27975

Основные свойства внимания и методы их оценки

Шпаргалка

Логика и философия

Основные свойства внимания и методы их оценки. В зависимости от объекта выделяют формы внимания: сенсорное перцептивное: зрительное и слуховое интеллектуальное моторное двигательное исполнительское. Внешнее внимание сенсорноперцептивное – обращено на объекты внешнего мира необходимое условие познания и преобразования окружающего мира Внимание внутреннее интеллектуальное – обращено на объекты субъективного мира человека необходимое условие самопознания и самовоспитания Виды внимания Джеймс По объекту: а чувственное...

Русский

2013-08-20

43.91 KB

4 чел.

Экзаменационный билет № 18

  1.  Основные свойства внимания и методы их оценки.
  2.  Динамика межличностных отношений. Проблемы стабилизации и распада межличностных отношений.
  3.  Межэтнические отношения и межконфессиональное общение и взаимодействие.

  1.  Основные свойства внимания и методы их оценки.

Внимание- это процесс и состояния настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Направленность проявляется в избирательности. В зависимости от объекта выделяют формы внимания: сенсорное (перцептивное: зрительное и слуховое), интеллектуальное, моторное (двигательное - исполнительское).

Внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) – обращено на объекты внешнего мира (необходимое условие познания и преобразования окружающего мира)

Внимание внутреннее (интеллектуальное) – обращено на объекты субъективного мира человека (необходимое условие самопознания и самовоспитания)

Виды внимания (Джеймс)

  1.  По объекту:

а) чувственное (сенсорное) – содержание, которое мы получаем с помощью органов чувств

б) умственное (интеллектуальное) – процессы и продукты мышления, памяти, речи

2. По аффективному компоненту:

а) непосредственное – объект интересен сам по себе

б) опосредованное – объект приобретает интерес в связи с чем-то

3. По волевой сфере:

а) непроизвольное – без усилия

б) произвольное – активное (всегда опосредовано)

+

в) послепроизвольное возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности.

Свойства внимания:

1. концентрированность. Характеризует степень сосредоточенности внимания. Означает, что имеется фокус, в который собрана вся психическая и сознательная деятельность.

Концентрированное внимание- внимание интенсивной сосредоточенности на одном или нескольких объектах. Интенсивность и узкость объединяются исходя из того, что интенсивность вн-я и его объем связан обратно пропорционально, но только для случаев, когда объектом восприятия служат несвязанные предметы, но если между воспринимаемыми объектами существют смысловые связи расширение поля внимания дополнительным содержанием не только не снижает концентрацию внимания, но может иногда повышать ее. Поэтому концентрация внимания бессмысленного действительно связано с узкостью, а если воспринимается смысловой материал может происходить увеличение объема при увеличени внимания.

2.объем внимания - это количество однородных предметов, кторое схватывает внимание при однократном предъявлении. Прибор для определения объема внимания тахистоскоп(предъявляет стимулы на короткое время) для количества точек 8,8; букв 6,9; называние геом.фигур 3,8; геом.фигур с цветом 3;

Объем внимания - величина очень изменчивая, при этом он также зависит от того и насколько связаны между собой объекты. зависит от особенностей воспринимаемого субъкта и качества инструкции.

3.распределяемость внимания - это способность индивида не на 1, а на 2-х и более фокусах. Она допускает параллельное выполнение ряда независимых действий. Распределение внимания зависит от того, насколько связаны между собой объекты и от того, насколько автоматизированы действия. Чем теснее связаны объекты и чем более автономны действия тем легче осуществляется распределение внимания.

4.Устойчивость внимания определяется длительностью в течение которой сохраняется концентрированое внимание. ланге показал, что для внимания характерна переодичность. устойчивость внимания от 2,3 сек до 12 сек. по ланге. Вудвортс 5 сек. Среднее количество внимания при фиксации на фигурах 20-30 смен в минуту, а максимальная способность 72 раза.

Устойчивость будучи условием продуктивной умственной деятельности, является и ее следствием.

Устойчивость зависит от:

особенности материала (знакомость, степень трудности, понятности)

отношение субъекта

индивид. особенностей человека( в частности от его способности поддерживать волевое внимание)

5. Переключаемость - это способность индивида быстро выключатся из установки и включатся в новые, соответственно изменяющимся условиям. Переключаемость, как и устойчивость и объем  не являются самодавлеющими свойствами. Они представляют собой разные стороны сложной многообразной деят. вн-я. переключаемость обозначает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ ВНИМАНИЯ МЕТОДОМ КОРРЕКТУРНОЙ ПРОБЫ

Наиболее распространенную группу лабораторных методов исследования внимания составляют бланковые методы, объединенные под общим названием «корректурные пробы». Корректурные пробы могут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, связных и несвязных текстов и т. п. Задача испытуемого заключается в обнаружении заданного стимула среди других стимулов и в фиксировании на бланке тем или иным способом.

Показателем точности избирательности внимания в известной мере может служить коэффициент точности выполнения задания. Коэффициент точности выполнения задания (А) рассчитывают по формуле Уиппла: А=N-r/N+p, где N— общее количество обнаруженных стимулов; r — количество правильно обнаруженных стимулов; р — количество пропущенных стимулов.

Другим показателем избирательности внимания может служить время, затраченное испытуемым на поиски отдельного стимула. Его рассматривают как условный показатель скорости выбора, т. е. время, затратное на один стимул.

Целью данного занятия является определение характеристик избирательности внимания с помощью корректурной пробы. Занятие строится на буквенном варианте корректуры, состоящем из набора букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке сплошным текстом (без пропусков), испытуемый должен, последовательно просматривая буквенные строки обнаружить скрытые в них слова.

ИЗМЕРЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ (КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА БУРДОНА—АНФИМОВА)

Исследования устойчивости и концентрации внимания были вызваны потребностями практики, в частности поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда. Так, при определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используют аппаратурные методы, а при исследовании произвольного внимания обязательным условием является учет активности самого субъекта. В последнем случае наиболее распространенным методом является корректурная проба. Исследования устойчивости внимания важно проводить в динамике.

В данном задании используется корректурная проба Бурдона-Анфимова (вычеркивание заданных букв на бланке), выполняемая на фоне помех. Условным показателем устойчивости внимания является изменение скорости выбора.

Условным показателем концентрации внимания является о отношение коэффициента точности выполнения задания на фоне помех  к точности выполнения задания без помех.

ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЕТОДОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОБЫ

Выбор метода изучения произвольного внимания определяется задачами исследования. Общим принципом построения эксперимента является создание такой лабораторной ситуации, при которой испытуемому необходимо приложить усилия для поддержания направленности и сосредоточенности психической активности. Это достигается путем варьирования уровня сложности стимулов, способов их предъявления, а также учета состояний испытуемого.   

В данном эксперименте произвольное внимание исследуют методом интеллектуальной пробы. Метод заключается в поиске, различении и регистрации простых и четных чисел, объединенных в группы по три числа в каждой. Экспериментатор читает вслух ряд случайных чисел. Характеристиками произвольного внимания в этом случае будут распределение и устойчивость внимания, а косвенным показателем распределения внимания — коэффициент распределения внимания. Его вычисляют как отношения количества правильно зарегистрированных испытуемым простых чисел  и троек четных чисел к общему количеству троек согласно программе экспериментатора.

Целью данного задания является определение характеристик распределения и устойчивости произвольного внимания при выполнении задания на цифровом материале. Задача испытуемого заключается в обнаружении и записи троек простых и четных чисел.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ ВНИМАНИЯ (С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ ШУЛЬТЕ В МОДИФИКАЦИИ МАРИЩУКА, СЫСОЕВА И ДР.)

Экспериментальное исследование переключ внимания является одним из важных для практики направлений исследования характеристик внимания. Специалистами установлено, что в ряде профессий (например, при пилотировании самолетов или многостаночном служивании) быстрое переключение внимания является необходимым условием эффективности деятельности. Варьирование экспериментальных приемов исследования переключения внимания основывается на разнообразии стимульного материала и способов работы с ним испытуемого. Однако во всех случаях задача испытуемого заключается в совмещенном выполнении двух или более заданий экспериментатора. Затем проводится сопоставление показателей скорости выбора в условиях совмещенного выполнения действий и без него. Эту величину рассматривают в качестве условного показателя переключения внимания:

Стимульным материалом в данном задании служат таблицы Э. Шультев модификации В. Марищука и И. Сысоева, т. е. черно-красные таблицы с буквенными символами. Задачей испытуемого является одновременный счет чисел двух цветовых рядов: одного в возрастающей последовательности и в убывающей.

Развитие процесса внимания

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

Этапы развития:

1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.

  1.  Динамика межличностных отношений. Проблемы стабилизации и распада межличностных отношений.

Психологический анализ любви.

Тема любви всегда была предметом изучения в философии, и только недавно ее стали изучать научно. Определения этого феномена однозначного нет. Так, любовь понимают как:

  1.  высшее чувство
  2.  установка на другого человека (Рубин)
  3.  способ интерпретации своего поведения и поведения другого человека в состоянии физиологического возбуждения. (связ. С каузальной атрибуцией).
  4.  Черта характера, которую можно в себе развивать (Эрик Фромм).
  5.  Смыслообразующая категория, один из способов придания смысла жизни. (В. Франкл)

Эволюция представлений о любви.

  1.  Античность.

- Платон. Его труд «Диалог «Пир»»  -  есть теория любви. Любовь, по Платону, всегда начинается с чувственного влечения. Далее (след. ступень) – интерес к душе другого человека. Верх этой лестницы: человек приближается к Богу, так как он начинает понимать абсолют красоты и добра.

  1.  Диоген: Любовь есть следствие безделия.
  2.  Цицерон: Любовь есть зачинщица порока. Нельзя к ней стремиться.

Именно в античности появляется первая классификация любви:

  1.  Эрос. Любовь, стремящаяся к обладанию.
  2.  Прагма. Любовь, основанная на оценке и уважении.
  3.  Агапэ. Любовь, основанная на самопожертвовании.
  4.  Сторге. Видовая, органическая привязанность. (Ребенок - мать).
  5.  Христианская концепция любви.

Любовь – религиозная категория,

  1.  Любовь – способ приближения к Богу. 2. Любовь – как Любовь к ближнему своему.

Таким образом, Любовь здесь носит безусловный характер. Мы любим не за что-то, а просто так. Также Любовь приобретает у нас несколько жертвенный характер. Эти идеи получили свое развитие в трудах В. Соловьева, Бехтерева, флоренского.

  1.  К. 19 века – Кант, Гегель, Фихте.

Любовь становится категорией долга, брака.

Далее – Шопенгауэр, Ницше: Любовь – не что иное, как способ улучшения человеческой породы.

  1.  Н. 20 века – Фрейд, Юнг, Фромм. Фрейд: опыт любовных отношений есть условие развития Любви. Антихристианская позиция: любая Любовь начинается с любви к самому себе.

Значение любви в жизни человека

Современная семья выполняет целый ряд функций. Это обеспечение бытовых потребностей человека, рождение и воспитание детей, удовлетворение сексуальной, и целого ряда иных потребностей. Одна из возможных причин кризисного состояния современной семьи в том, что большинство этих потребности может удовлетворяться вне семьи. Семья, таким образом, становится не нужна. Но есть одна человеческая потребность, удовлетворение которой в семье наиболее продуктивно. Именно она, в современном облике является основной причиной создания семьи, и она же может стать основой ее развития и сохранения. Сегодня мы с вами будем говорить о таком явлении, которое никого не оставляет равнодушным - о любви. Анализ частотных словарей современных языков показывает, что слово "любовь" - одно из самых употребительных слов. В жизни каждого человека наступает пора, когда он спрашивает себя и других; почему один человек вызывает чувство симпатии, а другой нет? Как появляется любовь? Существует ли на самом деле? Неизбежно ли ее исчезновение? Подчиняется ли любовь определенным законам или все в ней случайно и непредсказуемо? Традиционно ответы на все эти вопросы давало искусство и философия, они и жизнь показывают, что одного жизненного опыта и здравого смысла недостаточно для того, чтоб уберечься от ошибок, которые приводят к разводам, одиночеству другим проблемам в межличностной сфере, а с ними сталкивается огромное число людей.

Проведенные социологические исследования, показывают, что стабильные отношения люди ценят больше даже таких значимых ценностей, как достаток и работа. Как правило, люди, оценивающие себя как счастливых, отличаются наличием у них надежных и удовлетворяющих их эмоциональных отношений. Более того, счастливыми считают себя те, которые просто имели или имен любовный опыт.

Так, из опрошенных У. Кепхартом студентов 70 % мужчин и 75 % женщин сказали, что их опыт любовных отношений с любимым человеком сделал их счастливее, и только 5 % мужчин и 4 % женщин связывают со своим любовным опытом снижение общей удовлетворенности жизнью.

О высокой значимости для человека эмоциональных отношений говорит и то, что их распад является исключительно тяжелым переживанием и оказывает серьезное разрушительное воздействие на его психическое и соматическое состояние.

Одно из исследований показало, что за 9 лет, прошедших после разрушения эмоциональных связей со значимыми другими, среди тех, с кем это произошло, умерло вследствие различных причин в 2 раза больше людей, чем в уравненной с ними по социально-демографическими показателями группе мужчин и женщин, сохранивших контакт с близкими. Среди одиноких американских мужчин в возрасте старше 65 лет, по сравнению с их семейными сверстниками, в два раза выше смертность от рака легких и желудка, в 10-от туберкулеза, в 7 - от цирроза печени. Во всех возрастах смертность от инфаркта значимо выше у одиноких, чем для семейных.

Итак, наличие эмоциональных отношений важно для ощущения счастья, удовлетворения жизнью, для здоровья человека. А как связана любовь с успешностью брака? Удивительно, но многие специалисты в области семьи относятся к любви настороженно, как к фактору, в большинстве своем мешающему семейному счастью. И у них есть свои основания. Хорошо известен факт, что семей, созданных по любви распадается больше, чем семей созданных по расчету. С другой стороны, есть факты противоположного рода. Так, сравнение успешных и неуспешных браков показало, что в стабильных семьях уровень любви значительно выше. В счастливых браках люди чаще говорят друг другу о своей любви. Положительна; связь между любовью и удовлетворенностью в браке была получена также в исследовании Гозмана Л.. Алешиной Ю.Е. на материале двухсот супружеских пар с различным стажем брака. В заключении можно сказать, что эмоциональные отношения с другими людьми есть важнейшее условие крепкой семьи, здоровья и счастья любого человека.

Психологический анализ любви.

  1.  Специфика любовных отношений

Любовь исключительно сложный объект для психологического анализа. Прежде всего, надо выяснить, отражает ли понятие любовь какую-то особую психологическую реальность, отличается ли комплекс связанных с ней чувств и паттернов (поведенческих образцов) от тех, которые связываются с другими переживаниями, такими как дружба и секс.

Французский психолог Ж. Мэзоннев изучил многочисленные художественные и автобиографические описания любви и дружбы и обозначил качественные различия между "любовным" и "дружеским" временем и пространством. "Любовное" время кажется людям быстротекущим, изменчивым, лишенным длительности. Это "время, когда забывают о времени", его ритм определяется "биением сердец". Жизнь, будни текут как бы мимо влюбленных. "Дружеское" время выглядит более спокойным и однородным.

Аналогично дело обстоит с пространством. Любовь стремится к полному уничтожению расстояния между любящими, сливая их в одно целое. Напротив, дружба, даже самая интимная, в силу своего духовного характера предполагает некоторую деликатность и сдержанность, сохранение определенной психологической дистанции между друзьями.

Любовно-романтические отношения считаются более исключительными (неординарными) и обязывающими, чем дружеские. В случае нескольких любовных связей и привязанностей человек обычно задает вопрос, какая из них для него важнее, дороже, ближе. В дружбе, при всякой ее индивидуальности взаимоисключений выбор не обязателен, поэтому люди обращают меньше внимания на тонкие нюансы своих взаимоотношений, их развитие кажется более плавным, не требующим принятия каких-то ответственных решений.

Объективно установить различия дружбы и любви достаточно трудно, но сам человек неплохо дифференцирует свои взаимоотношения. Дж. Форгос и П. Добоц показали, что большинство испытуемых отличают в своем собственном опыте любви от сексуальных отношений, с одной стороны, и от дружбы – с другой. По мнению опрошенных авторами людей, каждое из этих явлений может существовать независимо от другого, но достаточно часто они сочетаются в рамках одних и тех же взаимоотношений.

С любовными переживаниями связаны вполне определенные ощущения, принадлежность некоторых именно к любви не вызывает сомнений у их носителей. Так, к набору, связанных с любовью переживаний относят эйфорию, депрессивные ощущения, склонность к фантазии, нарушения сна, общее возбуждение и трудности в концентрации внимания.

Существуют и четкие образцы поведения, связанные с любовью и не характерные для других типов чувств и отношений. В лабораторных условиях влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза.

Таким образом, любовь, любовные переживания представляют собой самостоятельное явление, не совпадающее ни с дружескими, и с сексуальными отношениями.

2. Типы любви

Очевидно, что термином "любовь" объединяются качественно различные отношения. Так называю и чувства матери к ребенку, и отношения молодых людей. Говорят о супружеской любви, о любви к родине, любви к своему делу и т.д. В психологии существует много попыток выделения качественно специфических типов любви.

Вот несколько типологий:

1. Немецкий психолог Э. Фромм выделяет пять типов любви:

  1.  братскую,
  2.  материнскую,
  3.  эротическую,
  4.  любовь к самому себе,
  5.  любовь к богу.

П. Наиболее разработанная, опирающаяся на эмпирические данные, современная классификация различает шесть стилей любви (Т. Ли):

  1.  эрос - страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому
    обладанию;
  2.  людус - гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и сравнительно легко
    допускающая возможность измены;
  3.  строге - спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;
  4.  прагма - совмещающая людус и строге, рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю
    любовь по расчету;
  5.  мания - иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны не уверенность и зависимость
    от объекта влечения;
  6.  агапе - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и строге.

III. Типология Т. Кемпера интересна тем, что он, выделяя варианты любви, использует определенные критерии. В любых взаимоотношениях Т. Кемпер выделяет два независимых фактора - власть, то есть способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь, и статус желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта. Нужный результат во втором случае достигается не силой, а благодаря положительному отношению партнера. Базируясь на этих двух факторах, Т. Кампер выделяет семь типов любовных отношений в паре:

  1.  романтическая любовь, в которой оба члена пары обладают и статусом, и, поскольку каждый из них может "наказать " другого, лишив его проявлений своей любви, властью по отношению к партнеру (пример Ромео и Джульетта);
  2.  братская любовь, основывающаяся на взаимно высоком статусе и характеризующаяся низкой властью - отсутствием возможности к принуждению (пример Кити и Левин "Анна Каренина");
  3.  харизматическая любовь, в которой один партнер обладает и статусом и властью, другой – только статусом. Примером таких отношений в ряде случаев могут быть отношения в паре учитель-ученик;
  4.  "измена" - один партнер обладает и властью и статусом, другой только властью. Примером таких отношений, давших название этому типу, может быть ситуация супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг сохраняет власть, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, то есть теряет статус;
  5.  влюбленность - один из партнеров и властью и статусом, другой не пользуется ни тем, ни другим. Иллюстрацией таких взаимоотношений может быть односторонняя, или "безответная" любовь;
  6.  "поклонение" - один партнер обладает статусом, не обладая властью, другой не обладает ни
    статусом, ни властью. Такая ситуация возникает при отсутствии реального взаимодействия между членами пары, например, при влюбленности в литературного героя или актера, знакомого лишь по фильмам;
  7.  любовь между родителями и маленьким ребенком. Один партнер здесь обладает высоким
    статусом, но низкой властью (ребенок), другой (родитель) - низким статусом, так как любовь в нем еще не сформировалась, но высоким уровнем власти.

Данная типология представляется весьма полезной для анализа эмоциональных отношений. Конкретные взаимоотношения могут быть описаны в соответствии с тем, в какой степени в них представлена любовь каждого из семи выделенных типов. С точки зрения семейных отношений наибольший интерес представляют те виды любви, которые отличаются высоким статусом, то есть расположением друг к другу партнеров. Это "романтическая" и "братская" любовь. Их мы и будем рассматривать в дальнейшем (харизматическая любовь обычно характеризуется значительным возрастным и социальным неравенством, поэтому останавливаться на ней не будем).

IV. Фрейд. Все виды любви имеют сексуальную основу. Значение раннего опыта на формирование установок в выборе партнера. Любовь – форма сублимирования, окультуривает сексуальные влечения.

V. Юнг. Истоки любви в коллективном бессознательном. 2 архитипа: 1. анама (душа) – женское начало 2. анимус (дух) – мужское начало. Их сочетание обеспечивает гармоничное любовное поведение двух людей.

VI. Франкл. Любовь – способ придания жизни смысла. Уровни: 1. сексуальный (примитивный) – выбор наиболее привлекательного сексуального партнера. 2. эротический ориентация на сексуальные качества и попытка проникнуть в психику. 3. собственно любовь одной личности к другой.

3.Внутренняя структура любви

Любовь является весьма непростым образованием со сложной и противоречивой внутренней структурой. Вопрос о составляющих любви решался, как и вопрос о типах любви, на разных уровнях.

Одна из первых структур также принадлежит Э. Фромму. Он выделяет следующие компоненты любви:

  1.  заботу,
  2.  ответственность,
  3.  уважение,
  4.  знание.

Эту структуру критиковали за отсутствие в ней факторов удовольствия и радости Сомнение вызывал и фактор знания. Это связано с тем, что в большинстве описаний любви в качестве одного из ее признаков выделяется склонность к идеализации партнера, к переоценке присущих ему положительных качеств и частичном игнорировании отрицательных.

Но, если рассматривать идеализацию партнера как его неадекватное восприятие, ее нельзя считать особенностью, по крайней мере, стабильных любовных отношений. За длительное время общения люди хорошо знают друг друга, знают все достоинства и недостатки любимого, но далеко не всегда перестают любить. Дело в том, что идеализация партнера, особенно на первых этапах развития любви, действительно существует и даже играет положительную роль.

Идеализация - это не неправильное, но другое восприятие, при котором влюбленный видит в объекте своей любви не только то, что там есть на сегодняшний день, но и то, что там будет, или, по крайней мере, может быть. Идеализация в этом смысле способствует оптимизации отношений в паре, вселяя в партнеров уверенность в отношении к ним другого человека и повышая их уровень самопритязания. Все мы любим, когда нами искренне восхищаются, предполагают в нас благородные черты. В таком случае наше расположение гарантировано.

Кстати, мужчины более склонны к идеализации своих партнеров, чем женщины. Это может быть связано с тем, что традиционно мужчина в любовных отношениях занимает более активную позицию, должен преодолевать больше трудностей и более поэтому нуждается в идеализации партнера. Итак, идеализация не противоречит знанию.

Рассмотрим еще одну структуру любви - предложенную Р. Хаттиссом. В качестве составляющих любви он выделил шесть факторов:

  1.  уважение,
  2.  положительные чувства по отношению к партнеру,
  3.  эротические чувства,
  4.  потребность в положительном отношении со стороны партнера,
  5.  чувство близости идеализация интимности,
  6.  чувство враждебности.

Особого внимания заслуживает последний фактор. Присутствие негативных чувств при любовных переживаниях противоречит представлению людей о настоящей, романтической любви. На самом же деле это совершенно закономерно. Любовные отношения исключительно значимы для их участников, они предполагают тесный контакт между людьми и их взаимную зависимость (хотя бы на бытовом уровне). В таких близких отношениях складывается привычка к взаимном высоким оценкам. Это приводит к тому, что у партнеров снижается чувствительность к положительным оценкам, исходящим друг от друга, зато они становятся чрезвычайно чувствительными к малейшему проявлению неодобрения. Близкому человеку труднее, чем постороннему, вызвать положительные чувства в ответ на свои действия (раз любишь, так и должен делать!), в то же время у него больше шансов вызвать отрицательную реакцию партнера. Объект любви не может в этой ситуации не вызывать время от времени отрицательных чувств, например, раздражения.

Психокоррекционная практика показывает, что многие люди отказываются принять периодическое появление отрицательных переживаний. Они либо оправдывают их, приписывая партнеру даже не свойственные ему негативные проявления, и как следствие проводят переоценку партнера и своих с ним отношений, либо вытесняют эти чувства, что тоже разрушает отношения.

Симптомокомплекс любви: мэйфория, депрессия, склонность к фантазиям, нарушение сна, общее возбуждение, трудности концентрации внимания.

3.Межэтнические отношения и межконфессиональное общение и взаимодействие.

Межэтнические отношения – это не только отношения между группами (соперничество либо сотрудничество). В эту область нужно включить и отношения к группам, которые проявляются в представлениях о них – от позитивных образов до предрассудков. В наши дни отношения между группами могут возникать и без непосредственного взаимодействия между ними, что не раз обнаруживалось в эмпирических исследованиях.

Многие социальные психологи под межгрупповыми отношениями понимают прежде всего – и даже исключительно – отношения между индивидами как представителями конкретных групп. Такой точки зрения придерживался и британский социальный психолог А.Тэшфел, который все отношения между людьми располагал на континууме, полюса которого составляют межличностные отношения и межгрупповые отношения между представителями конкретных и ясно различимых групп. Но при такой постановке вопроса практически все отношения между людьми окажутся межгрупповыми.

На самом деле любые отношения одного индивида как представителя группы к другому индивиду как представителю другой группы неизбежно приобретают «личностную» окраску, что и порождает такой предмет исследования, как межличностные отношения. «чистые» межличностные отношения в природе отсутствуют. Одни и те же люди в одних обстоятельствах будут взаимодействовать в большей степени как индивиды, а в других – в большей степени как члены группы. Степень влияния межгрупповых отношений на отношения межличностные зависит от того, насколько включенные в них люди воспринимают себя и других (и/или воспринимаются другими) прежде всего как членов какой-либо группы. Так, члены групп этнических меньшинств часто считают, и во многих случаях совершенно обоснованно, что отношения к ним окружающих основано на восприятии их группового членства, а не личностных характеристик.

В максимальной степени межгрупповые отношения проявляются в отношениях межличностных, если группы находятся в состоянии конфликта. Межгрупповые отношения, особенно отношения между этническими и другими большими социальными группами, детерминированы политическими, экономическими, культурными процессами, идущими в обществе Задача соц психологов – изучение отражения реальных межгрупповых отношений в сознании людей, прежде всего анализ содержания и механизмов межгруппового восприятия.

Структурные характеристики: 1) согласованность – высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе; 2) унифицированность – высокую степень переноса представлений о группе на ее отдельных членов. Во-вторых, динамическую характеристику – большую устойчивость (ригидность, консервативность) межгрупповых социально-перцептивных процессов по сравнению с процессами межличностными. 3) тесная связь когнитивных и эмоциональных компонентов, большая оценочность, чем при восприятии межличностном. Так, согласованными, унифицированными, устойчивыми и эмоционально окрашенными представлениями о группах являются этнические стереотипы.

Психологические детерминанты межэтнических отношений. Феномены межгруппового восприятия детерминированы не только реальными межгрупповыми отношениями и шире – социальным контекстом. Существует и вторая – психологическая – линия детерминации, поэтому необходим учет лежащих в их основе когнитивных процессов. Их рассмотрение следует начать с базового процесса категоризации, с помощью которого люди интерпретируют окружающий мир и свое место в нем. Иными словами, это процесс, приводящий к порождению в сознании человека образа мира. Принцип биполярности – в архаическом мышлении понятия рождались парами, так как возникали из сравнения – понятие света появилось одновременно с понятием тьмы, покоя – с движением, жизни – со смертью. Мы – они.  Этнические общности занимают важное место среди множества социальных категорий – социальных классов, профессий, социальных ролей, религиозной принадлежности, политических пристрастий и т.п. При построении иерархии социальных категорий они оказываются на одном из верхних уровней. Согласно гипотезе Поршнева, субъективное «мы» появляется, когда люди повстречались и обособились от каких-либо «они», т.е. осознали бинарную оппозицию «они – нелюди, мы – люди». Тешвил и Тёрнер выдвинули общий психологический принцип, согласно которому дифференциация (оценочное сравнение) категоризуемых групп неразрывно связана с другим когнитивным процессом – групповой идентификацией (осознанием принадлежности к группе). В ситуации конфликта одна из сторон может быть отвергаема очень широким блоком этнических общностей, для которых важнее обособление от «они», чем уподобление: «именно... «они» наделяются однозначной этнической характеристикой, и поэтому борьба с ними воспринимается как борьба с конкретным носителем чуждой культуры и чужих национальных интересов»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2811. Массивы как наборы данных одного типа 73 KB
  Лекция. Массивы Массив – это набор данных одного типа, собранных под одним именем. Форма объявления массива: класс памяти тип список массивов. Поле класс памяти определяет класс памяти массива и является необязательным. Поле тип является о...
2812. Структура программы и модификаторы типа указателей в ОС MS-DOS 53.5 KB
  Лекция. Структура программы и модификаторы типа указателей в ОС MS-DOS В общем виде программа на языке C состоит из директив препроцессора, объявлений и определений объектов, команд, которые могут быть записаны как в одном, так и в нескольких моду...
2813. Измерительные преобразователи и схемы 3.63 MB
  Понятие измерительных преобразователей (ИП), виды, классификация. Эксплуатация летательных аппаратов в авиации связаны с получением данных о значении различных физических величин, характеризующих состояние объекта управления - механических, тепло...
2814. Приспособление городских территорий к застройке 38 KB
  Приспособление городских территорий к застройке Основные задачи организации поверхностного водоотвода. Отвод поверхностных вод - одно из основных мероприятий инженерной подготовки и благоустройства городской территории. К основным задачам орган...
2815. Организация и технология торговли 3.46 MB
  Переход экономики Украины на рыночные отношения вызвал кардинальные изменения в деятельности всех отраслей хозяйственного комплекса страны. Торговля как одна из наиболее масштабных сфер предпринимательской деятельности получила за последнее...
2816. Безопасность бизнесмена и бизнеса 612 KB
  Главное - быть живым и здоровым. В последнее время с газетных страниц, с экранов телевизоров, по радио все чаще можно услышать об убийствах предпринимателей и финансистов, о налетах на их офисы и квартиры. Эта кровавая волна докатилась уже и до с...
2817. Экономика промышленности 694 KB
  Рассмотрены экономические вопросы организации производства: формирование основного и оборотного капитала, себестоимость, цены продукции, основы налогообложения, общественные формы организации производства.
2818. Олiйно-жирова галузь України 307.04 KB
  Згідно підсумковим даним Держкомстату України, виробництво насіння соняшнику в 2009 році зменшилося в порівнянні з 2008 роком за рахунок зменшення збиральніх площ на 2 % і врожайності на 0,1 ц/га. Валовий збір насіння соняшнику за підсумками року склав 6,36 млн. тонн, що на 2,5 % нижче врожаю 2008 року.
2819. Градостроительные нормы, их соблюдение и использование при реконструкции. 25.5 KB
  Градостроительные нормы, их соблюдение и использование при реконструкции. Нормативные требования, предъявляемые к городской территории, и их соблюдение при реконструкции. Вопросы развития застройки, реконструкции застройки регламентируются градостро...