28139

Понятие о психофизических шкалах. Основные методы психофизического шкалирования

Доклад

Психология и эзотерика

Основные методы психофизического шкалирования. Методы психофизического шкалирования: 1. Методы воспроизведения и идентификации. Эти методы редко используются но имеют ценность для изучения кратковременной памяти так как позволяют оценить характер трансформации субъективного образа сигнала при его запечатлении и хранении.

Русский

2013-08-20

530 KB

13 чел.

Вопрос 29. Понятие о психофизических шкалах. Основные методы психофизического шкалирования.

Шкала – это упорядоченная совокупность данных. В широком смысле слова – изоморфное отображение эмпирической системы с отношениями в численную систему с отношениями. Задача построения шкал состоит в упорядочении, ранжировании ряда объектов, событий, изменений по какому-либо признаку и присвоение им количественных значений в соответствии с определенными правилами. Однако на практике шкала не всегда представляет собой упорядоченный численный ряд, а может задаваться качественными обозначениями.

Таким образом, понятие шкалирования часто оказывается шире измерения.

Выделяют 4 типа измерительных шкал:

1) номинальная шкала (шкала наименований) основана на приписывании названий тем или иным объектам, явлениям. Предусматривает группирование признаков или свойств в классы и обозначение этих классов определенным символом. Приписывание к классам разных обозначений предполагает отличие одного от другого, но не преобладание. Разделение на группы свидетельствует о том, что они отличны друг от друга, но сравнить их не можем. Например, обозначим разные вкусы цифрами 1 (сладкое), 2 (соленое), 3 (кислое), 4 (горькое), но это не означает, что 1<2 или 3>4.

2) порядковая (ординарная) шкала предполагает ранжирование ряда объектов по какому-то признаку. Например, ранжирование по коэффициенту интеллекта, по среднему баллу успеваемости. Порядковая шкала устанавливает, 1>2>3, или наоборот, но не определяет степень различия, т.е. не позволяет количественно сравнивать между собой выраженность свойства объекта.

3) интервальная шкала предполагает точку отсчета (условный нуль на шкале), есть интервал наблюдения. Можем сказать, насколько больше или меньше значения, но соотнести не можем. Пример – температурная шкала. Можем складывать, вычитать значения, но делить и умножать не можем. Можем сказать, что на пять градусов теплее, но не можем сказать, что вдвое теплее, так как нуль – произвольная точка, которая не указывает на отсутствие свойства.

4) шкала отношений отличается от интервальной тем, что ноль здесь указывает на полное отсутствие свойства. Пример – шкала длины, массы, расстояния. Является наиболее информативной шкалой

Психофизическое шкалирование представляет собой своеобразную «градуировку» субъективных шкал (шкал ощущений, оценок) по отношению к физическим шкалам сенсорного раздражителя.

Методы психофизического шкалирования:

1. Методы воспроизведения и идентификации. Метод воспроизведения (репродукции) состоит в том, что испытуемый, активно манипулируя клавишами, регуляторами, должен воспроизвести значение предъявляемого ему стимула Sр как можно точнее. Предъявляя стимулы в случайном порядке, экспериментатор получает соответствующий стимулам ряд воспроизводимых значений Sr.

Обработка результатов может производится для каждого отдельного стимула или их совокупности. Абсолютная ошибка воспроизведения каждого сигнала представляет собой разность значений воспроизводимого и предъявляемого сигналов (σ = Sr-Sp). Относительная ошибка вычисляется как отношение абсолютной ошибки к величине предъявляемого раздражителя: (σ = Sr-Sp)/Sp. При построении субъективной шкалы анализируется вид функции Sr = f(Sp), которая имеет вид степенно функции.

                      Если n = 1, то испытуемый адекватно воспринимает стимул (д), n>1 – переоценка стимула (а,б,в,г), n<1 – оценка отстает от интенсивности стимула.

Метод идентификации. Является «пассивным», испытуемый не манипулирует с величиной сигнала, он должен выбрать значение стандарта в ряду раздражителей. Обработка данных включает в себя вычисление вероятности идентификации различных сигналов как стандарта.

Эти методы редко используются, но имеют ценность для изучения кратковременной памяти, так как позволяют оценить характер трансформации субъективного образа сигнала при его запечатлении и хранении.

2. Интервальные методы подразумевает ознакомление испытуемого с диапазоном предъявляемых сигналов  

                                                      Smin                           Smax

Задача испытуемого состоит в том, чтобы подобрать среднее значение, которое делит этот диапазон субъективно на две части, опираясь на максимальное и минимальное значения. Может использоваться как пассивная, так и активная модификация (или ему крутят, или сам). Если пассивная, то испытуемый может относить каждый сигнал к одной из трех категорий – больше середины, меньше или середина. Могут давать инструкцию, поободрать не среднее значение, а некоторое соотношение (1:1, 2:3).

При построении интервальных шкал отмечено, что они могут иметь характер различных психофизических функций – линейной, логарифмической, степенной. Это во многом зависит от модальности раздражителя и ширины предъявляемого стимула.

3. Методы группировки (категориальные методы). Похожи с интервальными. Задача испытуемого состоит в том, чтобы относить сигналы к одной из групп, которые заданы экспериментатором. Например, 1,2…до 10, не больше, либо качественные определения – «тусклый», «яркий». При обработке данных качественные результаты могут быть переведены в количественные.

Как правило, категориальные шкалы имеют вид функции, промежуточной между логарифмической и степенной зависимостью.

4. Методы оценки. Являются наиболее распространенными. Предъявляемые раздражители должны быть оценены числами (как целыми, так и дробными) по  отношению к стандартному стимулу, которому присваивается определенное значение (1, 10 или 100).

Оценка должна даваться по принципу - во сколько раз значение сигнала больше (меньше), во столько раз его оценка должна быть больше (меньше) численного обозначения стандарта. Может быть вариант, когда нет стандарта. Это происходит только в том случае, если испытуемый хорошо знаком с предъявляемым рядом, и мы хотим изучить индивидуальные особенности.

Шкалы оценки в большинстве подчиняются степенному закону Стивенса.

5. Методы установки. Испытуемый решает задачу, противоположную оценке. Экспериментатор предъявляет стандартный сигнал и сообщает его значение. Затем испытуемый должен подбирать значения сигналов в соответствии с числами, задаваемыми экспериментатором. Характер субъективных шкал носит степенной характер.

Наиболее простые модификации:

А) метод мультипликации – предполагает подбор стимула в N раз больше предъявляемого (например, удвоение);

Б)   метод фракционирования – предполагает подбор стимула в N раз меньше предъявляемого (равноделение). Эти методы промежуточные между методами установки и воспроизведения.

6. Кросс-модальный подбор. Задача испытуемого – подбор стимулов одной модальности к стимулам другой модальности по принципу соответствия: чем больше (меньше) величина предъявляемого сигнала, чем больше (меньше) величина сигнала испытуемого. Например, на вспышки разной яркости испытуемый подбирает звуки разной громкости.

Шкалы представлены значениями физических величин сигнала.

7. Неметрическое и многомерное шкалирование. В их основе лежат оценки сходства или различия между сигналами. Испытуемому дается размерность шкалы оценок (10 или 100-бальная шкала). Например, если два сигнала абсолютно идентичны, то они обозначаются нулем. Если абсолютно различны, то максимальной оценкой. Такие методы используются тогда, когда физическая шкала стимула не является одномерной, например, вкусовая или цветовых оттенков.

В заключении можно отметить, что различные методы шкалирования дают психофизические шкалы, зачастую различающиеся. Поэтому важную информацию можно получить, используя весь арсенал методов в совокупности. В то же время стоит отметить, что психофизические шкалы не являются шкалами ощущений в прямом смысле – они вовлекают в себя кроме сенсорно-перцептивных процессов, мыслительные операции. Поэтому результирующие шкалы не всегда описывают логарифмическим законном Фехнера.

BONUS Эффекты шкалирования.

Сущность эффектов , или феноменов, психофизического шкалирования состоит в том, что параметры психофизической функции зависят не только от модальности сенсорного раздражителя, но и от варьирования процедуры проведения. Чаще изменения касаются крутизны функции.

А) Пороговые эффекты. Чаще всего проявляются в идее возрастания крутизны. Психофизической функции вблизи абсолютного порога. Причина этого состоит в ухудшении различительной способности сенсорных систем  в околопороговой области. Отсюда и ухудшение субъективных оценок - при шкалировании стимулов малой интенсивности испытуемые дают более грубые, мало дифференцированные оценки, что ведет к возрастанию крутизны функции (рис.а).

Б) Эффекты, связанные с шириной исследуемого диапазона. При интервальной шкале – чем шире диапазон, тем больше смещается точка середины к максимуму. При расширении диапазона стимулов происходит переход от интервальной шкалы к шкале отношений.

Методы оценки, установки и кросс-модального подбора дают эффект диапазона: чем шире исследуемый диапазон, тем меньше крутизна психофизической функции. Причина – субъективная шкала оценок является достаточно стабильной и не может варьироваться в значительных пределах. А экспериментатор может предложить любую физическую шкалу. Величина показателя степени, ее изменение позволяет сенсорной системе оптимальным образом «подогнать» лабильную физическую шкалу к жесткой субъективной шкале (рис б).

В) Эффекты, связанные с последовательностью предъявления стимула. Оценки одних и тех же сигналов, предъявляемых в возрастающей и убывающей последовательности, не совпадают друг с другом. Наиболее ярко это проявляется при использовании метода группировки, где средние значения категорий, присеваемых стимулам возрастающего ряда, будут больше по сравнению с убывающим рядом сигналов. Это называется психофизический гистерезис (рис.в). В основе его две причины. Первая – сенсорная адаптация, особенно у хорошо адаптирующихся сенсорных систем. Вторая причина -  относительность суждений (оценок). Испытуемые дают завышенную оценку по отношению к предыдущему стимулу, если он меньше предъявляемого, и заниженные, когда предыдущий больше предъявляемого. Это эффект последовательности, когда на оценку каждого сигнала оказывают влияние оценки предыдущих сигналов.

Г) Эффекты, связанные с информационной значимостью стимула. Как правило, испытуемые оценивают предъявляемые им раздражители по отношению к определенному стандарту, который играет роль своеобразной точки отсчета. Поэтому оценка стимулов, мало отличающихся от стандарта, будет осуществляться более успешно, нежели остальных. Близкие между собой по величине сигналы легче сравнивать между собой и оценивать. Графическим выражением этой закономерности является то, что психофизическая функция вблизи стандарта становится более пологой, чем в других ее участках.

Одной из разновидностью является якорный эффект. Он проявляется в том, что  если один из сигналов предъявляется  с большей частотой, чем другие, то он начинает выполнять роль якоря (дополнительной точки отсчета) и крутизна функции в окрестностях такого якоря также уменьшается (рис.г).

Другой разновидностью является эффект потолка, или модуля (рис.д). Одному и тому же стандартному стимулу экспериментатор может присваивать разные численные значения (модуль), например, 1,5,10. Суть эффекта состоит в том, что чем больше это значение (на рис д – М1,М2,М3), тем меньше крутизна функции. Хотя эффект модуля также связан с информационной значимостью стандарта, он имеет много общего с эффектом диапазона и еще раз иллюстрирует жесткость субъективных шкал/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48227. Релігієзнавство. Курс лекцій 486 KB
  Це зумовлено тією роллю яку відіграє релігія в житті сучасного суспільства та окремої людини впливом релігії на політику культуру тощо. Інтерес до закономірностей розвитку релігії її історії інших проблем пов'язаних з взаємовідносинами церкви і держави міжконфесійними стосунками постійно зростає. Таким чином слід наголосити що об'єкт і предмет релігієзнавства співпадають: це закономірності становлення та розвитку релігії її роль у житті суспільства та індивіда. До структури релігієзнавства насамперед входять такі науки:  Філософія...
48228. ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ МЕТРОЛОГІЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВИТРАТОВИМІРЮВАННЯ 3.65 MB
  ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ МЕТРОЛОГІЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВИТРАТОВИМІРЮВАННЯ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ Для студентів спеціальності Метрологія та інформаційновимірювальна техніка Рекомендовано методичною радою університету ІваноФранківськ 2011 ІваноФранківський національний технічний університет нафти і газу С. Лекційне заняття №3 Класифікація засобів відтворення і вимірювання одиниць обєму та обємної витрати газу. Газова промисловість України як окрема галузь паливноенергетичного напряму економіки держави складає сьогодні чи не...
48229. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 542.5 KB
  Фокина ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Курс лекций для студентов специальности Менеджмент организации ИЗДАТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Теория организации: Курс лекций для студ. Менеджмент организации.В курсе лекций рассмотрены основные вопросы теории организации предусмотренные образовательным стандартом а также некоторые новые проблемы и точки роста.
48230. ПРЕДМЕТ І СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА 391 KB
  Будьяка соціальноекономічна формація формувалася зростала й розвивалася на основі праці. Але юридичні науки цікавить не загальне поняття праці а праця як правове явище як міра праці необхідна для творчого зростання людини з урахуванням як особистого так і колективного та суспільного інтересів. Трудове право провідна галузь українського права яка є системою правових норм що регулюють сукупність трудових відносин працівників1 із роботодавцями а також інші відносини що випливають з трудових або тісно пов'язані з ними і...
48231. Конспект лекцій з філософії 753 KB
  Філософія моралі наука про правильні вчинки яка поділялась на монастику тобто етику науку про управління діями окремої людини економіку науку про управління державою. Виходячи із значення яке відіграє філософія як наука в житті та діяльності людини можна виділити поруч із методологічною такі її функції: а світоглядну філософія дозволяє людині осмислити проблеми сенсу людського життя: чому і для чого живе людина Яке її місце та призначення в світі і т. Поняття та типи світогляду Для того щоб зрозуміти значення філософії та її...
48232. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ З ЕТИКИ ТА ЕСТЕТИКИ 874.5 KB
  Етика вивчає мораль як особливу сферу життєдіяльності людини аналізує природу структуру та соціальну роль моралі досліджує її походження історичний розвиток теоретично обґрунтовує певну систему моральних поглядів і норм. Терміном етичний мислитель позначав чесноти що стосуються людської вдачі характеру на відміну від чеснот діаноетичних тобто пов'язаних з мисленням розумом людини. По суті з етичною проблематикою ми стикаємося всюди де тільки має місце цілісне духовне філософське осмислення людини як у доарістотелівських...
48233. Конспект лекцій з логіки 682 KB
  Відповідно до нормативних вимог Закону Про освіту і Болонського процесу курс лекцій з дисципліни âЛогікаâ включає в себе такі теми: предмет структура і призначення дисципліни поняття судження основні закони логіки умовивід логічні основи теорії аргументації доведення тести й самостійні завдання з логіки. Засвоївши курс âЛогікаâ студенти повинні: Знати: основний зміст усіх тем світоглядний потенціал законів логіки категорій особливості логічного...
48234. Конспект лекцій з релігієзнавства 492 KB
  Релігієзнавство являє собою комплекс суспільних наук, об'єктом вивчення котрих є релігія. Кожна з цих наукових дисциплін, виходячи з специфіки свого предмета, розглядає ту чи іншу сторону цього складного явища, що дозволяє в рамках релігієзнавства представити його цілісну картину
48235. Теорія соціальної роботи 141 KB
  Вступ до соціальної роботи: Підручник для студентів вищих навчальних закладів За ред. Вступ Зв'язки соціальної роботи з іншими дисциплінами мають взаємний характер. Адже здійснення соціальної допомоги передбачає попередній збір інформації її системний аналіз висування гіпотез побудову моделей розвитку.