27974

Активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение

Шпаргалка

Логика и философия

Феномен аттракции в межличностных отношениях различные уровни аттракции. Феномен аттракции в межличностных отношениях различные уровни аттракции. Область исследований связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку получила название исследования аттракции. Феномен аттракции связан с перцептивной стороной межличностного общения возникает при включении в процесс восприятия эмоциональных регуляторов.

Русский

2013-08-20

35.57 KB

9 чел.

Экзаменационный билет № 17

  1.  Активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение.
  2.  Феномен аттракции в межличностных отношениях, различные уровни аттракции.
  3.  Культурный шок: причины, протекание, психологическая помощь. «Буферная группа».

  1.  Активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение.

Воображение - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально - смыслового опыта. В. - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе.

В психологии В. рассматривают как отдельный психический процесс наряду с восприятием, памятью, вниманием и т.д. В последнее время все большее распространение получает идущее от И.Канта понимание В. как всеобщего свойства сознания. Ключевая функция воображения заключается в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов.

В. - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действия с ним) ещё до того, как сложится само это понятие. Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. в виде некоторой существенной, всеобщей тенденцией развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления.

В процессах воображения мы можем различать разную степень активности.
Крайним случаем совершенно пассивного воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно, сами собой изменяются и вступают в неожиданные, причудливые, иногда совершенно бессмысленные сочетания. Непроизвольной в основе своей является также деятельность воображения, развёртывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

По степени активности субъекта воображения можно выделить два вида: активное воображение, при котором человек предполагает воспользоваться результатами воображения на практике, и пассивное, при котором не ставится цель использования его результатов и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта.

Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении деятельности сознания.

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение  имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. (при чтении).

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустоймечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Воображение может быть четырёх основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

    Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.         Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение  отличается тем, что в нём действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздаётся. Но при этом в образе она всё же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении  ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть,  и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

  1.  Феномен аттракции в межличностных отношениях, различные уровни аттракции.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между  людьми, объективно  проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на людей в ходе совместной Д. и общения.

Люди не просто воспринимают др. др., но формируют друг по отношению к другу  определенные отношения. На основе сделанных  оценок рождается  разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного  человека  до симпатии, даже любви к нему.  Область исследований, связанных с выявлением  механизмов образования  различных  эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции.

Феномен аттракции связан с перцептивной стороной межличностного общения, возникает при включении в процесс восприятия эмоциональных регуляторов. "Если весь процесс межл. перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека" Исследования аттракции - это выявление механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку. "Буквально аттракция - привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия "аттракция". Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения."

Эта многозначность термина в контексте перцептивной стороны общения проявляется в вопросах:

1) Каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека

2) Какова роль этого явления (и процесса, и продукта его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

"Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении." (Андреевой важно про общественные и межличностные отношения)

Раньше не исследовали аттракцию, так как считалось, что дружба, симпатия, любовь не могут научно изучаться. Это область искусства, литературы… Но еще важны этические проблемы, и до сих пор некоторые считают, что из-за них невозможно изучать эти явления.

Однако сейчас ведется множество исследований: Гозман предлагает рассматривать аттракцию как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент: "Другой" оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.

Эмпирические исследования посвящены выяснению факторов, приводящих к положительным отношениям между людьми. Н-р "изучается вопрос "о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия", о роли экологических характеристик (пространственная близость партнеров по общению, частота встреч, "экстремальность" обстановки и т. п.)

Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях "помогающего" поведения.

Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Симпатия – устойчивое одобрительное отношение  человека к др. людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т.д.   Симпатия обычно возникает на основе  общих взглядов, ценностей, интересов, нравственных идеалов.  Иногда – как следствие избирательной положительной реакции на привлекательную внешность, поведение, черты характера др. человека.

В своей динамике симпатия может достигать напряженности, переходя в страстное увлечение, либо прочную привязанность, а может закончиться охлаждением, разочарованием, даже перейти в антипатию и неприязнь. В межличностных отношениях симпатия – один из факторов интеграции людей и сохранения  психологического комфорта.

Дружба – вид устойчивых, индивидуально-избирательных  межличностных отношений,  характеризующийся  взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации (стремления быть в обществе др. людей), взаимными ожиданиями  ответных чувств и предпочтительности.

Развитие дружбы предполагает  следование неписанному «кодексу» (взаимопомощь, доверительность и т.д.). Серьезные нарушения «кодекса»  ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к вражде.

Дружба  зависит от  общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней  необходимо  проявляется  ценностно-ориентационное единство.

Любовь – 1) Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего  его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: л. к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.  2)  Интенсивное,  напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное  сексуальными потребностями; выражается в  социально формируемом стремлении быть максимально полно  представленным  своими  личностно-значимыми  чертами в жизнедеятельности др. так, чтобы  пробудить у него  потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

Еще нет удовлетворительной теории аттракции. Отечественные исследования немногочисленны. Интересно посмотреть, как аттракция проявляется в группе. Сейчас начинаются эти исследования. "естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе."

Др. вариант:

Феномен аттракции связан с перцептивной стороной межличностного общения, возникает при включении в процесс восприятия эмоциональных регуляторов. "Если весь процесс межл. перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека" Исследования аттракции - это выявление механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку. "Буквально аттракция - привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия "аттракция". Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. Некоторое качество отношения."

Эта многозначность термина в контексте перцептивной стороны общения проявляется в вопросах:

Каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека

Какова роль этого явления (и процесса, и продукта его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

"Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении." (Андреевой важно про общественные и межличностные отношения)

Раньше не исследовали аттракцию, так как считалось, что дружба, симпатия, любовь не могут научно изучаться. Это область искусства, литературы… Но еще важны этические проблемы, и до сих пор некоторые считают, что из-за них невозможно изучать эти явления.

Однако сейчас ведется множество исследований: Гозман предлагает рассматривать аттракцию как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент: "Другой" оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.

Эмпирические исследования посвящены выяснению факторов, приводящих к положительным отношениям между людьми. Н-р "зучается вопрос "о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия", о роли экологических характеристик (пространственная близость партнеров по общению, частота встреч, "экстремальность" обстановки и т. п.)

Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях "помогающего" поведения. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Еще нет удовлетворительной теории аттракции. Отечественные исследования немногочисленны. Интересно посмотреть, как аттракция проявляется в группе. Сейчас начинаются эти исследования. "естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе."

Структурные компоненты  межличностных отношений

  1.  Дистанция – степень психологической близости.
  2.  Валентность – оценка отношений: положительные, отрицательные, нейтральные, противоречивые.
  3.  Позиция партнера – доминирование, зависимость, равенство.
  4.  Степень знакомства – родственные, вражеские, любовные.

Внешние факторы аттракции:

  1.  Степень выраженности у человека потребности в аффилиации
  2.  Эмоциональное состояние партнеров по общению
  3.  Пространственная близость.

Потребность в аффилиации - потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравится, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности  данной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностных поведения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей и наоборот.

Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей.

Пространственная близость - при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг  к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность.

Внутренние факторы аттракции:

К внутренним, или собственно межличностным, детерминантам аттракции можно отнести:

  1.  физическую привлекательность партнера по общению.
  2.  Демонстрируемый стиль общения.
  3.  фактор сходства между партнерами по общению
  4.  выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.

Понятия: физическая привлекательность (эффект ореола - «красивый, значит хороший»), фактор сходства (приятный человек - это человек , который со мной согласен), дополнительность, фактор поддержки (аттракция возникает в ответ  на положительные действия, неприязнь - на отрицательные.

(Межличностное общение, В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М.Погольша)

  1.  Культурный шок: причины, протекание, психологическая помощь. «Буферная группа».

Культурный шок -  Дезориентация индивида при вхождении в инокультурную среду. Суть культурного шока – конфликт старых и новых культурных норм и ориентации, старых – присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, то есть представляющих то общество, в которое он прибыл. Собственно говоря, культурный шок – это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

Термин был введен К. Обергом в 1960 г. Процесс межкультурной адаптации сопровождается: 1) чувством потери друзей и статуса из-за оторванности от привычного окружения; 2) чувством отверженности; 3) удивлением и дискомфортом при осознании различий между культурами; 4) путаницей в ролевых ожиданиях, ценностных ориентациях и в собственной личностной идентичности; 5) чувством бессилия из-за невозможности эффективно взаимодействовать со своим новым окружением.  Симптомами культурного шока могут оказаться недостаток уверенности в себе, тревожность, раздражительность, бессонница, психосоматические расстройства, депрессия и др. Чаще всего культурный шок ассоциируется с негативными последствиями, но необходимо обратить внимание на его позитивную сторону, хотя бы для тех индивидов, у кого первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей, аттитюдов, моделей поведения и в конечном счете важен для саморазвития и личностного роста.

Причины культурного шока:

  1.  переживание утраты (горе, потеря). Любая утрата – это травма. (симптомы – физиологическое состояние – возбудимость; flash back эффекты – навязчивые воспоминания; навязчивое избегание).
  2.  неприятие ценностей, состояние фрустрации. (влияет на фиксацию на стадии «кризис»)
  3.  недостаток социальной поддержки (наличие людей, которые меня поддержат, выслушают).
  4.  нехватка социальных умений
  5.  нереалистические ожидания – людям свойственно надеяться на лучшее. Избавить человека от иллюзий, привести к реальному восприятию.

Протекание культурного шока:

Кривая Оберга

Медовый месяц – ощущение эйфории отчего-то нового.

Эта кривая не всегда подтверждается на практике, она всего лишь показывает, что должно быть, чтоб достичь интеграции. Случается иллюзия интеграции, если «медовый месяц» сразу перешел в интеграцию.

Питер Адлер попытался описать процесс и установить последовательность стадий переживания К.-ш. Его модель включает пять стадий: а) первичный контакт, или стадия «медового месяца», когда новоприбывший испытывает любопытство и возбуждение «туриста», но при этом его базисная идентичность все еще связана корнями с родной почвой; б) вторая стадия связана с дезинтеграцией старой системы знакомых ориентиров, при к-рой чел. ощущает себя сбитым с толку и подавленным требованиями новой культуры; типично тж чувство самообвинения и собственной несостоятельности перед лицом возникших трудностей; в) третья стадия предполагает реинтеграцию новых ориентиров и возросшее умение функционировать в новой культуре. Типичные эмоции, связанные с этой стадией, — гнев и обида по отношению к новой культуре как причине трудностей и менее подходящему для жизни месту, чем прежняя среда. Поскольку на этой стадии гнев направлен вовне, то таким лицам очень сложно оказать к.-л. помощь; г) на четвертой стадии продолжается процесс реинтеграции в направлении приобретения автономии и увеличения способности видеть положительные и отрицательные элементы как в новой, так и в старой культуре; ) пятая стадия характеризуется независимостью: чел. достиг, наконец, «бикультурности» и теперь способен функционировать и в старой, и в новой культуре.

Психологическая помощь:

По мнению Бока, существуют пять способов разрешения конфликта двух культур на уровне индивидуального сознания:

Первый способ можно условно назвать геттоизацией (от слова гетто). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или оказывается вынужден (из-за незнания языка, природной робости, вероисповедания или по каким-нибудь другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду – окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды.

Второй способ разрешения конфликта культур – ассимиляция, по сути противоположная геттоизации. В случае ассимиляции индивид, наоборот, полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой культуры.

Третий способ разрешения культурного конфликта – промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии.

Четвертый способ – частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды частично, то есть в какой-то одной из сфер жизни: например, на работе руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере – нормами своей традиционной культуры.

И, наконец, пятый способ преодоления конфликта культур – колонизация. Определить механизм колонизации в самом общем виде очень просто. О колонизации можно вести речь тогда, когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активно навязывают населению свои собственные ценности, нормы и модели поведения.

Группа буферная 

Реальная или условная группа мигрантов, территориально сосредоточенная или рассредоточенная в определенном пространстве. Буферная группа личностно значима для индивида-мигранта, поскольку она опосредствующее звено в процессе выхода потенциального мигранта из своего исконного социума, вхождения его в новый социум, возвращения в прежний социум (может быть даже через несколько поколений), сохранения отдельных, наиболее личностно и коллективно значимых духовных ценностей и атрибутов, присущих покинутому социуму.

Длительность функционирования и активности данных типов буферных групп во времени — различна. В качестве "хранителя ценностей", буферная группа может активно существовать в течение нескольких поколений активных мигрантов. Ее распаду способствует прекращение притока вновь прибывших и окончательная интеграция и ассимиляция в новом социуме последних хранителей ценностей. В таких случаях ценности прежнего социума перестают быть для мигранта личностно значимыми и утрачивают свои объединяющие функции. Тем не менее, их следы могут проявиться в скрытой, расплывчатой форме, поскольку внедрившись в структуру вновь приобретенных ценностей, они могут придать особые, личностно значимые ориентации поведению дальнейших поколений бывших мигрантов, что будет отличать их от других членов социума.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63278. Знакомство со школой. Урок- экскурсия 20.88 KB
  Учитель Здравствуйте дорогие ребята Дорогие дети вот вы и переступили порог чудесной страны Страны Знаний. Затем дети по очереди читают появившуюся у себя на листочке надпись например: школа парта коридор столовая.
63279. Розв’язування задач із переведенням числового масштабу в іменований 20.69 KB
  Мета: сформувати поняття про масштаб і його види навчити користуватися масштабом джля визначення реальних відстаней за допомогою плану карти і глобуса дати поняття про умовні знаки; розвивати просторове мислення; розвивати матемематичні здібності виховувати любов до картографії.
63281. Содержимое ячеек. Введение и редактирования данных 1.03 MB
  В ячейки листа можно вводить данные разных типов: числовые значения текстовые строки дату и время формулы. С помощью команд Excel можно изменять способ расположения и представления данных в ячейках форматировать их выбирать шрифт цвет размер...
63282. ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 211 KB
  Подростковый возраст – очень сложный и важный, на мой взгляд, период развития личности, период ее становления. Все составляющие личности подвергаются реорганизации, формируются новые компоненты – психологические новообразования, закладываются системы ценностей, приоритетов, целей.