2804

Обобщённая структурная схема ЭВМ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Лекция 2 Обобщённая структурная схема ЭВМ Обобщённая структурная схема ЭВМ приведена на рисунке 1. ЦП – центральный процессор, сложная схема, выполняющая операции по преобразованию входных данных, хранящихся в ОЗУ, в выходные, хранящиеся...

Русский

2012-10-19

37 KB

116 чел.

Лекция 2

Обобщённая структурная схема ЭВМ

Обобщённая структурная схема ЭВМ приведена на рисунке 1.

Рис. 1

ЦП – центральный процессор, сложная схема, выполняющая операции по преобразованию входных данных, хранящихся в ОЗУ, в выходные, хранящиеся в ОЗУ. Его основные блоки: АЛУ – арифметическое логическое устройство, выполняет арифметические и логические операции; регистры – ячейки памяти для хранения внутренних данных процессора; блок управления – схема, организующая взаимодействие ЦП с другими устройствами системы.

ША, ШД и ШУ – шины адреса, данных и управления соответственно, это совокупность электрических проводников, по которым передаются соответствующие сигналы между устройствами системы. По ШД передаются данные, по ША – адреса данных, по ШУ – управляющие сигналы, определяющие взаимодействующие устройства и типы взаимодействия между ними.

ОЗУ – оперативное запоминающее устройство, энергозависимая память, в которой во время работы ЭВМ хранятся данные и команды для их обработки. ЦП считывает из ОЗУ команды и данные, преобразует их и снова записывает в ОЗУ, а также координирует работу остальных устройств ЭВМ.

ВЗУ – внешние запоминающие устройства, энергонезависимая память, предназначенная для хранения данных и команд в случае выключения ЭВМ. К ней относятся накопители на жёстких дисках, накопители на гибких дисках, накопители CD-ROM.

УВВ – устройства ввода-вывода информации, предназначены для обеспечения взаимодействия ЭВМ с человеком или другими ЭВМ. К ним относятся видеосистема ЭВМ (монитор), клавиатура, мышь, принтер, модем, сетевая и звуковая карты.

Принцип программного управления

Принцип программного управления лежит в основе функционирования практически всех современных ЭВМ. Он был сформулирован ещё в середине 40-х годов XX века Норбертом Винером и определяет общую структуру всех ЭВМ. В соответствии со схемой Винера выполнение программы осуществляется следующим образом.

  1.  Загрузка системой программы в ОЗУ (как правило, с ВЗУ).
  2.  Установка начального адреса (адреса первой команды) в регистр адреса.
  3.  Выборка команды из ОЗУ по адресу в регистре адреса.
  4.  Декодирование команды (определение типа операции, количества и местоположения операндов).
  5.  Выборка операндов.
  6.  Выполнение указанной операции. Если это операция завершения программы, то выполняется завершение и передача управления системе.
  7.  Формирование адреса следующей команды и переход к пункту 3.

Структура машинной команды

Машинная команда состоит из операционной и адресной части. Операционная часть содержит код операции (КОП), адресная часть содержит адреса местоположения операндов. У некоторых команд адресная часть может и отсутствовать.

КОП

Операнды

Адрес очередной команды определяется специальным регистром адреса.

Начальные сведения о среде программирования Borland C++ 3.1

Интегрированная среда Borland C++ 3.1 – это эффективный инструмент для разработки программного обеспечения на языках C, C++ и ассемблере. В состав среды входят:

  •  мощный текстовый редактор для набора и редактирования текстов программ;
  •  средства конструирования больших программ, проектов, состоящих из нескольких модулей-файлов;
  •  мощная система автоматизации процесса отладки программ;
  •  справочная система.

Краткое описание основных пунктов главного меню.

Системное меню – общие системные функции.

File – работа с файлами (создание, открытие, сохранение и закрытие).

Edit – редактирование текста программы (копирование, вставка, удаление).

Search – автоматический поиск и замена фрагментов в тексте программы.

Run - построение загрузочной программы с запуском на исполнение, пошаговое исполнение и трассировка.

Compile – компиляция и компоновка программы.

Debug – отладка программы, задание точек останова, наблюдение значений объектов.

Project – инструменты создания и редактирования структуры проекта.

Options – задание опций работы среды, компиляции и компоновки.

Window – работа с открытыми окнами программы.

Help – справочная система.

Загрузить среду Borland C++ 3.1 можно, запустив файл bc.exe, который располагается в подкаталоге bin каталога установки Borland C++ 3.1.

На начальном этапе освоения необходимо в пустом окне программы ввести шаблон следующего вида.

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

int main(void)

{

// тело программы

getch();

return 0;

}

Тело программы - код на языке C. Назначения остальных конструкций будет рассмотрено позднее.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52487. Розв’язування текстових задач, зокрема комбінаторних 43 KB
  Систематизувати й поглибити знання учнів шляхом розв’язування текстових задач, що потребують використання залежностей між величинами; розвивати логічне мислення, культуру математичної мови і записів; виховувати інтерес до математики, взаємодовіру, посилювати міжпредметну інтеграцію
52488. Функції психодіагностики в навчально-виховному процесі 146.5 KB
  Інформація яка буде одержана за допомогою діагностики дасть змогу сформулювати точні уявлення про позашкільні інтереси учнів їхні плани. Влітку перед початком занять я як майбутній класний керівник 5 класу проводжу попередню діагностику учнів класу: непряму переглядаю особові справи спілкуюся з класоводами цього класу; пряму відвідую сімї моїх майбутніх вихованців. Після чого складається таблиця Початкові відомості про учнів класу. У деяких учнів можуть зміниться навіть взаємини в родині її склад житлові умови та матеріальний...
52489. Розвиток діалогічного мовлення за професійним спрямуванням. (професії «Бармен, офіціант», «Кухар, офіціант») 106.5 KB
  Це може бути відповідь згода заперечення уточнююче запитання прояв солідарності співчуття радості і т.Запитання зустрічне запитання: − Cn you tke nother plce − Just now.Повідомлення запитання: Tht stek is not tsty .Спонукання запитання або повідомлення: We hve no strwberries tody.
52490. Кольори в ритмічній пульсації 57.5 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про творчість французького композитора Клода Дебюссі на прикладі фортепіанної мініатюри Місячне сяйво з Бергамаської сюїти. Залучити учнів до сприйняття музичного творущо розкриває витончені відтінки багатогранної образної палітри настроїв людини та довкілля яке вона сприймає. Виховувати музичний смак учнів потяг до прекрасного. Групи учнів получили творчі завдання.
52491. Побудова стовпчикових і кругових діаграм 77.5 KB
  Вчити будувати й читати кругові й стовпчасті діаграми. Розвивати логічне мисленя, обчислювальні навички, навички роботи на комп`ютері. Виховувати активність, працелюбність
52492. Связь украинцев с украинской диаспорой за рубежом 132 KB
  Ход урока Учитель: Ldies nd gentlemen I m very gld to see you t our conference devoted to the meeting with the members of Ukrinin Dispor in the other countries. Учитель: Let me introduce you member of Ukrinin Dispor from London Mry Brown. I m techer of Ukrinin History t school. Ukrinin ssocition in London is situted in 154 Hollnd Prk venue.
52493. Використання дидактичного матеріалу на уроках світової літератури в 5 класі 405 KB
  Індійське Казки Існують різні класифікації видів казок. Він поділяв казки на чарівні казки про тварин та побутові. Народні казки казки побутові чарівні про тварин або фантастичні Завдання до теми Назви фантастичних героїв та чарівні предмети що зустрічаються у вірші К. ФЕЙНЫЕ СКАЗКИ У чудищ Я был в избушке на курьих...
52494. Дидактические игры для уроков с элементами обществознания 206.5 KB
  Другой вариант игры работа с печатным текстом. Так например на уроке по теме Походы Батыя на Русь учитель формулирует правила игры перед самостоятельным прочтением учащимися первого пункта Взятие Киева по учебнику Д. Вот один из возможных вариантов победителя игры: 1.
52495. Дидактические игры при обучении химии 429.41 KB
  Влияние дидактической игры на эффективность обучения Алгоритм разработки и проведения дидактических игр. Дидактические игры на уроках химии. В ходе игры учащиеся приобретая новые знания и умения расширяют свой кругозор.