28012

Экологические проблемы механизации. Влияние средств механизации на почвенно- биотический комплекс, воздушную среду

Доклад

Лесное и сельское хозяйство

В результате неоднократного передвижения машин по полю происходит значительное переуплотнение почвы которое распространяется на большую глубину до 100 см а машинные следы покрывают до 80 поля. Докучаева плотность почвы возросла к настоящему времени на 20. Угнетение активности почвенных микроорганизмов переуплотненные почвы и нарушение ее структуры снос перемолотой почвы водой и ветром т. машинная деградация почвы все это отрицательные последствия воздействия на пашню ходовых систем и рабочих...

Русский

2013-08-20

14.46 KB

125 чел.

Экологические  проблемы  механизации.  Влияние  средств  механизации  на  почвенно-

биотический  комплекс,  воздушную  среду,  водные  ресурсы,  растительный  и  животный  мир

агроэкосистем.

Одна  из  интереснейших  страниц  истории  развития  человеческого  общества  связана  с

возникновением,  становлением  и  развитием  противоречий  между  человеком  и  появившейся  в

процессе  его  общественно-производственной  деятельности  техникой,  с  одной  стороны,  и

природой – с другой. Как пишут  

авторы  серьезной  коллективной  монографии  "Человек  –  техника  –  природа"  (Ключников  В.П.,

1990):  "Техника  –  важнейший  элемент  производительных  сил  общества,  совокупность  средств

труда,  развивающихся  в  системе  общественного  производства,  а  также  приемов  и  методов

воздействия на природу в процессе производства материальных благ".  

Важнейшие  составляющие  производственного  цикла  в  сельском  хозяйстве  –  вспашка,  посев,

обработка,  уборка  и  переработка  полученной  продукции.  Для  осуществления  соответствующих

рабочих  процессов  необходимо  оснащение  отрасли  высокопроизводительными,  надежными,

долговечными  и  экологически  оправданными  машинами.  Согласно  этим  закономерностям

технику  следует  обязательно  рассматривать  в  связи  с  живой  природой,  живыми  организмами.

Земля  и  ее  плодородие  –  одно  из  основных  богатств,  данных  человеку  природой.  Задача

агротехники, опирающейся на машинные технологии, – беречь и приумножать эти богатства.  

Возможности  сельскохозяйственной  техники  зависят  не  только  от  количества  машин  и

оборудования.  Это и  понятно,  если  учесть,  что  она  эксплуатируется  в  очень  сложных  условиях,

связанных  с  сезонностью  работы,  непродолжительными  сроками  кампаний,  агрессивными

средами,  усиленным  абразивным  износом,  форсированными  режимами,  огромными

вибрационными и динамическими нагрузками, хранением без эффективных средств консервации

и достаточной коррозионной защиты. Кроме того, в сельскохозяйственных машинах практически

не  применяются  высокопрочные  металлы  и  новые  композиционные  материалы.  В  результате

многие узлы редко работают  положенные 7 – 8 лет, выходя из строя за 2 – 3 года. (Очевидное

увеличение  материалоемкости  стимулирует  расход  природных  ресурсов,  а  в  конечном  счете

косвенное негативное воздействие сельского хозяйства на окружающую природную среду.)  

Создавая  системы  энергетических,  технологических,  сельскохозяйственных  и  других  машин,

человек с помощью техники облегчает свой труд, но при этом как бы отчуждает себя от природы.

Поэтому по мере повышения роли техники во взаимодействии человека с природой все большую

актуальность  приобретают  вопросы  экологичности  применяемых  технических  средств  и  всего

производства.  

Широкомасштабное  использование  техники  в  сельском  хозяйстве  способствует  росту

производительности  и  эффективности  труда,  однако  оно  сопряжено  и  с  отрицательными

последствиями,  исключение  и  минимизация  которых  является  одной  из  насущных  задач

"экологизации" аграрного сектора.  

Применяемые  технологии  выращивания  сельскохозяйственных  культур  предусматривают

многократное воздействие ходовых устройств машинно-тракторных агрегатов на почву.  

В  результате  неоднократного  передвижения  машин  по  полю  происходит  значительное

переуплотнение почвы, которое распространяется на большую глубину (до 100 см), а машинные

"следы" покрывают до 80 % поля. Под влиянием тяжелой техники (данные ВИМ, МСХА им. К.А.

Тимирязева, Почвенного института им. В.В. Докучаева) плотность почвы возросла к настоящему

времени  на  20...40  %.  Угнетение  активности  почвенных  микроорганизмов,  переуплотненные  

почвы    и    нарушение    ее    структуры,  снос  перемолотой  почвы  водой  и  ветром,  т.е.  машинная

деградация почвы, – все это отрицательные последствия воздействия на пашню ходовых систем и

рабочих органов почвообрабатывающих орудий.  

Оптимальная плотность почвы (объемная масса – ОМ) составляет 1,1 г/см

Серьезным последствием уплотнения почвы является увеличение ее удельного сопротивления.  

Удельное  сопротивление  почвы  –  наиболее  важная  механическая  характеристика,  которая  в

значительной степени зависит от переуплотнения почвы различными движителями и ходовыми

система-

ми. Оно соответствует усилию, затрачиваемому на подрезание пласта, его оборот и трение почвы

о рабочую поверхность орудия.  

Мероприятия по повышению устойчивости почв к уплотнению и их разуплотнению;  

• совершенствование сельскохозяйственной техники, ее ходовых систем с доведением давления

на  почву  до  допустимых  значений.  Организационнотехнологические  мероприятия

предусматривают разработку и внедрение технологий возделывания сельскохозяйственных  

культур с минимальным проходом по полям тяжелой колесной техники (совмещение операций).  

Особенно актуально снижение числа технологических операций при  возделывании технических

культур, кукурузы на зерно, картофеля и овощей, когда почва испытывает наибольшую нагрузку

как в процессе посева (посадки) и ухода за культурами, так и при их уборке.  

К  агротехническим  приемам  относятся  окультуривание  почв  и  повышение  содержания  в  них

гумуса.  Для  разуплотнения  почв  применяют  рыхление,  в  том  числе  и  орудиями  с  активными

рабочими органами (фреза и др.), пахотного и подпахотного слоев (чизели, глубокорыхлители).

Сочетание  рыхления  с  внесением  органических  удобрений  и  кальцийсодержащих  веществ

приводит к значительному снижению негативных последствий машинной деградации почв (МДП).  

Важно,  чтобы  на  полях  работали  только  такие  механизмы,  давление  движителей  которых  на

почву не превышает 0,1 МПа, поэтому лучше использовать гусеничные движители или колесные с

эластичными  шинами,  давление  которых  на  почву  составляет  соответственно  80...100  и  30...60

кПа.  

В  районах  господства  ветровой  эрозии  следует  применять  бесплужное  рыхление  почвы  при

помощи  плоскорезов.  В  сочетании  с  внедрением  лугопастбищных  севооборотов,  правильным

чередованием  культур,  нарезкой  полей  перпендикулярно  направлению  ветров,  полосным

размещением  культур  и  другими  приемами  такая  система  позволяет  свести  к  минимуму

разрушение  почвы,  обеспечить  рациональное  использование  земли,  повысить  урожайность

сельскохозяйственных  культур.  Общие  потери  почвы  с  продукцией  и  на  рабочих  органах

сельскохозяйственных  машин,  колесах  и  гусеницах  (особенно  во  влажную  погоду)  достигают

примерно 16 %. В дождливую погоду с корнями из самого плодородного слоя выносится до 4 т/га

почвы. На московские овощные базы ежегодно вместе с картофелем и овощами завозится до 100

тыс. т почвы, что равносильно потере ее 30-сантиметрового слоя на площади 43 га. Ежегодный же

суммарный унос почвы составляет 1,5 млрд т (Рабочее, 1978).  

Основные  потребители  жидкого  топлива  –  тракторы,  автомобили,  сельскохозяйственные

комбайны.  

Выбросы  отработанных  газов  из  низкорасположенных  выхлопных  труб  вызывают  такое

загрязнение окружающей среды, которое можно сравнить с воздействием на атмосферу крупных

промышленных предприятий (это объясняется особенностями загрязнения приземного слоя).  

 

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53945. Практичні аспекти керівництва учнівською діяльністю 124.5 KB
  Даний досвід роботи вчителів української літератури надає можливість забезпечити результативність діяльності як фактор розвитку системи освіти спрямованої на учнів на виявлення їхніх націоментальних рис. Мотивуйте учнів до: навчання шляхом добору найцікавіших випадків проблем; оголошення очікуваних результатів цілей заняття й критеріїв оцінки роботи учнів. Застосовуйте різноманітні методи для: привернення уваги учнів; налаштування їх на роботу; підтримання дисципліни необхідної для роботи на уроці; створення відповідного...
53946. «Лабораторія невирішених проблем» (Урок літератури за новими програмами) 84.5 KB
  Креативність учителя як необхідна умова самореалізації особистості учня. Прилучення вихованців до художньої літератури вимагає від особистості словесника нестандартного художньопедагогічного мислення відкритості до діалогу в координатах письменник учитель учень постійних творчих пошуків. Виходячи з вищесказаного можна створити умовну модель креативних якостей особистості професійно сутнісних для творчої методичної діяльності вчителя літератури.
53947. ЛОГИСТИКА. А.А. МИХАЙЛОВ 4.85 MB
  Предназначено для студентов технических вузов, где курс “Логистика” входит в группу общеобразовательных дисциплин Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов в рамках высшего профессионального образования, и позволит студентам самостоятельно проводить экономический анализ при решении типовых задач логистики и выполнять формальную постановку оптимизационных задач с обоснованием и проверкой принимаемых при этом допущений.
53948. Разработка технологической части проекта допечатного и печатного цехов мини-предприятия оперативной полиграфии 985.5 KB
  Оперативная полиграфия представляет собой отрасль полиграфического производства, занимающуюся изготовлением разнообразной издательской печатной продукции небольшими тиражами, не превышающими 5 – 10 тыс. экземпляров, в кратчайшие сроки.
53949. Поняття про еволюцію. Розвиток еволюційних поглядів. Теорія еволюції Ж.-Б. Ламарка 228.5 KB
  Теорія еволюції Ж. Дарвіна; сформувати уявлення про рушійні сили еволюції за Ламарком; Розвиваюча: розвивати уміння логічно мислити та робити висновки та узагальнення; здійснювати міжпредметні звязки з історією. Еволюційне вчення це розділ біології що вивчає загальні закономірності фактори механізми і наслідки еволюції живої матерії.
53950. Ландшафти України 42 KB
  Називати чинники формування ПТК; Характеризувати особливості взаємодії компонентів природи в ПТК; Розповідати про класифікацію ландшафтів вплив господарської діяльності людини на ландшафти. Пояснення нового матеріалу Поняття про ПТК ландшафти ПТК це поєднання компонентів природи що перебувають у складній взаємодії єдиної системи їх ще називають ландшафтами. Робота з підручником Виписати визначення поняття Ландшафт Природні та антропогенні ландшафти Взаємодія чинників і...
53951. The Language of Poetry is the Language of the Nation 33 KB
  What are the British without their beautiful English language and their Shakespeare, Burns and Byron?! Britain gives the world plenty of outstanding writers and poets. Most of them are still very popular. So today we want you to meet the most famous poets of the English – speaking literature.
53952. Happy European Day of Languages 78 KB
  Europe is a part of the world. What is more, Europe is a great place to learn languages, with so many language communities and so many cultures living together. What countries do you know? People of what nationalities live there? Is Russia a part of Europe?
53953. До 200–річчя від дня народження М.В.Гоголя. Літературна гра «Слабка ланка» 62 KB
  Чернишевський назвали Гоголя батьком російської реалістичної прози. Гоголь Ніжинську гімназію вищих наук Назвіть роки навчання письменника в Ніжинській гімназії вищих наук 1821-1828 Назвіть улюбленого вчителя Гоголя який викладав у гімназії професор Білоусов Під час навчання в гімназії Гоголь брав участь у виставах студентського театру.Гоголю у Ніжині Де і коли було засновано перший літературно меморіальний музей Гоголя у 1929 р. Самобутність Гоголя в тому що він першим широко відтворив поміщицько чиновницьку...