28

Философия сознания. Сознание как объект науки и высшая форма отражения

Контрольная

Логика и философия

Сознание как объект науки и высшая форма отражения, определение сущности сознания. Психология, социология, кибернетика, логика и этология как связующие элементы изучения сознания. Эволюция разных форм биологического отражения, синтез материального и идеального.

Русский

2012-11-18

21.06 KB

67 чел.

Философия сознания

1. Сознание как объект науки

2. Теория отражения. Сознание как высшая форма отражения

3. Походы к определению сущности сознания

4. Сознание и язык

1. Второй по времени возникновения  стала гносеология, т.е. наука, изучающая особенности познания человеком мира и его явлений. Центральным понятием гносеологии выступает сознание. Это понятие рассматривается, используется наряду с философией в целом ряде других наук. Важнейшими из них выступают:

  1. Психология – изучает сознание как определенную совокупность психических актов и процессов
  2. Социология – изучает особенность форм общественного сознания
  3. Кибернетика – изучает технические возможности создания искусственного интеллекта, разума
  4. Логика  - изучает средства и способы оформления логичной речи, текста
  5. Этология – (этос – нрав, поведение) – наука, изучающая поведение животных

  В целом проблема сознания выступает объектом изучения и гуманитарных, и естественных, и технических наук.

2. Самым сложным в проблеме сознания выступает вопрос о происхождении сознания. Существует множество точек зрения, решающих этот вопрос. Среди них особо выделяется историко-материалистическая теория отражения, разработанная Марксом и Энгельсом и современными философами. Согласно этой теории сознание человека возникло как результат длительнейшей эволюции разных форм отражения в живой и неживой природе. Под отражением понимается способность материальных предметов запечатлевать в своем строении особенности строения, взаимодействующих с этими явлениями других предметов. В природе последовательно возникали и развивались следующие формы отражения:

  1. Механическая (след на песке, на снегу, на грязи)
  2. Физическая (движение электронов в электрической цепи)
  3. Химическая (изменение цвета лакмусовой бумажки)
  4. Биологическая (простейшая разновидность – раздражимость – это простейшая  реакция живых организмов, начиная с одноклеточных на изменения во внешней среде)

Эволюция разных форм биологического отражения приводит к появлению в живых веществах ощущений, а ощущения – первичная основа, предпосылка для формирования сознания. С этих позиций сознание предстает как высшая форма отражения. Принято выделять и пятую форму отражения 5) социальная.

3. Не существует единой точки зрения на сущность сознания. В современной научной литературе для обозначения сущности сознания  используется следующие основные определения:

  1. Сознание – сугубо социальное явление, сознание способно возникнуть и развиваться лишь в обществе в количествах людей.
  2. Сознание – это конкретно-историческое явление; сознание возникает на конкретной стадии эволюции природы.
  3. Сознание – высшая форма отражения действительности.
  4. Сознание – субъективный мир бытия, т.к. сознание существует в живом субъекте, все, что приходит в сознание, субъективно в нем окрашивается; восприятия явлений человека  зависят во многом от состояния его органов восприятия
  5. Сознание – «субъективный образ объективного мира» (К. Маркс).
  6. Сознание – свойство высокоразвитого мозга.
  7. Сознание – информационная функция мозга.

Сознание – сложнейший синтез материального и идеального, так как материальной основой для функционирования сознания выступает мозг, но основной продукт сознания, т.е. мысли имеют идеальную природу (т.к. они не занимают никакого места в пространстве, не имеют веса и т.п.). Начиная с эпохи античности и до сих пор, дискутируется вопрос о месте нахождения, обитания сознания. Обозначились две противоположные точки зрения:

  1. Сознание существует в границах человеческого тела и упаковано в нейронах головного мозга.

2 Сознание существует вне анатомического строения тела человека.

4. Одни из дискуссионных вопросов в проблеме сознания выступает вопрос о соотношении сознания и языка. Здесь есть несколько проблем.  Это прежде всего проблема первичности: что возникло раньше – сознание или язык.  Есть две точки зрения:

  1. Большинство философов утверждают, что раньше появилось сознание, оно первично, а язык производен от сознания, он возник позже.
  2. Язык возникает раньше, чем сознание, он первичен.

В качестве аргументов для данного второго утверждения служат следующие теории:

  1. Теория звукоподражания
  2. Теория трудовых выкриков
  3. Междометная теория

Вывод.

Сложны отношения сознания и языка: с одной стороны сознание является поставщиком в разных смыслах языку. С другой стороны язык есть средство оформления «внешности» мысли. «Язык – это «тюрьма» мысли» (Маркс).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46562. Анализ программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского (1-9 класс) 20.16 KB
  План: 1 Концепция Программа и ее особенности 2 задачи 3 основа программыпринципа 4 основные виды деятти 5 учебнометодич. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности: конструктивной изобразительной декоративной деятельностью. 4 Основные виды деятельности изображение на плоскости и в объеме с натуры по памяти и по представлению; декоративная и конструктивная работа; лепка; аппликация; объемнопространственное моделирование; проектноконструктивная деятельность; художественное...
46563. Контроль и учет успеваемости учащихся на уроках изобразительного искусства. Отметка и оценка. Критерии оценки 20.21 KB
  Наряду с восприятием памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Воображение это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта то есть процесс преобразующего проецирования действительности. Воображение это образное конструирование содержания понятия о предмете или проектирование схемы действий с ним еще до того как сложится само понятие а схема получит отчетливое верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение. Будучи теснейшим образом...
46564. Методы и средства пожаротушения 20.24 KB
  Существенные перспективы повышения эффективности средств пожаротушения создают комбинированные составы вода со смачивателями инертными порошками и газами. К первичным средствам пожаротушения относятся огнетушители гидропомпы бочки ведра с водой ящики с песком кошмы маты и т. К основным средствам пожаротушения относят автоцистерны с без лафетного ствола пожарные насосы различные стационарные установки пожаротушения.
46565. Основные дидактические принципы методики обучения ИЗО в школе. Художественная педагогика и ее принципы 20.26 KB
  е всестороннее развитие и воспитание учащихся средствами пластических искусств принцип научности системности и последовательности в обучение использ знание законов композиции теории перспективы теории цветоведенья т. Воспитание как общественное и историческое явление. Воспитание целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социальнопедагогическим идеалом.Воспитание как общественное явление характеризуется следующими основными чертами...
46566. Подготовка учителя к уроку изобразительного искусства. Конспект урока и способы его оформления 20.35 KB
  Вывод: подготовка учителя к уроку ИЗО позволяет: четко осознать цель стратегические и тактические задачи; целенаправленно разработать содержание и выбрать средства организационные формы работы; спрогнозировать результаты своей деятельности. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания...
46567. Теоретические основы композиции и тематическое рисование на уроках изобразительного искусства 20.37 KB
  Теоретические основы композиции и тематическое рисование на уроках изобразительного искусства. Обучение теоретическим основам композиции подразумевает знакомство с законами композиции средствами: ритм динамич. Формы композиции: 1. Признаки композиции.
46568. Острый мастит. Классификация. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Лечение. Показания к операции 20.39 KB
  Эхинококковые кисты печени растут очень медленно хотя иногда достигают огромных размеров и содержат 10 л и более жидкости. Чаще они бывают одиночными и локализуются в правой доле печени по встречаются и множественные кисты. Состояние больных обычно не нарушается; II стадия наблюдаются различные симптомы связанные с увеличением размеров растущей кисты оказывающей давление па окружающие органы. У ряда больных прощупывается опухолевидное образование в верхней половине живота или увеличение печени; III стадия возникают симптомы...
46569. Формирование гражданского общества в России 20.46 KB
  Зачатки гражданского общества в России начали складываться во второй половине ХIХ столетия в результате реформ Александра II отмена крепостного права реформа местного самоуправления судебная административная и другие реформы. Все это ускорило необходимые процессы модернизации русского общества. С развитием буржуазных отношений формируются крупные промышленные предприятия банки и другие субъекты капиталистических отношений что создало экономическую основу гражданского общества.
46570. Термінологічні словники як основне джерело фахової інформації 20.5 KB
  Термінологічні словники як основне джерело фахової інформації. Особливу категорію складають термінологічні словники це словники які включають терміни що стосуються окремої галузі знань або навіть певної теми та їх пояснення Словник термінів теорії груп.