27976

Когнитивные теории внимания и их критика. Этноцентризм и этнические стереотипы

Шпаргалка

Логика и философия

Допускается существование группы механизмов селекции в канале ограниченной емкости в результате возникают отсеивание информации еще до момента ее полной идентификации в блоке Р. – это процесс в котором два или более индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Всем известный пример внутригрушювого фаворитизма –...

Русский

2013-08-20

28.85 KB

11 чел.

Экзаменационный билет № 19

  1.  Когнитивные теории внимания и их критика.
  2.  Понятие конфликта. Разновидности конфликтов.
  3.  Этноцентризм и этнические стереотипы.

1.Когнитивные теории внимания и их критика.

Большинство теорий внимания разрабатывались в контексте когнитивной психологии. К общим положениям изучения теорий внимания можно отнести такие понятия: информация, ее переработка, структуры переработки. Структуру системы обычно представляют в виде взаимосвязанных блоков, расположенных последовательным или параллельным образом.

Общим для всех теорий когн.психологии является положение о том, что возможности систем приема, переработки и использования информации ограничены.

Теории ранней селекции

В основе теории лежит представление о радиометафоре, в соответствие с которой приемник настраивается на определенную волну и выбирает ее в общем потоке. Главное понятие - селекция.

Исходные положения: ЦНС рассматривается как канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью. Д.Бродбент основоположник моделей этого направления. По Бродбенту, канал ограниченной емкости может передавать за еденицу времени небольшое количество информации.

Канал - это проводник переноса информационных сообщений такого класса, которые могут быть отвергнуты и отобраны для дальнейшей обработки. В широком смысле слова под каналами подразумеваются объекты селекции. В модели Бродбента канал образуется на очень ранней стадии(S) - это стадия сенсорной параллельной переработки, (P) - стадия перцептивной, последовательной переработки.

По этой схеме стимулы от многих источников информации попадают на 1 стадию и далее осуществляется функция отбора, т.к. эта стадия в каждый момент времени может пропустить без потери ошибок только одно сообщение эту стадию иногда отождествляют с механизмом сознания.

Пример каналов: каналы тихой и громкой речи.

Поздняя модель ранней селекции Бродбента.

Более поздняя модель информации Бродбента имеет ряд дополнительных блоков. На 1-м этапе (S) одновременно перераспределяется и хранится в течении 2 сек. вся входная информация. Анализ стимуляции на данной стадии заключается в выделении только физических признаков, отличающихся по параметрам - они и представляют отдельные каналы поступления информации. Собственно фильтру предшествует блок хранилища(S) сырых, сенсорных данных. Дальнейшая переработка происходит в системе Р (перцептивная обработка), которая характеризуется ограниченной пропускной способностью. Фильтр защищает систему от перегрузки, перекрывая входы всем, кроме релевантного канала. Во многих случаях предсказания о появлении стимуляции дает достаточно оснований для разли чения разным каналам.

В ситуации перегрузки входной информации в канал ограниченной пропускной способности (блок Р) могут пройти только те стимулы, которые обладают каким либо общим физическим признаком. Например, направлением, интенсивностью, цветом, отвергаемая информация сохраняется на стадии S в течении неск.секунд и при условии переключении на нее фильтр также может переработать ее (сначало перерабатывается релевантная информация, а затем иррелевантная)

Информация, которая проходит блок Р попадает в систему ответа, которая состоит из 2-х блоков и блок долговременной памяти.

Система долговременной памяти (по Бродбенту) представляет собой хранилище условных вероятностных прошлых событий. Хранилище имеет обратную связь на фильтр - средство управления фильтром, позволяет настраивать фильтр в соответствии с задачами деятельности. Еще одна петля ОС идет от блока Р к кратковременному хранилещу.

Внимание по Бродбенту представляет собой механизм фильтр, расположенного на ранней стадии приема и переработки информации, поэтому модель называют моделью ранней селекции. Внимание выполняет функцию селекции. Вторая модель Бродбента отличается от 1-й большей гибкостью, наличием дополнительных блоков петель ОС, центральных звеньев (память, исполнительные блоки). Благодаря ОС и центральным звеньям она более гибкая.

Модель аттинюатора (Н.Трэйсман)

Родилась благодаря множественной критики модели Бродбента.

Согласно модели Ат., после анализа всей поступающей стимуляции оба сообщения, на 1-ой сенсорной стадии, поступают на фильтр. Основываясь на определенном физическом признаке материала фильтр ослабляет (аттинюирует) интенсивность нерелевантных сигналов и свободно пропускает сигналы релевантных каналов.

Основные отличия модели Ат. от модели Бродбента:

на ранней стадии стимуляции нереллевантных каналов не блокируется полностью, а а лишь ослабляется, а у Бродбента параллельная обработка не допускается.

Допускается существование группы механизмов селекции в канале ограниченной емкости, в результате возникают отсеивание информации еще до момента ее полной идентификации (в блоке Р). В основном отсеивается нерелевантная информация, на ряду с этим возможна частичная обработка иррелевантной информации. Но обработка задается соответствием общим задачам деятельности и соответственно насторойки механизмов опознания.

Модель Ат. сохраняет основные позиции модели Бродбента относительно функции, места и механизма отбора “селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия, происходит главным образом на ранних стадиях и осуществляется путем фильтрации”

Модели поздней селекции

В 60-егг. Диана и Энтони Дойч выступили с критикой теории ранней селекции и выдвинули свою теорию позднего отбора информации. По их мнению, ограничения в системе переработки информации лежат гораздо ближе к выходу. Фильтрация связана с более позднем уровнем переработки информации (уровень принятия решения и формирования ответа). селекция происходит после семантического анализа всех значимых стимулов.

Основное понятие - Активация.

Каждый сигнал или канал перерабатывается полностью, по всем признакам, независимо от того, было или не было на него направлено внимание. Комбинация определенных признаков активирует соответствующие еденицы словаря (вербальных репрезентаций). Решающее значение для последующего отбора имеет степень активации. Степень активации пропорциональна важности стимула для текущей деятельности организма. Оценка важности происходитавтоматически, на основе прошлого опыта. Кроме того в данный момент времени степень активации определяется инструкцией, контекстом и др.факторами.

Но одновременно в различной степени могут быть активированы несколько едениц (вербальных репрезентаций) при этом отбирается одна, наиболее важная, характер важности определяется порогом (минимальный уровень активации, который нужен для ее опознания).

Модель Дойчей дала основу для предположения о полной переработки нерелевантных сообщений.

Модель Нормана

Использовал идеи Дойчей. Центральное место в модели занимет память и прошлый опыт.

С сенсерного входа вся стимуляция попадает в органы чувств( происходит автоматическая переработка). Это часть анализа, где осуществляется сенсорное кодирование, в результате переработки образуются продукты переработки Sj,Si,Sk. Модель предполагает, что в памяти есть образы эквивалентные сенсорным событиям “амеба” - образ стимула J,i,k.

Под уместностью понимается контекст текущей деятельности. В блоке памяти имеются репрезентации сенсорных образам. Кроме того блоки памяти испытывают влияние со стороны блока уместность, который отражает текущей контекст и решающим является момент, когда совпадают влияния из блока уместности и блока переработки. Физиологически это будет означать, что репрезентации с таким дважды активным толчком будут заранее обладать большей активацией.

На стадии селекции Осуществляется отбор сигнала с максимальной активации его репрезентации в системе памяти.

Достоинство: гибкая настройка предполагаемого механизма селекции, осуществляемого за счет ОС.

Ресурсные теории внимания

Канниман рассматривал внимание не как фильтр, а как ограниченное усилие.

К рисунку: Высокая активация нарушает процесс распределения ресурсов, а низкая препятствует принятию решения. При неточной оценки не хватает активации для успешного выполнения заданий. Утомление и низкая активация могут интерферировать с оценкой исполнения.

Положения Каннимана:

Внимание ограничено, но это ограничение может меняться в каждый момент времени. Физиологические показатели активации служат мерой, коррелирующие с этим текущим пределом ( чем выше активация, тем больше возможности внимания)

Усилие, расходываемое в каждый момент времени зависит главным образом от требований текущей деятельности. При росте требований вклад внимания увеличивается , но для полной компенсации этого увеличения часто недостаточно.

Внимание может распределятся. При высоком уровне внимание становится более однонаправленным.

Модель Каннимана ввела в психологию новые идеи о значении механизма внимания. внимание стали рассматривать как универсальные ресурсы переработки информации, вынесенные за пределы этой переработки.

Идеи понятия внимания как усилия получили развитие в теориях составных ресурсов: основная задача их более дробный анализ внимания.

В современной когнитивной психологии внимания существует 3 типа теорий:

Структурные теории: все теории ранней и поздней селекции

Ресурсные: Модель Каннимана, теория составных ресурсов

Найсеросовский подход (отрицает существование внимания)

2.Понятие конфликта. Разновидности конфликтов.

Конфликт (К.) – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.Иными словами, К. – это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции.

Термин К., кажется, м.б. распространен на многие явления, вплоть до борьбы с неодушевленными предметами (в борьбе за существование, например). Но в социальном К. все стороны представлены людьми, группами людей.

Под социальным К. обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

Андреева:

В работах М. Дойча, одного из наиболее видных теоретиков К., называются две разновидности К-тов: деструктивные и продуктивные.

Деструктивный К. Именно такого рода К. ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Д.К. чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» К.). Др. черта – «эскалация» К. означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера.

Разрешение такого К. особенно сложно, основной способ разрешения – компромисс – здесь реализуется с большими затруднениями.

Продуктивный К. чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на к-л проблему, на способы ее решения. В таком случае сам К. способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения – она становится более «легитимной». Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри К. и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.

Из словаря: К. – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

В основе любого К. лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу; 2) либо противоположные цели и средства их достижения в данных условиях; 3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Как субъект взаимодействия в К. может выступать и отдельное лицо (внутриличностный К.), и несколько лиц (межличностный К.). В зависимости от конфликтной ситуации выделяются К. межорганизационные, классовые, межгосударственные.  В особую группу выделяются К. межнациональные.

Внутриличностный К. – столкновение равных по силе, но противоположно направленных личностных мотивов, потребностей, интересов.

Межличностный и межгрупповой К. – столкновение индивида (индивидов) с группой и групп между собой. Могут быть разновидностью организационных К.

Этнический К. – форма межгруппового К., когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку.

3.Этноцентризм и этнические стереотипы.

Для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия – внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами. Всем известный пример внутригрушювого фаворитизма – этноцентризм – предпочтение своей этнической группы. Этноцентризм – это такое «видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на нее» Этноцентризм - присущее людям свойство «воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона или оптимума». Эталонным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда, например, способ запахивания халата у древних китайцев и т.д. и т.п.

Основные показатели этноцентризма: ■ восприятие элементов своей культуры как «естественных» и «правильных», а элементов других культур как «неестественных» и «неправильных»; ■ рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных; ■ оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных; ■ представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять, враждовать с чл. других групп.

Хотя этноцентризм часто оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы. Этноцентризм изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям. Этноцентризм, при котором некритичное отношение не распространяется на все свойства и сферы жизнедеятельности своей группы и предпринимаются попытки понять и объективно оценить чужую культуру, разные авторы называют благожелательным или гибким. Этноцентризм может проявляться в самых разных степенях выраженности. Некоторые исследователи основную причину этого видят в особенностях культуры. Так, существуют данные, что представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических. Но другими авторами было обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость меньше, например. При анализе этноцентризма, как и любого другого социально-психологического явления, необходимо учитывать социальные факторы. На степень его выраженности более значительное влияние оказывают не особенности культуры, а система социальных отношений общества, объективный характер межэтнических отношений. При наличии конфликта между этническими общностями и других неблагоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться в очень ярких формах и становиться дисфункциональным для индивида и группы. При таком этноцентризме, который получил наименование воинственного, люди не только судят о чужих ценностях, исходя из собственных, но и навязывают их другим. Воинственный этноцентризм выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп в собственных неудачах. Воинственный этноцентризм используется в реакционных доктринах, санкционирующих захват и угнетение других народов. Крайняя степень этноцентризма выражается в форме делегитимизации – «категоризации группы или групп в супернегативные социальные категории, исключаемые из реальности приемлемых норм и ценностей». Делегитимизация максимизирует межгрупповые различия и включает в себя осознание подавляющего превосходства своей группы. Облегчают делегитимизацию действительно значительные различия во внешности, нормах, языке, религии и других аспектах культуры. Ее целью является полная дифференциация своей и чужой групп вплоть до исключения последней из рода человеческого. Основными механизмами, выполняющими функцию межгрупповой дифференциации, являются атрибутивные процессы. На уровне межгрупповых отношений изучаются два основных вида атрибутивных процессов 1) стереотипизация как особый случай атрибуции черт, когда индивиду приписываются характеристики исходя из его группового членства. 2) социальная каузальная атрибуция или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности.

Важную роль в межгрупповых отношениях играют социальные стереотипы – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений. Стереотипы усваиваются в раннем детстве – обычно из вторичных источников, а не из непосредственного опыта – и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат. Согласно Липпману, стереотипы – это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. Иными словами, стереотипы ориентируют человека в море социальной информации и помогают сохранить высокую самооценку.

Свойства этнических стереотипов: 1) их эмоционально-оценочный характер. 2) устойчивость и даже ригидность к новой информации. Но устойчивость стереотипов все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться. 3) согласованность, т.е. высокая степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы.

Социальными, в том числе и этническими, стереотипами, можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. Стереотипы – это типичные представления членов группы о социальном объекте, что не означает их полного тождества у отдельных индивидов или осознания всеми представителями группы в одинаковой степени.

Этнические стереотипы как образы этнических общностей отражают, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними. Этнические стереотипы отражают реальные особенности стереотипизируемой группы. Кроме того, свойства, приписываемые другим, косвенным образом отражают особенности группы, в которой распространены стереотипы. Так как другие народы воспринимаются через сравнение с собственным, мексиканцы могут оценивать русских как сдержанных и замкнутых, а шведы как эмоциональных и оживленных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44131. Системний аналіз предметної області – процесу зборки регулятора напруги 143 KB
  Огляд методів моделювання й опису процесів. Методи імітаційного моделювання. Постановка задачі моделювання виробничого процесу зборки регулятора напруги. Розробка математичної моделі виробничого процесу зборки регулятора напруги.
44132. Правовое регулирование дарения в российском гражданском праве 481 KB
  Новое время изменившиеся экономико-правовое и социально-политическое направления развития государства требуют новых исследований связанных с развитием института дарения. Повышает актуальность исследования и распространенная практика совершения мнимых и притворных сделок под видом дарения с целью уклонения от уплаты налогов нарушения преимущественного права покупки участника общей долевой собственности и пр. Объектом исследования моей дипломной работы являются общественные действия и процессы связанные с договором дарения.
44133. Изучение важности и порядка проведения допроса свидетеля и потерпевшего 110.5 KB
  Допрос свидетеля потерпевшего – это следственное действие в результате которого формируется доказательство именуемое показания свидетеля. И хотя они обязательно должны фиксироваться в протоколе следственного действия протокол допроса – доказательство также как и показания свидетеля. 12 УПК оговариваются порядок вызова свидетеля потерпевшего на допрос место проведения допроса порядок проведения допроса а так же порядок ведения протокола допроса.
44134. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 155.45 KB
  Бухгалтерский баланс как источник информации финансового состояния предприятия Анализ финансовых результатов организаций эффективность использования активов и источников их формирования...
44135. Механизм защиты имущественных прав ребенка в семейном праве 262 KB
  Основные имущественные права несовершеннолетних. Порядок реализации прав на получение имущественного содержания алиментные обязательства и пособия. Право собственности несовершеннолетнего на имущество и полученные им доходы от трудовой деятельности.
44136. Система автоматизированного управления ООО «ВИЗ-Сталь» 9.61 MB
  В пятом разделе проводится экономический расчет затрат на разработку и анализ целесообразности внедрения системы. Планируется дальнейшее развитие системы и разработка дополнительных модулей. Цели и назначение создания системы. Назначение системы.
44137. Стиль. Візаж 946.5 KB
  Фата рожевого з білим кольору розміром по плечі на резинці для волосся кріпиться на так звану буклю що акуратно зібрана на потилиці але чілка не зачісується назад згідно з корекцією овалу обличчя моделі. Підбирається зачіска під овал обличчя. Для виконання макіяжу знадобляться такі інструменти: пензлі для макіяжу зокрема великий пензлик для накладання пудри на обличчя пензлик для рум'ян круглий пензлик для розтушовки аплікатор звичайний пензлик середнього розміру для тіней та веєроподібний; чистий спонж; пенюар; та і нструмент для...
44138. Управління підвищенням конкурентоспроможності продукції в корпорації ДП ВО «Київприлад» 946.5 KB
  Аналітична оцінка діяльності ДП ВО Київприлад Загальна організаційноекономічна та фінансова характеристика ДП ВО Київприлад Аналіз середовища функціонування підприємства ДП ВО Київприлад Оцінка конкурентоспроможності продукції ДП ВО Київприлада
44139. РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕВОДЧИКА КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ УСПЕШНОГО ПЕРЕВОДА 436.5 KB
  Предпосылки формирования понятия перевода в деятельностном аспекте. Понятие рефлексии в аспекте деятельностной теории перевода. Основные положения деятельностной теории перевода.