27994

Оптимизация ландшафта с х территорий, как фактор повышения устойчивости агроэкосистем

Доклад

Лесное и сельское хозяйство

Агроландшафты являются целостными генетически однородными пространственновременными единицами несмотря на то что определенная часть их естественного растительного покрова замена агроценозами Целевая установка сельского хозяйства объективно направлена на получение максимума биологической продукции. Важное условие экологизации сельского хозяйства использование биоценологических экосистемных принципов. В противном случае несоответствие сложившейся специализации сельского хозяйства потенциальным...

Русский

2013-08-20

10.68 KB

15 чел.

Оптимизация ландшафта с х территорий, как фактор повышения устойчивости агроэкосистем

Агроландшафты – антропогенные ландшафты с преобладанием в их биотической части сообществ

живых  организмов,  искусственно  сформированных  человеком  (антропобиоценозов)  и

заменивших  естественные  фито-  и  зооценозы  на  большей  части  территории.  В  более  узкой

трактовке  под  агроландшафтом  понимают  ландшафт,  на  большей  части  которого  естественная

растительность  заменена  посевами  и  посадками  сельскохозяйственных  растений.  Под

агроландшафтами понимают также пейзажи сельской местности.

Агроландшафты являются целостными генетически однородными пространственно-временными

единицами,  несмотря  на  то,  что  определенная  часть  их  естественного  растительного  покрова

замена агроценозами

 

Целевая  установка  сельского  хозяйства  объективно  направлена  на  получение  максимума

биологической  продукции.  Сообразно  этому  развиваются  (да  и  будут  развиваться)  аграрные

производственные  системы.  Между  тем  сугубо  технократический  подход  к  необходимому

процессу интенсификации производства в аграрном секторе вступил,  как известно, в  серьезное

противоречие  с  возможностями  поддержания  природ-но-антропогонного  равновесия.  В  ко-

нечном счете сработал принцип бумеранга в виде негативных последствий интенсификации для

экологического  состояния  и  продуктивности  сельскохозяйственных  угодий.  Так,  в  районах

сплошной  распашки  земель  и  неоднократного  проведения  химических  обработок  посевов

ощущается столь существенный недостаток энтомофагов (насекомоядных организмов) и опылите-

лей,  что  возникает  угроза  существованию  природных  биоценозов,  формированию  урожая

культурных  растений.

 

Новейшие  достижения  экологии  позволяют  совершенствовать  существующие  и  разрабатывать

новые  методы  ведения  сельскохозяйственного  производства,  выявляя  в  растениеводстве  и

животноводстве  дополнительные  резервы  для  стабилизации  агроландшафтов.

 

Важное  условие  экологизации  сельского  хозяйства  —  использование  биоценологических

экосистемных принципов. От практики поддержания на полях только продуцентов — культурных

растений  —  следует  переходить  к  более  полному  и  активному  использованию  в  агроценозах

естественных  регуляторных  механизмов.

 

В  первую  очередь  необходимы  анализ  и  учет  ландшафтно  -экологических  особенностей

конкретной  территории.  Создаваемые  агроландшафты  функционируют  в  соответствии  с

природными  закономерностями  данного  района.  Основой  для  анализа  ландшафтной

неоднородности  и  изменчивости  земельного  фонда  в  процессе  его  сельскохозяйственного

использования  служат  материалы  количественного  и  качественного  учета  состояния

агроэкосистем.

 

Однако  пока  что  степень  изученности  почвенных  условий  в  разных  ландшафтах  неодинакова.

Кроме того, слаба обеспеченность аграрного сектора базовыми природными картами (геоморфо-

логической,  почвенной,  геоботанической,  ландшафтной).

 

Ландшафтно-экологический  анализ  агроландшафта  должен  основываться  на  знании  его

морфологических  компонентов  (типологическое  картографирование)  и  региональных  различий

(районирование),  а  также  на  учете  многочисленных  взаимосвязей  (баланс  веществ  и  энергии).

Особенно важно, чтобы хозяйственные нагрузки на ландшафт планировались в соответствии с его

природной  структурой.  В  противном  случае  несоответствие  сложившейся  специализации

сельского  хозяйства  потенциальным  ресурсным  возможностям  ландшафта  приводит  к

возникновению  и  развитию  негативных  процессов,  к  нарушению  природно-антропогенного

равновесия,  особенно  в  ландшафтах  с  неустойчивым  природным  равновесием.

 

Наряду с влиянием антропогенных факторов нужно учитывать и естественные тенденции развития

ландшафтов,  возможности  проявления  неблагоприятных  для  сельского  хозяйства  природных

процессов.  Последние  воздействуют  медленнее,  но  масштабнее  (изменение  климата,

сейсмичность,  процессы  эрозии  и  др.).  Рациональным  можно  считать  такое  воздействие,  при

котором  обеспечивается  правильный  ресурсооборот,  расширенное  воспроизводство

возобновляемых  ресурсов  ландшафта  (повышение  плодородия  почвы,  продуктивности

естественных  и  культурных  фитоценозов  и  др.).  Анализ  ландшафтной  неоднородности  и

изменчивости  —  многоступенчатая  система  подходов  к  раздельной  оценке  природных

компонентов  и  всего  ландшафтного  комплекса.

 

В  агроэкосистемах  происходят  как  изменение  отдельных  биотических  компонентов,  так  и

трансформация системы в целом. При этом нарушаются ее внутренняя структура и функциониро-

вание,  обеспечивающие  определенную  устойчивость  с  помощью  различных  механизмов

самоорганизации  и  самовоспроизводства.  Для  определения  происходящих  и  возможных

изменений  перспективна  разработка  интегральных  параметров,  характеризующих  структурно-

функциональную  организацию  агроэкосистем  по  их  биотической  компоненте.

 

Такого  рода  характеристики  отражают  процессы  создания,  использования,  разрушения  и

остаточного  накопления  биотической  продукции  различных  категорий  (первичной,  вторичной,

остаточной,  мертвой),  а  также  некоторые  этапы  круговорота  веществ,  вовлеченных  в

биологические циклы

 

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51581. Властивості степеня з натуральним показником 48.5 KB
  Тип уроку: урок засвоєння нових знань формування вмінь і навичок інтерактивний урок Інтерактивні технології: вирішення проблеми займи позицію оцінювальна дискусія Обладнання: підручники збірники задач таблиці інтерактивна дошка диференційовані завдання роздатковий матеріал завдання на картках контрольні запитання Зміст урок Організаційний момент. Перевірка домашнього...
51583. Сценарій до дня учителя 119.5 KB
  Ведучий 2: Ми сьогодні від імені юності ношею щасливою. Від імені нашого дитинства дзвінкого Всі разом говоримо вам спасибі Спасибі Спасибі Ведучий 1: Добрий день Ведучий 2: Здравствуйте Ведучий 1: Сьогодні ми зібралися щоб привітати наших вчителів з їх професійним святом Днем Вчителя Ведучий 2: Свято Дня вчителя у нашій країні відзначається у першу неділю жовтня. Ведучий 1: Строгим і ласкавим Мудрим і чуйним Тим у кого сивина на скронях Тим хто недавно зі стін інститутських Тим хто повідав нам таємниці відкриттів Вчить в...
51584. Импульсные регуляторы напряжения 2.31 MB
  Такие регуляторы используют для питания нагрузок постоянным напряжением, величина которого отличается от напряжения источника питания. Как нагрузки могут использоваться обмотки возбуждения электрических машин, электромагнитные механизмы, двигатели постоянного тока. Кроме того, импульсные регуляторы (стабилизаторы) широко применяются в источниках вторичного электропитания.
51585. Матеріально технічне забезпечення сервісно-виробничого процесу 90 KB
  У залах обладнання розміщають відповідно до напрямків руху потоків відвідувачів і обслуговуючого персоналу, а також потоків чистого й використаного посуду. Ширина проходів у залах визначається відстанню між спинками стільців, вільними сторонами столів або між спинками стільців і вільними сторонами (кутами) столів
51587. Рідна мова 24.5 KB
  Перше речення було просте але присудок у нього є не дієслово а іменник виражений в значенні дієслова. А ось друге речення стало для дітей важким. Тому що речення було із зверненням . Мабуть ми вчителі мало уваги звертаємо на такі речення.
51588. Розвивальні ігри. Принцип розвязання протиріччя 55 KB
  Пригадайте чим ми займалися на минулому занятті Що ми збудували Чарівну країну А хто є господаркою цієї країни Королева Пригадайте її імя Фантазія А яке завдання загадала вам Королева Фантазія Діти розповідають що вони подарують своєму другові або показують свої малюнки створених за допомогою геометричних фігур. Було в неї багато помічників: це і діти які вміють фантазувати і казкові герої які люблять творити чудеса. Відгадайте хто завжди говорить: Діти давайте жити дружноâ€ Кіт Леопольд І завітав герой...