27953

Роль механизмов идентификации в процессе становления личности. Психология индивидуальных различий по Майерс-Бригс

Шпаргалка

Логика и философия

Что касается другого типа взаимодействия конкуренции то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме а именно на конфликте. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. Межличностные отношения также даны во взии: они определяют как тип взя который возникает при данных конкретных условиях так и степень выраженности этого типа. Описание типологии MBTI ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА Основой тестирования служит классификация Карла Юнга разделившего в 1920 г различные группы людей по основным архетипам...

Русский

2013-08-20

53.89 KB

1 чел.

Экзаменационный билет № 36

  1.  Роль механизмов идентификации в процессе становления личности
  2.  Природа и структура общения. Общение как взаимодействие
  3.  Психология индивидуальных различий по Майерс-Бригс. Основные характеристики шкал  диагностической методики  MBTI.

  1.  Роль механизмов идентификации в процессе становления личности

ИНДИВИД (индивидуум) - по Леонтьеву - об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя Hominis Sapientis. В понятии выражаются по крайней мере два основных признака: 1) неделимость, или целостность субъекта; 2) наличие у него особенных -индивидуальных - свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек - и животное - рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные генотипические свойства в ходе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами - способностями, темпераментом, эмоциональностью.

1. Человек как единичное природное существо, представитель вида Hominis Sapientis, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (см.  генотип;

фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и пр.).

2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее

собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида: 1) целостность психофизиологической организации; этот признак указывает на системность связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида; 2) устойчивость во взаимодействии с окружающим миром определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая однако существование моментов пластичности, гибкости, вариативности; 3) активность - обеспечивая способность индивида к самоизменению, диалектически сочетав зависимость от  ситуации  с  преодолением  ее   непосредственных воздействий.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов (ел. восприятие) н интеллекта, потребностей и способностей индивида.

С т. эр. материализма, предпосылка формирования человеческой индивидуальности - анатомо-физнологические задатки, кои преобразуются в ходе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

ЧЕЛОВЕК - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности. Как субъект и продукт деятельности трудовой в обществе является системой, где физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.

Человек - предмет изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и пр. Психология изучает в человеке психику и ее развитие, его индивидуально-психологические особенности, роли, выполняемые им в социальной жизни, его деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении.

ЛИЧНОСТЬ - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием

Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон ее активности.

Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе,  конструируемая  индивидом  в  процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности  - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании. Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях,  образующих единство:   1)  личность  как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы    психических     свойств,     образующих     ее индивидуальность,  мотивы,  направленности личности;  структура характера личности, особенности темперамента, способности; 2) личность как включенность индивида в пространство межиидивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия,  возникающие в группе,  могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива  в  понимании  взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы,  либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое,  групповое   - как личностное; 3} личность как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно лотребностной других личностей.

Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, н обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания.

Уильям Джемс  

Предложил одну из первых в психологии теорию личности. В эмпирическом Я, или личности им были выделены:

1.Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.; 2.Социальные личности как форма признания в нас личности со стороны других людей;

3.Духовная личность как единство всех духов свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т.п.

Еще в 30-е гг. Л,С. Выготский говорил о социализации как о преобразовании интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общения, как об интериори-зации или присвоении индивидом общественного опыта, культурных знаков (культурн о -историческая концепция развития высших психических функций).

Согласно Л.С. Выготскому, переход от низших психических функций к высшим есть присвоение культуры индивидом. Источник этого процесса - в социальных отношениях, взаимодействии ребенка и взрослого. Социализация практически тождественна "окультуриванию" как присвоению социального опыта ребенка через взаимодействие с носителем этого опыта. Через других мы становимся самими собой. Это правило относится не только к личности в целом, но и к истории каждой отдельной психической функции. Всякая психическая функция первоначально появляется как разделенная со взрослым. Устанавливая контакт с ребенком, наполняя общение соответствующим содержанием, взрослый во многом определяет развитие личности воспитываемого. За всеми высшими функциями личности стоят социальные или реальные отношения.

Всеобщими и универсальными механизмами социализации являются интериоризация и экстериоризация, которые проявляются в ряде психологических механизмов, выполняющих защитную (адаптивную), регулятивную и самоактуализирующую функции. Рассмотрим некоторые из них.

1. Механизм самоограничения. Когда человек понимает, что его достижения менее значительны, чем достижения других, он страдает, его самоуважение понижается. Некоторые люди в такой ситуации прекращают деятельность, т.е. отступают перед трудностями, ограничивают возможности своего Я. Самоограничение связано с возникновением в сознании личности когнитивного диссонанса, т.е. негативного побудительного состояния. Оно появляется в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя противоречивыми "знаниями" (мнениями, понятиями) об одном и том же объекте. Состояние диссонанса переживается субъективно как дискомфорт, от которого пытаются избавиться либо путем изменений одного из элементов противоречивых знаний, либо путем введения нового элемента.

2. Проекционный механизм. - приписывание собственных нежелательных черт другим, что защищает человека от осознания этих же черт в себе. Чтобы сохранить самоуважение, человек обращает на других те отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя. Этот механизм проекции позволяет личности оправдать многие свои поступки, мотивируемые неприемлемыми для нее моральными принципами, желаниями и установками; он не уважал бы себя, если бы осознавал эту особенность в себе. Такой человек имеет тенденцию постоянно критиковать окружающих, потому что приписывает им проявления нечестности, жесткости и других негативных качеств. Экспериментально установлено, что люди с высоким уровнем самооценки, но с невысоким мнением о других, проецируют на них собственные недостатки, Проекция в реальных жизненных ситуациях осуществляется не изолированно, а во взаимодействии с другими механизмами социализации. Подозрительный человек склонен и другим приписывать этот порок, эгоистичный и раздражительный обнаруживает эти же недостатки у окружающих. Однако собственные недостатки при этом не замечаются, они вытесняются из со-| знания, подавляются или являются основой механизма образования противоположной реакции.

3. Механизм идентификации, с помощью которого в целом ряде случаев человек отождествляет себя с другим субъектом, или целой группой, т.е. одно лицо (субъект идентификации) осуществляет в основном подсознательно психическое уподобление другому (объект идентификации). Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям других людей, интериоризации их ценностей и установок. Этот механизм проявляется во всех возрастных группах. Ее объектами могут стать родители, другие близкие люди, значимые лица, не только реальные, но и воображаемые (например, герои кинофильмов и книг). Идентификация может быть полной или частичной, сознательной и неосознаваемой. Ее иногда отождествляют с научением как имитацией (подражанием). Однако при идентификации человек не только подражает действиям другого, но и становится похожим на него. Идентификация лежит в основе принятия тех или иных социальных ролей. Кроме того, идентификация со значимым другим порождает избирательную внушаемость и конформность и, наоборот, избирательную невосприимчивость воздействий других и нонконформизм,

4. Механизм интроекции, который тесно связан с идентификацией и является простейшей формой интериоризации. При интроекции качества и установки другого как бы "встраиваются" в структуру личности субъекта без специальной переработки, в неизменном виде, Часто он действует подсознательно, но при самоанализе его результаты могут становиться осознанными. Идентификация лежит в основе эмпатии, т.е. сопереживания эмоциональным состояниям другого, проникновения в его переживания.

Таким образом, существует огромное количество механизмов социализации человека, его адаптации к внешнему миру и к самому себе.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ - это понятие было введено Фрейдом, но широко распространилось за рамками психоанализа, в частности - в психологии социальной. Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр. Современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности.

1. Преимущественное понимание - как процесс н результат самоотождествления с другим человеком,  группой,  образом  или символом (см.  также иитроекция)  на основании  установившейся

эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мнр н принятие как собственных норм, ценностей н образцов. Уподобление, отождествление с  кем-либо,  чем-либо.   Открытое  подражание  как

следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве.

2. Опознание чего-либо или кого-либо.  В этом значении термин используется в  психологии общей  и в  психологии  инженерной и юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или различие.  Благодаря идентификации происходит распознание образов, образование обобщений и их классификация,  анализ знаковых систем и пр.  Когда объект идентификации  -  человек, она выступает как процесс опознания того качества, на основании коего можно: 1) отнести личность к некоторому классу или типу - например, идентификация преступника; 2) признать личность целостной и идентичной самой себе.

3. Представление,   видение субъектом другого  человека как продолжения себя самого;  наделение его своими чертами, чувствами,  желаниями,    например, родители,  ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов.

4. Понимание   н   интерпретация   другого   человека   путем отождествления себя с ним. Здесь идентификация есть эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с

другим - субъектом, группой, образцом; механизм постановки себя на место другого,  что проявляется  в виде погружения,   перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого индивида

и приводит к усвоению его смыслов  личностных.   Это  позволяет моделировать смысловое поле партнера  по общению,  обеспечивает взаимопонимание и вызывает содействующее поведение.  Как механизм взаимопонимания  -  это способ понимания другого через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта.

В психоанализе идентификация понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении и пр. Это понятие было введено Фрейдом, сначала - для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее - для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством коих маленький ребенок усваивает образцы поведения других значимых, формирует "сверх-Я", принимает женскую или мужскую роль и пр.

Идентификация - противоположность нарциссизму и играет огромную роль в поведении и психической жизни. Ее психологический смысл - в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку.

Идентификация - это защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему. Благодаря ей также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом. При расширительном толковании - неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Идентификация может происходить с любым объектом - человеком, животным, предметом, идеей и пр. Механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, вчувствование, приобретая в некоторых случаях свойство "психической инфекции", столь характерной для толпы.

Фрейд выделил несколько типов идентификации. В младенчестве возникает идентификация первичная - примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта "тотальная захваченность объектом" уступает место идентификации вторичной, играющей роль механизма защитного, благодаря коему ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия. Эта форма идентификации - предыстория комплекса Эдипова, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует некоторые особенности его поведения. Эта парциальная идентификация амбивалентна н может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации приобретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с комплексом Эдиповым. Это происходит к пяти-шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Т. е., не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение комплекса Эдипова, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него.

Применительно взрослого субъекта идентификация связывается с симптомом невротическим, при коем у субъекта - из-за желания оказаться в положении объекта - возникают болезненные явления, характерные для последнего.

Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие идентификации стало центральным механизмом формирования способности Я-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием коей является переживание своей тождественности с объектом.

  1.  Природа и структура общения. Общение как взаимодействие

О. - 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной Д.; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. 2) Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной Д. и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.

Общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями. В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается субъект, но по поводу чего он общается. Здесь вновь уместна аналогия с изучением деятельности: если там важен анализ предмета деятельности, то здесь важен в равной степени анализ предмета общения.

К структуре О. можно подойти по-разному. Мы предлагаем характеризовать структуру О. путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона в узком смысле состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона О. означает процесс восприятия и познания др. друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других.

Место взаимодействия (вз-я) в структуре общения.

Вз-е - случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт 2-х и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их деятельности, поведения, установок, отношений.

Вз-е (в узком смысле) - !) система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных причинной циклической зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией поведения другого. 2) взаимосвязь субъектов в совместной деятельности.

Существуют различные подходы к пониманию взаимосвязи общения и вз-я.

1. Содержание общения сводится к содержанию вз-я: отождествление общения и вз-я. И то, и то интерпретируется как коммуникация в узком смысле (т.е. как обмен информацией).

2. Понимания вз-я как формы, а общение - как содержания некоторого процесса.

3. Связанное, но самостоятельное существование общения как коммуникации и вз-я как интеракции.

В отечественной психологии: вз-е выступает как организация совместных действий. Если коммуникативный процесс рождается на основе совместной Д., то обмен знаниями и идеями по поводу этой Д. неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее Д., организовать ее. В ходе Д. для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать "обмен действиями", спланировать общую Д. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида "планами, созревшими в голове другого", которая и делает Д. действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа.

Такое решение вопроса исключает отрыв вз-я от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной Д., "по поводу" ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой Д., т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

Теоретические подходы к описанию структуры вз-я. Большое распространение получила т.н. теория действия, или теория социального действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс). Они фиксировали некоторые компоненты вз-я: люди, их связь, воздействие др. на др и, как следствие этого, их изменения. Задача: поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии. В основе социальной д. лежат межличностные вз-я, на них строится человеческая Д. в ее широком проявлении, она - результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно. Элементы: а) деятель, б) "другой" (объект, на который направлено действие), в) нормы (по которым организуется вз-е), г) ценности (которые принимает каждый участник), д) ситуация (в которой совершается действие). Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении "другого" деятель развивает систему ориентаций и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. М.б. выделено 5 пар таких ориентаций, которые дают классификацию возможных видов вз-й и могут описать все виды человеческой Д. Несостоятельность теории: абстрактная схема действия не имела значения для эмпирического анализа действий, абстрактные элементы структуры действий не схватывают содержательную сторону действий (т.к. она задается содержанием социальной Д. в целом). Утрата социального контекста: все богатство социальной Д. выводится из психологии индивида.

Другой подход: описание ступеней развития структуры вз-я (Я. Щепаньский). При этом вз-е расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Центральное понятие для описания социального поведения - понятие социальной связи. Она м.б. представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (взаимная заинтересованность), в) социального контакта (совместная Д.), г) вз-я ("систематическое постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера"), д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий). Анализ подхода: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают как предпосылки индивидуального акта вз-я, и т.о., схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок вз-я "социального контакта", понятого как совместная Д., во многом меняет картину: если вз-е возникает как реализация совместной Д., то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой. Близка к данной схеме схема Панферова В.Н.

Подход к вз-ю в транзактном анализе (Т.А.). Направление, предлагающее регулирование действий участников вз-я ч/з регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля вз-я (Э. Берн). С т.з. Т.А. каждый участник вз-я в принципе может занимать одну из 3-х позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это психологическое описание определенной стратегии во вз-ии (позиция Ребенка м.б. определена как позиция "Хочу!", Родителя - "Надо!", Взрослого - объединение "Хочу" и "Надо"). Вз-е эффективно тогда, когда транзакции носят "дополнительный" характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к др. как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников вз-я адресуется к др. с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то вз-е нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются "пересекающимися". Аналогичный подход предложен и П.Н. Ершовым, который, обозначая позиции, говорит о возможной "пристройке сверху" и "пристройке снизу".

Второй показатель эффективности - адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. Существует много классификаций ситуаций вз-я. А.А. Леонтьев: социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации. М. Аргайл: официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты. Э. Берн: ритуалы, игры (включая сексуальные, политические игры и т.д.).

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному "подает" себя, а если эта самоподача не адекватна, вз-е затруднено. Различают 3 основные стиля действий: ритуальный, манипулятивный, гуманистический.

Типы вз-ий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видев взаимодействия на 2 противоположных вида: кооперация и конкуренция. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются позитивными с этой точки зрения. О вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе "расшатывающие" совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев назвал 2 основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что означает, что "предмет" и "мотив" деятельности не совпадают.

Что касается другого типа взаимодействия - конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

Соц. психология сосредотачивает свое внимание на 2-х вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками); с другой - на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами. Обе эти задачи м.б. успешно решены лишь при наличии адекватной понятийной схемы исследования. Она должна охватить как минимум 4 основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию.

Осн. элементы структуры - это конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, "инцидент" (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта.

Подход к вз-ю в концепции "символического интеракционизма" (С.И.). Это специальное направление, которое рассматривает вз-е исходным пунктом всякого социально-психологического анализа (Г. Мид).

Выясняя социальную природу человеческого "Я", Мид вслед за В. Джемсом пришел к выводу, что в становлении этого "Я" решающую роль играет вз-е. Мид использовал также идею Ч. Кули о "зеркальном Я", где личность понимается как сумма психических реакций человека на мнения окружающих.

Мид: становление "Я" происходит в ситуациях вз-я, но не потому, что люди есть простые реакции на мнения других, а потому, что в этих ситуациях формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совместно с ними. Моделью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в 2-х формах: play (более развернутая игра) и game (конкретные ситуации). В игре человек выбирает для себя т.н. значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим "значимым другим". В соответствии с этим у человека формируется представление о себе, о своем "Я". Мид разделяет это "Я" на 2 начала: "I" и "Me". "I" - это импульсивная творческая сторона "Я", непосредственный ответ на требования ситуации; "me" - это рефлексия "I", своего рода норма, контролирующая действия "I" от имени других, это усвоение личностью отношений, которые складываются в ситуации вз-я и которые требуют сообразовываться с ними. Постоянная рефлексия "I" при помощи "me" способствует адекватному восприятию личностью себя самой и своих собственных действий.

Т.о., центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во вз-ии с др. личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.

Просчеты теории: 1) большое значение уделяется роли символов. Вся совокупность социальных отношений, культуры сводится только к символам. 2) интерактивный аспект общения отрывается от содержания Д., игнорируется все богатство макросоциальных отношений личности. Остается лишь непосредственное вз-е. Происходит замыкание вз-я на заданную группу. Этого не достаточно.

С.И. поставил вопрос о социальных детерминантах вз-я, о его роли для формирования личности. Слабость С.И. в том, что он не различает в общении двух таких сторон, как обмен информацией и организация совместной Д.

Вз-е как организация совместной Д. Подобно тому, как в индивидуальной Д. ее цель раскрывается не на уровне отдельных действий, а лишь на уровне Д. как таковой, в социальной психологии смысл вз-я раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую Д.

Формы, или модели: 1) когда каждый участник делает свою часть работы независимо от других - "совместно-индивидуальная Д."; 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником - "совместно-последовательная Д."; 3) когда имеет место одновременное вз-е каждого участника со всеми остальными - "совместно-взаимодействующая Д.".

Общественные отношения "даны" во вз-ии ч/з ту реальную социальную Д., частью которой вз-е является. Межличностные отношения также "даны" во вз-ии: они определяют как тип вз-я, который возникает при данных конкретных условиях, так и степень выраженности этого типа.

Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом "окрашивает" вз-е. Однако даже в условиях "плохих" межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной Д., вз-е обязательно существует. Рассмотрение вырванного из контекста Д. вз-я лишено смысла.

При анализе вз-я имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую Д.: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии м.б. вскрыт психологический механизм вз-я, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками.

Основные признаки межличностного вз-я:

1. Предметность. Наличие внешней цели, на которую направлены совместные усилия.

2. Эксплицированность. Доступность для стороннего наблюдателя и возможность регистрации (аудио/видео).

3. Ситуативность. Вз-е регламентировано нормами, правилами и т.п. в ситуации контакта.

4. Рефлексивная многозначность. Осознанные и неосознанные уровни вз-я. Широкое семантическое поле возможных интерпретаций.

  1.  Психология индивидуальных различий по Майерс-Бригс. Основные характеристики шкал  диагностической методики  MBTI.

Описание типологии MBTI

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Основой тестирования служит классификация Карла Юнга, разделившего в 1920 г- различные группы людей по основным архетипам (совокупности инстинктов).

Методика И.Маерс и К. Бриггс (Маерс - Бриггс) была основана на признании особенностей поведения отдельных личностей как врожденных характеристиках. Отсюда непродуктивность любых межличностных конфликтов между представителями разных типов менталитета.

Отличия между людьми можно, в очень обобщенном виде, свести к следующим противопоставлениям:

* экстраверты - интроверты E-I : первые черпают энергию в общении с людьми, могут поддержать любую беседу, воспринимают информацию по мере поступления, контактны; вторые нуждаются в уединении для обработки информации, хотя, чисто внешне, они могут не иметь видимых проблем в общении;

* здравомыслие-интуиция S-N : первые принимают решения, исходя из каждодневного практического опыта - собственного и окружающих, не склонны фантазировать; вторые полагаются на внутренний голос, предчувствия, мало соотнося их со стереотипами поведения в подобных ситуациях (поступают не "как принято", а "по наитию");

* логичность-чувствование T-F : первые в обработке информации и принятии решений опираются на простую логику, объективность, действуют по четким законам и правилам; вторые руководствуются этическими категориями, им присущи субъективизм и гуманность;

* рассудительность-импульсивность J-P : (эта пара была добавлена в основную классификацию известными психологами Маерс и Бриггс): первые планируют свои действия и стараются придерживаться выработанной стратегии; вторые сохраняют широкий спектр вариантов действий в зависимости от обстоятельств.

Исходя из возможных комбинаций выделенных пар, были выделены 4 наиболее устойчивые сочетания - психотипы. Каждый тип подразделяется еще на 4 психологических портрета - в зависимости от особенностей проявления характеристик каждого психотипа (или типа менталитета). Генерализованные типы (архетипы) имеют следующие обозначения: SP, SJ, NF и NT. В зависимости от особенностей характерологических проявлений того или иного архетипа возможны следующие подтипы: ESFP, ISPP, ESTP,ISTP; ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ; ENFJ. INFJ.ENFP, INFP; ENTJ, INTJ, ENTP, 1NTP. Общие характеристики типа, в принципе, верны и для подтипа, но особенности личности накладывают свой отпечаток на инверсионные возможности проявления.

Процентное соотношение представителей всех основных типов в России примерно следующее: 30% SP, 40% SJ, 25% NF, 5% NT. Особенности региона могут влиять на соотношение. Например, в районах пионерного (экстремального) освоения представителей типа SP может быть больше (до 50%), в научных центрах может быть несколько выше средней доля NT (до 7-10%), в староосвоенных районах "красного пояса" доля SJ может доходить до 60-70%.

КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ.

NT - интеллектуал

NF - вдохновитель

Have an interesting day!

Вопрос жизни: "Почему?" (понять механизм и суть); работа - с идеями, стратегиями, парить мыслью; ценность: интеллект, развитие; мотивация: интерес.

Have an inspiring day!

Вопрос: "Кто я такой?" (я в глазах других); лучшая работа - с людьми, вдохновлять и утешать; ценность: отношения, место в коллективе; мотивация - мнение окружающих ("ты меня не уважаешь?")

SJ - администратор

SP - пожарник

Have a productive day!

Вопрос: "Как положено?" (как правильно, как должно); работа - планировать, структурировать, организовывать; ценность: порядок, привычность; мотивация: чувство долга.

Have fun today!

Вопрос: "Что это даст здесь и сейчас?"; работа - связанная с быстрым реагированием, немедленной отдачей от действий; ценность: быстрый и близкий результат, сюрприз; мотивация: яркость ощущений.

Подробнее:

ТИП SJ

Основные характеристики людей этого типа - надежность, стабильность, сохранение традиций. Оборотная сторона медали - следование традициям до конца (система уже требует нового этапа развития, а В тормозит процесс), самодостаточный бюрократизм.

Людям типа SJ понятны отношения типа "начальник-подчиненный", и они могут успешно выступать в обеих ролях. Люди типа SJ в своем желании быть нужным и полезным людям как будто созданы для нужд социальных структур, членами которых они являются. Тип SJ склонен выполнять долг, отдавать, не получая, и заботиться, не ожидая заботы о себе. Осознание нужности кому-то - стержень людей данного типа. Для типа SJ характерны "родительские", "опекунские" роли.

Тип SJ берет на себя завершение любой, не доведенной до конца работы, даже, если он и так перегружен. Поэтому чувство долга может привести людей этого типа к истощению физических и психических сил, глубокой депрессии.

Часто люди этого типа прячутся за строгой, недоступной маской и лишены благодарных излияний со стороны тех, кого они опекают - тем не менее, люди типа SJ нуждаются в постоянном признании своих бесспорных заслуг, хотя и стараются не выдать подобную зависимость. Людям этого типа свойственна уверенность в том, что окружающие должны действовать по тем же правилам, что и они сами - в этом часто корень внутригрупповых конфликтов.

Как уже отмечалось, лучше всего люди типа SJ находят применение своим качествам в области бизнеса, системы обслуживания, в банковской или посреднической деятельности. В принципе они могут справиться с любой работой, связанной со служением и наличием четких нормативных правил, сложившейся ценностной системой.

Люди типа SJ трудятся за свое жалованье с полной самоотдачей. Для них неприемлема "халява" и прогулы. Они стараются воспитать окружающих по своему образу и подобию и болезненно переживают неуспешность таких начинаний.

Стиль руководства типа SJ направлен на укрепление организационных связей в системе, руководимой SJ. Он разрабатывает правила, распорядки и иерархические взаимоотношения, служащие основой надежности предприятия. Тип SJ будет стараться сохранить финансы компании и, соответственно, минимизировать расходы (порой в ущерб делу). В отношениях с подчиненными люди типа SJ придерживаются строгой установки, что жалованье и любые похвалы следует заслужить. Обычно SJ не выдает кредиты - ведь это может негативно сказаться на усердии исполнителя работы. Подобные представления SJ, когда поощряются только "победители", а личным заслугам всех остальных участников не отдается должное, могут явиться причиной серьезных проблем в общении с представителями других типов. В то же время практичность, умение принимать взвешенные решения, определенность позиции лидера типа SJ в значительной мере облегчают взаимодействие с ним окружающих. "Правила игры" SJ соблюдают строго, все операции завершают в срок и не обманывают партнеров.

Однако отрицательные качества SJ - другое проявление его положительных качеств: SJ может "навесить ярлыки" своим сотрудникам и его будет очень сложно переубедить; он будет противиться коренным переменам; его сложно победить (убедить) в споре - не потому, что он прав, а потому, что он считает себя правым; он склонен "раскрашивать" жизнь в черно-белые цвета. Но без основного "стержня" - SJ - организация может стать непредсказуемой, изменчивой и неустойчивой.

ТИП NT

Людей данного типа меньше всего - 10% населения (вне зависимости от конкретной страны). Их цель - абсолютная компетентность. Интеллектуальные способности всегда желанны для NT, понимающих под интеллектом умение выполнять наилучшим и наиболее экономичным способом разнообразные действия и изменяющихся условиях. При этом для этого типа не существует авторитетов, поэтому иерархические взаимоотношения, предполагающие, что "начальству виднее", неприемлемы для NT. NT - люди сомневающиеся, ничего не принимающие на веру. В идее о том, что все способно изменяться и можно на одну и ту же вещь посмотреть с десяти различных точек зрения (причем ни одни из них не будет неправильной), NT видит источник гибкого могущества и всегда готовы приспособить свои безупречные действия к непрерывно изменяющейся среде.

Самый верный способ смертельно оскорбить NT - обвинить его в недостаточной компетентности. Люди этого типа стараются знать все обо всем; меняя специальности, пытаются каждую из них постичь в совершенстве. Отсюда - проблемы в межличностных отношениях: NT могут либо считать всех вокруг недостаточно умными и, соответственно, не тратить на них свое время; либо пытаться судить всех по собственной ценностной шкале и добиваться совершенной работы от своих сотрудников - "по своему образу и подобию", что вызывает естественное раздражение. При этом NT обычно не участвуют в открытых конфликтах, а просто "отходят в сторону", предпочитая исследовательскую работу выяснению отношений, чем еще больше настраивают окружающих против себя, поскольку остальные воспринимают подобное поведение, как проявление высокомерия, амбициозности и пренебрежения общественным мнением. Что не лишено оснований, поскольку циничные NT могут дать отпор с таким количеством ядовитого сарказма, что "оппонент" будет поражен в самое сердце.

NT разрабатывают стратегические цели фирмы, стараются свести разнообразную деятельность в единую эффективную систему - и обычно это им удается. Они активно применяют "ноу-хау" в серьезном менеджменте, составляют идейную основу различных программ, обладают способностью планировать будущее фирмы на несколько лет вперед (с учетом всех многообразных факторов современной действительности). Умение бесстрастно изменять сложившийся порядок вещей, отказавшись от рутины и опираясь на собственные интеллектуальные способности, - вот залог успеха NT- лидера.

Вообще, лидерство - кредо типа NT.

Основные источники проблем в коллективе, возглавляемом NT, следующие:

* принципиальное нежелание общаться и сотрудничать с интеллектуально несостоятельными людьми;

* недостаточное внимание по отношению к чувствам окружающих (например, отсутствие похвалы сотруднику за качественно выполненную работу, пусть даже не входящую в их непосредственные служебные обязанности), чрезмерная погруженность в работу ("за деревьями леса не видно"), неспособность расслабиться (мрачно сидит в углу на общей тусовке и жалеет о зря потраченном времени);

* потеря интереса к уже созданному в концептуальном плане проекту, нежелание "воплощать в жизнь" (все и так уже ясно - зачем тратить время на реализацию очевидных вещей).

Однако без достаточного количества NT в коллективе невозможны "прорывы" в работе, новые, неочевидные пути повышения эффективности, грамотное стратегическое планирование деятельности фирмы в меняющихся условиях.

ТИП SP

Основной характеристикой людей данного типа является стремление к свободе, понимаемой как возможность следовать своим стремлениям и импульсам. Такие люди часто выбирают специальность, связанную с определенным риском (альпинисты, первопроходцы, гонщики). Кредо этих людей: "Здесь и сейчас". Они предпочитают процесс действия конечному результату. Идеал для этих людей - делать то, что хочешь, когда хочется это делать. Ждать, готовиться, жить завтрашним днем - это не для них! Люди типа SP никому ничего не должны, ничем не связаны и ни от кого не зависят. Поскольку процесс для них важнее результата, они не возражают, если их дело будет "доведено до конца" кем-то другим. Для них может быть приемлемо объяснение типа: "Я так хочу", "Мне не хочется", - действия на основе каприза, настроения.

Людей подобного типа много среди представителей творческих профессий, а также низшего обслуживающего персонала, учителей, секретарей. Они предпочитают ежедневно менять приемы в работе, а если это невозможно, то. такая работа не устроит SP. Тип SP старается не принимать близко к сердцу возникающие серьезные проблемы, что служит ему универсальной психофизической защитой в ситуациях, когда представители иных типов могут быть совершенно раздавлены. В то же время, представители этого типа могут быть вполне неприхотливы - именно из-за того, что они не расходуют себя изо всех сил ради достижения конкретного результата.

Тип SP относится к работе как к некоторой "игре", правда, без определенных правил. Поскольку эти люди сориентированы, в основном, на действие, их лучше использовать в следующих областях: работа с мощной техникой, строительство, освоение целины, любая борьба со слепыми силами природы, служба в наемных войсках, торговле, уголовном розыске, охране и т.д. Следует учесть также склонность людей данного типа к путешествиям - их можно эффективно использовать на работе, связанной с разъездами, командировками. Отношение к финансам разнообразное: от "жизни на широкую ногу" до неприхотливой "краюшки хлеба" в отсутствие средств.

Следует иметь ввиду, что долгое общение с SP представителей иных типов может утомить, и в коллективе может резко измениться настрой: от общего восхищения "оптимистичным обаяшкой" SP, до общего раздражения из-за не оправдавшегося ожидания, что SP поставит перед собой четкую цель и начнет действовать. Из-за присущего SP свойства рисковать, не просчитывая варианты, они часто попадают в неприятные ситуации, трактуя их как несчастливые случайности (поскольку наличие закономерности они проследить не в силах).

Лидерские качества типа SP проявляются в ситуациях, когда счет идет на секунды - требуется мгновенное реагирование. Тип SP действует "по вызову" -их можно объединить (на фирме) в команду быстрого реагирования, авральную группу, но недостаток внимания и возможности прогнозировать часто приводят SP к недолговечности достигнутых результатов. Спонтанно действующий SP может оказаться в положении "непредсказуемого" лидера, что усложняет сотрудничество. В обыденных ситуациях эти люди быстро теряют интерес как к собственному лидерству, так и к проблемам возглавляемого предприятия. Следовательно, лидер типа SP нуждается в мощной команде поддержки иных типов, способных просчитать варианты, закрепить успехи SP, действовать последовательно и целеустремленно.

ТИП NF

Основная роль представителей данного типа в посредничестве и постоянном поиске смысла жизни. Их лозунг: "Все для духовности". Часто духовность сочетается в них с религиозностью, но, в любом случае, их природные навыки служат для установления контактов с людьми и между людьми. Им понятны цели представителей типов SP, SJ и NT, хотя NF могут и не разделять подобные взгляды. В то же время, они могут прояснить представления SP для SJ, SJ для NT, NT для SJ и SP, поскольку самая значимая ценность для NF --гармония человеческих отношений. Поэтому представители данного типа часто встречаются среди практикующих психологов, психиатров и психотерапевтов.:, NF - идеальные посредники. Однако цели самих NF могут быть не ясны для представителей иных типов, поскольку часто цель их жизни может быть обозначена как "всегда иметь в жизни цель".

Чтобы для самих себя уяснить, что они собой представляют, NF, на пути непрерывного поиска и совершенствования, затрачивают массу энергии, играя разнообразные роли: от администраторов до рядовых исполнителей, от генеральных директоров до обслуживающего персонала. Главное для них чтобы в этой деятельности был смысл и чтобы эта деятельность была по заслугам оценена окружающими.

В атмосфере доброжелательных зрителей и непрерывного потока похвал NF просто расцветают и способны свернуть горы. В случае недооценки результатов их деятельности (если, например, начальник типа SJ замечает только недостатки подчиненного ему NF и ругает его за них, а успехи не отмечает, считая их вполне разумеющимися - в рамках получаемой заработной платы) NF испытывают постоянный дискомфорт (мысль о том, что их "не любят", для них невыносима) и замыкаются в себе - или стараются сменить коллектив.

Тип NF очень любит делиться знаниями с окружающими, поэтому наиболее успешные учителя или известные гуру в основном являются представителями данного типа.

В коммерческой деятельности людей типа NF следует использовать для представительства, непосредственной работы с людьми, в рекламной деятельности, в качестве коммивояжеров. Они обладают исключительной интуитивной мимикрией, т.е. способностью ощущать, чего именно ждут от них окружающие, и соответствовать этим представлениям. Типа NF больше среди женщин, чем среди мужчин. Кроме того, типа NF довольно много в России (и очень мало, например, в США) -. возможно, из-за воспитываемого в течение 70 лет "духа коллективизма" и приоритетности духовных ценностей по отношению к материальным. Однако следует учесть, что внешне зависимые от окружающих, ориентирующиеся в собственной деятельности на решение проблемы спасения ближнего своего (или всего человечества), NF хорошо знают "с какой стороны у бутерброда масло" и конечном итоге заботятся лишь о себе, пытаясь увидеть, словно в зеркале, в изменениях отношений с окружающими отражение своего собственного лица.

При этом знания в конкретных областях у NF могут быть весьма поверхностными - они им необходимы в объеме, достаточном для общения с разнообразными людьми. NF могут наладить взаимодействие разных людей между собой, "обаять" партнера (или даже конкурента) и добиться выгодных для себя условий, помирить всех и собрать в круг "друзей" (часто не имея представления, насколько широк этот круг, и как зовут всех "друзей") - и чувствовать себя при этом носителем исторической миссии спасения человечества.

Лидера типа NF можно назвать катализатором, поскольку основной чертой менеджера этого типа является ориентация на межличностные отношения и стимуляцию индивидуального и профессионального роста каждого человека, с которым он сотрудничает. В присутствии NF поднимаются и развиваются самые скрытые таланты.

Однако обостренное восприятие NF личных проблем окружающих может создать нервозно-напряженную атмосферу даже в формально деловых отношениях. Кроме того, демократические принципы, которых придерживается NF-лидер, могут привести к "разболтанности" и необязательности остальных сотрудников фирмы. Если же на фирме нет руководителей типа NF, то стиль отношений может быть бездушным, холодным (обычно это западный образец делового общения), безличностным, хотя и довольно эффективным (в случае отсутствия необходимости сверхурочной работы). Однако, только NF-лидер может превратить бизнес в удовольствие для себя и окружающих и создать свою "команду", готовую в огонь и в воду за "шефа".

 

ОПИСАНИЕ ВАРИАНТОВ ПСИХОТИПОВ

В зависимости от преобладания рациональных или чувственных мотиваций, наличия или отсутствия проблем в общении, могут быть вариации (четыре, как минимум) внутри каждого психотипа. Рассмотрим коротко все 16 вариантов, поскольку тестирование сотрудников компании проводилось именно по этим подтипам. Еще раз подчеркнем, что отмеченные особенности генерализованного психотипа верны для его четырех вариантов. Подтипы лишь уточняют некоторые проявления основного психотипа.

ПОДТИПЫ ТИПА SP

ESFP

Отличается оптимизмом, легкостью установления контактов. С трудом переносят одиночество. Стараются относиться к жизни, как к сплошному удовольствию, намеренно избегая мрачных сторон. Затянувшиеся проблемы повергают в депрессию (если от них нельзя убежать). Могут поддаться соблазнам. Не умеют "держать язык за зубами". Хорошо ладят с людьми - в курсе всех сплетен в коллективе (часто сами их и распускают). Попытки заниматься наукой будут неудачны. Могут иметь успех в бизнесе и торговле, но не в стратегическом планировании, а в непосредственном общении с "клиентом".

ISFP

Необходимо постоянно испытывать острые ощущения. Стресс - лучшая "питательная среда". Очень свободолюбивы. К жизни относятся эпикурейски. Не могут подчиняться: отношения с начальником будут портиться. Могут вызвать локальную "революцию" в коллективе. Очень чувствительны к оттенкам и полутонам. Могут бросить выгодное налаженное дело (даже, если это их основной источник дохода) ради минутного настроения. Нельзя их использовать в планомерной, постоянной работе, требующей постоянного внимания и аккуратности. Возможно эффективное использование при разного рода "прорывах" - нетрадиционных решениях, требующих мгновенной реакции, но рассчитанных на короткий срок.

ESTP

Неистощимая энергия - впечатление, что никогда не устает. Любит рисковать. Считает, что все в жизни определяется удачей - надо только поймать ее. Прекрасно строит отношения с людьми- Способен управлять весьма разнородным коллективом. Прагматичен. Во взаимоотношениях всегда видит собственную выгоду. Эффективно работает в условиях постоянного риска, на грани катастрофы. Всегда найдет выход из экстраординарных ситуаций. Хорошо использовать в "группе быстрого реагирования". Может не сдержать данного обещания. Старается не связывать себя ни в чем. Всем друг и всегда сам по себе.

ISTP

Прекрасно обращается с разного рода техникой - может наладить все, что угодно. Братские отношения с окружающими. Не признают никакой субординации. Часто бросают школу и не стремятся к высшему образованию. Часто увлекаются восточными единоборствами и могут достичь вершин в этом деле. Хорошие механики. Не умеют управлять - имеют не более одного ученика. Не принадлежат никому.

ПОДТИПЫ ТИПА SJ

ESFJ

Весьма практичный, но при этом открытый. Легко общается, строит отношения с любыми людьми, гостеприимен. Накапливает опыт - свой и чужой. Интересы "клиента" ставит превыше всего. Ответственный. Не склонен к долгой рефлексии, к усложнению отношений. Успешен в предпринимательстве, связанном с постоянным общением с "клиентом".

ISFJ

Очень спокойный и ответственный. Хранит традиции фирмы. Соблюдает интересы организации в любом деле. Работает по плану. Любит заботиться - как о деле, так и о людях. Не любит нести большую ответственность -выполнять поручения лучше, чем всем руководить. Может быть излишне консервативен, так как все инновации воспринимает "в штыки". Надежный исполнитель заданий, не требующих значительных интеллектуальных способностей. Нуждается в алгоритме действий.

ESTJ

Любит управлять. Проявляет лидерские качества. Весьма ответственный. Склонен к иерархизации отношений. Может быть и начальником и подчиненным. Развито чувство долга. Действует по плану. Не терпит отклонений от плана действий (считает эмоциональные проявления "глупостями"). Бесхитростный, понятный, исполнительный, цельная натура. Не любит нововведений. Бережлив - порой в ущерб делу.

ISTJ

Самый надежный и самый консервативный представитель типа SJ. Всегда' держит данное слово. Объективная невозможность следовать данным обещаниям повергает в глубокий стресс. Твердый, порой жесткий. Логичный и малоэмоциональный. Спокойный, основательный и детальный - в исполняемых обязанностях старается разобраться до мелочей, учесть все факторы. Не конфликтный, если не сталкивается с необязательностью. Однако в возникшем конфликте уступает крайне редко, обычно следует прямому жесткому приказу своего начальника. Может руководить, может подчиняться. Необходимо осознание нужности выполняемого дела - поэтому в рекламе может быть эффективен только тогда, когда сам в нее верит. Выраженный "владелец правды" - отсюда склонность к спорам, стремление сформировать коллектив под себя (по принципу "делай как я").

ПОДТИПЫ ТИПА NF

ENFJ

Явный лидер. Весьма общительный и внимательный к чувствам других людей, Нетерпеливый по отношению к рутине и монотонной деятельности. Хорошо умеет распределить подчиненный ему коллектив "по ролям". Может интерпретировать полученные знания в применении к исполняемым обязанностям и научить других "как надо". Старается выполнять взятые на себя обязательства.

INFJ

Обладает развитой интуицией. В отношениях с людьми проницателен - знает. чего от него ждут и старается соответствовать. Умеет радоваться чужим радостям и глубоко сопереживать чужое горе. Успешно занимается самообразованием. Весьма раним и старается избегать конфликтов. Стремится к гармонизации отношений - может быть хорошим практикующим психологом, экспертом по персоналу. Излишняя ранимость и мнительность может вредить делу. При нескладывающихся отношениях (если ему кажется, что в коллективе его "не любят") может целиком замкнуться в себе.

ENFP

Отлично ладит с людьми - видит их "насквозь". Очень чувствителен, отрицает "сухую логику" - действует в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, но на основе собственных предчувствий. Оптимистичен. С энтузиазмом принимается за любое новое дело, но не доводит до конца, - на полпути становится скучно. Может быть успешным торговцем, политиком, психологом. Богатая фантазия и экстравагантность могут отвлечь от решения насущных проблем.

INFP

Спокойный идеалист с развитым чувством собственного достоинства - порой до мнительности. Всю жизнь может бороться с "ветряными мельницами" за идеалы. Часто отрывается от реальности. Способен в изучении языков и литературе и абсолютно бесполезен в бизнесе. Может быть хорошим психологом, но не может помочь своим "пациентам" преодолеть депрессивные моменты, более того, у особо впечатлительных людей может углубить депрессию, так как сам обычно - пессимист по жизни.

ПОДТИПЫ ТИПА NT

ENTJ

Абсолютный лидер, руководитель. Ориентируется на цель. Весьма логичен. Эффективная работа превыше всего. Интеллектуален. Постоянно совершенствует свои знания. Карьеру ставит выше семейного благополучия." Неутомим в достижении цели. Принимает всю ответственность на себя. Порученную работу выполняет с блеском. Проблемы - общие для всего типа -стремится "подтянуть" окружающих до своего уровня, несмотря на их активное сопротивление. Если коллеги "не тянут" - теряет к ним интерес.

INTJ

Весьма самоуверенный, не признающий авторитетов. Теоретик. "Мозговой центр" компании. Очень логичен. Обычно занимает высокие руководящие должности. Никогда не подчинится чужому решению, если считает его недостаточно взвешенным, "умным". Отсутствие эмоциональности. Любит обучаться всему и в совершенстве. Независим и интуитивен. Проблемы, как для всех NT, в мире эмоций и чувств.

ENTP

Применяет интуицию на практике - в многочисленных изобретениях. Энтузиаст и новатор - важна воплощенная идея, а не идея сама по себе. Приятный собеседник, инициативный в общении. Хороший педагог (в широком смысле слова). Не приемлет банальные, рутинные операции. Может понимать людей. Работать может во всех областях, связанных с новаторством; менеджер проекта, аналитик и др.

INTP

Высокомерный интеллектуал, мгновенно оценивающий любую ситуацию. Неистощимый фонтан новых идей (которые доводить до конца, скорее всего, будет кто-то другой). Очень логичен. Любит познавать законы природы. Ассоциативное мышление. Успешный философ, математик, аналитик, стратег. Хорошо владеет письменной и устной речью - может "убедить" любого. Не обязан никому и ничем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84705. Роль МИДа в выработке внешнеполитического курса 15 KB
  Обеспечивает дипломатические и консульские сношения РФ с иностранными государствами международными организациями представительство и защиту за рубежом интересов РФ прав и интересов российских физических и юридических лиц; Для успешной деятельности МИД РФ наделен следующими правамив соответствии с Положением о нем: Аполучение от органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов органов местного самоуправления предприятий учреждений и организаций независимо от их организационноправовых форм и ведомственной...
84706. Правовая основа деятельности МИД РФ 11.83 KB
  Положение о МИДе 14 марта 1995 г. утвержденное указом Президента РФ; Федеральные и федеральные конституционные законы; Постановления правительства РФ; указ президента о координирующей роли МИДа; положение о посольстве и после; положение о консульском учреждении РФ; положение о постоянном представительстве РФ при международной организации; указ о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг; положение о порядке присвоения...
84707. Положение о МИД РФ, его основные задачи и функции 15.25 KB
  По нему Министерство иностранных дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Руководство деятельностью МИДа России осуществляет президент Российской Федерации. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Российской Федерации; Положением о МИД России утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. Основные...
84708. Структура МИД России 15.81 KB
  Территориальные департаменты на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациями. Территориальные департаменты Территориальные департаменты Министерства иностранных дел Первый департамент стран СНГ Второй департамент стран СНГ Белоруссия Молдавия Украина Третий департамент стран СНГ Средняя Азия Четвертый департамент стран СНГ Закавказье Первый Европейский департамент Западная Европа Греция Турция Второй Европейский департамент Северная Европа Прибалтика Третий...
84709. Деятельность департаментов МИД РФ и вопросы их компетенции 14.65 KB
  Деятельность департаментов МИД РФ и вопросы их компетенции. Департаменты МИДа России делятся на: 1.Территориальные департаменты на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациями. Территориальные департаменты Территориальные департаменты Министерства иностранных дел Первый департамент стран СНГ Второй департамент стран СНГ Белоруссия Молдавия Украина Третий департамент стран СНГ Средняя Азия Четвертый департамент стран СНГ Закавказье Первый Европейский департамент...
84710. Административный процесс в системе административного права 110 KB
  Понятие и принципы административного процесса. Виды административных процедур (производств). Правовое регулирование административных процедур и производств. Административная юстиция. Административная юрисдикция
84711. Коллегия МИД России. 11.35 KB
  Коллегия МИД России. В МИД образуется коллегия в составе министра председателя коллегии его заместителей по должности а также других руководящих работников системы министерства. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИД и принимает соответствующие решения. В целях выработки наиболее обоснованных предложений по вопросам внешней политики государства МИД может образовывать научноконсультативные методические и экспертные советы.
84712. Понятие «дипломатические отношения». Установление дипломатических отношений как следствие международно-правового признания государств 15.77 KB
  Установление дипломатических отношений как следствие международноправового признания государств. В одной из первых статей ООН говориться об установлении добрососедских отношений. Дипломатические отношения помогают определить форму таких добрососедских отношений. Так в Испании после переворота Франко Советская Россия не признала его и дипломатических отношений не было но реально они были.
84713. Процедура установления и прекращения дипломатических отношений 13.74 KB
  Такие отношения именуемые дипломатическими устанавливаются с их взаимного согласия и осуществляются в соответствии с нормами международного права и утвердившейся практикой международного общения. Так признание государства деюре подразумевается в случае официального выражения признающей стороной желания установить с ним дипломатические отношения. Однако отсутствие признания деюре или дефакто не означает что между обоими государствами исключаются вообще какиелибо отношения. Такие фактические отношения нередко имеют место в течение...