27952

Определение и структура характера. Типологии характера. Стратегии поведения в ситуации конфликта (концепция Блейка – Моутона)

Шпаргалка

Логика и философия

Типологии характера. Типологии характера. Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Немов В характере выражаются наиболее типичные существенные особенности человека знание которых позволяет в какойто мере предвидеть как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

Русский

2013-08-20

33.66 KB

7 чел.

Экзаменационный билет № 35

  1.  Определение и структура характера. Типологии характера.
  2.  Природа и структура общения. Общение как обмен информацией.
  3.  Стратегии поведения в ситуации конфликта (концепция Блейка – Моутона).

  1.  Определение и структура характера. Типологии характера.

Характер в переводе с греческого означает «печать» или «чеканка».

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. (М.В. Гамезо, И.А. Домашенко)

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок. (Р.С. Немов)

В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Тип ВНД не предопределяет содержательной стороны личности в целом. Например, такие черты характера как принципиальность, честность, вежливость можно выработать на базе любого типа нервной системы. ВНД влияет на процесс формирования отдельных черт характера (легкость, темп, быстроту). Так, например, страстная, порывистая настойчивость быстрее и легче формируется у человека с неуравновешенной нервной системой, а спокойная, медлительная манера поведения – на базе уравновешенной.

Характер – не простая совокупность, случайный набор  изолированных  особенностей и черт.  Его различные  св-ва взаимосвязаны,  взаимозависимы и образуют  целостное структурное  образование.  

Структура характера – это совокупность устойчивых связей между множеством черт характера; это закономерная зависимость между отдельными его чертами.

Черта характера – это устойчивое свойство человека, из которого вытекает какая-либо линия поведения.

Среди множества черт характера некоторые  выступают как  ведущие, другие – как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств; при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими  свойствами, что образует  цельные или более  противоречивые  характеры.  

Два подхода к структуре характера в отеч. психологии:

I В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к действительности:

1) в отношении к другим людям – справедливость, правдивость или лживость,  тактичность  или грубость и пр.

2)  в отношении к делу – ответственность  или недобросовестность,  трудолюбие или леность, работоспособность и пр.

3)  в отношении к себе – скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность;

4)  в отношении к собственности – щедрость или жадность, бережливость или  расточительность, аккуратность или неряшливость.

II) В зависимости от преобладающего влияния тех или иных сторон  психики на отношения и деятельность человека можно выделить интеллектуальные (сообразительность, глубокомыслие, находчивость, любознательность), волевые (решительность, самообладание, настойчивость, самостоятельность, активность, организованность) и эмоциональные (порывистость, впечатлительность, безразличие, отзывчивость и др.) черты характера.

Типология характера

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей.

Основные из них следующие:

1.Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2.Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3.Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституции человека: 1)астенический, 2)атлетический и 3)пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

1. Астенический тип.

2. Атлетический типу.

3. Пикнический тип.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера (понятие «акцентуации» было введено в психологию К. Леонгардом). Более поздние классификаторы характеров строились в основном на описании этих акцентуаций.

В первую очередь следует рассмотреть концепция Леонгарда, которая основывается на предположении о наличии основных и дополнительных черт. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах могут разрушить всю структуру личности.

1.Гипертимный тип.

2..Дистимныйтип.

3. Циклоидный тип.

4. Возбудимый тип.

5. Застревающий тип.

6. Педантичный тип.

7. Тревожный тип.

8. Эмотивный тип.

9. Демонстративный тип.

10. Экзальтированный тип.

11. Экстравертированный тип.

12. Интровертированный тип.

Еще одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор классификации так: «при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание).

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип.

2. Циклоидный тип.

3. Лабильный тип.

4. Астеноневротический тип.

5. Сенситивный тип.

6. Психастенический тип.

7. Шизоидный тип.

8. Эпилептоидный тип.

9. Истероидный тип.

10. Неустойчивый тип.

11. Конформный тип.

Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии.

Существуют и другие классификации типов характера, например, социальная типология характеров Э.Фромма (она построена на основе отношения человека к жизни, обществу и нравственным ценностям):

1.Мазохист-садист.

2.Разрушитель.

3.Конформист-автомат.

Широкое распространение получила классификация характеров в зависимости от их принадлежности к экстравертированному и интровертированному типам, предложенная Юнгом.

Практически все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более или менее выражен. Если на оси изобразить интенсивность проявления характера,  степень его выраженности,  то обозначатся три зоны: 1) зона абсолютно «нормальных» характеров; 2) зона выраженных характеров (скрытые и явные акцентуации); 3) зона  сильных отклонений  характера, или психопатии.

                                       Н                                                      П

                                                    а               б   

  

                         I                                  II                                   III

Н – норма

П- патология

I – «средние» характеры  

II – акцентуированные характеры.: а – скрытые акцентуации, б – явные акцентуации;

Ш – психопатии.                   

Критерии психопатий:

1) характер стабилен (т.е. мало меняется в течение жизни)

2) тотальность проявлений характера (одни и те же черты характера проявляются и дома, и на работе, и на отдыхе)

3) социальная дезадаптация

  1.  Природа и структура общения. Общение как обмен информацией.

Общение – это взаимодействие между людьми, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств общения для установления взаимоотношения (Бодалев).

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга (из словаря под ред. Петровского).

По своему назначению общение многофункционально. Рассмотрим его основные функции (Куницина, Казаринова, Погольша):

  1.  контактная — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
  2.  информационная — обмен сообщениями, мнениями, решениями;
  3.  побудительная — стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
  4.  координационная — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
  5.  функция понимания — адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, и взаимное понимание — намерений, установок, переживаний, состояний;
  6.  эмотивная — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а так же изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
  7.  функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;
  8.  функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

 К структуре общения можно подойти по-разному.  Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

                                                                             ОБЩЕНИЕ

                             

                                Коммуникация                       Интеракция                      Социальная перцепция

                 (Коммуникативная сторона)         (Интерактивная сторона)        (Перцептивная сторона)

Коммуникативная сторона в узком смысле состоит в обмене информацией  между общающимися индивидами.  Интерактивная  сторона  заключается в организации  взаимодействия между  общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.  Перцептивная  сторона общения  означает процесс восприятия и познания др. друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности  каждая из этих сторон  не существует изолированно от других.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S    S). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке».

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация — рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которого исходит информация.

Модель коммуникативного процесса по Лассуэллу включает 5 элементов:

  1.  Кто? (передает сообщение) – коммуникатор
  2.  Что? (передается) – сообщение
  3.  Как? (осуществляется передача) – канал
  4.  Кому? (направлено сообщение) – Аудитория
  5.  С каким эффектом? – эффективность

Существуют три позиции коммуникатора:

  1.  открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения;
  2.  отстраненная – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;
  3.  закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения.

Передача любой информации  возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует  несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно  построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации.

Вербальная коммуникация  использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный  звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую 2 принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством  коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи  менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т. д.), известны участвующим в общении лицам.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе  говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.  Термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических  компонентов  вербальной коммуникации.

С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К – С – Р (коммуникатор – сообщение – реципиент)  асимметрична.

                                     Кодирование          Текст

                                             ●                        ●                            Декодирование

           Смысл      ●                                                                               раскрытие   смысла

                        

                  

    Интенция ●                                                                                                     Р   

                 К                                           Сообщение                                                                                                    

       Коммуникатор                                                                                   Реципиент               

          (кодирует)

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т.к. «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем  воплощает его в систему  знаков. Для «слушающего» смысл  принимаемого сообщения  раскрывается одновременно с декодированием.  

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации.

Мера  известной согласованности  действий коммуникатора  и реципиента в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большой степени зависит  от их включенности в общий контекст деятельности.   Успешность  вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько  партнеры  обеспечивают  тематическую  направленность  информации, а также  ее двусторонний характер.

 Диалог ведут между собой личности, обладающими определенными намерениями (интенциями), т.е. диалог представляет собой «активный двусторонний характер взаимодействия партнеров».  Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи.

Совокупность   определенных мер, направленных на повышение  эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации».

Невербальная коммуникация (от лат. verbalis – устный и лат. cоmmunicatiо – общаться) — поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению.

Основные функции невербальных средств общения:

  1.  Информативная.
  2.  Регулятивная (невербальное сообщение регулирует поведение).
  3.  Репрезентация эмоциональных состояний
  4.  Прогностическая (умение прогнозировать поведение человека в определенных ситуациях по его внешним проявлениям).
  5.  Маскирующая (контроль своих телесных проявлений, сознательное употребление одних и избегание других).
  6.  Развивающая (социально – перцептивные способности)
  7.  Замещение (неверб. сообщения используются вместо вербальн.)

Структурная схема невербального поведения (Лабунская В.А., 1989)

Её составляющие:

1. Акустическая:

  1.  Экстралингвистика (паузы, кашель, смех, плач)
  2.  Паралингвистика (интонации, тембр, темп, громкость голоса)

2. Оптическая:

  1.  кинесика:

-    экспрессия (мимика, позы, жесты, походка, физиогномика)

-    невербальные действия (грохот, скрип, шуршание)

-     контакт глаз

  1.   Кинестетика: (рукопожатие, похлопывание, поза, телодвижения)
  2.  динамические
  3.  статические
  4.  Ольфактическая. (запах тела, запах косметики)

  1.  Стратегии поведения в ситуации конфликта (концепция Блейка – Моутона).

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Каждый конфликт – это столкновение, но не каждое столкновение – это конфликт. Конфликт возникает при отрицательных эмоциях, когда человек перестает управлять собой.

Конфликтная ситуация содержит субъектов возможного конфликта (самих участников) и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

После того, как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению или конфликтным отношениям, которые направлены на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.

Естественно, что сами участники конфликта могут избрать самые различные стратегии поведения. Р.Блейк и Дж. Моутон выделяют следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации:

1) сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

2) компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки;

3) избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

4) приспособление — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

Стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития, а зачастую и для конечного результата, исхода конфликта. Стоит отметить, что такие стратегии как избегание и приспособление, хотя и имеют разное психологическое содержание, фактически направлены на уход от конфликтного взаимодействия. В этом смысле они меньше интересуют конфликтологов, внимание которых, как правило, сосредоточено на обсуждении других принципиальных возможностей – «борьбы» как конкурентного способа взаимодействия в конфликте и «сотрудничества» как попытки кооперативного разрешения конфликта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67281. Экспертиза и контроль экологичности и безопасности 23.01 KB
  Нормативные показатели являются основой для проведения экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза проводится общественными организациями объединениями основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды в том числе проведение экологической...
67282. Буддизм. Джайнизм. Сикхизм 33.5 KB
  Одной из самых старейших дхармических религий является индуизм – это национальная религия Индии. Индус приверженец индуизма а индиец гражданин Индии вне зависимости от его этнической религиозной или другой принадлежности поэтому не все жители Индии индусы.
67283. Асиметричні криптоперетворення в групі точок ЕК та їх застосування для забезпечення конфіденційності 261.81 KB
  Для заданого дійсного набору параметрів еліптичної кривої особистий ключ і відповідний відкритий ключ можуть бути генеровані таким чином: Вибирається випадкове або псевдовипадкове ціле d на відрізку [2, n–2], яке має бути захищене від несанкціонованого розкриття й бути непередбачуваним.
67284. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 200 KB
  Среди них моральные правовые политические эстетические корпоративные религиозные обычаи традиции привычки нравы деловые обыкновения обряды ритуалы требования этикета корректности приличия и др. Юристы имеют дело прежде всего с правовыми нормами которые представляют для них...
67285. Верхні й нижні колонтитули, стовпці та шаблони 317 KB
  Ця тема бере на себе більш складне завдання вона повинна показати читачеві як за допомогою викладеного раніше матеріалу створити шаблон всього сайту. Досить докладне уявлення такого процесу показано на малюнку 1 і з десяти показаних там кроків дана тема розглядає чотири зокрема...
67286. ОСНОВЫ НЕЙРОЭНДОКРИННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИЙ 148.5 KB
  Некоторые гормоны как например лютеинизирующий гормон передней доли гипофиза или мужской половой гормон тестостерон поступают в кровь путём пульсирующей секреции которая происходит в течение 12 минут и неоднократно повторяется на протяжении суток вследствие такого характера секреции уровень гормона...
67287. Лексика с экспрессивно-стилистической точки зрения 101 KB
  Функциональный стиль реализуется в устной и письменной формах и имеет особенности в лексике, фразеологии, словообразовании, морфологии, синтаксисе, фонетике, в использовании эмоционально-оценочных и экспрессивно-образных средств, в наличии своей системы клишированных средств.
67288. Формы государственно-территориального устройства 17.2 KB
  Тенденция: расширение предмета регулирования. Субсидиарность – принцип территориальной организация власти, при которой обеспечивается оптимальное разграничение полномочий между территориальными единицами и достигается эффективность управления и учет интересов населения.
67289. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СТАЛИ 54 KB
  Инструментальные стали делятся на четыре категории: 1 пониженной прокаливаемости преимущественно углеродистые; 2 повышенной прокаливаемости легированные; 3 штамповые; 4 быстрорежущие. Углеродистые и легированные стали применяются для режущего инструмента при легких условиях работы и для измерительного инструмента.