28145

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Доклад

Психология и эзотерика

Вопрос готовности ребёнка к школьному обучению начал решаться с перевода детей на обучение с 6ти лет. Важна задача не снабжения знаниями ребёнка а его развитие. Выделяется 3 аспекта зрелости: интеллектуальный – дифференцированное восприятие концентрация внимания аналитическое мышление способность постигать основные связи между явлениями – способность логического запоминания умение воспринимать образец развитие тонкой моторики и координации; эмоциональный – уменьшение импульсивных реакций возможность длительное время выполнять...

Русский

2013-08-20

26.85 KB

3 чел.

Вопрос 17. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

  1.  Учение олицетворяет для ребенка новый, взрослый образ жизни. В то же время стремление стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться. Школа привлекает многих детей, прежде всего, внешними атрибутами - портфель, тетрадки, перемены, отметки. В таком случае школа остается игрой, игрой во взрослость.
  2.  У детей может возникнуть негативизм, отрицательное отношение к своему еще вчерашнему прошлому. Мальчишки и девчонки с иронией относятся к тому, что совсем недавно они были маленькими и беспомощными. Это отношение распространяется на одежду, которую они носили, на старые игрушки и книжки. Дети смеются над тем, что занятия с пирамидками и кубиками, куклами и машинками доставляли им явное удовольствие. Игрушки, которые два-три года назад вызывали восторг и восхищение, теперь могут вызывать у них лишь скептическое удивление.
  3.  Готовность к школе - это не только желание, но еще и умение учиться. Кроме желания стать школьником для успешной учебы важно объяснить ребенку, чему и для чего он учится. Без понимания этого дети не смогут стать учениками в полном смысле этого слова.

Вопрос готовности ребёнка к школьному обучению начал решаться с перевода детей на обучение с 6-ти лет. Сторонники более раннего обучения ссылаются на опыт зарубежных стран, где дети начинают обучение с 5-6 лет. В Англии и Франции существует подготовительная ступень (для 5-6 лет) – дети не изучают конкретные предметы, а  преподаватели занимаются с ними разными видами деятельности, занятия построены в свободной манере общения. Важна задача не снабжения знаниями ребёнка, а его развитие.

Выделяется 3 аспекта зрелости:

  1.  интеллектуальный – дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление (способность постигать основные связи между явлениями) – способность логического запоминания, умение воспринимать образец, развитие тонкой моторики и координации;
  2.  эмоциональный – уменьшение импульсивных реакций, возможность длительное время выполнять неинтересные задания;
  3.  социальный – потребность ребёнка общения со сверстниками, умение подчинять своё поведение законам детских групп, способность исполнять роль ученика.

Американские исследователи интересуются в основном интеллектуальными особенностями ребёнка.

В отечественной психологии детальная проработка получила отражение в трудах Божович, Салминой, Кравцовой, Дубровиной, Эльконина.

В качестве показателей школьной готовности Салмина выделяет произвольность, личностные характеристики (особенности общения) и уровень сформированности семиотических функций (сформированность знаковой функции).

Позиция Кравцовой: основной акцент на роль общения в развитии ребёнка, выделяет 3 сферы, которые должны быть развиты – отношение к взрослым, отношение к сверстнику, отношение к самому себе.

Божович выделяет несколько параметров психологического развития: уровень мотивационного развития ребёнка, развитие произвольной сферы, развитие интеллектуальной сферы.

Учебная мотивация как ведущая возникает только тогда, когда отмирает предыдущий тип ведущей деятельности. Зоны ближайшего развития начинают развиваться в учебной деятельности наиболее интенсивно. Происходит трансформация игровой деятельности: к 6-ти годам в ней происходит увеличение количества правил. У дошкольников смысл игры в самом процессе, а у ребёнка семилетнего возраста становится важным результат игровой деятельности, ребёнок вступает в игру с целью выиграть. В игре появляются учебные мотивы, которые стимулируют игровую деятельность. Происходит смещение акцента с процесса на результат.  

2 группы мотива учения (по Божович):

- широкие социальные мотивы (потребность ребёнка в общении);

- познавательные мотивы, связанные с учебной деятельностью.

Сплав этих двух потребностей способствует возникновению у ребёнка нового отношения к окружающей среде – «внутренняя позиция школьника», которая выступает как критерий готовности к школьному обучению. Внутренняя позиция школьника представляет собой потребность в познании и потребность в общении со взрослым на ином уровне. При поступлении в школу у ребёнка существуют оба мотива, но один из них доминирует.

Доминирование социальных мотивов:

3 формы общения в дошкольном детстве:

- ситуативно-деловая (до 4-х лет) ребёнок сотрудничает со взрослым в игровой деятельности, взрослый выступает для ребёнка участником совместных действий, на первый план для ребёнка выходят деловые качества взрослых;

- внеситуативно-познавательная – взрослый становится источником новых знаний для ребёнка;

- внеситуативно-личностная – ребёнка интересует мир людей, человеческие отношения (складывается к школе); ребёнку важно, чтобы его отношение совпадало с тем, как относится к этому взрослый человек – совпадение оценок со взрослым.

Когда доминируют социальные мотивы, то познавательные мотивы выражены слабо. В школе ребёнка интересуют не знания, а отношения, ребёнку важно исполнять роль ученика. Для ребёнка очень важно получить оценку учителя – оценивание. Похвала учителя может являться очень большим стимулом для выполнения заданий. Ребёнок старается до тех пор, пока ему эта роль нравится. Но похвала учителя перестаёт оказывать на него мотивирующее воздействие. И если у ребёнка не складываются учебные мотивы, то он перестаёт быть успешным.

Доминирование познавательной мотивации:

Дети хотят много знать, овладеть чем-либо. В школу приходят подготовленными, замотивированными на то, чтобы знать ещё больше. Если ребёнку неинтересно то, о чём говорят на уроке, то он перестаёт слушать. После прослушивания на уроке не хочет выполнять домашнее задание. Если слабо развиты социальные мотивы, то ребёнок перестаёт быть успешным. Дети относятся к учению как к источнику интеллектуального удовольствия. Такие дети часто не принимают задачи, поставленные учителем.

Полноценная учебная мотивация должна включать познавательные мотивы и широкие социальные мотивы.

Старший дошкольник умеет выполнять сложные указания взрослых, способен планировать свои действия, не прибегая к взрослой речи. Произвольное поведение сильно развивается в игровой деятельности, при совместных действиях. Если 6-7-летний ребёнок не регулирует своё поведение, то это объясняется либо отсутствием мотивации, либо задержкой психического развития.

Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут стать существенным тормозом в учебной деятельности.

И только совпадение по срокам систематического обучения наукам в школе или дома с кризисом 6 - 7 лет - моментом, когда игра исчерпывает свои развивающие возможности и на смену ей приходит желание ребенка учиться и узнавать новое, приходит интерес к внешнему миру и готовность к обучению. Всё это будет способствовать тому, что учеба станет интересной, даст стойкие положительные результаты. Для успешной учебы ребенок должен не только понимать, чему и для чего он учится. Он должен хотеть учиться, чтобы узнавать новое.

В этом возрасте расширяется жизненное пространство ребенка. В общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными или бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, жизнью в других странах, происхождением планет и природных явлений. Это примеры расширения сферы интересов ребенка.

Новые знания появляются в результате общения с новым кругом взрослых - воспитатели, руководители кружков, врачи, продавцы, соседи, знакомые папы и мамы. Ребенок учится «как себя вести» в каждой ситуации. Происходит структурирование внутренней жизни ребенка, утрачивается детская непосредственность.

Появление у ребенка внутреннего мира сопряжено с появлением внутренних переживаний - радости, обиды, огорчения - и знания, что он их переживает: «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит».

«Я могу быть разным», - понимает ребенок и может сам создать себе какое-то состояние или цель: «Подкрадусь на цыпочках», «Рассержусь», «Напугаю», «Давайте веселиться», «Притворюсь». Во время кризиса семи лет собирается материал для построения собственного «Я»: ребенок уже может «захотеть и не заплакать», «не бояться», «попросить», «захотеть и понять, потом выучить», «не плакать и не кричать, а просто сказать».

Появляется новое звено между желанием что-то сделать и делом, а именно возможность оценить будущий поступок. Ребенок размышляет, прежде чем что-то сделать.

В период кризиса семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или «логика чувств». Иными словами, ребенок начинает понимать причинно-следственные связи.

Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, желание быть успешным возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и осмысления своих переживаний.

Итак, каковы предпосылки успешной адаптации к школе?

  1.  Умственная, интеллектуальная готовность.

К 6-и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские). Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь.

  1.  Эмоционально-социальная (личностная) готовность.

Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости (произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.

Если уровень школьной зрелости высок, кризис семи лет( на который наслаивается и адаптация к новой жизни), пройдет гладко, его признаки быстро (в течении 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если ребенок еще «не дорос» до школы лучше повременить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя серьёзные последствия.

Возможные неблагоприятные последствия

Нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз

Методы диагностики готовности к школе.

Внутренняя позиция школьника, для её исследования Гуткина предлагает 12 вопросов:

  1.  Ты хочешь идти в школу?
  2.  Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома)?
  3.  Какие занятия тебе больше нравились в детском саду? Почему?
  4.  Ты любишь, когда тебе читают книжки?
  5.  Ты сам(а) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
  6.  Какие у тебя любимые книжки?
  7.  Почему ты хочешь идти в школу?
  8.  Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или ты бросаешь её?
  9.  Тебе нравятся школьные принадлежности?
  10.  Если тебе разрешат пользоваться дома школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?
  11.  Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?
  12.  В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

10-12 вопросы более информативны. О сформированности внутренней позиции говорят ответы «учеником» на 11 и «урок» на 12 вопросы. Этих вопросов достаточно для определения сформированности внутренней позиции(+), несформированности(-), сомнительной(+ и -).

Показатель произвольности:

С одной стороны, произвольное поведение – это новообразование младшего школьного возраста. Но с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает учебной деятельности.

Для дошкольника особое значение имеет способность выполнять указания, сформулированные в речевой форме.

Развитие принятия речевой инструкции:

Младший дошкольник: Ребёнок не способен выполнять действия по словесной инструкции, его собственная речь только сопровождает действия, но не имеет регулирующего значения.

Средний дошкольник(5 лет ~): Речевые указания взрослых приобретают более устойчивое значение. Ребёнок в некоторой степени способен к собственной регуляции деятельности, но она очень несовершенна. Ребёнок направляет свои действия, проговаривает их вслух, но ему трудно наметить план действий.

Старший дошкольник: Умеет выполнять сложные указания взрослых. Способен планировать свои действия, не прибегая к взрослой речи.

Произвольное поведение сильно развивается в игровой деятельности, при совместных действиях.

Гуткина – доминирование познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребёнка. Методика: ребёнка приглашают в комнату, где расставлены игрушки, даётся 1-2 мин. Для рассмотрения. После предлагается послушать сказку (интересную для данного возраста, неизвестную для ребёнка). Чтение сказки прерывается на самом интересном месте, экспериментатор спрашивает ребёнка, что ему больше всего хочется: поиграть или дослушать сказку. Преобладание познавательного интереса – дослушать.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека:

Первоначально тест предложил Керн, а разработал Йирасек. Тест состоит из 3 заданий:

  1.  рисование мужской фигуры по памяти
  2.  срисовывание письменных групп
  3.  срисовывание точек

Результат каждого задания оценивается по 5-ти балльной шкале, где 1 – высший балл. Затем вычисляется суммарный итог по трём заданиям и если сумма баллов от 3 до 6 – уровень развития выше среднего, от 7 до 11 – средний, от 12 до 15 – ниже нормы (предлагается более глубокое исследование). Задания направлены на развитие моторики (тонкой) руки и координации зрения и движения руки. Тест предполагает получение результатов интеллектуального развития ребёнка (особенно 1 задание). Тест может применяться индивидуально, а может и в группе. Карандаш должен лежать посередине, на одинаковом расстоянии от обеих рук.

  1.  Инструкция к первому заданию: «Здесь нарисуй какого-нибудь мужчину так, как сможешь». Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена шеей, она не больше его, На голове есть волосы, или головной убор. Должны быть уши, на лице – глаза, рот, нос. Руки заканчиваются 5 пальцами, ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована синтетическим способом (контурным, сразу как единое целое). Аналитический способ – по частям. Это оценивается на один балл, при несоответствии этим требованиям, количество баллов увеличивается (5 баллов – отсутствует чёткое изображение туловища или обеих пар конечностей, или каракули). Тест даёт информацию об общем интеллектуальном уровне.
  2.  Срисовывание слов. Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно также. Хорошенько посмотри, как это написано и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». 1 балл - хорошо и полностью скопировал написанный образец, буквы могут превышать образец не более чем в 2 раза, буквы чётко связаны в слова. 5 баллов – каракули.
  3.  «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь рядом нарисовать точно так же». Оценка по баллам аналогична предыдущим сериям.

Йирасек – тест на осведомлённость. Вопросы:

  1.  Какое животное больше: лошадь(0 баллов) или собака(-5 баллов)?
  2.  Утром мы завтракаем, а в полдень? Обедаем, кушаем – (0), спим, полдничаем – (-5).
  3.  Днём светло, а ночью?
  4.  Небо голубое, а трава?
  5.  Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? и т.д.

Всего в тесте 20 вопросов, они аналогичны предыдущим.  24 и выше – отличный результат, (-11) и выше – плохой результат.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35310. Основи кримінального права України. оняття злочину та його ознаки 134 KB
  Кримінальне право як галузь права — це сукупність юридичних норм (кримінальних законів), встановлених найвищим органом законодавчої влади (Верховною Радою України) або всеукраїнським референдумом, що визначають, які суспільно небезпечні діяння є злочинами та які покарання підлягають застосуванню до осіб, що їх вчинили.
35311. Основи теорії держави та права. Правові відносини 94 KB
  Найхарактернішою ознакою соціальних норм є нормативність: по-перше, вони є правилами поведінки, тобто вказують, як варто себе вести у тій чи іншій конкретній ситуації; по-друге, вони є правилами загального характеру, для них характерна багаторазовість застосування, тривалість дії, невизначеність адресата (адресуються всім, хто може опинитись у визначених соціальними нормами умовах).
35312. Основи конституційного права України. Загальна характеристика органів державної влади в Україні 92 KB
  Верховна Рада є загальнонаціональним представницьким органом державної влади. Український парламент складається з 450 народних депутатів, які обираються на основі загального, рівного і прямого виборчого права шляхом таємного голосування строком на 5 років.
35313. Тема: Використовування програми Провідник Мета: придбати уміння і навик роботи з програмою Провідник.. 303.5 KB
  1 відкрити вікно теки диска D: і створити в ній скажімо теку Petrenko букви латинські; 2 перейменувати теку Petrenko в теку Петренко букви кирилиці; з теки диска D: скопіювати в теку Петренко якийнебудь файл або теку; 4 з теки диска D: перемістити в теку Петренко якийнебудь файл або теку; 5 видалити з теки Петренко переміщений туди файл або теку; відновити в теці Петренко видалений раніше об'єкт; 7 виділити в теці диска D: декілька суміжних об'єктів і скопіювати їх в теку Петренко; 8 виділити в теці...
35314. Тема: Створення зміна та видалення локальних облікових записів користувачів за допомогою MMC. 1.4 MB
  Індивідуальне завдання Зараз ви створите новий локальний обліковий запис користувача й призначите для неї пароль за допомогою категорії Облікові записи користувачів User ccounts. І нарешті ви видалите локальний обліковий запис користувача за допомогою категорії Облікові записи користувачів User ccounts. Клацніть Пуск Strt Панель керування Control pnel і Облікові записи користувачів User ccounts. У вікні Облікові записи користувачів User ccounts у розділі Виберіть завдання Pіck А Tsk клацніть Створення облікового запису...
35315. Резервування і ініціалізація памяті на асемблері 56 KB
  Одержати виконуваний файл програми з прикладу. Вивести на екран вікно регістрів процесора. Описати всі вхідні в це вікно регістри і прапори, а також їх призначення (письмово).
35316. Основи трудового права України. Підстави розірвання трудового договору 83 KB
  Трудовий договір укладається у письмовій або усній формах прийняття на роботу оформлюється наказом (розпорядженням) роботодавця.
35317. Основи цивільного та сімейного права України. Особисті немайнові права та обов’язки подружжя 96.5 KB
  Сімейне право - це галузь права, що врегульовує сімейно-шлюбні та прирівняні до них відносини. Сімейні відносини регулюються Сімейним кодексом (СКУ) та іншими нормативно-правовими актами.
35318. Основи аудиту, конспект лекцій 718.5 KB
  Аудиторська діяльність - підприємницька діяльність, яка включає в себе організаційне і методичне забезпечення аудиту, практичне виконання аудиторських перевірок (аудит) та надання інших аудиторських послуг.