2807

Объявление и инициализация переменных

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Лекция 5 Объявление и инициализация переменных Переменная – это ячейка памяти определённого типа, в которой может храниться значение данного типа. Объявление переменной – это её создание в тексте программы. Форма записи: модификатор тип сп...

Русский

2012-10-19

37.5 KB

17 чел.

Лекция 5

Объявление и инициализация переменных

Переменная – это ячейка памяти определённого типа, в которой может храниться значение данного типа. Объявление переменной – это её создание в тексте программы. Форма записи:

модификатор тип список_переменных;

Поле модификатор определяет класс памяти переменной или особенности преобразования переменной компилятором и является необязательным. Поле тип определяет тип переменной, может быть одним из базовых типов данных языка C или типов данных, определяемых пользователем, и является обязательным. Нельзя создать переменную типа void. Поле список_переменных является обязательным и содержит одно или несколько объявлений переменных, разделённых запятыми.

Форма объявления переменной в поле список_переменных:

имя=инициализатор

Поле имя задаёт идентификатор переменной и является обязательным. Поле инициализатор задает инициализатор переменной и является необязательным.

При объявлении переменной компилятор выделяет место в памяти компьютера, необходимое для размещения переменной данного типа.

Пример 1

int a, b, c;

float a1,a2;

unsigned int unsigned_int;

При объявлении переменной очень важное значение имеет, в какой части программы эта переменная объявлена. Это определяет правило видимости переменной, то есть область программы, в которой она может быть использована.

В языке C переменная может быть объявлена:

  •  вне каких-либо функций, в том числе и функции main(), это глобальная переменная, она может использоваться в любом месте программы;
  •  переменная может быть объявлена внутри блока операторов, в том числе внутри функции, это локальная переменная, она может использоваться только внутри данного блока;
  •  переменная может быть объявлена как формальный параметр функции, это локальная для функции переменная, она может быть использована только внутри функции.

Подробнее об этом – при рассмотрении классов памяти и областей видимости.

Инициализация – это присвоение начального значения при объявлении.  Инициализатор должен быть константой, значение которой присваивается переменной. В общем случае при объявлении нескольких переменных любая из них может быть инициализирована (в том числе и все) или нет.

Пример 2

int a, b=10, c;

float a1=3.7,a2=2.5;

unsigned int unsigned_int=0;

Объявление переменной приводит к выделению памяти, которая при этом никак не очищается, и значение переменной не определено. Инициализация приводит к тому, что при выделении ячейки памяти в неё записывается начальное значение.

Глобальные и статические переменные инициализируются либо нулём, либо значением инициализатора. Глобальные переменные инициализируются только один раз в начале работы программы. Локальные переменные инициализируются при каждом выделении памяти под переменную.

Пример 3

for(int i=0;i<5;i++)

{

int h=0;

h++;

}

В стандарте ANSI языка C инициализировать переменную можно только константой (статическая инициализация). В реализации языка C фирмой Borland и в языке C++ инициализировать можно не только константой, но и выражением с использованием значений переменных, которые были ранее определены (динамическая инициализация).

Если переменную типа int или char инициализировать константой, значение которой лежит за пределами диапазона значений типа данных переменной, то значением переменной будет целочисленный остаток от деления константы на число , где size – размер типа данных переменной в битах.

Пример 4

char ch=259;

В переменную ch будет занесено значение 3.

Если переменную типа float или double инициализировать константой, значение которой больше верхней положительной или меньше нижней отрицательной границы диапазона значений типа данных переменной, то значение переменной в программе будет не определено, так как произойдёт переполнение разрядной сетки. Если же значение константы меньше нижней положительной и больше верхней отрицательной границы диапазона значений типа данных переменной, то переменная будет инициализирована нулём.

Пример 5

float f1=5e-50, f2=5e+50;

В переменную f1 будет занесено значение 0, значение переменной f2 – +INF.

Если знаковую переменную типа int или char инициализировать константой, значение которой не лежит в диапазоне значений типа данных переменной, но лежит в диапазоне значений беззнаковой переменной этого же типа, то присваиваемое значение будет рассматриваться как число в дополнительном коде, и присвоенное переменной значение будет отрицательным числом.

Пример 6

short int k=40000;

Переменная k будет иметь значение –25536.

Если беззнаковую переменную типа int или char инициализировать константой, значение которой не лежит в диапазоне значений типа данных переменной, но лежит в диапазоне значений знаковой переменной этого же типа, то присваиваемое значение будет рассматриваться как число в прямом коде, и присвоенное переменной значение будет положительным числом.

Пример 7

unsigned short t=-15;

Переменная t будет иметь значение 65521.

Переменную типа char можно инициализировать константой типа int, значение которой лежит в диапазоне значений типа данных char. В этом случае в переменную будет занесено целое число – код символа, который в дальнейшем будет рассматриваться как символ.

Пример 8

char ch=87;

В переменную ch будет занесено значение 87, соответствующее символу ‘W’.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60231. Милосердя і доброта - людства два крила 517.5 KB
  Навчальна:дати визначення поняттю «добро». На основі християнської та загальнолюдської моралі формувати в учнів риси людяності допомогти тим, хто в біді; наголосити на важливості гармонії виховання у сімї та школі.
60233. Інтелектуальний турнір «Ігри ерудитів» 175 KB
  МЕТА: розвивати логічне мислення, кмітливість вміння та навички розмірковувати, робити висновки; розвивати інтерес до математики, фізики та інформатики через гру; виховувати свідоме відношення до набування знань, які допомагають перемагати, бути першим.
60234. Харчова промисловість України. Шоколад. Ліки чи задоволення? 140 KB
  Щорічне споживання шоколаду в різних країнах світу Додаток №8 Гра Найбільші виробники шоколаду Вступ Урок в сучасних умовах повинен носити творчий характер. Ліки чи задоволення...
60235. Хлеб – всему голова! 769.5 KB
  Цель: расширить знания детей о выращивании и изготовлении хлеба; развивать наблюдательность и познавательный интерес; воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отношение к хлебу.
60236. Виховний проект «Як баба Катря хліб пече» 99.5 KB
  У чому полягає задум Для чого це потрібно Дізнатися якомога більше про дбайливе ставлення українців до хліба Щоб учні знали скільки праці покладено щоб кожного дня був на столі окраєць хліба.
60237. Будуйте храм в своїй душі 100.5 KB
  Мета: продовжувати знайомити із людськими чеснотами; довести до свідомості дітей що добро й милосердя чиняться безкорисливо; розвивати почуття доброти чуйності милосердя; викликати бажання творити добро бути милосердними й уникати злих вчинків...
60238. Перші кроки до світу інформатики 463.5 KB
  Комп’ютерна підтримка навчальних предметів; подальший розвиток інтересу до курсу формування мовленевої інформаційної соціальної компететностей розвиток логічного мислення уваги памяті фантазії кмітливості та творчих здібностей виховання...
60239. Чайный калейдоскоп. Внеклассное мероприятие 1.92 MB
  Цель: познакомить учащихся с историей возникновения чая; происхождением и сортами чая традициями чаепития; научить правильно заваривать чай сервировать стол к чаепитию; развивать творческие способности эстетический вкус культуру поведения за столом...