28143

Методы психологии труда

Доклад

Психология и эзотерика

ПТ пытается решить две основных макрозадачи: 1 повышение производительности и эффективности трудовой деятельности 2 гуманизация трудовой деятельности содействие развитию личности в ней. как регуляторов трудовой деятельности и их развития в деятельности. Изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и ее эффективности. Изучение проблемы мотивации трудовой деятельности.

Русский

2013-08-20

173.5 KB

7 чел.

1/ Предметом ПТ (по Карпову) являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

ПТ пытается решить две основных макрозадачи: 1) повышение производительности и эффективности трудовой деятельности, 2) гуманизация трудовой деятельности, содействие развитию личности в ней. Решению этих задач способствует решения более частных задач. Обозначим их.

К числу основных исследовательских (теоретических) задач психологии труда относят:

Исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления и т.д.) как регуляторов трудовой деятельности и их развития в деятельности.

Изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и ее эффективности.

Изучение праксических состояний (утомление, монотония, пресыщение деятельностью), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью.

Исследованиезакономерностей развития личности в трудовом процессе.

Изучение проблемы мотивации трудовой деятельности. Изучение влияния профессиональных мотивов на трудовую деятельность. Разработка системы стимулирования труда.

Изучение механизмов и закономерностей устойчивости личности к экстремальным условиям деятельности, стрессоустойчивости (эмоционально-волевая сфера).

Разработка проблемы способностей к разным видам деятельности.

Исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, которые влияют на эффективность и удовлетворенность трудом.

Наиболее типичными и важными среди прикладных задач являются:

Разработка теоретико-психологических основ и конкретных прикладных процедур профессионального отбора.

Развитие исследований и разработок по проблеме проф.ориентации личности.

Оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом.

Психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета психологических особенностей субъекта труда.

Разработка теоретически обоснованных и практически эффективных систем и процедур проведения профессиональной аттестации, осуществляемой в различных целях (проф.отбор, подбор, набор, «вербовка»).

Определение оптимальных путей сопряжения и адаптации человека и техники.

Разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов трудовой деятельности.

Определение психологических особенностей и наиболее эффективных путей и способов коррекции организационной среды трудовой деятельности.

Разработка психологических средств мотивационного обогащения трудовой деятельности.

Разработка норм, правил и процедур техники безопасности; содействие снижению профессионального травматизма и проф.заболеваемости.

Методы психологии труда:Неэкспериментальные методы:

Наблюдение.Два вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).

Внешнее наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям. Наблюдению подвергаются способы оперирования орудиями и материалами, эмоциональные реакции и коммуникативные процессы. Наблюдение за работником в течение рабочего дня показывает изменение рабочего поведения под воздействием утомления.

Фотография рабочего дня – временнАя регистрация последовательности выполнения действий, смены режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т.п.

Хронометраж – измерение времени трудовых операций. Позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса.

Анализ продуктов трудовой деятельности – в данном случае анализируются как материальные, документально фиксированные продукты деятельности, так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности.

Самонаблюдение выступает в двух формах:

Самоотчет профессионала: психолог предлагает специалисту думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда. Позволяет самим работникам обратить внимание на те элементы деятельности, на которые они раньше внимание не обращали, что оказывает положительное влияние на успешность ее выполнения.

Включенное наблюдение (трудовой метод!) – психолог сам становится учеником и начинает изучать профессию, прослеживая процесс овладения профессиональной деятельностью и те трудности, которые встречаются на этом пути.Опросные методы:

Устный опрос (беседа, интервью)

Беседа необходима при изучении индивидуальной структуры труда, при выявлении ПВК работника и Письменный опрос (анкетирование)

Предполагает получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы. При этом психолог может не вступать в прямой контакт с работниками. Проводится когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие временные сроки.

Метод экспертных оценок – опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала.

Метод обобщения независимых характеристик – разновидность метода групповой экспертной оценки. Используется при описании ПВК конкретного профессионала. Экспертам предлагается оценить ту или иную особенность личности по предложенной шкале.

Метод критических инцидентов – работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность проф.деятельности.

Метод анамнеза – сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. В качестве информационного источников выступает сам испытуемый и другие люди или характеризующие испытуемого документы.

Экспериментальные методы:

Лабораторный эксперимент – моделирование ситуаций проф.деятельности в условиях лаборатории..Недостаток: искусственность созданной ситуации.

Естественный эксперимент – проводится в естественных условиях для работника, на его рабочем месте.

Достоинства: полная естественность условий, конкретность рабочей ситуации.

Недостатки: наличие неконтролируемых факторов.

Тестовый метод: используется только при изучении субъекта труда. Выделяют три группы тестов: Объективный 

  •  Субъективный
  •  Проективный.

2. Климов выделяет четыре психологических признака трудовой деятельности:

1/Сознательноепредвосхищение социально ценного результата.

Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для широкой общности людей, коллектива, т. е. как социально ценный, и притом как имеющий положительную ценность. Деятельность не может быть охарактеризована как труд в психологическом значении этого термина, если сознание социальной ценности ее результата не выступает у данного человека как существенный регулятор его активности.) 1 признака труда и будем различать в нем три компонента, которые примем как относитеьно самостоятельные:

а) более или менее ясное знание о продукте деятельности,

б) более или менее четкое осознание его социальной ценности,

в) более или менее выраженный аффективный тон соответствующих знаний, представлений, образов.

2Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели.

Сама по себе идея обязательности и сопряженные с ней волевые усилия по ее реализации не специфичны для труда. Деятельность становится трудом тогда, когда при прочих равных условиях имеются не только идея обязательности, но и внешние по отношению к субъекту формы фиксации целей его деятельности и формы социального санкционирования, одобрения этих целей. В типичном случае этозадания, утвержденные представителями общества, производственного коллектива, так называемые производственные задания (документированные или устные), планы, программы (более или менее детализированные или обобщенные), либо логически подчинены каким-то общественно важным целям (хотя бы для самого субъекта деятельности, который эту логическую зависимость разумеет).

Признак имеет когнитивный и аффективно-волевой компоненты. Когнитивный компонент выражается в сознании субъектом большей или меньшей ответственности перед людьми, аффективно-волевой компонент – в эмоциональных реакциях, состояниях, отношениях, связанных с параметрами "стабильности – изменчивости" условий и процессов осуществления деятельности, соотносимыми с ее целью.

3/Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности.

Если иметь в виду определенного, конкретного трудящегося человека, то его деятельность тем в большей степени будет иметь при прочих равных условиях психологические признаки труда, чем лучше этот человек ориентирован в орудийных средствах своей деятельности – внешних и внутренних – и правилах их применения. Коротко говоря, чтобы деятельность стала трудом (т. е. той деятельностью, которая создала человека, выделив его из животного мира, и которая продолжает его ваять), недостаточно, чтобы человек взял в руки, скажем, каменный топор, сварочную горелку, встал за пульт робототехнологического комплекса или организовал "команду" для достижения неосуществимой в одиночку цели. В труде предполагаются знание возможностей и ограничений, вариантов применения орудий, средств труда и, следовательно, соответствующий выбор (или обоснованное знание, что существует именно один-единственный вариант или один наилучший способ применения их).

Признак имеет три компонента: когнитивный (знание средств труда, их тонкостей), операторный (владение средствами труда) и аффективный (соответствующие эмоциональные переживания, состояния).

Осознание межлюдских производственных зависимостей, отношений ("живых" и овеществленных).

Когда человек в качестве исходного продукта имеет предмет, в который уже вложен большой труд многих высококвалифицированных работников (любой полуфабрикат), требуются все же особая психическая регуляция поведения, особая бдительность, осторожность, безошибочность, надежность. Такую работу можно доверить не всякому. И не просто умелому и умному, а тому, кто ясно понимает, мысленно видит и отчетливо чувствует весь указанный выше овеществленный труд (что до него этот предмет проектировали, для его изготовления искали материал, делали чертежи и т.д.), кто понимает скрытые в заготовке, в полупродукте овеществленные отношения между людьми.

Признак имеет когнитивные и аффективные компоненты (знание о соответствующих межлюдских отношениях и то или иное

3. Психологический анализ трудовой деятельности. Профессиографирование. Структура психограмм и теория индивидуальности Б. Г. Ананьева.

Психологический анализ деятельности – это искусственная процедура расчленения деятельности на функции, качества, свойства, способности, состояния, процессы.

  •  Уровни анализа трудовой деятельности:

Рассматривая трудовую деятельность как систему, В.Д. Шадриков выделяет следующие уровни ее анализа:

Личностно-мотивационный уровень: общественная значимость профессии; личностная значимость…

Компонентно-целевой анализ трудовой деятельности, где выделяются: данная трудовая деятельность в целом и отдельные операции (технологические операции и исполнительные действия называются "операторы"); информационная основа каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия); правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия решения); качества индивида, влияющие на эффективность труда (ПВК).
Таким образом, в компоненты трудовой деятельности входят: а) операторы (как исполнительные действия) и б) соответствующие им ПВК человека.

Информационный уровень, где выделяются: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги чувствительности при восприятии сигнала); оценочный аспект (измерение количества информации); собственно психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации).

Структурно-функциональный уровень. На данном уровне выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, устанавливаются значимость этих связей и удельный "вес" отдельных компонентов, а также раскрывается функциональная соподчиненность структурных компонентов.

Индивидуально-психологический уровень, предполагающий выделение и анализ: мотивации, целей и трудовых установок; выделение критериев достижения (или не достижения) цели; предпочтительные цели; саму программу достижения цели и В итоге, по мнению В.Д. Шадрикова, все это интегрируется в понятие "индивидуальный стиль деятельности".В самом общем виде профессиограмма представляет собой описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.

Профессиограммаспециальности – это документально оформленный результатпрофессиографирования, в котором представлена всесторонняя, описанная по определенной схеме совокупность различных объективных характеристик специальности, а также состав и содержание требований, предъявляемых к профессионально важным качествам специалистов.

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяют следующие типы профессиограмм:Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).

Ориентировочнодиагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности).

Конструктивныепрофессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).

Методическиепрофессиограммы, которые служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать "методологическими".

Диагностическиепрофессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

При этом А.К. Маркова выделяет основные требования профессиограмме:

четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека); выделение не отдельных компонентов и сторон труда. а описание целостной профессиональной деятельности;

демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;

Психограмма, в свою очередь, является частью профессиограммы определенной профессии, в которой дана характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека, перечень психологических способностей к профессиональной деятельности, и особое внимание уделено психологическим противопоказаниям. Т.е. психограмма – это выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности (ПВК).Структура психограмм и теория индивидуальности Б.Г.Ананьева.Психограмма предполагает экспериментальное измерение ряда психических функций, процессов и свойств человека. К их числу относятся:

сенсорно-перцептивные процессы и действия (выраженность порогов чувствительности, точность и скорость восприятия…)

когнитивные процессы (обеспечивают умственную деятельность, связанную с сохранением и переработкой информации)

моторные действия (скорость, ритм, сила, ловкость и координация движений)

типологические особенности (свойства нервной системы, качества личности

Теория индивидуальности Ананьева

Он понимает психику как многоуровневое образование, интеграцию 3х психических структур, вклады которых формируют индивидуальность человека.- Качества человека как индивида, как представителя вида homo sapiens (генетически обусловлены). Это первичные свойства индивида – включают общесоматические, нейродинамические и билатеральные свойства организма и  вторичные свойства индивида: темперамент, органические потребности, задатки.

Как субъекта деятельности (Структура этой подсистемы складывается из определенных свойств индивида и свойств личности в зависимости от назначения деятельности)

Как личности (Слагаемыми личностной подсистемы выступают: статус личности в обществе; социальные роли личности в зависимости от статуса; мотивы поведения в зависимости от целей и ценностей личности; отношения личности и ее мировоззрение; характер и склонности).К.М.Гуревич выделяет 3 типа профессий.

в сфере которых каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности труда/в сфере которых далеко не каждый может добиться нужной эффективности

в которых требуется мастерство

В профессиях 1 типа ПВК развиваются и контролируются в ходе самой деятельности, для выбора кандидата достаточно ориентироваться на интересы человека. В профессиях 2 и 3 типа необходимы качества, обусловленные наследственным фактором. На эти профессии требуется профотбор по качествам, которые необходимы для них.

5/ Предмет, основные проблемы и задачи инженерной психологии. Общая характеристика методов инженерной психологии 

1957 состояласучредительная конференция по возрождению психологии  труда. В результате была реанимирована психотехника и обрела жизнь инженерная психология.

Об этом говорит Ломов, определяя инженерную психологию. С одной стороны как психологическую дисциплину, которая изучает психические процессы и качество человека, обеспечивая ему эффективное взаимодействие с объектом. Со второй стороны - как техническую дисциплину, которая изучает технику, технологические процессы под определенным углом зрения, внедряет рекомендации в технологический процесс. ориентируется на научный эталон и на эксперимент, и между американской индустриальной психологией, которая больше ориентируется на менеджмент и тейлоризм и в меньшей степени на психологию. Третий взгляд на инженерную психологию - это проектировочная дисциплина.

Инженерная психология - есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек - машина" (СЧМ). Предмет инженерной психологии - это процесс информационного взаимодействия человека и машины. Системой "человек-машина" называется такое сочетание этих двух компонентов, когда они вместе решают задачу, с которой ни один из них не может справиться в одиночку. под машиной подразумевают всю совокупность технических средств, которую использует человек. В инженерной психологии главный субъект труда - это "оператор" - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы. (главное в субъекте - это его спонтанность, т.е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности). Как отмечает Ю.К. Стрелков, "изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (как носителя потребностей, мыслей, воспоминаний, восприятий, чувств)" Нынешний период изучения труда операторов отличается тем, что в понимании его особенностей психологи опираются не на конструкторов и испытателей, а на самих операторов, обслуживающих систему в течение длительного (десятки лет) времени/ выделяются следующие основные задачи инженерной психоло
  1.
Методологические. Это разработка методов инженерной психологии, принципов. Психофизиологические. Изучение свойств человека, которые имеют наибольшее значение в системе управления. анализ деятельности операторИзучение характеристик человека-оператора (закономерности приема, переработки информации, характеристики памяти, мышления при работе с машиной, особенности принятия решения)Психологический анализ оператора системы человек-машина - классификация видов деятельности оператораИзучение эмоциональных состояний оператора в ходе работы (разработка методов изучения, влияния эмоционального состояния на работоспособность, поведение оператора при действии различных факторов)атационныеПрофессиональная подготовка операторов.3.3. Оптимизация режимов труда и отдыха.Учет психологических факторов для безопасного труда. Разработка рекомендации по исполнению инструкции.

3.6 Организация групповой деятельности: комплектация рабочей группы, анализ эффективности групповой деятельности.

4. Системотехнические. Изучение вопросов построения СЧМ.Разрабатываются принципы построения технических элементов.(средств отображения органов управления)

Проектирование и оценка системы человек-машинаРазработка принципов учета, критериев распределения функций между человеком и машиной.методологическими принципами инженерной психологии являются:гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда); активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства);инцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ); принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками). Традиционно выделяемые методы инженерной психологии блюдение. Цель наблюдения — выявить профессионально важные особенности психических процессов. Наблюдение дополняется способами регистрации: Фотография, видеосъемка. Регистрация речи. Замеры геометрических размеров рабочего места, фото рабочего дня, хронометраж. Замеры латентных периодов сенсомоторных и сенсоречевых реакций. Замеры физиологических показателей, которые позволяют судить о степенинапряженности.

сперимент. Используется для изучения психологических особенностей, вызываемых условиями работы. Выделяют лабораторный и полевой эксперимент. Лабораторный эксперимент - это моделирование деятельности в искусственно созданных условиях. Перед испытуемым ставятся задачи выполнить действие по инструкции. Моделирование позволяет изучить действие с наибольшей точностью. Модель имеет лишь приближенное отношение к реальности. Лабораторный эксперимент также бывает двух видов: - Синтетический. Наиболее точное повторение целей и условий. Для его проведения используются иммитаторы: модели кабины самолета, автомобиля, тренажеры и т.д. - Аналитический.Воспроизводится только один элемент трудовой деятельности. Такой эксперимент используется для изучения влияния разных условийнадеятельность.Тестовые испытания также являются разновидностью лабораторного метода. Они используются для определения уровня проявленности качества а также для решения задач профотбора.Полевойэксперимент. Проводится в естественных условиях. Простейший пример это решение вводных задач. Эти вводные задачи можно моделировать по специальной программе. Анализируются последствия-искажения информации. Один из методических приемов полевого эксперимента - это изменение структуры: изменение позы оператора, хватка за рычаги, добавление посторонних раздражителей - что позволяет изучить роль тех или иных факторов в системе человек-машина.Опросные методы: Беседа, анкетирование. Они обычно используются в дополнении к первым трем методам.Смирнов выделяет следующие виды моделирования деятельности оператора Психологическое моделирование - это замещение реальной деятельности некоторой ее модификацией (через имитаторы, макеты, испытательные стенды). Выделяется два основных вида психологического моделирования: а) внешнее воспроизведение, имитация деятельности и рабочего места оператора; б) воспроизведение характерных сторон деятельности без внешнего сходства (например, моделирование групповой деятельности по гомеостатической методике, например,.

4. Важнейшим условием эффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого во втором (важнейшее свойство психики, как известно, – отображение, моделирование объекта). Поэтому одно из главных направлений развития– приобретение человеком все более точной и широкой познавательной ориентированности в том, что оказывается в роли среды по отношению к сознанию (природа, собственная телесность человека, общество как организация людей с ее определенными законами, нормами, искусственная среда обитания, включая технику, потоки информации). В контексте психологии труда особое значение приобретает развитие ориентировки человека в мире профессий (начиная от развития знаний, представлений дошкольников о труде взрослых, кончая освоением сложнейших современных внешних средств деятельности и созданием внутренних средств деятельности как условия высшего профессионального мастерства, профессионализма и, следовательно, высшей ценности данного человека для общества). Это вместе с тем и разновидность знаний о явлениях общественной жизни, т. е. звено мировоззрения. Одно из направлений развития человека как субъекта труда – усвоение (и совершенствование в качестве своих обретений) общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности  Для осуществления операций исполнения важны, например, способность точной оценки пространства, времени, поведения и реакций других людей; важны, скажем, сдержанность, терпеливость, самообладание, определенный уровень двигательной (психомоторной, моторной, как иногда говорят) культуры – развитости двигательных функций и т. д. Словом, за каждой операцией ориентировки, исполнения, актом самоуправления, мотивации стоят требования к соответствующим качествам, устойчивым характеристикам человека (аналогично таким характеристикам машин, как "мощность", "прочность", "быстродействие" и пр.). В связи со сказанным одно из направлений развития человека как субъекта труда – формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности. Разумеется, и ориентированность, и направленность, и владение способами действия тоже создают условия успеха и тоже являются субъективным достоянием человека и в этом смысле – его личными качествами. Но здесь мы имеем в виду то, что в психологии обозначают как способности (прежде всего функциональные возможности в области активности и саморегуляции). Важным направлением развития человека как субъекта труда являются совершенствование его знания о себе и формирование индивидуально своеобразных способов решения типичных жизненных задач с учетом не только внешних, но и внутренних, индивидуально неповторимых у каждого условий – формирование индивидуального стиля трудовойдеятельности.Возрастное развитие человека как субъекта труда можно представить в виде некоторых этапов. Обозначим их для удобства в терминах, имеющих отношение к видам деятельности.Допрофессиональное развитие/ 1. Стадия предыгры ("эпоха раннего детства" – по Д.Б. Эльконину [368]) – интервал от рождения приблизительно до 3 лет, т. е. около 5% времени, если принять за 100% "юридический" цикл развития субъекта трудовой деятельности (от рождения до пенсионного возраста в нашей стране).2. Стадия игры ("период дошкольного детства" [368]). Интервал примерно от 3 до 7–8 лет; 7% от указанного выше условного цикла развития субъекта деятельности.В это время происходит овладение ребенком "основными смыслами" человеческой деятельности, межлюдскими отношениями и соответствующими действиями в системе организуемых в той или иной степени взрослым сюжетных, ролевых, символических, коллективных игр с правилами, дидактических игр, а также в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) и при выполнении отдельных трудовых и учебных заданий (развитие дошкольника как субъекта труда обстоятельно изучено В.И. Тютюнником /Происходит дальнейшее усвоение правил поведения, моральных норм, начинает складываться индивидуальный стиль деятельности, основой развития которого являются типичные формы реагирования ребенка как индивида и личности. Уже в играх проявляется то, что ребенок хочет быть кем-то (то шофером, то поваром, то космонавтом и т.п.) и узнает, что для этого надо будет учиться. Формируется готовность к школьному обучению.3. Стадия овладения учебной деятельностью ("период младшего школьного детства"). Интервал от 7–8 до 11–12 лет; около 7% от "юридического" цикла развития субъекта труда.В это время интенсивно начинают развиваться способности самоконтроля, самооценки, самоанализа, произвольной регуляции деятельности, способность действовать "про себя" (воображение, планирование). Происходит освоение новых социальных требований и межлюдских отношений, связанных со школьным режимом дня, включенностью в системы "учитель – ученик", "ученик – соученик", "ученик младшего класса – ученик старшего класса" и т. д.Происходит дальнейшее усвоение правил и моральных норм поведения (уже не в виде разрозненных фрагментов, а в виде четко сформулированной и весьма развернутой системы требований). Все более активно формируются навыки общественного взаимодействия школьников. Воспитываются чувство личной и групповой, коллективной ответственности за дело, понятие и чувство долга и другие морально-политические понятия и чувства (коллективизм или индивидуализм, интернационализм и т.д.).Наряду с учением важную роль в формировании младшего школьника как субъекта деятельности играют труд, общественно полезная деятельность.Развитие в период "выбора профессии" (проектирования профессионального "старта" и жизненного пути)4. Выделим стадию оптанта, или оптации (осознанной подготовки к "жизни", к труду, планирования, проектирования профессионального жизненного пути; от лат. optatio – желание, избрание; в соответствии со сказанным подрастающий человек выступает по отношению, например, к психологу-профконсультанту уже не как учащийся, а как оптант – выбирающий, делающий более или менее самостоятельный и сознательный выбор). Этот период примерно соответствует подростковому возрасту и ранней юности. Приблизительность связана с тем, что некоторые дети уже с 15 лет приступают к профессиональному обучению, переходят на основе неполного общего образования в систему среднего специального, профтехнического, профессионального образования, а некоторые делают это после окончания полной средней школы; впрочем, в последнем случае учебная деятельность уже в старших классах приобретает смысл подготовки к будущей профессии и становится своего рода учебно-профессиональной. Интервал от 11–12 до 14–18 лет.В данный период происходит (при правильно поставленном воспитании) овладение системой социально значимых (для "мира взрослых") ценностных представлений, идеалов (мысленных образцов построения жизни, деятельности,профессионального пути), активное и действенное усвоение системы должных ("взрослых") отношений со сверстниками и старшими, активный самоанализ и соотнесение своей личности с миром взрослых, попытки реального планирования своего будущеголичности.Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка психологи считают возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости), он стремится быть и считаться взрослым Собственно учебная деятельность в том виде, в каком она предлагается в традиционной школе, отступает у подростка на второй план по сравнению с деятельностью освоения "мира взрослых/В подростковом возрасте детские мечтания о будущем сменяются более или менее реалистическими размышлениями о нем с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни.Стадия оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в структуре субъекта деятельности (в его самосознании) – реалистического представления о некоторой "референтной" профессиональной общности, в которую он включает себя в перспективе. Формируются профессиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные конкретные и достаточно твердые решения.Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становленияпрофессионала5. Стадия профессиональной подготовки в разных случаях приходится на возраст от 15 – 18 до 16 – 23 лет. Человек выбрал учебное заведение или форму обучения и психологически стал более или менее выраженным приверженцем (адептом) некоторой профессиональной общности. Поэтому этот период можно назвать для краткости стадией или фазой адепта. Сюда отнесем учащихся разных типов и уровней профессионального образования: и учащихся профтехучилищ (или аналогичных им по-новому названных учебных заведений, и студентов техникумов, профессиональных школ, вузов, а также "слушателей", "курсантов", "учеников" мастера-наставника и др.). Понятно, что в зависимости от профессии речь может идти в связи с этой фазой и о многолетнем, и о совсем кратковременном процессе (скажем, в форме простого инструктажа).Если речь идет о многолетней подготовке профессионала, то приходится в свою очередь различать тех, кто находится на первом, на втором и т.д. годах обучения: здесь от года к году происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть здесь и свои специфические "кризисы развития", и потребность в психологической поддержке становления профессионала. В целом в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, "для жизни", для успешного "профессионального старта". Развиваются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. 6. Стадия или фаза адаптанта: адаптации, "привыкания" молодого специалиста (адаптанта) к работе. Как бы ни был хорошо налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит "как ключ к замку" к производственной работе. Если в технической системе выбывший из строя блок, требующую ремонта деталь можно, как правило, заменить, и она сразу будет работать, новый человек на новом месте – даже квалифицированный – нуждается в определенном периоде привыкания к новым условиям. Дело здесь в том, во-первых, что социальные, деятельностные нормы учебного заведения или привычного уже производственного коллектива нетождественны нормам нового места работы. И, например, молодой специалист должен найти в себе разумение и возможности саморегуляции, чтобы распознать, понять, по-чувствовать новые, непривычные для него нормы, регулирующие и поведение, и образ жизни, и манеры, и внешний облик профессионала/7. Стадия или фаза интернала. Перед нами уже опытный, что называется, "наторевший" в своем деле работник, который и устойчиво любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. И это признают товарищи по работе, по профессии. Он здесь уже "свой", "наш", как бы уже внутри профессии, вошел в нее вполне определенно (как в самосознании, так и в сознании других).8. Стадия или фаза мастера, мастерства. (Она будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим.неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым работником. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание).9. Стадия или фаза авторитета. (Она, как и фаза мастерства, суммируется с последующей). Это мастер своего дела, хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в .стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками. 10. Стадия или фаза наставника, наставничества в широком смысле. Перед нами человек, у которого и коллеги готовы поучиться, перенять опыт.Основные фазы, стадии жизненного пути, начиная от ситуации выбора профессии и далее, обзорно представлены на схеме:

Добавим еще, что научно-технический прогресс тоже задает людям ситуации профессиональной реориентации даже при сохранении прежних названий профессий (в связи с появлением новой техники приходится несколько раз в течение трудовой жизни доучиваться, переучиваться, переходить на другие трудовые посты пусть даже в рамках одной профессии).

7. Сущность, факторы, показатели и динамика работоспособностиДееспособность и трудоспособность – потенциальные возможности человека по достижению цели труда. Работоспособность физиологическое и психологическое обеспечение деятельности – это согласованное действие всех систем организма. Качество и длительность работы отдельных органов и стем определяет работоспособность.Работоспособность – способность человеческого организма изменять течение физиологических и психологических функций и в соответствии с этим выполнять определенную деятельность с требуемым качеством, в течении некоторого периода времени. Существуют разные подходы к пониманию работоспособности. Она рассматривается как свойство человека, отражающее его способность выполнять определенную работу; как нечто тождественное функциональному состоянию организма/ Вместе с тем в разныхвидахработоспособности наблюдается много общих моментов (динамика метаболизма, изменение афферентной импульсации, лабильности нервных структур, химического состава крови и др.).Различают два уровня работоспособности: в данный момент;резервная — меньшую ее часть составляет тренируемый резерв, который может стать частью актуальной работоспособности, большую — защитный резерв, проявляемый человеком только в экстремальных ситуациях при стрессе.Понятие«работоспособность» следует отличать от понятия «эффективность деятельности»работоспособность лишь одно из условий последней (условия деятельности, организация труда, его психогигиена, индивидуальный стиль, мотивация, подготовленность субъекта и многое другое). Работоспособность человека обеспечивается комплексом его профессиональных, состояния организма, величиной его резервных возможностей; профессионального опыта и подготовленности; мотивации личности, выраженности потребностей, установок и мотивов..В физиологии труда определилось несколько направлений изучения работоспособности): анализ производительности труда в течение смены (выработка продукции; время, затрачиваемое на операцию и т.д.), выяснение субъективного состояния работающего в течение смены (наличие ощущения усталости, жалобы); изучение функционального состояния работающего в течение смены, до и после работы. Замечено, что между производительностью труда и функциональным состоянием организма не существует жесткой прямой зависимости. Повышая производительность труда, человек почти никогда не работает на уровне своих максимальных возможностей. По данным исследований, любая работа оказывается наиболее эффективной при оптимальном темпе работы, этот оптимум всегда лежит несколько ниже максимальных возможностей .Соответственно уровни работоспособности проявляются в комплексе показателей: профессиональные показатели – эффективность, производительность, продуктивность, качество профессиональной деятельности функциональные показатели – реакции организма, субъективные состояния человека, что составляет психологическую «цену» результата.Показатели работоспособности различаются и несколько иным образом:объективные (к ним относятся изменения количественных и качественных показателей труда, а также изменения функционального состояния нервной системы) субъективные (ощущения усталости, вялости, болезненные ощущения).В связи со сказанным работоспособность изучается по ряду показателей .прямые показатели – эффективность и надежность выполнения профессиональных задач или отдельных действий в условиях реальных профессиональных ситуаций и в ходе решения особых тестов на отдельные элементы деятельности;

косвенные показатели текущего функционального состояния (в процессе деятельности или покоя и по самооценке в анкетах),

показатели резервных возможностей человека при проведении нагрузочных проб (степени напряжения,

Общие закономерности  колебания РС Кривая динамики Р/С в течении дня (динамика):1 фазадо рабочее состояние. Оперативного покоя. Большая или меньшая готовность к труду.Формы: активная готовность (мобилизация), Лихорадочное состояние чрезмерное возбуждение, предрабочая апатия.

2фазафаза врабатывания.

Вхождение в работу. Кратковременное снижение почти всех показателей физиологического состояния. Цель найти оптимальный режим работы. Итог – стереотип.

3 фаза  - фаза устойчивой Р/С.Постоянный уровень рабочей стереотип, установки, ритмичность, повышение выработки.

4 фазаснижение Р/С в результате утомления. Субкомпенсация.После перерыва фаза врбатывания начинается с более высокого уровня и она короче.

Иногда в конце 5 фазы возникает фаза мобилизации дополнительных резервов (мотивация, воля). Если не прекратить работу, то наступает фаза переутомления и фаза срыва (головные боли, галлюцинации, обмороки).

МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ.Объективные:Реализация рабочего места, инструмента, р времени

Субъективные: Стимулирование биологич активных точек.

Диетотерапия.Функциональная музыка.Библиотерапия.

Комнаты % разгрузки.Методы внушения гипноза.Аутотренинг.

В итоге длительный отдых и лечение.

8. Назначение и основания классификации профессий (С.Г. Струмилин, Ю.В. Котелова). Классификация профессий Е.А.Климовасодержание труда в этих профессиях (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), то есть характеристика объекта труда;

характер требований к психике человека, то есть характеристика субъекта труда. В работе "К вопросу о классификации работы" С.Г. Струмилин всесторонне рассматривает процесс работы из экономической, физиологической, психологической, социальной и исторической точек зрения. Образцом аналитического подхода до одной из сложнейших проблем экономики работы есть разработанная С.Г. Струмилиным классификация профессий и специальностей. Струмилин последовательно возражал уравниловку в оплате работы. Разработанные им методы классификации и группирование профессий, большая работа по определению основных факторов дифференциации оплаты труда имели решающее значение для организации заработной платы. С.Г. Струмилин впервые осуществил социально-экономическое исследование бюджета времени разных групп работников. Под его руководством впервые в мире был разработанный перспективный плановый баланс работы на 1927/28 - 1932/33 гг.В 20-е гг. нашего столетия С.П. Струмилин предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде: автоматический рефлекторный труд (например, вертельщик ручки веялки, ручной мельницы и т.д.); полуавтоматический привычный труд (например, труд машинистки, телеграфиста); шаблонно-исполнительский труд - по указке (например, работа на станке, работа тапера, конторщика, счетовода); самостоятельный труд в пределах задания (например, работа инженера, учителя, врача, журналиста); свободный творческий труд (например, работа в области искусства, работа ученого, организатора хозяйства, политического деятеля)Классификация профессий по содержанию труда наиболее полно в отечественной психологии разработана Е.А. Климовым. В настоящее Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи. 4-х ярусная классификация профессий (Климов Е.А.):

по объекту труда различаются профессии: человек - живая природа (инженер, механик и др.),человек - человек (врач, учитель, продавец и др.,человек - знаковая система (чертежник, редактор и др.),человек - художественный образ (артист, писатель и др деятельностью. по целям: гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь, ревизор и др.;

преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной, токарь, и др.),

Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель, биолог-исследователь, композитор и др.)по средствам их осуществления:

профессии ручного труда (представители ремесел), (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).

профессии машинно-ручного труда (машинист, водитель, токарь, оператор связи).

профессии, связанные с применением автоматизированных систем (оператор и др.) полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).

Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен). по условиям: профессии с работой в микроклимате, близкому к комфортному (бухгалтер и др.),

связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (агроном, инспектор ГАИ), с работой в необычных условиях (водолаз, пожарный и др.), с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (учитель, следователь и др.),

профессии, связанные с экстренными и экстремальными ситуациями или с повторяющимися монотонными условиями труда.

9. Характеристика концептуальных уровней помощи человеку в профессиональном и личностномсамоопределении Практические трудности при реализации ценностно-смыслового уровня помощи.

Само выделение уровней важно для того, чтобы лучше понять следующие вопросы, возникающие перед психологом труда:Чем Вы как психолог можете помочь данному человеку-работнику?

Что Вы реально делаете (какую именно и на каком уровне оказываете помощь)? Готовы ли Вы вообще выйти на более интересный (сложный) уровень помощи? Готов ли Ваш клиент воспринять помощь на более сложном уровне (нужно ли это ему)? Адаптационно-производственный (адаптационнотехнологический) уровень. Главная цель - помочь человеку "вписаться" в данную производственную структуру для повышения ее эффективности. При этом часто интересы самого человека находятся на втором плане (хотя учитываются его способности и другие психологические характеристики). Социально-адаптационный уровень. Цель - помочь человеку построить привлекательный образ жизни (добиться жизненного "успеха") с помощью удачного выбора профессии или места работы. Интересы самого человека учитываются в большей степени, хотя пути к "успеху" могут быть и сомнительными в этическом плане… При этом часто остается проблема смысла стараний на пути к успеху (извечный вопрос профессионального самоопределения: "ради чего?" - это вопрос о смысле затраченных усилий или растраченных талантов)… Ценностно-смысловой уровень. Цель - помочь человеку обрести смысл в профессиональном и личностном самоопределении (профессиональное самоопределение неизбежно рассматривается в контексте жизненного и личностного самоопределения). По сути, именно здесь учитываются самые важные, жизнеопределяющие устремления человека, поэтому именно данный уровень с полным правом можно считать личностно-ориентированным.

Выделение уровней помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении неизбежно порождает практические трудности при реализации сложных уровней помощи (прежде всего - ценностно-смыслового уровня), в частности: не каждый человек (клиент) готов рассматривать свои проблемы на сложном (ценностно-нравственном, смысловом) уровне; не каждый психолог-профконсультант готов (и стремится) выходить на сложные (прежде всего, нравственные) проблемы профессионального самоопределения; наконец, начальство, заказчики психолога труда (от которых во многом зависит его карьерное и финансовое благополучие) скорее всего будут поощрять психолога на реализацию первого уровня, и наоборот, не очень-то приветствовать рассмотрение проблем труда, связанных со смыслом и ценностями, выходящими за рамки конкретной профессиональной деятельности в конкретной организации.

В итоге выделение данных уровней позволяет самому психологу труда использовать их в профессиональной рефлексии, а значит, превращает его в подлинного субъекта своей профессиональной деятельности.

10/ Профессиональные деформации это деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности. Многолетнее выполнение любой профессиональной деятельности приводит к образованию деформаций личности, снижающих продуктивность осуществления трудовых функций, а иногда и затрудняющих этот процесс. Развитие профессиональных деформаций определяется многими факторами: разнонаправленнымиизменениями, возрастной динамикой, содержанием профессии, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами.

Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:• объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой; • субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений; • объективносубъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей. Зеер Э.Ф. выделяет 10 психологических детерминант, деформаций личности, порождаемых этими факторами. Следует отметить, что одни и те же детерминанты проявляются во всех трех группах факторов. Эти детерминанты:1 – мотивы выбора профессии;2 – деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь;3 – стереотипы осуществления профессиональных функций, действий, операций;4 – психологические защиты;5 – эмоциональная напряжённость профессионального труда;6 – стагнация профессионального развития;7 – снижение уровня интеллекта;8 – предел развития уровня образования и профессионализма;9 – акцентуации характера личности;10 – старение.Таким образом, основные детерминанты профессиональных деструкций специалиста: это стереотипы мышления и деятельности, социальные стереотипы поведения, отдельные формы психологической защиты: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, идентификация. Образование деструкции инициируется профессиональной стагнацией специалиста, а также акцентуацией черт характера.Но главным фактором, ключевой детерминантой развития деструкции является сама профессиональнаядеятельность. Каждая профессия имеет свой ансамбль профессиональных деформаций.Профилактика и коррекция профессионально обусловленных деструкций личности

Основные направления профилактики и коррекции деструкций личности: Основная задача психопрофилактики – создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на трудности взаимодействия человека с миром профессий.Сущность психопрофилактики: создание посредством психолого-педагогических технологий условий для предотвращения ситуаций, факторов, вызывающих психологическое напряжение, стрессы и травмы, а также в повышении психологической толерантности к ним.Психологическое консультирование, преодоление кризисных ситуаций, профессиональных деформаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному росту и саморазвитию.Психологическая коррекция – активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, на гармонизацию личности и межличностныхотношений.Психологическая реабилитация понимается как процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий. можно выделить следующие пути профессиональной реабилитации:   Диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления.Прохождение тренингов личностного и профессионального роста.Рефлексияпрофессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессиональногороста.Профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста.Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций.Повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность.

11/ Небылицын Владимир Ильич – автор концепции надежности работы оператора..Надежность и эффективностьдеятельности.Эффективность – это результативность систем. Надежность выступает как одно из условий, определяющих продуктивность СЧМ (Продуктивность зависит от подготовки, опыта, спец. способностей, но они теряют значение, если человек не обладает надежностью).Уровень надежность системы или оператора невозможно определить в нормальных условиях. Они скрывают индивидуальные различия по надежности. Субъект должен быть поставлен в экстремальные, чрезвычайные условия (это крайние (предельные) значения элементов ситации, которые в средних значениях задают оптимальный фон (температура, освещенность и др.)) Экстремальность можно создать в 2 стороны – максимальные и минимальные значения. Например, условия сенсорной депривации: эмоционально реактивные испытуемые показывают ухудшение тестовых показателей на тренажерах, стендах в экстрим. усл.Надежность специалиста -  возможность сохранять рабочие качества  в условиях усложнения обстановки.В.Д. Небылицин выделяет следующие основные характеристики надежности операторского труда, важные для более полного анализа его деятельности:факторы, касающиеся качества оборудования. Например, сигнализация недостаточно ясна. Т,е., ИП качества оборудования влияют на надежность деятельности => нужна эргономическая переработка тренированность оператора. Спец. тренировки уменьшают число отказов (Бобика от команды «дай лапу»)Способность к тренировке зависит от факторов 3ей группы:индивидуальные различия по надежности – выражаются в: состоянии здоровья человека (ССС, внутр. органы и др)это факторы мед.отбора, особенно функционирование систем организма в эктсрем. сит-ях. Это врожденные, неизменные качества  -то есть, это постоянные параметры надежности. Изучены более всег

нейродинамические особенности (работа н.с., свойства ВНД.) это сила н.с.по отн-юк процессам возбуждения и торможения, подвижность нервных процессов  собственно психологические факторы (св-ва личности, хар-ера, воли), поддаются целенаправленной коррекции, их точный учет затруднен  "долговременная" выносливость (сопротивляемость усталости к концу дня и, особенно, при монотонной работе); соотносится с силой н.с. Надежность здесь выступает как монотонно убывающая функция времени активной работы. В коре б.п. постепенно нарастает утомление утомление, особенно при монотонной работе. Это и ПВК выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению (например, при авариях необходимо выполнять максимальный объем работ за минимальные сроки); здесь выделяют такое понятие, как  пропускная способность оператора. Определяется силой и уравновешенностью нервных процессовпомехоустойчивость (устойчивость внимания, спо-ть противостоять отвлекающим внешним воздействиям);


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43896. Проектування автодороги Кіровоград – Кривий Ріг на обході с.м.т. Новгородка 1.06 MB
  Інтенсивність дорожнього руху. Взаємозв’язок коефіцієнту зчеплення з транспортно експлуа таційним станом покриття та режимами руху. Рекомендації БЕЗПЕКА ТА ОРГАНІЗАЦІЯ РУХУ. Оцінка безпеки руху методом підсумкових коефіцієнтів безпеки.
43897. Теоретические и практические аспектам маркетинговой деятельности СОАО «ВСК» и разработки стратегии дальнейшего развития 1.03 MB
  Во второй части работы проведен финансовый анализ СОАО ВСК в том числе дается характеристика предприятия проанализирована динамика и структура страховых услуг представлен анализ прибыли и рентабельности дается оценка финансовой устойчивости проведен анализ динамики и структуры бухгалтерского баланса. Он включает в себя: 1 определение размера страхового покрытия перечня страхуемых рисков а также страховых сумм и условий осуществления выплат; 2 расчет страховой премии и определение...
43898. Анализ и выявление пути совершенствования внешнеэкономической деятельности РУП «Гродноэнерго» 1.16 MB
  При обретении независимости в 1991 году Беларусь была одной из богатейших республик СНГ по показателям доходов на душу населения, что отражало устойчивый рост, происходивший в республике в 70-е и начале 80-х годов. Она развила промышленность, доля которой в ВВП превратила Беларусь в одну из самых индустриализированных стран мира.
43899. Разработка рекомендаций по совершенствованию методики оценки кредитоспособности заемщика ОАО «Московский индустриальный банк» 5.4 MB
  Первый вопрос связан с анализом финансового состояния предприятия а второй носит юридический характер а также связан с личными качествами руководителя предприятия. Способность своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа баланса предприятия на ликвидность эффективного использования кредита и оборотных средств уровня рентабельности а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика перспектив его развития деловых качеств руководителей предприятий. В связи с тем что предприятия значительно различаются по...
43900. Особенности мотивации и стрессоустойчивости операторов связи 160.5 KB
  Особенности мотивации и стрессоустойчивости операторов связи Современное состояние проблемы мотивации и стрессоустойчивости операторов связи Подходы к изучению мотивации.
43901. Учет затрат на производство 29.45 KB
  Расходами организации согласно ПБУ 10/99 признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.
43903. РАЗРАБОТКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОРОПРАТИВНОЙ СЕТИ С ВНЕДРЕНИЕМ VDI 25.56 MB
  5 представлен гипервизор VMwre ESXi который распределяет все ресурсы физического сервера на нужды виртуальных машин а точнее на нужды их гостевых операционных систем.5 – Сравнение стандартной платформы и платформы с гипервизором В виртуальную машину устанавливается стандартный набор драйверов производства VMwre который встроен в ESXi. После этого ВМ будет совместима с любым сервером на котором установлен VMwre ESXi.6 – Распределение ресурсов гипервизором VMwre ESXi В таблице 1.