27967

Предметный образ и его семантическая многоуровневость

Шпаргалка

Логика и философия

Поскольку состояние контактного взаимодействия анализатора с раздражителем непосредственно заключающее в себе ввиду своей двусторонности основу предметного изображения имеет место именно в осязании и прежде всего в тактильных ощущениях постольку простейший предметный образ формируется как рефлекторный эффект деятельности кожномеханического анализатора. На высших уровнях осязательной репрезентации состояние взаимодействия рецептора с раздражителем осуществляется и поддерживается на основе активной деятельности руки как специфического...

Русский

2013-08-20

84.99 KB

0 чел.

Экзаменационный билет № 10

  1.  Предметный образ и его семантическая многоуровневость.
  2.  Общение и деятельность. Соотношение понятий.
  3.  Специфика реализации социогенной потребности в персонализации на разных этапах онтогенетического развития личности.

  1.  Предметный образ и его семантическая многоуровневость.

"Ощущение, – пишет И. М. Сеченов, – повсюду имеет значение регулятора движений". Отражая предметные условия и регулируя протекание действий, чувственные образы обеспечивают адекватность действий тем объектам, на которые они направлены, и тем условиям, в которых они протекают. Таким образом действия приобретают целесообразный или приспособительный характер.

Рассмотренное физическое изображение внутренне-целостных свойств, являющихся содержанием психического отражения в осязании, заключает в себе, как уже указывалось, лишь исходные элементы, которые могут служить именно и только физической основой предметного изображения макрообъекта. Само по себе это изображение таким предметным образом, конечно, не является. Обладая элементами проекции, отсутствующими в физическом изображении свойств первых двух групп, физическое изображение внутренне-целостных свойств не воспроизводит, однако, той пространственно-временной непрерывности макрообъекта, без отражения которой невозможен не только целостный образ вещи, но и предметный образ ее отдельного макросвойства. Такое физическое изображение самих внутренне-целостных свойств не обладает даже той пространственной целостностью и непрерывностью, которая присуща изображению геометрических свойств, например формы. Дело в том, что, как было показано, физическое изображение формы есть лишь результат или пространственный след процесса действия одного объекта на другой. Изображение же внутренне-целостных свойств само является изменяющимся в пространстве-времени состоянием взаимодействия. Изображение в этом случае представляет собой процесс. В каждый момент времени точке одного из взаимодействующих тел противостоит точка в другом из них. Состояние же, имевшее место в предшествующий момент времени, и вместе с ним точки объекта изображения, уже прошедшие при взаимном перемещении мимо данной точки носителя изображения, из отражения выпадают. Оно носит, следовательно, как во временном, так и в пространственном отношении "точечный" характер. Самое движение, изменение, а вместе с ним пространственно-временная непрерывность и предметная макроцелостность в отражении отсутствуют. Таким образом, имеющийся в данном варианте физического изображения элемент предметной проекции является по существу в пределе лишь дифференциалом предметного изображения, который служит физической основой построения последнего.

Для того чтобы на основе этого дифференциала мог возникнуть интегральный предметный образ макрообъекта или его свойства, необходимо, чтобы охарактеризованное выше двустороннее состояние взаимодействия, являющееся изображением, охватило объект или его часть во всей пространственно-временной полноте (контур, форму, длительность действия и т.д.) и чтобы имело место сохранение непрерывности этого изменяющегося макросостояния взаимодействия. А для этого физические условия взаимодействия недостаточны. Здесь необходим специальный механизм, который осуществлял бы вышеуказанное сохранение и синтезирование непрерывности изменяющегося состояния взаимодействия носителя изображения с его объектом. Таким механизмом, сформировавшимся в ходе длительного приспособительного развития живой материи, и является механизм анализаторов, функционирующий, как было показано выше, на основе общего рефлекторного принципа работы нервной системы. Рефлекторная деятельность анализатора и формирует эффекторное состояние, представляющее собой предметное изображение макрообъекта, физической основой которого является состояние взаимодействия двух объектов (в данном случае рецептора и раздражителя). Поскольку состояние контактного взаимодействия анализатора с раздражителем, непосредственно заключающее в себе (ввиду своей двусторонности) основу предметного изображения, имеет место именно в осязании и прежде всего в тактильных ощущениях, постольку простейший предметный образ формируется как рефлекторный эффект деятельности кожно-механического анализатора.

Поэтому последний занимает свое место исходного механизма и источника предметности чувственных образов различных модальностей. На высших уровнях осязательной репрезентации состояние взаимодействия рецептора с раздражителем осуществляется и поддерживается на основе активной деятельности руки как специфического органа человеческого осязания. Поэтому сохранение и синтезирование непрерывности состояния взаимодействия, формирующее интегральный предметный образ, опирается на рефлекторную деятельность кожно-механического и двигательного анализаторов. Так, осязательный образ на разных его уровнях является рефлекторным эффектом аналитико-синтетической деятельности кожно-механического и двигательного анализаторов.

  1.  Общение и деятельность. Соотношение понятий.

Наиболее общим пониманием Д. Является ее трактовка как конкретно-исторически обусловленного способа существования, бытия человека. Д. Предметна, сознательна и целенаправлена, что позволяет отграничить ее от разнообразных актов поведения. В реальной жизни она выступает всегда в той или иной качественно определенной форме (трудовая, познавательная и т.п.).

Сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека как "общественного человека" невозможен без общения. О. есть и необходимое условие любой деятельности человека, имеющей общественную природу.

О. - 1)сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной Д.; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. 2) Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной Д. и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Подходы к пониманию типа связей

деятельности и общения по Г.М. Андреевой

• «Иногда деятельность и общение

рассматриваются не как параллельно

существующие взаимосвязанные процессы, а как

две стороны социального бытия человека; его

образа жизни (Б.Ф. Ломов и др.).

• В других случаях общение понимается как

определенная сторона деятельности: оно

включено в любую деятельность, есть ее

элемент, в то время как саму деятельность

можно рассматривать как условие общения (А.А.

Леонтьев и др.).

• Наконец, общение можно интерпретировать как

особый вид деятельности (М.И. Лисина и др.)»

Общение как вид деятельности

Разумеется, общение может приобретать абсолютно деятельностную форму безличного,

функционального взаимодействия и тогда оно являет нам коммуникативную деятельность в чистом виде (обмен информацией или обслуживание совместной деятельности) – субъект-объектные паттерны общения по А.У. Харашу.

Общение как специфический вид деятельности

Общение всегда выступает как особый вид деятельности, ее сторона или составляющая. При этом необходимость возникновения общения выводится из необходимостей самой деятельности, которые одновременно выступают и движущими силами его дальнейшего

развития. Отвечая на прямой вопрос о том, «Может ли быть генетически общение вне деятельности?» А.Н. Леонтьев исключил такую возможность.

Аргументы в пользу сведения общения к

процессам деятельностного типа

• 1. Всякая деятельность является формой реализации отношений к

другим людям, даже если они реально не присутствуют в момент совершения деятельности.

• 2. Субъект-субъектный процесс может быть в интересах деятельностного анализа рассмотрен как две деятельности – первого субъекта со вторым и второго с первым. В этом случае каждый из них выступает одновременно и как активный субъект деятельности и как страдательный объект деятельностного воздействия. Таким образом, субъект-объектный характер деятельности не мешает его распространениюна процессы

субъект-субъектного типа.

• 3. Сами отношения между людьми порождаются  прежде всего интересами совместной

деятельности и развиваются в ходе ее. «Итак, общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый

мотивами совместной деятельности» (А.ВПетровский). «Само общение,  «будучи порождено» совместной деятельностью…» [Г.М.Андреева]. «Общение – то, что обеспечивает коллективнуюдеятельность» [А.А. Леонтьев]. «Любые видыобщения есть специфические видысовместной деятельности» [Ж.М. Глозман]. «Синонимом общения является для нас термин коммуникативная деятельность [М.И. Лисина].

Антитезы

• 1. Действительно, в любой деятельности реализуется целый комплекс, система отношений к другим людям. Но это еще не означает, что отношения между людьми реализуются только в форме деятельности. В первом тезисе фактически размывается граница между двумя принципиально различными типами реальности: опросредствованное отношение между людьми и непосредственное общение лицом к лицу. Последнее отличается особо высокой интенсивностьюпроцессов "мотивопорождения" и может характеризоваться практически полным отсутствием выраженной цели. Именно такое общение иногда называют личностным, глубинным, подлинным, продуктивным, и т.д..

2. Всякое общение лишь в той степени является общением, в какой оно взаимно, симметрично. В понятие деятельности с самого начала заложена идея асимметричности (S-O) – направленного воздействия активного субъекта на преобразуемый им объект. Сквозь призму понятийного аппарата теории деятельности просто не видныте процессы, которые происходят между двумя людьми, смотрящими в глаза друг другу, не совершающими никаких развернутых внешних или внутренних действий. Есть все основания полагать, что эти процессы имеют совсем другуюприроду, чем деятельность.

• 3. Неверность утверждения о том, что отношения между людьми строятся только по поводу совместной деятельности особенно очевидна, когда речь идет об отношениях, выражающихся в чувствах аттракции или неприязни. Именно чувства чаще всего определяют характер совместной деятельности, в которую мыготовы вступить с тем или иным человеком. Принципиально важно, что социализация ребенка начинается не с предметной деятельности, а с особого отношения к другому человеку, являющегося условием включения в совместнуюдеятельность в будущем. Генетические корни общения и деятельности различныи дальше они развиваются параллельно, не растворяясь друг в

друге.

  1.  Специфика реализации социогенной потребности в персонализации на разных этапах онтогенетического развития личности.

См. также билет №8, вопрос3 и №6 вопрос2

Помимо взгляда на социализацию как на глобальный процесс социального становления и развития личности, ее вхождения в широкий социум за счет интериоризации накопленного человечеством опыта в рамках социальной психологии групп, существует и конкретная, социально-психологическая конструкция, объясняющая на уровне микросоциального взаимодействия личности и группы, каким образом осуществляется вхождение индивида в референтное для него окружение и какие этапы должна пройти личность в процессе интрагрупповой социализации. Вне зависимости от возраста индивида и социально-психологических особенностей группы его членства он поставлен, по сути дела, перед фатальной необходимостью пройти четко определенные фазы вхождения в общность, последовательно решая встающие перед ним по мере нарастания потребности быть личностью личностной задачи.

. Стадии жизненного пути личности по Э.Эриксону.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28868. Учения о государстве и праве елленистического и древнеримского периодов 62.5 KB
  Таким образом в понимании стоиками государства и права можно выделить следующие особенности: 1. В этом смысле закон рассматривается как закон природы источник справедливости и права. Для учения о праве характерно различение права и закона анализ форм права. В качестве основы права П.
28869. Государственно-правовые аспекты учений раннего христианства и средневековья 49.5 KB
  С политикоправовых позиций эти идеи не поддаются однозначной оценке поскольку отрицание государства в римском понимании и связынный с этим правовой нигилизм можно рассматривать как регресс по сравнению с развитой юридической мыслью с другой стороны в учении раннего христианства в первую очередь поддаавались критике те стороны общественной жизни которые требовали серьезного реформирования. В последствии в средневековье проблема взаимоотношения церкви и государства транформируется в основную идеологическую проблему. В последствии в Новое...
28870. Западноевропейская политико-правовая мысль конца 15 - 16 ст 47.5 KB
  Методологические особенности иследования общих проблем государства права и политики в эпоху Возрождения и реформации. Учение о государстве и политическом искусстве Николо Макиавелли. Основные положения учения о государстве Жана Бодена. Государственноправовой аспект богословскополитических доктрин Мартина Лютера и Жана Кальвина.
28871. Развитие учений о государстве и праве в Западной Европе конца 16 - 17 в.в. 69 KB
  Теория естественного права Гуго Гроция.открывает новую эпоху в историческом развитии европейского права. К социальноисторическим факторам оказавшим существенное влияние на формирование новоевропейского понимания проблем государства и права необходимо отнести следующие:  усиление экономического неравенства внутри стран Европы и между этими странами оказавшимися вовлеченными в сферу мирового разделения труда и соответственно связаная с этим необходимость государственноправового вмешательства в решение хозяйственноправовых проблем...
28872. Судебная реформа 1864 года 151 KB
  Основной задачей этой курсовой работы является изучение судебной реформы 1864 года которая считается самой буржуазной и последовательной реформой Х1Х века в России. В ходе реформы судопроизводства в России предполагались изменения в разных его областях: в организации судебной системы например введение суда присяжных в профессиональном статусе судей институт мировых судей пожизненное избрание в процедуре вынесения приговора двухэтапного формирования приговора присяжными и судей и т. Исторические предпосылки судебной реформы...
28873. Судебная реформа 1864 года и ее основные итоги 87 KB
  Вместо множества судов существовавших для обслуживания различных сословий учреждались единые для всех сословий общегражданские суды. Основными звеньями общих судебных установлений были окружные суды судебные палаты и Правительствующий сенат. Окружные суды образовывались обычно на территории нескольких уездов с учетом численности населения и объема работы. Замахнувшись на множественность судов создавшихся для обслуживания дворян купцов ремесленников крестьян и других сословий власти не решились полностью...
28874. Основные тенденции мирового развития в XVIIIв. 23.5 KB
  XVIII век вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран выражающаяся в уничтожении сверху и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа одно право для всех что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей Просветителей.
28875. «Смутное время» в России. Эволюция государственности в XVII в. 37.5 KB
  Смутное время в России. На какоето время государство оказалось ничьим и это привело к кризису послужившему началом так называемого Смутного Времени. Многие из богатых людей в это время отпускают на волю свою челядь чтобы не кормить ее и это увеличивает толпы бездомных и голодных. В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек который назвал себя царевичем Дмитрием сыном Ивана Грозного и заявил о своем намерении идти на Москву добывать себе прародительский престол.
28876. Внешняя политика России XVI–XVII веков. 28 KB
  Внешняя политика России XVIXVII веков. позволили России проводить активную внешнюю политику. предопределило включение в состав России всего Среднего Поволжья с его многонациональным населением. В1556 году русскими войсками была взята Астрахань и к России присоединились нижневолжские земли.