28

Философия сознания. Сознание как объект науки и высшая форма отражения

Контрольная

Логика и философия

Сознание как объект науки и высшая форма отражения, определение сущности сознания. Психология, социология, кибернетика, логика и этология как связующие элементы изучения сознания. Эволюция разных форм биологического отражения, синтез материального и идеального.

Русский

2012-11-18

21.06 KB

66 чел.

Философия сознания

1. Сознание как объект науки

2. Теория отражения. Сознание как высшая форма отражения

3. Походы к определению сущности сознания

4. Сознание и язык

1. Второй по времени возникновения  стала гносеология, т.е. наука, изучающая особенности познания человеком мира и его явлений. Центральным понятием гносеологии выступает сознание. Это понятие рассматривается, используется наряду с философией в целом ряде других наук. Важнейшими из них выступают:

  1. Психология – изучает сознание как определенную совокупность психических актов и процессов
  2. Социология – изучает особенность форм общественного сознания
  3. Кибернетика – изучает технические возможности создания искусственного интеллекта, разума
  4. Логика  - изучает средства и способы оформления логичной речи, текста
  5. Этология – (этос – нрав, поведение) – наука, изучающая поведение животных

  В целом проблема сознания выступает объектом изучения и гуманитарных, и естественных, и технических наук.

2. Самым сложным в проблеме сознания выступает вопрос о происхождении сознания. Существует множество точек зрения, решающих этот вопрос. Среди них особо выделяется историко-материалистическая теория отражения, разработанная Марксом и Энгельсом и современными философами. Согласно этой теории сознание человека возникло как результат длительнейшей эволюции разных форм отражения в живой и неживой природе. Под отражением понимается способность материальных предметов запечатлевать в своем строении особенности строения, взаимодействующих с этими явлениями других предметов. В природе последовательно возникали и развивались следующие формы отражения:

  1. Механическая (след на песке, на снегу, на грязи)
  2. Физическая (движение электронов в электрической цепи)
  3. Химическая (изменение цвета лакмусовой бумажки)
  4. Биологическая (простейшая разновидность – раздражимость – это простейшая  реакция живых организмов, начиная с одноклеточных на изменения во внешней среде)

Эволюция разных форм биологического отражения приводит к появлению в живых веществах ощущений, а ощущения – первичная основа, предпосылка для формирования сознания. С этих позиций сознание предстает как высшая форма отражения. Принято выделять и пятую форму отражения 5) социальная.

3. Не существует единой точки зрения на сущность сознания. В современной научной литературе для обозначения сущности сознания  используется следующие основные определения:

  1. Сознание – сугубо социальное явление, сознание способно возникнуть и развиваться лишь в обществе в количествах людей.
  2. Сознание – это конкретно-историческое явление; сознание возникает на конкретной стадии эволюции природы.
  3. Сознание – высшая форма отражения действительности.
  4. Сознание – субъективный мир бытия, т.к. сознание существует в живом субъекте, все, что приходит в сознание, субъективно в нем окрашивается; восприятия явлений человека  зависят во многом от состояния его органов восприятия
  5. Сознание – «субъективный образ объективного мира» (К. Маркс).
  6. Сознание – свойство высокоразвитого мозга.
  7. Сознание – информационная функция мозга.

Сознание – сложнейший синтез материального и идеального, так как материальной основой для функционирования сознания выступает мозг, но основной продукт сознания, т.е. мысли имеют идеальную природу (т.к. они не занимают никакого места в пространстве, не имеют веса и т.п.). Начиная с эпохи античности и до сих пор, дискутируется вопрос о месте нахождения, обитания сознания. Обозначились две противоположные точки зрения:

  1. Сознание существует в границах человеческого тела и упаковано в нейронах головного мозга.

2 Сознание существует вне анатомического строения тела человека.

4. Одни из дискуссионных вопросов в проблеме сознания выступает вопрос о соотношении сознания и языка. Здесь есть несколько проблем.  Это прежде всего проблема первичности: что возникло раньше – сознание или язык.  Есть две точки зрения:

  1. Большинство философов утверждают, что раньше появилось сознание, оно первично, а язык производен от сознания, он возник позже.
  2. Язык возникает раньше, чем сознание, он первичен.

В качестве аргументов для данного второго утверждения служат следующие теории:

  1. Теория звукоподражания
  2. Теория трудовых выкриков
  3. Междометная теория

Вывод.

Сложны отношения сознания и языка: с одной стороны сознание является поставщиком в разных смыслах языку. С другой стороны язык есть средство оформления «внешности» мысли. «Язык – это «тюрьма» мысли» (Маркс).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44863. Great Britain 17.81 KB
  The two min islnds re Gret Britin in which re Scotlnd Wles nd Englnd to the est nd Irelnd in which re Northern Irelnd nd the independent Irish Republish to the west. In everydy speech âGret Britinâ is used to men the United Kingdom. Gret Britin is mde up Scotlnd Wles nd Englnd; it does not include Northern Irelnd.
44864. Запуск системы X Window 24.6 KB
  Несколько более успешный но все еще не самый правильный способ выхода в графический режим состоит в выполнении команды xinit. Программа xinit она расположена в каталоге usr X11R6 bin предназначена для запуска сервера системы X Window и хотя бы одной программы-клиента. Если в командной строке не указано какой именно Xсервер запускать xinit ищет в домашнем каталоге пользователя файл . Если такого файла нет xinit по умолчанию выполняет следующий скрипт: X :0 т.
44865. Биография Исаака Бродского 19.23 KB
  В 1909 году Бродский едет на полгода во Францию по программной поездке предоставленной Академией. В период с 1910 по 1911 год Бродский живет на Капри в гостях у М. Вернувшись из поездки Бродский участвовал на выставках передвижников Академии и Союза русских художников.
44866. Обобщение методического наследия. Краткие сведения из истории развития методики как науки 20.07 KB
  Первый известный печатный учебник русского языка Азбука Ивана Федорова 1574 в ней даны 45 букв кирилловского алфавита грамматика орфография элементы просодии. Из числа учебников русского языка в XVIIXVIII вв. и оказавшая сильное влияние как на развитие нормированного русского языка так и на школьные учебники. Возникновение методики РЯ как науки связывается с появлением книги Буслаева выдающегося лингвиста историка педагога О преподавании отечественного языка 1844.
44867. Позиционные чередования гласных и согласных в РЯ. Слог. Типология слогов. Принципы слогообразования и слогоделния 41 KB
  При морфологических чередованиях в качестве особой позиции может выступать не только суффикс но и окончание. Фонетические и морфологические чередования могут образовывать целые ряды позиционно чередующихся звуков. Позиционно-обусловленные чередования.
44868. Орфоэпические нормы 16.12 KB
  Фонетическая система языка диктует только один вариант реализации звуков в потоке речи. Иное произношение звуков воспринимается как неправильное приводит к нарушению законов фонетического языка. Русский литературный язык характеризуется такими явлениями как аканье и иканье Аканье неразличение в безударных слогах после твердых гласных звуков а ОЭ Иканье неразличие в 1 предударном слоге после мягких согласных этих же гласных .
44870. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 15.05 KB
  А так же устойчивый комплекс формальных и неформальных правил норм установок регулирующие различные сферы жизни. удовлетворять свои потребности и интересы; 2 регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений; 3 обеспечивает устойчивость общественной жизни; 4 обеспечивает интеграцию стремлений действий и интересов индивидов; 5 осуществляет социальный контроль. Института: Значимость в политической жизни стран.
44871. Специфіка мови професійного спрямування 26 KB
  Мову професійного спрямування відрізняє наявність специфічної термінологічної системи, вона включає використання іншомовних слів і може граматично відрізнятися від літературної мови, хоча, загалом, вона з нею тісно повязана, і включає в себе дотримання її норм