28148

Уровни нравственного развития личности (по Колбергу)

Доклад

Психология и эзотерика

Ребёнка любят и он это чувствует. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. Ребёнок считает что мир – это уютное место а люди любят ребёнка людей можно любить и им можно доверять. 2 готовность ребёнка без тревоги и гнева переносить исчезновение матери из поля зрения.

Русский

2013-08-20

128 KB

95 чел.

Уровни нравственного развития личности (по Колбергу).

В процессе развития дети каким-то образом выучиваются различать добро и зло, хорошие поступки от дурных, великодушие и эгоизм, сердечность и жестокость. Существует несколько теорий относительно того, как дети усваивают моральные нормы. И надо сказать, что единения авторов по этому вопросу не наблюдается. Приверженцы теории социального научения считают, что дети усваивают мораль благодаря регулирующему воздействию со стороны взрослых, поощряющих или наказывающих детей за различные виды поведения – соответствующие или не соответствующие требованиям морали. Кроме того, важную роль играет подражание детей моделям поведения взрослых. Другие психологи считают, что мораль развивается как защита против тревоги, связанной с опасением потерять любовь и одобрение родителей. Существуют и другие теории. (необязательно учить, просто иметь в виду).

Развитие нравственности тесно связано с когнитивным развитием. Поэтому для формирования нравственности человеку необходимо быть когнитивно развитым.

В процессе жизни человек проходит путь от эгоцентричного отношения к окружающим, при котором он оценивает поступки с точки зрения тех норм, которые устанавливают взрослые, к более гибкой позиции, и в этом случае он опирается на собственные критерии при суждении поступков.

Свою теорию Лоуренс Колберг разработал в 80-е годы. Колберг предлагал своим испытуемым, в состав которых входили дети, подростки и взрослые, короткие рассказы нравственного характера. После прочтения рассказов испытуемые должны были ответить на некоторые вопросы. В каждом рассказе главный герой должен был решить нравственную проблему – дилемму. Испытуемого спрашивали, как бы он в этой ситуации разрешил эту дилемму. Колберга интересовали не сами решения как таковые, а обоснования решений.

Пример дилеммы:

Одна женщина умирала от редкой разновидности рака. Только одно лекарство могло бы ее спасти. Это лекарство – препарат радия, который изобрел местный аптекарь. Изготовление лекарства стоило аптекарю очень дорого, но за готовое лекарство он запрашивал цену в 10-кратном размере превышающую стоимость затрат. Чтобы купить лекарство, нужно было заплатить 2000 долларов. Муж женщины, которого звали Хайнц, обойдя всех своих друзей и знакомых, сумел собрать 1000 долларов, то есть половину требуемой суммы. Он попросил аптекаря снизить цену или продать ему лекарство в кредит, потому что жена умирает и лекарство ей необходимо срочно. Но аптекарь ответил: «Нет. Я открыл это лекарство и хочу сделать на нем деньги». Муж женщины пришел в отчаяние. Ночью он взломал дверь и украл лекарство для жены».

Испытуемых спрашивали: «Должен ли был Хайнц воровать лекарство? Почему?», «Был ли прав аптекарь, назначив цену, во много раз превышающую себестоимость лекарства? Почему?», «Что хуже – позволить человеку умереть или украсть ради его спасения? Почему?».

Конечно, люди по-разному отвечали на поставленные вопросы.

Проанализировав их ответы, Колберг пришел к выводу, что в развитии моральных суждений можно выделить определенные стадии. По началу люди в своём развитии опираются на внешние критерии, а затем на личные критерии. Он выделил 3 основных уровня морального развития (преднравственный, конвенциональный, и постконвенциональный) и 6 стадий – по две стадии на каждом уровне.

Уровень 1. Преднравственный. Основанный на наказании и поощрении (4-10 лет). Поступки определяются внешними обстоятельствами и точки зрения других людей не учитываются.

1-я стадия – Стремление избежать наказаний и быть послушным. Ребенок считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать наказания. Суждение выносится в зависимости от последствий. Пример разрешения  дилеммы: Хайнц должен был купить лекарство. Он украл, его должны наказать. Суждения не учитывают личность.

2-я стадия – ориентация на полезность. Стремление к получению личной выгоды. Характер рассуждений таков: нужно подчиняться правилам ради получения вознаграждения или личной выгоды. Пример разрешения  дилеммы: если Хайнц не хочет потерять супругу, он должен украсть лекарство. Жена ему нужна. Люди имеют ценность, если представляют интерес.

Уровень 2. Конвенциональный. Основанный на социальном согласии (10-13 лет). Придерживаются определенной условной роли и при этом ориентируются на принципы других людей.

3-я стадия – Ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны других людей (быть "хорошим мальчиком" или "хорошей девочкой"). Человек считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать неодобрения или неприязни со стороны окружающих людей. Пример разрешения  дилеммы: ничего плохого в том, что Хайнц украл, нет. Он – хороший муж  Ценность человека определяется тем, какие чувства он вызвал.  

4-я стадия – Ориентация на авторитет. Мораль, поддерживающая власть и закон. Рассуждения: нужно подчиняться правилам, чтобы избежать осуждения со стороны законных властей и последующего чувства вины. Пример разрешения  дилеммы: Супружество – это обязательство, и Хайнц должен спасать жену, но и закон должен выполнять.

Уровень 3. Постконвенциональный (13 лет и >). Основанный на  принципах. Истинная нравственность возможна только  на этом уровне. Человек судит исходя из собственных критериев. Должен быть высокий уровень способности к рассуждению.

5-я стадия – Ориентация на общественный договор, индивидуальные права и демократически принятый закон. Человек считает, что нужно соблюдать законы данной страны ради всеобщего благосостояния. Пример разрешения  дилеммы: Если Хайнц не достанет лекарство, то жена погибнет. Бывают случаи, когда можно нарушить закон. Ценность человека определяется его правами.

6-я стадия – Ориентированная на общечеловеческие нравственные нормы, законы свободной совести каждого человека. Люди считают, что нужно следовать универсальным этическим принципам, независимо от законностей и мнения других людей. Пример разрешения  дилеммы: жизнь каждого человека выше всех принципов. Кража нравственно оправдана. Жизнь ради жизни.  

Каждая последующая стадия основывается на предыдущей. Преобразует её и включает в себя. Люди в любой культурной среде проходят все стадии в одном и том же порядке. Многие люди не переходят 4 стадию. 6-ой стадии достигает меньше 10% людей старше 16. Проходят в разной скорости и потому границы возраста условны. По американским исследованиям развитие нравственности заканчивается к 25 годам.

Теория Колберга встретила множество как восторгов, так и возражений. Было доказано, что в западных странах развитие моральных принципов людей проходит через эти стадии. Но Колберг не учитывал культурные различия, определяющие специфику господствующей морали в различных обществах. Кроме того, шкала Колберга измеряет моральные установки, а не конкретное поведение, хотя никто не будет отрицать, что существует огромная разница между тем, как человек предполагает поступать и как он на самом деле поступает в ситуации морального выбора – когда он вынужден спасать жизнь дорогих ему людей или свою собственную. Как бы ни были высоки нравственные принципы человека, но в ситуации нравственного кризиса он может переступить через них ради спасения жизни.

Теория психосоциального развития (Э. Эриксон).

Эрик Эриксон родился в 1902 году в Германии. Умер в возрасте 91 года в  1994 году в Америке. Последователь З.Фрейда. Э.  Эриксон  создал  психоаналитическую концепцию  об  отношениях «Я» и общества.  Вместе  с  тем,  его концепция  -  это концепция детства.

Эрик Эриксон разработал модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. Эта психологическая концепция развития личности показывает тесную связь психики человека и общества.

    Помимо исследований клинического характера Э. Эриксон  проводил полевые этнографические  исследования воспитания детей в  двух индейских племенах  и сравнивал  их с воспитанием детей в городских семьях США. Он обнаружил,  что   в  каждой  культуре  имеется  свой   особый   стиль материнства,  который  каждая мать воспринимает  как единственно правильный. Однако,  как  подчеркивал  Э. Эриксон, стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит -  его племя, класс или каста. По мнению Э. Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие  данному обществу  ожидания, которые индивид может оправдать  или  не  оправдать, и  тогда  он либо включается  в общество, либо отвергается им.  Эти соображения  Э. Эриксона легли  в основу двух наиболее  важных  понятий его  концепции – «групповой  идентичности» и

«эгоидентичности». Групповая идентичность формируется  благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную  группу,  на  выработку  присущего  данной  группе  мироощущения. Эгоидентичность формируется параллельно с  групповой идентичностью и создает у субъекта  чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

    Формирование эгоидентичности  или, иначе говоря,  целостности  личности продолжается на  протяжении  всей  жизни человека  и  проходит  ряд  стадий.

    Решение задач на каждой стадии, по Э. Эриксону,  сводится  к установлению определенного  динамического  соотношения  между  двумя  крайними  полюсами. Развитие личности - результат борьбы этих крайних возможностей. Достигаемое на каждой   стадии   равновесие   знаменует   собой  приобретение  новой  формы эгоидентичности и открывает возможность  включения субъекта в  более широкое социальное   окружение.  

    Переход  от  одной  формы  эгоидентичности  к другой  вызывает  кризисы идентичности.  Кризисы,  по  Э.Эриксону,-  это  не  болезнь   личности,  не проявление  невротического  расстройства, а  «поворотные  пункты»,  «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис,  и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Таким образом, по Э.Эриксону важным психологическим механизмом, включающим человека в общество, является жажда социального признания. В самой природе человека существует потребность психосоциальной идентичности. На протяжении жизни человека наблюдается сильное стремление человека к приобретению социальной идентичности. Идентичность личности – важнейшая характеристика целостности личности, так как отождествление себя с разными социальными группами является одним из центральных моментов в личности. Потеря идентичности приводит к трагическим последствиям, даже к гибели личности.

Эрик Эриксон выделил 8 стадий развития личности от рождения до смерти.

  1.  Доверие или недоверие.

Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду в новых впечатлениях, он осваивает мир.

На этой стадии, как и на всех последующих стадиях, есть два пути развития: позитивный и негативный.

Позитивный путь:

1) ребёнок получает всё, что хочет. Ребёнка любят и он это чувствует. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. С ребёнком разговаривают, его ласкают, баюкают. Ребёнок считает, что мир – это уютное место, а люди любят ребёнка, людей можно любить и им можно доверять. Чувство доверия не зависит от количества пищи.

2) готовность ребёнка без тревоги и гнева переносить исчезновение матери из поля зрения.

Итог позитивного пути: У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения с другими людьми, оптимизм.

Если бы маленький ребенок умел говорить, он бы сказал: «Я любим», «Я чувствую заботу, надёжность».

Негативный путь:

  1.  когда ребёнок не получает должного ухода, не видит любви, заботы, ребёнок отвергается матерью. Часто это дети, отвергнутые в семье. У ребёнка вырабатывается недоверие, подозрительность, боязливость по отношению к миру и к людям, возникает опасение за своё благополучие. Эта установка будет проявляться и на более поздних стадиях личностного развития.

Чувство недоверия может усилиться в следующих случаях:

а) ребёнок перестаёт быть для матери центром внимания; например, мать возвращается к тем занятиям, которые оставила (возобновляет карьеру);

б) рождение следующего ребёнка, мать переключает внимание на другого (младшего) ребёнка;

в) родители придерживаются противоположных принципов воспитания (таким образом, внимание родителей удалено от ребёнка, они спорят между собой, как воспитывать ребёнка, один делает одно, а другой – иное);

г) родители чувствуют себя неуверенно в новой роли (нет опыта);

Итог негативного пути: Формируется недоверие к другим людям, которое ребёнок несёт в другие, последующие стадии развития, недоверие – это груз, оно мешает развиваться, пессимизм.

«Я заброшен, обо мне не заботятся».

Содержание конфликта: «Хочу быть любимым, но это не получается». У младенца острая депрессия, ребёнок уходит в себя и перестаёт реагировать на окружающих.

Проявление конфликта: Конфликт может выражается в психосоматических заболеваниях. У ребёнка поднимается температура тела, появляется сыпь, кашель, боли, ребёнок плачет, у него болит живот.

На этой стадии идёт формирование первого уровня идентичности и первых механизмов психологической защиты. Вырабатываются:

  1.  механизм проекции – приписывание окружающим собственных свойств, это чаще отрицательные свойства;
  2.  механизм интроекции – вбирание в себя источников внешних положительных состояний. Эти источники – родители, те, кто ухаживает за ребёнком, интроекция образов родителей – это первая ступень формирования идентичности.

Динамика  соотношения между доверием и  недоверием к миру определяется  не  особенностями кормления, а  качеством ухода  за ребенком, наличием  материнской любви и нежности,  проявляющейся в заботе о  малыше.  Важным  условием при  этом является уверенность матери  в своих  действиях.  

2. Самостоятельность или нерешительность

        Эта стадия охватывает второй и третий годы жизни. Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и  отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она  начинается  с того  момента, как ребенок  начинает ходить.  Возрастающее   чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового доверия к миру. Контроль  со  стороны родителей  позволяет сохранить это чувство  через ограничение растущих  желаний  ребенка  требовать,  присваивать,  разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.

До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людях. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная система и речь, они начинают исследовать своё окружение и взаимодействовать с ним более независимо.

Ребёнок переживает окружающую действительность, он вторгается в мир, перед ним встают новые социальные задачи. У ребёнка развивается самостоятельность. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.

Позитивный путь: 

Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка (ребёнок сам одевается, завязывает шнурки и т.д.). В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает свободу, его свобода ограничена.

Итог позитивного пути:

1) у ребёнка появляется самостоятельность; автономия;

2) у ребёнка вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой;

3) закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества;

4) вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки;

5) воля.

«Мама, посмотри, как здорово получается. Я владею своим телом. Я умею контролировать себя».

Негативный путь:

1) родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки);

2) либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии.

Итог негативного пути:

  1.  у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других;

2) закрепляется чувство стыда перед другими;

3) свой гнев ребёнок обращает на себя, желая исчезнуть;

4) закладываются основы скованности поведения,  малой общительности, постоянной  настороженности.

«Моё тело плохое и сам я плохой», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю».

Это деструктивный, разрушающий путь.

Содержание конфликта: «Хочу быть самостоятельным, но боюсь, что у меня не получится».

Проявление конфликта: страх принятия решений, не владение аффектом, двигательная заторможенность, нерешительность.

Идентичность (формирование психосоциальной идентичности): когда ребёнок прыгает, бегает, он хочет обрести социальный статус того, кто хорошо бегает, высоко прыгает.

Если из этой стадии ребёнок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовётся на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребёнок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем.

 Борьба  чувства  независимости  против  стыда  и  сомнения  приводит  к установлению соотношения между способностью сотрудничать с  другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии  складывается подвижное равновесие между  этими  противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие взрослые не будут, управляя ребенком  чрезмерно,  подавлять  его  стремление  к автономии.  

3. Предприимчивость или чувство вины.

Эта стадия обычно приходится на возраст от четырёх до пяти лет.

Ребенок  жадно  и активно  познает  окружающий  мир; в  игре, создавая   воображаемые,   моделирующие   ситуации,   ребенок  совместно  со сверстниками  осваивает  «экономический  этнос  культуры»,  то  есть  систему отношений между людьми в процессе производства. В результате этого у ребенка формируется  желание   включиться в реальную совместную со взрослыми деятельность, выйти из роли маленького.  Но  взрослые остаются для  ребенка всемогущими и непостижимыми,  они могут пристыживать  и наказывать.  

В это время социальный мир ребёнка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков.

Дошкольник уже приобрёл множество физических навыков, он умеет ездить на трёхколёсном велосипеде, умеет бегать, резать ножом и т.д. Ребёнок начинает придумывать себе занятия. Он начинает интересоваться трудом других людей, пробует новое. Ребёнок становится очень любознательным, энергичным, развивается его познавательная активность, у ребёнка формируются представления о  том, каким он может стать человеком, границы дозволенного.

Позитивный путь:

  1.  взрослый поощряет инициативу ребёнка, когда ребёнок может бегать, прыгать и т.д.;
  2.  родители готовы подробно отвечать на все вопросы ребёнка.
  3.  взрослые позволяют ребёнку играть, фантазировать, они вступают в сотрудничество с ребёнком.
  4.  детям предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, они по своему желанию бегают, борются, катаются на санках, на коньках и т.д.

Итог позитивного пути:

  1.  у ребёнка вырабатывается и закрепляется предприимчивость, инициативность, целеустремлённость, активность, самостоятельность;
  2.  возникает чувство товарищества с родителями;
  3.  появляется способность к самонаблюдению и к самоуправлению.
  4.  ребёнок способен принимать на себя ответственность.

   «Я могу делать много удивительных вещей». «Иногда мои возможности кажутся мне волшебными».

Негативный путь:

  1.  родители говорят, что игры утомительны и вредны;
  2.  вопросы ребёнка назойливы, фантазии бестолковы;
  3.  родители наказывают ребёнка за незначительные поступки.
  4.  родители показывают ребёнку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна.

Итог негативного пути:

  1.  ребёнок начинает чувствовать себя виноватым и приносит чувство вины за многие годы;
  2.  переживание постоянных неудач способствует возникновению чувства покорности и препятствует формированию инициативности; у ребёнка нет решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и достигать их.
  3.  ребёнок чувствует покинутость и чувство никчёмности. Такой ребёнок обычно боится постоять за себя.
  4.  пассивность.

«Я бываю таким ужасным, и другие так сердятся на меня за то, что  я делаю, они готовы меня уничтожить».

Содержание конфликта: «Мне это любопытно, я хочу это исследовать, но это не понравится взрослым, потому что я всё делаю неправильно».

Проявление конфликта: страх, боязнь наказаний за тайные мысли и поступки. У взрослого человека проявляется в истерическом самоограничении и самоотрицании.

Идентичность: Стадия идентификации себя со взрослым определённого пола и освоение свойственных этому полу форм поведения.

Значение, которое Эриксон придаёт игре в этом возрасте.

а) когда дети играют, то они пытаются воссоздать ситуации, которые вызывали у них сильные эмоции. Этими эмоциями они стремятся овладеть, видоизменяя игровые модели пережитой действительности. Например, ребёнок пережил наводнение;

б) воспроизводя потрясшие ребёнка события и преобразуя их, дети выносят вовне свои переживания, закрепляют их за своими рисунками, поделками, игрушками, постройками;

в) тем самым ребёнок понимает свои эмоции, аффекты и освобождается от их болезненного и навязчивого эффекта.

Игра – это естественный способ самоврачевания, который нам предлагает детство. Таким образом, игровая деятельность выполняет терапевтическую функцию.

4. Умелость или неполноценность

Эта стадия охватывает период от 6 до 11 лет.

Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит  в чувствах неадекватности  и  неполноценности. По мнению  Э. Эриксона, «ребенок в  этом случае переживает  отчаяние от своей неумелости  в мире орудий и видит  себя обреченным  на посредственность или неадекватность».  

Э.  Эриксон подчеркивает,  что на каждой  стадии развивающийся  ребенок должен   приходить  к  жизненно   важному  для   него  чувству   собственной состоятельности, и его  не должна удовлетворять безответственная похвала или снисходительное  одобрение.  

Стадия характеризуется включенностью ребёнка в новые социальные связи, включением в новую жизнь. У ребёнка обостряется интерес к тому, как устроены вещи как их можно освоить или приспособить. Период характеризуется возрастающими способностям ребёнка к логическому мышлению и самодисциплине.

Позитивный путь:

  1.  взрослые поощряют детей мастерить то, что им хочется, строить;
  2.  родители позволяют ребёнку довести начатое дело до конца;
  3.  родители хвалят ребёнка за результат, за то, что он сделал.

Итог позитивного пути:

  1.  у ребёнка вырабатывается умелость и творческое отношение к делу;
  2.  ребёнок развивает чувство компетентности;
  3.  развивается трудолюбие и способность к самовыражению в какой – то деятельности;
  4.  ребёнок научается повышать свою самооценку, опираясь на реальные достижения;
  5.  уверенность в себе.

Во взрослой жизни это выливается в представление о себе как о компетентном и творческом работнике.

«Мне нравится действовать и достигать результата, так как это даёт мне удовлетворение и признание окружающих, а также хорошую возможность общаться с другими людьми».

Негативный путь:

Родители не поощряют занятия детей, так как видят в занятиях детей баловство. У ребенка низкий статус в ситуациях совместной деятельности.

Итог негативного пути:

  1.  у ребёнка развивается чувство неполноценности.
  2.  возникает низкий статус, потеря авторитета среди товарищей.
  3.  ребёнок может вообще разуверится в своих силах,  у него возникает страх неудачи.

«Я ничтожество,  в лучшем случае я могу добиться только того, чтобы другие люди узнали об этом по результатам моих идей».

Содержание конфликта: «Хочу признания, но не могу его добиться, потому что я ничтожество».

Проявление конфликта: Пассивность, нерешительность, низкая самооценка, низкий уровень притязаний.

Идентичность: В этом возрасте дети начинают идентифицировать себя с представителями определённых профессий.

5. Идентификация личности или спутанность ролей.

Эта стадия охватывает подростковый и юношеский возраст. Период от 12 до 20 лет.

Пятую стадию в развитии личности характеризует самый глубокий жизненный кризис. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эгоидентичности. Три линии  развития приводят к этому  кризису:  это  бурный  физический  рост  и половое созревание; озабоченность тем,  «как я выгляжу  в  глазах  других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое   профессиональное   призвание,   отвечающее   приобретенным   умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества.  В  подростковом кризисе идентичности  заново встают все  пройденные критические  моменты развития. Подросток теперь должен решить все  старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для  него и для общества. Тогда социальное  доверие  к  миру,  самостоятельность, инициативность,  освоенные умения создадут новую целостность личности.

Юношеский  возраст  - наиболее  важный  период  развития,  на  который приходится  основной  кризис  идентичности.  За ним  следует  либо обретение «взрослой  идентичности»,  либо  задержка  в  развитии,  то  есть  «диффузия идентичности».

До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей - ученика или друга, старшего брата или сестры, сына или дочери и т.д. До наступления юности очень важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Ребенок должен понимать, что в разных ситуациях, с разными людьми он должен общаться по-разному. Если подростку не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя ролями с противоположной системой ценностей, результатом становится то, что Эрик Эриксон называет диффузией идентичности. Примером конфликта может быть конфликт между ценностями роли сына и роли члена компании подростка. Например, как сын он должен быть послушным и внимательным к родительским просьбам, а как член подростковой группы – смелым, привлекательным. Ценности подростка часто не понятны родителям. На этой стадии подростку важно противопоставлять себя взрослому. Самое главное, что должен усвоить подросток, это то, что важно по-разному вести себя в зависимости от ситуации.

На этой стадии формируется устойчивое мировоззрение. Подросток должен осмыслить своё место в жизни, свои потребности. Задача подростка – объединить всё, что он знает, в единое целое (какой он сын (или какая дочь), какой он студент, спортсмен, музыкант)  и спроецировать в будущее, тем самым подросток определяет свой дальнейший жизненный путь.

Подростки находятся в поисках идентификаций – усвоения образцов поведения значимых людей.

Позитивный путь:

Если ребёнок шёл по позитивному пути развития, то его шансы на успешную психосоциальную идентификацию увеличиваются. То есть если сформировались автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей значимости, то подросток создаёт целостную форму идентичности. Подросток находит себя.

«Я знаю, кто я и знаю, как строить свою будущую жизнь».

Итог позитивного пути:

Идентичность, подросток находит себя, своё «Я».

Негативный путь:

Если преобладал негативный путь развития (повышенное чувство вины, …), то такого подростка ждут трудности идентификации. У подростка наблюдаются симптомы спутанности ролей. Это неполное, фрагментарное представление о своей личности и о своих жизненных целях. Подросток не способен выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки испытывают чувство бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Происходит диффузия идентичности, подросток не может найти своё «Я», не осознаёт своих целей и желаний. Появляется чувство тревоги, опустошённости, страх перед обществом, презрение к окружающим, враждебность.

«Я не знаю, кто я и куда я иду».

Здесь характерна боязнь потерять идентичность, диффузность. Молодых людей одолевают сомнения относительно своих перспектив, возможностей, человек во всём сомневается (в себе и в других). Это обусловливает поведение в юношеском возрасте.

Особенности поведения:

  1.  нетерпимость и жёсткое отвержение мнений, вкусов и норм чужих групп;
  2.  склонность к образованию группировок, банд;
  3.  готовность безоглядно действовать за лидером, который предлагает чёткие и простые доктрины;
  4.  готовность отождествлять себя с лидером, даже потеряв собственную индивидуальность;

Симптомы юношеской диффузной идентичности:

а) внезапно развивается враждебность по отношению к ролям, предлагаемым и желаемым в семье;

б) презрение, которое распространяется на всё национальное;

в) своё не ценится, где – то намного лучше.

г) ощущение тревоги, изолированности от мира, ощущение опустошённости, неспособность сделать выбор или принять решение.

Итог негативного пути:

Диффузия идентичности, тревога, одиночество, «путаница ролей», враждебность, подросток не нашёл своё «Я».

6. Ранняя зрелость. Интимность или изоляция.

Охватывает период от 20 до 25 лет.

Это формальное начало взрослой жизни, период раннего брака, ухаживаний, начало семейной жизни. Молодые люди ориентируются на получение профессии и устройство в жизни. Только теперь человек по-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком (как в сексуальном, так и в социальном плане).

Позитивный путь:

Интимность – это многоплановый термин. Интимность – это сокровенное чувство, которое мы испытываем к родственникам и близким.

Собственно интимность – это  готовность слить свою идентичность с идентичностью другого человека, не боясь потерять нечто в себе. Эта интимность обеспечивает прочность брака, стабильность. Чувство интимности нельзя испытать до тех пор, пока человек не достиг стабильной идентичности. Для того чтобы человек мог находиться в интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы он обладал своей идентичностью. То есть человек должен чётко представлять, кто он и что он собой представляет.

Молодой человек  не  боится теперь утраты своего «Я» и обезличивания. Достижения предыдущей  стадии позволяют ему, как пишет  Э. Эриксон, «с готовностью и  желанием смешивать  свою идентичность с «другими».  

Итог позитивного пути:

Чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь.

Негативный путь:

Изоляция. Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощённости собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погружённые в себя люди могут вступать лишь в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты.

Если психический мораторий  продолжается  и  на  этой  стадии,  то  вместо  чувства  близости возникает стремление сохранить дистанцию, не пускать на свою «территорию», в свой  внутренний  мир.  Существует   опасность,  что  эти  стремления  могут  превратиться в  личностные  качества  -  в чувство изоляции и  одиночества. Преодолеть эти негативные стороны идентичности  помогает любовь.   Э.  Эриксон  указывает,  что  появление  зрелого  чувства  любви  и установление  творческой атмосферы сотрудничества  в  трудовой  деятельности подготавливают переход на следующую стадию развития.

Эриксон утверждал, что социальные условия могут задержать становление чувства интимности. Например, условия урбанизированного, мобильного, обезличенного технологического общества препятствуют интимности.

Итог негативного пути: чувство одиночества, социального вакуума и социальной изоляции.

7. Средняя зрелость. Продуктивность или инертность.

Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от  26 до 64 лет): её основная проблема – выбор между продуктивностью и инертностью.

Позитивный путь:

Продуктивность проявляется вместе с озабоченностью человека благополучием следующего поколения, а также состоянием общества, в котором будет жить и работать это следующее поколение. Человек должен принять (либо отвергнуть) заботу о будущем поколении. Продуктивность присуща всем, кто руководит молодым людьми. Если продуктивность преобладает над инертностью, то проявляется такое положительное качество, как забота. Забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии.

Итого позитивного пути: творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворённость жизнью.

Негативный путь:

Те взрослые люди, кому не удаётся стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой. Основной предмет заботы – личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чём, они лишь потворствуют своим желаниям. Жизнь человека превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Такие   люди  часто рассматривают себя как свое  собственное и  единственное дитя. Если  условия благоприятствуют такой тенденции, то  наступает физическая и психологическая инвалидизация  личности.  Она  подготовлена  всеми предшествующими стадиями, если соотношения сил в их течении складывалось в пользу неуспешного  выбора. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить вещи,  в которые вложена  частица неповторимой  индивидуальности, помогает преодолеть возможное формирование самопоглощенности и личностное оскудевание.

Итог негативного пути развития: у человека возникает чувство безнадёжности и бессмысленности жизни. Опустошённость.

Пекк рассматривал особенности 7 и 8 стадии. Описывает проблемы этого возраста. Выделяет 4 подкризиса, необходимые для развития аутентичной личности (для человека, идущего по позитивному пути):

А) развитие чувства мудрости приходит на смену физической храбрости;

Б) сексуализация социальных отношений должна уступить место социализации отношений;

В) человек должен приобрести эмоциональную гибкость. Человек должен уметь устанавливать эмоциональные связи с другими, а не уходить в себя;

Г) быть способным к поиску новых форм поведения. Умственная гибкость, а не ригидность, учиться принимать новые идеи, быть готовым принимать что-то новое, а не отвергать.

8. Поздняя зрелость. Интеграция или отчаяние.

Последняя психосоциальная стадия завершает жизнь человека.

Она наступает, когда человеку исполняется 65 лет. Продолжается до конца жизни.

Восьмая  стадия  жизненного  пути  характеризуется  достижением   новой завершенной  формы эгоидентичности.  Только  в  человеке,  который  каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей  и создателе вещей и идей  -  только  в  нем  постепенно  созревает  плод  всех семи  стадий  - целостность  личности.  

Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают собственные решения, вспоминают свои достижения и неудачи. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолеваю многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила, ухудшается здоровье. Человек приспосабливается к уединённому образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития.

Позитивный путь:

Интеграция. Чувство интеграции вытекает из способности человека охватить всю свою жизнь, просмотреть её и сказать: «Я доволен». Если это происходит, то неотвратимость смерти не страшит этих людей, потому что такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Именно в старости приходит настоящая зрелость и чувство мудрости.

Э.  Эриксон  отмечает несколько  составляющих такого состояния   души:  это  все  возрастающая  личностная  уверенность  в  своей приверженности  к  порядку  и осмысленности; это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; это  новая,  отличная  от прежней,  любовь  к  своим  родителям.

Итог позитивного пути: мудрость.

Негативный путь:

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь на закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать всё с начала или искать какие – то новые пути, чтобы ощутить целостность своего «Я». Человек относится к своей жизни, как к череде не свершившихся планов. Жизнь – это череда ошибок. Человек понимает, что вновь пережить уже ничего нельзя. Появляется страх смерти, ощущение постоянной неудачливости, озабоченность тем, что ещё может случиться.

Эриксон предполагает, что чувства горечи и сожаления могут привести пожилого человека к старческому слабоумию, депрессии, сильной озлобленности.

Способы оказания помощи пожилым людям: они должны участвовать в каком – либо виде деятельности, а не размышлять о своём прошлом. Виды деятельностей: социальные программы, воспитание внуков, занятие политикой, оздоровительные физкультурные программы.

Итог негативного пути: разочарование в жизни.   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39011. Информационные системы. Курс лекций 496.5 KB
  «Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы»
39012. Информационные технологии управления. Курс лекций 266 KB
  Целью изучения данного курса является изучение: методологии проектирования информационных технологий управления ИТУ; принципов выбора инструментальных средств проектирования ИТУ; основных направлений автоматизации управления; основных методов используемых для автоматизации подготовки и принятия управленческих решений; практики применения ИТУ; подходов и методов для оценки экономической эффективности ИТУ. Усвоение курса “Информационные технологии управления†основано на знаниях полученных при изучении теоретических основ информационных...
39013. Информационные системы в управлении 444 KB
  Фактографические системы оперируют фактическими сведениями представленными в виде специальным образом организованных совокупностей формализованных записей данных. Фактографические системы используют не только для реализации справочных функций но и для решения задач обработки данных. Взаимосвязь информационных потоков образованных прямыми и обратными связями средств обработки передачи и хранения данных а также субъектов управления составляет информационную систему экономического объекта. Они предназначены для обработки данных и моделей...
39014. Автоматизированные информационные системы 97.5 KB
  В настоящее время проблема выбора информационной системы ИС из специфической задачи превращается в стандартную процедуру. На российских предприятиях зачастую используют системы первого или второго поколения. Процедура принятия решения о выборе наиболее эффективной компьютерной системы управления нова для большинства отечественных руководителей а ее последствия во многом будут оказывать значительное влияние на предприятие в течение нескольких лет.
39015. Физические системы 34 KB
  Энергию всегда можно представить в виде произведения двух сомножителей один из которых описывает интенсивность расхода или накапливания энергии а второй характеризует количественные результаты этого процесса. Активными элементами служат источники энергии. Пассивные элементы системы служат либо для накопления либо для поглощения энергии. Накопители энергии могут накапливать либо потенциальную либо кинетическую энергию.
39016. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ 64.5 KB
  Речь идет о том что создаваемая модель должна отражать в первую очередь те свойства реальной системы или явления которые влияют на выбранный показатель эффективности. В ряде случаев моделируемая система имеет в своем составе некоторые относительно изолированные подсистемы характеризующиеся определенным параметром в том числе векторным. Такие подсистемы можно заменять в модели соответствующими числовыми величинами а не описывать процесс их функционирования. При имитационном моделировании используемая математическая модель...
39017. Модели методов разработки программного обеспечения информационных систем 158.5 KB
  По определению одного из создателей языка UML Unified Modelling Lnguge Гради Буча: Объектноориентированное программирование ООП это методология программирования основанная на представлении программы в виде совокупности объектов каждый из которых является экземпляром определенного класса а классы образуют иерархию наследования. Леоненкова Самоучитель UML . Методы ООП и ООАП базируются на стандартном языке визуального моделирования UML. Применение методов ООП ООАП и...
39018. Системы регистрации учебных курсов 56 KB
  Системы регистрации учебных курсов Разделы Лекции 3: 3.1 Два вида систем регистрации курсов Лекция 5 будет посвящена применению языка UML к проектированию американской автоматизированной системы АИС регистрации платных учебных курсов университета Истерн Estern Stte University ESU. В этой связи сопоставим автоматизированную систему Истерн с действующей в МИРЭА неавтоматизированной системой регистрации учебных курсов. В любом Вузе в том числе в МИРЭА существует постоянно...
39019. Теория графов и графовые сети 98.5 KB
  Кстати наш вебкурс также представляет собой сложную систему.1 Вебсистемы После построения Интернет и создания на его базе Всемирной паутины World Wide Web WWW в компьютерном мире появились вебинформационные системы или кратко вебсистемы. Под вебсистемой мы будем понимать компьютерную систему работающую на основе Интернет Веб. Можно привести многочисленные примеры конкретных вебсистем.