27986

Роль и место психических состояний среди других психологических явлений

Шпаргалка

Логика и философия

Роль и место психических состояний среди других психологических явлений. Самый нижний физиологический уровень иерархической подструктуры включает нейрофизиологические характеристики морфологические и биохимические изменения сдвиги физиологических функций; психофизиологический уровень вегетативные реакции изменения психомоторики сенсорики; психологический уровень изменения психических функций и настроения человека. Другие видят в настроении совокупность нескольких психических состояний при доминировании одного придающего...

Русский

2013-08-20

25.04 KB

13 чел.

Экзаменационный билет № 29

  1.  Роль и место психических состояний среди других психологических явлений.
  2.  Понятия лидерства и руководства: сходство и различие.
  3.  Организационная культура как фактор управления. Национальные особенности организационных культур.

  1.  Роль и место психических состояний среди других психологических явлений.

Структурна схема психического состояния (рис. 10) дает представление о трех перечисленных подструктурах и их взаимоотношениях в единой структуре состояний. Самый нижний, физиологический, уровень иерархической подструктуры включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций; психофизиологический уровень - вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики; психологический уровень - изменения психических функций и настроения человека. Характеристики поведения, деятельности и отношения человека в том или ином состоянии объединены на социально-психологическом уровне.

Пример: НАСТРОЕНИЕ одни авторы считают настроение самостоятельным психическим состоянием (С. Л. Рубенштейн, Г. А. Фортунатов, П. М. Якобсон). Другие видят в настроении совокупность нескольких психических состояний при доминировании одного, придающего эмоциональную окраску сознанию (К. К.Платонов, Г. Г. ГОлубев).

Будем считать, что настроение является компонентом, а значит, и характеристикой любого состояния. Создают настроение, во-первых, интероцептивные ощущения, о которых И. М. Сеченов писал: "Общим фоном для относящихся сюда многообразных проявлений служит то смутное валовое чувство (вероятно, из всех органов тела, снабженных чувствующими нервами), которое мы зовем у здорового человека чувством общего благосостояния, а у слабого и болезненного - чувством общего недомогания.

Вторая важная детерминанта настроения - отношение человека к окружающей действительности, к самому себе и т. д. в каждый момент времени. Отношение человека - центральная, системообразующая характеристика (по терминологии П. К. Анохина) всего компонентного состава психического состояния. В структуре состояния она представляет уровень сознания и самосознания человека. Отношение как характеристика сознания - это отношение к окружающей действительности; как характеристика самосознания - это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, т. е. установления равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека.

Отношения человека рассматриваются под углом зрения теории отношений В. Н. Мясищева , согласно которой вся психическая деятельность людей в значительной мере определяется отношением человека к объектам и процессам действительности, к другим людям, к самому себе, т. е. всей его личностью

Во второй структуре психических состояний, координационной, происходит дальнейшее упорядочение характеристик их компонентного состава по признаку субъективности - объективности. Субъективными принято считать характеристики психических явлений, сложившихся у субъекта в процессе самонаблюдения. Объективные характеристики психических явлений получаются в результате внешнего, объективного (прямого или косвенного) наблюдения поведения и деятельности субъекта.

Из истории психологии известно, что отношение исследователей к субъективным характеристиками психических явлений колебалось от подчеркнутой идеализации (интроспективная психология) до полного отрицания (бихевиоризм). По мнению С. Л. Рубнештейна, - значит отрицать осознанность переживания, а следовательно, отрицать и сознание. Субъективные и объективные характеристики состояний человека являются характеристиками одного и того же объекта, достаточно полное изучение которого, исходя из единства внутреннего и внешнего, невозможно без привлечения тех и других.

Третья подструктура психических состояний упорядочивает характеристики их компонентного состава по степени обобщености: общие, особенные, индивидуальные. Известно, что одной из целей любого психологического исследования является раскрытые индивидуальных, специфических психологических закономерностей объекта. При изучении психологических состояний эта цель достигается анализом их конкретных индивидуальных характеристик того или иного субъекта. Однако дальнейшая цель психологического исследования предполагает переход от единичного к общему.

Это означает, что изучение индивидуальных характеристик психического состояния может быть лишь промежуточным этапом анализа. Полный цикл его предполагает выявление в индивидуальных характеристиках особенных, а затем общих, т. е. раскрытие третьей подструктуры состояния.

Функциональный анализ психического состояния. О сложности, многообразии функции психических состояний свидетельствует широта ее толкований: интегративная и приспособительная, регулятроная, организующая и дезорганизующая, функция замещения недостатка информации, ориентирования в среде, уравновешивающая функция всех психических состояний и т. д.

Обобщая существующие по этому вопросу мнения, можно сделать вывод, что сложная функция психических состояний включает в себя все перечисленные выше функции. В итоге проведенного системного анализа сложилось понимание психического состояния как сложного психического явления, характеризующегося определенной выше наиболее общей функцией.

Разработанная структурная схема системного подхода была применена к описанию ряда конкретных психических состояний. В описаниях, например, стресса и утомления: художественных (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. С.Тургенев, Ф. И. Шаляпин, н. а. Островский и др.), терминологических (Э.Крепелин, К. Х. Кекчеев, Х. И. Вайнштейн, И. А. Кулак, Г. Селье, Л. Грехем и др.) и эмпирические (К. К. Платонов, В. Л. Марищук, Ф. Д. Горбов, Н. И. Наенко и др.) - выявлены все отмеченные и изучаемые характеристики состояний.

Полученное множество характеристик упорядочено нами при помощи структурной схемы анализа т описания психических состояний, т. е. приведены операции дифференциации характеристик по основным уровням схемы, разделения их на объективные и субъективные, общие, особенные и индивидуальные (табл. 8, 9). В связи с тем, что состояния стресса и утомления взяты для анализ в абстрагированном от условий и субъектов виде, то характеристики их представлены в таблицах обобщенно, без указания пределов количественных изменений.

Пример: Для стресса комплекс неспецифических физиологических сдвигов различных уровней: биохимических (повышение концентрации адреналина, стероидных гормонов в крови), морфологических (увеличение коркового слоя надпочечников, инволюция вилочковой железы, возникновение язв желудочно-кишечного тракта) и др., выделенный и изученный Г. Селье, получил название общего адаптационного синдрома. Остальные общие характеристики (субъективные и объективные) более высоких уровней связаны с физиологическими сдвигами. Первые являются самыми ранними сигналами их в сознании человека (ощущение напряжения в состоянии стресса), а вторые ближайшим следствием их (нарушение двигательной координации, вегетативные реакции, расстройства внимания, изменения поведения в состоянии стресса).

В группе особенных объективных характеристик стресса отражены изменения, наблюдаемые на фоне общих сдвигов у достаточно больших групп людей в таком состоянии, возникшем в конкретных условиях. Это нарушение двигательной координации, расстройства сенсорики, памяти, мышления, восприятия времени, речи

Третья группа - индивидуальных субъективных и объективных характеристик - представляет многообразие индивидуальных проявлений характеристик всех уровней, присущих конкретным субъектам в состоянии стресса.

Сведения обо всех этих характеристиках любого психического состояния можно получить путем экспериментального исследования, в котором разработанная структурная схема выполняет свое главное назначение - становится его программой.

Место и роль психических состояний в системе психических явлений. После выхода в 1964 г. книги Н. Д. Левитова "О психических состояниях человека" [63] термин "психическое состояние" получил широкое распространение. Если раньше психологию определяли как науку о психических процессах и свойствах личности, то сейчас в большинстве учебников психологии встречается такая формулировка:

психология - это наука о психических процессах, состояниях и свойствах личности. Вполне естественно встают вопросы о соотношении процессов, состояний и свойств личности, о роли и месте психических состояний в системе психических явлений.

В определении психического состояния, предложенным В. Н. Мясищевым, отмечается, что психические состояния служат фоном для психических процессов в силу их меньшей подвижности, так сказать, большей "постоянной времени". Еще медленнее изменяются свойства личности.

Следовательно, по временным параметрам состояния занимают промежуточное положение между процессами и свойствами личности.

Аналогично можно считать, что актуальное психическое состояние характеризуется совокупностью значений параметров одновременно протекающих психических процессов, по отношению к которым актуальное состояние является фоном. Совокупность свойств личности, определяющих ее профиль, в свою очередь, представляет собой тот рельеф, который обуславливает своеобразие реализации актуального состояния у данного человека. Следовательно, актуальное психическое состояние играет роль связующего звена между психическими процессами и свойствами личности.

  1.  Понятия лидерства и руководства: сходство и различие.

Руководство и лидерство наряду с общением и принятием решений являются важнейшими компонентами системы управления. Руководство-это умственная и физическая деятельность руководителя, цель которой- выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач. Руководитель-это должность, наделенная определенными официальными полномочиями, на которую назначается человек. В процессе управленческой деятельности он использует  данную ему организацией власть. Власть используется лидерами как средство в достижении целей группы или организации.

Лидерство- это процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого человека или на группу. Лидерство можно рассматривать и как социально-психологическое явление. Лидер может влиять на людей без каких-либо официальных полномочий. По своей сути, лидерство-это психологический феномен. Для эффективного управления подчиненными властных полномочий не достаточно. Руководитель должен обладать лидерским влиянием.

Руководство и лидерство, несмотря на различия, имеют общие черты (по Р.Л. Кричевскому):

  1.  руководитель и лидер выполняют роль координаторов(организаторов) членов социальной группы;
  2.  и руководитель, и лидер осуществляют социальное влияние в коллективе, только разными средствами;
  3.  и руководитель, и лидер используют субординацию: руководитель -четко регламентированную, лидер- не регламентированную(заранее не предусмотренную).

Различие между лидерством и властью состоит в совместимости целей руководителя и подчиненных. Для существования власти совместимость таких целей не обязательна. Но реализация лидерства требуются определенные соответствия между целями лидера и целями тех, кто следует за ним.

Для достижения эффективности организации проблемы лидерства являются ключевыми. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие набора определенных качеств, приписываемых тем, кто успешно воздействует на других, а с другой- лидерство- это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения групповой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

  1.  Организационная культура как фактор управления. Национальные особенности организационных культур.

Теория управления организацией стала разрабатываться в начале 20 в.(Тейлор, Фойель, Вебер). Рассматривали организацию, как систему, группы в организации. Об организационной культуре стали говорить в конце 60-нач 70 гг20 в.

30-е годы 20 в Шериф, формирование групповых норм

50-е годы 20 в Левин, групповая атмосфера

60-е годы 20 века МакГрегор, ввел понятие управленческий климат

80-е годы 20 века -разработан культурологический  подход к управлению организацией.Мейо( школа чел. Отношений, он впервые заговорил о значении психологии мотивации группвого климата).

Культорологический подход- акцент на ценности, или миссию организации, ее нормах и базовых установках. Этот подход становится очень популярным. Влияние орг. Культуры на эфф. организации очевидна.

Причины возникновения интереса к корпоративной культуре.

1.Факт изменения в структуре и характере организации.

2.Политика организации ориентирована на успех, хорошо знающих  свое дело, всегда ориентированы на четкие цели, ценности, мнения, декларации сотрудниками организации.

3. Эмпирические данные , которые накопились в организации. Организация с более сильной корпоративной культурой является более успешной, эффективной -корпоративная культура влияет на эффективность организации-надо изучать.

Подход к орг. культуре с точки зрения национальных различий.

5 параметров:

1.дистанция власти

2.индивидуализм-коллективизм

3.стремление к избеганию неопределенностей

4.Мужественность-женственность

5.Долгосрочность ориентации.

Японская управленческая модель

Осн. Залог успеха- сочетание передовых технологий с коллектив. теорией, общественным наследием(принцип коллективизма)

Принципы: чувство дома, признательности, уважения, привязанности, большое значение обрядов и традиций.

- лояльность, приверженность организации

«Выращивание специалистов», берут молодых специалистов(выпускников Вуза)

Текучки кадров в Японии нет.

Отношение ко времени очень  жестокое

Характеристика японской культуры:

-коллективное решение

-неформальный контроль

-различные задания

-акцент на сотрудничество

-распределение функций самостоятельности

Основная задача японского менеджера добиться сочетания интересов с целями и задачами организации.

Отношение к конфликтам - переговоры, принятие взаимных решений.

Окончательно сфорировалась в 50-60 гг 20 века.

Американская управленческая модель

Т. Питерс « В поисках совершентсва»

Теория «7с»

1. Стратегия

2. Структура

3. Системы

4. Кадры

5. Стиль

6. Квалификация

7. Разделение ценностей

Принципы.

1.Предпочтение действию

Делай, поправляй, пытайся снова

2.Внимание к  клиенту

Найди потребности и удовл. Ее.

3.Автономность и предпринимательский дух.

Поощряют новаторство, риск

Обязательно допустимо разумное число ошибок.

  1.  Производительность через человеческий фактор( краткосрочная работа по найму, стремление к переменам в жизни, нет пожизненного найма).

Работу надо менять раз в 3-5 лет. Задача американского менеджера: создание условия для максимальной эффективности.

  1.  Главенство ценностей. Должна быть четкая линия организации.
  2.  Придерживаться своего мастерства(лучше одно, но хорошо, одна специализация)
  3.  Простота в организации, небольшой упр. аппарат. Стремление к простым организационным формам.
  4.  Сочетание свободы и дисциплины. Характерно управление сверху вниз.

Обобщенные характеристики орг. культуры в  России.

  1.  Внешняя среда воспринимается как врожденная, опасная.
  2.  Главная задача –(прозрачность организации)

-Засекречивание реальных показателей.

-Ведение двойной бухгалтерии

-Вынужденное вхождение во власть

3. Планирование худших сченариев.

4. Гарантия ухода от риска ориентации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14326. ЕЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ. ЗМІННИЙ ЕЛЕКТРИЧНИЙ СТРУМ. 2.08 MB
  Методичні рекомендації з дисципліни ФІЗИКА Модуль 5 Електромагнетизм. змінний електричний струм. Для студентів напряму підготовки: 6.010104 професійна освіта 6.100202 – процеси машини та обладнання в агропромисловому виробництві. 6.100101 енергетика
14327. ЕЛЕКТРОСТАТИКА. ПОСТІЙНИЙ ЕЛЕКТРИЧНИЙ СТРУМ 2.49 MB
  Методичні рекомендації з дисципліни ФІЗИКА Модуль 4 Електростатика. Постійний електричний струм Для студентів спеціальностей: 6.010100 – професійна освіта 6.091902 механізація сільського господарства 6.091901 енергетика сільськогосподарського виробницт...
14328. Вимірювання фізичних величин та обробка результатів 30 KB
  Лабораторна робота №1 Вимірювання фізичних величин та обробка результатів Мета даних методичних рекомендацій допомогти студентам у виконанні лабораторних робіт з фізики підвищити ефективність і зміст цих робіт сприяти кращому засвоєн...
14329. Визначення прискорення вільного падіння за допомогою математичного маятника 71 KB
  Лабораторна робота №2 Визначення прискорення вільного падіння за допомогою математичного маятника Мета роботи: Виміряти прискорення вільного падіння по періоду коливанняматематичного маятника; Визначити закони гармонічного коливального руху.
14330. Визначення модуля Юнга при згину стержня 69 KB
  Лабораторна робота №3 Визначення модуля Юнга при згину стержня Мета роботи. Визначити модуль пружності модуль Юнга для сталі при згині стержня. Прилади та обладнання. Установка для визначення модуля Юнга по стрілі прогину набір тягарців індикатор штангенцирк
14331. Визначення моменту інерції маятника Обербека 82.5 KB
  Лабораторна робота №4 Визначення моменту інерції маятника Обербека Мета роботи: Використовуючи основний закон динаміки обертового руху визначити момент інерції хрестоподібного маятника Обербека Прилади та обладнання: хрестоподібний маятник Оберб...
14332. Механіка матеріальної точки. Механіка твердого тіла 1.26 MB
  ФІЗИКА Методичні рекомендації Модуль І Механіка матеріальної точки€ Модуль ІІ Механіка твердого тіла€ В методичних рекомендаціях наведені типові задачі з рішенням а також приклади задач для самостійної роботи. Заг
14333. Механіка матеріальної точки та твердого тіла 5.29 MB
  ФІЗИКА Методичні рекомендації до вивчення курсу фізики. €œМеханіка€ модуль ІІІ. Для студентів спеціальностей: У методичних рекомендаціях викладено повний лекційний курс з дисципліни фізики з розділу €œМеханіка матеріальної точки та твердого тіла€ а також навед
14334. Механіка матеріальної точки. Механіка твердого тіла. Методичка 1.78 MB
  Методичні рекомендації до виконання лабораторних робіт з дисципліни ФІЗИКА Модуль 1 €œМеханіка матеріальної точки€ модуль 2 €œМеханіка твердого тіла€ Миколаїв – 2010 Методичні рекомендації до виконання лабораторних робіт з дисципліни фізика розділу Ме...