27973

Долговременная, кратковременная, оперативная и иконическая память

Шпаргалка

Логика и философия

Социальнопсихологический тренинг как средство повышения точности межличностного восприятия Особенности межкультурной коммуникации развитие культурной сензитивности. Непосредственный отпечаток полезен в тех случаях когда сигнал действует очень недолго как при просмотре к ф; он обеспечивает также непрерывность восприятия при моргании или движении глаз. Социальнопсихологический тренинг как средство повышения точности межличностного восприятия В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса....

Русский

2013-08-20

27.68 KB

2 чел.

Экзаменационный билет № 16

  1.  Долговременная, кратковременная, оперативная и иконическая память.
  2.  Проблема точности в межличностной перцепции. Социально-психологический тренинг как средство повышения точности межличностного восприятия
  3.  Особенности межкультурной коммуникации, развитие  культурной сензитивности.

  1.  Долговременная, кратковременная, оперативная и иконическая память.

Память - психофизиологический процесс: - осуществляющий отражение и накопление непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта; - выполняющий функции запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

П. разделена на 3 структурных компонента: сенсорный регистр, кратковременное хранилище (КВХ) и долговременное хранилище (ДВХ). Поступающая сенсорная информация попадает пр. всего в сенсорный регистр, где она остается в течение очень короткого времени, а затем стирается и исчезает. КВХ – это оперативная П. индивида; сюда поступает отобранная информация из сенсорного регистра, а также из ДВХ. В КВХ информация полностью стирается и исчезает примерно в течение 30 сек, однако благодаря процессу управления – повторению – индивид может удерживать в этом хранилище ограниченный объем информации как угодно долго. ДВХ является достаточно постоянным хранилищем информации, которая переносится сюда из КВХ.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз".

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

После воздействия зрительного сигнала (для иконической) и слухового сигнала (для эхоической), его образ сохраняется несколько десятых секунды. Этот образ представляет собой «непосредственный отпечаток» зрительной сенсорной информации. «Непосредственный отпечаток» полезен в тех случаях, когда сигнал действует очень недолго, как при просмотре к/ф; он обеспечивает также непрерывность восприятия при моргании или движении глаз.

Система ИП удерживает в течение короткого времени весь материал, обеспечивая процессам распознавания образов возможность извлечения и выбора. Система ИП исходно содержит больше информации, чем используется на последующих ступенях анализа.

Эксперимент Сперлинга. Карточку, на которой изображено 9 букв, расположенных в 3 строки по 3 буквы в каждой, предъявляют в тахистоскопе в течение 50 мс. Обычно испытуемому удается прочитать только 4 или 5 букв из 9.

Если мы хотим выяснить, что же в действительности может увидеть испытуемый, не следует просить его сообщать обо всем, что он видит. Возможно, он видит все буквы, а затем забывает некоторые из них. Чтобы проверить это предположение, мы можем попросить его дать частичный отчет о предъявленных буквах. В этом случае, как и ранее, предъявим карточку с 9-ю буквами, но затем предъявим карточку, где прямоугольным значком отмечено место одной из них, и попросим испытуемого просто назвать отмеченную букву. До предъявления карточки с прямоугольной меткой испытуемый не знает, какая из 9-ти букв будет отмечена.

Результаты: испытуемый почти всегда правильно называет помеченную букву. Т.о., он видит больше, чем может сообщить в отчете. Очевидно, в исходном эксперименте в системе ИП содержались все буквы, но к тому времени, когда испытуемый воспроизвел 3 или 4 из них, остальные стерлись в его П.

Способность воспроизводить произвольно указанную букву постепенно понижается по мере задержки появления метки. «Непосредственный отпечаток» представляет собой образ сигнала, который стирается с течением времени, так что по истечении 0,5 с от этого образа мало что остается.

Сенсорные регистры. С.р. – гипотетический блок хранения информации в том виде, в котором она была преобразована на уровне органов чувств, без последующего перекодирования. Предъявление стимула сопровождается немедленной записью его по соответствующим сенсорным параметрам.

Поскольку в С.р. поступает и затем быстро стирается большое количество информации, основная функция процессов управления на этом уровне должна состоять в отборе определенных частей этой информации для передачи их в КВХ. Первое из решений, которое должен принять индивид, касается того, на какой С.р. направить внимание. В распоряжении индивида имеется ряд стратегий для сопоставления информации в регистре с информацией в ДВХ и тем самым для идентификации входного сигнала.

  1.  Проблема точности в межличностной перцепции. Социально-психологический тренинг как средство повышения точности межличностного восприятия

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание м.б. здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимопониманию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако во всех случаях большое значение имеет тот факт,  как воспринимается  партнер по общению, т.е. процесс восприятия одним человеком другого  выступает как обязательная составная часть общения.

Перцепция (лат. perceptio - представление, восприятие, от percipio - ощущаю, воспринимаю), в современной психологии то же, что восприятие. Г. Лейбниц употреблял термин "П." для обозначения смутного и бессознательного восприятия ("впечатления") в противоположность ясному его осознанию

Основные отличия социальной перцепции от перцепции:

  1.  Социальный объект активен, он сам влияет на субъект восприятия.
  2.  Внимание в процессе С.П. концентрируется не на прохождении  образа и  его характеристиках, а на смысловых и оценочных интерпретациях  объекта восприятия.
  3.  Большая слитность когнитивных эмоциональных компонентов и большая зависимость от мотивационно-целевого  компонента Д.

При восприятии физических объектов мы можем проверить точность восприятия прямым измерением. В случае познания др. человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, т к отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности др. человека.

Могут помочь тесты, но, во-первых, не существует тестов для выявления и измерения всех характеристик человека (следовательно, сопоставление если и возможно, то только по тем характеристикам, для которых существуют тесты); во-вторых, тесты нельзя рассматривать как единственный инструмент исследования личности, поскольку им присущи те или иные ограничения. В тестах фиксируется и измеряется то, что задано экспериментатором, а не то, что есть "на самом деле". Сопоставление с тестом = сопоставление с данными некоторого третьего лица, которые в свою очередь есть результаты чьего-то познания другого человека.

То же самое с методом экспертных оценок. В качестве экспертов выбираются люди, хорошо знающие того человека, который выступает объектом восприятия. Их суждения о нем ("экспертные оценки") сопоставляются с данными субъекта восприятия. По сравнению с тестами экспертные оценки обладают важным преимуществом: здесь мы имеем дело с критерием, практически не лимитирующим выбор параметров межличностного восприятия, как это имеет место в случае применения тестов. Эти экспертные оценки играют роль того внешнего критерия, который представляет собой "объективные данные". Но и в этом случае мы по существу имеем вновь два ряда субъективных суждений: субъекта восприятия и эксперта (который тоже выступает субъектом восприятия, и, значит, его суждения отнюдь не исключают элемента оценки).

Тем не менее и тесты, и экспертные оценки в определенных случаях принимаются в качестве внешнего критерия, хотя их применение не снимает основной трудности - невозможности проверить точность восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными объективных методик. Приходится искать иные подходы к самому пониманию проблемы и путям ее решения.

Один из таких путей - осмысление всей совокупности "помех", стоящих на пути межличностной перцепции. К таким "помехам" могут быть отнесены все механизмы, эффекты, возникающие в этом процессе. Конечно, знание того факта, что впечатления о человеке категоризуются в основном на основе прошлого опыта или что при формировании их действует эффект первичности, косвенным образом помогает в установлении неточности межличностного восприятия. Однако знание этих механизмов может лишь указать на факт такой неточности, но не помогает в определении меры ее.

То же относится и к другому ряду средств, а именно - к более пристальному изучению перцептивных способностей субъекта восприятия. Можно установить (достаточно точно), каково соотношение характеристик воспринимающего и объекта восприятия.

В экспериментах устанавливаются четыре группы факторов:

а) переменные, при помощи которых субъект восприятия описывает самого себя;

б) ранее знакомых личностей;

в) отношения между собой и объектом восприятия,

г) ситуационный контекст, в котором осуществляется процесс межличностной перцепции.

Соотнеся между собой эти четыре группы факторов, можно определить, в какую сторону свойственно сместиться восприятию в каждом конкретном случае.

Важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи, что помогает откорректировать образ и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению (Соловьева, 1992). Довольно давно в социальной психологии родилась заманчивая идея отыскать средства развития перцептивных способностей различных людей. Эксперименты не дали однозначного ответа на вопрос: примерно в 50% случаев такая стабильность была зафиксирована, а в других 50% случаев ее не удалось выявить. Такие же противоречивые результаты были получены и относительно того, можно ли обучить искусству более точного восприятия другого человека.

Несмотря на то что вопрос этот остается дискуссионным, ряд усилий тем не менее предпринимается. Существуют специальные упражнения на повышение перцептивной компетентности, т.е. точности восприятия (Петровская, 1989).

Фиксирование внимания (лиц, для которых точность восприятия др людей особенно важна) на стереотипах о связи физических характеристик и психологических особенностей. Эти стереотипы оч распространены, они берутся из жизненного опыта и обрывочных сведений из Кречмера и др. теорий. Мало кто отдает себе отчет в том, насколько эти факторы осложняют процесс межл восприятия. Бодалев проводил эксперименты, и получил интересные данные: из 72 опрошенных 9 ответили, что квадратный подбородок - признак сильной воли, 17 - большой лоб = признак ума, 16 - полнота = добродушие и т д. Никакой тренинг не снимет в полной мере эти житейские обобщения, но человек озадачится.

Видеотренинг позволяет увидеть себя со стороны и сопоставить представления о себе с восприятием других. Это сближение собственных и чужих представлений о себе в определенной степени служит повышению точности восприятия. Вопрос о эффективности таких тренингов: часто приобретенные навыки не удерживаются в реальной жизни. Поэтому имеют смысл занятия только в реальных группах, объединенных совместной деятельностью.

Из шпоры в МГУ: Смысл - сделать восприятие достаточно адекватным... Заставляет привносить в образ другого человека что-то из себя. Точное восприятие другого человека (параметры): 1. если его результаты совпадают с данными тестирования. 2. абсолютно субъективные данные могут использоваться как критерий точности, когда это данные экспертов. 3. гуманистические психологи - точно узнать любого человека находясь с ним в нейтральных отношениях нельзя, проникнуть в глубины его личности можно только любя, уважая, находясь с человеком близко в психологических отношениях. Пристрастное отношение всегда вызывает эффект ореола; 8. межличностной привлекательности(аттракции).

  1.  Особенности межкультурной коммуникации, развитие  культурной сензитивности.

Многие  думают, что все  люди одинаковы и общение не может вызывать трудностей. Но общение – это сложный процесс, на который оказывают влияние и культурные, и социальные особенности.
культура оказывает большое влияние на процесс межкультурного взаимодействия. Во-первых, культурные различия во-многом определяют процессы кодирования и декодирования информации (языковые различия и разные интерпритации невербального поведения), а во-вторых, из-за культурных влияний на формирование этнических стереотипов и этноцентризма. То есть восприятие другого человека и процесс общения во-многом обусловлен особенностями той или иной кульутры. Все это может создать осложнения, поэтому при взаимодействии с представителями другой кульутры важно помнить, знать об имеющихся различиях и понимать из роль в процессе взаимодействия. Пример: представители восточных культур и латиноамериканцы чувствуют себя комфортно при близости собеседника, в то время как североамериканцы – представители неконтактных культур. У разных культур – разное представление о времени, что  существенно влияет на целеполагание  и организацию своей деятельности. Например, линейное у американцев и время как «бездонный резервуар» на востоке.
Беннеттом была предложена модель освоения другой культуры. Он  выделяет шесть этапов, отражающих отношение индивидов к различиям между родной и иными культурами и соответствующих шести этапам личностного роста: трем этноцентристским (отрицание межкультурных различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий) и трем этнорелятивистским (признание различий; адаптация к различиям между культурами или этносами, т.е. способность не только их признавать, но и действовать соответствующим образом; интеграция, т.е. применение этнорелятивизма к собственной идентичности). Каждый человек находится на той или иной стадии и может перейти на другую благодаря личностному росту, специальным программам обучения (межкультурный тренинг)

Сензитивность (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. Комплекс неполноценности), тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний (см. Акцентуация характера). С возрастом сензитивность может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. Сензитивность может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга и т. п.), так и особенностями воспитания (например, эмоциональным отвержением ребенка в семье). Предельно выраженная сензитивность представляет собой одну из форм конституциональных отношений

За рубежом и в России разрабатываются конкретные программы по подготовке людей к межкультурному взаимодействию (Tnandis, 1975, 1994, Handbook of intercultural training, I983; Bnslm, Cnshner, Cherrie, Yong, 1989; Стефаненко, 1996; Шеинов, 1996; Резников, Марасанов, 1998) В них рассматриваются конкретные методики повышения межкультурной сензитивности и рекомендации к общекультурному и культурно-специфическому подходам (когда человеку придется общаться с большим количеством представителей разных этносов или с представителем одной этнической группы).

Р. Альберт предложил метод, назвав его «техникой повышения межкультурной сензитивности» (культурный ассимилятор), представляющий описание разнообразных ситуаций, в которых взаимодействуют представители двух разных культур и четырех вариантов пояснений (интерпретаций) возможного поведения персонажа в каждой ситуации. Человек, проходящий подготовку, должен выбрать один из возможных вариантов и пояснить мотивы своего выбора (Albert, 1983). Л. Коле выделяет четыре типа обучающих программ: просвещение, ориентирование, инструктаж и межкультурный тренинг (Kohls, 1987).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28275. Объективная психология Бехтерева 39.5 KB
  Объективная психология Бехтерева. Бехтерев Владимир Михайлович 18571927 русский невропатолог психиатр физиолог психолог. Психологическое творчество Бехтерева можно условно разделить на два этапа. Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологий: субъективной основным методом которой должна быть интроспекция и объективной.
28276. Проблемы и пути совершенствования инструментов безналичных расчетов в платежной системе Российской Федерации 245.54 KB
  Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой приминяется совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а так же форм и способов расчетови связанного с ними документооборота
28280. Правоспособность граждан (физических лиц) 14.15 KB
  Под правоспособностью понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности. Права и обязанности недееспособных лиц приобретаются и осуществляются через представителя который назначается им в обязательном порядке. Конкретным лицом они могут и не реализоваться например не каждый осуществляет возможность иметь права авторов произведений науки литературы и искусства изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности охраняемых законом. Граждане могут иметь любые гражданские права и обязанности не запрещенные законом...
28281. Понятие и виды дееспособности. Порядок ее ограничения 16.78 KB
  Гражданская дееспособность по общему правилу возникает в полном объеме по достижении 18летнего возраста. Однако закон определяет случаи когда гражданин становится полностью дееспособным до достижения указанного возраста. Вопервых в случае вступления в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления по просьбе лиц достигших возраста 16 лет; до достижения возраста 16 лет в виде исключения с учетом особых обстоятельств в случаях установленных законами субъектов Российской Федерации. Для эмансипации...
28282. Осуществление гражданских прав и обязанностей недееспособными и ограниченно дееспособными лицами 15.81 KB
  Существует два случая ограничения гражданина в дееспособности. гражданин который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение может быть ограничен судом в дееспособности. Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами дающим основание для ограничения дееспособности гражданина является такое чрезмерное или систематическое их употребление которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы...
28283. Опека и попечительство: содержание, условия назначения и прекращения. Патронаж 16.61 KB
  Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними оставшимися по какимлибо причинам без попечения родителей вследствие отсутствия родителей лишения их судом родительских прав уклонения родителей от воспитания либо защиты прав и интересов детей преследует также цель обеспечения их воспитания и обучения. Опека форма устройства малолетних граждан не достигших возраста 14 лет и граждан признанных судом недееспособными при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин опекун является законным представителем...