27999

Поллютанты в почве и с/х продукции. Основные факторы, влияющие на их поведение в системе «почва-растение-животное-человек»

Доклад

Лесное и сельское хозяйство

Главным природным источником тяжелых металлов являются породы магматические и осадочные и породообразующие минералы. Поступление тяжелых металлов в биосферу вследствие техногенного рассеивания осуществляется разнообразными путями. Кроме того источником загрязнения биоценозов могут служить орошение водами с повышенным содержанием тяжелых металлов внесение осадков бытовых сточных вод в почвы в качестве удобрения. Вторичное загрязнение происходит также вследствие выноса тяжелых металлов из отвалов рудников или...

Русский

2013-08-20

9.67 KB

11 чел.

Поллютанты в почве и с/х продукции. Основные факторы, влияющие на их поведение в системе

«почва-растение-животное-человек».

Поллютанты  –  вещества  антропогенного  происхождения,  загрязняющие  среду  обитания  живых

существ.  Различают  промышленные  (  выбросы  газов  SO2,  NH3),  с/х  (стоки  животноводческих

комплексов и т.п), бытовые ( стоки, содержащие моющие средства и др.). Среди загрязняющих

веществ  по  масштабам  загрязнения  и  воздействию  на  биологические  объекты  особое  место

занимают  тяжелые  металлы. Среди токсикантов  антропогенного  происхождения,  загрязняющих

экосистемы,  огромную  опасность  представляют  диоксины,  они  характерезуются  высокой

устойчивостью в почве.

Особое  значение  приобрело  загрязнение  биосферы  группой  полютантов,  получивших  общее

название"тяжелые металлы". К ним относится более 40 химических элементов периодической

системы Д. И. Менделеева.

Тяжелыми металлами являются хром, марганец, железо, кобальт, никель, медь, цинк, галлий,

германий, молибден, кадмий, олово, сурьма, теллур, вольфрам, ртуть, таллий, свинец, висмут.

Употребляемый  иногда  термин "токсические  элементы" здесь  неудачен,  так  как  любые

элементы  и  их  соединения  могут  стать  токсичными  для  живых  организмов  при  определенной

концентрации и условиях окружающей среды.

Главным  природным  источником  тяжелых  металлов  являются  породы  (магматические  и

осадочные) и породообразующие минералы. Многие минералы в виде высокодисперсных частиц

включаются  в  качестве  акцессорных  (микропримесей)  в  массу  горных  пород.  Примером  таких

минералов  являются  минералы  титана  (брусит,  ильменит,  анатаз),  хрома  (FeCr2O4).  Многие

элементы поступают в атмосферу с космической и метеоритной пылью, с вулканическими газами,

горячими источниками, газовыми струями.

Поступление тяжелых металлов в биосферу вследствие техногенного рассеивания осуществляется

разнообразными  путями.  Важнейшим  из  них  является  выброс  при  высокотемпературных

процессах  в  черной  и  цветной  металлургии,  при  обжиге  цементного  сырья,  сжигании

минерального топлива. Кроме того, источником загрязнения биоценозов могут служить орошение

водами с повышенным содержанием тяжелых металлов, внесение осадков бытовых сточных вод

в  почвы  в  качестве  удобрения.  Вторичное  загрязнение  происходит  также  вследствие  выноса

тяжелых  металлов  из  отвалов  рудников  или  металлургических  предприятий  водными  или

воздушными  потоками,  поступления  больших  количеств  тяжелых  металлов  при  постоянном

внесении  высоких  доз  органических,  минеральных  удобрений  и  пестицидов,  содержащих

тяжелые металлы.

Тяжелые  металлы,  поступающие  на  поверхность  почвы,  накапливаются  в  почвенной  толще,

особенно  в  верхних  гумусовых  горизонтах,  и  медленно  удаляются  при  выщелачивании,

потреблении  растениями,  эрозии.  Первый  период  полуудаления  (т.е.  удаления  половины  от

начальной концентрации) тяжелых металлов значительно варьируется у различных элементов и

занимает весьма продолжительный период времени: для цинка - от 70 до 510 лет; кадмия от 13

до 11О лет, меди -от 310 до 1500 лет, свинца - от 770 до 5900 лет.

Тяжелые  металлы  способны  образовывать  сложные  комплексные  соединения  с  органическими

веществами  почвы,  поэтому  в  почвах  с  высоким содержанием  гумуса  они  менее доступны для

полощения. Избыток влаги в почве способствует переходу тяжелых металлов в низшие степени

окисления  и  в  растворимые  формы.  Анаэробные  условия  повышают  доступность  тяжелых

металлов растениям. Поэтому дренажные системы, регулирующие водный режим, способствуют

преобладанию  окисленных  форм  тяжелых  металлов  и  тем  самым  снижению  их  миграционных

характеристик. Растения могут поглотать из почвы микроэлементы, в том числе тяжелые металлы,

аккумулируя их в тканях или на поверхности листьев, являясь, таким образом, промежуточным

звеном в цепи "почва - растение - животное - человек".

Различные  растения  сосредоточивают  в  себе  разное  число  микроэлементов:  в  большинстве

случаев - избирательно. Так, медь усваивают растения семейства гвоздичных, кобальт - перцы.

Высокий коэффициент биологического поглощения цинка характерен для березы карликовой и

лишайников,  никеля  и  меди  -  для  вероники  и  лишайников.  Тяжелые  металлы  являются

протоплазматическими  ядами,  токсичность  которых  возрастает  по  мере  увеличения  атомной

массы.  Их  токсичность  проявляется  по-разному.  Многие  металлы  при  токсичных  уровнях

концентраций  ингибируют  деятельность  ферментов  (медь,  ртуть).  Некоторые  из  них  образуют

хелатоподобные  комплексы  с  обычными  метаболитами,  нарушая  нормальный  обмен  веществ

(железо).  Такие  металлы,  как  кадмий,  медь,  железо,  взаимодействуют  с  клеточными

мембранами, изменяя их проницаемость.

 

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27802. Работа учителей иностранного языка с одаренными детьми 181.5 KB
  Алексин Тульской области август 2010 года Слайд 2 В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является работа с одаренными детьми. Слайд 3 Наличие способных учащихся в школе реализация целевой программы Наша новая школа подчёркивают актуальность и необходимость программы развития одарённых детей. Слайд 4 Работа учителей иностранного языка с одаренными детьми В каждом классе есть учащиеся обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. Летний профильный лагерь...
27804. Принципы организации и функции детского досуга 65.5 KB
  Досуг детей подростков и юношества развивается по своим законам принципам теоретически обоснованным и апробированным на практике.Принцип всеобщности и доступности возможность приобщения вовлеченности всех детей подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения их досуговых запросов и интересов. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности увлеченности и инициативе детей подростков и юношества с одной стороны и их поощрении...
27805. Ресоциализация 32.5 KB
  в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры которая до сих пор для него имела исключительную значимость. В это время становится очевидной инерционность прежних социальных установок подростка оценок его поведения общественного мнения в школе в кругу друзей. Коррекция имеет следующие функции: восстановительную предполагающую восстановление тех положительных качеств которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости обращение к памяти подростка о его добрых делах; ...
27806. Социально - психологический портрет современного подростка 32.5 KB
  Подростковый возраст как наиболее сложный этап в развитии ребенка Подростковый возраст период жизни человека от детства к юности в традиционной классификации от 1112 до 1415 лет. [11] Подростковый возраст протекает очень бурно самый затяжной и самый острый. Можно говорить о трех кризисах которые сливаются воедино и переживаются подростками а значит о трех группах причин которые делают возраст труднее. Возрастает контроль над инстинктом эмоциями.
27808. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ В ОБЛАСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 26.49 KB
  Этические нормы устанавливают обязательные правила профессиональной психологической деятельности психологаконсультанта. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ Общие нормы Границы компетентности Психологиконсультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности которая определяется образованием формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом. Психологиконсультанты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения...
27809. Усыновление 44.08 KB
  Рассмотрение дел об установления усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Права и обязанности усыновители и усыновленного ребенка статья 137 настоящего Кодекса возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов...
27810. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ СЕМЕЙНОГО ТИПА 22.49 KB
  В задачи семейного социального педагога входит постановка диагноза: каковы условия жизни семьи возможности для воспитания какую помощь необходимо оказать. В работе с детьми внимание педагога направлено на повышение уровня их развития с тем чтобы выровнять возможности для социального старта восполнить ущерб нанесенный формированию личности семейными обстоятельствами. Формы работы семейного социального педагога разнообразны: непосредственное участие в воспитании детей уходе за ними больными членами семьи. Разнообразно...