28077

Экологическое законодательство об экологических правах и обязанностях граждан

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Провозглашение осуществление и защита экологических прав физических и юридических лиц в отношении окружающей среды является одним из основных направлений развития конституционного права России. К данному праву примыкают права и свободы гражданина связанные с использованием владением распоряжением землей и иными объектами окружающей среды. Экологические права и отношения общество природа стали вопросом номер один не в одной Декларации Декларация Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 года...

Русский

2013-08-20

11.05 KB

2 чел.

1. Экологическое законодательство об экологических правах и обязанностях граждан.

Провозглашение, осуществление и защита экологических прав физических и

юридических  лиц  в  отношении  окружающей  среды  является  одним  из

основных направлений развития конституционного права России. К данному

праву примыкают права и свободы гражданина, связанные с использованием,

владением, распоряжением землей и иными объектами окружающей среды.

Экологические  права  и  отношения  "общество  -  природа"  стали  вопросом

номер  один  не  в  одной  Декларации  (Декларация  Стокгольмской

конференции  ООН  по  окружающей  среде  1972  года,  Декларация

Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-

де-Жанейро  в  1992  году.  

Группа  предусмотренных  экологических  прав,  тесно  связанных  друг  с

другом,  состоит  из  трех  подгрупп.

К первой относится  конституционное право каждого на  благоприятную

окружающую среду.  

Во вторую подгруппу входит право каждого на достоверную информацию

о  состоянии  окружающей  среды,  которое  имеет  принципиальное  значение

для  реализации  права  на  благоприятную  среду.   

В третью подгруппу  экологических  прав  входит право  каждого  на

возмещение  ущерба,  причиненного  его  здоровью  или  имуществу

экологическим правонарушением, которое также находится в тесной связи с

другими конституционными (ч. 2 и 3 ст. 41, ст. 52 и 53 Конституции), в том

числе экологическими, правами.  

Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" в качестве одного из

основных  принципов  охраны  окружающей  среды  закрепляет платность

природопользования и возмещение вреда окружающей среде. За превышение

установленных  нормативов  допустимого  воздействия,  субъекты

хозяйственной  и  иной  деятельности,  в  зависимости  от  причиненного

окружающей  среде  вреда,  несут  имущественную,  дисциплинарную,

административную  и  уголовную  ответственность  в  соответствии  с

законодательством  (п.  3  ст.  22  Закона  об  охране  окружающей  среды).  Эти

платежи  взимаются  с  хозяйствующего  субъекта  во  исполнение  им

финансово-правовых  обязательств,  возникающих  из  осуществления  такой

деятельности,  которая  оказывает  негативное  (вредное)  воздействие  на

окружающую  среду,  и  представляют  собой  форму  возмещения

экономического  ущерба  от  такого  воздействия,  производимого  в  пределах

установленных нормативов, под контролем государства.  

Конституционное требование возмещения ущерба, причиненного здоровью

или имуществу граждан экологическим правонарушением, конкретизируется

в  гражданском  законодательстве  и  в  ст.  79  Закона  об  охране  окружающей

среды,  а  обязанности  полного  возмещения  вреда  окружающей  среде  и

порядок компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства  в

области  окружающей  среды,  предусматриваются  в  ст.ст.  77  и  78  этого  же

Закона.

В  Конституции  России  предусмотрена  система  юридических  гарантий

экологических  прав  граждан.  В  частности,  определяются  юридические

процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

• судебная защита прав и свобод;

•  право  обжалования  в  суд  решений  и  действий  (бездействия)  органов

государственной  власти,  органов  местного  самоуправления,  общественных

объединений и должностных лиц;

• право на получение квалифицированной юридической помощи;

•  право  на  возмещение  государством  вреда,  причиненного  незаконными

действиями  (или  бездействием)  органов  государственной  власти  или  их

должностными лицами;

•  право  обращения  в  межгосударственные  органы  по  защите  прав  и

свобод,  если  исчерпаны  все  имеющиеся  внутригосударственные  средства

правовой защиты.

Как  гарантию  права  на  достоверную  информацию  о  состоянии

окружающей  среды  можно  рассматривать  положение  ч.  3  ст.  41  Конституции

РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств,

создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Гарантируя  судебную  защиту  прав  и  свобод  человека  и  гражданина,

Конституция  РФ  устанавливает,  что  каждый  вправе  защищать  свои  права  и

свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно,

что  могут  быть  обжалованы  в  суд  не  только  неконституционные,

противоречащие  экологическим  правам  граждан  решения  и  действия  органов

государственной  власти,  органов  местного  самоуправления,  общественных

объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст.26).

Ведущая роль в решении вопросов, связанных  с  охраной  биосферы,

принадлежит Организации  Объединенных  Наций. Все главные органы и

специализированные учреждения ООН – Генеральная  Ассамблея,

Экономический  и  Социальный  Совет (ЭКОСОС), региональные

экономические  комиссии  (ЕЭК, ЭСКАТО, ЭКА, ЭКЛА),  Конференция  ООН

по  торговле  и  развитию (  ЮНКТАД),  по  промышленному развитию

( ЮНИДО),  Международная  Организация  Труда (МОТ), Организация

объединенных  Наций  по  вопросам  продовольствия  и  сельского  хозяйства

(ФАО),  Организация  Объединенных  Наций  по  вопросам образования,

культуры и  науки (ЮНЕСКО), Всемирная метеорологическая  организация

(ВМО), Международный  банк  реконструкции  и  развития (МБРР),

Программа   ООН по  развитию (ПРООН), Комитет по  природным  ресурсами

(КПР), Межправительственная  морская  организация (ИМО), Международное

агентство по  атомной энергии (МАГАТЭ), Международная организация

гражданской  авиации ( ИКАС) и  другие уделяют много внимания

проблемам окружающей  среды.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26757. лассификация организационных структур государственного управления 33.5 KB
  Организационная структура государственного управления это особое государственноправовое явление обусловленное общественнополитической природой социальнофункциональной ролью целями и содержанием государственного управления в обществе. В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган связанный с формированием и реализацией государственноуправляющих воздействий. Основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти.
26758. Этапы принятия управленческих решений: содержание и сущностные особенности 26 KB
  Это подготовка принятие и реализация решения. Построение взаимоотношений в организации для решения проблемы формирование команды для подготовки решения. Принятие решения руководителем. Конкретизация решения его дезагрегирование для более низких уровней управления.
26760. Управленческая процедура и ее виды 26.5 KB
  Под процедурой понимается набор действий операций с помощью кот. Управленческая процедура документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса определяющая состав очередность содержание составляющих его операций. Понятие процедура отражает порядок подготовки рассмотрения обсуждения выполнения ряда последовательных и параллельных операций в процессе управления предписание о порядке выполнения какойлибо работы в аппарате управления. Понятие технология управления тесно связано с процессом...
26761. Понятие и классификация основных (конституционных) прав человека 96 KB
  Основной закон государства - Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства
26762. Система государственной службы 28.5 KB
  Государственная служба Российской Федерации далее государственная служба профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации далее граждане по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти иных федеральных государственных органов далее федеральные государственные органы; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации иных государственных органов субъектов Российской Федерации далее государственные органы...
26763. Глубокие трансформационные процессы, переход России на путь демократического развития 34.5 KB
  Решение этих задач было невозможно без формирования гражданского общества призванного формировать социальнополитическую активность личности и уравновесить государственное влияние различными формами самоорганизации и самоуправления. Эта идея органично вписывалась в процессы становления глобального информационного общества поскольку в значительной степени базировалась на ключевых особенностях информационной цивилизации. Абсолютно недостаточным следует признать и информационное взаимодействие власти и общества. Они могли бы стать одним из...
26765. Гражданское общество 38 KB
  Вновь подтверждена онтологическая закономерность гражданского общества обозначенная еще древними греками. Воля каждого гражданина должна быть подчинена безоговорочно воле общей воле всего гражданского общества которую в свою очередь выражает государство и государь. Таким образом можно говорить о взаимодействии государства гражданского общества и граждан. Иначе о каком устойчивом развитии сообщества можно вести речь Автор первого специального исследования Опыт истории гражданского общества Адам Фергюсон в 1767 году писал: Внутренний...