281

Концепция экологической детерминированности государства

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Внеправовые причины неэффективности экологического законодательства. Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и права. Запрет на все виды не экологичного производства.

Русский

2012-11-11

49.5 KB

3 чел.

Концепция экологической детерминированности государства

Внеправовые причины неэффективности экологического законодательства. 

Официальные представители государственной власти объясняют невнимание к экологии насущностью решения социальных проблем ресурсодобывающим путем, делая акцент на том, что такой метод ведения государственного хозяйства носит необходимый и конечно временный характер.

Мы же объясняем такое положение дел, отнюдь не временным экономическим кризисом, а множеством нравственных, идеологических и как следствие экономических, политических и правовых проблем, как внешних, так и внутренних:

- Идеологический аспект: 

1) Бездуховность общества - отрицание существования высших начал жизни. Отсюда потеря восприятия природы как священного явления.

2) Сложившееся представление человека о самом себе, как о венце природы, что имеет следствием обесценивание природы до уровня подсобного хозяйства человека – так называемой «окружающей его среды». 3) Признание материальных начал за «базис» человеческого развития. При подобном подходе процесс накопления «базиса» неизбежно приобретает бесконечный и незавершаемый характер.

Как следствие: с одной стороны массовый интерес к безудержному потреблению, с другой заинтересованность в этом класса торговцев.

- Нравственно - политический аспект: 

Многовековая традиция управления людьми посредством воздействия на страхи и желания, культивация этих качеств, а так же геноцид не поддающихся таким средствам индивидов, создало человека безнравственного и эгоистичного. Экологическое право – единственная отрасль права не связанная с прямыми интересами такого человека, более того, в большинстве случаев препятствующая им, к сожалению, имеет очень мало шансов к ее применению в современном демократическом обществе.

- Экономический аспект:

1) Человек производит гораздо больше, чем потребляет, и потребляет гораздо больше, чем это объективно нужно для удовлетворения жизненно важных потребностей.

2) Процесс производства и потребления, вследствие отсутствия достаточной организации противоречит рациональным законам экономии, тем самым, занимая много больше ресурсов, нежели необходимо для здоровой жизнедеятельности общества.

- Историческо-производственный аспект: та форма человеческого общежития в городах, какой сегодня проживает подавляющее большинство населения страны, сформировалась в результате востребованности населения в коллективном производстве. Таким образом, человек стал средством производства, потребляющим продукт производства. При этом, чем более или менее вовлечен в эти два процесса, тем более или менее реализуются экономические интересы господствующего класса. Социальные же вопросы, к их числу сегодня относят и экологические, решаются лишь по мере необходимости в сохранении трудоспособности населения.

- Международный аспект: 

Потеряв в процессе становления «демократии», щедро дарующей экономическую свободу в условиях международной интеграции рынка, самостоятельность, государства – должники «отдают» природные ресурсы на выгодных для приобретателя условиях, что обусловливает наряду с усугублением зависимости, экономию на ресурсосберегающих и природозащитных технологиях.

 

При этом единственным щитом государственного суверенитета большинства ресурсо-добывающих стран продолжает быть дорогостоящие военные технологии, в их числе по-прежнему ядерное оружие. Между тем предложения экологических спекулянтов по созданию межгосударственного органа, со сверх полномочиями по контролю за исполнением требований в сфере охраны природы, очевидно преследуют цели обретения власти полного распоряжения иссякающими природными ресурсами.

«Право не всесильно и далеко не всегда может выравнить экологические последствия принимаемых решений. Иными словами, правовые средства эффективны до пределов экологической политики».

"Практика убедительно показала необходимость сплошной экологизации страны, которая должна охватить разные сферы, начиная от общественного сознания, средств массовой информации и пропаганды и, кончая всеми видами производственно-хозяйственной и иной деятельности".

Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что для изменения экологической ситуации правовых перемен не достаточно. Государство нуждается в реформировании всех сфер жизнедеятельности.

Вносимые нами предложения по экологической реформе не претендуют на создание исключительной завершенной системы регулирования экологических отношений, а имеют примерный ориентировочный характер.

Экологическая реформа

В результате проведенного нами исследования мы пришли к выводу:

- право не может быть эффективным в отрыве от политических, экономических , социальных реалий общества;

- гражданское общество имеет пассивное отношение к защите своих экологических прав;

- решение экологического вопроса должно исходить от государства, и затрагивать все сферы жизни общества.

Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и права предполагают следующие принципы экологического реформирования:

а) Природа - есть самоценная система взаимодействующих существ.

Человек – часть этой системы, назначение и содержание которой человеком в полной мере не познаваемы.

б) Жизнь священна во всех своих проявлениях, человеку возможно лишать жизни других существ лишь в случае объективной необходимости обеспечения себя жильем, питанием, лекарствами, и др. жизненно необходимыми средствами.

в) Государство, как искусственная система организации человеческой жизни, основным условием своей деятельности должно иметь принцип не нанесения вреда природе, ввиду невозможности адекватной оценки и восстановления им такового.

г) Принцип стремления человека к развитию в гармоничном взаимодействии с природой предполагает учет интересов здоровья не только человека, но и всех живых организмов.

Возможно, на первый взгляд, предлагаемые принципы могут вызвать недоумение. Ведь демократические свободы позиционируются в качестве квинтэссенции социальной справедливости. Но для того, чтобы настоящие демократические принципы нашли достойную своему содержанию и назначению реализацию, нужна соответствующая среда. То есть, для того, что бы человек был в состоянии обладать и распоряжаться свободой экономической деятельности, не злоупотребляя властью, полученной в результате такой деятельности, для удовлетворения в условиях безнаказанности по сути не законных экономических интересов в ущерб экологии, он должен быть носителем внутренней культуры высокого уровня.

То, каким образом система государственного управления справляется с достижением баланса в решении экономических, социальных, экологических и др. задач, говорит нам о «парализованности» органов власти, а так же о поспешности в предоставлении безнравственному человеку широкого круга экономических свобод.

В этом мы видим тупик развития настоящей цивилизации. Для его преодоления необходимо осуществить выбор между губительной иллюзией изобилия, с последующей деградацией человеческого и природного мира, и отказом от ряда вольностей и «благ» для продолжения жизни в гармонии с природой.

Так как реформа требует весьма глубоких перемен в жизни каждого человека, то проводить ее следует постепенно и опосредованно, в расчете на несколько десятилетий. Для этого необходимо:

- В первую очередь подготовить идеологическую основу, которую человек должен быть способен адекватно воспринять. Для целей повышения осознанности и способности к целостному восприятия мира многие духовные школы и в некоторой части специальные службы различных стран мира применяют специальные психофизические упражнения, раскрывающие в человеке скрытый потенциал. Разработка, а так же внедрение таких упражнений наряду с занятиями по одухотворенному природоведению в образовательно-воспитательных учреждениях для растущего поколения, культивация здорового образа жизни, натурализация и оестествление быта способствовало бы становлению экологической культуры будущего.

- Во вторую очередь следует официальным образом информировать население о мировых масштабах настоящего экологического бедствия. Такая информация должна быть легко доступной, бесплатной, подробной, достоверной, содержать правдивое описание причин экологической катастрофы и прогнозы последствий принятия тех или иных решений. Для последующего проведения референдума о принятии ряда существенных поправок в основной закон, закрепляющих вышеуказанные принципы.

После того как «экологический курс» получил одобрение населения, необходимо его материальное закрепление в экономике, праве и науке.

Преобразование экономики и права включают в себя :

- Изъятие земли и природных ресурсов из каких бы то ни было форм собственности и торгового оборота. При этом государство осуществляет функцию добычи и распределения ресурсов для населения из оценки целесообразности их использования, а так же охранительную функцию, включающую в себя постоянное восполнение нанесенного природе ущерба, а тек же недопущение нанесения излишнего вреда.

- Натурализацию и оестествление экономики. Подразумевает максимально возможный уход от масштабного производства. Земля передается населению на праве безвозмездного наследуемого владения, нормировано, из расчета площадь \человек, с некоторым расчетом на будущий прирост населения, для постоянного проживания, земледелия, животноводства, ремесла. Задача – переселить «на землю» большую часть городского населения, которое будет самостоятельно обеспечивать себя продовольствием и частично предметами первой необходимости.

- Экологическую рационализацию процесса производства и потребления.

Запрет на все виды не экологичного производства. К ним относятся:

1) любые виды производства, осуществление которых связано с экологическим риском.

2) производственная деятельность, приносящая ущерб природе, невосполнимый в течение жизни одного поколения людей.

3) промышленная добыча не восполняемых ресурсов, промышленное производство и оборот товаров на основе таких ресурсов.

4) промышленное производство товаров, не относящихся к товарам первой необходимости.

Для регулирования отношений в области экономики должны быть разработаны специальные нормы права. Природоохранное и природоресурсное законодательство предполагается объединить. Капитальной реформации должно быть подвергнуто и земельное законодательство.

Изменения в науке подразумевают:

- приоритетной задачей для государственных научных учреждений становится разработка приемлемых в соответствии с целями реформы форм общежития людей, ведения сельского хозяйства, производства, добычи энергии.

- запрещаются разработки тем, осуществление которых подразумевает возможность наносящая вреда природе.

- воспрещается использование научных достижений в военных целях, а так же в других целях, осуществление которых противно жизни, наносит вред экологии .

- основной целью медицины должны стать выявление и способов предотвращения причин заболеваний, а не их следствий. Грубое химическое, а так же хирургическое вмешательство допускается только в случаях крайней необходимости. Особенно уделяется внимание изучению здорового образа жизни, предупреждающей терапии, диетологии.

 

В процессе осуществления вышеуказанных перемен важно сосредоточить усилия на воспитании высокого уровня сознания человека. За тем, что бы в будущем человек бережно относился к природе, исходя не из предписаний закона, а из внутреннего понимания законов бытия и уважительного отношения к явлению жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24358. Постпозитивизм. Характеристика взглядов К.Поппера (принцип фальсификации); И.Лакатоса (роль научной программы); Т.Кун (парадигма и революции в науке); Г.Фейерабенд (принцип пролиферации); М.Полани (2 типа знаний, личное знание) 130 KB
  Понимание предмета философии науки в критическом рационализме К. С точки зрения критического рационализма предметом философии науки является изучение не высказываний а наука как целостная динамичная развивающая система. А это значит что философия не только оказывает стимулирующее негативное или позитивное воздействие на науку но философские положения органически входят в тело науки.Поппер исходил из предпосылки что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям.
24359. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности 54.5 KB
  60 Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм а Интернализм Что является движущими силами развития научного знания При ответе на этот вопрос исследователь сталкивается с двойственным характером существования и движения научного знания. Они развиваются по внутренней логике: вытекают одна из другой обосновывают друг друга и образуют единую систему знания. С другой стороны исследователь не может не учитывать того обстоятельства что производит эти знания конкретный субъект ученый научное сообщество и что их...
24360. Предмет философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте 54.5 KB
  Функции науки культурная технологическая наука как фактор соц регуляции проективно конструктивная экологическая Научное познание процесс получения объективного истинного знания направленного на отражение закономерности действительности. 9 Предмет и структура философии науки Специфика предмета науки определяется в ходе исследовательской деятельности. Поэтому представление о предмете философии науки в истории развития этой отрасли знания существенно меняется.
24361. Наука и культура. Традиционалистический и техногенный тип цивилизации. Ценность научной рациональности 53.5 KB
  Тема соотношения науки и культуры обширна здесь много деталей но общий механизм их взаимодействия таков: наука выявляя законы изменения природных и социальных процессов становится необходимым условием их управления воздействует на потребности общества помогает человечеству в выборе жизненных стратегий поиске путей культурного развития. Надежность влияния культуры на науку подчеркивает хотя бы тот факт что не всякая культура способна продуцировать науку: многие культуры в истории человечества в частности культура майя обходились без...
24362. Соотношение науки и философии 100.5 KB
  Первые пять вопросов получили впоследствии в философии название онтологических или метафизических первый смысл этого понятия проблем. Шестой вопрос гносеологические вопросы философии: философия вырабатывает положения являющиеся базисными для познающего мир о глобальности и абсолютности материи о постоянном развитии мира в целом и отдельных его частей о сотканности мира из противоречий о маятникообразности всех процессов относительно положения равновесия о несводимости закона целого к законам его частей и др. И если на какомто...
24363. Единство и различие науки и искусства 60 KB
  Он же положил начало тенденции рассматривать поэзию в качестве главной составляющей искусства. Белинский утверждал что наука живая современная наука сделалась пестуном искусства и без нее немощно вдохновение бессилен талант. Новый виток обсуждения взаимоотношений науки и искусства связан с огромными достижениями науки и искусства XX столетия.
24364. Наука и обыденное познание 52 KB
  Наряду с научным художественным философским существует обыденное сознание познание. Эксперты отмечают сложность четкой структуризации понятия обыденное знание. К обыденным знаниям относят: практические знания необходимые человеку для решения повседневных задач основанные на здравом смысле умения навыки социальный опыт; исторически первый способ идеального отражения в форме мифологического знания; обыденное массовое сознание в форме стихийного массового опыта и др.
24365. Наука и религия в современной культуре 62 KB
  Научное и религиозное познание Для целей нашего исследования представляет определенный интерес и сопоставление научного и религиозного познания. В общественном сознании россиян под влиянием атеистической критики религии сложилось представление о противоположности и даже несовместимости науки и религии религиозного и научного познания. В рамках данного раздела мы не имеем возможности исследовать все эти грани а сконцентрируем преимущественное внимание на сопоставлении специфики научного и религиозного познания. И именно эта специфичность...
24366. Роль науки в современном образовании и формировании личности 32.5 KB
  Образовательный процесс выступает в качестве исходной территории на которой происходит встреча индивида и науки подготовка его к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности. Образование необходимая ступень социализации личности. Образование подразумевает не только процесс передачи знания но и процесс окультурования личности самого учащихся.