27956

Самооценка и уровень притязаний как структурные элементы личности

Шпаргалка

Логика и философия

Самооценка и уровень притязаний как структурные элементы личности. САМООЦЕНКА ценность значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности деятельности поведения. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции влияя на поведение деятельность и развитие личности ее взаимоотношения с другими людьми.

Русский

2013-08-20

18.81 KB

9 чел.

Экзаменационный билет № 39

  1.  Самооценка и уровень притязаний как структурные элементы личности.
  2.  Основные роли социального психолога-практика: консультант, эксперт, руководитель тренинга.
  3.  Базовые компетенции практического психолога. Основные коммуникативные навыки психолога в консультативно-тренинговой деятельности.

  1.  Самооценка и уровень притязаний как структурные элементы личности.

САМООЦЕНКА - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Самооценки развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное приятие или неприятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам: 1) уровню - высокая, средняя и низкая самооценка; 2) соотношению с реальной успешностью - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка; 3) особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная самооценка. Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т.п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности в подростковом возрасте.

По характеру временной отнесённости выделяются прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношений реального и идеального представлений о себе.

Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких, как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ - стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязаний личности лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью.

Уровень притязания личности может быть частным - он относится к достижению в отдельных областях деятельности (например, в спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний личности лежит самооценка в соответствующей области.

Уровень притязания личности может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого уровня притязаний личности лежит оценка себя как личности.

Понятие "уровень притязаний личности" введено К.Левином и его учениками. Было показано, что уровень притязаний личности в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности, однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных.

Уровень притязаний личности может быть адекватным возможностям индивида и неадекватным (завышенным, заниженным). Завышенный уровень притязаний личности может стать источником аффекта неадекватности.

При воспитании детей важно учитывать особенности уровня притязаний личности, так как его соответствие возможностям ребенка - одно из условий гармоничного развития личности. Его несоответствие является источником возникновения различных конфликтов ребенка, как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности.

  1.  Основные роли социального психолога-практика: консультант, эксперт, руководитель тренинга.

Эксперт приглашается клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации. Существуют две модели распределения ответственности между экспертом и клиентом за плодотворность выбранного решения: или эксперт в большей степени ответствен на первых шагах решения проблемы, а клиент - на последующей фазе; или (в случае, более предпочитаемом клиентом), как отмечает X. Хорнс-тейн, клиент стремится обеспечить равное включение и ответственность с экспертом на всех стадиях решения проблемы. Продукт деятельности эксперта - как и во всякой экспертизе - заключение.

Консультант в отличие от эксперта может быть приглашен не для одноразовой экспертизы, а для более или менее систематического "курирования" какой-либо деятельности клиента или решения им своих внутренних проблем. Роль консультанта варьирует в зависимости от сферы его деятельности: консультирует ли он человека, который в свою очередь должен работать с людьми (например, руководителя, врача, педагога) или он консультирует отдельных граждан, которым нужна индивидуальная помощь в решении каких-то их личных проблем. По сравнению с экспертом консультант, особенно во втором случае, осуществляет еще более непосредственное вмешательство в дела клиента, что требует от него в еще большей степени не только специальных навыков, но и личностных особенностей. При выполнении роли и эксперта, и консультанта обозначены, таким образом, две возможности: проектирование каких-то ситуаций в организации или помощь конкретному лицу.

Обучающий, как правило, - человек, осуществляющий один из видов социально-психологического тренинга. Тренинг как активное социально- психологическое воздействие - самая сложная часть практической психологии. В широком смысле слова всякий тренинг - это обучение. В зависимости от того, с кем и с какой целью осуществляется тренинг, в нем выделяются различные виды. В качестве примера можно привести перцептивно-ориентированный тренинг (Петровская, 1987), цель которого - развитие компетентности в общении, и тренинг делового общения, содержание которого раскрывается уже в самом названии (Жуков, 1988). Тренинг использует различные формы, в том числе ролевую игру и групповую дискуссию (Богомолова, 1977).

  1.  Базовые компетенции практического психолога. Основные коммуникативные навыки психолога в консультативно-тренинговой деятельности.

Вхождение в контакт

Использование берновских "пристроек" (РВД)

Оказание психологической поддержки

Активное слушание, задавание вопросов

Простая, понятная речь

Использование ценностных слов собеседника

Навыки самопрезентации

Проксемика (соблюдай дистанцию!)

Работа с возражениями, сопротивлением

Можно поподробнее про каждый пункт, ведь вопрос-то как раз об этом…

Основные коммуникативные навыки специалиста в консультативно-тренинговой деятельности:

Работа с аудиторией - малыми и большими группами.

Методы и техники работы с группой (мотивация, управление конфликтами, работа с сопротивлением).

Организация группового обучающего процесса (формы и методы подачи материала).

Управление групповой динамикой.

Перевод сопротивления в конструктивную работу участников.

Способы позитивного решения групповых конфликтов и непредвиденных ситуаций.

Использование техник "разогрева".

Использование игровых методов и процедур на тренинговых занятиях.

Управление генерированием идей и групповым принятием решений.

Социальная и личностная компетентности тренера (коммуникативные навыки, умение интерпретировать групповые процессы, понимание поведения других людей, осознание своих сильных и слабых сторон).

Использование профессиональных ролей тренера, стилей руководства группой.

Определение темы запроса клиента: выделение проблемы и постановка задач.

Определение целей и ожиданий участников тренинга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28504. Орієнтований перелік питань вступного інструктажу для учасників навчально – виховного процесу 11.54 KB
  Орієнтований перелік питань вступного інструктажу для учасників навчально – виховного процесу. Програма та тривалість інструктажу затверджується керівником підприємства. Запис про проведення вступного інструктажу робиться в журналі реєстрації вступного інструктажу який зберігається в службі охорони праці або в працівника що відповідає за проведення вступного інструктажу а також у документі про прийняття працівника на роботу.