28149

Личностный смысл болезни

Доклад

Психология и эзотерика

Личностный смысл болезни есть жизненное значение для субъекта обстоятельств болезни в отношении к мотивам его деятельности. Частично смысл задаётся выбранным мифом шаманские болезни особый дар блаженные – в отл от просто болезней. Существует целый спектр типов личностного отношения к болезни: болезнь как враг наказание слабость способ решения жизненных проблем и др.

Русский

2013-08-20

46 KB

24 чел.

  1.  Личностный смысл болезни.

Личностный смысл болезни есть жизненное значение для субъекта обстоятельств болезни в отношении к мотивам его деятельности.

Уровни смыслового опосредования:

1. интрацептивные ощущения и телесные функции могут стать средством выражения не собственных, природных потребностей, а прямо с ними не связанных ( напр. Коммуникативную: потребность в еде может иметь кроме прямого смысла - потребность в еде, коммун-й смысл - общения с матерью, тут же отказ от еды, тошнота- как отношение.

2. вторичное означение (мифологизация) - интрацептивные ощущения получают свой подлинный смысл. Частично смысл задаётся выбранным мифом (шаманские болезни - особый дар, блаженные – в отл от просто болезней).

Болезнь – это не просто неприятное состояние, она затрагивает основы существования человека. Существует целый спектр типов личностного отношения к болезни: болезнь как враг, наказание, слабость, способ решения жизненных проблем и др. Значение болезни для заболевшего формируется прежде всего через преломление ее субъективной картины в структуре его потребностей, мотивов, ценностных ориентаций и пр.

Личностный смысл болезни – это жизненное значение для субъекта обстоятельств болезни в отношении к мотивам его деятельности. Т.о. многообразие типов личностного отношения к болезни определяется многообразием ее личностных смыслов. Изменение смысла ощущений возможно из-за того, что само значение болезни неоднозначно включается в мотивационную систему и может наполняться различным смыслом.

Возможные варианты соотношения болезни и мотива:

1. Болезнь в качестве мотива: такое трудно представить, но если такие случаи и существуют, они требуют специального анализа.

2. Болезнь, как условие, препятствующее достижению мотива.

3. Болезнь как условие, способствующее достижению мотива. Здесь один из основных смыслов болезни – позитивный смысл.

4. Болезнь как условие, способствующее достижению одних мотивов и препятствующее другим.

Позитивный смысл болезни. Существует особый класс больных, извлекающих из своей болезни своеобразную выгоду (это происходит из-за того, что болезнь характеризуется не только психосоматическим страданием, но и формирует особую систему «индивид – общество»).

Вторичная выгода за счет роли больного может реализовываться по-разному.

Типология вторичной выгоды (Арина):

1) Материальная. Полусознательно существование симптома для получения материальной выгоды. В этом плане это почти симулятивная установка. Чем дольше вторичная выгода становится более сознательной, становится формой рентного поведения, формой манипуляции. Исходная вторичная выгода бессознательна и неуправляема.

2) Чаще всего – нематериальные выгоды. Почти материальная – выгода отказа от деятельности, выгода капитуляции, что-то не делать. Обычно – неделание чего-то в быту. В силу того, что это повседневная обязанность, это не прорывается в быту. Тхостов: «Полы моешь? Мужу носки стираешь?». Здесь нет самолюбования, это не доставляет нарциссического наслаждения. Вторичная выгода полностью раскрывает символическое содержание конфликта у истериков. Любование через ничего неделание.

3) Получение внимания и любви. Экзистенциализм: болезнь как оправдание (психическая болезнь снимает обвинения в неуспешной адаптации, а физическая может стать средство избавления от унизительного состояние более слабого, более низкого в социальном положении, средством добиться интереса и сочувствия у других людей).

Европейское общество: болезнь как легальная возможность отказа от индивидуальной ответственности за неудачи, возможность сохранения высокой самооценки, несмотря на отсутствие ее адекватного подтверждения. Человек не ответственен за свои болезни, его нужно жалеть (но: одновременно есть и общественная изоляция).

В восточных культурах болезнь не снимает ответственности с человека, демонстрация болезни – демонстрация собственной слабости.

Случаи «условной желательности болезни» очень опасны, плохо коррегируются и требуют своевременной профилактики.

Негативный личностный смысл болезни. В наиболее распространенном случае болезнь несет человеку страдания, сужает свободу человеческого существования, как в настоящем, так и в перспективе будущего. Болезнь изменяет отношение к больному со стороны общества. Особенную актуальность эти моменты приобретают в случаях тяжелого, смертельно опасного заболевания. Эксперимент Тхостова и Кощуг (1000 респондентов разных социальных групп): исследование отношения к онкологическим больным. Результат: существование сдержанного или негативного отношения общества к таким больным, вследствие бытующего представления о заразности, а также по экзистенциальным причинам (т.к. требуется моральное участие и сопереживание). + Около 30% населения считает онкологические заболевания неизлечимыми. Т.о. злокачественные новообразования фрустрируют основные потребности физического и социального существования и имеют преградный смысл самореализации человека. Этот преградный смысл, видимо, искажает восприятие болезни на всех уровнях: от способа ее мифологизации (замены концепции болезни на более безопасную) и означения до чувственной ткани. Вследствие этого отмечается большая распространенность анозогнозии у онкологических больных. Иногда можно видеть поразительное «невидение» объективных проявлений своего заболевания, игнорирование самой опухоли, ее размеров, подчеркивание «уменьшения узла». Восприятие поступающей информации о болезни очень селективно. Позитивные расцениваются как ясные, точные, негативные – как неопределенные. Эта тактика не зависит от уровня образования. Специфика анозогнозии в данном случае – она не снимает тревоги и депрессивных переживаний.

Исследование искажения смысла поступающей информации при помощи ТАТа: нарушение осмысления, структурации угрожающих символов (рассказы больных отличались значительно меньшей конкретностью и определенностью). Такой тип защиты назван «семантико-перцептивной» защитой. Она заключается в повышении степени неопределенности тревожных, угрожающих стимулов, переводе их в разряд «непонятных», «неясных». Особенность такого типа защиты: она приводит не столько к снижению негативной оценки угрожающего стимула, сколько к изменению степени его осознанности. В первую очередь это защита от содержания, смысла стимула, а лишь потом – отношение к нему.

Негативный смысл болезни порождает множество защитных механизмов. Наиболее часто встречающиеся:

1. сенсорная десенсибилизация или повышение уровня порогов;

2. отрицание реальности;

3. вытеснение – забывание обследований, необходимых анализов, запущенность;

4. регрессия (частые транзиторные псевдодеменции в диагностическом периоде у онкологических больных);

5. рационализация (псевдоразумное объяснение происходящего, подбор нейтральной концепции)

6. дискредитация: недоверие к врачам, считающим, что у больного тяжелое заболевание;

7. семантико-перцептивная защита: нарушение структурации угрожающих стимулов («неясный» симптом).

Конфликтный личностный смысл болезни. Конфликтный смысл болезнь приобретает тогда, когда она способствует достижению одних мотивов и препятствует достижению других. Он может реализовываться в случае требования ограничения активности в целях сохранения здоровья, что противоречит необходимости реализации других мотивов, связанных с достижениями. В зависимости от побудительной силы конфликтующих мотивов результатом будет либо игнорирование болезни, либо отказ от честолюбивых планов, либо постоянное колебание между ними.

Но гораздо чаще конфликтный смысл болезни приобретает, включаясь в более широкие смысловые образования, т.к. болезнь – не изолированный феномен.

Специфическая ситуация тяжелой соматической болезни актуализирует у больных мотив сохранения жизни, который становится главным побудительным мотивом их деятельности. Активность, целеустремленность, установка на самореализацию в ситуации тяжелого заболевания теряют свой смысл. Центральным психологическим механизмом личностных изменений в этих случаях становится «сдвиг цели на мотив», лишающий многие мотивы их собственной побудительной и смыслообразующей функции.

Т.о. конфликтный смысл болезни разрешается перестройкой иерархии мотивов, изменением ценностных ориентаций (в частности, изменение самооценки), которые сохраняют только внешнее сходство с аналогичными структурами у здоровых людей. В каждом конкретном случае результат разрешения конфликта между мотивом сохранения жизни и другими мотивами связан с характеристиками смысловых образований: их стабильностью, развитостью, включенностью в более высокие общекультурные ценностные системы, особенностями менталитета (например, на востоке болеть неприлично, а у нас – пожалуйста), типом отношения к жизни. Чем богаче, сформированнее и стабильнее смысловые образования, тем с меньшей вероятностью конфликтный смысл болезни будет приводить к сужению круга жизнедеятельности. Исследование смысловой регуляции деятельности при ипохондрических состояниях, И.А. Сапарова.

Гипотеза: один из психологических механизмов стабилизации ипохондрических состояний – отсутствие ценностно-смыслового уровня саморегуляции или его дисгармоничное развитие. Рекомендация: в психокоррекционной работе восстанавливать процессы смыслотворчества и смыслостроительства, не допускать превращения своего здоровья в единственное смысловое образование.

Чем более опосредованным является центральный мотив сохранения жизни, чем более развиты общечеловеческие смысловые образования, тем перспективнее реабилитационный прогноз.

При построении реабилитационной программы:

• Бесполезно призывать к «активной деятельности», это не сработает.

• Надо ставить конкретные цели перед больными

• Необходимость активности и трудовой деятельности не должна противоречить сохранению здоровья, надо связать эту необходимость с мотивом здоровья, чтоб она была субъективно оправданной.

• Деятельность и активность лучше сделать совместной, тогда появится возможность общения.

Итак, интрацептивное ощущение в структуре внутренней картины болезни, пройдя означение и обретя свое субъективное существование в категориях модальности и пространстве тела, через мифологизацию становится симптомом и получает смысл в контексте жизни. Смысл болезни есть жизненное значение для субъекта обстоятельств болезни в отношении к мотивам его деятельности. Это становится возможным потому, что болезнь несет человеку не толь ко болезненные ощущения, но и затрагивает основы его биологического и социального бытия, через смысл болезнь открывается всей сфере человеческого существования.

По качеству отношения к основным мотивам человеческой деятельности можно выделить 3 основных смысла болезни: «преградный», «позитивный» и «конфликтный». По форме своего существования смысл выражает себя через значения разного уровня (от мифа до эмоциональных значений) путем выбора или отвержения, ограничения или расширения семантического поля значения и его оформления.

Проблема смыслового опосредствования телесности и интрацепции в контексте внутренней картины болезни очень сложна и многообразна и мы постарались лишь наметить некоторые пути для дальнейших исследований.

Хотя большинством болезней управляют биологические события, становясь содержанием сознания, они превращаются в объекты иного рода, приобретая свое субъективное существование в категориях психического. Не говоря уже о том, что часть болезней рождается именно в категориях психического и существует в смыслах, мифах, языке, биологическое лечение не сможет полностью решить проблему лечения, если оно не сможет быть также транспонировано в субъективное. Вопрос о том, что истинно, реально, лишен смысла. Да, реальна биология болезни, но психология болезни реальна не менее ее. Для того чтобы этого не видеть, необходимо не желать открывать глаза. Биологический подход к лечению не может заменить психологического, как, впрочем, и наоборот.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73586. Ручной расчет интенсивностей магнитных рефлексов для образца с простой коллинеарной антиферромагнитной структурой 294 KB
  Другими словами рассчитанная нами нейтронограмма должна содержать два типа рефлексов – ядерные и магнитные рефлексы. Интенсивности и угловые положения ядерных рефлексов для нашего образца мы рассчитали на Лекции. Поэтому сейчас рассчитаем только интенсивности магнитных рефлексов.
73587. Уточнение кристаллической и магнитной структур с помощью программы FULLPROF 866.5 KB
  Выбор фона на дифракционной картине: фиксированный и уточняемый. Расчет до 16 различных фаз. Учет текстуры, поправка на поглощение падающего излучения. Расчет кристаллической структуры. Расчет магнитной структуры: соизмеримой и несоизмеримой.
73589. Симметрийный анализ магнитных стуктур 303.5 KB
  Для описания и классификации магнитной структуры возможны два способа. Один из них – это путь магнитной симметрии, другой – применение теории представлений групп. Магнитная структура может быть описана псевдовекторной функцией
73591. Эколого-экономический мониторинг окружающей среды 1.36 MB
  Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды. Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации Международные соглашения в области охраны окружающей среды.
73592. Наука, як система знань і уявлень 62 KB
  Надати загальні відомості про науку як система знань і уявлень про сутність науки. Можна сперечатися про найважливіші принципи чи наявні результати науки але ніхто не наважиться заперечити її роль. До науки можна застосувати слова Архімеда прибл. Тому при визначенні науки необхідно звертати увагу насамперед на стійке в ній тобто не на конкретні характерні для її історичного стану судження знання а на вічні особливості пізнавальної процедури.
73593. Ядерное рассеяние нейтронов 953.5 KB
  При рассмотрении рассеяния медленных нейтронов в веществе в условиях, далеких от резонансного захвата их атомными ядрами, обычно исходят из борновского приближения, соответствующему первому теории возмущений.