27968

Психофизическая зависимость и психофизическая функция

Шпаргалка

Логика и философия

Типы и способы межличностоной и межгрупповой коммуникации. Типы и способы межличностоной и межгрупповой коммуникации. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова то прежде всего имеют в виду тот факт что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями идеями интересами настроениями чувствами установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Русский

2013-08-20

40.9 KB

5 чел.

Экзаменационный билет № 11

  1.  Психофизическая зависимость и психофизическая функция.
  2.  Специфика коммуникативного процесса. Типы и способы межличностоной и межгрупповой коммуникации.
  3.  Культура, законы ее функционирования, типология культур.

  1.  Психофизическая зависимость и психофизическая функция.

Психофизика (англ. psychophysics) – один из классических разделов общей психологии. Создатель психофизики – Г.Т.Фехнер (1860г. работа «Элементы психофизики»). Специфика психофизики состоит в том, что многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний объясняется здесь, прежде всего, различиями вызывающих их физических ситуаций (Краткий психологический словарь под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского).

Из Большого психологического  словаря Мещерякова, Зинченко:

 Г. Фехнер рассматривал психофизику как науку о функциональных соотношениях между сознанием и телесным миром. Пытаясь решить эту общую проблему, Фехнер в своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» (1860) уделил преимущественное внимание измерению ощущений как области, где соотношения между объективным и субъективным наиболее доступны для экспериментального исследования. Им были введены основные понятия психофизики, разработаны некоторые психофизические методы, ставшие классическими, сформулирован основной психофизический закон о соотношениях между рядами физических и психических величин. Создание Фехнером психофизики положило начало экспериментальной психологии.

В настоящее время психофизика состоит из 2 разделов:

  1.  учения об измерении сенсорной чувствительности (пороговая теория Фехнера)
  2.  учения о психофизических функциях (сенсорных шкалах)

Причем предмет психофизики часто понимается шире, чем он был определен ранее. Во-первых, для оценки эффективности воздействующих раздражителей используются не только осознанные ощущения, но и другие ответные реакции организмамоторные реакции, кожно-гальваническая реакция (КГР), депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др. Во-вторых, раздражителями считаются не только поддающиеся количественному измерению физические стимулы, но и любые другие стимулы, которые наблюдатель может упорядочить по какому-то их общему признаку, например,  почерки по степени разборчивости, цвета по степени привлекательности и т. п. В таком широком смысле психофизику можно определить как науку об ответах организма на служащие стимулами формообразования внешней среды (С. Стивенс).

 Дистальный стимул — объект, вызывающий соответствующее предметное восприятие. Дистальный стимул отличают от проксимального стимула, т. е. от пространственно-временной конфигурации энергии на поверхности реципирующего органа, источником которой и является дистальный стимул. Организм всегда имеет дело с проксимальной стимуляцией, т. е. с пространственно-временными конфигурациями света, звука, теплоты, кинетической и химической энергии, в то время как субъекту репрезентируется дистальная форма стимуляции (неподвижные и движущиеся объекты, голоса, мелодии, шумы, запахи и т. д.).

 Проксимальный стимул (термин Дж. Гибсона) — физическая энергия, на которую реагирует орган чувств в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой.

 Порог ощущения – величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение называется нижним абсолютным порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом ощущения называют величину раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется. Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождающийся едва заметным изменением ощущения, называется разностным (дифференциальным) порогом ощущения. Порог ощущения обратно пропорционален количественному показателю соответствующего вида чувствительности (Краткий психологический словарь под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского).

Методы определения порогов (субъективные):

1. Метод пределов или границ - экспериментатор увеличивает значение стимула до тех пор пока испытуемый не начинает воспринимать, а затем снижает.

2. Метод установки или настройки - испытуемый сам изменяет интенсивность стимула. Недостаток - ожидание стимула может давать эффект преднастройки, искажение результатов.

3. Метод постоянных стимулов - в эксперименте используются разные стимулы, слабые никогда не замечаются, а сильные воспринимаются всегда.

Объективные методы основываются на изучении физиологических основ восприятия, такие методы дают возможность получить пороги ощущений, не опрашивая испытуемых, а оценивая только физиологические реакции. 

 Закон Вебера (или закон Бугера—Вебера)один из законов классической психофизики, утверждающий постоянство относительного дифференциального порога (во всем сенсорном диапазоне варьируемого свойства стимула).

В 1729 г. французский физик, «отец» фотометрии, Пьер Бугер (1698-1758), исследуя способность человека различать величины физической яркости (или освещенности предмета), установил, что дифференциальный порог для яркости — минимальный прирост яркости (ΔI), необходимый для того, чтобы вызвать едва заметное различие (ЕЗР) в ощущении яркости, — примерно пропорционален уровню фоновой (сравниваемой) яркости (I), в силу чего отношение (ΔI / I) — величина постоянная.

Через 100 лет (1831), независимо от Бугера, немецкий физиолог и психофизик Эрнст Вебер (1795-1878) в экспериментах на различение весов, длин линий и высоты звукового тона также обнаружил постоянство отношения дифференциального порога к фоновой (сравниваемой) величине стимула, т. е.

(ΔI / I) = const

Вебер обобщил эти данные в виде общего эмпирического закона, получившего название закон Вебера. Отношение ΔI / I называется относительным дифференциальным порогом, а также дробью Вебера (или константой Вебера). Для различения звуков по высоте (частоте звукового тона) дробь Вебера является рекордно малой — 0,003, для различения яркости она примерно равна 0,02-0,08, для сравнения объектов по весу — 0,02, для длин линий — 0,03. (Подчеркнем, что эти значения сильно меняются в зависимости от других свойств стимулов: например, дробь Вебера для яркости зависит от цвета, длительности, площади, положения, конфигурации стимулов).

Многочисленные исследования показали, что закон Вебера справедлив только для средней части сенсорного диапазона, где дифференциальная чувствительность максимальна. За пределами этой зоны относительный порог возрастает, причем очень значительно. В связи с этим одни исследователи принимают закон Вебера, но считают его «сильной» идеализацией; другие занимаются поисками новых формул. Следует отметить, что в рамках классической психофизики закон Вебера имеет большое теоретическое значение, поскольку основатель психофизики Г. Фехнер опирался на него при выводе основного психофизического закона.

 

 Закон Фехнера — основной психофизический закон, утверждающий, что интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Сформулирован Г. Фехнером в его основополагающем труде «Элементы психофизики» (1860).

Исходя из постулата, что человек лишен способности непосредственно оценивать величину своих ощущений, Фехнер предложил косвенный способ определения величины любого ощущения посредством подсчета пороговых единиц. Это позволило ему математически вывести формулу измерения ощущений, базируясь на:

1) эмпирическом законе Вебера о постоянстве относительной величины приращения (или уменьшения) раздражителя, вызывающего ощущение едва заметного различия,

2) собственном постулате о том, что едва заметный прирост ощущения величина постоянная, вследствие чего может быть  использован в качестве единицы измерения любой величины ощущения.

Е = k* logP + const

E – сила ощущения

P – физическая интенсивность раздражителя

k и const – некоторые постоянные, определяемые данной сенсорной системой

 

С помощью математики Фехнер теоретически обосновал тот известный факт, что ощущение изменяется гораздо медленнее, чем растет сила раздражения. Согласно закону Фехнера, возрастанию силы раздражения в геометрической прогрессии соответствует рост ощущения в арифметической прогрессии (например, если сила раздражителя возрастет в 100 раз, то сила ощущения возрастет только в 2 раза).

 Закон Стивенса (степенной закон) — вариант основного психофизического закона, предложенный американским психологом Стэнли Стивенсом (1906-1973) и устанавливающий степенную, а не логарифмическую (Закон Фехнера) зависимость между силой ощущения и интенсивностью раздражителей:

Ψ = k × S n, где

Ψ субъективная величина ощущения;

kконстанта, зависящая от единицы измерения;

S — интенсивность стимула;

 n — показатель степени функции.

Показатель n степенной функции различен для ощущений разных модальностей; пределы его вариации: от 0,3 (для громкости звука) до 3,5 (для силы электрического удара).

 Психофизическая модель теории обнаружения сигналанедискретная модель работы сенсорной системы, построенная на основе принципов, заимствованных из теории обнаружения сигнала (ТОС). Применительно к описанию работы сенсорной системы эта модель строится так, что показываемый испытуемым результат определяется 2 факторами:

1) взаимоположением 2 распределений — шумового (спонтанного возбуждения в сенсорной системе) и сигнального (возбуждения, вызванного раздражителем и наложенного на спонтанное возбуждение);

2) местом локализации критерия принятия решения, выбранного испытуемым на оси сенсорных состояний.

Поскольку как сигнальное, так и шумовое распределения считаются непрерывными, а у испытуемого предполагается способность широко перемещать точку локализации критерия принятия решения вдоль оси сенсорных состояний, постольку понятие сенсорного порога как нижней границы чувствительности является для рассматриваемой модели излишним. Таким образом, модель работы сенсорной системы строится на основе приложения ТОС к психофизическим проблемам и является примером реализации принципа непрерывности в построении субъективного ряда.

  1.  Специфика коммуникативного процесса. Типы и способы межличностоной и межгрупповой коммуникации.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Однако при всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.

1) Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.

2) Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного участника коммуникативного процесса на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

3) Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

4) В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры:

  1.  социальные: порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений.
  2.  психологические: могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений.
  3.  смысловые: (от франц. barriere – преграда, препятствие) могут возникнуть при несовпадении смыслов высказанного требования, просьбы, приказа и т.п. у партнеров в общении и создают препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов:

  1.  побудительная (информация выражается в приказе, совете, просьб; рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной).
  2.  констатирующая (информация выступает в форме сообщения).

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем.

При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

 

 Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Способом подачи информации при помощи речи является текст.

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Точность понимания  слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена "коммуникативных ролей", т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он  раскрыл смысл принятой информации.   Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид "разговора" представляет собой последовательную  смену коммуникативных ролей, в ходе которой  выявляется смысл  речевого сообщения, т.е. происходит то явление,  которое было обозначено как "обогащение, развитие информации". Мера  известной согласованности  действий коммуникатора  и реципиента в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большой степени зависит  от их включенности в общий контекст деятельности.   Успешность  вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько  партнеры  обеспечивают  тематическую  направленность  информации, а также  ее двусторонний характер.

 Модель коммуникативного процесса по Лассуэллу включает 5 элементов:

1) Кто? (передает сообщение) - коммуникатор

2) Что? (передается) - сообщение

3) Как? (осуществляется передача) - канал

4) Кому? (направлено сообщение) - аудитория

5) С каким эффектом? – эффективность

Невербальная коммуникация - поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению.

Включает следующие основные знаковые системы (Лабунская):

1) оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика),

2) паралингвистическую (качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистическую (паузы),

3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса (смысловая нагрузка),

4) визуальный контакт («контакт глаз»).

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Типы коммуникативных трудностей (по Г.Гибшу и М.Форвергу):

  1.  ситуативные
  2.  смысловые
  3.  мотивационные
  4.  «барьеры представлений о другом»
  5.  отсутствие обратной связи
  6.  прагматические трудности

Типы коммуникации по М.Р.Битяновой

Характеристика

Авторитарная

Диалогическая

Цель коммуникации

Власть «управления»

Развитие и саморазвитие

Позиция

Над

На равных

Сообщение

  1.  не учитывают особенностей слушателя
  2.  аксиоматическое содержание текста
  3.  сообщение имеет безличный характер
  4.  сокрытие эмоций и чувств
  1.  учет особенностей слушателя
  2.  дискуссионный характер текста
  3.  текст персонифицирован
  4.  открытое предъявление эмоций и чувств

Организация звукового пространства

Монофония

Полифония

Организация коммуникативного пространства

Лектор и аудитория перед ним

«Круглый стол»

  1.  Культура, законы ее функционирования, типология культур.

Слово "культура" (лат.) в переводе - "обработка", т.е. возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания. В самом определении есть противопоставление - природа и вторжение в нее человека.

Известно около 200 определений ку в литер-ре (например, у А.Кребера).

Ку - особая форма жизнедеятельности чел., выражает специфику уклада жизни, поведения отдельных народов, их особые способы мировосприятия в мифах, легендах, системах религиозных верований.

Принято подразделять культуру на 2 направления: традиционная ку и современная ку. Основное отличие этих ку в регуляционной функции: в тр.ку регуляция осущ. На основании обычаев и традиций, в совр. Ку - на основании свода законов, осуществляемых органами избираемой власти.

Начиная с первых систематических исследований культуры времен античности, к феномену культуры сформировалось множество подходов в рамках различных областей познания: философии, психологии, социологии, что закономерно ввиду обширности феномена культуры.

Культуру можно определить как систему представлений, правил, установок, ценностей и моделей поведения, общих для группы и являющихся условием устойчивости группы.

По своей сути культура – явление социальное, и при рассмотрении с точки зрения содержания, распадается на различные области общественной жизни: язык и письменность; нравы и обычаи; характер одежды и поселений, работы и воспитания. Сюда же относят экономику, общественно–политическое устройство, науку и технику, искусство, религию, и другие формы проявления объективного духа народа.

Базовые законы (аксиомы) культуры:

  1.  Культура – ценностное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов;
  2.  Каждый элемент культуры выполняет определенную задачу, функцию в жизни людей (зачем-то нужен);
  3.  Элементы культуры нельзя уничтожить;
  4.  Элементы культуры можно заменить только так, чтобы  функция выполнялась.

эксплицитная (символы, герои, ритуалы)                Культура                   имплицитная (ценности)

Уровни культуры:

  1.  национальный
  2.  региональный (этнический, религиозный, языковой)
  3.  гендерный
  4.  возрастной
  5.  классовый
  6.  профессиональный

Измерения культур – некие параметры, по которым можно описать отличия культур друг от друга и тем самым предсказать поведение человека, исходя из категорий его культуры.

4 измерения культур по Г. Хофстеду (1980г.): индивидуализм, дистанция власти, маскулинность, избегание неопределенности

Индивидуализм

Коллективизм

США, Австралия, Великобритания, Бельгия, Дания

Венесуэла, Колумбия, Пакистан, Таиланд, Сингапур

интересы группы практически не принимаются во внимание, важны личные достижения и высока роль индивидуальной ответственности

отдается приоритет групповым (семейным, традиционным) интересам

Маскулинность

Фемининность

Австрия, Мексика, Великобритания, Германия, Италия

Тайланд, Швеция, Финляндия, Чили, Португалия

резкое разделение женских и мужских ролей, важными являются «типично мужские качества» (уверенность в себе, дух соперничества, материальный успех)

смещение социальных ролей для обоих полов, подчеркивают значимость «традиционно женских качеств» (ценность коммуникации, забота о больных и слабых)

Дистанция вдласти

Высокая

Низкая

Индия, Колумбия, Мексика, Сингапур, Филиппины

Австрия, Дания, Норвегия, Швейцария

сила и влияние сосредоточены в руках малой группы людей, имеется авторитарные тенденции, стимулируются различия между населением

власть рассредоточена, поведение лидеров – демократично

Избегание неопределенности

Высокая

Низкая

строгие коды поведения, агрессивность‚ отсутствие толерантности, ориентация на поиск абсолютных истин

относительно низкая агрессивность и толерантность, созерцательность, низкая эмоциональность

При изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических, свойственных только ей закономерностей. Выделим главные:

1. Культура обладает  всепроникающей способностью охватывать все стороны жизни человека и носит интеграционный характер, объединяя различные культурные формы в единую систему духовной жизни (универсальность).

2. Культурное  развитие в целом носит противоречивый характер. В  свою очередь, это порождает неравнозначность  и неравномерность проявления  различных сфер в системе культуры: науки, искусства, религии (социальная зависимость).  Так, например, в период Средневековья  приоритеты развития получила религия, в эпоху Просвещения – наука, в современном обществе - политика.

3. Обладая относительной самостоятельностью, культура испытывает на себе влияние условий исторических эпох, но не всегда в своем развитии совпадает с ними. Это выражается либо в опережающем,  либо в отстающем характере развития культуры (динамическое свойство). Пример: в Средневековье зародилась культура Возрождения, которая по своему содержанию во многом  опередила историческую эпоху.

4. Формирование и распространение культуры зависит от уровня развития материальной и духовной  культуры общества, а они, в свою очередь, находятся во взаимосвязи и зависимости друг от друга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60514. Meet My Friends. Мої друзі та я 128.5 KB
  We shall speak about English and Ukrainian schools once more. As a result you’ll write a project about your favourite school and the best friend at school.
60515. Мій найкращий товариш і я 135.5 KB
  Мета уроку: практична: актуалізувати лексичний та граматичний матеріал за темами; учбова: продовжувати формувати комунікативні вміння в говорінні та письмі...
60520. Історія комп’ютеризації освіти Голованівського району 817.5 KB
  У газеті Аспект була надрукована стаття у якій автор детально описує початок комп’ютеризації освіти Голованівського району. Дядьки чемно відмовляються від вечері і зникають так само несподівано як і з’явились...
60521. Архитектурный план дома 442.5 KB
  Сегодня мы поговорим про проектирование дома коттеджа и т. Рассмотрим какие рекомендации должен соблюдать дизайнер разрабатывая план частного дома а также план капитального ремонта жилых домов план каркасного дома архитектурный план...