27972

Эффект Зейгарник. Этническая идентичность: общее описание, структура, становление и формирование, изменения этнической идентичности

Шпаргалка

Логика и философия

Механизмы и эффекты межличностного восприятия Этническая идентичность: общее описание структура становление и формирование изменения этнической идентичности. Эффект Зейгарник. Эффект незавершенного действия эффект Зейгарник явление характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности.

Русский

2013-08-20

18.62 KB

7 чел.

Экзаменационный билет № 15

  1.  Эффект Зейгарник.
  2.  Механизмы и эффекты межличностного восприятия
  3.  Этническая идентичность: общее описание, структура, становление и формирование,  изменения этнической идентичности.

  1.  Эффект Зейгарник.

Эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник) - явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения (см. Мотивация) запоминаются лучше, чем завершенные. В опытах было установлено, что количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество запомнившихся завершенных задач. Эффект незавершенного действия зависит от многих переменных: возраста испытуемых, отношения числа завершенных задач к числу незавершенных, времени решения каждой задачи, относительной трудности задач, отношения субъекта к прерванной деятельности, его заинтересованности в выполнении задания и т. д. Однако эффект незавершенного действия наблюдается не всегда. Оказалось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминались завершенные задачи, тогда как при слабой мотивации - прерванные задания. Эти эксперименты породили в дальнейшем исследования влияния на процессы памяти уровня притязаний и самооценки личности. Было доказано, что при адекватной самооценке эффект незавершенного действия соблюдался, а при повышенной или пониженной - нет. Несмотря на большой экспериментальный материал, эффект незавершенного действия не имеет окончательного теоретического объяснения.

  1.  Механизмы и эффекты межличностного восприятия

Общее впечатление о человеке распространяется на оценку отдельных его свойств и качеств; если первое впечатление о человеке благоприятно, то в дальнейшем его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону, а отрицательные моменты как бы недооцениваются или не замечаются;

эффект недавности - по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. новая информация, а по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация, последующая же не оказывает существенного воздействия на общую оценку;

эффект стереотипа - каждому члену определенной социальной группы или общности приписываются сходные характеристики - черты общего стереотипа группы - часто без достаточных на то оснований;

эффект идеализации - хорошие отношения с человеком влияют на сдвиг оценки отдельных его качеств в положительную сторону.

Возникновение эффектов человеческого восприятия и понимания определяется:

механизмом идентификации - восприятие и понимание другого путем отождествления себя с ним;

механизмом рефлексии - путем размышлений "за другого";

стереотипизацией - путем распространения на оценку другого характеристик какой-либо социальной группы;

эмпатией - понимание другого через эмоциональное вчувствование в его переживания.

ЭФФЕКТ НЕДАВНОСТИ - увеличение вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда (см. Эффект края). Изучается в контексте исследований памяти, процессов научения и социальной перцепции (Перцепция социальная). Установлено, что Э. н. зависит не от длины запоминаемого ряда и темпа его предъявления, а от характера деятельности, выполняемой непосредственно после предъявления ряда: если решается'задача на обнаружение сигнала, то Э. н. сохраняется (Д. Рейтман), если же решается вербальная (например, арифметическая) задача, то Э. н. отсутствует (Л. и М. Петерсон). Э. н. связан с извлечением информации из кратковременной памяти (см. Память кратковременная). В случае отсутствия Э. н. на указанную информацию накладывается другая сходная информация, поступающая в хранилище кратковременной памяти. Как и эффект края, Э. н. не имеет однозначной интерпретации. В социальной психологии Э. н. (известный больше как эффект новизны) изучается при восприятии людьми друг друга и заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая, информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация (см. Эффект первичности).

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА - распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности ("положительный ореол") и негативной оценочной пристрастности ("отрицательный ореол"). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются. Если общее первое впечатление о каком-либо человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам. В основе Э. о., как и многих других явлений социальной перцепции (см. Перцепция социальная), лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о социальных объектах, необходимой для успеха той или иной деятельности, ее категоризацию, упрощение и отбор.

Важнейшие из изученных механизмов В. м. следующие:

1) идентификация - понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;

2) социально-психологическая рефлексия - понимание другого путем размышления за него;

3) эмпатия - понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания;

4) стереотипизация - восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др.

Предпринимаются попытки вычленить некоторые более универсальные механизмы В. м., которые обеспечивают стабилизацию, категоризацию, отбор, ограничение и т.п. информации, что является необходимым условием любого перцептивного (см. Восприятие) процесса, в том числе процессов В. м. На открытие таких универсальных механизмов претендовали когнитивного диссонанса теория, имплицитная теория личности. Однако ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы (см. Атрибуция каузальная).

  1.  Этническая идентичность: общее описание, структура, становление и формирование,  изменения этнической идентичности.

Этническая идентичность - это составная часть общей социальной идентичности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической группе. По Г. Шпету, э. и. - это переживание своего тождества с одной этнической группой и отделение от другой этнической группы.

В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). Некоторые авторы, излишне расширяя понятие этнической идентичности, выделяют еще и ее поведенческий компонент, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы.

Структура этнической идентичности.

Когнитивный компонент: самоназвание, осведомленность об этнической группе, отнесение себя к группе на основе этнодифференцирующих признаков (тотем, вера, территория, язык и т.п.)

Аффективный компонент: отношение к собственной этнической общности, оценка качества этнической группы, оценка своего места в ней, значимость членства в этнической группе.

Классификация этноидентичности Солдатовой на основе аффективного компонента:

- позитивная этноидентичность - норма, положительный образ своей группы в сочетании с положительным отношением к другим;

- этническое безразличие;

- этнонигилизм - отрицательное отношение к своей группе;

- гиперидентичность (этноэгоизм, этноизоляционизм (ксенофобия), национальный фанатизм (принятие любых действий, если они служат интересам нации)).

По Ж. Пиаже, становление этнической идентичности проходит 3 этапа:

- 6-7 лет - первичное знание о своей нации;

- 8-9 лет - зарождение национальных чувств;

- 10-11 лет - полное формирование этнической идентичности, ребенок осознает когнитивную модель, связанную с понятием ""родина""

этническая константность формируется в подростковом возрасте..

Трансформация идентичности может происходить различными способами. По Дж. Берри, возможны четыре варианта трансформации идентичности в зависимости от значимости своего или чужого этноса: моноидентичность со своим этносом, моноидентичность с чужим этносом (изменение идентичности), биэтническая идентичность (высокая значимость и своего, и чужого этноса),  маргинальная идентичность (оторванность ит своего и от чужого этноса). Таким образом, высокая идентичность с одной группой не означает низкой идентичности с другой группой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20625. Мегамир. Основные космогонические представления 81.5 KB
  Звезды их характеристики источники энергии2. Звезды их характеристики источники энергии Более 90 видимого вещества Вселенной сосредоточено в звездах. Именно звезды и планеты были первыми объектами астрономических исследований. Пожалуй лишь диск нашего солнца позволяет реально наблюдать процессы происходящие на поверхности звезды.
20626. Мегамир, основные космогонические представления 107 KB
  Имеются многочисленные данные подтверждающие предположение что звезды образуются при конденсации облаков межзвездной пыли и газа. Глобула становится зародышем будущей звезды протозвездой и начинает светиться так как энергия движения частиц переходит в тепло. Дальнейшее сжатие протозвезды приводит к такому повышению температуры и давления что становятся возможными термоядерные реакции синтеза гелия из водорода. При этом силы тяготения стремящиеся сжать вещество звезды уравновешиваются силами внутреннего давления.
20627. Химическая эволюция Земли 81.5 KB
  Общая теория химической эволюции и биогенезаТеории возникновения жизниГипотеза ОпаринаХолдейна Контрольные вопросыЛитература Ранее уже говорилось о том что использование ЭВМ позволило строить и рассчитывать образование и развитие солнечной системы и Земли в частности на различных моделях. Химическая эволюция Земли В процессе эволюции Земли складывались определенные пропорции различных элементов. Земля наиболее массивная среди внутренних планет прошла сложнейший путь химической эволюции. Следует подчеркнуть что геологическая история Земли...
20628. Специфика живого 72 KB
  Предмет изучение задачи и методы биологииТри образа биологииАксиомы биологии 2. Предмет изучения задачи и методы биологии Биология – совокупность или система наук о живых системах. Предмет изучения биологии – все проявления жизни а именно: строение и функции живых существ и их природных сообществ; распространение происхождение и развитие новых существ и их сообществ; связи живых существ и их сообществ друг с другом и с неживой природой. Задачи биологии состоят в изучении всех биологических закономерностей и раскрытии сущности жизни.
20629. Термодинамика живых систем. Жизнь как информационный процесс 76.5 KB
  Термодинамика живых систем Состояние живых систем в любой момент времени динамическое состояние характерно тем что элементы системы постоянно разрушаются и строятся заново. Это означает что живые системы обязательно должны быть открытыми системами. Именно на этом неравновесии основана работоспособность живой системы направленная на поддержание высокой упорядоченности своей структуры а. Переход живо системы в такое состояние означает для нее смерть.
20630. Концепция эволюции в биологии 87 KB
  Концепция эволюции в биологии 1. Современная синтетическая теория эволюцииОсновные законы эволюцииОсновные факторы эволюцииФормы естественного отбора Контрольные вопросыЛитература Под эволюцией подразумевается процесс длительных постепенных медленных изменений которые в конечном итоге приводят к изменениям коренным качественным завершающимся образованием новых систем структур и видов. Представления об эволюции в естествознании имеют ключевое значение. [1] Парадигма современного естествознания – это эволюционносинергетическая...
20631. Человек. колого-эволюционные возможности человека 110.5 KB
  Место человека в системе животного мира и антропогенез2. Основные этапы развития Человека Разумного3. Экологоэволюционные возможности человека5. Место человека в системе животного мира и антропогенез Вопрос о происхождении человека имеет не только научное значение: с позиций эволюционной биологии или чисто зоологической точки зрения – это частный филогенетический вопрос.
20632. Биосфера и цивилизация 72.5 KB
  Живые организмы входящие в состав биоценоза неодинаковы с точки зрения специфики ассимиляции ими вещества и энергии из ОС. Совокупность множества параметров среды определяющих условия существования того или иного вида и его функциональных характеристик преобразование им вещества и энергии обмен информацией со средой и с себе подобными и др. Энергетика – основа цивилизации и без производства достаточного количества энергии человечество не сможет существовать и развиваться. Сегодня главный производитель энергии – теплоэлектростанции ТЭС...
20633. Основные концепции и перспективы биотехнологии 120.5 KB
  Расшифровка генома человека3. Пастер выяснивший роль микроорганизмов в брожении виноделие пивоварение и в возникновении болезней животных и человека. Исключительное значение для борьбы с заразными болезнями имел предложенный Пастером метод предохранительных прививок основанный на введении в организм животного или человека ослабленных культур болезнетворных микроорганизмов. Медицинская микробиология исследует микроорганизмы вызывающие заболевания человека и разрабатывает эффективные методы борьбы с ними.