27980

Культурно-историческая детерминация процессов формирования и развития мышления

Шпаргалка

Логика и философия

Понятие малой группы ее границы и классификация малых групп. Переход от субъективной группы к объективной Стадия конкретных операций81 2 лет Характеризуется группировкой наглядных представлений появлением обратимости интеллектуальных операций. Понятие форма мышления в которой отражаются общие и притом существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Понятие малой группы ее границы и классификация малых групп.

Русский

2013-08-20

37.95 KB

0 чел.

Экзаменационный билет № 23

  1.  Культурно-историческая детерминация процессов формирования и развития мышления.
  2.  Понятие малой группы, ее границы и классификация малых групп.
  3.  Управленческая команда: определение, отличие от других типов групп. Основные техники командной работы. Перечислите признаки, характеризующие эффективную управленческую команду.

  1.  Культурно-историческая детерминация процессов формирования и развития мышления.

   

Развитие мышления в онтогенезе

   Развитие мышления в онтогенезе можно пониматФь как последовательное развитие его основных видов. В таком случае развитие мышления проходит три стадии: наглядно-практическую, наглядно-образную и абстрактную.

   Традиционно выделяют четыре стадии развития мышления и речи. Первая стадия примитивная, или натуральная. Она характеризуется доинтеллектуальной речью и доречевым мышлением. Вторая стадия "наивной психологии". В этот период происходит овладение грамматическими структурами и формами без овладения логическими структурами и операциями. Третья стадия характеризуется как стадия внешнего знака, внешней операции. В этот период ребенок осваивает счет на пальцах, развивается эгоцентрическая речь. Четвертая стадия, стадия "вращивания", включает в себя перевод внешних операций во внутренний план, при этом операции кардинально меняются.

   Широко известна теория Ж. Пиаже о стадиях развития интеллекта. Интеллектуальное развитие - это смена господствующих умственных структур. Эволюция детского мышления идет от "реализма" (интеллектуальный "реализм" - ошибочные идеи причинности, выведенные из непосредственного наблюдения; моральный "реализм" - суждение о поступках по их последствиям, а не намерениям) к объективности (отделение своего  "Я"  от объективного мира), реципрокности (понимание различных точек зрения) и релятивности (относительность оценок).

   Эгоцентризм - важное качество детского мышления, обусловливающее его своеобразие. Эгоцентрическое мышление - это мышление "со своей точки зрения", непонимание его относительности, субъективности. Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта, что для истинного понимания причинности важна внутренняя активность.

   Ж. Пиаже выделены следующие стадии развития интеллекта:

   Стадия -Возраст -Краткая характеристика

   Сенсомоторный интеллект -0-2 года -Практические действия с объектами приводят к формированию "схем действия", навыков оперирования с объектами. "Группировку" составляют движения ребенка.

    Дооперационный интеллект -2-8 лет -Овладение символическими средствами (речью, знаками). Мышление еще непосредственно связано с "материалом", наблюдаемыми результатами действий. Различают две фазы: от появления речи до продуктивного контакта со взрослым (от 1 ,5-2 лет до 3-4 лет); формирование когнитивных схем, когда слова становятся понятием (от 3-4 до 6-7). Итог развития: самостоятельное существование мира в представлении, которое становится понятийным. Переход от субъективной группы к объективной

    Стадия конкретных операций-8-1 2 лет -Характеризуется "группировкой" наглядных представлений, появлением "обратимости" интеллектуальных операций. Однако для выполнения умственных операций необходимо, чтобы данные для последующего рассуждения находились в поле восприятия

    Стадия Формальных операций-с 12 лет -Переход к "операциям с операциями". Формируется дедуктивный метод рассуждения на основе абстрактных посылок. Равновесие более устойчиво и гибко. "Группировка" логических операций

     Виды мышления

   Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное - взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности.

   Генетически самый ранний вид мышления - практически-действенное мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами.

   На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно-образное мышление. Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.

   Высшая ступень мышления - отвлеченное, абстрактное мышление. Но и здесь мышление сохраняет связь с практикой.

   Мышление отдельных людей также подразделяется на преимущественно образное (художественное) и абстрактное (теоретическое). Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления.

   По содержанию мыслительная деятельность подразделяется на практическую, художественную и научную.

   Структурная единица практического (оперативного) мышления - действие; художественного - образ; научного мышления - понятие.

   В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.

   Эмпирическое мышление (от греч. етрета - опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание представляет собой низшую, элементарную ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением.

   Умственная деятельность практика сосредоточена на переходе от абстрактного мышления к практике. Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события.

   Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат - построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность.

   В зависимости от стандартности - нестандартности решаемых задач:

   Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

   Дискурсивное (от пат. оЧзсигеиз - рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

   Эвристическое мышление - это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

   Творческое мышление - мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

   Формальные структуры мыслей называются формами мышления. Различаются три формы мышления -понятие, суждение и умозаключение.

   Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства однородной группы предметов и явлений.

   Понятие существует а виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представлении памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны: понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.

   Понятие - более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление.

   Суждение - определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении. Суждение - такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойства. Суждение раскрывает содержание понятий. Знать каком-нибудь предмет или явление - значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем.

   Рассуждение - это работа мысли над суждением Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.

   Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

   Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

   Мышление развивается и процессе постоянных переходов от общего к единичному и от единичного - к общему, т.е. на основе взаимосвязи индукции и дедукции.

   Дедукция - отражение общей связанности явлений

   Индуктивное умозаключение - это вероятностное умозаключение: по отдельным признакам некоторых явлений дается суждение обо всех предметах данного класса. Поспешное обобщение без достаточных оснований - часто встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях.

   МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

   Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение - обобщение, абстракция - классификация - конкретизация. Мыслительные операции - это мыслительные действия.

   Сравнение - мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение - элементарная первичная форма познания.

   Обобщение - свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень - соединен/е сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинную познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.

   Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но в полной форме воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных признаков и свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства.

   Абстракция (от лат. - отвлечение) - операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.

   В процессе абстрагирования человек как бы "очищает" предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.

   Классификация - группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных, но удобных в оперативном отношении.

   На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.

   Конкретизация (от пат. - сращение) - познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация - высший этап в познании объективного мира, теоретическое освоение действительности.

   Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.

   Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности. Переходя от случайных к существенным общим связям, мышление раскрывает закономерности или законы действительности.

   Мышление как познавательная теоретическая деятельность теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на неё, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.

   Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как момент или компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность. В теоретическом мышлении связь с практикой сохраняется, лишь характер этой связи изменяется. Практика остается основой и конечным критерием истинности мышления;

   Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношении.

   Содержание понятия сплошь и рядом нельзя себе наглядно представить, но его можно мыслить или знать. Его объективное определение раскрывается опосредованно и выходит за пределы непосредственной наглядности. Формой существования понятия является слово.

   Понятийное содержание мышления складывается в процессе исторического развития научного знания на основе развития общественной практики. Его развитие является историческим процессом, подчиненным историческим закономерностям.

   Отрывок из статьи А.В. Брушлинского.

   Органическая, неразрывная связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную, культурно-историческую сущность человеческого мышления. Познание необходимо предполагает преемственность всех знаний, приобретаемых в ходе человеческой истории. Эта историческая преемственность знаний возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного человека к другому, от поколения к поколению. Такая фиксация всех основных результатов познания и осуществляется с помощью языка - в книгах, журналах и т.д. Во всем этом наглядно проявляется социальная природа человеческого мышления. Умственное развитие человека необходимо совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе культурно - исторического развития. Процесс познания мира индивидом обусловлен, опосредствован историческим развитием научного знания, результаты которого каждый индивид осваивает в ходе обучения, фактически это общение человека с человечеством.

   В течение всего периода школьного обучения перед ребенком выступает уже готовая, сложившаяся, известная система знаний, понятий и т.д., открытых и выработанных человеком в ходе всей предшествующей истории. Но то, что известно человечеству и не является для него новым, неизбежно оказывается вначале неизвестным и новым для каждого ребенка. Поэтому усвоение всего исторически накопленного богатства знаний требует от ребенка больших усилий мышления, серьезной творческой работы, хотя он осваивает уже готовую систему понятий, причем осваивает под руководством взрослых. Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость самостоятельного мышления у самих детей. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим. Таким образом, мыслительная деятельность - необходимая основа и для усвоения знаний (например, детьми), и для Добывания совсем новых знаний (прежде всего учеными) в ходе исторического развития человечества.

   

  1.  Понятие малой группы, ее границы и классификация малых групп.

(Андреева Социальная психология)

   Определение малой группы и ее границы. "Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов".

   Это же определение в отечественной социальной психологии наполняется новым содержанием: установление факта "общей социальной деятельности" сразу же задает группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда.

   Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым предлагает теоретическую схему для всего последующего исследования.

   Малая группа - это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.

   Теперь необходимо расшифровать количественные характеристики малой группы, ибо сказать:

   "немногочисленная по составу" группа - значит предложить тавтологию. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек - так называемая "диада".

   Другая точка зрения наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. Однако диаду весьма трудно рассмотреть как подлинный субъект деятельности, поскольку в ней практически невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью: в диаде в принципе неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер чисто межличностного конфликта. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию - наблюдателя, что добавляет существенно новый момент к возникающей системе взаимоотношений.

    "верхнем" пределе малой группы. Были предложены различные решения этого вопроса. Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером "магического числа" 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти. Если обратиться к практике исследований, то там находим самые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах.

   Малой группой тогда оказывается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически: при исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности.

   Классификация малых групп. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации.

    Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) деление малых групп на "первичные" и "вторичные", 2) деление их на "формальные" "неформальные", 3) деление на "группы членства" и "референтные группы". Как видно, каждая из этих трех классификаций задает некоторую дихотомию.

   Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп - непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные "посредники" в виде средств связи, например). Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

   Второе из исторически предложенных делений малых групп - это деление их на формальные и неформальные.

   Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

    Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и "неформальные" группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей.

   

   Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена "референтной группы". В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с "системой отсчета", которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

   В настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина "референтная группа": иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства

  1.  Управленческая команда: определение, отличие от других типов групп. Основные техники командной работы. Перечислите признаки, характеризующие эффективную управленческую команду.

   Управленческая команда - самостоятельный субъект управления. И это ее основное отличие от других команд и рабочих групп. Управленческая команда - это высшее звено управления, определяющее стратегию развития организации, ее цели и методы их достижения, организационную культуру и социально-психологический климат в коллективах, а также ряд других немаловажных вопросов. Высший менеджмент организации - команда совместно работающих профессиональных управленцев, каждый из которых функционально самостоятелен и является руководителем своего подразделения (управления, отдела и т.д.), своей команды.

   Эффективную управленческую команду можно охарактеризовать общепринятыми критериями эффективности любой организационной структуры, однако, есть специфические черты, присущие только команде. Прежде всего - это нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач. Высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем дополняют ее характеристику.

   Д. Мак Грегор выделил ряд признаков эффективных и неэффективных управленческих команд:

   Эффективная команда:

   * атмосфера, которую можно ощутить или наблюдать, является неформальной, комфортной, релаксирующей (способствует снятию напряжения). Рабочая атмосфера не содержит очевидных напряжений, люди вовлечены и заинтересованы процессом работы, нет скуки;

   * проводится много дискуссий, в которых все принимают участие, но это дискуссии "по делу" и касаются задач группы. В случае, если дискуссия отклоняется от темы, ее можно быстро направить в нужное русло;

   * задача или цель группы хорошо понимается и принимается ее членами. Задача обсуждается в свободной форме до тех пор, пока не будет сформулирована таким образом, что все члены команды могут найти свое место в ее выполнении;

   * члены команды слушают друг друга. Все идеи рассматриваются. Люди не боятся выглядеть глупо, предлагая творческую мысль, даже если она кажется чересчур необычной;

   * существует несогласие. Группа принимает его, а не избегает конфликтов и не "делает вид", что все хорошо и прекрасно. Несогласие не подавляется.

   * большинство решений достигается консенсусом, который ясно демонстрирует, что каждый в целом согласен с принимаемым решением и желает двигаться вперед.

   * критика обыденна, искренна и относительно комфортна. Личных нападок, как открытых, так и завуалированных, совсем немного. Критический разбор имеет конструктивную направленность и ориентирован на предотвращение препятствий выполнению работы;

   * люди свободно выражают свои чувства, а также свои идеи, касающиеся проблем и деятельности группы. Каждый знает, что другие чувствуют и думают по поводу затронутых в обсуждении вопросов;

   * при выполнении действий делаются и принимаются четкие назначения;

   * руководители группы не доминируют в ней, как и группа не полагается на них чрезмерно. Фактически время от времени руководство меняется в зависимости от обстоятельств. Разные члены группы, в соответствии с их знаниями или опытом, рассматриваются как лидерский "ресурс" и выполняют лидерские роли, пока это требуется. Когда группа работает, никто не занимается борьбой за власть. Для группы важно не кто контролирует, а как работа осуществляется;

   * группа осознает ее собственный процесс работы. Часто она останавливается, чтобы проверить, насколько хорошо все выполняется или что может повлиять на выполнение.

   Д. МакГрегор заметил, что неэффективных команд больше и попытался объяснить почему:

   *  мы слишком мало ожидаем от команд;

   * мы не знаем ингредиентов (слагающих) эффективных команд;

   * мы пытаемся игнорировать или подавить конфликты, свойственные группам;

   * мы уверены, что успех команды зависит только от лидера;

   *  мы не уделяем внимания групповому содержанию или потребностям процесса;

   * эффективные команды невозможны в рамках управленческого стиля, соответствующего теории X.

   Танненбаум, Берд и Сэйлас, рассматривая факторы, влияющие на командную эффективность, предложили интегративную модель процесса формировании команд. Структура модели включает в себя описание входных характеристик, внутренних процессов и индикаторов результата на выходе.

   К основным характеристикам модели относятся следующие показатели: характеристики задачи, рабочая структура, индивидуальные характеристики, командные характеристики, командные процессы, процесс формирования команд, изменения в команде, командная деятельность, индивидуальные изменения.

   Под внутренним процессом в модели понимается то, как команда взаимодействует на протяжении всего периода времени. К нему относятся командные коммуникации, процессы координации, принятия решений, а также, собственно процесс перехода зависимых компонентов в характеристики результата.

   Непосредственные результаты на выходе включают количество и качество произведенной продукции и осуществленных услуг, как показателей командной деятельности. Существует также ряд других результатов, к которым могут быть отнесены командные изменения (например, появление новых норм) и индивидуальные изменения (например, приобретение новых знании, умений, навыков), которые, в свою очередь могут влиять на полученных результатов. Результат может быть количественным, выраженным в числовой форме, и качественным. Между качественными и количественными показателями эффективности существует тесная взаимосвязь. Группы работают эффективно, если поставленные задачи достигаются, члены группы успешно работают вместе и с уважением относятся к нуждам и потребностям друг друга. Группы работают не эффективно, если поставленные задачи выполняются плохо или вообще не выполняются, члены группы разобщены и испытывают состояние фрустрации.

   Одним из первых исследователей, изучавших эффективность работы в группе и открывших важность и силу неформальных отношений на рабочем месте, был Э. Мейо. Он с группой коллег проводил исследования в течение пяти лет с 1927 по 1932г. в Хоу-торне, в Вестерн Электрик Компани в Чикаго.

    В течение пяти лет эксперимента были опробованы и последовательно описаны много факторов и результаты их влияния. Вначале было проверено влияние специальной поощрительной, групповой системы заработной платы. Затем, спустя какое-то время, были проведены другие изменения: варьировалась продолжительность выполнения операций, промежутки между операциями, уменьшались и восстанавливались часы работы и т. д. Всего было исследовано более 10 факторов.

   Э. Мейо сделал вывод, что главной задачей менеджмента является создание условий, способствующих эффективности групп. Выявленная им неформальная система в организациях существует и сегодня, нередко ее называют организационной культурой.

   Говоря об условиях эффективности команды, необходимо обратиться к исследованиям К.Левина. Он сфокусировал внимание на исследовании поведения групп и сил, которые помогают объяснить действия групп. Работа К. Левина привела к развитию той области жизнедеятельности групп, которая сегодня известна как групповая динамика. Его уникальный вклад - это анализ поля сил, который помогает понять, что люди могут сделать для увеличения эффективности команд. К.Левин ввел широко используемые до настоящего времени понятия стилей руководства:

   демократический, авторитарный, либеральный.

   Психолог К. Арджирис, работавший профессором в Иельском, а затем в Гарвардском университете, сосредоточил внимание на влиянии вида рабочей ситуации на личностное развитие индивида в организации. Центр его исследований был сфокусирован на внутриличностном процессе. Он рассматривал каждого человека как обладающего потенциалом, который требуется полностью реализовать, и изучал поведение членов группы, необходимое для эффективной командной работы. Организационная эффективность, по мнению К. Арджириса, - это функция межличностной компетентности членов команды и степени, в которой организация поддерживает положительные нормы. К положительным нормам команды относятся: искренность идей и чувств, открытость, экспериментирование, помощь другим, индивидуальность, размышление, заинтересованность, внутреннее обязательство и др.

   Другим ученым, внесшим значительный вклад в развитие знаний о группах, был психолог Р.Лайкерт, основавший Институт социальных исследований в университете Мичигана. Р.Лайкерт изучал хорошо работающих менеджеров, пытаясь понять, как они этого добиваются и почему. Он выяснил, что менее эффективные менеджеры были "сконцентрированы на работе", в то время как наиболее эффективные менеджеры были "сконцентрированы на сотрудниках Р.Лайкерт выделил 24 характеристики эффективных команд, фокусируя внимание на процессе и на внутренней динамике команды.

   1. Члены группы обладают навыками осуществления всех видов ролей и функций в группе, как лидерских, так и рядовых участников, необходимых для взаимодействия в группе.

   2. Группа существует достаточно долго, развивая и выстраивая спокойные рабочие отношения среди всех членов группы.

   3. Группа привлекательна для ее членов, они лояльны по отношению друг к другу, включая лидера.

   4. Члены группы и руководители имеют высокую степень конфиденциальности и доверяют друг другу.

   5. Ценности и цели группы удовлетворяют требованиям интеграции. Члены группы помогают формировать эти ценности.

   6. Поскольку члены группы выполняют взаимосвязанные функции, они пытаются разрабатывать цели и ценности, гармонично взаимосвязанные ^ друг с другом,

   7. Чем более важной ценность кажется группе, тем больше вероятность, что члены группы будут принимать ее.

   8. Члены группы высоко мотивированы ценностями группы. Каждый член группы будет делать все, что он может (будет тратить время и силы), чтобы помочь группе достичь ее главных целей. Все ожидают, что другие будут делать то же самое.

   9. Все виды взаимодействия, решение проблем, принятие решений и т. д. происходят в благоприятной, поддерживающей атмосфере. Суждения, комментарии, идеи, информация, критика ориентированы на помощь. Демонстрируется уважение, как при оказании помощи, так и при ее получении.

   10. Руководитель каждой рабочей группы оказывает большое влияние на формирование тона и атмосферы группы в соответствии с его принципами и практикой. Поэтому в. высокоэффективных группах руководитель твердо придерживается принятых принципов руководства и стремится создать атмосферу поддержки и сотрудничества, а не конкуренции среди членов группы.

   11. Группа стремится помочь каждому члену развить его способности и потенциал.

   12. Каждый член группы добровольно и без возмущения принимает цели группы и ожидает, что группа создаст и ему благоприятные условия.

   13. Руководитель и члены группы уверены, что каждый может достичь "невозможного". Эти ожидания максимально мобилизуют усилия и увеличивают личностный рост. При необходимости группа снижает уровень ожидания с тем, чтобы человек не испытывал чувство неудачи или отвержения.

   14. При необходимости члены группы оказывают помощь своим членам для успешного достижения их личностных целей. Взаимопомощь - характеристика высокоэффективных команд.

   15. Поддерживающая атмосфера высокоэффективных групп стимулирует креативность (творчество).

   16. Группа знает ценность "конструктивного" конформизма (подчинения), знает, когда его использовать и для каких целей.

   17. Члены группы высоко мотивированы коммуникатировать полно и искренне, разделяя информацию, релевантную (имеющую отношение) к ценностям и деятельности группы.

   18. Группа эффективно использует коммуникационный процесс для достижения и целей группы.

   19. Члены группы также высоко мотивированы на получение информации. Каждый действительно интересуется любой информацией, имеющей отношение к проблеме.

   20. В высокоэффективных группах существует высокий уровень мотивации влияния членов группы друг на друга.

   21. Групповой процесс в высокоэффективных группах позволяет осуществлять большее влияние на руководителя.

   22. Члены группы способны влиять на работу друг друга, на гибкость и адаптацию группы.

   23. В высокоэффективных группах люди чувствуют безопасность при выдвижении решений, которые кажутся им подходящими, потому что цели и философия деятельности отчетливо ясны каждому и обеспечены солидной базой для принятия решений.

   24. Руководитель высокоэффективной группы выбирается. Его лидерская способность настолько очевидна, что он проявляется как лидер только в неструктурированных ситуациях. Чтобы увеличить вероятность отбора на руководящие должности людей с высокой компетентностью в области лидерства, организация использует для равного по положению назначения соответствующие методы отбора


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40413. Война́ за австри́йское насле́дство 115.2 KB
  Претензии сторон После смерти императора Карла VI 20 октября 1740 года его старшая дочь Мария Терезия вступила согласно постановлениюПрагматической санкции во владение всеми землями австрийской монархии но её наследственные права стали оспариваться с разных сторон а одновременно с тем заявлены были и разные другие притязания. Прусский король Фридрих II Великий прежде всех воспользовался этим случаем чтобы заявить древние права своего дома на силезские герцогства Лигниц Волау Бриг и Егерндорф и в декабре 1740 годавступил в Силезию....
40414. Английская революция XVII века 262.06 KB
  Гражданская война Начало войны Большое число роялистов присоединилось к армии короля. Один из офицеров парламентской армии Оливер Кромвель обратил внимание на вражескую кавалерию. Солдаты Армии нового образца получали должную военную подготовку и в бою вели себя очень дисциплинированно. Раньше офицерами становились солдаты из благополучных и знатных семей но в Армии нового образца они выдвигались по службе по мере своих заслуг на поле боя и боевых качеств.
40415. Буржуазные революции и национально-освободительные движения в 20-е годы XIX века в Европе 58.93 KB
  Буржуазные революции в Испании Португалии и Италии были вызваны притязаниями буржуазии на власть и ее борьбой против абсолютизма восстановленного после краха наполеоновской империи. Хотя обстановка в этих странах в годы Реставрации существенно различалась в Италии антифеодальные преобразования революционного и наполеоновского периода в основном остались в силе тогда как в Испании и Португалии феодальные устои общества не были поколеблены вспыхнувшие здесь буржуазные революции имели некоторые общие специфические черты. Революции в...
40416. Европейский абсолютизм и его особенности 24.47 KB
  Во Франции абсолютизму благоприятствовали богословы приписывающие верховной власти божественное происхождение и юристы признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. На протяжении всего девятнадцатого века после Великой Французской Революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Юридическое обоснование своей власти монархи находили в восстановлении нормы римского права которая была зафиксирована в VI веке в Кодексе византийского императора Юстиниана: Воля императора имеет...
40417. Великая францу́зская револю́ция 244.54 KB
  [править]Характер Историки утверждают что Великая французская революция по своему характеру была буржуазной заключалась в смене феодального строя капиталистическим и ведущую роль в этом процессе играл класс буржуазии свергнувший в ходе революции феодальную аристократию. [править]Созыв Генеральных штатов После целого ряда неудачных попыток выйти из затруднительного финансового положения Людовик XVI объявил в декабре 1787 года что созовёт государственные чины Франции на заседаниегенеральных штатов через пять лет....
40418. ГЕРМАНИЯ В 1815–1847 ГГ 16.77 KB
  Самыми развитыми в экономическом отношении районами стали территории среднего течения Рейна – Рейнско Вестфальские провинции Пруссии богатые залежами каменного угля и железной руды. крупнейшим торгово промышленным центром становится столица Пруссии – Берлин город с 400–тысячным населением. В нем сосредоточилось 2 3 всего машиностроительного и ситценабивного производства Пруссии. и Пруссии таможенные барьеры между государствами входившими в Германский союз.
40419. Англійський абсолютизм, його особливі риси 149.2 KB
  произвол королевских чиновников и судей злоупотребления королевских фаворитов герцог Бэкингем; распространение законов военного времени на время мирное постои армии в домах частных лиц; ограничения в торговой и промышленной сферах государственные монополии; стремление реставрировать ненавистный большинству англичан католицизм; ориентация династии Стюартов Яков I Карл I на католические государства континентальной Европы Францию Италию традиционных торговых соперников Англии. зачастую поразному относились к тем или...
40420. Німеччина 102.91 KB
  На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социальнополитическим проблемам а к вопросам философии морали эстетики и воспитания. Молодой Лессинг первый в Германии XVIII в. В отличие от Англии и Франции где абсолютизм способствовал государственному объединению в Германии XVIIXVIII вв. Он взял сюжет не из далекого прошлого но из самой живой современности Минна фон Барнхельм Направленная...
40421. Іспанський абсолютизм, його характерні риси 62.5 KB
  Это дало основание Марксу сравнить абсолютную монархию в Испании с Турецкой империей. Испания – писал Маркс – подобно Турции оставалась скоплением дурно управляемых республик с номинальным сувереном во главе В сложившихся условиях в Испании не выработался единый национальный язык сохранились обособленные этнические группы: каталонцы галисийцы и баски говорили на своих языках отличных от кастильского диалекта который составил основу литературного испанского языка. Абсолютная монархия в Испании не смогла стать объединяющим началом...