28140

Интроспективная психология

Доклад

Психология и эзотерика

Интроспекция лат. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Виды интроспекции: аналитическая интроспекция; систематическая интроспекция; феноменологическое самонаблюдение. Человек в отличие от животных наделен разумной душой сознанием по отношению к которому применительна интроспекция.

Русский

2013-08-20

40 KB

21 чел.

Интроспективная психология (от лат. introspecto - гляжу внутрь, всматриваюсь) - ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания (интроспекцию). Общее название для ряда психологических концепций, авторы которых считали интроспекцию главным, или даже единственным, средством познания явлений сознания, недоступных, по их мнению, объективному исследованию и «открытых» непосредственно только субъекту этого сознания. Истоки интроспективной психологии прослеживаются в работах Р. Декарта и Дж. Локка. К интроспективной психологии относят школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, концепцию Вюрцбургской школы, частично гештальтпсихологию (особенно в ранний период ее развития, когда гештальтпсихологи проводили исследования восприятия методом феноменологического самонаблюдения). В русской психологии горячими защитниками методов интроспективной психологии были К. Д. Кавелин, Л. М. Лопатин, А. И. Введенский, Г. И. Челпанов и др.

Интроспекция (лат. intrо - внутри + skоreо – смотрю). Метод исследования психологических процессов. Наблюдение собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р.Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж.Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на окружающий мир. Виды интроспекции: - аналитическая интроспекция; - систематическая интроспекция; феноменологическое самонаблюдение.

Взгляды на интроспекцию в психологии:

Р.Декарт, родоначальник дуализма: «Cognito, ergo sum» (Мыслю, значит существую). Человек (в отличие от животных) наделен разумной душой, сознанием, по отношению к которому применительна интроспекция.

Дж. Локк, основатель эмпиризма: Все идеи («содержания сознания») возникают или 1) посредством чувственного опыта, который доставляет знания о внешнем мире, или 2) посредством рефлексии – внутреннего чувства, дающего знания о собственных действиях души. Эмпирики: ни ощущения, ни рефлексия не могут вводить в заблуждение. Иметь сознательное переживание значит знать о том, что оно имеется.

В. Вундт: «Интроспекция = непосредственный опыт» (в отличие от опосредованных научных фактов, но vs. в его лаборатории – спец.тренировка способности к интроспективному наблюдению в его лаборатории)

Ф. Брентано: «Феномены, постижимые умственно – верны сами по себе» (т.к. они возникают => они сущ. в действительности)

У. Джемс, О. Конт – критика: Интроспекция – не процедура, а лишь признание факта, что однажды данное знание существует как знание. («Интроспекция, будучи деятельностью души, будет всегда находить душу, занятую интроспекцией, но никогда – какими-то др. из разнообразных деятельностей»;) Интроспекция недостоверна, дает непроверяемые описания, ее данным не хватает позитивного характера.

Д.С. Милль – возражение этому: Интроспекция требует тренировки для обеспечения достоверности, она не непосредственна, т.к. включает память.

Классическая интроспекция.

В. Вундт и его исследования в Лейпцигской лаборатории.

В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога Вундта и его школы, соединивших интроспекцию (имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов) с экспериментальным методом.

Классическая интроспекция в общ. смысле – убеждение, что описание сознания обнаруживает комплексы, образуемые системой сенсорных элементов, т.н. «атомовРазделив интроспекции и внутреннего восприятия, Вундт настаивал на тренировке испытуемых (не менее 10000 интроспективн. протоколированных реакций!), иначе сведения недостоверны. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психолог Титченер.

Родился в Англии, уехал в Германию к Вундту, освоил в совершенстве метод эксперимента и переехал в США. Создал лабораторию и начал изучать сознание.

Предмет – сознание отдельного человека.Задача психологии – изучение строения или структуры сознания.

Выделил 3 типа элементов сознания:ОщущенияОбразыЧувства

Образы – комплексы ощущений. Чувства – подключение эмоциональной окраски к нашим образам.Его интересовали ощущения. Уровень ощущений – чувственная ткань сознания.Довольно быстро разочаровался в вундтовском эксперименте, так как считал, что он не позволяет достаточно тонко изучить чувственную ткань сознания.«Ошибка стимула» - такой интроспективный ответ человека, при котором человек указывает на стимул и ничего не говорит о своих ощущениях.

Недостаток вундтовского эксперимента – испытуемые с улицы, которые не проходили никакой спец.подготовки, они опираются на житейскую, повседневную интроспекцию, а в ней проявляются ошибки стимула.обученными испытуемыми.Формула Титченера:

Интроспекция = психологическое (ясное переживаемое -> отчет)

Т.е. интроспекция (по Титченеру) – наличие ясного (clear) переживания с психологической точки зрения и отчет о нем тоже с психологической точки зрения Испытуемый должен отвлечься от физической структуры объекта. Пример интроспекции – иллюзия: восприятие отличается от стимула-объекта.

Вюрцбургская школаВозникла в Германии. Была основана крупным немецким психологом О. Кюльпе.Предмет психологии – сознание, но не уровень ощущений, а уровень мышления.Главный метод исследования, используемый в этой школе – систематическая экспериментальная интроспекция.

Исследования проходили в 2 этапа:

  1.  испытуемым предъявляют для чтения и интерпретации какие-либо тексты 2.Испытуемых просят вспомнить, как они пришли к пониманию текста ,все фиксируется.

Когда этих работ было собрано большое количество, оказалось, что «вюрцбуржцы» открыли новый тип мышления – безОбразное (или – чистая мысль). Когда человек описывал образы, которые возникали при интерпретации, текст интерпретировался не верно.

  1.  Задача или цель (необходима для безОбразного мышления).
    1.  Установка сознания – готовность к осуществлению каких-либо действий, деятельности или операции. Способствует активации конкретных структур, которые нужны для выполнения операции действия.
      1.  Детерминирующие тенденции.

Задача с одной стороны и установка с другой задают человеку определенную зону поиска возможных решений.

  1.  Антиципирующая схема.

Антиципация – предвосхищение. При решении задачи человек продуцирует антиципирующие схемы (как возможные схемы решения). Человек пытается применить схему к решению задачи. Если не подходит, берет другую.

Ф. Брентано и психология акта.

Другой вариант интроспективной психологии представлен австрийским философом Ф. Брентано Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности. Утверждалось, что тщательное и беспристрастное исследование сознания показывает, что  оно состоит не из стабильных элементов = содержаний (ощущений, образов и т. п.), но из интенциональных актов, напр. на объект, или актов (представлений, суждений и эмоциональной оценки), сознательно устремленных к цели (предполагающих интенцию). Брентано защищал интроспекцию как самодостоверную. Бретано критиковал за искусственность принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру членения сознания на элементы. Объект - не реальная, независимая от сознания вещь, а феномен, бытие которого дано в силу его актуализации субъектом. Подведение итогов

Интроспективная психология, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от физической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Представители интроспективной психологии, критикуя друг друга за разное понимание процедур интроспекции, в целом сохраняли понимание сознания как «совокупности сознаваемых нами состояний» (В. Вундт). Идеализм и субъективизм интроспективной психологии привели ее к кризису и лишили научного влияния. Интроспективная психология была подвергнута острой критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа, которая велась преимущественно с механистических позиций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11759. Исследование системы автоматического регулирования частоты вращения вала двигателя 797 KB
  Исследование системы автоматического регулирования частоты вращения вала двигателя Методические указания по выполнению лабораторной работы Исследование системы автоматического регулирования частоты вращения вала двигателя по дисциплине Теория автоматичес...
11760. ММДО Шпоры 6.32 MB
  Билет № 1 Загальна задача лінійного програмування. Линейное программирование раздел математического программирования который изучает задачу определения экстремума линейной функции нескольких переменных при линейных ограничениях на переменные в виде рав...
11761. Математичні методи дослідження операцій 2.36 MB
  ВСТУП Дослідження операцій це розділ прикладної математики що займається побудовою математичних моделей реальних задач і процесів економічних соціальних технічних військових і таких інших їх аналізом і застосуваннями. Більшість цих моделей повязані з отри...
11762. Розробка програмного забезпечення автоматизованого дослідження операцій про оптимальне планування асортименту продукції верстатобудівельного заводу 3.97 MB
  Вступ [2] 1. Теоретичні основи дослідження операцій [2.1] 1.1 Завдання на розробку програмного забезпечення [2.2] 1.2 Основні поняття дослідження операцій [2.3] 1.3 Метод послідовного покращення плану перший алгоритм [2.4] 1.4 Задачі лінійного прогр...
11763. Математические методы исследования операций 2.73 MB
  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к изучению курса и выполнению контрольной работы по дисциплине Математические методы исследования операций для студентов специальности 7.080404 Интеллектуальные системы принятия решений заочной ускоренной формы обучения УДК Ме...
11764. Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине Математические методы исследования операций 2.62 MB
  Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине Математические методы исследования операций для студентов специальностей направления подготовки Компютерные науки дневной ускоренной формы обучения УДК Мето...
11765. Задачі лінійного цілочислового програмування 1.27 MB
  Лабораторна робота № 6 Задачі лінійного цілочислового програмування Короткі теоретичні відомості 21. МЕТОД ГОМОРІ РОЗВЯЗУВАННЯ ЗАДАЧ ЛІНІЙНОГО ЦІЛОЧИСЛОВОГО ПРОГРАМУВАННЯ Розглянемо задачу лінійного цілочислового програ
11766. Тема 1. Двоїстий та модифікований симплекс-метод. Блочні задачі ЛП 876 KB
  Двоїстий та модифікований симплексметод. Блочні задачі ЛП Пряма та двоїста задачі лінійного проґрамування. Звязок між розвязками прямої та двоїстої задач. Отримання оптимального розвязку двоїстої задачі за допомогою симплексметоду. Економічна інтерп
11767. Транспортна задача лінійного проґрамування 656.5 KB
  Транспортна задача лінійного проґрамування. Математична та змістовна постановка транспортної задачі. Методи знаходженння початкового опорного плану транспортної задачі. Метод потенціалів. Розвязування транспортних задач з ускладненнями в постановці....