28

Философия сознания. Сознание как объект науки и высшая форма отражения

Контрольная

Логика и философия

Сознание как объект науки и высшая форма отражения, определение сущности сознания. Психология, социология, кибернетика, логика и этология как связующие элементы изучения сознания. Эволюция разных форм биологического отражения, синтез материального и идеального.

Русский

2012-11-18

21.06 KB

65 чел.

Философия сознания

1. Сознание как объект науки

2. Теория отражения. Сознание как высшая форма отражения

3. Походы к определению сущности сознания

4. Сознание и язык

1. Второй по времени возникновения  стала гносеология, т.е. наука, изучающая особенности познания человеком мира и его явлений. Центральным понятием гносеологии выступает сознание. Это понятие рассматривается, используется наряду с философией в целом ряде других наук. Важнейшими из них выступают:

  1. Психология – изучает сознание как определенную совокупность психических актов и процессов
  2. Социология – изучает особенность форм общественного сознания
  3. Кибернетика – изучает технические возможности создания искусственного интеллекта, разума
  4. Логика  - изучает средства и способы оформления логичной речи, текста
  5. Этология – (этос – нрав, поведение) – наука, изучающая поведение животных

  В целом проблема сознания выступает объектом изучения и гуманитарных, и естественных, и технических наук.

2. Самым сложным в проблеме сознания выступает вопрос о происхождении сознания. Существует множество точек зрения, решающих этот вопрос. Среди них особо выделяется историко-материалистическая теория отражения, разработанная Марксом и Энгельсом и современными философами. Согласно этой теории сознание человека возникло как результат длительнейшей эволюции разных форм отражения в живой и неживой природе. Под отражением понимается способность материальных предметов запечатлевать в своем строении особенности строения, взаимодействующих с этими явлениями других предметов. В природе последовательно возникали и развивались следующие формы отражения:

  1. Механическая (след на песке, на снегу, на грязи)
  2. Физическая (движение электронов в электрической цепи)
  3. Химическая (изменение цвета лакмусовой бумажки)
  4. Биологическая (простейшая разновидность – раздражимость – это простейшая  реакция живых организмов, начиная с одноклеточных на изменения во внешней среде)

Эволюция разных форм биологического отражения приводит к появлению в живых веществах ощущений, а ощущения – первичная основа, предпосылка для формирования сознания. С этих позиций сознание предстает как высшая форма отражения. Принято выделять и пятую форму отражения 5) социальная.

3. Не существует единой точки зрения на сущность сознания. В современной научной литературе для обозначения сущности сознания  используется следующие основные определения:

  1. Сознание – сугубо социальное явление, сознание способно возникнуть и развиваться лишь в обществе в количествах людей.
  2. Сознание – это конкретно-историческое явление; сознание возникает на конкретной стадии эволюции природы.
  3. Сознание – высшая форма отражения действительности.
  4. Сознание – субъективный мир бытия, т.к. сознание существует в живом субъекте, все, что приходит в сознание, субъективно в нем окрашивается; восприятия явлений человека  зависят во многом от состояния его органов восприятия
  5. Сознание – «субъективный образ объективного мира» (К. Маркс).
  6. Сознание – свойство высокоразвитого мозга.
  7. Сознание – информационная функция мозга.

Сознание – сложнейший синтез материального и идеального, так как материальной основой для функционирования сознания выступает мозг, но основной продукт сознания, т.е. мысли имеют идеальную природу (т.к. они не занимают никакого места в пространстве, не имеют веса и т.п.). Начиная с эпохи античности и до сих пор, дискутируется вопрос о месте нахождения, обитания сознания. Обозначились две противоположные точки зрения:

  1. Сознание существует в границах человеческого тела и упаковано в нейронах головного мозга.

2 Сознание существует вне анатомического строения тела человека.

4. Одни из дискуссионных вопросов в проблеме сознания выступает вопрос о соотношении сознания и языка. Здесь есть несколько проблем.  Это прежде всего проблема первичности: что возникло раньше – сознание или язык.  Есть две точки зрения:

  1. Большинство философов утверждают, что раньше появилось сознание, оно первично, а язык производен от сознания, он возник позже.
  2. Язык возникает раньше, чем сознание, он первичен.

В качестве аргументов для данного второго утверждения служат следующие теории:

  1. Теория звукоподражания
  2. Теория трудовых выкриков
  3. Междометная теория

Вывод.

Сложны отношения сознания и языка: с одной стороны сознание является поставщиком в разных смыслах языку. С другой стороны язык есть средство оформления «внешности» мысли. «Язык – это «тюрьма» мысли» (Маркс).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12698. Расчет эффективности и паспортизации механической вентиляционной установки 1.2 MB
  Цель работы: получить навыки проведения измерений необходимых для испытания оценки эффективности и паспортизации механической вентиляционной установки. 1. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 1.1. Определить производительность вентилятора по замерам статического ско...
12699. ИЗМЕРЕНИЕ ВИБРАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ИЗМЕРИТЕЛЯ ШУМА И ВИБРАЦИИ ВШВ-003-М2 802.5 KB
  Цель работы: 1 закрепить основные теоретические положения о вибрации как об опасном и вредном производственном факторе; 2 научиться оценивать вибрации на рабочих местах и определять эффективность виброизоляции. ИЗМЕРЕНИЕ ВИБРАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ИЗМЕРИТЕЛЯ ШУМА И ВИ...
12700. Расчет электрического искусственного освещения 103.5 KB
  Расчет электрического искусственного освещения Вариант №4 Беспалова А.А. Исходные данные: наименование помещения механический цех; размеры помещения 12×18 м2; расчетная высота подвеса 50 м; освещенность по ОСТ 32.9.81 тип светильника УПД500; источ...
12701. Построение трехмерной модели гранной поверхности и её комплексного чертежа 1.04 MB
  Лабораторная работа №1 Построение трехмерной модели гранной поверхности и её комплексного чертежа ВВЕДЕНИЕ Данные методические рекомендации предназначаются для студентов первого курса очного обучения изучаю...
12702. Построение линии пересечения поверхностей 359.5 KB
  Лабораторная работа №3 Построение линии пересечения поверхностей ВВЕДЕНИЕ Данные методические рекомендации предназначаются для студентов первого курса очного обучения изучающих дисциплину Инженерная графи...
12703. Построение трехмерной модели предмета. Построение комплексного чертежа предмета 2.3 MB
  Лабораторная работа №3 Часть 1.Построение трехмерной модели предмета Часть 2. Построение комплексного чертежа предмета ВВЕДЕНИЕ Данные методические рекомендации предназначаются для студентов первого курса очного обучения изучающих дисциплину Инженерна
12704. Моделирование сборочной единицы в системе КОМПАС -3D 2.87 MB
  Методические рекомендации по выполнению конструкторской документации в системе КОМПАС 3D. Лабораторная работа. Моделирование сборочной единицы. Содержание. Введение. 1. Задание..5 2.. Моделирование сборочной единицы.6 ...
12705. Создание трёхмерных моделей и ассоциативных чертежей деталей, входящих в состав сборочной единицы 2.31 MB
  Методические рекомендации по выполнению конструкторской документации в системе КОМПАС 3D Лабораторная работа №1 Создание трёхмерных моделей и ассоциативных чертежей деталей входящих в состав сборочной единицы Содержание. Введение. 1. Задание
12706. Организация военно-патриотического воспитания подростков на примере деятельности клуба Мужество 270.5 KB
  Патриотическое воспитание учащихся в настоящее время приобретает архиважное значение. Воспитать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра. В советский период на самых различных государственных уровнях патриотической работе с молодёжью уделяется очень большое значение.