28140

Интроспективная психология

Доклад

Психология и эзотерика

Интроспекция лат. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Виды интроспекции: аналитическая интроспекция; систематическая интроспекция; феноменологическое самонаблюдение. Человек в отличие от животных наделен разумной душой сознанием по отношению к которому применительна интроспекция.

Русский

2013-08-20

40 KB

25 чел.

Интроспективная психология (от лат. introspecto - гляжу внутрь, всматриваюсь) - ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания (интроспекцию). Общее название для ряда психологических концепций, авторы которых считали интроспекцию главным, или даже единственным, средством познания явлений сознания, недоступных, по их мнению, объективному исследованию и «открытых» непосредственно только субъекту этого сознания. Истоки интроспективной психологии прослеживаются в работах Р. Декарта и Дж. Локка. К интроспективной психологии относят школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, концепцию Вюрцбургской школы, частично гештальтпсихологию (особенно в ранний период ее развития, когда гештальтпсихологи проводили исследования восприятия методом феноменологического самонаблюдения). В русской психологии горячими защитниками методов интроспективной психологии были К. Д. Кавелин, Л. М. Лопатин, А. И. Введенский, Г. И. Челпанов и др.

Интроспекция (лат. intrо - внутри + skоreо – смотрю). Метод исследования психологических процессов. Наблюдение собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р.Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж.Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на окружающий мир. Виды интроспекции: - аналитическая интроспекция; - систематическая интроспекция; феноменологическое самонаблюдение.

Взгляды на интроспекцию в психологии:

Р.Декарт, родоначальник дуализма: «Cognito, ergo sum» (Мыслю, значит существую). Человек (в отличие от животных) наделен разумной душой, сознанием, по отношению к которому применительна интроспекция.

Дж. Локк, основатель эмпиризма: Все идеи («содержания сознания») возникают или 1) посредством чувственного опыта, который доставляет знания о внешнем мире, или 2) посредством рефлексии – внутреннего чувства, дающего знания о собственных действиях души. Эмпирики: ни ощущения, ни рефлексия не могут вводить в заблуждение. Иметь сознательное переживание значит знать о том, что оно имеется.

В. Вундт: «Интроспекция = непосредственный опыт» (в отличие от опосредованных научных фактов, но vs. в его лаборатории – спец.тренировка способности к интроспективному наблюдению в его лаборатории)

Ф. Брентано: «Феномены, постижимые умственно – верны сами по себе» (т.к. они возникают => они сущ. в действительности)

У. Джемс, О. Конт – критика: Интроспекция – не процедура, а лишь признание факта, что однажды данное знание существует как знание. («Интроспекция, будучи деятельностью души, будет всегда находить душу, занятую интроспекцией, но никогда – какими-то др. из разнообразных деятельностей»;) Интроспекция недостоверна, дает непроверяемые описания, ее данным не хватает позитивного характера.

Д.С. Милль – возражение этому: Интроспекция требует тренировки для обеспечения достоверности, она не непосредственна, т.к. включает память.

Классическая интроспекция.

В. Вундт и его исследования в Лейпцигской лаборатории.

В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога Вундта и его школы, соединивших интроспекцию (имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов) с экспериментальным методом.

Классическая интроспекция в общ. смысле – убеждение, что описание сознания обнаруживает комплексы, образуемые системой сенсорных элементов, т.н. «атомовРазделив интроспекции и внутреннего восприятия, Вундт настаивал на тренировке испытуемых (не менее 10000 интроспективн. протоколированных реакций!), иначе сведения недостоверны. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психолог Титченер.

Родился в Англии, уехал в Германию к Вундту, освоил в совершенстве метод эксперимента и переехал в США. Создал лабораторию и начал изучать сознание.

Предмет – сознание отдельного человека.Задача психологии – изучение строения или структуры сознания.

Выделил 3 типа элементов сознания:ОщущенияОбразыЧувства

Образы – комплексы ощущений. Чувства – подключение эмоциональной окраски к нашим образам.Его интересовали ощущения. Уровень ощущений – чувственная ткань сознания.Довольно быстро разочаровался в вундтовском эксперименте, так как считал, что он не позволяет достаточно тонко изучить чувственную ткань сознания.«Ошибка стимула» - такой интроспективный ответ человека, при котором человек указывает на стимул и ничего не говорит о своих ощущениях.

Недостаток вундтовского эксперимента – испытуемые с улицы, которые не проходили никакой спец.подготовки, они опираются на житейскую, повседневную интроспекцию, а в ней проявляются ошибки стимула.обученными испытуемыми.Формула Титченера:

Интроспекция = психологическое (ясное переживаемое -> отчет)

Т.е. интроспекция (по Титченеру) – наличие ясного (clear) переживания с психологической точки зрения и отчет о нем тоже с психологической точки зрения Испытуемый должен отвлечься от физической структуры объекта. Пример интроспекции – иллюзия: восприятие отличается от стимула-объекта.

Вюрцбургская школаВозникла в Германии. Была основана крупным немецким психологом О. Кюльпе.Предмет психологии – сознание, но не уровень ощущений, а уровень мышления.Главный метод исследования, используемый в этой школе – систематическая экспериментальная интроспекция.

Исследования проходили в 2 этапа:

  1.  испытуемым предъявляют для чтения и интерпретации какие-либо тексты 2.Испытуемых просят вспомнить, как они пришли к пониманию текста ,все фиксируется.

Когда этих работ было собрано большое количество, оказалось, что «вюрцбуржцы» открыли новый тип мышления – безОбразное (или – чистая мысль). Когда человек описывал образы, которые возникали при интерпретации, текст интерпретировался не верно.

  1.  Задача или цель (необходима для безОбразного мышления).
    1.  Установка сознания – готовность к осуществлению каких-либо действий, деятельности или операции. Способствует активации конкретных структур, которые нужны для выполнения операции действия.
      1.  Детерминирующие тенденции.

Задача с одной стороны и установка с другой задают человеку определенную зону поиска возможных решений.

  1.  Антиципирующая схема.

Антиципация – предвосхищение. При решении задачи человек продуцирует антиципирующие схемы (как возможные схемы решения). Человек пытается применить схему к решению задачи. Если не подходит, берет другую.

Ф. Брентано и психология акта.

Другой вариант интроспективной психологии представлен австрийским философом Ф. Брентано Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности. Утверждалось, что тщательное и беспристрастное исследование сознания показывает, что  оно состоит не из стабильных элементов = содержаний (ощущений, образов и т. п.), но из интенциональных актов, напр. на объект, или актов (представлений, суждений и эмоциональной оценки), сознательно устремленных к цели (предполагающих интенцию). Брентано защищал интроспекцию как самодостоверную. Бретано критиковал за искусственность принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру членения сознания на элементы. Объект - не реальная, независимая от сознания вещь, а феномен, бытие которого дано в силу его актуализации субъектом. Подведение итогов

Интроспективная психология, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от физической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Представители интроспективной психологии, критикуя друг друга за разное понимание процедур интроспекции, в целом сохраняли понимание сознания как «совокупности сознаваемых нами состояний» (В. Вундт). Идеализм и субъективизм интроспективной психологии привели ее к кризису и лишили научного влияния. Интроспективная психология была подвергнута острой критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа, которая велась преимущественно с механистических позиций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83974. Нуклеиновые кислоты 79 KB
  Задачи: Образовательные: Раскрыть особенности строения нуклеиновых кислот: ДНК и РНК; Определить черты сходства и различия ДНК и РНК. Личностная значимость материала: по ДНК можно определять родственные отношения людей растений животных.
83975. Путь самурая: дизайн интерьера в японском стиле 134.5 KB
  Цель урока: знакомство с особенностями интерьера в японском стиле. Задачи: выделить принципы создания интерьера в традиционном японском стиле; познакомить c терминами; показать различия с другими восточными культурами; развивать общий кругозор, интерес к предмету изучения...
83976. Земский собор 1613 года и восстановление самодержавия 137.01 KB
  Задачи: Образовательные: закрепить знания о последствиях Смуты; продолжить учить самостоятельной работе с историческими источниками: сравнивать и анализировать информацию делать умозаключения и выводы; учить использованию фактов и статического материала с их помощью обобщать материал...
83977. Правописание парных согласных на конце слова 83 KB
  Какое задание предстоит выполнить Посигнальте карточками кому всё понятно Давайте проверим в каких словах нашли ошибки Посмотрите на слайд и обведите зелёной ручкой те которые нашли самостоятельно Сколько всего допущено ошибок Это первое задание. Это второе задание. Посигнальте если задание понятно.
83978. Великое княжество Литовское и Русское 109.5 KB
  Цель урока: формирование у обучающихся знаний об условиях и процессе возвышения Великого княжества Литовского и Русского Задачи урока. Образовательные: проследить исторические условия и процесс возвышения Великого княжества Литовского выявит взаимосвязь между формированием государственности...
83979. Наталья Абрамцева «О чём думал котёнок?» 28.41 KB
  Цель урока: Раскрыть нравственный замысел Н.Абрамцевой в сказке О чём думал котёнок Задачи: 1. О ком эта загадка Вам не показалось странным почему когда мы говорим о дружбе у нас здесь котёнок У кого из вас есть такой друг.
83980. Роберт Бёрнс – народный поэт 18.05 KB
  Цели: обучающие: формирование у учащихся представления об особенностях английской поэзии закрепление знаний по теории литературы; развивающие: развитие умения выполнять сопоставительный анализ произведений различных по жанру (именно по фольклору), развивать навык работы с информационным...
83981. Всемирное наследие человечества 62 KB
  Педагогическая цель: знакомство с объектами Всемирного наследия, показ красоты и неповторимости великих достопримечательностей Задачи: проверить знание экологического календаря; познакомить с понятием всемирное наследие, эмблемой организации Всемирное наследие, с наиболее известными мировыми...
83982. Возникновение ислама и объединение арабов 18.27 KB
  Сегодня на уроке мы постараемся выяснить причины образования государства у арабов: узнаем о природных условиях Аравийского полуострова занятиях верованиях арабов появлении Мухаммеда и возникновении ислама. Изучение нового материала 8 Учитель начинает рассказ о местах первоначального...