28

Философия сознания. Сознание как объект науки и высшая форма отражения

Контрольная

Логика и философия

Сознание как объект науки и высшая форма отражения, определение сущности сознания. Психология, социология, кибернетика, логика и этология как связующие элементы изучения сознания. Эволюция разных форм биологического отражения, синтез материального и идеального.

Русский

2012-11-18

21.06 KB

65 чел.

Философия сознания

1. Сознание как объект науки

2. Теория отражения. Сознание как высшая форма отражения

3. Походы к определению сущности сознания

4. Сознание и язык

1. Второй по времени возникновения  стала гносеология, т.е. наука, изучающая особенности познания человеком мира и его явлений. Центральным понятием гносеологии выступает сознание. Это понятие рассматривается, используется наряду с философией в целом ряде других наук. Важнейшими из них выступают:

  1. Психология – изучает сознание как определенную совокупность психических актов и процессов
  2. Социология – изучает особенность форм общественного сознания
  3. Кибернетика – изучает технические возможности создания искусственного интеллекта, разума
  4. Логика  - изучает средства и способы оформления логичной речи, текста
  5. Этология – (этос – нрав, поведение) – наука, изучающая поведение животных

  В целом проблема сознания выступает объектом изучения и гуманитарных, и естественных, и технических наук.

2. Самым сложным в проблеме сознания выступает вопрос о происхождении сознания. Существует множество точек зрения, решающих этот вопрос. Среди них особо выделяется историко-материалистическая теория отражения, разработанная Марксом и Энгельсом и современными философами. Согласно этой теории сознание человека возникло как результат длительнейшей эволюции разных форм отражения в живой и неживой природе. Под отражением понимается способность материальных предметов запечатлевать в своем строении особенности строения, взаимодействующих с этими явлениями других предметов. В природе последовательно возникали и развивались следующие формы отражения:

  1. Механическая (след на песке, на снегу, на грязи)
  2. Физическая (движение электронов в электрической цепи)
  3. Химическая (изменение цвета лакмусовой бумажки)
  4. Биологическая (простейшая разновидность – раздражимость – это простейшая  реакция живых организмов, начиная с одноклеточных на изменения во внешней среде)

Эволюция разных форм биологического отражения приводит к появлению в живых веществах ощущений, а ощущения – первичная основа, предпосылка для формирования сознания. С этих позиций сознание предстает как высшая форма отражения. Принято выделять и пятую форму отражения 5) социальная.

3. Не существует единой точки зрения на сущность сознания. В современной научной литературе для обозначения сущности сознания  используется следующие основные определения:

  1. Сознание – сугубо социальное явление, сознание способно возникнуть и развиваться лишь в обществе в количествах людей.
  2. Сознание – это конкретно-историческое явление; сознание возникает на конкретной стадии эволюции природы.
  3. Сознание – высшая форма отражения действительности.
  4. Сознание – субъективный мир бытия, т.к. сознание существует в живом субъекте, все, что приходит в сознание, субъективно в нем окрашивается; восприятия явлений человека  зависят во многом от состояния его органов восприятия
  5. Сознание – «субъективный образ объективного мира» (К. Маркс).
  6. Сознание – свойство высокоразвитого мозга.
  7. Сознание – информационная функция мозга.

Сознание – сложнейший синтез материального и идеального, так как материальной основой для функционирования сознания выступает мозг, но основной продукт сознания, т.е. мысли имеют идеальную природу (т.к. они не занимают никакого места в пространстве, не имеют веса и т.п.). Начиная с эпохи античности и до сих пор, дискутируется вопрос о месте нахождения, обитания сознания. Обозначились две противоположные точки зрения:

  1. Сознание существует в границах человеческого тела и упаковано в нейронах головного мозга.

2 Сознание существует вне анатомического строения тела человека.

4. Одни из дискуссионных вопросов в проблеме сознания выступает вопрос о соотношении сознания и языка. Здесь есть несколько проблем.  Это прежде всего проблема первичности: что возникло раньше – сознание или язык.  Есть две точки зрения:

  1. Большинство философов утверждают, что раньше появилось сознание, оно первично, а язык производен от сознания, он возник позже.
  2. Язык возникает раньше, чем сознание, он первичен.

В качестве аргументов для данного второго утверждения служат следующие теории:

  1. Теория звукоподражания
  2. Теория трудовых выкриков
  3. Междометная теория

Вывод.

Сложны отношения сознания и языка: с одной стороны сознание является поставщиком в разных смыслах языку. С другой стороны язык есть средство оформления «внешности» мысли. «Язык – это «тюрьма» мысли» (Маркс).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22072. ДИПЛОМНА, МАГІСТЕРСЬКА РОБОТИ ЯК КВАЛІФІКАЦІЙНЕ ДОСЛІДЖЕННЯ 1.3 MB
  ТЕМА: ДИПЛОМНА МАГІСТЕРСЬКА РОБОТИ ЯК КВАЛІФІКАЦІЙНЕ ДОСЛІДЖЕННЯ План 1. Загальна характеристика дипломноїмагістерської роботи. Алгоритм написання магістерської роботи. Заключний етап роботи.
22073. НАУКОВО-ПЕДАГОГІЧНЕ ДОСЛІДЖЕННЯ 100 KB
  ТЕМА: НАУКОВОПЕДАГОГІЧНЕ ДОСЛІДЖЕННЯ План 1. Науково педагогічне дослідження: сутність мета і завдання.Види та етапи науковопедагогічного дослідження. Педагогічні дослідження: методологічні поради молодим науковцям.
22074. ТЕОРЕТИЧНИЙ ПОШУК В ПЕДАГОГІЧНОМУ ЕКСПЕРИМЕНТІ 63 KB
  Розробка задуму наукового дослідження визначення проблеми обгрунтування її актуальності; вивчення обєкту дослідження та визначення його предмету; постановка мети та формування задач дослідження.Теоретичний пошук має велике значення у визначенні сутності експериментального дослідження. Починається теоретичний пошук з розробки задуму наукового дослідження. Задум наукового дослідження це уявлення про те нове що буде привнесено в теорію і практику в результаті дослідження закономірності перебігу і розвитку процесу практичні...
22075. ЗАГАЛЬНА МЕТОДОЛОГІЯ НАУКОВОГО ДОСЛІДЖЕННЯ 239.5 KB
  ТЕМА: ЗАГАЛЬНА МЕТОДОЛОГІЯ НАУКОВОГО ДОСЛІДЖЕННЯ План 1. методика і техніка дослідження. Методологічні основи педагогічного дослідження. Педагогічні дослідження: методологічні поради молодим науковцям.
22076. МЕТОДОЛОГІЯ ТЕОРЕТИЧНОГО ДОСЛІДЖЕННЯИ 51.5 KB
  ТЕМА: МЕТОДОЛОГІЯ ТЕОРЕТИЧНОГО ДОСЛІДЖЕННЯИ План 1. Методи наукового дослідження. Особливості теоретичного дослідження 3. Характеристика методів теоретичного дослідження.
22077. МЕТОДОЛОГІЯ ЕМПІРИЧНОГО ДОСЛІДЖЕННЯ 254.5 KB
  ТЕМА: МЕТОДОЛОГІЯ ЕМПІРИЧНОГО ДОСЛІДЖЕННЯ План 1. Сутність і особливості емпіричного дослідження. Переваги експерименту перед іншими методами дослідження. Сутність і особливості емпіричного дослідження Наукове дослідження любої предметної області починається з емпіричного рівня.
22078. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ИХ СЕМЬЯМИ 61.5 KB
  Ребенок с нарушениями развития не вписывался в картину счастливой жизни и нередко исключался из активной общественной жизни а его отношения с обществом опосредовались через здоровых членов семьи или систему специальных закрытых учреждений и как следствие этого изоляция больного ребенка и искусственное замалчивание проблемы детской инвалидности. Права лиц детей инвалидов отражены в ряде документов ООН: Всеобщая декларация прав человека1948; Декларация о правах инвалидов1971; Декларация о правах умственно отсталых лиц1971;...
22079. КАТЕГОРИИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 32 KB
  В связи с тем что соц. педагогика стала самостоятельной наукой относительно недавно отделившись от педагогики и объект изучения у них практически одинаков то разделение категорий относящихся к разным наукам поможет выявить специфику соц. Много категорий взято соц.
22080. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 56.5 KB
  Специализация соц. Квалификационная характеристика соц. Функции соц.