28149

Личностный смысл болезни

Доклад

Психология и эзотерика

Личностный смысл болезни есть жизненное значение для субъекта обстоятельств болезни в отношении к мотивам его деятельности. Частично смысл задаётся выбранным мифом шаманские болезни особый дар блаженные в отл от просто болезней. Существует целый спектр типов личностного отношения к болезни: болезнь как враг наказание слабость способ решения жизненных проблем и др.

Русский

2013-08-20

46 KB

29 чел.

  1.  Личностный смысл болезни.

Личностный смысл болезни есть жизненное значение для субъекта обстоятельств болезни в отношении к мотивам его деятельности.

Уровни смыслового опосредования:

1. интрацептивные ощущения и телесные функции могут стать средством выражения не собственных, природных потребностей, а прямо с ними не связанных ( напр. Коммуникативную: потребность в еде может иметь кроме прямого смысла - потребность в еде, коммун-й смысл - общения с матерью, тут же отказ от еды, тошнота- как отношение.

2. вторичное означение (мифологизация) - интрацептивные ощущения получают свой подлинный смысл. Частично смысл задаётся выбранным мифом (шаманские болезни - особый дар, блаженные – в отл от просто болезней).

Болезнь – это не просто неприятное состояние, она затрагивает основы существования человека. Существует целый спектр типов личностного отношения к болезни: болезнь как враг, наказание, слабость, способ решения жизненных проблем и др. Значение болезни для заболевшего формируется прежде всего через преломление ее субъективной картины в структуре его потребностей, мотивов, ценностных ориентаций и пр.

Личностный смысл болезни – это жизненное значение для субъекта обстоятельств болезни в отношении к мотивам его деятельности. Т.о. многообразие типов личностного отношения к болезни определяется многообразием ее личностных смыслов. Изменение смысла ощущений возможно из-за того, что само значение болезни неоднозначно включается в мотивационную систему и может наполняться различным смыслом.

Возможные варианты соотношения болезни и мотива:

1. Болезнь в качестве мотива: такое трудно представить, но если такие случаи и существуют, они требуют специального анализа.

2. Болезнь, как условие, препятствующее достижению мотива.

3. Болезнь как условие, способствующее достижению мотива. Здесь один из основных смыслов болезни – позитивный смысл.

4. Болезнь как условие, способствующее достижению одних мотивов и препятствующее другим.

Позитивный смысл болезни. Существует особый класс больных, извлекающих из своей болезни своеобразную выгоду (это происходит из-за того, что болезнь характеризуется не только психосоматическим страданием, но и формирует особую систему «индивид – общество»).

Вторичная выгода за счет роли больного может реализовываться по-разному.

Типология вторичной выгоды (Арина):

1) Материальная. Полусознательно существование симптома для получения материальной выгоды. В этом плане это почти симулятивная установка. Чем дольше вторичная выгода становится более сознательной, становится формой рентного поведения, формой манипуляции. Исходная вторичная выгода бессознательна и неуправляема.

2) Чаще всего – нематериальные выгоды. Почти материальная – выгода отказа от деятельности, выгода капитуляции, что-то не делать. Обычно – неделание чего-то в быту. В силу того, что это повседневная обязанность, это не прорывается в быту. Тхостов: «Полы моешь? Мужу носки стираешь?». Здесь нет самолюбования, это не доставляет нарциссического наслаждения. Вторичная выгода полностью раскрывает символическое содержание конфликта у истериков. Любование через ничего неделание.

3) Получение внимания и любви. Экзистенциализм: болезнь как оправдание (психическая болезнь снимает обвинения в неуспешной адаптации, а физическая может стать средство избавления от унизительного состояние более слабого, более низкого в социальном положении, средством добиться интереса и сочувствия у других людей).

Европейское общество: болезнь как легальная возможность отказа от индивидуальной ответственности за неудачи, возможность сохранения высокой самооценки, несмотря на отсутствие ее адекватного подтверждения. Человек не ответственен за свои болезни, его нужно жалеть (но: одновременно есть и общественная изоляция).

В восточных культурах болезнь не снимает ответственности с человека, демонстрация болезни – демонстрация собственной слабости.

Случаи «условной желательности болезни» очень опасны, плохо коррегируются и требуют своевременной профилактики.

Негативный личностный смысл болезни. В наиболее распространенном случае болезнь несет человеку страдания, сужает свободу человеческого существования, как в настоящем, так и в перспективе будущего. Болезнь изменяет отношение к больному со стороны общества. Особенную актуальность эти моменты приобретают в случаях тяжелого, смертельно опасного заболевания. Эксперимент Тхостова и Кощуг (1000 респондентов разных социальных групп): исследование отношения к онкологическим больным. Результат: существование сдержанного или негативного отношения общества к таким больным, вследствие бытующего представления о заразности, а также по экзистенциальным причинам (т.к. требуется моральное участие и сопереживание). + Около 30% населения считает онкологические заболевания неизлечимыми. Т.о. злокачественные новообразования фрустрируют основные потребности физического и социального существования и имеют преградный смысл самореализации человека. Этот преградный смысл, видимо, искажает восприятие болезни на всех уровнях: от способа ее мифологизации (замены концепции болезни на более безопасную) и означения до чувственной ткани. Вследствие этого отмечается большая распространенность анозогнозии у онкологических больных. Иногда можно видеть поразительное «невидение» объективных проявлений своего заболевания, игнорирование самой опухоли, ее размеров, подчеркивание «уменьшения узла». Восприятие поступающей информации о болезни очень селективно. Позитивные расцениваются как ясные, точные, негативные – как неопределенные. Эта тактика не зависит от уровня образования. Специфика анозогнозии в данном случае – она не снимает тревоги и депрессивных переживаний.

Исследование искажения смысла поступающей информации при помощи ТАТа: нарушение осмысления, структурации угрожающих символов (рассказы больных отличались значительно меньшей конкретностью и определенностью). Такой тип защиты назван «семантико-перцептивной» защитой. Она заключается в повышении степени неопределенности тревожных, угрожающих стимулов, переводе их в разряд «непонятных», «неясных». Особенность такого типа защиты: она приводит не столько к снижению негативной оценки угрожающего стимула, сколько к изменению степени его осознанности. В первую очередь это защита от содержания, смысла стимула, а лишь потом – отношение к нему.

Негативный смысл болезни порождает множество защитных механизмов. Наиболее часто встречающиеся:

1. сенсорная десенсибилизация или повышение уровня порогов;

2. отрицание реальности;

3. вытеснение – забывание обследований, необходимых анализов, запущенность;

4. регрессия (частые транзиторные псевдодеменции в диагностическом периоде у онкологических больных);

5. рационализация (псевдоразумное объяснение происходящего, подбор нейтральной концепции)

6. дискредитация: недоверие к врачам, считающим, что у больного тяжелое заболевание;

7. семантико-перцептивная защита: нарушение структурации угрожающих стимулов («неясный» симптом).

Конфликтный личностный смысл болезни. Конфликтный смысл болезнь приобретает тогда, когда она способствует достижению одних мотивов и препятствует достижению других. Он может реализовываться в случае требования ограничения активности в целях сохранения здоровья, что противоречит необходимости реализации других мотивов, связанных с достижениями. В зависимости от побудительной силы конфликтующих мотивов результатом будет либо игнорирование болезни, либо отказ от честолюбивых планов, либо постоянное колебание между ними.

Но гораздо чаще конфликтный смысл болезни приобретает, включаясь в более широкие смысловые образования, т.к. болезнь – не изолированный феномен.

Специфическая ситуация тяжелой соматической болезни актуализирует у больных мотив сохранения жизни, который становится главным побудительным мотивом их деятельности. Активность, целеустремленность, установка на самореализацию в ситуации тяжелого заболевания теряют свой смысл. Центральным психологическим механизмом личностных изменений в этих случаях становится «сдвиг цели на мотив», лишающий многие мотивы их собственной побудительной и смыслообразующей функции.

Т.о. конфликтный смысл болезни разрешается перестройкой иерархии мотивов, изменением ценностных ориентаций (в частности, изменение самооценки), которые сохраняют только внешнее сходство с аналогичными структурами у здоровых людей. В каждом конкретном случае результат разрешения конфликта между мотивом сохранения жизни и другими мотивами связан с характеристиками смысловых образований: их стабильностью, развитостью, включенностью в более высокие общекультурные ценностные системы, особенностями менталитета (например, на востоке болеть неприлично, а у нас – пожалуйста), типом отношения к жизни. Чем богаче, сформированнее и стабильнее смысловые образования, тем с меньшей вероятностью конфликтный смысл болезни будет приводить к сужению круга жизнедеятельности. Исследование смысловой регуляции деятельности при ипохондрических состояниях, И.А. Сапарова.

Гипотеза: один из психологических механизмов стабилизации ипохондрических состояний – отсутствие ценностно-смыслового уровня саморегуляции или его дисгармоничное развитие. Рекомендация: в психокоррекционной работе восстанавливать процессы смыслотворчества и смыслостроительства, не допускать превращения своего здоровья в единственное смысловое образование.

Чем более опосредованным является центральный мотив сохранения жизни, чем более развиты общечеловеческие смысловые образования, тем перспективнее реабилитационный прогноз.

При построении реабилитационной программы:

• Бесполезно призывать к «активной деятельности», это не сработает.

• Надо ставить конкретные цели перед больными

• Необходимость активности и трудовой деятельности не должна противоречить сохранению здоровья, надо связать эту необходимость с мотивом здоровья, чтоб она была субъективно оправданной.

• Деятельность и активность лучше сделать совместной, тогда появится возможность общения.

Итак, интрацептивное ощущение в структуре внутренней картины болезни, пройдя означение и обретя свое субъективное существование в категориях модальности и пространстве тела, через мифологизацию становится симптомом и получает смысл в контексте жизни. Смысл болезни есть жизненное значение для субъекта обстоятельств болезни в отношении к мотивам его деятельности. Это становится возможным потому, что болезнь несет человеку не толь ко болезненные ощущения, но и затрагивает основы его биологического и социального бытия, через смысл болезнь открывается всей сфере человеческого существования.

По качеству отношения к основным мотивам человеческой деятельности можно выделить 3 основных смысла болезни: «преградный», «позитивный» и «конфликтный». По форме своего существования смысл выражает себя через значения разного уровня (от мифа до эмоциональных значений) путем выбора или отвержения, ограничения или расширения семантического поля значения и его оформления.

Проблема смыслового опосредствования телесности и интрацепции в контексте внутренней картины болезни очень сложна и многообразна и мы постарались лишь наметить некоторые пути для дальнейших исследований.

Хотя большинством болезней управляют биологические события, становясь содержанием сознания, они превращаются в объекты иного рода, приобретая свое субъективное существование в категориях психического. Не говоря уже о том, что часть болезней рождается именно в категориях психического и существует в смыслах, мифах, языке, биологическое лечение не сможет полностью решить проблему лечения, если оно не сможет быть также транспонировано в субъективное. Вопрос о том, что истинно, реально, лишен смысла. Да, реальна биология болезни, но психология болезни реальна не менее ее. Для того чтобы этого не видеть, необходимо не желать открывать глаза. Биологический подход к лечению не может заменить психологического, как, впрочем, и наоборот.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8569. Мамардашвили. Появление философии на фоне мифа 37.5 KB
  М. К. Мамардашвили. Появление философии на фоне мифа Философия появилась в VI веке до н. э., когда фактически одновременно в разных местах людьми с определенными именами были выполнены какие-то акты, которые и были названы философскими. Скажем, слов...
8570. Ницше. О сверхчеловеке 55.5 KB
  Ф. Ницше. О сверхчеловеке Придя в ближайший город, лежащий за лесом, Заратустра нашёл там множество народа, собравшегося на базарной площади: ибо ему обещано было зрелище - плясун на канате. И Заратустра говорил так к народу: Я учу вас о сверхчелове...
8571. Ортега-и-Гассет. Восстание масс 35.5 KB
  Х. Ортега-и-Гассет. Восстание масс Происходит явление, которое, к счастью или к несчастью, определяет современную европейскую жизнь. Этот феномен - полный захват массами общественной власти. Поскольку масса, по определению, не должна и не спосо...
8572. Проблема происхождения философии 40.5 KB
  Проблема происхождения философии. Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего мира. Духовное освоение мироздания с определенной точки зрения. В мировоззрении в обобщенном виде представлены: познав...
8573. Специфика философского знания. Основной вопрос философии 31.5 KB
  Специфика философского знания. Основной вопрос философии. Специфика философского знания. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: имеет очень много общего с научным знанием - предмет, мет...
8574. Предмет, структура и функции философии 36 KB
  Предмет, структура и функции философии. Предмет философии. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: Онтология - учение о мир...
8575. Постановка и решение проблемы первоосновы мира в натурфилософии античности 30 KB
  Постановка и решение проблемы первоосновы мира в натурфилософии античности. Греческие натурфилософы пытались найти первоначало, первоматерию, то есть вещество, из которого произошел мир. Они полагали, что первоначало (др.-греч. архэ) является перв...
8576. Философия элейской школы 30.5 KB
  Философия элейской школы. Элейская школа (6-сер.5 века до н.э.) Наиболее важными ее представителями были Ксенофан, Парменид и Зенон. Основателем элейской школы считают Парменида и Ксенофана. К заметным представителям данной школы принадлежал т...
8577. Философия софистов и Сократа 30 KB
  Философия софистов и Сократа. Философия софистов. Софистика как философское учение (вт.пол.5 в. до н.э.) Софисты (любящие мудрость) не считали себя философами, они были платными учителями мыслить, говорить, делать. Считали, что нужно анализировать...