчивый и постоянный характер;
  4.  сохраняются и развиваются на протяжении длительного отрезка времени;
  5.  находятся в строго закономерном соотношении, характеризующим тип темперамента;
  6.  однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Таким образом, под темпераментом следует понимать совокупность устойчивых, индивидуально своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику его психической деятельности.

  1.  Специфика прикладного исследования в социальной психологии.

Бурное развитие социально-психологических исследований в значительной мере было стимулировано именно потребностями практики. Многие исследователи полагают, что социальная психология вообще зародилась как прикладная дисциплина и стимулом для нее послужили текущие социальные проблемы, ссылаясь при этом на К.Левина, который демонстрировал свою приверженность к практическим исследованиям.

В социальной психологии имеет место  определенный «обгон» фундаментальных исследований со стороны прикладных работ. Практические запросы становятся не только настоятельными, но и требующими достаточно быстрых решений. Такая ситуация порождает как положительные, так и отрицательные моменты для развития социальной психологии.

Положительные моменты заключаются в том, что различные области народного хозяйства и культуры финансируют прикладные исследования и тем самым создают благоприятные возможности для их развития.

Отрицательные моменты порождены тем, что социальная психология зачастую еще не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы, что иногда означает относительно низкое качество прикладных исследований.

На современном этапе гораздо более корректной позицией является позиция точного указания на то, что может и чего не может сегодня социальная психология.

Специфические трудности прикладных исследований в социальной психологии.

Всякое социально-психологическое исследование, проведенное «в поле», есть вторжение исследователя в жизнь реальной группы, где складываются определенные взаимоотношения, живут и действуют реальные люди с реальным миром своих собственных мыслей, чувств, отношений. Руководящим принципом работы здесь должен быть принцип «Не навреди!».

Особенности применяемых в социальной психологии методик. Вся стратегия прикладного исследования построена на постоянном взаимодействии исследователя с людьми, включенными в реальный процесс жизнедеятельности. Но человек в реальной социальной ситуации – это не испытуемый в лаборатории.

В процессе исследования «в поле» «испытуемый» перестает быть испытуемым в традиционном смысле этого слова: он прежде всего член своего коллектива, исполнитель особых функций, и исследование ценно тем, что фиксирует именно эту его деятельность. Это дает большой выигрыш полевому социально-психологическому исследованию, помогает избежать стерильности ситуации, возникающей в лаборатории, но это же заставляет улавливать такие переменные, которые чрезвычайно трудно учесть.

Предположим, исследователь приходит в цех и хочет изучить вопрос о характере отношений в коллективе по вертикали – между рабочими и мастером. Он может обратиться к рабочему, который только что получил замечание от мастера, выговор, кажущийся ему несправедливым. Чисто эмоциональная оценка ситуации в момент проведения исследования может дать такой сдвиг в данных, который исказит всю картину взаимоотношений.

Другой вопрос касается времени проведения прикладного исследования. Все социально-психологические методики громоздки, их применение требует значительного времени.

Особое значение приобретает соблюдения ряда этических норм. Социальный психолог, проводящий прикладное исследование должен быть осмотрителен, чтобы своим вмешательством не осложнить отношений в реальном коллективе.

Свойственная всякому прикладному исследованию трудность в отношении языка резко возрастает в социальной психологии. Особенно сложно пользоваться теми понятиями, которые имеют большое распространение в обыденной речи («личность», «деятельность», «ценность»). Любая методика, включающая эти термины, без операционального их определения может дать нежелательный эффект, если испытуемые будут понимать предложенные термины в том смысле, к которому они привыкли в повседневных ситуациях. Проблема, которая встает перед социальным психологом, заключается в своеобразной адаптации своего языка к испытуемому.

  1.  Коучинг как вид индивидуального консультирования. Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом.

В психологии существует два подхода к определению индивидуального психологического консультирования. Представители первого рассматривают индивидуальное психологическое консультирование как форму применения психологического знания для того, чтобы оказать диагностическую, коррекционную, терапевтическую, образовательную, профессиональную и иную помощь (Л.С. Алексеева, А.Ф. Ануфриев, Г.В. Бурменская, В.Н. Дружинин, А.Г. Лидерс, Н.Н. Обозов и др.). согласно второму подходу, психологическое консультирование определяется как самостоятельный, особый вид психологической помощи, имеющий свою специфику, отличающую его от других видов практической психологической деятельности (Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, А.Ф. Бондаренко, В.В. столин, Т.А. Флоренская и др.).

Развитие практики индивидуального психологического консультирования в рамках управления человеческими ресурсами привело к внедрению такого его вида как коучинг (coaching).

Коучинг (coaching) как технология разработана Джоном Уитмором и включает в себя исследование «открытых» проблем, которые могут иметь несколько возможных решений. Сам этот термин означает «тренировать, наставлять, воодушевлять». Коучинг служит для раскрытия потенциала личности, чтобы максимизировать производительность и эффективность деятельности. Он может осуществляться как по отношению к клиенту,  так и к себе в форме самокоучинга. Коучинг рассматривается как прямое воздействие с немедленным повышением эффективности – как при консультативном взаимодействии, так и при наставничестве (передача опыта старшим и более опытным человеком менее опытному).

 Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом..

Коучинг предполагает использование психотерапевтических методов, но не сводится к ним. Различие заключается в том, что психотерапия фокусируется на конкретной проблеме и разрешает ее, проникая глубоко в психику человека и историю его эмоциональных переживаний, коучинг же фокусируется на цели клиента, ориентируясь не на его прошлое, а на настоящее и будущее.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29598. Возникновение коммуникации. Социально-экономические факторы развития коммуникации 14.74 KB
  Возникновение коммуникации. Социальноэкономические факторы развития коммуникации. Выделяют два подхода к коммуникации: механистический однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации и получателем сообщения и деятельностныйсовместная деятельность участников коммуникации в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними. Целями коммуникации являются: обмен и передача информации; формирование умений и навыков развитие профессиональных качеств; формирование отношения к себе к...
29599. Схема и сущность коммуникативного процесса. Виды шумов в коммуникации 44.59 KB
  Схемы Большое распространение получила линейная модель коммуникации разработанная Лассуэлом и включающая 5 элементов: Кто передает сообщение – коммуникатор Что передается сообщение Как осуществляется передача канал Кому направлено сообщение аудитория С каким эффектом эффективность Р. К функциональным элементам относятся: источник информации продуцирующий сообщение; отправитель кодирующий сообщение в сигналы; канал проводящий это сообщение; получатель; цель или место назначения. Преимущество данной схемы состоит в...
29600. Виды и уровни коммуникации. Особенности массовой коммуникации 17.78 KB
  декодирование кодированиеобратная связь и тп особенности публичный характер открытость ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи опосредованность контактов множество реципиентов влияние институциональных предписаний особенности смк рассредоточение в пространстве многоконачльность СМК делятся на СМИ слухи и наружную рекламу 1. Слухи оказывают большое влияние на формирование общественного мнения благодаря обсуждению в малых приватных группах без освещения в СМИ. СМИ являются основным видом массовых...
29601. Массовая коммуникация в современном обществе: функциональный подход 15.29 KB
  Если это осуществляется в деятельности СМИ то таким образом ими реализуется важнейшая социальная функция интеграционная.фии МК: 1 обозрение окружающего мира: медиа расширяют горизонты познания индивида информационная функция; 2 корреляция с социальной структурой и ответственностью общества воздействие на него и его познание через обратную связь корреляционная функция проявляющаяся также в объяснении и интерпретации информационных сообщений в обеспечении поддержки существующим властям и господствующим нормам; 3 трансмиссия...
29602. Массовая коммуникация в современном обществе 17.28 KB
  Информационная функция: информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире; информационное обеспечение инновационных процессов; II. Функция социальной связи: интерпретация происходящего; поддержка существующих норм и властных отношений; социализация; координация разнонаправленной социальной активности формирование общественного согласия; III. Функция обеспечения преемственности: выражение образцов доминирующей культуры узнавание субкультур новых культурных направлений; поддержание общности социальных ценностей; IV....
29603. Основные теории коммуникации. Основные персоналии в мире теории и социологии массовой коммуникации 17.09 KB
  Основные теории коммуникации. Основные персоналии в мире теории и социологии массовой коммуникации. Коммуникации: по типу отношений: межличностная групповая массовая; по типу использования семиотических средств: речевая паралингвистическая вещественнознаковая. Существование социума невозможно без коммуникации.
29604. СМК делятся на СМИ, слухи и наружную рекламу 18.05 KB
  СМК делятся на СМИ слухи и наружную рекламу 1. Слухи оказывают большое влияние на формирование общественного мнения благодаря обсуждению в малых приватных группах без освещения в СМИ. СМИ являются основным видом массовых коммуникаций т. СМИ безличные средства доставки информации потребителю.
29605. Функции СМК в массовом обществе. Характеристики СМК как основного рекламоносителя 16.67 KB
  Функции СМК в массовом обществе. Характеристики СМК как основного рекламоносителя Деятельность СМК организуется и управляется специальными учреждениями редакциями теле и радиокомпаниями и др. СМК выступает в двуединой роли: как институт участвующий в процессе формирования целей развития общества обеспечивая его стабильность и как механизм их актуализации. Массмедиа служат неотъемлемой составной частью механизма осуществления роли СМК в жизни социума.
29606. Механизмы осуществления роли СМК в жизни социума. Деятельность СМК как реализация интересов разных социальных субъектов 13.38 KB
  Деятельность СМК как реализация интересов разных социальных субъектов. Деятельность СМК организуется и управляется специальными учреждениями редакциями теле и радиокомпаниями и др. СМК выступает в двуединой роли: как институт участвующий в процессе формирования целей развития общества обеспечивая его стабильность и как механизм их актуализации.