27984

Подходы к исследованию мотивации в различных школах психологии

Шпаргалка

Логика и философия

Подходы к исследованию мотивации в различных школах психологии В рамках мировой научной психологии существует множество теоретических подходов к объяснению процессов мотивации человека. Адлера индивидуальная психология главный врожденный мотив человека – стремление к превосходству и совершенству которое может приобретать как конструктивный так и деструктивный характер. При этом предполагается что: зависимость в раннем детстве от родителей вызывает чувство неполноценности которое может перерастать в комплекс неполноценности у взрослого...

Русский

2013-08-20

27.29 KB

7 чел.

Экзаменационный билет № 27

  1.  Подходы к исследованию мотивации в различных школах психологии
  2.  Феномен группового давления. Исследование конформизма в классических экспериментах С. Аша.
  3.  Основные направления деятельности психолога в системе управления человеческими ресурсами.

  1.  Подходы к исследованию мотивации в различных школах психологии

В рамках мировой научной психологии существует множество теоретических подходов к объяснению процессов мотивации человека. Так,  в психодинамических теориях присутствуют гипотезы об инстинктивной и врожденной природе потребностей и мотивов. Например, у У. Макдаугалла в основе различных мотивов лежат инстинкты. При этом отмечается, что каждому инстинкту соответствует:

  1.  определенная эмоция, составляющая «ядро инстинкта»;
  2.  определенная предрасположенность к избирательному восприятию различных факторов среды, которое зависит от состояния организма (диспозиция);
  3.  определенный тип двигательной (поведенческой) активности.

У З.Фрейда в качестве движущей силы поведения выступает две группы инстинктов:

  1.  инстинкты жизни, продолжения рода, связанные с переживанием удовольствия, - либидо;
  2.  инстинкты, разрушения, связанные с преодолением препятствий на пути к достижению удовольствий, переживанием гнева и стремлением к энтропии, - танатос.

Каждый из инстинктов характеризуется:

  1.  наличием потребности;
  2.  направленностью поведения и психики на устранение или редукцию потребности;
  3.  возможными объектами, которые потенциально обеспечивают удовлетворение потребности;
  4.  количеством энергии, требующейся для удовлетворения потребности.

У А. Адлера (индивидуальная психология) главный врожденный мотив человека – стремление к превосходству и совершенству, которое может приобретать как конструктивный, так и деструктивный характер. При этом предполагается, что:

  1.  зависимость в раннем детстве от родителей вызывает чувство неполноценности, которое может перерастать в комплекс неполноценности у взрослого человека. Этому способствует неполноценность органов, чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей;
  2.  в ответ на комплекс неполноценности может появляться: а) гиперкомпенсация – преувеличенное стремление к преодолению неполноценности; б) комплекс превосходства – высокомерие, хвастовство, эгоцентричность.  

У К. Юнга (аналитическая психология) полагается, что человек мотивирован интрапсихической, врожденной, диффузной, творческой жизненной силой, которая может проявляться и реализовываться различными путями. При этом  центральную роль в способах удовлетворения  мотивов и организации поведения  играют наследуемые объектом архетипы – образы, происхождение которых уходит в глубь истории и эволюции человечества.

В гуманистических теориях мотивации присутствуют гипотезы о наличии «основных, базовых, собственно человеческих» мотивов. Например, у К.Роджерса главным мотивом поведения человека  является врожденное стремление к самоактуализации. У В. Франкла (экзистенциональное направление) главным мотивом поведения человека является врожденное стремление к поиску смысла своей жизни, своего существования. У А. Маслоу развитие личности связано с проявлением потребности (мотива) в самоактуализации, которая приобретает относительную самостоятельность и независимость от других потребностей и мотивов.

Поведенческие и когнитивные теории мотивации.

Классический бихевиоризм.

  1.  Внешняя активность организма исходно побуждается внутренним мотивационным состоянием – «драйвом» (drive), которое зависит от нужды, первичной потребности (need).
  2.  Существует совокупность врожденных первычных потребностей: голод, жажда, избегание боли, потребность в продолжении рода и т.д.
  3.   Все новые формы направленной предметной активности – вторичные потребности – живые организмы приобретают на основе научения в соответствии с механизмами классического и оперантного обусловливания.

Когнитивная психология. Теория когнитивного диссонанса (Лион Фестингер).

  1.  Человек стремится к тому, чтобы его система знаний и представлений о мире и о самом себе была согласованной и непротиворечивой. Человек переживает эмоциональный дискомфорт и напряжение (когнитивный диссонанс), когда две мысли (мнения, убеждения, позиции) осознаются им как противоречивые, несовместимые.

При наличии согласованности в имеющейся системе знаний человек избегает событий, порождающих диссонанс, или старается не замечать и игнорировать их.

  1.  Состояние когнитивного диссонанса возникает тогда:
  2.  Когда человек воспринимает самого себя в качестве причины возникшей когнитивной несогласованности;
  3.  Когда действия субъекта основаны на свободном выборе и разрушают «Я-концепцию» (Элиот Аронсон);
  4.  Когда люди чувствуют личную ответственность за свои «неверные» действия и поступки;
  5.   Когда такие действия и поступки имеют серьезные последствия.
  6.  При возникновении когнитивного диссонанса человек стремится устранить или уменьшить его. Когнитивный диссонанс устраняется:
    1.  Путем изменения одного из элементов системы своих знаний (мнений) таким образом, чтобы он не противоречил другому;
    2.  Путем добавления в противоречивую структуру знаний новых элементов, делающих ее более согласованной;
    3.  Путем уменьшения значимости для человека не согласующихся между собой знаний.
  7.  Когда свои действия или поступки, которые вызывают когнитивный диссонанс,  человек не может оправдать и объяснить внешними факторами, уменьшение диссонанса достигается внутренним оправданием своего поведения путем изменения своих мнений и установок – эффект недостаточного оправдания.
  8.  Существуют различные типы ситуаций, в которых возникает когнитивный диссонанс:
    1.  Логическое несоответствие: человек осознает, что принял решение в пользу одного варианта,  а логика требует другого;
      1.  Несоответствие культурным образцам: человек, действуя в соответствии со своими установками, осознает,  что он вступает в противоречие с общепринятыми нормами;
      2.  Несоответствие нового знания более обобщенной системе представлений;
      3.  Несоответствие новых знаний прошлому опыту.

А.Н. Леонтьев

  1.  Источником формирования и развития мотивационной сферы человека являются изменения в его деятельности. Формирование нового мотива одновременно есть возникновение новой деятельности.
  2.  Мотив – «опредмеченная потребность» - предмет (воспринимаемый, представляемый), который удовлетворяет потребность и на который направляется деятельность.
  3.  Развитие мотивационной сферы человека подчиняется ряду закономерностей.
  4.  Исходно к активности субъекта побуждают естественные потребности, которые запускают врожденные формы ненаправленного поискового поведения.

Обнаружение предметов, удовлетворяющих потребности, ведет к преобразованию потребностей в мотивы, которые в дальнейшем начинают направлять деятельность.

  1.  В человеческом обществе новые мотивы формируются и развиваются через овладение с помощью других людей разнообразными видами человеческих действий и деятельностей, через овладения способами производства различных предметов и способами их использования.
  2.  Мотивы выполняют побудительную, направляющую и смыслообразующую функции.
  3.  Процесс деятельности направляется определенным мотивом и реализуется посредством ряда действий, каждое из которых подчиняется промежуточной цели.
  4.  Всякое действие и всякая цель могут рассматривать: а) в объективных связях и отношениях – как значения; б) по отношению к мотивам (со стороны мотивов) человека – как личностный смысл.
  5.  По отношению к любому текущему действию человека различные мотивы выстраиваются в иерархические отношения и связи друг с другом.
  6.  Мотивационное значение предметов, действий, событий для субъекта (личностный смысл) не всегда осознается, но всегда представлена в форме положительных или отрицательных эмоциональных переживаний.   
  7.  По мере овладения субъектом определенными действиями сами действия, их отдельные результаты и цели могут приобретать для человека самостоятельный личностный смысл. Такие цели и действия преобразуются в самостоятельный мотив – формируется новая деятельность (механизм сдвига мотива на цель).
  8.  Формирующиеся мотивы упорядочиваются в иерархическую систему, которая образует основу личности человека и которой подчиняются поведение и деятельность субъекта.

  1.  Феномен группового давления. Исследование конформизма в классических экспериментах С. Аша.

Групповое давление — это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение человека.

Нормативное влияние характеризуется: принятием мнения большинства в качестве групповой нормы; зависимостью от группы; стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы.

Информационному влиянию присуще влияние других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.

Феномен группового давления получил в социальной психологии название «феномена конформизма». Конформизм (от лат. conformis — "подобный") — это изменение мнений, установок и/или поведения в результате реального или мнимого давления группы. Считается, что конформизм обусловлен двумя основными причинами:

  1.  Социальным воздействием – конформизм вызван чувством принадлежности к группе или обществу, а также потребностью в одобрении окружающих;
  2.  Личностным влиянием – конформизм вызван неуверенностью человека и его желанием поступать «правильно».

В классических экспериментах С. Аша было показано, что под влиянием высказываний и поведения, демонстрируемых специально проинструктированными испытуемыми (так называемой "подставной группой"), значительная часть участников эксперимента изменяла свои первоначальные суждения, оценки и поведение.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, проведенных еще в 1951г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике.

Группе   студентов   предлагалось   определить,    какому   из   трех отрезков,   изображенных   на   правой   карточке,   равен   по   длине отрезок,    изображенный   на   левой   карточке.    Когда   задание   выполнялось   индивидуально,   все  решали   задачу  правильно.   Смысл эксперимента   состоял   в   том,    чтобы   выявить   давление   группы  на   мнение   индивидов   методом   "подставной  группы".   В   результате   более   одной   трети    (37%)    дали   ошибочные   ответы,    т.   е. продемонстрировали  конформное  поведение.

Существуют многочисленные модификации экспериментальной методики Аша (например, методика Р. Крачфилда), но суть ее  остается  неизменной  - это  метод  "подставной  группы", причем сама группа набрана специально для целей эксперимента в условиях лаборатории. Поэтому все попытки дать объяснение как самому феномену, так и степени конформности различных  индивидов должны  учитывать  эту существенную особенность группы.

  1.  Основные направления деятельности психолога в системе управления человеческими ресурсами.

На рубеже столетий серьезному испытанию подверглись практические возможности отечественной социальной психологии. Особенно это коснулось того направления работ, которые фокусировали свое внимание на области управления и организационного развития. В определенной степени именно в этих областях социальные психологи и раньше черпали эмпирический материал для собственных теоретических обобщений, одновременно демонстрируя практическую значимость своей дисциплины. Но, если в прежние (советские) времена психолого-управленческие исследования носили скорее факультативный характер (финансировались преимущественно самими исследователями, а выводы имели в лучшем случае научно-прикладную ценность), то к середине 1990-х г.г. ситуация принципиально изменилась. Кардинальные социально-экономические и политические преобразования в стране обозначили острую необходимость в использовании концептуальных моделей, а также инструментария, разработанных в социальной психологии, для решения сугубо практических задач управления организациями, которые в конечном итоге должны были бы обеспечить максимальное включение таинственного «человеческого ресурса» для обеспечения конкурентоспособности. Сегодня представляется бесспорным, что именно «человеческий ресурс» организации способен либо многократно повысить ее эффективность, либо поставить под сомнение сам факт ее существования. В целом перечень задач можно свести трем основным пунктам.

Первое, это удовлетворение потребности организации в актуальной и перспективной оценке возможностей ее функционирования и развития (например, определение потенциала сотрудников). Второе - создание вместе с сотрудниками организации программы развития (например, выбор системы управления человеческими ресурсами).  И, наконец, третье - консультационное сопровождение организации вплоть до приведения согласованных изменений к желаемому результату. Можно утверждать, что с этого момента отечественная практическая социальная психология превращается в профессиональную область деятельности по решению совершенно конкретных проблем, возникающих в организациях разного типа. Свидетельством этого можно считать заметный рост и укрепление престижа практической социальной психологии в России и за рубежом. Еще несколько лет назад прилагательные  “практическая” и “прикладная” применительно к социальной психологии воспринимались как синонимы. Сегодня происходит своеобразная “кристаллизация” двух принципиально различных областей профессиональной деятельности, схватываемых, с одной стороны, словосочетанием “практическая социальная психология”, а с другой - “прикладное социально-психологическое исследование”. В последнем случае, как правило, имеются в виду  исследования, на которые распространяются все нормативы, задаваемые исследовательским жанром как таковым (с учетом того, что материалом для них служат реальные группы).

Границы практической социальной психологии чаще всего задаются через перечисление решаемых ею проблем, видов активности и областей, в которых практикует специалист-психолог. Считается, что данная сфера профессиональной деятельности является не предметно-ориентированной, а проблемно–центрированной (Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А., 1996). Это значит, что, решая жизненно важные для своего клиента или заказчика проблемы, практический психолог всегда оказывается в уникальной ситуации. Именно поэтому в определении своей успешности он больше склонен исходить из того, удовлетворена ли потребность клиента, даже в тех случаях, когда это не совпадает с решением исходной проблемы. В этом отношении, с одной стороны, трудно не согласиться, что один из главных недостатков большинства прикладных работ как раз и состоит в том, что используемые здесь понятия и описания чересчур специфичны и конкретизированы применительно к отдельному, исключительному случаю.  А, с другой, - возникает вопрос: а может ли быть иначе, если в реальности проблемная ориентированность практической социальной психологии дополняется ее клиентоориентированностью?

Осуществление каждого из названных направлений деятельности предполагает не только использование социальным психологом  имеющегося в его распоряжении концептуального и методического инструментария, но и определения в каждом конкретном случае, как исходные элементы практически увязать в целостную технологию деятельности. Причем, исходя из вышесказанного, понятно, что социально-психологические технологии управления человеческими ресурсами организации должны быть ориентированы на решение двух типов задач: во-первых, диагностики, экспертизы или оценки «человеческого измерения» организации. И, во-вторых, поддержания реорганизационных или развивающих  процессов в организации. 

Социально-психологические технологии управления человеческими ресурсами организации – это ситуационно-ориентированные комплексы методов, которые обеспечивают эффективную кадровую работу в конкретных обстоятельствах жизнедеятельности организации. Как правило, они создаются, апробируются и адаптируются для решения конкретного типа практических проблем организации, обусловленных состоянием ее основных элементов: целей, технологий, структуры, системы управления, особенностей персонала и материально-технического обеспечения. Данные технологии реализуются в процессе кадрового консультирования, включающего исследовательские процедуры, проектирование «жизнедеятельности» организации, моделирование конкретных способов выхода из проблемной ситуации, сопровождение программы реализации намеченных мероприятий и оценку результатов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56330. Информационные технологии. Программное обеспечение и базы данных 1.52 MB
  Обмен информацией, ее обработка и хранение — одна из важнейших задач, которую решает человечество. Информатизация общества привела к фундаментальным изменениям в занятости, организационных структурах и стиле жизни людей. Наступила эра информационного общества.
56331. Der Tagesablauf 38 KB
  Der Lehrer gibt den Schülern Kärtchen. Auf jedem Kärtchen ist ein Tag der Woche geschrieben. Die Kinder bekommen auch die Kärtchen mit verschiedenen Bildern (z.B.: der Junge schwimmt, fährt Rad u.s.w. Die Kinder hören dem Gedicht zu und suchen zu jedem Wochentag ein passendes Bild.
56332. Святкування Талаки греками на Україні 37.5 KB
  МЕТА: Познайомити дітей з грецькими народними традиціями, пов’язаними з дозвіллям молоді, трудовими звичаями; виховувати повагу до традицій грецького народу, культури.
56333. Талант - це здібність збудувати свою власну долю. Творча Донеччина - майбутнє держави 44 KB
  Прагнення щасливого успішного життя це на нашу думку головна рушійна сила життєвої активності. І виходячи з почутого можна висловити припущення що щасливе життя це життя яке передбачає саморозвиток і самореалізацію здійснюється особистістю в динамічній гармонії з собою та світом життя активне...
56334. My Favourite Tale 31.5 KB
  The Wolf runs up to Grandmother and wants to catch her up, but she runs away. The Wolf puts on Grandmother's dress and cap and lies bed. Soon Little Red Riding Hood appears near Grandmother house.
56335. Урок „talk-show”– ефективно чи ні? 47 KB
  Актуальною є проблема розвитку в учнів пізнавальних інтересів, виховання потреби в знаннях і самоосвіти, формування вміння працювати з джерелами наукової інформації, відбирати необхідну для свого загального розвитку і майбутньої професійної діяльності.
56336. ВИКОРИСТАННЯ ТАКИХ ПОНЯТЬ ЯК «МЕТОД» ТА «МЕТОДОЛОГІЯ» У СУЧАСНОМУ НАУКОВОМУ ПІЗНАННІ 25.04 KB
  Поняття «методологія» звичайно визначається як вчення про методи науково-пізнавальної діяльності. Однак методологію не можна зводити тільки до дослідження методів (операцій). Більш широке розуміння цього поняття зводиться до того