28147

Динамика становления психологической культуры у субъектов образования

Доклад

Психология и эзотерика

Однако в психологической науке отсутствует целостное представление о данном феномене. Он выделяет следующие компоненты психологической культуры: Презентативный компонент его образует комплекс представлений о природе психики ее возможностях закономерностях функционирования; стереотипы восприятия понимания интерпретации психических феноменов в том числе индивидуальных особенностей психики. Другими авторами выделяются когнитивный процессуально – деятельностный и эмоциональнооценочный компоненты психологической культуры.

Русский

2013-08-20

73.5 KB

2 чел.

PAGE  4

Динамика становления психологической культуры у субъектов образования

Секция 5. Психологическая культура в современном образовании.

Карапетян Л.В.

(РФ,  г. Екатеринбург,

Уральский госуниверситет

karapetyanl@mail.ru)

На сегодняшний день в практике образования особое место отводится проблеме становления культуры субъектов образовательного процесса. Причем социально значимой характеристикой современного гражданина является психологическая культура, как неотъемлемая часть общей культуры. Однако в психологической науке отсутствует целостное представление о данном феномене.

Так, Куликов Л.В. считает, что психологическая культура - это совокупность имеющихся у индивида, группы или этноса представлений о психике, используемые формы регулирования и развития психики. Он выделяет следующие компоненты психологической культуры:

  1.  Презентативный компонент, его образует комплекс представлений о природе психики, ее возможностях, закономерностях функционирования; стереотипы восприятия, понимания, интерпретации психических феноменов, в том числе индивидуальных особенностей психики. Он включает в себя также представления о влиянии на личность социума, группы, семьи, представления о психическом здоровье, психических расстройствах и заболеваниях. В него входят также мифологические представления о психических явлениях, индивидуальных особенностях психики, иллюзии, предрассудки.
  2.  Регулятивный компонент, включает в себя способы контроля над психическими состояниями, процессами, функциями, способы психической регуляции поведения, деятельности, познания, общения, приемы восстановления уровня функционирования психических процессов, методы коррекции личности, отдельных психических качеств, профилактики и устранения психических расстройств, лечения психических заболеваний, методы сохранения психического здоровья.
  3.  Формирующий компонент образуют цели, принципы и методы развития психики, традиции ее развития и совершенствования. В формирующем компоненте важнейшее значение имеют ценностные ориентации на совершенствование психики, выбор предпочтительной модели строения и функционирования психики.

Другими авторами выделяются когнитивный, процессуально – деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты психологической культуры. Так же есть мнение, что структура психологической культуры включает в себя когнитивный, конструктивный, организационный, коммуникативный, социально-перцептивный, мотивационный, рефлексивнцй и ценностно-смысловой компоненты. Различают так же внешнюю и внутреннюю сторону психологической культуры.

Множественность представлений о структуре психологической культуры свидетельствует о том, что данный феномен является сложным, многоаспектным образованием. И именно этим может быть вызвано отсутствие единства в определении понятия.

О.И Мотков рассматривает психологическую культуру как актуализированный культурно-психологический потенциал личности, под которым понимается комплекс культурно-психологических стремлений.

Т.Е. Егорова психологическую культуру предлагает понимать как совокупность культурно – исторических способов человеческой деятельности по восприятию и произвольной регуляции индивидом осуществляемых и переживаемых им психических процессов, эмоциональных состояний и состояний сознания, включая поведенческие акты.

Е.А. Климов анализирует психологическую культуру как часть общей культуры человека, предполагающую освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использование этих знаний в обыденной жизни, самообразовании и профессиональной деятельности.

Л.С. Колмогорова отмечает, что психологическая культура является важной составляющей персональной культуры человека, позволяющей ему эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни, способствующей успешной адаптации и саморазвитию.

Если же говорить о показателях сформированности психологической культуры, то в трудах представителей современной психологической науки в совокупности их насчитывается более 20.

Все эти определения, безусловно, позитивный вклад в понимание психологической культуры, ее структуры и содержания, однако, несмотря на множественность трактовок, до сих пор данное понятие, на наш взгляд, отличает аморфность и излишняя расчлененность. В своей работе мы не претендуем на преодоление этой проблемы, поэтому для реализации заявленной цели будем придерживаться понимания психологической культуры как определенного уровня развития и регулирования психологического аспекта жизнедеятельности, соответствующего ступени образовательной среды. Мы выделяем базовый, личностно-социальный и профессиональный уровни психологической культуры (см. рис.1). Психологическая культура проявляется как в сформированности представлений, адекватных требованиям образовательной среды, так и в формах практического использования имеющихся представлений о психике, в способах формирования психических качеств как у себя, так и у окружающих. Носителями, обладателями психологической культуры могут быть разные субъекты образования: дошкольник, школьник, студент.  

Этапы становления психологической культуры субъектов системы образования:

  1.  Дошкольное образовательное учреждение. В Екатеринбурге лишь в нескольких дошкольных учреждениях ведется ознакомление детей с психологией как с учебным предметом. Их опыт показывает, что если задача психологического сопровождения дошкольников в меру возможностей решается штатными психологами детских садов, то проблема знаниевого погружения детей в загадочный мир психики остается открытой и наименее разработанной в области дошкольного образования. Эта проблема отдается на откуп компетентности и креативности людей, которые заинтересованы в ее решении. И решает ее каждый самостоятельно, полагаясь на собственный опыт и интуицию. Тогда как обучение ребенка дошкольника другим образовательным дисциплинам строится на основании научно разработанных, апробированных и утвержденных программ. Однако нельзя не учитывать, что восприятие ребенком предметного мира и мира социального  - это разные психические процессы, регулируемые определенного рода закономерностями. Малыш понимает и принимает социальный мир по-особенному, он создает собственную картину этого мира, и задача взрослых – помочь ему сделать это восприятие эмоционально окрашенным, информативным и деятельностным. Поэтому поскольку дошкольное учреждение является образовательным, а психологическая культура – ядро психологического образования, то, естественно, что занятия по психологии с дошкольниками должны быть направлены на формирование психологической культуры, а вернее, аспектов психологической культуры, адекватных данному возрасту. Элементарные нравственные представления, простейшие навыки поведения, смыслы и установки, сформированные у ребенка в этот период, под воздействием процесса обучения должны превратиться в высшие психические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм. Разработанная нами программа обучения дошкольников психологии направлена на формирование такого аспекта психологической культуры, как стремление к самопознанию. Она рассчитана на то, чтобы активизировать в детях те ресурсы, которые позволят ему не просто успешно адаптироваться к процессу обучения в школе, а, осознавая ответственность, управлять поведением, выбирать стратегию учения, адекватную своим личностным особенностям.

Программа носит название «Мир начинается с меня» и состоит из 4 взаимосвязанных блоков, способствующих формированию целостного представления ребенка о себе, индивидуальных и универсальных эффективных способах взаимодействия с окружающей действительностью:  «Я – особенный», «Мир внутри меня», «Мир вокруг меня» и «Я – часть мира». Каждый блок является, с одной стороны, логически связанным с другими, а с другой – самостоятельным, что позволяет использовать эти блоки как комплексно, так и по одному (в том случае, если ребенок пропустил занятия в рамках одного блока, он безболезненно может включаться в остальные). Программа задумана как сквозной курс для детей от 3 до 6 лет, рассчитана на 3 учебных года и структурирована таким образом, что один блок занимает время одной учебной четверти. Проводится занятия в малых группах (6 –8 человек) два раза в неделю.

Целесообразным будет в дошкольном возрасте воздействие на такие аспекты психологической культуры, как развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, развитие его коммуникативных способностей или формирование нравственного облика.

Выбор цели может быть обусловлен следующими моментами:

  •  «проблемная зона» данного возрастного периода;
  •  концептуальная модель ДОУ;
  •  «заказ», исходящий от родителей дошкольников;
  •  особенности эмоционально-психологического климата в группе.

II. Школа. Цель психологии как учебной дисциплины в школе – формирование базовой психологической культуры учащихся. Понятие базовой психологической культуры упоминается в трудах Л.С. Колмогоровой. Однако она отмечает, что данное понятие как целевой ориентир образования требует разработки и операционализации во всех его аспектах и выделяет 20 показателей сформированности данной категории, таких как осознание различий научной, паранаучной и житейской (обыденной) психологии, освоение эмпирических и теоретических понятий, представлений из различных отраслей психологии, познание себя, своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей, необходимых для выбора профессии, самосовершенствования, самореализации, и др.

Мы под базовой психологической культурой понимаем совокупность психологических представлений и знаний, направленных на формирование осознаваемой и активной жизненной позиции личности школьника. В зависимости от ступени школьного обучения учащиеся приобретают знания о факторах и компонентах самооценки, о познавательных психических процессах, об особенностях характера и темперамента, об особенностях взаимодействия между людьми, о психологических особенностях, влияющих на выбор профессии, о психологических основах интимных взаимоотношений и семейной жизни, о необходимости формирования и способах повышения уровня психологической культуры.

Так, в младшей школе содержание психологии как учебной дисциплины должно определяться необходимостью стабилизации самооценки и иметь ярко выраженную направленность на повышение адаптационных ресурсов ребенка с тем, чтобы учебный процесс  не воспринимался ребенком как психотравмирующий, чуждый, насаждаемый извне. Психология должна способствовать органичной интеграции ребенка в образовательную среду.

В среднем звене основной ориентир построения логики учебного курса по психологии – принцип социосообразности, т.е. на уроках по психологии дети знакомятся со сложным миром человеческих отношений, учатся понимать самих себя, друг друга и окружающих людей, расширяют свой социально-ролевой поведенческий репертуар.

В старших классах повышается значимость научных фактов и психологических феноменов. Знакомство с фактологией и феноменологией психологической науки повышает общий культурный уровень старшеклассников, расширяет их кругозор, формирует мировоззрение.  Происходит подлинное осознание «полезности» и значимости психологического знания для личностного роста, гармонизации межличностных отношений, выбора направления профессионализации, формирования жизненной позиции.

На любой ступени школьного обучения основной мишенью психологии как учебной дисциплины является личность учащегося как субъекта обучения и жизнедеятельности. Поэтому, несмотря на необходимость овладения научной информацией, психология является предметом личностно-ориентированного типа.

  1.  Учреждения системы высшего профессионального образования. На данной ступени системы образования психология становится дисциплиной, содержание и формы обучения которой определяются Государственным Образовательным Стандартом. В зависимости от значимости психологии для подготовки специалиста различают следующие типы образовательных учреждений:
    1.  Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов для работы в системах «человек – техника», «человек – природа»,  «человек – знак».
    2.  Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов для работы в системе «человек – человек».
    3.  Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку профессиональных психологов.

В первом типе высших учебных заведений целью обучения психологическим дисциплинам является формирование психологической грамотности, как части психологической культуры. Психологическая грамотность нами понимается как осведомленность в психологических понятиях, теориях, проблемах, а также информированность об эффективных способах применения психологических знаний в профессиональной деятельности. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д., необходимыми для эффективного выполнения профессиональной деятельности.

    Для осуществления педагогической, юридической, управленческой и др. видов деятельности в сфере «Человек – человек» одной психологической грамотности будет явно недостаточно. Поэтому целью обучения психологическим дисциплинам во втором типе высших образовательных учреждений является формирование психологической направленности личности, под которой мы, вслед за Л.С. Колмогоровой, понимаем направленность на внутренний, душевный, психический мир человека, выраженный и устойчивый интерес к нему, активное стремление строить отношения и деятельность на основе учета психологических особенностей людей. Для психологической направленности характерно то, что человек, его внутренний мир стоят как бы в центре индивидуальной системы ценностей специалиста как субъекта труда. Т.е. психологическая позиция превалирует над дидактической, правовой, управленческой и др. Так, педагог, ориентируясь на гуманистическую парадигму, не станет отрицать значимости знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе обучения, но сам процесс овладения ими сделает интересным, увлекательным, безопасным для психического здоровья учащихся. Врач, выбирая способ лечения больного, будет учитывать такие его личностные особенности, как тревожность, оптимистичность, эмоциональная стабильность и др., а так же выяснять психологическую детерминанту развития болезни.

Показателем сформированности психологической направленности является устойчивое, осознаваемое, положительное отношение к другому, как к самостоятельной, равноценной, уникальной личности. Такое отношение называется гуманистическим. Для психолога психологическая грамотность и психологическая направленность являются необходимыми условиями профессионального становления. Однако для эффективного осуществления профессиональной деятельности ему необходимо нечто большее, а именно психологическая компетентность, являющаяся вершиной, пиком развития психологической культуры. В определении психологической компетентности мы придерживаемся определения, данного М. А. Холодной, которая считает, что компетентность — это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Психологическая компетентность не сводится к набору знаний специалиста, а означает возможность на основе психологического знания эффективно решать какую-либо психологическую задачу, проблему. Помимо определенной системы знаний, психологическая компетентность включает в себя развитую интуицию и соответствующую гибкость в действиях психолога, а также сформированное психологическое мышление. Однако здесь возникает вопрос: какой процент выпускников психологических факультетов действительно обладает психологической компетентностью? А какой процент выпускников других типов высших профессиональных учебных заведений демонстрирует развитую психологическую грамотность и сформированную психологическую направленность? Вариативность ответов очевидна, и, тем не менее, часть из них вряд ли приблизится к заветной цифре 100. Можно перечислять разные причины низких результатов. На наш взгляд основной причиной является противоречие между используемыми методами обучения и потребностями, предпочтениями студентов, их ожиданиями от изучения психологии. Наверняка, это противоречие не ново для системы обучения, и на протяжении многих веков педагоги стремятся научить, задействовать, заставить «студенческое племя», дабы подготовить профессионалов, достойных, компетентных граждан, а сами студенты, хотя и не возражают против этого, стремятся к наименьшей затрате при этом временных и энергетических ресурсов. Скорее всего, это противоречие относиться к разряду закономерных для системы обучения, а скепсис при размышлении над этим вопросом неуместен, хотя и не случаен. Но все-таки тревожит сохранение потребительско  - дистантных отношений между студентами и наукой, педагогами, методами преподавания психологии. Может все-таки пришло время преподавателям прислушаться к голосам студентов, не идти на поводу, а именно прислушаться, внести что-то новое в содержание своих лекций, чтобы увлечь, показать возможность применения психологического знания, продемонстрировать практическую социальную и профессиональную значимость, дать ее ощутить, почувствовать радость, если получилось?! Может возможно построить по-новому годами проводимое семинарское занятие, провести интересный и полезный практикум, отказавшись от наработанных стереотипов, дать возможность проявлению творчества, креативности и самому себе и студентам?! И неправда, что студенты – неблагодарный и ленивый народ, и с каждым годом он становится все неблагодарнее и ленивее. Речь не идет, конечно, о совершенстве и безупречности, но и недостатки не так уж удручающи.

Таким образом, поднимаясь по ступеням образования, начиная с дошкольного образовательного учреждения и заканчивая вузом, знакомясь с миром психологической науки, субъект обучения имеет реальную возможность стать истинным носителем психологической культуры.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Карапетян Лариса Владимировна

Доцент,  кандидат психологических наук.

Место работы:

Уральский государственный Университет им. А.М. Горького,

Кафедра общей психологии и психологии личности.

Адрес для переписки:  г. Екатеринбург, ул. Крестинского, дом 59, кор. 1, кв. 59.

Телефоны: 8 (343) 261 54 06; 8 (343) 251 67 45 (раб); 8 (343) 220 90 83 (дом).

E-mail:karapetyanl@mail.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40133. Определители 69 KB
  Каждой матрице Аijnn можно сопоставить число det= = R – определитель матрицы А nго порядка. 4 Если уже введено понятие определителя n1ого порядка то взяв за основу I строку получаем: а11А11а12А12а1nА1n= Mij – det n1ого порядка. Отличие – умножается вся строка – умножается одна строка или столбец Свойства det: 1 При замене строк столбцами т. 3 Если элементы 2х строк равны то det=0.
40134. Системы линейных алгебраических уравнений. Условие существования решения, решение систем по формулам Крамера и методом исключений, фундаментальная система решений 130 KB
  Условие существования решения решение систем по формулам Крамера и методом исключений фундаментальная система решений. СЛАУ называется система nго порядка: 1 СЛАУ можно представить в виде матрицы АХ = В где – известные коэффициенты системы 1 – известные правые части системы 1 – неизвестные искомые величины Набор nмерный набор называется решением СЛАУ если при подстановке их вместо соответствующих неизвестных каждое из уравнений системы превращается в истинное равенство набор удовлетворяет 1. Если система...
40135. Линейные пространства. Аксиоматика, примеры (линейные пространства строк из n чисел, т*n-матриц, непрерывных на отрезке функций). Размерность, базис и система координат в Rn разложение по базису. Евклидово пространство 147.5 KB
  Евклидово пространство. Векторное линейное пространство Непустое множество элементов называется векторным пространством над полем лямбда если выполняется следующие аксиомы: I. – пространство строк из n чисел xyx1y1xnyn x=x1 xn =00 =x x=1x=x1xn = вещественное пространство является векторным. – нулевая матрица 0=А1А = – векторное пространство.
40136. Пределы и непрерывность. Числовая последовательность и ее предел. Определение функции, ее непрерывность на языке эпсилон-дельта и языке пределов, равномерная непрерывность 165 KB
  Обратное не верно: xn=nsin n неограниченная не бесконечно большая Функция Функцией y = fx называется закон по которому каждому значению xDfR ставится в соответствие единственное действительное число yR. Функция может быть задана аналитически то есть формулой таблично или графически. y=x2 Если функция задана таблично то чтобы найти значение функции для промежуточных значений аргумента применяют интерполяцию заменяя функцию линейной квадратичной на участке между двумя значениями аргумента. Например fx0=0 = 3  O1...
40137. Производная функции одной переменной. Определение, ее геометрический смысл, простейшие правила вычисления производной (производная от функции, умноженной на константу, от суммы функций, от произведения функций, частного и степени). Производная сложной фун 140 KB
  Производная функции одной переменной. Определение ее геометрический смысл простейшие правила вычисления производной производная от функции умноженной на константу от суммы функций от произведения функций частного и степени. Производная сложной функции. Если предел  и конечен то его значение называют производной функции f в т.
40138. Дифференцирование функций многих переменных: производная по направлению, частные производные, дифференциал, Производная от сложных функций, градиент, направления убывания, геометрический смысл градиента 141 KB
  Если то функция называется дифференцируемой по x в точке x0 y0. 1 2  для  0  0:  x yDz  Ox0 y0 {x0 y0}: zx y  O Значение lim не должно зависеть от способа стремления точки x y к точке x0 y0: на плоскости для функции нескольких переменных При разных  получаем разные значения lim  lim не . Непрерывность Функция zx y называется непрерывной в точке x0 y0 если: 1. Если функция z = zx y дифференцируема в точке по совокупности аргументов то она непрерывна в этой точке.
40139. Определенный интеграл и его геометрический смысл (задача о площади криволинейной трапеции). Приближенное вычисление определенных интегралов, формулы трапеций и Симпсона 165.5 KB
  Пусть функция у = fx определена на отрезке [а b]. Обозначим через На каждом из сегментов выберем произвольные точки и составим интегральную сумму: Обозначим – диаметр разбиения если  конечный не зависящий от способа разбиения отрезка [а b] и выбора точек то его значение называется определенным интегралом от функции fx его обозначение а функция fx называется интегрируемой по Риману на [а b]. Если функция fx интегрируема на [а b] то она ограничена на этом сегменте. ДОКВО Если функция fx не ограничена на [а b] то...
40140. Приведение задач линейного программирования к каноническому виду. Методы искусственного базиса 66 KB
  Основная теорема ЛП: если задача ЛП имеет решение то целевая функция достигает экстремального значения хотя бы в одной из угловых точек многоугольника решений. Таким образом с теоретической точки зрения решение задачи ЛП выглядит следующим образом: можно найти все угловые точки многоугольника решения высчитать в них значение ЦФ выбрать наибольшее наименьшее. процесс нахождения угловых точек сравним по трудности с решением исходной задачи. В этом заключается основная идея СМ которая предполагает: 1 уметь находить первоначальное базисное...
40141. ОПТИМАЛЬНЫЕ ЛИНЕЙНЫЕ ФИЛЬТРЫ СИГНАЛОВ НА ФОНЕ ПОМЕХ 1.62 MB
  Смысл слова выделение сигнала совпадает с понятием оценки сигнала. Пусть имеется сумма сигнала и шума: 6.1 Требуется чтобы оценка сигнала являющаяся откликом на воздействие t рис.