28140

Интроспективная психология

Доклад

Психология и эзотерика

Интроспекция лат. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Виды интроспекции: аналитическая интроспекция; систематическая интроспекция; феноменологическое самонаблюдение. Человек в отличие от животных наделен разумной душой сознанием по отношению к которому применительна интроспекция.

Русский

2013-08-20

40 KB

18 чел.

Интроспективная психология (от лат. introspecto - гляжу внутрь, всматриваюсь) - ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания (интроспекцию). Общее название для ряда психологических концепций, авторы которых считали интроспекцию главным, или даже единственным, средством познания явлений сознания, недоступных, по их мнению, объективному исследованию и «открытых» непосредственно только субъекту этого сознания. Истоки интроспективной психологии прослеживаются в работах Р. Декарта и Дж. Локка. К интроспективной психологии относят школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, концепцию Вюрцбургской школы, частично гештальтпсихологию (особенно в ранний период ее развития, когда гештальтпсихологи проводили исследования восприятия методом феноменологического самонаблюдения). В русской психологии горячими защитниками методов интроспективной психологии были К. Д. Кавелин, Л. М. Лопатин, А. И. Введенский, Г. И. Челпанов и др.

Интроспекция (лат. intrо - внутри + skоreо – смотрю). Метод исследования психологических процессов. Наблюдение собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р.Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж.Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на окружающий мир. Виды интроспекции: - аналитическая интроспекция; - систематическая интроспекция; феноменологическое самонаблюдение.

Взгляды на интроспекцию в психологии:

Р.Декарт, родоначальник дуализма: «Cognito, ergo sum» (Мыслю, значит существую). Человек (в отличие от животных) наделен разумной душой, сознанием, по отношению к которому применительна интроспекция.

Дж. Локк, основатель эмпиризма: Все идеи («содержания сознания») возникают или 1) посредством чувственного опыта, который доставляет знания о внешнем мире, или 2) посредством рефлексии – внутреннего чувства, дающего знания о собственных действиях души. Эмпирики: ни ощущения, ни рефлексия не могут вводить в заблуждение. Иметь сознательное переживание значит знать о том, что оно имеется.

В. Вундт: «Интроспекция = непосредственный опыт» (в отличие от опосредованных научных фактов, но vs. в его лаборатории – спец.тренировка способности к интроспективному наблюдению в его лаборатории)

Ф. Брентано: «Феномены, постижимые умственно – верны сами по себе» (т.к. они возникают => они сущ. в действительности)

У. Джемс, О. Конт – критика: Интроспекция – не процедура, а лишь признание факта, что однажды данное знание существует как знание. («Интроспекция, будучи деятельностью души, будет всегда находить душу, занятую интроспекцией, но никогда – какими-то др. из разнообразных деятельностей»;) Интроспекция недостоверна, дает непроверяемые описания, ее данным не хватает позитивного характера.

Д.С. Милль – возражение этому: Интроспекция требует тренировки для обеспечения достоверности, она не непосредственна, т.к. включает память.

Классическая интроспекция.

В. Вундт и его исследования в Лейпцигской лаборатории.

В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога Вундта и его школы, соединивших интроспекцию (имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов) с экспериментальным методом.

Классическая интроспекция в общ. смысле – убеждение, что описание сознания обнаруживает комплексы, образуемые системой сенсорных элементов, т.н. «атомовРазделив интроспекции и внутреннего восприятия, Вундт настаивал на тренировке испытуемых (не менее 10000 интроспективн. протоколированных реакций!), иначе сведения недостоверны. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психолог Титченер.

Родился в Англии, уехал в Германию к Вундту, освоил в совершенстве метод эксперимента и переехал в США. Создал лабораторию и начал изучать сознание.

Предмет – сознание отдельного человека.Задача психологии – изучение строения или структуры сознания.

Выделил 3 типа элементов сознания:ОщущенияОбразыЧувства

Образы – комплексы ощущений. Чувства – подключение эмоциональной окраски к нашим образам.Его интересовали ощущения. Уровень ощущений – чувственная ткань сознания.Довольно быстро разочаровался в вундтовском эксперименте, так как считал, что он не позволяет достаточно тонко изучить чувственную ткань сознания.«Ошибка стимула» - такой интроспективный ответ человека, при котором человек указывает на стимул и ничего не говорит о своих ощущениях.

Недостаток вундтовского эксперимента – испытуемые с улицы, которые не проходили никакой спец.подготовки, они опираются на житейскую, повседневную интроспекцию, а в ней проявляются ошибки стимула.обученными испытуемыми.Формула Титченера:

Интроспекция = психологическое (ясное переживаемое -> отчет)

Т.е. интроспекция (по Титченеру) – наличие ясного (clear) переживания с психологической точки зрения и отчет о нем тоже с психологической точки зрения Испытуемый должен отвлечься от физической структуры объекта. Пример интроспекции – иллюзия: восприятие отличается от стимула-объекта.

Вюрцбургская школаВозникла в Германии. Была основана крупным немецким психологом О. Кюльпе.Предмет психологии – сознание, но не уровень ощущений, а уровень мышления.Главный метод исследования, используемый в этой школе – систематическая экспериментальная интроспекция.

Исследования проходили в 2 этапа:

  1.  испытуемым предъявляют для чтения и интерпретации какие-либо тексты 2.Испытуемых просят вспомнить, как они пришли к пониманию текста ,все фиксируется.

Когда этих работ было собрано большое количество, оказалось, что «вюрцбуржцы» открыли новый тип мышления – безОбразное (или – чистая мысль). Когда человек описывал образы, которые возникали при интерпретации, текст интерпретировался не верно.

  1.  Задача или цель (необходима для безОбразного мышления).
    1.  Установка сознания – готовность к осуществлению каких-либо действий, деятельности или операции. Способствует активации конкретных структур, которые нужны для выполнения операции действия.
      1.  Детерминирующие тенденции.

Задача с одной стороны и установка с другой задают человеку определенную зону поиска возможных решений.

  1.  Антиципирующая схема.

Антиципация – предвосхищение. При решении задачи человек продуцирует антиципирующие схемы (как возможные схемы решения). Человек пытается применить схему к решению задачи. Если не подходит, берет другую.

Ф. Брентано и психология акта.

Другой вариант интроспективной психологии представлен австрийским философом Ф. Брентано Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности. Утверждалось, что тщательное и беспристрастное исследование сознания показывает, что  оно состоит не из стабильных элементов = содержаний (ощущений, образов и т. п.), но из интенциональных актов, напр. на объект, или актов (представлений, суждений и эмоциональной оценки), сознательно устремленных к цели (предполагающих интенцию). Брентано защищал интроспекцию как самодостоверную. Бретано критиковал за искусственность принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру членения сознания на элементы. Объект - не реальная, независимая от сознания вещь, а феномен, бытие которого дано в силу его актуализации субъектом. Подведение итогов

Интроспективная психология, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от физической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Представители интроспективной психологии, критикуя друг друга за разное понимание процедур интроспекции, в целом сохраняли понимание сознания как «совокупности сознаваемых нами состояний» (В. Вундт). Идеализм и субъективизм интроспективной психологии привели ее к кризису и лишили научного влияния. Интроспективная психология была подвергнута острой критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа, которая велась преимущественно с механистических позиций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41337. Регулировка токов и напряжений 916.5 KB
  Приборы: два реостата 500 Ом; 06А амперметр точность 0. Задание 1: изучение реостата. Исследуемая схема: где  сопротивление потребляющей ток нагрузки; R – сопротивление полностью введенного реостата;  электродвижущая сила источника тока А – амперметр; V1 – вольтметр для нагрузки; V2 – вольтметр для источника тока; К – ключ.
41338. Регулировка токов и напряжений. Дополнение к лабораторной работе 252.05 KB
  При сопоставлении графиков зависимостей можно сказать, что при малых токах лучше использовать потенциометр, а при больших – реостат.
41339. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ С ЭЛЕКТРОННЫМ ОСЦИЛОГРАФОМ 274.5 KB
  Для проверки линейности усилителя вертикального отклонения осциллографа строим график зависимости отклонения луча от подаваемого напряжения измеренного вольтметром V по схеме 1. II Для определения чувствительности осциллографа по осям X и Y строим графики зависимости отклонения луча от положения ручек регулировки чувствительности. Усилитель вертикального отклонения. Максимальная чувствительность усилителя вертикального отклонения = 2.
41340. Определение модуля Юнга по растяжению проволоки 189.5 KB
  Цели и задачи: необходимо вычислить модуль Юнга для проволоки определив удлинение этой проволоки ΔL под действием приложенной к ней силы F при известной длине проволоки L и площади поперечного сечения S. Приборы и материалы: для определения модуля Юнга используется установка которая состоит из проволоки закрепленной в кронштейне к нижнему концу которой подвешивается растягивающий груз играющий роль деформирующей силы. Для определения удлинения проволоки под действием груза служит зеркальце прикрепленное вертикально к горизонтальному...
41341. Разработка системы менеджмента предприятия по производству одежды из кофе 836 KB
  Впервые производство «кофейной» одежды было разработано тайваньской компанией Singtex. Аналогичным производством линии спортивной одежды из кофе занимается калифорнийская фирма Virus. На Российском рынке данный вид продукции пока не существует, поэтому существует перспектива создания линии экологически чистой одежды и в нашей стране.
41342. Изучение закономерностей прохождения электронов в вакууме. Закон степени трех вторых. Определение удельного заряда электрона 493 KB
  Анодное напряжение и напряжение накала подается на кенотрон от универсального источника питания УИП2 который позволяет регулировать постоянное напряжение на аноде в диапазоне от 10 до 300В с плавным перекрытием переключаемых поддиапазонов при токе нагрузки до 250 мА. Напряжение накала переменное и равно 126В с предельным током нагрузки до 30 А. Установить ток накала кенотрона IН =29 А. Непостоянство тока накала обусловлено увеличением сопротивления нити накала при ее нагревании а также небольшими скачками напряжения источника питания...
41343. Определение скорости полёта пули методом баллистического маятника 19 KB
  Определение скорости полёта пули методом баллистического маятника. Результаты измерения скорости полёта пули: I=0.