27971

Память как высшая психическая функция

Шпаргалка

Логика и философия

Психология этнической социализации и этнической идентичности. Психология этнической социализации и этнической идентичности. Этническая социализация выполняет функцию формирования множественной и многоуровневой идентичности личности способствующей конструктивному функционированию этничности в жизни индивида и общества: позитивной этнической идентичности и толерантного этнического взаимодействия. Одним из основных институтов этнической социализации является семья.

Русский

2013-08-20

23.01 KB

8 чел.

Экзаменационный билет № 14

  1.  Память как высшая психическая функция.
  2.  Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.
  3.  Психология этнической социализации и этнической идентичности.

  1.  Память как высшая психическая функция.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. П. обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики. П. служит необходимым условием единства психической жизни человека.

В разное время проблемой памяти занимались Г.Эббингауз, Г.Мюллер, К.Левин, П.Жане, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев,  А. А. Смирнов и П. И. Зинченко.

Память как ВПФ опосредована знаками и формируется под влиянием социальных воздействий. Первоначально реализуется как интерпсихологический процесс, и лишь затем, в результате интериоризации — как внутренний, интрапсихологический. Мнемотехнические средства (чувство, образ, мысль, ассоциация), по мнению А.Н. Леонтьева (1931), изменили принципиальную структуру акта запоминания: из прямого, непосредственного оно становится опосредованным.

Непроизвольная память является генетически первичной: ее формирование предшествует формированию и развитию произвольной П., которая позволяет запоминать с необходимой полнотой то, что человеку нужно в данный момент.

Основные процессы П.: запоминание, сохранение, восстановление и забывание. Запоминание - главный процесс П., от него во многом зависят полнота, точность, последовательность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Использование человеком приобретенного опыта осуществляется посредством восстановления ранее усвоенной информации. Наиболее простой его формой является узнавание, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов, закрепившихся ранее в П. Более сложным является воспроизведение таких объектов прошлого опыта, которые в данный момент не воспринимаются. Данные процессы м.б. произвольными и непроизвольными. Забывание — активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забывание обычно протекает как непроизвольный процесс.

В настоящее время изучение П. за рубежом проводятся в основном представителями когнитивной психологии (Р.Аткинсон, А.Бэддели, П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт). В отечественной психологии разработкой философских проблем теории П. занимается М.С. Роговин, А.А. Смирнов, Н.Я. Чутко и др.

  1.  Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.

Социальное взаимодействие - процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов.

Все многообразие видов взаимодействия разделяют на два противоположных типа: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (соперничество). Эти типы взаимодействия могут проявляться в любом общении, не только конфликтном.

Одна из классификаций предложена американским психологом К.Томасом, который в качестве основы выделения стратегий взаимодействия использовал двумерную модель:

  1.  направленность на собственные интересы (напористость), их защиту и удовлетворение;
  2.  направленность на интересы другого человека, внимание к ним и оказание помощи в их удовлетворении.

Американские ученые Р.Блейк и Дж.Мутон использовали несколько иную двумерную модель, измерениями которой явились направленность на достижение результата, на дело, и ориентация на человека, на взаимоотношения. Соответственно, соперничество (конкуренция, противоборство) - открытая борьба как стремление добиться своих интересов в ущерб другой стороне;  сотрудничество (кооперация) - удовлетворение интересов обеих сторон.

К.Томас и С.Килмен дают свое определение этих типов взаимодействия: соперничество характеризуется ориентацией на свои интересы, на дело, получение результата только для себя. Интересы другого человека, общение с ним игнорируются, абсолютно не учитываются. Это активный индивидуальный тип поведения. Конкуренция может приводить к доминированию, к выигрышу, победе одного участника конфликта над другим, В то же время в конкуренции проявляется естественная потребность человека отстаивать свои интересы, позицию, точку зрения, достигать конкретных результатов как итога высокой активности. Сотрудничество представляет собой одновременную направленность на удовлетворение интересов другой стороны и своих собственных. При этом для участника конфликта одинаково значимы достижение результата, сохранение и укрепление взаимоотношений. Сотрудничество протекает в форме активной совместной деятельности, а любое предложение по разрешению конфликта предполагает интеграцию интересов всех возможных участников. Интересы одной стороны не могут быть удовлетворены без удовлетворения нужд другой. В ситуации сотрудничества обе стороны остаются в двойном выигрыше: удовлетворяют интересы и развивают взаимоотношения. Этот стиль в отличие от остальных требует значительно больше временных затрат, так как необходимо изучить внутренние позиции всех участников, а затем последовательно их обсудить. Сложность кооперации заключается в том, что трудно выявить истинные потребности и выработать альтернативы, устраивающие все стороны.

Важным показателем "тесноты" кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. 

Выбор стратегии поведения зависит от конкретной ситуации. Например, соперничество имеет смысл тогда, когда исход для участника очень важен или нужно быстро принять решение и есть власть для этого и т.д. Сотрудничество является адекватным типом поведения тогда когда решение проблемы важно для всех сторон, а конфликт для его участников - всего лишь эпизод в долгосрочных отношениях, они исходят из того, что впереди предстоит работа над долгим проектом и т.п.

Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.

Также проблемой общения и взаимодействия занимались Андреева, Богомолов, Петровский и др.

  1.  Психология этнической социализации и этнической идентичности.

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе С. человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Этническая социализация - один из аспектов социализации, процесс развития и саморазвития личности в ходе усвоения этносоциальных ролей, культуры межэтнических отношений, принятых в обществе. Результатом и критериальным показателем такой личности является ее этнокультурная компетентность. Гасановым этническая социализация рассматривается как воздействие менталитета этноса на человека, приобщение его к истории, культуре, родному языку, традициям, в процессе чего происходит осознание национальной принадлежности. Этническая социализация является важнейшими фактором формирования личности. Этническая социализация выполняет функцию формирования множественной и многоуровневой идентичности личности, способствующей конструктивному функционированию этничности в жизни индивида и общества: позитивной этнической идентичности и толерантного этнического взаимодействия.

Этническая социализация способствует воспроизводству этничности, которая в современном обществе как на индивидуально-личностном, так и групповом уровнях продолжает выполнять ряд существенных функций: регулятивную, информационную, психологическую, инструментальную, мотивационную. Для каждого из членов одной общности этничность, опосредуя институциональные нормы, выступает регулятором социального поведения. Этничность регулирует межличностное и межгрупповое общение на основе традиций, обычаев, общепризнанных устойчивых ценностей. Формируя единую символическую среду, этничность выступает в качестве своеобразного информационного фильтра. Этническая социализация предполагает осознанную этническую идентификацию наряду с примордиальным (изначальным) «врастанием в свою этническую культуру». Одним из основных институтов этнической социализации является семья. Крайняя степень этнической социализации – герметичность национально-культурной традиции, другая крайность – забвение многих национальных корней в ходе глобализации (космополитизм). Исследование проблем этнической социализации: З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Дюркгейм.

ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ - результат эмоционально-когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно значимое переживание своей этнической принадлежности.

Понятие "И.Э." не эквивалентно понятиям "этничность", "этническая принадлежность", "этническое самосознание", "этническая идентификация". Если этничность (или этническая принадлежность) - это приписываемая обществом категория на основе объективных критериев, то И.Э. - это результат самокатегоризации, достигаемой индивидом в итоге конструирования образа окружаемого мира и своего места в нем (Т.Г. Стефаненко). Истинная И.Э. человека может не совпадать с официально предъявляемой или приписываемой этнической принадлежностью.

И.Э. не тождественна и этническому самосознанию, поскольку И.Э. не сводится только к осознанию этнической принадлежности, т.к. содержит в себе слой этнического бессознательного (В.С. Лурье, Г.У. Солдатова, А.В. Сухарев и др.), а также потому, что предполагает эмоционально-ценностное значение, придаваемое человеком своей этнической принадлежности (Т.Г. Стефаненко). Наряду с причислением индивидом себя к представителям своего этноса И.Э. включает прежде всего глубоко значимое переживание данной принадлежности, как одной из важнейших составляющих в системе представлений личности о себе.

Если идентификация (см.) - это процесс, благодаря которому реализуется этническое отождествление, то идентичность (см.) - это результат и итог процесса идентификации (Tajfel H.). Становление и развитие идентичности заключается в синтезе идентификаций, которые интегрируются в систему составляющих компонентов целостной идентичности (Erikson E. - см. Эриксон). Среди основных критериев этнической идентификации могут быть такие, как родной язык, общность происхождения, культура, традиции, религия, общее историческое прошлое, чувство привязанности к родной земле, своей Родине, общей территории проживания и мн. др. В разные исторические периоды у разных народов доминирующая роль как ведущих критериев этнической идентификации, так и этноидентифицирующих признаков может меняться. Посредством идентификации транслируются и усваиваются эталоны и этнические стереотипы поведения, нормы и ценности, традиции и обряды народа, осуществляется становление этнически обусловленного мировосприятия.

В исследовании И.Э. выделяются психологический, социально-психологический и социологический подходы (Е.М. Галкина). В центре внимания психологического подхода личность как носитель этнокультурных особенностей и качеств. Здесь И.Э. рассматривается как одна из составляющих структуры личности и ее самосознания. В рамках социально-психологического подхода человек рассматривается как представитель этнической группы, а И.Э. - как компонент социальной идентичности. Главным объектом исследований, выполненных в ключе социологического подхода, является этническая общность, или группа (В.П. Павленко). И.Э. здесь исследуется как один из базовых феноменов этнического самосознания.

В структуре И.Э. выделяют два основных компонента: когнитивный и аффективный (эмоционально-ценностный). Первый из них, характеризуя содержательное наполнение И.Э., объединяет знания и представления о этнической принадлежности, о своей и чужих этнических группах (этническую осведомленность), самоназвание (этнический ярлык-этноним), основные критерии этнической идентификации, а также этнодифференцирующие и этноидентифицирующие признаки, которые лежат в основе этнического отождествления и уподобления. Эмоционально-ценностный компонент, объединяя переживание человеком тождественности с этнической общностью, удовлетворенность собственной этнической принадлежностью, оценку ее значимости, желание принадлежать этнической группе, а также комплекс этнических чувств (гордости, любви, преданности, приверженности, солидарности, самоуважения и достоинства, обиды, стыда, вины, ущемленности, униженности и мн. др.), в целом отражает отношение индивида к факту собственной этнической принадлежности, его отношение к своей этнической общности в целом, а также ее оценку.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11582. Информационная безопасность в телекоммуникационных системах 420 KB
  Лабораторный практикум по дисциплине Информационная безопасность в телекоммуникационных системах / Уфимск. гос. авиац. техн. унт; Сост.:Ж.А. Сухинец А.И. Гулин. Уфа2011. 20 с. Приводится описание двух лабораторных работ для исследования студентами основных методов к...
11583. Устройства на операционных усилителях 472 KB
  Лабораторная работа № 5 Устройства на операционных усилителях Цель работы Изучить назначение принцип действия свойства и возможные схемотехнические решения устройств на операционных усилителях. 2. Задание 1. Ознако...
11584. Знакомство с Маткадом 83.95 KB
  Лабораторная работа № 1. Тема: Знакомство с Маткадом. Цель: Ознакомить студентов с интерфейсом пакета Маткад особенностями работы в пакете научить производить простейшие вычисления. Ход работы. Задача 1. Войдите в Маткад. 1.Поиграйте красным крестиком на экране...
11585. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. ЗНАКОМСТВО С МАТКАДОМ 231.29 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. ЗНАКОМСТВО С МАТКАДОМ Найдите на рабочем столе ярлык Маткад щелкните мышью и войдите в пакет. Обратите внимание на то что вся работа в Маткаде должна проводиться на латинском английском алфавите. Рис.1 Окна после запуска После за
11586. ВЕКТОРЫ И МАТРИЦЫ 39.75 KB
  Лабораторная работа Векторы и матрицы Общие сведения Задачи линейной алгебры решаемые в MathCAD можно условно разделить на два класса. Первый это простейшие матричные операции которые сводятся к определенным арифметическим действиям над элементами матрицы. Они реал...
11587. Форматирование текста в HTML-документах 66 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 21 Тема: Форматирование текста в HTMLдокументах Цель: ознакомить студентов с HTML основными понятиями структурой документа. Задание Подготовьте бланк для HTMLкода Вашего резюме. Для этого следует: выполнить команду Пуск Програм
11588. Исследование транзисторного генератора с внешним возбуждением 396.42 KB
  Исследование транзисторного генератора с внешним возбуждением Цель работы: Ознакомление с принципом работы и расчетом электронного режима транзисторного генератора с внешним возбуждением; изучение формы импульсов коллекторного тока при различных значениях нап...
11589. Дифференцирующие и интегрирующие RC-цепи 459.22 KB
  Дифференцирующие и интегрирующие RCцепи Цель работы: Анализ переходных процессов в простейших RCцепях а также условий дифференцирования и интегрирования сигналов с помощью этих цепей. Изучение методов расчета и анализа данных цепей. Исходные данные: Принимаем р
11590. Исследование температурной зависимости сопротивления металла и полупроводника 185.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 Исследование температурной зависимости сопротивления металла и полупроводника. Цель работы: экспериментально проверить основной закон динамики вращательного движения. Построить график зависимости углового ускорения от вращающего моме...