28046

Регулирование природопользования: задачи регулирования. Система природоохранных норм и нормативов

Доклад

Лесное и сельское хозяйство

Механизм управления природопользованием объединяет методы функции и организационные структуры органы управления. Методы управления природопользованием это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Основные методы управления:  административные команднораспорядительные обусловлены возможностью государственного принуждения;  экономические создают непосредственную материальную заинтересованность...

Русский

2013-08-20

7.63 KB

9 чел.

Регулирование  природопользования:  задачи  регулирования.  Система

природоохранных норм и нормативов.

Управление  природопользованием  —  это  деятельность  государства  по  организации

рационального  использования  и  воспроизводства  природных  ресурсов,  охраны

окружающей среды, а так же по обеспечению соблюдения хозяйствующими субъектами

требований в области охраны окружающей среды.

Механизм  управления  природопользованием  объединяет  методы  функции  и

организационные структуры (органы управления).

Методы  управления  природопользованием  —  это  способы  воздействия  на  поведение  и

деятельность  управляемых  объектов  с  целью  обеспечения  рационального

природопользования и охраны окружающей среды.

Основные методы управления:

  административные  (командно-распорядительные)  —  обусловлены  возможностью

государственного принуждения;

  экономические  —  создают  непосредственную  материальную  заинтересованность

субъектов  хозяйствования  в  выполнении  необходимых  экологических  мероприятий,

решений органов управления в сфере природопользования;

  социально-психологические,  или  методы  морального  стимулирования,  —

реализуются  посредством  мер  как  поощрения,  так  и  воздействия  на  нарушителей

(благодарности  или,  напротив,  выговоры,  объявляемые  устно  или  в  приказах

администрации, и т.п.).

В  странах  с  развитой  рыночной  экономикой  и  устоявшимися  демократическими

традициями  широкое  распространение  получили  так  называемые  информационные

методы  управления,  обеспечиваемые  открытым  доступом  общества  к  информации

экологического  характера.  Освещение  в  средствах  массовой  информации,  открытых

статистических  сборниках  и  других  изданиях  сведений  о  характере  воздействия  на

окружающую  среду  тех  или  иных  субъектов  хозяйствования  формирует  репутацию

фирмы в глазах населения, служит ей рекламой или антирекламой. В условиях рыночной

конкуренции открытая информация о хозяйственной деятельности природопользователей

и ее экологических последствиях является мощным рычагом воздействия на управляемые

объекты. Орхусская конвенция о доступе к экологической информации (1998), которую

подписала и ратифицировала Беларусь (и другие постсоветские государства), обязывает

нас активнее внедрять в экологическую практику информационные методы управления.

Управление  природопользованием  предполагает  осуществление  целого  ряда

специфических  функций,  т.е.  видов  деятельности,  воздействующих  на  эколого-

экономические  отношения.  Общими  для  всех  отраслей  и  звеньев  управления

природопользованием являются следующие функции:

  нормотворчество  и  законодательная  инициатива  в  области  охраны  окружающей

среды и природопользования;

  учет природных объектов и ведение природных кадастров;

  осуществление мониторинга окружающей среды;

  экологический контроль, экспертиза и аудит;

  эколого-экономическое  прогнозирование  и  планирование;  экономическое

стимулирование природоохранной деятельности;

  разрешение  споров  о  праве  пользования  природными  ресурсами,  применение

санкций за нарушение природоохранного законодательства и др.

Важное значение приобретают нормы и нормативы охраны ОС.

В РФ нормативы качества ОС подразделяют на 3 группы:

1. Санитарно-гигиенические

2. Производственно-хозяйственные

3. Комплексные

 

К  санитарно-гигиеническим  относятся  нормативы  ПДК  вредных  веществ:  химических,

биологических  и  т.п.  Нормативы  санитарно-защитных  зон,  ПДУ-радиации,  шума,

вибрации и т.п.

К производственно-хозяйственным относят нормативы ПДС и ПДВ.

В третью группу нормативов качества ОС входят пределы на допустимые нормы нагрузки

на природу (ПДН), они определяют силу антропогенного влияния на ОС. Для определения

ПДН часто пользуются понятием Емкость среды.  

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2358. Соціально-економічне життя народу та український національний рух у першій половині XIX ст 35 KB
  Мета: провести підсумкове оцінювання знань, як кінцевий етап оцінювання знань з теми Соціально-економічне життя народу та український національний рух у першій половині XIX ст..
2359. Розвиток освіти і науки України наприкінці XVIII – у першій половині XIX ст. 35 KB
  Мета: виявити загальні закономірності й особливості розвитку культури в Україні в першій половині XIX ст., проаналізувати стан розвитку освіти, науки.
2360. Розвиток українського мистецтва наприкінці XVIII – у першій половині XIX ст. 37.5 KB
  Мета: проаналізувати стан розвитку літератури, музичного, образотворчого мистецтва, архітектури.
2361. Культура України кінця XVIII – першої половини XIX ст. 33 KB
  Мета: з’ясувати особливості традиційно-побутової культури в українському селі та місті, проаналізувати стан релігійного життя та долі української жінки в першій половині XIX ст. в Україні.
2362. Культурне життя на українських землях наприкінці XVIII – у першій половині XIX ст. 35 KB
  Мета: провести підсумкове оцінювання знань, як кінцевий етап оцінювання знань із теми: Культурне життя на українських землях наприкінці XVIII – у першій половині XIX ст. э оцінити рівень навчальних досягнень учнів.
2363. Аграрні відносини на українських землях у другій половині XIX ст. 44 KB
  Мета: з’ясувати особливості соціально-економічного розвитку українських земель напередодні селянської реформи 1861 р., ознайомити учнів із проведенням аграрної реформи 1861 р., її особливостями і наслідками.
2364. Економічний розвиток України в другій половині XIX ст. 47 KB
  Мета: довести колоніальний характер економічної політики Російської та Австрійської імперій в Україні у пореформений період, розкрити особливості й перебіг промислового перевороту в Україні, аргументовано довести колоніальний характер товарообміну, який склався в другій половині XIX ст. між українськими землями, Російською та Австрійською імперіями.
2365. Реформи адміністративно-політичного устрою 60-70-х років XIX ст. на українських землях у складі Російської імперії. 39.5 KB
  Мета: з’ясувати вплив реформ 60-70-х років XIX ст. на соціально-економічний розвиток і політичне становище в Україні.
2366. Зміни в соціальному розвитку українського суспільства. 31.5 KB
  Мета: дослідити зміни, що відбулися у соціальному розвитку українського суспільства у другій половині XIX ст., проаналізувати суперечливі процеси модернізації повсякденного життя; висвітлити причини та напрямки трудової еміграції українців.