28077

Экологическое законодательство об экологических правах и обязанностях граждан

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Провозглашение осуществление и защита экологических прав физических и юридических лиц в отношении окружающей среды является одним из основных направлений развития конституционного права России. К данному праву примыкают права и свободы гражданина связанные с использованием владением распоряжением землей и иными объектами окружающей среды. Экологические права и отношения общество природа стали вопросом номер один не в одной Декларации Декларация Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 года...

Русский

2013-08-20

11.05 KB

2 чел.

1. Экологическое законодательство об экологических правах и обязанностях граждан.

Провозглашение, осуществление и защита экологических прав физических и

юридических  лиц  в  отношении  окружающей  среды  является  одним  из

основных направлений развития конституционного права России. К данному

праву примыкают права и свободы гражданина, связанные с использованием,

владением, распоряжением землей и иными объектами окружающей среды.

Экологические  права  и  отношения  "общество  -  природа"  стали  вопросом

номер  один  не  в  одной  Декларации  (Декларация  Стокгольмской

конференции  ООН  по  окружающей  среде  1972  года,  Декларация

Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-

де-Жанейро  в  1992  году.  

Группа  предусмотренных  экологических  прав,  тесно  связанных  друг  с

другом,  состоит  из  трех  подгрупп.

К первой относится  конституционное право каждого на  благоприятную

окружающую среду.  

Во вторую подгруппу входит право каждого на достоверную информацию

о  состоянии  окружающей  среды,  которое  имеет  принципиальное  значение

для  реализации  права  на  благоприятную  среду.   

В третью подгруппу  экологических  прав  входит право  каждого  на

возмещение  ущерба,  причиненного  его  здоровью  или  имуществу

экологическим правонарушением, которое также находится в тесной связи с

другими конституционными (ч. 2 и 3 ст. 41, ст. 52 и 53 Конституции), в том

числе экологическими, правами.  

Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" в качестве одного из

основных  принципов  охраны  окружающей  среды  закрепляет платность

природопользования и возмещение вреда окружающей среде. За превышение

установленных  нормативов  допустимого  воздействия,  субъекты

хозяйственной  и  иной  деятельности,  в  зависимости  от  причиненного

окружающей  среде  вреда,  несут  имущественную,  дисциплинарную,

административную  и  уголовную  ответственность  в  соответствии  с

законодательством  (п.  3  ст.  22  Закона  об  охране  окружающей  среды).  Эти

платежи  взимаются  с  хозяйствующего  субъекта  во  исполнение  им

финансово-правовых  обязательств,  возникающих  из  осуществления  такой

деятельности,  которая  оказывает  негативное  (вредное)  воздействие  на

окружающую  среду,  и  представляют  собой  форму  возмещения

экономического  ущерба  от  такого  воздействия,  производимого  в  пределах

установленных нормативов, под контролем государства.  

Конституционное требование возмещения ущерба, причиненного здоровью

или имуществу граждан экологическим правонарушением, конкретизируется

в  гражданском  законодательстве  и  в  ст.  79  Закона  об  охране  окружающей

среды,  а  обязанности  полного  возмещения  вреда  окружающей  среде  и

порядок компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства  в

области  окружающей  среды,  предусматриваются  в  ст.ст.  77  и  78  этого  же

Закона.

В  Конституции  России  предусмотрена  система  юридических  гарантий

экологических  прав  граждан.  В  частности,  определяются  юридические

процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

• судебная защита прав и свобод;

•  право  обжалования  в  суд  решений  и  действий  (бездействия)  органов

государственной  власти,  органов  местного  самоуправления,  общественных

объединений и должностных лиц;

• право на получение квалифицированной юридической помощи;

•  право  на  возмещение  государством  вреда,  причиненного  незаконными

действиями  (или  бездействием)  органов  государственной  власти  или  их

должностными лицами;

•  право  обращения  в  межгосударственные  органы  по  защите  прав  и

свобод,  если  исчерпаны  все  имеющиеся  внутригосударственные  средства

правовой защиты.

Как  гарантию  права  на  достоверную  информацию  о  состоянии

окружающей  среды  можно  рассматривать  положение  ч.  3  ст.  41  Конституции

РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств,

создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Гарантируя  судебную  защиту  прав  и  свобод  человека  и  гражданина,

Конституция  РФ  устанавливает,  что  каждый  вправе  защищать  свои  права  и

свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно,

что  могут  быть  обжалованы  в  суд  не  только  неконституционные,

противоречащие  экологическим  правам  граждан  решения  и  действия  органов

государственной  власти,  органов  местного  самоуправления,  общественных

объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст.26).

Ведущая роль в решении вопросов, связанных  с  охраной  биосферы,

принадлежит Организации  Объединенных  Наций. Все главные органы и

специализированные учреждения ООН – Генеральная  Ассамблея,

Экономический  и  Социальный  Совет (ЭКОСОС), региональные

экономические  комиссии  (ЕЭК, ЭСКАТО, ЭКА, ЭКЛА),  Конференция  ООН

по  торговле  и  развитию (  ЮНКТАД),  по  промышленному развитию

( ЮНИДО),  Международная  Организация  Труда (МОТ), Организация

объединенных  Наций  по  вопросам  продовольствия  и  сельского  хозяйства

(ФАО),  Организация  Объединенных  Наций  по  вопросам образования,

культуры и  науки (ЮНЕСКО), Всемирная метеорологическая  организация

(ВМО), Международный  банк  реконструкции  и  развития (МБРР),

Программа   ООН по  развитию (ПРООН), Комитет по  природным  ресурсами

(КПР), Межправительственная  морская  организация (ИМО), Международное

агентство по  атомной энергии (МАГАТЭ), Международная организация

гражданской  авиации ( ИКАС) и  другие уделяют много внимания

проблемам окружающей  среды.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21271. Організація цивільної оборони в сучасних умовах 259.5 KB
  2005 ВД Інжек 2005 Вступ Значна кількість великих катастроф що відбувалися на території України за останній час серед яких особливе місто займає Чорнобильська змістили пріоритети у призначенні Цивільної оборони від захисту населення в умовах воєнного часу на захист населення від наслідків надзвичайних ситуацій техногенного і природного характеру від галузевого відомчого формування і функціонування на функціональні із за діянням усіх рівнів виконавчої влади принципи формування і реагування на надзвичайні ситуації. Про захист...
21272. Надзвичайні ситуації мирного часу. Основи класифiкаціï надзвичайних ситуацій 244.5 KB
  Засоби масовоï інформаціï майже щодня повідомляють про надзвичайні ситуаціï що відбуваються у світі: лісові пожежі повені землетруси цунамі обвали зсуви селеві потоки виверження вулканів урагани смерчі снігові й пилові бурі та інші стихійні лиха аваріï і катастрофи на підприємствах і транспорті що супроводжуються загибеллю людей руйнуванням населенних пунктів і об’єктів господарювання забрудненням і зараженням довкілля. Щорічно в нашій краïні виникають надзвичайні ситуаціï далі – НС природного та техногенного характеру що...
21273. НАДЗВИЧАЙНІ СИТУАЦІЇ ВОЄННОГО ЧАСУ 197 KB
  Непряму поразку люди і тварини можуть отримати від вторинних осередків ураження уламки зруйнованих будівель або уламків скла каміння та інших предметів що летять із великою швидкістю. Таке ураження людей можливе при надмірному тиску 3 кПа і більше. Осередок ядерного ураження в залежності від тиску у фронті ударної повітряної хвилі умовно поділяється на 4 зони зруйнування: повні сильні середні і слабкі.