28144

Виды и функции речи

Доклад

Психология и эзотерика

Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь письменная и устная речь внутренняя и внешняя речь. Выделять виды речь можно по разным основаниям и благодаря этому подчеркиваются разные стороны речевой деятельности. В зависимости от выявленности речевой деятельности вовне различают внешнюю и внутреннюю речь. Это речь обращенная к другому человеку это речь для другого.

Русский

2013-08-20

61 KB

15 чел.

Лекция 3. Виды и функции речи

Виды речи – принятые в психологии обозначения для различных речевых актов. Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная речь, внутренняя и внешняя речь. Выделять виды речь можно по разным основаниям и благодаря этому подчеркиваются разные стороны речевой деятельности. 

1. ПЕРВОЕ ОСНОВАНИЕ. В зависимости от выявленности речевой деятельности вовне различают внешнюю и внутреннюю речь.

1.1. Внешняя. Это основное средство общения. Это речь, обращенная к другому человеку, это речь для другого. Внешняя речь направлена на взаимодействие и характеризуется относительной развернутостью и насыщенностью. Внешнаяя речь в свою очередь делится на устную и письменную речь.

                 а) внешняя устная: - громко произносимая вынесенная вовне речь, воспринимаемая на слух и предполагающая наличие реципиента. Устная речь выступает в двух формах – диалогической и монологической. Диалог – речь, которая обусловлена ситуацией и контекстом предыдущего высказывания. Диалог представляет собой  быстрый, непроизвольный процесс двустороннего обмена информацией. Диалог – это разговор по очереди, в котором для каждого партнера чередуются периоды говорения и слушания.

Устная диалогическая речь обладает следующими отличительными характеристиками: 1. наличие обратной связи. Обмен информацией осуществляется при помощи поддержки, т.е. собеседники имеют возможность поставить уточняющие вопросы, подать реплики, помочь закончить мысль и таким образом установить обратную связь с говорящим. Для диалога наличие обратной связи является одной из важнейших характеристик. 2. свернутость во времени. В диалоге собеседникам многое понятно потому, что оба владеют ситуацией. Для посторонних диалог мало понятен. В детском возрасте диалог затруднен и только взрослый способен на полноценный диалог. Ребенку трудно удержать внимание на собеседнике и на том, что он говорит; ребенок быстро перескакивает на другие темы. Для ребенка, в силу его эгоцентризма – главное донести свою информацию или получить информацию, но он пока не способен ей обмениваться. Зачастую такие ситуации наблюдаются и среди здоровых взрослых.

Устная монологическая речь – это относительно развернутая форма речи. Представляет собой последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний, информации одним человеком, без опоры на речь собеседника. Монолог не прерываем и в идеале должен быть насыщен экспрессивными мимическими и жестовыми средствами, что подчеркивает значимость речевой информации. Монолог характеризуется следующим: 1. монолог можно планировать заранее. Монолог по содержанию должен последовательным, доказательным, локаничным, грамотно правильным. 2. Монолог формируется сложнее, чем диалог. Формирование монологической речи основано на желании говорить. Ребенку монолог дается так же трудно как и диалог. Поэтому нельзя ни в коем случае прерывать ребенка, обращать внимание на ошибки надо мягко. Самое главное для ребенка – передать информацию.

                 б) внешняя письменная: - вид внешней речи, при котором словесное высказывание кодируется с помощью графических символов (графема – смысловая единица письменной речи; при нарушении письменной речи графемы могут смешиваться – например, б и в, д и у).

В письменной речи также выделяются монологическая и диалогическая формы. Монологическая письменная речь характеризуется развернутостью и произвольностью. Письменная речь предполагает отсрочку или отсутствие обратной связи. Собеседник в этом случае не может переспросить нас, уточнить, обратить внимание на ошибки. Примерами монологической письменной речи могут быть сочинение, конспект лекций, письмо, литературное произведение. Диалогическая письменная речь характеризуется наличием обратной связи и в некоторых случаях экспрессивного компонента. В качестве примеров письменной диалогической речи могут быть записки, общение в интернет-чатах и ICQ. В качестве экспрессивных компонентов выступают специальные знаки неграмматической природы, например, смайлы. Но основными средствами воздействия в письменной речи остаются сами слова, их порядок и знаки препинания. Особенности письменной речи: 1. Осуществляя высказывание, мы можем сознательно или бессознательно соотнести это высказывание с тем содержанием, которое мы хотели высказать и в случае несоответствия мы можем отказаться от него и начать с начала, тем самым, оттачивая внешнюю форму высказывания. В устной речи такой перебор невозможен. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Для того чтобы осуществить  наиболее подходящий подбор формы для задуманного содержания, человек пользуется внутренней речью. То есть прежде чем  сформулировать мысль в письменной форме, ее необходимо проговорить во внутреннем плане.

Формирование письменной речи – это трудоемкий процесс, т.к. он требует от человека абстракции двойного уровня: 1 уровень – выделить существенные признаки у предметов, явлений, фактов. На основании этих предметов даем звуковую форму, а затем в речи употребляем это слово, отвлеченного от предмета. 2 уровень – это слово наделяется определенным знаком и этот знак записывается независимо от слова. Естественно, эти два уровня требуют сформированности мышления.

  1.  Внутренняя речь.  – беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая, например, в процессе мышления. является производной формой внешней речи, специально приспособленной для выполнения мыслительных операций в уме. в наиболее отчетливой форме внутренняя речь представлена при решении различных задач в уме, при внимательном прослушивании других людей, при чтении про себя, при мысленном планировании, при запоминании и припоминании. Посредством ВР происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий, дается самоинструкция при выполнении произвольных действий, осуществляется самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. То есть ВР является важнейшим механизмом умственной деятельности  и сознания. Внутренняя речь не однородна и возможно выделить виды внутренней речи.

1) речь, обращённая человеком к самому себе (чаще всего в целях планирования своих действий) и осуществляемая во внутреннем коде, т. е. не реализуемая в звучащей речи.

2) Внутренняя программа высказывания, предшествующая его порождению в речи ("внутреннее программирование").

3) Артикуляторные движения, не сопровождаемые звуком ("внутреннее проговаривание")..

Понятие внутренней речи впервые было предложено Выготским Л.С. Он определял внутреннюю речь как «особый внутренний план речевого мышления, опосредующий динамическое отношение между мыслью и словом» («Мышление и речь»). Выготский предлагает выделять следующие особенности внутренней речи: 1. отсутствие фонации 2.предикативность (то есть опускаются все подлежащие, и там присутствуют одни сказуемые) 3. сокращенность, фрагментарность и отрывистость. 4. преобладание смысла над словом 5. несовпадение семантики внутренней речи с семантикой внешней речи.

(Рубинштейн) Выступая в качестве внутренней речи, речь как бы сбрасывает с себя выполнение своей первичной функции, ее породившей: она перестает быть непосредственно средством общения, для того, чтобы стать прежде всего формой внутренней работы мысли. Внутренняя речь является таким образом средством мышления. Она лишена фонации, то есть внешнего слышимого звукового оформления. Она протекает в мыслительном плане, осуществляет функции планирования деятельности и функции обработки информации. Внутренняя речь характеризуется фрагментарностью, отрывистостью и ситуативностью. Не служа целям сообщения и коммуникации внутренняя речь все-таки имеет социальный характер. Она социальна, во-первых, генетически, по своему происхождению: «внутренняя» речь несомненно производная форма от речи «внешней». протекая в иных условиях, она имеет видоизмененную структуру, но и ее видоизмененная структура носит на себе явные следы ее социального происхождения. внутренняя речь и протекающее в форме внутренней речи словесное, дискурсивное мышление отображают структуру речи, сложившуюся в процессе общения. Итак, внутренняя речь социальна по своему происхождению. Но она так же и социальна и по своему содержанию. Утверждение о том, что внутренняя речь – это речь с самим собой, не совсем точно. И внутренняя речь по большей части обращена к собеседнику. Иногда это определенный индивидуальный собеседник.

По-видимому, благодаря свернутому характеру внутренней речи и отсутствию внешней звуковой формы, внутренняя речь зачастую интеллектуализировалась и отождествлялась с мышлением. Именно в связи с внутренней речью в силу этого с особой остротой встает вопрос о взаимоотношениях речи и мышления. Подробнее на этом вопросе мы остановимся позже, когда будем рассматривать проблему соотношения речь с другими ВПФ.

Эгоцентрическая речь. ЭР – уникальное сочетание внешней и внутренней речи. По способам проявления эта речь внешняя, т.е. она звучащая, вокализованная. Но по функциям и структуре эта речь внутренняя. Это мысли и рассуждения вслух, которые осуществляются в вопросно-ответной форме и могут быть интерпретированы как разговор с самим собой как с воображаемым партнером по общению. ЭР позволяет преодолевать затруднения и препятствия, возникающие в сознании. Это речь для себя. Термин эгоцентрическая речь был введен Жаном Пиаже и использовался только для характеристики детской речи. Пиаже предполагал, что речь ребенка развивается от диалога с другими и с самим собой. Р. ребенка, возникающая во время д-сти и обращенная к себе самому Пиаже назвал эгоцентрической Р. ЭР Пиаже рассматривал как временный этап в речевом развитии. ЭР появляется сравнительно поздно, ее пик приходится на 3 – 5 лет, после чего доля ЭР как правило убывает. Суть ЭР состоит в том, что, якобы не общаясь ни с кем, тем не менее ребенок создает себе социальный резонанс. Это разговор с собеседником, который все понимает и со всем соглашается. Такой монолог способствует выражению эмоций и одновременно выполняет функцию осмысливания. ЭР является предпосылкой становления планирующей функции мышления. На первом этапе своего развития ЭР сопровождает любую деятельность ребенка, особенно если эта деятельность вызывает у него определенные затруднения. На протяжении дошкольного возраста Э.р. изменяется. В ней появляются не просто констатирующие высказывания, но и планирующие, регулирующие (сейчас я построю домик). С возрастом Эр. интериоризуется, превращается во внутреннюю Р. и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. (Интериоризация – это формирование внутренних структур психики человека путем усвоения структур внешней социальной д-сти. Э.р. – речевая д-сть ребенка дошкольного возраста, обращенная к самому себе; представляет собой промежуточное звено между внешней и внутренней речью). Однако ЭР не совсем исчезает у взрослых. Мы с вами часто разговариваем со своими собаками и кошками, а также «приговариваем» в процессе работы и прочих занятий, «обращаясь» к неодушевленным предметам. Часто ЭР можно наблюдать у преподавателя, когда в поиске ответа на заданный вопрос, он под нос начинает вербальный поиск ответа, рассуждает вслух. ЭР у взрослого человека проявляется в моменты затруднений и эмоционального напряжения. (Примеры: «вот я тебя», «ах ты гадость» - при виде таракана; «ах ты, бедняжка, сейчас мы тебя польем» - обращение к цветку; «ну где же вы?» - в поисках ключей).

  1.  ВТОРОЕ ОСНОВАНИЕ.  По активности:

Экспрессивная (активная, продуктивная). Продуктивная речь – это говорение, речепроизнесение, описание.

Импрессивная (пассивная, рецептивная). Рецептивная речь – слушание, чтение.

Деление речи на экспрессивную  и импрессивную довольно условно. Например, совершенно непонятно, каким видом речи является тогда письмо под диктовку. Восприятие речи, ее понимание – является акт процессом, включающим скрытое проговаривание, фрагментарное или развернутое (в зависимости от сложности поступающей информации), осмысленную переработку (перекодирование) воспринятого.

3.ТРЕТЬЕ ОСНОВАНИЕ – в зависимости от того, какой анализатор является ведущим в данном речевом акте:

  1.  видимая (письменная, мимико-жестовая, чтение с губ)

3.2 слышимая

  1.   произносимая
    1.   осязательная (по Брайлю)
    2.   дактильная (при ощупывании руки другого человека)
    3.  кинетическая

ЧЕТВЕРТОЕ ОСНОВАНИЕ.  

Разговорная речь. РР – это спонтанная, непринужденная устная речь образованных носителей современного русского языка. Эта речь лишена черт просторечия и свободна от уличного жанра и диалектизмов. Это особая языковая система. РР характеризуется следующими свойствами: 1. неподготовленность, спонтанность речевого акта; 2. непринужденность высказывания; 3. непосредственное участие говорящих в речевом акте. РР речь мы можем наблюдать в автобусе, магазине, на обеденном перерыве, телефонные беседы. Непринужденность определяется наличием между участниками речевого акта неофициальных отношений. Поэтому, например, из круга рассматриваемых текстов выпадает обмен мнениями на каком-нибудь официальном собрании, где говорящие пользуются устной формой кодифицированного литературного языка. Особенности РР связаны с тем, что значительная часть информации содержится не в тексте самого высказывания, а в ситуации общения, взятой в целом. Соответственно говорящий ориентируется на  то, что слушающий без труда сможет извлечь нужную ему информацию: ведь слушающему в той же мере доступен многослойный контекст ситуации общения.

Пример.

А: Я там открыла окно/ ничего?

Б: Где? У Кирилла?

А: Угу

Б: Хорошо, хорошо

А: Посмотри, не открылось бы много?

Пример. Из воспоминаний лингвиста «Русская разговорная речь. Тексты». Л.Я. Гинзбург:

(откопировать)

Кроме вышеприведенных свойств приводятся еще некоторые особенности РР:

  1.  Синкретизм. Это стяжение многого в одно, своего рода уплотнение. Синкретизм проявляется в использовании бессоюзных структур (голова болит / выключи //$ зонтик / промокнешь //$ )
  2.  Расчлененность. Это обратный синкретизму процесс. Проявляется в таких типичных для РР единицах, как неоднословные номинации типа «дай чем разрезать», «есть чем писать», «возьми чем укрыться». Эти выражения расчлененны по форме, но синкретичны по содержанию, поскольку «чем писать» - это карандаш или ручка. В плане содержания расчлененность проявляется в высокой продуктивности производных слов. Например, «прочищалка, хваталка, держалка».
  3.  Наличие общей апперцепционной базы. Этот термин был введен в начале 20 вв в рамках лингвистической науки. Под ОАБ понимается одновременность прошлого опыта и одинаковое понимание того конкретного момента, когда происходит коммуникация. Например. Мы все с вами знаем, зачем мы сюда пришли, знаем, о предмете нашей лекции, нашей беседы. Поэтому, любой вопрос в аудиторию, или термины будут адекватно осмысливаться. Мы хорошо понимаем слова типа «отражаешь?», «он в жесткой защите» и др.. Это свидетельствует об общности нашей ОАБ. Если же в данный момент времени на лекцию попадет студент с математического факультета, и я попытаюсь вступить с ним в дискуссию, то из-за отсутствия ОАБ нам понадобится гораздо больше времени для взаимопонимания. Апперцепционная база определяется жизненным опытом. Конечно, ОАБ – это условие восприятия и понимания не только РР, но и самых разных культурных коммуникативных феноменов – от жестов и ритуалов до символики цвета и текстов художественной литературы. Интересным примером могут быть диалоги ММ. Жванецкого. Юмор Ж. в значительной мере основан именно на  том, что обыгрывается концентрированная общность апперцеционной базы исполнителя и зрительного зала: пропускается все, что можно пропустить. Лучшие работы Ж. принципиально не переводимы на иностранный язык; его монологи надо не переводить, а адаптировать к другой апперцепционной базе, т.е. транслировать в другую культуру.

Является ли разговорная речь нормой? Да, безусловно. Однако встает вопрос о границах этой нормы. Ясно, что фраза «А резать яблоко ему у тебя нет?» является правильной только в особых условиях. Если ее предъявлять информантам изолировано, то образованные носители русского языка такую конструкцию не признают. Однако эта фраза как раз характерна для хорошей, т.е. естественной РР: именно так говорят между собой хорошо знакомые люди в непринужденной ситуации. В РР не только возможны, но и правильными считаются грамматические конструкции, лишенные союзов, с нехарактерным для квалифицированной литературной речи порядком слов. Например, в РР правильным будет сказать: Мне резалку надо, не мазалку.; тетилидины куда, в маленькую?; нет, лучше прямо, а то трава;

В некоторых ситуациях, использование КЛЯ, а не РР выглядит напыщенно, смешно и неуместно. Например, вместо «учитывая вашу низменную аккуратность в соблюдении сроков возвращения взятых у меня на время книг, я разумеется, не колеблясь, одолжу вам этот словарь на некоторое не слишком длительное время» естественнее сказать «Да / пожалуйста / возьмите / только ненадолго / я знаю вы человек аккуратный //».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33770. Основные права и обязанности сторон по договору купли-продажи 15.5 KB
  Продавец обязан передать покупателю: товар соответствующего качества в соответствующем количестве ассортименте комплектности и комплекте. Условие о количестве товара является существенным; моментом передачи товара является момент его вручения либо предоставления в распоряжение либо передачи его перевозчику; товар в таре или упаковке; относящиеся к передаваемому товару принадлежности и документы; товар свободный от прав третьих лиц на него. Если третье лицо имеющее право собственности на проданный товар покупателю реализует свое...
33771. Договор розничной купли-продажи и защита прав потребителей 15.73 KB
  Договор розничной куплипродажи и защита прав потребителей. Договор розничной куплипродажи договор по которому продавец осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу обязуется передать покупателю товар предназначенный для личного семейного домашнего или иного использования не связанного с предпринимательской деятельностью. Разновидности договора розничной куплипродажи: продажа товаров по образцам; продажа товаров с использованием автоматов; продажа с условием принятия товара покупателем в...
33772. Ответственность по договору розничной купли-продажи 14.71 KB
  Ответственность по договору розничной куплипродажи. Особенности ответственности по договору розничной куплипродажи: ответственность за нарушение прав потребителя может быть возложена не только на продавца но и на изготовителя товара; продавец не предоставивший покупателю информацию о товаре отвечает и за недостатки товара возникшие после его передачи; продавец не предоставивший покупателю информацию о товаре обязан возместить убытки возникшие у покупателя; возмещение продавцом убытков покупателю не освобождает его от...
33773. Понятие и сущность административного права. Предмет административно-правового регулирования и его особенности 18.28 KB
  Администрати́вное пра́во отрасль права регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований. Административное право как наука это составная часть юридической науки определяемая как система государственноуправленческих административных взглядов идей представлений о законах регламентирующих отношения в сфере государственного управления о его социальной обусловленности и эффективности о закономерностях...
33774. Объекты и субъекты административно-правовых отношений 140.01 KB
  Субъект это участник сторона правоотношения в сфере исполнительной власти наделенный соответствующими государственновластными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административноправовых отношений управляющей стороны выступает орган исполнительной власти и его должностные лица в официальной форме выражающие волю и интересы государства. физические и юридические лица которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть:...
33775. Понятие, виды и применение административных взысканий 17.05 KB
  Цель его защита правопорядка воспитание лиц совершивших административные правонарушения в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами. 24 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий: 1 предупреждения; 2 штраф; 3 возмездное изъятие предмета явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4 конфискация предмета явившегося орудием совершения или...
33776. Государственные служащие и их категории 20.11 KB
  Государственный служащий – гражданин Республики Беларусь занимающий в установленном законом порядке государственную должность наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение. К госслужащим относятся лица которые в установленном законом порядке занимают государственные должности в: 1 Палате Представителей и Совете Республики Парламента Национальное Собрание 2 в Правительстве и его аппарате 3 Конституционном Верховном Высшем Хозяйственном судах РБ иных общих и хозяйственных...
33777. Понятие и виды мер административной ответственности 21.41 KB
  Органы исполнительной власти и их должностные лица управомочены законом применять меры административной ответственности. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом должностным лицом. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. В теории административного права меры административного...
33778. Понятие дисциплинарной ответственности. Меры дисциплинарной ответственности 17.28 KB
  Дисциплинарная ответственность вид юридической ответственности основным содержанием которой выступают меры дисциплинарное взыскание применяемые администрацией учреждения предприятия к сотруднику работнику в связи с совершением им дисциплинарного проступка. Функции дисциплинарной ответственности регулятивная направлена на формирование поведения сотрудника работника на определение границы между правомерным и противоправным исполнением своих трудовых обязанностей; превентивная предупреждение нарушения трудовой дисциплины как самим...