28145

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Доклад

Психология и эзотерика

Вопрос готовности ребёнка к школьному обучению начал решаться с перевода детей на обучение с 6ти лет. Важна задача не снабжения знаниями ребёнка а его развитие. Выделяется 3 аспекта зрелости: интеллектуальный – дифференцированное восприятие концентрация внимания аналитическое мышление способность постигать основные связи между явлениями – способность логического запоминания умение воспринимать образец развитие тонкой моторики и координации; эмоциональный – уменьшение импульсивных реакций возможность длительное время выполнять...

Русский

2013-08-20

26.85 KB

3 чел.

Вопрос 17. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

  1.  Учение олицетворяет для ребенка новый, взрослый образ жизни. В то же время стремление стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться. Школа привлекает многих детей, прежде всего, внешними атрибутами - портфель, тетрадки, перемены, отметки. В таком случае школа остается игрой, игрой во взрослость.
  2.  У детей может возникнуть негативизм, отрицательное отношение к своему еще вчерашнему прошлому. Мальчишки и девчонки с иронией относятся к тому, что совсем недавно они были маленькими и беспомощными. Это отношение распространяется на одежду, которую они носили, на старые игрушки и книжки. Дети смеются над тем, что занятия с пирамидками и кубиками, куклами и машинками доставляли им явное удовольствие. Игрушки, которые два-три года назад вызывали восторг и восхищение, теперь могут вызывать у них лишь скептическое удивление.
  3.  Готовность к школе - это не только желание, но еще и умение учиться. Кроме желания стать школьником для успешной учебы важно объяснить ребенку, чему и для чего он учится. Без понимания этого дети не смогут стать учениками в полном смысле этого слова.

Вопрос готовности ребёнка к школьному обучению начал решаться с перевода детей на обучение с 6-ти лет. Сторонники более раннего обучения ссылаются на опыт зарубежных стран, где дети начинают обучение с 5-6 лет. В Англии и Франции существует подготовительная ступень (для 5-6 лет) – дети не изучают конкретные предметы, а  преподаватели занимаются с ними разными видами деятельности, занятия построены в свободной манере общения. Важна задача не снабжения знаниями ребёнка, а его развитие.

Выделяется 3 аспекта зрелости:

  1.  интеллектуальный – дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление (способность постигать основные связи между явлениями) – способность логического запоминания, умение воспринимать образец, развитие тонкой моторики и координации;
  2.  эмоциональный – уменьшение импульсивных реакций, возможность длительное время выполнять неинтересные задания;
  3.  социальный – потребность ребёнка общения со сверстниками, умение подчинять своё поведение законам детских групп, способность исполнять роль ученика.

Американские исследователи интересуются в основном интеллектуальными особенностями ребёнка.

В отечественной психологии детальная проработка получила отражение в трудах Божович, Салминой, Кравцовой, Дубровиной, Эльконина.

В качестве показателей школьной готовности Салмина выделяет произвольность, личностные характеристики (особенности общения) и уровень сформированности семиотических функций (сформированность знаковой функции).

Позиция Кравцовой: основной акцент на роль общения в развитии ребёнка, выделяет 3 сферы, которые должны быть развиты – отношение к взрослым, отношение к сверстнику, отношение к самому себе.

Божович выделяет несколько параметров психологического развития: уровень мотивационного развития ребёнка, развитие произвольной сферы, развитие интеллектуальной сферы.

Учебная мотивация как ведущая возникает только тогда, когда отмирает предыдущий тип ведущей деятельности. Зоны ближайшего развития начинают развиваться в учебной деятельности наиболее интенсивно. Происходит трансформация игровой деятельности: к 6-ти годам в ней происходит увеличение количества правил. У дошкольников смысл игры в самом процессе, а у ребёнка семилетнего возраста становится важным результат игровой деятельности, ребёнок вступает в игру с целью выиграть. В игре появляются учебные мотивы, которые стимулируют игровую деятельность. Происходит смещение акцента с процесса на результат.  

2 группы мотива учения (по Божович):

- широкие социальные мотивы (потребность ребёнка в общении);

- познавательные мотивы, связанные с учебной деятельностью.

Сплав этих двух потребностей способствует возникновению у ребёнка нового отношения к окружающей среде – «внутренняя позиция школьника», которая выступает как критерий готовности к школьному обучению. Внутренняя позиция школьника представляет собой потребность в познании и потребность в общении со взрослым на ином уровне. При поступлении в школу у ребёнка существуют оба мотива, но один из них доминирует.

Доминирование социальных мотивов:

3 формы общения в дошкольном детстве:

- ситуативно-деловая (до 4-х лет) ребёнок сотрудничает со взрослым в игровой деятельности, взрослый выступает для ребёнка участником совместных действий, на первый план для ребёнка выходят деловые качества взрослых;

- внеситуативно-познавательная – взрослый становится источником новых знаний для ребёнка;

- внеситуативно-личностная – ребёнка интересует мир людей, человеческие отношения (складывается к школе); ребёнку важно, чтобы его отношение совпадало с тем, как относится к этому взрослый человек – совпадение оценок со взрослым.

Когда доминируют социальные мотивы, то познавательные мотивы выражены слабо. В школе ребёнка интересуют не знания, а отношения, ребёнку важно исполнять роль ученика. Для ребёнка очень важно получить оценку учителя – оценивание. Похвала учителя может являться очень большим стимулом для выполнения заданий. Ребёнок старается до тех пор, пока ему эта роль нравится. Но похвала учителя перестаёт оказывать на него мотивирующее воздействие. И если у ребёнка не складываются учебные мотивы, то он перестаёт быть успешным.

Доминирование познавательной мотивации:

Дети хотят много знать, овладеть чем-либо. В школу приходят подготовленными, замотивированными на то, чтобы знать ещё больше. Если ребёнку неинтересно то, о чём говорят на уроке, то он перестаёт слушать. После прослушивания на уроке не хочет выполнять домашнее задание. Если слабо развиты социальные мотивы, то ребёнок перестаёт быть успешным. Дети относятся к учению как к источнику интеллектуального удовольствия. Такие дети часто не принимают задачи, поставленные учителем.

Полноценная учебная мотивация должна включать познавательные мотивы и широкие социальные мотивы.

Старший дошкольник умеет выполнять сложные указания взрослых, способен планировать свои действия, не прибегая к взрослой речи. Произвольное поведение сильно развивается в игровой деятельности, при совместных действиях. Если 6-7-летний ребёнок не регулирует своё поведение, то это объясняется либо отсутствием мотивации, либо задержкой психического развития.

Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут стать существенным тормозом в учебной деятельности.

И только совпадение по срокам систематического обучения наукам в школе или дома с кризисом 6 - 7 лет - моментом, когда игра исчерпывает свои развивающие возможности и на смену ей приходит желание ребенка учиться и узнавать новое, приходит интерес к внешнему миру и готовность к обучению. Всё это будет способствовать тому, что учеба станет интересной, даст стойкие положительные результаты. Для успешной учебы ребенок должен не только понимать, чему и для чего он учится. Он должен хотеть учиться, чтобы узнавать новое.

В этом возрасте расширяется жизненное пространство ребенка. В общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными или бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, жизнью в других странах, происхождением планет и природных явлений. Это примеры расширения сферы интересов ребенка.

Новые знания появляются в результате общения с новым кругом взрослых - воспитатели, руководители кружков, врачи, продавцы, соседи, знакомые папы и мамы. Ребенок учится «как себя вести» в каждой ситуации. Происходит структурирование внутренней жизни ребенка, утрачивается детская непосредственность.

Появление у ребенка внутреннего мира сопряжено с появлением внутренних переживаний - радости, обиды, огорчения - и знания, что он их переживает: «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит».

«Я могу быть разным», - понимает ребенок и может сам создать себе какое-то состояние или цель: «Подкрадусь на цыпочках», «Рассержусь», «Напугаю», «Давайте веселиться», «Притворюсь». Во время кризиса семи лет собирается материал для построения собственного «Я»: ребенок уже может «захотеть и не заплакать», «не бояться», «попросить», «захотеть и понять, потом выучить», «не плакать и не кричать, а просто сказать».

Появляется новое звено между желанием что-то сделать и делом, а именно возможность оценить будущий поступок. Ребенок размышляет, прежде чем что-то сделать.

В период кризиса семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или «логика чувств». Иными словами, ребенок начинает понимать причинно-следственные связи.

Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, желание быть успешным возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и осмысления своих переживаний.

Итак, каковы предпосылки успешной адаптации к школе?

  1.  Умственная, интеллектуальная готовность.

К 6-и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские). Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь.

  1.  Эмоционально-социальная (личностная) готовность.

Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости (произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.

Если уровень школьной зрелости высок, кризис семи лет( на который наслаивается и адаптация к новой жизни), пройдет гладко, его признаки быстро (в течении 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если ребенок еще «не дорос» до школы лучше повременить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя серьёзные последствия.

Возможные неблагоприятные последствия

Нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз

Методы диагностики готовности к школе.

Внутренняя позиция школьника, для её исследования Гуткина предлагает 12 вопросов:

  1.  Ты хочешь идти в школу?
  2.  Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома)?
  3.  Какие занятия тебе больше нравились в детском саду? Почему?
  4.  Ты любишь, когда тебе читают книжки?
  5.  Ты сам(а) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
  6.  Какие у тебя любимые книжки?
  7.  Почему ты хочешь идти в школу?
  8.  Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или ты бросаешь её?
  9.  Тебе нравятся школьные принадлежности?
  10.  Если тебе разрешат пользоваться дома школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?
  11.  Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?
  12.  В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

10-12 вопросы более информативны. О сформированности внутренней позиции говорят ответы «учеником» на 11 и «урок» на 12 вопросы. Этих вопросов достаточно для определения сформированности внутренней позиции(+), несформированности(-), сомнительной(+ и -).

Показатель произвольности:

С одной стороны, произвольное поведение – это новообразование младшего школьного возраста. Но с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает учебной деятельности.

Для дошкольника особое значение имеет способность выполнять указания, сформулированные в речевой форме.

Развитие принятия речевой инструкции:

Младший дошкольник: Ребёнок не способен выполнять действия по словесной инструкции, его собственная речь только сопровождает действия, но не имеет регулирующего значения.

Средний дошкольник(5 лет ~): Речевые указания взрослых приобретают более устойчивое значение. Ребёнок в некоторой степени способен к собственной регуляции деятельности, но она очень несовершенна. Ребёнок направляет свои действия, проговаривает их вслух, но ему трудно наметить план действий.

Старший дошкольник: Умеет выполнять сложные указания взрослых. Способен планировать свои действия, не прибегая к взрослой речи.

Произвольное поведение сильно развивается в игровой деятельности, при совместных действиях.

Гуткина – доминирование познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребёнка. Методика: ребёнка приглашают в комнату, где расставлены игрушки, даётся 1-2 мин. Для рассмотрения. После предлагается послушать сказку (интересную для данного возраста, неизвестную для ребёнка). Чтение сказки прерывается на самом интересном месте, экспериментатор спрашивает ребёнка, что ему больше всего хочется: поиграть или дослушать сказку. Преобладание познавательного интереса – дослушать.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека:

Первоначально тест предложил Керн, а разработал Йирасек. Тест состоит из 3 заданий:

  1.  рисование мужской фигуры по памяти
  2.  срисовывание письменных групп
  3.  срисовывание точек

Результат каждого задания оценивается по 5-ти балльной шкале, где 1 – высший балл. Затем вычисляется суммарный итог по трём заданиям и если сумма баллов от 3 до 6 – уровень развития выше среднего, от 7 до 11 – средний, от 12 до 15 – ниже нормы (предлагается более глубокое исследование). Задания направлены на развитие моторики (тонкой) руки и координации зрения и движения руки. Тест предполагает получение результатов интеллектуального развития ребёнка (особенно 1 задание). Тест может применяться индивидуально, а может и в группе. Карандаш должен лежать посередине, на одинаковом расстоянии от обеих рук.

  1.  Инструкция к первому заданию: «Здесь нарисуй какого-нибудь мужчину так, как сможешь». Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена шеей, она не больше его, На голове есть волосы, или головной убор. Должны быть уши, на лице – глаза, рот, нос. Руки заканчиваются 5 пальцами, ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована синтетическим способом (контурным, сразу как единое целое). Аналитический способ – по частям. Это оценивается на один балл, при несоответствии этим требованиям, количество баллов увеличивается (5 баллов – отсутствует чёткое изображение туловища или обеих пар конечностей, или каракули). Тест даёт информацию об общем интеллектуальном уровне.
  2.  Срисовывание слов. Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно также. Хорошенько посмотри, как это написано и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». 1 балл - хорошо и полностью скопировал написанный образец, буквы могут превышать образец не более чем в 2 раза, буквы чётко связаны в слова. 5 баллов – каракули.
  3.  «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь рядом нарисовать точно так же». Оценка по баллам аналогична предыдущим сериям.

Йирасек – тест на осведомлённость. Вопросы:

  1.  Какое животное больше: лошадь(0 баллов) или собака(-5 баллов)?
  2.  Утром мы завтракаем, а в полдень? Обедаем, кушаем – (0), спим, полдничаем – (-5).
  3.  Днём светло, а ночью?
  4.  Небо голубое, а трава?
  5.  Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? и т.д.

Всего в тесте 20 вопросов, они аналогичны предыдущим.  24 и выше – отличный результат, (-11) и выше – плохой результат.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24368. Возникновение науки. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей 104 KB
  Такой например характер имели геометрические знания древних египтян. Однако по мере развития практики наряду с отмеченными способами познания формируется новый способ построения знания. При таком методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики а заимствуются из ранее сложившихся систем знаний языка и применяются в качестве строительного материала при формировании нового знания. Таким образом в науке наряду с эмпирическими правилами и зависимостями которые знала и преднаука формируется особый тип знания теория...
24369. Античный этап развития науки: логика и математика 104 KB
  Первые европейские ученые и философы любители мудрости Фалес Анакасимен Анаксимандр Гераклит опираясь на факты и логику впервые мыслили вещи не фантастически а стремились к естественнонаучном безличному целостному описанию природы космоса мира. Осуществляя многочисленные наблюдения за поведением планет Солнца природных и общественных явлений используя также и мифологически воззрения от них полностью устраниться не удалось они пытались найти как общие законы изменения и устройства мира так и частные его характеристики....
24370. Наука средневековья. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого 114 KB
  Начало мира это сам Бог. В результате христианское учение постепенно стало приобретать форму рациональной теологии где определенное место отводилось вопросам познания устройства мира. Предельность конечность мира в пространстве включала геоцентризм Аристотеля и Птоломея и оттеняла космическую функцию Христа. Он как бы замещал исследование причинноследственных связей превращался в важнейший способ восприятия мира и выражения опыта развивал мышление позволяя превращать истины веры в зрительные образы.
24371. Формирование идеалов (математизированное и опытное, экспериментальное знание) науки Нового времени (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт) 127 KB
  это время становления новой современной науки. Этому способствовали как внутренние изменения самой науки уже Коперник и Кеплер свою гелиоцентрическую картину мира обосновывают с помощью математического расчета. Давление воды на лопатку движение деталей насоса кузнечного молота шелкопрядильной машины включали в себя непрерывную цепь механических причин и следствий ставших основой механической картины мира классического идеала науки.
24372. Формирование и соотношение естественных, технических и социально-гуманитарных наук: сходство и различия 106 KB
  Лпркшпрожю Развитие технических наук стимулирует развитие естествознания их взаимосвязь не прервалась и после выделения технической науки в отдельную область знания. В то же время существует большой разрыв между действительным применением результатов технической науки на практике и занятием самой этой наукой. С методологической точки зрения исследование в технической науке не сильно отличается от естественнонаучного исследования. Таким образом в научнотехнических дисциплинах необходимо четко различать исследования включенные в инженерную...
24373. Многообразие типов научного знания. Сущность и структура эмпирического знания 55 KB
  Материализация и первичное обобщение данных отражения в форме знания на основе правил соответствия узнавание сравнение измерение описание образуют эмпирические факты эмпирические объекты эмпирическую информацию. Эмпирические факты условно можно разделить на два вида: а факты в основание которых лежат не зависящие от субъекта явления например природные процессы и б факты созданные человеком например экономика экономические отношения. Эмпирические факты обладают большей степенью общности чем единичные данные но меньшей чем...
24374. Сущность и структура теоретического знания 52.5 KB
  Теория это высшая самая развитая форма организации научного знания дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенное области действительности объекта данной теории 77. С помощью этих знаковых образований языка теории возникает возможность более точно и глубоко судить о соответствующей изучаемой предметной области. Кроме того тот или иной вид теории определяется предметом и задачами исследования глубиной раскрытия сущности предметов и др. Также имеют место попытки поиска идеальной схемы...
24375. Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и категории) 116.5 KB
  Среди идеалов и норм можно выделить два взаимосвязанных блока: а собственно познавательные установки которые регулируют процесс воспроизведения в различных формах научного знания; б социальные нормативы фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития. Существует еще и такое мнение что в период нормального эволюционного периода развития науки возможно бессознательное использование многих научных идеалов и норм. Закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики...
24376. Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации знаний, исследовательская программа) 119.5 KB
  Функции научной картины мира как онтология форма систематизации знаний исследовательская программа По Радугину стр. 93 Становление понятия научной картины мира Вопрос о существовании научной картины мира и ее месте и роли в структуре научного знания впервые был поставлен и в определенной степени разработан выдающимися ученымиестествоиспытателями М.Планк в рамках обсуждения проблемы онтологических оснований научного знания поставил вопрос о существовании научной картины мира.