27951

Структура и свойства темперамента. Коучинг как вид индивидуального консультирования. Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом

Шпаргалка

Логика и философия

Структура и свойства темперамента Темперамент лат. Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности обусловленные отсутствием у темперамента в его обычных психологических характеристиках единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных ведущих компонентов темперамента относящихся к сферам общей активности индивида его моторики и его эмоциональности.

Русский

2013-08-20

21.4 KB

6 чел.

Экзаменационный билет № 34

  1.  Структура и свойства темперамента
  2.  Специфика прикладного исследования в социальной психологии.
  3.  Коучинг как вид индивидуального консультирования. Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом.

  1.  Структура и свойства темперамента

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности.

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный, — его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств н качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

По В.С. Мерлину, темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности. Последняя состоит из следующих уровней: биохимического, соматического, нейродинамического, психодинамического (собственно темперамента), уровня свойств личности, уровня социальных ролей.

В.С. Мерлин выделяет следующие свойства темперамента:

  1.  экстраверсия  - интроверсия;
  2.  психодинамическая тревожность как предрасположенность к   

        реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;

  1.  реактивность как интенсивность реакции в ответ на

        поступающую стимуляцию;

  1.  импульсивность как скорость, с которой эмоция становится

         побудительной силой действия;

  1.  эмоциональная устойчивость как способность к контролю

         эмоций;

  1.  эмоциональная возбудимость как интенсивность эмоциональных

         переживаний;

  1.  активность как целенаправленная деятельность;
  2.  пластичность - ригидность (способность приспосабливаться к

         изменяющимся внешним условиям).

Свойства темперамента зависят от свойств организма в целом. В современной психологии обще признано, что свойства темперамента, могут изменяться в зависимости от условий развития. Динамические особенности психической деятельности зависят и от эмоций и от воли, т.е. определяются соотношением эмоциональных и волевых особенностей. Это соотношение (красис) и есть характерный признак, который со времени Гиппократа, лежит в основе определения понятия темперамента. Отличительным признаком свойств темперамента является то, что они образуют специфическое соотношение (красис), которое характеризует тип темперамента в целом. В зависимости от этого соотношения и каждое отдельное свойство темперамента приобретает специфическую характеристику. Таким образом, есть все необходимые основания отнести к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые

  1.  регулируют динамику психической деятельности в целом;
  2.   характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
  3.  имеют устойчивый и постоянный характер;
  4.  сохраняются и развиваются на протяжении длительного отрезка времени;
  5.  находятся в строго закономерном соотношении, характеризующим тип темперамента;
  6.  однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Таким образом, под темпераментом следует понимать совокупность устойчивых, индивидуально своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику его психической деятельности.

  1.  Специфика прикладного исследования в социальной психологии.

Бурное развитие социально-психологических исследований в значительной мере было стимулировано именно потребностями практики. Многие исследователи полагают, что социальная психология вообще зародилась как прикладная дисциплина и стимулом для нее послужили текущие социальные проблемы, ссылаясь при этом на К.Левина, который демонстрировал свою приверженность к практическим исследованиям.

В социальной психологии имеет место  определенный «обгон» фундаментальных исследований со стороны прикладных работ. Практические запросы становятся не только настоятельными, но и требующими достаточно быстрых решений. Такая ситуация порождает как положительные, так и отрицательные моменты для развития социальной психологии.

Положительные моменты заключаются в том, что различные области народного хозяйства и культуры финансируют прикладные исследования и тем самым создают благоприятные возможности для их развития.

Отрицательные моменты порождены тем, что социальная психология зачастую еще не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы, что иногда означает относительно низкое качество прикладных исследований.

На современном этапе гораздо более корректной позицией является позиция точного указания на то, что может и чего не может сегодня социальная психология.

Специфические трудности прикладных исследований в социальной психологии.

Всякое социально-психологическое исследование, проведенное «в поле», есть вторжение исследователя в жизнь реальной группы, где складываются определенные взаимоотношения, живут и действуют реальные люди с реальным миром своих собственных мыслей, чувств, отношений. Руководящим принципом работы здесь должен быть принцип «Не навреди!».

Особенности применяемых в социальной психологии методик. Вся стратегия прикладного исследования построена на постоянном взаимодействии исследователя с людьми, включенными в реальный процесс жизнедеятельности. Но человек в реальной социальной ситуации – это не испытуемый в лаборатории.

В процессе исследования «в поле» «испытуемый» перестает быть испытуемым в традиционном смысле этого слова: он прежде всего член своего коллектива, исполнитель особых функций, и исследование ценно тем, что фиксирует именно эту его деятельность. Это дает большой выигрыш полевому социально-психологическому исследованию, помогает избежать стерильности ситуации, возникающей в лаборатории, но это же заставляет улавливать такие переменные, которые чрезвычайно трудно учесть.

Предположим, исследователь приходит в цех и хочет изучить вопрос о характере отношений в коллективе по вертикали – между рабочими и мастером. Он может обратиться к рабочему, который только что получил замечание от мастера, выговор, кажущийся ему несправедливым. Чисто эмоциональная оценка ситуации в момент проведения исследования может дать такой сдвиг в данных, который исказит всю картину взаимоотношений.

Другой вопрос касается времени проведения прикладного исследования. Все социально-психологические методики громоздки, их применение требует значительного времени.

Особое значение приобретает соблюдения ряда этических норм. Социальный психолог, проводящий прикладное исследование должен быть осмотрителен, чтобы своим вмешательством не осложнить отношений в реальном коллективе.

Свойственная всякому прикладному исследованию трудность в отношении языка резко возрастает в социальной психологии. Особенно сложно пользоваться теми понятиями, которые имеют большое распространение в обыденной речи («личность», «деятельность», «ценность»). Любая методика, включающая эти термины, без операционального их определения может дать нежелательный эффект, если испытуемые будут понимать предложенные термины в том смысле, к которому они привыкли в повседневных ситуациях. Проблема, которая встает перед социальным психологом, заключается в своеобразной адаптации своего языка к испытуемому.

  1.  Коучинг как вид индивидуального консультирования. Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом.

В психологии существует два подхода к определению индивидуального психологического консультирования. Представители первого рассматривают индивидуальное психологическое консультирование как форму применения психологического знания для того, чтобы оказать диагностическую, коррекционную, терапевтическую, образовательную, профессиональную и иную помощь (Л.С. Алексеева, А.Ф. Ануфриев, Г.В. Бурменская, В.Н. Дружинин, А.Г. Лидерс, Н.Н. Обозов и др.). согласно второму подходу, психологическое консультирование определяется как самостоятельный, особый вид психологической помощи, имеющий свою специфику, отличающую его от других видов практической психологической деятельности (Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, А.Ф. Бондаренко, В.В. столин, Т.А. Флоренская и др.).

Развитие практики индивидуального психологического консультирования в рамках управления человеческими ресурсами привело к внедрению такого его вида как коучинг (coaching).

Коучинг (coaching) как технология разработана Джоном Уитмором и включает в себя исследование «открытых» проблем, которые могут иметь несколько возможных решений. Сам этот термин означает «тренировать, наставлять, воодушевлять». Коучинг служит для раскрытия потенциала личности, чтобы максимизировать производительность и эффективность деятельности. Он может осуществляться как по отношению к клиенту,  так и к себе в форме самокоучинга. Коучинг рассматривается как прямое воздействие с немедленным повышением эффективности – как при консультативном взаимодействии, так и при наставничестве (передача опыта старшим и более опытным человеком менее опытному).

 Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом..

Коучинг предполагает использование психотерапевтических методов, но не сводится к ним. Различие заключается в том, что психотерапия фокусируется на конкретной проблеме и разрешает ее, проникая глубоко в психику человека и историю его эмоциональных переживаний, коучинг же фокусируется на цели клиента, ориентируясь не на его прошлое, а на настоящее и будущее.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76133. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАГНИТОВ 64.5 KB
  Галактик и туманности едва различимые телескопами непостижимые по размерам магниты. Термоядерный синтез магнитодинамическое генерирование электроэнергии ускорение заряженных частиц в синхротронах подъём затонувших судов ...
76134. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТТЕРАПИИ 69.36 KB
  По оценкам психологов более 20 детей приходят в первый класс с различными пограничными расстройствами психического здоровья. К ним относят эмоциональных возбудимых тревожных неадекватно реагирующих на различные ситуации детей.
76135. Демокрит 38.52 KB
  Много путешествовал. Целью его странствий было знакомство с идеями мыслителей в далеких странах. Вне сомнения он посетил Персию Египет Вавилон и области вокруг Красного моря. Во время путешествий он заметно углубил свое образование в естествознании астрономии и особенно в математике.
76136. Основные положения норманнской и антинорманской теории 57.82 KB
  Однако кроме этой книги он является также автором другого издания Опыт новейшей истории о России которую рассматривал как продолжение Истории Российской В. Каковы основные тенденции развития Европы и России в XVII в.
76137. Безработица: сущность причины формы и последствия 30.04 KB
  Безработица это социальноэкономическое явление при котором часть трудоспособного населения не находит применения своему труду не получает работу причиной этого является превышение числа желающих найти работу над числом имеющихся рабочих мест.
76138. Элементы процесса управления. Функции управления 52.65 KB
  Актуальность темы контрольной работы состоит в том что эффективность управления определяется степенью взаимодействия сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики. Цель работы: изучить вопросы определения менеджмента как вида деятельности его место в процессе управления.
76139. Несогласованность расчетов рассеивания в атмосфере вредных веществ и нормирование их концентрации 263.5 KB
  В 1951 г. в нашей стране были утверждены ПДК для 10 наиболее распространенных атмосферных загрязнителей. Это были первые в мире нормативы качества воздуха введенные работами проф. В.А. Рязанова и его последователей.
76140. WiFi технология беспроводной связи 180.5 KB
  Во всем мире стремительно растет потребность в беспроводных соединениях особенно в сфере бизнеса. Пользователи с беспроводным доступом к информации всегда и везде могут работать гораздо более производительно и эффективно чем их коллеги привязанные к проводным телефонным и компьютерным сетям.
76141. ДОПИНГ В СПОРТЕ И ЖИЗНИ 147.5 KB
  В настоящее время для профессионального спорта остро стоит проблема применения спортсменами допинга. Решение данной задачи сразу же влечёт за собой цепь сопутствующих вопросов: как совершенствовать систему допингконтроля какие препараты запретить к использованию...