27958

Целостный подход в психологии. Основные направления современных социально-психологических прикладных исследований

Шпаргалка

Логика и философия

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД в психологии — совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с начала XX в., главным образом в школах целостной психологии, как антитеза господствовавшему ранее в психологической науке элементаристскому подходу (признает первичность элементов (частей) над целым, источник развития объектов

Русский

2013-08-20

21.38 KB

23 чел.

Экзаменационный билет № 1

  1.  Целостный подход в психологии.
  2.  Место социальной психологии в системе психологического знания.
  3.  Основные направления современных социально-психологических прикладных исследований.

_____________________________________________________________________________

  1.  Целостный подход в психологии.

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД в психологии — совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с начала XX в., главным образом в школах целостной психологии, как антитеза господствовавшему ранее в психологической науке элементаристскому подходу (признает первичность элементов (частей) над целым, источник развития объектов (систем) усматривает в действии объектов, внешних по отношению к рассматриваемому объекту, и в качестве способа познания мира рассматривает только методы анализа. В.Вундт, Дж. Уотсон).

Основные составляющие целостного подхода:

  1.  Решение вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний, поведение, сознание в целом, деятельность и т. п.) и степень ее целостности: является ли данное целое (система) суммативным (целое равно сумме своих частей, как понимались, например, ассоциативные образования в ассоциативной психологии), организованным (части имеют свои свойства, но при вхождении в целое изменяют их — так понималось гешталът-качество в Австрийской школе), органическим (части не могут существовать вне целого — психологическое поле, гешталът в гештальпсихологии);
  2.  Выделение «целостных» единиц анализа, которые наиболее адекватны целям объяснения свойств целого (так молекулярный подход к объяснению свойств воды более адекватен, чем атомарный);
  3.  Выделение целостнообразующих факторов, т. е. оснований целого на данном этапе его развития (законы «психологического поля» в гештальтпсихологии, эмоции и «структуры» в Лейпцигской школе, «ведущая деятельность» в концепции Д. Б. Эльконина и др.);
  4.  Законы развития целого.

Идею Ц.п. активно развивал Франц Брентано. Ц. п. был введен в психологию гештальтпсихологией (М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка) и Лейпцигской школой (Ф.Крюге, Г.Фолькельт, Ф.Зандер, О.Клемм, А.Веллек), однако разрабатывался и другими школами (в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, «описательной психологии» (1894) В. Дильтея, гуманистической психологии (Г.Олпорт) и др.). Определенной проблемой выступает соотношение целостного и системного подходов в психологии. Хотя в литературе эти понятия употребляются как синонимы, более обоснованной представляется точка зрения, в соответствии с которой Ц. п. является составной частью системного подхода, исследующего более широкий класс систем, а также занимающегося проблемами моделирования, проектирования и прогнозирования поведения данных систем и т. п.

Исследование проблем целостного подхода: Е.Е.Соколова, В.А.Мазилов, В.Н.Панфёров, Б.Ф.Ломов, М.Г. Ярошевский.

  1.  Место социальной психологии в системе психологического знания.

Социальная психология - научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Само сочетание слов "социальная психология" указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Неоднозначность положения С.п. имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой "психологический" аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания. Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась "на перекрестке" этих двух наук. Все это создает немалые трудности, как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно "ожидать" окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.

Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе.

Социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами. Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю, которая также убедительно подтверждает эту истину.

Для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и "достраивание" своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Родоначальники: Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Конфуций, Суньцзы, Уцзы. Описывали социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанавливали психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы.

Средние века и позднее: Н. Макиавелли, Т. Гоббс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Токвиль, Н.Я. Данилевский, А.И. Герцен. Занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни, накапливали и обобщали результаты исследований закономерностей общения ивзаимодействия представителей различных общностей.

Середина XIX в. М. Лацарус, Х. Штейнталь, В. Вундт (психология народов); Г. Тард, С. Сигиле, Г. Лебон (психология масс); В. Макдаугалл (психология инстинктов социального поведения).

С XX в. по настоящее время: Г.И.Челпанов (1924), Будилова(1971), В.А.Артемов(1927), К.Н. Корнилов (1921),П.П. Блонский(1921), Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев (1959,1963), Б.Д. Парыгин (1971), В.Н. Мясищев (1949), Макдэвид и Харрари (американцы), Пэнто и Гравитц (1972, французы), К. Стефан и В. Стефан (1985,США), С. Московией (1984, Франция), М.А. Рейснер (1925), Г.М.Андреева, Л.И. Науменко, И. Т. Левыкин, В.Г. Крысько.

  1.  Основные направления современных социально-психологических прикладных исследований.

Промышленное производство явилось одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования. Хотя проблемы управления производством можно отнести к общей проблематике психологии управления, за социальной психологией промышленного предприятия остается собственный круг вопросов, прежде всего - проблемы формирования производственных коллективов. Формулируются рекомендации относительно структуры психологической службы, задач и методов ее деятельности, сколь бы различным конкретным содержанием она ни наполнялась. Наиболее общими являются такие темы, как психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков. Раскрыть психологический климат можно, обозначив как минимум три ряда отношений: 1) отношения между членами коллектива по вертикали, 2) отношения между членами коллектива по горизонтали, 3) отношение к труду. В области отношений по горизонтали обычно выделяют исследование характера деловых отношений между членами коллектива, Отношение к труду исследуется на двух уровнях: как общая удовлетворенность трудом (характером работы, условиями, заработной платой, материальными и моральными стимулами, участием в управлении и т.д.) и как намерение продолжать работу на данном предприятии. В последнем случае в исследование включается и вопрос о текучести кадров, хотя в полном своем объеме этот вопрос не находится в компетенции социального психолога, так как проблема имеет и собственно экономическую сторону. Относительно новой проблемой социально- психологических исследований на промышленном предприятии является проблема коммуникаций внутри производственного коллектива. Кроме того, когда на прикладном уровне встает задача исследовать некоторые проблемы управления и руководства, практически возникает потребность исследования многих смежных с проблемой управления вопросов, которые лишь косвенно относятся к управлению, хотя и чрезвычайно важны для его оптимизации. К таким проблемам относится, например, проблема оптимизации делового общения для руководителей разного ранга. Эта область включает в себя не только совокупность прикладных исследований, но и разработку практических занятий для руководителей, в которых отрабатываются стратегия и техника делового общения, его правила и нормы. Общая характеристика основных направлений прикладных исследований в практической социальной психологии (общественная, политическая, спортивная, массовая коммуникация и др.). Глобализация информационных процессов. Компьютерная революция, интернет; их социально-психологическое значение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54018. Индивид, индивидуальность, личность и общество как производители и носители культуры 37 KB
  Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».
54019. Структура культуры и ее элементы 42.5 KB
  Структура культуры — строение культуры, состоящей из субстанциональных элементов (опредмечиваются в ее ценностях и нормах) и функциональных элементов (характеризуют процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты)...
54020. Лексические игры на уроках английского языка 28 KB
  Лексические игры используются в самых различных целях: при введении нового лексического материала для закрепления его в памяти учащихся и для развития их устной речи. Лексические игры преследуют следующие цели: познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями; тренировать учащихся в употреблении лексике в ситуациях приближенных к естественной обстановке; активизировать речемыслительную деятельность учащихся; развивать речевую реакцию. Лексические игры сосредоточивают внимание учащихся исключительно на лексическом материале...
54023. I need a book. At the library 101.5 KB
  Teacher: Right you are. A book is a main source of knowledge. It is impossible to imagine our life without books. They play an important role in educating, upbringing and help us to get useful information. Where can we get books?
54024. Life of a Society. Inventors and Inventions 52.5 KB
  First I intended to use canvas to make tents and wagon coverings. But miners complained that their ordinary trousers wore out too quickly. So, I thought and thought and …
54025. Я вибираю життя без шкідливих звичок. Розвиток усного мовлення з теми 81.5 KB
  In 1870 the British Government adopted a law: every packet of cigarette must have a health warning on it. Now we have such a law in Ukraine. But very often a great number of modern advertisements show us beautiful girls or boys who smoke. And many teenagers want to imitate them. There are some rules, which don’t allow people to smoke in public places, such as cinemas, theatres, public transport etc.
54026. Ліквідація Української козацької держави 52.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з подіями що передували процесу ліквідації Української козацької держави; розвивати навички роботи з історичною картою; вміння визначати причиннонаслідкові зв’язки подій; Виховувати в учнів почуття патріотизму інтересу і поваги до історичного минулого своєї держави. Після цього уроку учні зможуть: розкривати зміст термінів Малоросія наказний гетьман кріпацтво; називати прізвища видатних осіб цього часу; показувати на карті підручника територію Гетьманщини Запорозької Січі; розповідати про...