27987

Условия возникновения эмоций, критерии эмоционального

Шпаргалка

Логика и философия

Соответствуют основным потребностям человека возникли на более раннем этапе эволюции их роль чтобы организм приспособился к некой деятельности. Не зависят от успешности деятельности. связаны не только с потребностями но и с успехом неуспехом деятельности. Вторичные: отчаяние печаль раскаяние производные чувства связаны не только с отражением деятельности но и с предвидением.

Русский

2013-08-20

57.04 KB

9 чел.

Экзаменационный билет № 30

  1.  Условия возникновения эмоций, критерии эмоционального.
  2.  Основные теоретические подходы к изучению феномена лидерства.
  3.  Профессиональная карьера: понятие, этапы, психологическое обеспечение планирования карьеры.

  1.  Условия возникновения эмоций, критерии эмоционального.

Критерии эмоционального:

* по модальности: положительные и отрицательньные

* по интенсивности: низкий и высокий уровень

* по продолжительности: от сиюминутных до продолжительных чувств

* по осознанности:осознаваемые и неосознаваемые

* по воздействию на организм: изменение ЭЭГ при аффекте, человек в дипрессии трудно делает обыденную работу

* по временной направленности: на будущее (надежда) носит идиотопный характер. на прошлое (сожаление, раскаяние) настоящее (радость, боль) переживается здесь и сейчас

Макдауголл различил:

Эмоции. Соответствуют основным потребностям человека, возникли на более раннем этапе эволюции, их роль, чтобы организм приспособился к некой деятельности. Любопытство настраивает на деятельность - исследование. Существуют у животных и человека. Не зависят от успешности деятельности.

Чувства. связаны не только с потребностями, но и с успехом/неуспехом деятельности. Первичные: удовольствие/неудовольствие. существуют и у животных и у людей. Вторичные: отчаяние, печаль, раскаяние, производные чувства связаны не только с отражением деятельности, но и с предвидением.

Леонтьев выделил:

Аффекты. отличаются по силе и продолжительности. Это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, которые как правило сопровождаются физиологическими и двигательными проявлениями. У животных аффекты вызываются в ситуации угрозы жизни. У человека при угрожающей ситуации или угрозе жизненно важным ценностям и при фрустрации жизненно-важным потребностям.Функция: образование аффективного следа. Специфический опыт, определяющий избирательность последующего поведения по отношению к ситуации, которая вызвала аффект, обнаруживают тенденцию к навязчивости и к торможению.

Эмоции. Более длительные состояния, которые могут слабо или вообще не проявлятся во внешнем поведении или физиологическом состоянии. носят ситуационный характер. выражают личное отношение к данной ситуации, к какой-либо деятельности. Отражают личный смысл ситуации. Способны предвосхищать события (сигнализируют об успехе/не успехе в будущем)

Чувства. Возникают в результате обобщения эмоцийи, носят предметный характер.Длительное эмоциональное состояние.

Условия возникновения:

Условия возникновения эмоций. Затруднения, возникающие при попытке провести непосредственно различаемую грань между эмоциональными и неэмоциональными явлениями, вынуждают искать отличительные признаки эмоций в более широком контексте проявления, а частности во внешних и внутренних условиях их возникновения. Существующие концепции различаются по тому, какое значение в них придается этому, вопросу: если для некоторых из них он является одним из многих, то для других - одним из центральных (как правило, наряду с вопросом о функциях эмоций) рассматриваемых вопросов. К последним относятся, например, теории У. Джемса, Ж. П. Сартра, П. К. Анохина, П. В. Симонова, группа так называемых "конфликтных'' теорий, не представленных в данной книге, теоретическая схема    П. Фресса и др.

В ответах рассматриваемый вопрос обычно признается, что эмоции возникают в случаях когда происходит нечто значимое для индивида. Расхождения начинаются при попытке уточнить характер и меру значимости события способного возбудить эмоцию. Если для В. Вундта или Н. Грота любое воспринимаемое событие является значимым, т. е. эмоциональным уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, не знающей беспристрастного состояния и во всем способной найти хотя бы незначительный оттенок интересного, неожиданного, неприятного и т. п., то, согласно Р.С. Лазарусу, эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов производится заключение о наличии, с одной стороны, некоторой угрозы, с другой - невозможности ее избежать. Однако эти внешне столь различные точки зрения не являются взаимоисключающими, просто речь в них идет о разном. В работе Лазаруса дана схема возникновения лишь тех "очевидных" эмоциональных состоянии, которые в терминологии, принятой в советской психологии, скорее следовало бы отнести к аффектам. Весьма сходным образом представляет возникновение эмоций-аффектов Э.Клапаред, однако в его концепции утверждается, что предварительную оценку угрозы производят не интеллектуальные процессы, как считает Лазарус, а особый класс эмоциональных явлении - чувства.

Таким образом, решение вопроса об условиях возникновения эмоций определяется прежде всего тем, какой именно класс (или классы) эмоциональных явлении обсуждается в той или иной работе. При широкой трактовке эмоций их возникновение связывается с устойчивыми, обычными условиями существования, такими как отражение воздействия или предмета (эмоции выражают субъективное их значение), обострение потребностей (эмоции сигнализируют об этом субъекту) и т. п. При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на более специфические условия, такие как фрустрация потребности, невозможность адекватного поведения, конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событии и др. Убедительность примеров и экспериментальных данных, приводимых в подтверждение этих различных точек зрения, свидетельствует о дифференцированном понимании эмоций в отношении условий их возникновения и, следовательно, о неминуемой ограниченности попыток охватить эти условия в некотором обобщенном принципе или положении. Эти попытки способны вооружить нас знаниями такими же отвлеченными, как и понятие "эмоция вообще", и доведенные до полного охвата в них всего многообразия эмоциональных явлений смогут констатировать лишь (как это показывает обобщение существующих точек зрения) двойную обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), с другой - особенностями воздействий (ситуации).

О сложности пути, который необходимо пройти, желая отразить в теории реальную сложность эмоциональной жизни, можно составить представление по анализу возникновения эмоций в учении Б. Спинозы. Он показывает, что на возникновение эмоции наряду с такими анализируемыми в современных теориях условиями, как фрустрация, "изменение способности души к действию" или отражение возможности достижения целей ("сомнения в исходе вещи"), влияет множество других факторов: отражение причинных связей, "судьба" предметов наших чувств, сопереживание, представление о справедливости происходящего и др. Разумеется, этот материал нуждается в адаптации к современный представлениям и терминологии, но, с другой стороны, он обнаруживает многие аспекты проблемы, которых в этих представлениях явно не хватает.

* Первичные: возникают тогда, когда происходит нечто значимое для человека.

Аффект Возникает когда с одной стороны существует угроза, а с другой возможность ее избежать-

фрустрация потребностей

невозможность адекватного поведения

конфликтность ситуации (страх, ярость, сомнение, растерянность)

внезапное или непредвиденное изменение

* Вторичные:

ассоциативная связь с чем то прошлым неприятным, впадение человека в транс

сопереживание

при усмотрении справедливого/невправедливого происходящего

Функции эмоций: сигнализируют о значимости происходящего и побуждение

По Рубенштейну:

способ аварийного разрешения ситуации

дезорганизация деятельности

регулирующая(направление внимания, накапливание и индивидуализация опыта)

идеаторная(предвосхищение)

синтезирующая основа образа, эмоции придают личную значимость образу

экспресивная(выражение эмоций)

Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации.

Эмоция - один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека (специфические субъективные переживания, ярко окрашивающие, то что человек ощущает, воображает, мыслит).

Эмоции выполняют функцию выражения субъективных отношений к объективным явлениям. При выражении эмоций речь будет идти о единстве психических и телесных процессов. Это проблема и для физиолога и для психолога: проблема соотношения психических и телесных составляющих эмоционального состояния.

Дарвин заметил связь между эмоциями животного и человека (мимика и пантомимика), т.е. эмоция имеет поведенческие отражения. У человека появляется выражение эмоций в речи (речедвигательная активность).

Эмоция способна оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов.эмоция лежит в основе форм реагирования:

а) выразительные движения;

б) эмоциональные действия;

в) высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях;

г) форма определенного отношения к окружающим.

Мимические выражения эмоций.

Почему в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц? Дарвин: мимическое выражения образовалось из полезных действий (раньше имело приспособительное значение). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами. Отсюда следует, что определенные мимические реакции должны быть связаны с определенными эмоциями. Но экспериментально это подтвердить не удалось.

Рисунки (фотографии) мимических реакций. Мнения людей по различным мимическим реакциям разошлись (хотя большинство правильно отражало эмоцию).

Несмотря на расхождение в суждениях можно говорить о том, что испытуемые не называя правильной эмоции, все же называли очень близкую эмоцию (неожиданность - изумление). Мысль, что отдельные формы мимического выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения.

Шкала Шлосберга - основные категории:

1. любовь, радость, счастье;

2. удивление;

3. страдание, страх;

4. решимость, гнев;

5. отвращение;

6. презрение.

Шкала имеет круговую форму, чем больше расстояние между отдельными позициями, тем менее сходны соответствующие мимические выражения. Две координаты: удовольствие-неудовольствие (1-4); приятие-неприятие (2,5-5,5). Середина круга - нейтральность (0). Чем ближе к краю, тем интенсивней выражается эмоция.

Новая ось: сон-напряжение.

Первая ось - знак эмоции; вторая ось - готовность или закрытие рецепторов для принятия раздражения; третья ось - степень возбуждения.

Исследование подлинных эмоций. Как получить истинную эмоцию: Лэндис - жестокие эксперименты. На протяжении всего эксперимента человека фотографировали. Не было выделено мимики типичной для какой-либо эмоции (характерную для большинства людей). Но было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях.

Тогда попросили изобразить некоторые эмоции. Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции.

Таким образом следует различать общепринятую мимику, как признанный способ выражения эмоций и спонтанное проявление эмоций (произвольная и непроизвольная мимика).

Гудинаф: 10-летняя слепоглухая девочка - мимические схемы всех видов по шкале Шлосберга (предположение о врожденности этих схем).

Три фактора формирования мимического выражения:

* врожденные видотипичные мимические схемы;

* приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;

* индивидуальные эксперессивные особенности.

Пантомимика, речь.

Движения актера - уровень точности оценок, такой же как и при определении эмоционального выражения лица. Пантомимика - сильный неожиданный звук - вздрагивание.

Речь - эмоциональное состояние - возрастает сила голоса, изменяются высота и тембр. Врожденные и приобретенные компоненты выражения эмоций голосом. Врожденные: изменение силы голоса, дрожание голоса (возрастает усиление функциональных единиц, актуализированных к действию - усиление активации мышц, участвующих в голосовых реакциях).

Межкультурные различия в выражении эмоций

Есть универсальные выражения эмоций, а есть специфические. Слезы - универсальный признак печали. Культурные нормы - когда, как, и как долго нужно плакать. Смех - радость и удовольствие. Может - презрение. Китай - смех-гнев. Япония - улыбка - знак уважения в любой ситуации. Смех как норма культуры чтобы скрыть отрицательную эмоцию. Радость - причинение себе боли.

Взаимозависимость эмоций и их выражение

Эмоция - своя внешняя организация реакций. При очень сильных эмоциях - организация нарушается - сильные сокращения групп мышц, либо некоторые мышцы отказываются действовать. Благодаря научению выражения эмоций становится организованным, а вместе с тем и относительно однородным у всех членов данной культуры. Выразительные движения - язык при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, переживания. Использование языка эмоций: оценка чужой эмоции зависит от: собственного состояния наблюдателя; внушение; ситуация в которой идет оценка.

Физиологические показатели (изменение вегетативной системы)

Изменение типового привычного реагирования (той или иной активности организма: дыхание, сердцебиение, потоотделение и т.д.). любая активность либо блокирована, либо изменена.

КГР - ключевой признак эмоции (индикация эмоций). - это признак не только эмоции, но это составляющая часть ориентировочного рефлекса (т.е. она не специфична, мы не знаем какая эмоция переживается). Эта реакция - ответ на жизненно важный стимул.

Наенко, Овчиннокова: мышечно-двигательные изменения в условиях напряжения: эмоциональное напряжение - нарушение моторики, выраженной в общей мышечной скованности, в треморе и нарушении координации движений. Увеличение электр. Активности мышц, выраженные в амплитудных и частотных изменениях потенциалов. Тремор пальцев рук.

Вегетативные показатели напряженности: частота сердечных сокращений (увеличение), дыхание. Учащение дыхательных движений. Сопровождается уменьшением глубины дыхания, а так же укорочение фазы выдоха относительно вдоха. Кровяное давление - повышение. Рост этого показателя не только в ситуации обнаружения и устрашения аварии, но и в период ожидания критических событий, при возникновении чувства тревоги, .повышенного внимания. КГР - показатель сенсорного и умственного возбуждения, внимание, настороженность и высокая активность любого происхождения (увеличение числа спонтанных колебаний и в падении сопротивления кожи).

ЭЭГ - увеличение амплитуды тета-ритма, увеличение высокочастотной активности.

Биохимические показатели эмоций. Резкие выбросы в кровь адреналина.

Наенко, Овчиннокова: выбросы с мочей аскорбиновой кислоты, увеличение лейкоцитов в крови, колебания содержания эозинофилов в крови.

Рубинштейн С.Л. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

Мы выделяем три основных уровня:

1. Первый уровень - это уровень органичической аффективно-эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования - удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями. Чувствования такого рода могут носить более или менее специализированный местный характер, выступая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельного процесса ощущения.

2. Следующий, более высокий, уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметном восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На смену беспредметной тревоги приходит страх перед чем-нибудь.

3. Наконец, над предметными чувствами восхищения одним предметом и отвращения к другим, любви или ненависти к определенному, возмущения каким-либо поступком и т. п.) поднимаются более обобщенного чувства (аналогичные по уровню обобщенности отмеченному мышлению), как-то: чувство иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п. Эти чувства тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния, точенные к определенному случаю, но по большей части они выражают общие более или; устойчивые мировоззренческие установки злости. Мы бы назвали их мировоззренческими чувствами.

Чувство комического возникает в репе внезапно обнаруживающегося несоответствия между кажущейся значительностью действующего лица и ничтожностью, неуклюжестью,  несуразностью его поведения, между поведением, рассчитанным на более или менее значительную ситуацию, и пустяковым характером.

Чувство юмора предполагает наличие в одном явлении или лице и отрицательных и положительных сторон. Юмористическое отношение к этому факту, очевидно, возможно лишь, пока в нашей оценке положительные моменты перевешивают отрицательные.

Ирония расщепляет то единство, из которого исходит юмор. Она противопоставляет положительное отрицательному, идеал - действительности, возвышенное - смешному, бесконечное - конечному. Смешное, безобразное воспринимается уже не как оболочка и не как момент, включенный в ценное и прекрасное, и тем более не как естественная и закономерная форма его проявления, а только как его противоположность, на которую направляется острие иронического смеха. Ирония разит несовершенства мира с позиций возвышающегося над ними идеала. Поэтому ирония, а не более реалистический по своему духу юмор, была основным мотивом романтиков.

В развитии эмоций можно, таким образом, наметить следующие ступени: 1) элементарные чувствования, 2) разнообразные предметные чувства, 3) обобщенные мировоззренческие чувства. Наряду с ними нужно выделить отличные от них, но родственные или аффекты, а также страсти.

Аффекты. Аффект - это стремительно и бурно протекающий, эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками - потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности. Дезорганизующая роль аффекта может отразиться на моторике, выразить в дезорганизации моторного аспекта деятельности в силу того, что аффективном состоянии в нее вклиниваются непроизвольные, органически детерминированные, реакции.

Аффективные процессы могут представлять собой дезорганизацию деятельности и в другом, более высоком, плане, в плане не моторики, а собственно действия. Аффективное состояние выражается в заторможенной сознательной деятельности. В состоянии аффекта человек ''теряет голову". Поэтому в аффективном действии в той или иной мере может быть нарушен сознательный контроль в выборе действия. Действие в состоянии аффекта, т. е. аффективное действие как бы вырывается у человека, а не вполне регулируется им. Поэтому аффект, "сильное душевное волнение'' (говоря словами нашего кодекса) рассматривается как смягчающее вину обстоятельство.

Страсти. - это такое сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать вспышки, но сама не является лишь вспышкой. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремление в нем преобладает над чувствованием.

Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно еще отметить настроение.

Настроения. Под настроением разумеют общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в "строе" всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно - иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно- это, во-первых, и, во-вторых,- оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Чувства. Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном, отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т. п.). Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных "эмоциональных констант". Несовпадение собственно эмоций и чувств и возможность противоречивости между ними послужили в психологии основанием идеи об амбивалентности, как о якобы внутренне присущей особенности эмоций. Однако случаи амбивалентных переживаний наиболее часто возникают в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева). Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме обобщениями объекта чувств: образами или понятиями, образующими содержание нравственного сознания человека.

Отличительные признаки аффекта.

Диагностика аффективных следов. Проблема стресса.

Аффект - это ярко выраженные, кратковременные, непроизвольные (и неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности (в жизненно важной ситуации); аффект оставляет след, имеющий тенденцию к накоплению.

Ярко выраженность - позволяет наиболее полно увидеть все корелляты эмоций, все их телесные проявления. Эти проявления имеют определенную динамику (аффект - нарушение функционирования организма) - это быстротечное состояние. Не имеет смысла его прерывать. Он должен быть выражен полностью (как негативный, так и позитивный).

Непроизвольность - непроизвольна любая натуральная реакция.

Защитная реакция - телесная защита, приспособительная реакция. Эта реакция закрепляет связь (оставляет следы) - с данной ситуацией и подобными ситуациями. Обобщает, организует как целое.

Признаки аффекта: экстремальная ситуация; импульсивность действия (автоматизм без размышления); сужение сознания ( потеря эпизодов из действия, исчезает чувствительность к боли); телесные проявления.

Калашников: течение аффекта. Фазы: подготовительная, фаза взрыва, исходная (заключительная).

Подготовительная: сознание сохраняется во всех случаях. Появляется напряжение эмоций и концентрация представлений на определенном фокусе внимания. Восприятие в этой фазе нарушается нерезко, но способность наблюдать и осознавать происходящие психические процессы и переживания расстроена. Бедный, сильно суженный круг представлений резко аффективно окрашен. Душевная деятельность односторонняя - стремление осуществить свое намерение. Вся остальная личность перестает существовать.

Фаза взрыва: с биологической точки зрения является процессом отреагирования. Комплекс сильнейшего чувственного тона, требующий немедленного отреагирования. Волевые расстройства: усиливающееся побуждение преобладает над тормозящим аппаратом (утрата самообладания). Утрачивается ясность поля сознания, снижается его порог. Поведение: агрессивный или пассивный характер.

Заключительная фаза: истощение психических и физических сил. Отсроченно воспоминания о событиях нарушаются.

Особенности аффекта - отсутствие предварительного плана, использование того, что подвернется под руку, амнезия.

Основа: длительное аффективное напряжение или временное нервно-психическое истощение у психически здоровых людей.

Аффективный комплекс (психоанализ) - объединение в пределе любых деталий вызывающих аффект, т.е. чтобы аффект повторился достаточно упоминание любой детали

Аффективная память отличается от образной (смысловой). Здесь свои законы. В образной памяти след может исчезать, а в аффективной происходит накопление.

Диагностика аффектов в психоанализе: метод свободных ассоциаций. Легкое протекание ассоциаций, и трудное - источник аффекта.

Лурия. Диагностика следов аффекта. Метод ассоциативного эксперимента. Реакция на слово из аффективного комплекса: торможение ответа, признаки возбуждения, многословие, примитивность. Словесный раздражитель может провоцировать связанные с ним аффективные состояния.

Для вскрытия механики внутренних процессов: изучение внешних коррелятов.

Сопряженная методика. Словесный ответ связывается с нажимом руки.

Становится возможным за выявленой словесной реакцией наблюдать лежащие в ее основе механизмы, оценивать степень напряженности, возбужденности, нарушенности, а следовательно и степень аффективности проходящего перед нами процесса. Механизм: слово - мыслительная ассоциация - нажим - асс. - нажим - ... - ответ, не компрометирующий человека.

Стресс. Селье. Впервые как набор физиологических и биохимических изменений в организме в опасной ситуации. Первоначально часть общего адаптационного синдрома (адаптивного механизма) и в этм эффекте приспособления лежит различие понятий физиологического и психологического стресса. Стресс - неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Это адаптационный синдром: 1. Вначале трудности (если стрессор очень силен для организма, то адаптации не происходит и смерть); 2. Затем адаптация (организм нашел возможность нормально функционировать при действии стрессора); 3. Теряет силы и "смерть" (длительное влияние стрессора - стадия истощения).

Синдром этот является генерализованной реакцией всего организма и тесно связан с адаптацией.

Поскольку любой агент, требующий адаптации вызывает стресс, то и любая болезнь связана с некоторым проявлением стресса (болезнь влечет за собой некоторые адаптивные реакции).

Для болезней, возникающих в основном вследствие дефектов адаптации (неправильное протекание синдрома стресса), Селье предложил называние "болезни адаптации", т.к. они вменьшей степени зависят от природы патогенного фактора, чем от адаптации реакций организма на неспецифические стрессорные эффекты.

Наенко. Анализ психологического стресса требует учета значимости ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности. Эти психологические факторы обуславливают характер ответных реакций (они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны).

Соотношение эмоций и стресса. Считается, что главной составляющей психологического стресса является эмоциональное возбуждение.

Характерной является тенденция рассматривать стресс как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями.

Некоторые авторы предлагают рассматривать проблему стресса в функциональном аспекте, как проблему влияния эмоции на прдуктивную деятельность субъекта.

Стресс - особое психическое состояние, возникающее в сложных условиях деятельности.

Стресс - возникающий в сложных условиях феномен психической деятельности (Наенко).

Состояние психической напряженности (стресса) возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на ее эффективность

Специфичность реагирования при стрессе: 1) высокая устойчивость к стрессу; 2) низкая, при этом у одних деятельность улучшается, у других ухудшается вплоть до срыва. Это зависит как от ситуации, так и от самого субъекта.

Поэтому при оценке напряженности используются показатели деятельности: характер сдвигов в деятельности (ухудшение или улучшение).

Напряженность характеризуется по двум признакам: 1. Характер нарушений в деятельности (тормозная форма - замедленное выполнение интеллектуальных операций, импульсивная - увеличение количества ошибочных действий, генерализованная - сильное возбуждение, резкое ухудшение исполнения, двигательная дискоординация и т.д., полный срыв деятельности). 2. Сила, стойкость этих нарушений (незначительная, быстро исчезает напряженность; длительная и заметно сказывающаяся на процессе деятельности; длительная, резко выраженная и практически не исчезающая, несмотря на профилактические меры).

Физиологические сдвиги и показатели деятельности являются важными индикаторами психологической напряженности

Лазарус. Вредность или неблагоприятность стимула зависит от характера психологических структур. Вредность не обязательно в действительности. Значение стимула и отношение к нему определяются прошлым опытом. Характер и структура стрессовой реакции зависят от психологического защитного механизма, выступающего в качестве посредника.

Петухов. Психологический стресс тоже стали различать: эмоциональный стресс (тот предел напряженности за которым эмоции мешают обычной деятельности) и операциональный (такой уровень напряженности, который оптимален и даже необходим для выполнения деятельности).

Если с самого начала стресс был адаптационным механизмом, значит он в какой-то мере необходим.

Закон оптимальной эмоциональной напряженности (оптимум мотивации). Закон силы - закон успешного научения от силы подкрепления, чем больше сила, тем больше успеха. Торндайк - сила подкрепления определяет успешность обучения.

Закон Йеркса-Додсона. Соотношение сложности деятельности и уровня эмоциональной напряженности.

Тревожность и фрустрация.

Тейлор и Спенс: влияние силы влечения на научение новым способам поведения.

Миллер и Маурер: тревожность - приобретенное (и с трудом угашаемое) влечение, источником которого служит антиципирующая эмоциональная окраска, которая вызывается стимулами, указывающими на какую-либо угрозу.

Тейлор: шкала проявления тревожности (состоит из утверждений связанных с хронической реакцией страха). Опросник оказался надежным: невротически и психопатически предрасположенные люди имели отклоняющиеся от нормы высокие результаты.

В экспериментах на научение было показано, что при легких заданиях сила влечения (тревожность) способствует научению. В сложных наоборот.

Сначала показатели опросника рассматривались в качестве устойчивого индикатора тревожность, довольно скоро стали считаться с тем, что определенные характеристики экспериментальной ситуации могут индуцировать более высокие показатели по опроснику. Очевидной стала теоретическая необходимость введения дополнительного мотивационного конструкта - устойчивая диспозициональная тревожность должна ситуационно превращаться в актуальное состояние тревожности. Тревожная ситуация - различия между высоко- и слаботревожными людьми выражается резче (пример с мигательным обуславливанием: чем сильнее поток струи, тем лучше обуславливание, а у тревожных оно всегда лучше). Отсюда трудная задача усиливает тревожность.

Таким образом, тревожность сильно зависит от ситуации, тогда напрашивается вывод о связи данного поведенческого показателя со специфическими ситуациями.

Спилберг. Опросник: "состояние и свойство тревожности". Т-состояние: состояние тревожности в определенный момент; Т-диспозиция: некоторое типичное чувство тревожности.

Состояние тревожности (Т-состояние) характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы. Тревожность как личностная черта (Т-свойство) означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, заставляя реагировать на них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности.

Замечена корреляция Т-диспозиции и Т-состояния. У имеющего высокий показатель по Т-диспозиции в угрожающих самооценке ситуациях Т-состояние проявляется заметнее, чем у индивида с более низкими показателями. Так же чем сильнее представлена у индивида Т-диспозиция, тем шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызывать Т-состояния.

Исключение: в ситуациях, которые вызывают боль или таят какую-либо иную физическую угрозу, индивиды с высокой Т-диспозицией не имеют никакого более выраженного Т-состояния по сравнению с обладающими менее высокой Т-диспозицией.

Второе исключения: прошлый опыт: насколько данная ситуация воспринимается индивидом как содержащая угрозу.

Модель. Как только ситуация оценивается как угрожающая, она вызывает Т-состояние, интенсивность которого пропорциональна когнитивной оценке угрозы. Оценка зависит как от реальных особенностей ситуации, так и от Т-диспозиции. В процесс оценивания включены также сенсорные и когнитивные обратные связи, а именно информация о наличном Т-состоянии и соображения о реакциях, которые на основании прошлого опыта кажутся пригодными для нейтрализации ситуации. Сила и продолжительность Т-состояния являются следствием когнитивного оценивания, которое существенно зависит от четырех групп детерминантов: 1. Внешние

Оценка эффективности успешных или предполагаемых успешными контрмер; 4. Влияние обратной связи о текущем Т-состоянии.

Экспериментально было подтверждено: чем сильнее ситуация связана с самооценкой и чем выраженнее Т-диспозиция, тем заметнее проявляется Т-состояние, чем выраженнее Т-диспозиция, тем труднее дается достижение при выполнении очень сложных заданий.

Спилберг: студенты заучивали некоторые естественнонаучные понятия при помощи запрограммированного компьютера (при неверном ответе решение отвергалось и машина вновь воспроизводила нерешенное задание; только при получении правильного ответа появлялась очередная задача). После пробного задания следовала серия из шести задач: трудные и легкие. После каждого задания оценка своего Т-состояния. У индивидов с высокими Т-диспозициями в каждой серии заданий Т-состояние было выше. У обеих групп Т-состояние снижалось после выполнения трех сложных задач (переход к легким). Студенты с выраженной Т-диспозицией делали в два раза больше ошибок в первой трудной задаче, потом количество ошибок снижалось, но их все равно было меньше у студентов со слобовыраженной Т-диспозицией.

Теннисон, Вули: задание в распределении стихов по размеру. Сначала трудные, затем легкие. Предварительно инструкции которые либо повышали , либо снижали Т-состояние.

Инверсия успешности результатов: группа с высокими показателями Т-состояния допустила при выполнении легких заданий мало, а при выполнении трудных заданий - много ошибок; группа с более низким Т-состоянием получила противоположные результаты.

Петухов. Тревожность - предвосхищение аффекта. Ее важная приспособительная функция. Тревога - это условный страх. Выделяют ситуативную и индивидуальную тревогу. Ситуативная - приближение опасного события усиливает тревогу. Индивидуальная - особенность субъекта (постоянная тревога - любая ситуация аффектогенная).

Психоанализ: тревога - ее источник может быть искажением реальности.

Фрейд: четыре источника тревоги (каждый раз речь идет о боязни что-то утратить).

1 боязнь утраты желанного объекта;

2 боязнь утраты позитивного отношения со стороны другого;

3 боязнь утраты себя (части себя).

4 боязнь утраты любви к себе.

2.15. Фрустрация, виды реакций на нее.

Фрустрация - расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. указывается на какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача.

Фрустрация - состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель (реализовать мотив). (Петухов).

Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.

Трудности: 1 вполне преодолимые, хотя для их преодоления требуются огромные усилия (настойчивость). Фрустрация к такого типа трудностям не относится; 2 непреодолимые (борьба с раком).

Являния фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам деятельности.

Розенцвейг: фрустрация - имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.

Браун, Фарбер: фрустрация - результата таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается, или затормаживается.

Левитов: фрустрация - состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающих на пути к достижению цели или решению задачи.

Имеются попытки возвести фрустрации в ранг совершенно законных явлений, необходимо возникающих в жизнедеятельности организма и личности.

Майер считает, что поведение животного и человека зависит от двух потенциалов: 1 репертуар поведения, определенный наследственностью, условиями развития и жизненным опытом; 2 избирательные или отборочные механизмы, которые делятся на действующие при мотивированной деятельности и возникающие при фрустрации.

При фрустрации нецеленаправленное поведение отличается чертами деструктивности, ригидности незрелости. Фрустрацию нельзя считать не мотивированной.

Психические состояния вызываемые фрустратором несомненно зависят от его типа. Розенцвейг выделил три типа ситуаций-фрустраторов:1 лишения, т.е. отсутствие необходимых средств достижения цели или удовлетворения потребности (внешнее лишение: человек голоден, а пищи достать не может, внутреннее лишение - человек чувствует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам настолько непривлекателен, что не может рассчитывать на взаимность); 2 потери (сгорел дом); 3 конфликт (человек, который любит женщину, остающуюся верной своему мужу. Он хотел бы соблазнить ее, но ...).

Большие возражения против этой типологии.

Левитов выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя и они проявляются каждый раз в индивидуальной форме: 1 толерантность (терпеливость, выносливость, когда фрустратор не вызывает фрустрацию). Разные формы толерантности: а) спокойствие, рассудительность, готовность принять случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя; б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных импульсивных реакций; в) бравирование с подчеркнутым равнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность можно воспитать.

2 Агрессия - это нападение (или желание напасть) по собственной инициативе с помощью захвата. Это состояние ярко может быть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние при агрессии - острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность, злостность и т.д. потеря самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивные действия. Агрессия - одно из ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации.

3 Фиксации - два смысла: а) стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому невраждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна.

Б) прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание. Потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесь проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации - капризное поведение. Активная форма фиксации - уход в отвлекающую, позволяющую забыться деятельность.

Депрессию можно рассматривать, как нечто противоположное агрессии. Для агрессии типично чувство печали, сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии является состояние скованности и апатии, как бы временное оцепенение.

4 Регрессия - возвращение к более примитивным. А нередко инфантильным формам поведения. А так же понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности. Подобно агрессии - регрессия не обязательно является результатом фрустрации.

5 Эмоциональность. У шимпанзе эмоциональное поведение возникает после того, как все другие реакции приспособления к ситуации не дают эффекта.

Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннего конфликта.

Фрустрация имеет место только в случаях таких конфликтов, при которых борьба мотивов исключается из-за ее безнадежности, бесплодности. Барьером оказываются сами бесконечные колебания и сомнения.

Фрустрация различна не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности, могут быть продолжительными настроениями, в некоторых случаях оставляющие заметный след в личности человека.

Фрустрации могут быть типичными для характера человека; нетипичными, но выражающими возникновение новых черт характера; эпизодическими, преходящими.

Степень фрустрации (ее вид) зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером (как в смысле вооруженности, являющимся условием толерантности, так и в смысле восприятия новизны этого барьера).

Шибутани: два основных направления реакций: агрессия и отступление.

Отступление: физическое (сильный противник) или психологическое (я был не прав).

Осознанное отступление - сдерживание себя.

Неосознаваемое отступление - подавление

Сублимация.

Рационализация - когнитивное оправдание.

Фантазия - иллюзия выхода из ситуации (мечтания).

Фиксация - парализуется вся деятельность.

Регрессия - шаблонная реакция.

Каждая личность характеризуется индивидуальной комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями. Эти приемы можно рассматривать как формы адаптации.

  1.  Основные теоретические подходы к изучению феномена лидерства.

Существует 3 основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства.

1. Структурный: ставит перед собой задачу выявить универсальную структуру личности эффективного менеджера, определив свойственные ей черту или характеристики. Теория "черт".

2. "Ситуационная теория".

3. "Системная" теория.

"Теория черт" (иногда называется "харизматической теорией") исходит из положения немецкой психологии конца XIX - начала ХХ в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

Лидером, согласно этой теории, м.б. лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики.

Р. Кеттел и Г. Стайс утверждали, что лидеры значительно отличаются от др. членов группы 8-ю следующими св-вами личности:

- нравственной зрелостью, или силой "Я";

- влиянием на окружающих или доминированием;

- целостностью характера, или силой "Сверх-Я";

- социальной компетентностью, предприимчивостью;

- проницательностью;

- независимостью от сильных вредных влечений;

- силой воли, управлением своим поведением;

- отсутствием излишних переживаний и нервным напряжением.

В американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались с особенной тщательностью: четкий и обоснованный перечень характеристик мог стать основанием для построения системы тестов для профессионального отбора лидеров. Однако, такая задача оказалась невыполнима.

В 40-е гг. были предприняты первые попытки обобщения результатов структурного подхода. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемыми различными исследователями как "лидерских". Среди них: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие.

Однако, если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были упомянуты лишь однажды, 16-20% - дважды, 4-5% - трижды и лишь 5% черт были названы 4 раза.

В 1948 г. Р. Стогдилл сделал обзор 124 исследований и отметил, что изучение личностных качество лидеров по-прежнему приводит к противоречивым результатам. Однако он выделил ряд наиболее присущих лидерам черт:

- интеллект

- стремление к знаниям

- надежность

- ответственность

- активность

- социальное участие

При этом Стогдилл отметил, что в разных ситуациях лидеры, действующие наиболее эффективно, обнаруживали разные личные качества, и сделал вывод о том, что 2человек не может стать руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств".

После этой публикации стало формироваться мнение о том, что теория черт малопродуктивна. Исследователи, увлекающиеся описанием личностных черт, рискуют упустить из вида другие важные факторы лидерства, к примеру, его социальный контекст.

По результатам исследований, проведенных в ряде правительственных учреждений Великобритании, в качестве необходимых для лидера характеристик Р. Чапмэн называет:

проницательность, богатство идеями; здравый смысл; рассудительность; умение излагать свои мысли; выразительность устной речи; коммуникабельность; адекватный уровень самооценки; настойчивость; твердость; уравновешенность; зрелость.

А. Лоутон и Э. Роуз, напротив, утверждают, что необходимыми 10-ю качествами лидера являются следующие:

1) дальновидность - умение сформировать облик и задачи организации;

2) умение определить приоритеты - различать, что необходимо, а что просто важно;

3) стимулирование последователей выражением признания и вознаграждением за успехи;

4) владение искусством межличностных отношений (умение слушать, подсказать)

5) "политическое чутье" - способность понимать запросы своего окружения и лиц, имеющих власть;

6) стойкость - непоколебимость перед лицом оппонента;

7) харизма или обаяние;

8) способность идти на риск в таких вопросах, как передача части работы или полномочий последователям;

9) гибкость - способность отзываться на новые идеи и опыт;

10) решительность, твердость, когда того требуют обстоятельства.

М. Гантер вывел 6 основных характеристик, присущих харизматическому лидеру: "обмен энергией", умение воздействовать на людей, излучать и заряжать энергией окружающих, завораживающая внешность, независимость характера, хорошие риторические способности и некоторый артистизм.

Единого мнения о том, какими качествами должен обладать лидер, до сих пор не существует.

Существенным возражением против этой теории явилось замечание Г. Дженнингса о том, что теория черт в большей мере отражала черты экспериментатора, нежели черты лидера.

Разочарование в теории черт было настолько велико, что в противовес ей была выдвинута даже теория "лидера без черт".

В целом структурный подход столкнулся с целым рядом неразрешимых проблем:

- выделение оптимального набора характеристик оказалось неосуществимым;

- подход полностью игнорировал групповой контекст, в котором реализуется лидерство;

- подход не смог вскрыть причинно-следственную связь между лидерством и индивидуально-личностными особенностями (характеризуют ли определенные черты лидера или успешное лидерство формирует специфические черты, напр., уверенность в своих силах).

- в контексте данного подхода индивидуальные черты выступают как статичные образования, лишенные развития.;

- невысокая корреляция (в диапазоне от +0,25 до +0,35) личностных черт с поведенческими проявлениями лидерства, строго говоря, не позволяет указанные характеристики надежными предикторами.

И все же, несмотря на все недостатки, структурный подход неизменно вызывает интерес практического менеджмента. Особенно часто тестирование нацелено на выявление 5 следующих характеристик, неизменно демонстрирующих высокую положительную корреляцию с успешнынтеллект

1. Доминантность

2. Уверенность в себе

3. Высокий активационный (энергетический) уровень

Профессиональным лидерством:

4. Ие знания и навыки, релевантные выполняемой задаче

Ситуационная теория лидерства.

Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.

Т.о., идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными.

Этот момент ситуативной теории лидерства был подвергнут критике со стороны Ж. Пиаже, который утверждал, что при таком подходе полностью снимается вопрос об активности личности лидера. Эту слабость теории не могло снять и то добавление, которое было к ней сделано: предлагалось считать главным моментом появления лидера выдвижение его группой, потому что именно она ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты (этот подход называют еще функциональным).

Е. Хартли предложил 4 модели, позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение.

1. если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации.

2. Вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры "вообще"

3. Человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и он работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз.

4. Отдельным людям свойственно "искать посты", вследствие чего они ведут себя именно так, что им "дают посты".

Вряд ли можно считать достаточно убедительными эти рассуждения для преодоления полной относительности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории.

Системная теория лидерства.

Два предыдущих крайних подхода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы - системную теорию.

Согласно этой теории лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом.

При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с т.з. целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования.

В последнее время американские психологи, и прежде всего Ф. Фидлер, сделали попытку преодолеть упрощения интерпретации лидерства как функции многообразных проблемных групповых ситуаций. Предложенная Ф. Фидлером "вероятностная модель эффективности лидера" предполагает, что эффективность групповой деятельности зависит от того, насколько стиль лидера соответствует данной ситуации. Эффективность лидера определяется степенью свободы, которую допускает групповая ситуация и которая дает лидеру возможность осуществлять влияние.

Выделенные Ф. Фидлером переменные (стиль лидерства, ситуация его реализации) достаточно убедительно характеризуют состояние лидера в группе, однако, они являются недостаточными для его понимания. В предложенной модели отсутствует третья важнейшая переменная. Такой третьей переменной должен быть уровень развития группы, определяемый степенью деятельностного опосредствования межличностных отношений. Один и тот же "стиль руководства" в одной и той же ситуации (фактор, определяемый Ф. Фидлером как task - "задача") будет эффективным или неэффективным в зависимости от того, как и насколько поведение лидера будет опосредствовано ценностным содержанием деятельности.

"Вероятностная модель эффективности лидера" не может быть использована для исследования высокоразвитой группы уже потому, что ее руководитель не поставлен перед альтернативой: либо группа, либо групповая цель.

Фидлер предложена идея АСО - assumed similarity of opposite ("предполагаемое сходство противоположностей") - способ оценки стиля руководства. Величина АСО является количественным выражением установки личности по отношению к "значимым другим". Чем выше у индивида АСО, тем больше он склонен замечать недостатки "значимых других", требовать и контролировать, тем больше он ориентирован на выполнение задачи группы, а не на улучшение межличностных отношений. О противоположной установке свидетельствует низкий индекс АСО. Лица с высоким АСО соответствуют психологической характеристике авторитарного стиля руководства: низкий АСО - признак демократического стиля. Генеральная идея, заложенная в методику АСО, если иметь в виду не процедуру, а результат ее применения, - это противопоставление лидера (индивида с высоким АСО) группе. Лидер с высоким АСО стремится к решению групповой задачи, и поэтому он вынужден быть требовательным, даже вступая в конфликт с сотрудниками, которые, как молчаливо предполагается, в такой степени на групповую цель не ориентированы. Лидер с низким АСО выражает эту тенденцию членов группы и поэтому заботится не столько о цели и результатах их деятельности, сколько об "отлаживании" эмоциональных контактов с ними. Но описанная ситуация не показательна для взаимоотношений в группе высокого уровня развития типа коллектива. Совместная деятельность здесь определяется общей, принятой (присвоенной) всеми социально значимой целью, опосредствующей всю систему межличностных отношений и в том числе отношений "руководитель - подчиненные".

Большинство отечественных исследований лидерства осуществляется в рамках близких данной модели, но феномен лидерства в малых группах рассмотрен в контексте совместной групповой Д., т.е. во главу угла ставятся не просто "ситуации", но конкретные задачи групповой Д., в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от др. проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Концепция ценностного обмена (Р.Л. Кричевский).

Ценностный обмен как механизм выдвижения лидера. Ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой Д., т.е. являющиеся для группы ценностями. Т.о., в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.

  1.  Профессиональная карьера: понятие, этапы, психологическое обеспечение планирования карьеры.

       Карьера- это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности. Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег. Карьера - это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся и т. п. Понятие карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии. Необходимо отметить также, что жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является ее частью. Иначе говоря, карьера - это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

       Можно выделить несколько видов карьеры:

       Карьера внутриорганизационная - в неё входит:  обучение(???), поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в стенах одной организации.   Эта   карьера   может   быть   специализированной   и неспециализированной.

       Карьера межорганизационная - означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит те же стадии развития, но в разных организациях.

       Карьера специализированная - характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный  рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Например, начальник отдела сбыта одной организации стад начальником отдела сбыта другой организации. Такой переход связан либо с ростом размеров вознаграждения за труд, либо с изменением содержания, либо перспективами продвижения по службе.

       Карьера неспециализированная - этот вид карьеры широко развит в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на 3 года. Вполне нормально, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

       Карьера вертикальная -подъем на более высокую ступень структурной иерархии.

       Карьера горизонтальная - вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.);к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).

       Карьера скрытая - вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Этот вид карьеры доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации.

       Центростремительная карьера - это движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

        Карьера ступенчатая - вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования   вертикального   роста   с горизонтальным, что дает значительный эффект. Такой вид карьеры встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

2.2 Этапы карьеры

       Этапы карьеры менеджера.

Этапы карьеры-Возраст, лет-Потребности достижения цели-Моральные потребности-Потребности физические

Предварительный-до 25-Учеба, испытания на разных работах-Начало самоутверждения-Безопасность существования;

Становление-до 30-Освоение работы, развитие навыков

-Самоутверждение, начало достижения независимости-Безопасность существования,

здоровье уровень зарплаты;

Продвижение-до 45-Продвижение по служебной лестнице, рост квалификации-Рост самоутверждения, достижение большей независимости-Здоровье, высокий уровень оплаты  труда;

Сохранение-до 60-Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка к смене вида деятельности-Стабилизация независимости, самовыражения, рост уважения-Сохранения уровня зарплаты и интерес к другим источникам дохода;

Пенсионный-после 65-Занятие другими видами деятельности-Самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация уважения-Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье

       В табл. 1 показаны связи между этапами карьеры и потребностями. Но для того чтобы управлять карьерой, необходимо более полное описание того, что происходит с людьми на различных этапах карьеры.

       Предварительный этап включает учебу в школе, получение среднего и высшего образования и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребностям и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

        Этап становления длится примерно пять лет в возрасте от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.

       Этап продвижения обычно происходит в возрасте от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление  практического  опыта,  навыков,  растет  потребность  в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

       Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и занимает возрастной период от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, но появляется все больший интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях и капитале других организаций).

       Этап завершения приходится на возраст от 60 до 65 лет. Здесь человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовится к уходу. В этот период идут активные   поиски  достойной  замены  и   обучение   кандидата  на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры и такие люди все меньше получают удовлетворение от работы и испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта, самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые бы заменили им заработную плату в данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

       Пенсионный этап карьеры в данной организации (виде деятельности) завершается. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). Стабилизируется уважение к себе и таким же собратьям по пенсии. Но финансовое положение и состояние здоровья в эти годы могут сделать постоянной заботу о других источниках дохода и о здоровье.

       Говоря о карьере, необходимо отмечать, что любой руководитель или менеджер в процессе становления карьеры сталкивается с затруднениями. Эти затруднения могут мешать дальнейшему продвижения руководителя по карьерной лестнице. Однако руководитель, так же, может не обращать на них внимания, как бы сживаться с ними. В дальнейшем такое попустительское отношение к собственным проблемам может вызвать ряд физиологических или психологических нарушений, которые, вполне могут привести к полной утрате дееспособности или различного рода психическим нарушениям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13691. Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить 15.82 KB
  Закон не может быть законом если за ним нет силы могущей принудить Д.Гарфилд Высказывание Джеймса Абрахама Гарфилда американского политика и президента США жившего в 19 веке продолжает сохранять актуальность и сегодня. Закон как нормативноправововй акт не мож...
13692. Законы должны для всех иметь одинаковый смысл 14.91 KB
  Законы должны для всех иметь одинаковый смысл Ш. Монтескье Ш. Монтескье этим высказыванием хотел сказать что в не зависимости от пола возраста национального признака и других критериев закон должен быть общим для всех одинаковым. Не должно быть таких людей которые ...
13693. Эссе. Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему способствует 13.88 KB
  Кто имея возможность предупредить преступление не делает этого тот ему способствует.СенекаЯ полностью согласна с утверждением римского философа. Действительно человек который может предупредить избежать преступления и не делает этого становится его соучастник
13694. Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век 14.57 KB
  Подчинившись закону толпы мы возвращаемся в каменный векС. Паркинсон Данная мудрость высказанная английским публицистом Сирилом Паркинсоном является актуальной на протяжении всей человеческой жизни. Толпизм является пороком современного человека потому что сл
13695. Подчинившись закону толпы, мы возрващаемся в каменный век 13.43 KB
  Подчинившись закону толпы мы возрващаемся в каменный векЯ согласна с автором что толпа неорганизованная общность которая в целом опасна для общества потому что в толпе люди становятся неуправляемым стадом поэтому автор говорит что возвращаемся в каменный век. Толп...
13696. Пусть погибнет мир, но закон должен быть соблюден 14.1 KB
  Пусть погибнет мир но закон должен быть соблюден.Изречение римского праваДанное высказывание настолько парадоксально что трудно и согласиться и не согласиться с ним полностью. С одной стороны я согласна с тем что закон обязательно должен соблюдаться. Ведь законы
13697. Правонарушение. Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон 13.59 KB
  Что есть право и в чем состоит правонарушение это должен определить закон Латинское юридическое изречение.Эссе № 1На протяжении многих столетий государство принимает законы которым должен следовать каждый. Любое непослушание несоблюдение этих законов ведет к нак...
13698. Есть 2 мирные формы насилия: закон и приличия 14.97 KB
  Есть 2 мирные формы насилия: закон и приличия И.Гете.Что такое насилие Обычно говоря о насилии мы имеем в виду жестокость. Но в высказывании Гете слово насилие имеет иное значение: запрет ограничение свободы. Значит смысл этого высказывания заключается в том что обществ...
13699. Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им 13.87 KB
  Законы нужны не только для того чтобы устрашать граждан но и для того чтобы помогать им Вольтер /Правоведение/ Я согласна с Вольтером. Действительно система законодательства в государстве создана именно с этой целью. Вся система законов направлена на то чтобы упоряд...