28150

«Методика преподавания психологии»: чему и как учить

Доклад

Психология и эзотерика

Добиться реализации данной цели на лекционных занятиях невозможно курс должен быть лекционносеминарским где на практических занятиях студенты могли бы рассматривать прикладные вопросы практики обучения связанные с сохранением психического здоровья учащихся с созданием благоприятного психологического климата на уроке с возможностями объективного оценивания эффективности образовательного процесса. Однако не учитывая изменения эмоционального состояния ребенка динамику состояния соматического здоровья нельзя судить о качестве учебного...

Русский

2013-08-20

40.5 KB

0 чел.

             Л.В. Карапетян

             г. Екатеринбург

«Методика преподавания психологии»: чему и как учить

Перед началом курса «Психологические основы дидактики» студентам было предложено письменно ответить на вопрос: «Чего вы ожидаете от этого курса?». Тривиальность ответов превзошла все ожидания. Большинство не ожидало ничего нового («Ну что еще можно изучать на пятом курсе УрГУ?!»), некоторые ожидали повторения курса «Педагогики», немногие жаждали узнать нечто новое о том, как планировать и проводить уроки. И никто не предполагал услышать что-либо о ребенке, которому и предстоит обучаться у нынешних студентов, будущих педагогов. Однако, можно ли винить в этом лишь студентов? Или, чем искать ответ на вопрос «Кто виноват?» подумать над тем, что с таким положением делать?

Традиционно курс «Психологические основы дидактики» в практике высшего образования считается лекционным и его основной целью является ознакомление студентов с основными психологическими концепциями обучения и развития. В результате будущий педагог в лучшем случае объявляет себя последователем какой - либо психологической школы (к примеру, развивающего обучения) и механически переносит усвоенные принципы организации образовательного пространства в собственную педагогическую деятельность. Это позволяет ему с гордостью заявлять: «Я работаю по Давыдову! (или по Занкову)», повышая тем самым свой престиж педагога, в то время как зачастую происходит всего лишь профанация тех самых научно-психологических достижений, последователем которой он себя объявляет. К тому же, знакомство с основными концепциями обучения происходит и в курсе педагогики.

Поэтому, на наш взгляд, у курса «Психологические основы дидактики» должна быть совершенно иная цель, а именно: сформировать у студентов умение психологически грамотно организовывать процесс обучения, не нанося вреда психическому здоровью учащихся. Добиться реализации данной цели на лекционных занятиях невозможно, курс должен быть лекционно-семинарским, где на практических занятиях студенты могли бы рассматривать прикладные вопросы практики обучения, связанные с сохранением психического здоровья учащихся, с созданием благоприятного психологического климата на уроке, с возможностями объективного оценивания эффективности образовательного процесса.

В своей повседневной деятельности педагогам виден преимущественно один фокус детского развития – успешность в предметных областях. Однако, не учитывая изменения эмоционального состояния ребенка,  динамику состояния  соматического здоровья нельзя судить о качестве учебного процесса. Наличие отрицательных эффектов (факты переутомления учащихся, рост дидактогенной заболеваемости) позволяет говорить о несовершенстве организации образовательной среды. Курс  «Психологические основы дидактики» должен обратить внимание студентов на другой фокус детского развития, связанный со здоровьем ребенка. При подобном подходе здоровье становится не только условием, но и целью образовательного  процесса.

На наш взгляд, эффективность учебного процесса должна оцениваться по нескольким параметрам, а именно:

1. Утомляемость учащихся;

  1.  Эмоциональное состояние;

Показатели соматического здоровья;

Усвоение учебного материала.

Будущий педагог должен уметь организовать учебный процесс таким образом, чтобы контролировать изменения, происходящие по данным параметрам, предотвращая и устраняя негативные их проявления.

Студентам важно знать, что в охране здоровья ребенка важным является не исключение утомления, как такового, а его профилактика или отдаление на более поздние сроки, с тем, чтобы не допустить переутомления, поскольку, переутомление не является нормальным физиологическим состоянием, оно занимает промежуточное положение между нормой и патологией, т. е. между здоровьем и болезнью, предрасполагает к ней. Накопление утомления  в течение учебной недели и месяца приводит к перенапряжению центральной нервной  и других систем организма и, как следствие, к дезадаптации и болезни. Осваивая курс «Психологические основы дидактики» студент знакомится со способами организации учебного процесса, препятствующими возникновению переутомления, выявляет его причины (монотония уроков, большая учебная нагрузка, слабое здоровье, личностные особенности детей, особенности стиля педагогической деятельности) и возможность устранения (анализ расписания, объем домашнего задания, использование разносторонних форм работы на уроке).

Задача обеспечения положительного психологического климата является важной для успешности и эффективности образовательного процесса. Эмоциональное благополучие ребенка в школе существенным образом влияет на формирование учебной деятельности и создание положительной мотивации учения. Знание студентом эмоциональных барьеров в восприятии и понимании учебной информации, методов диагностики эмоционального самочувствия учащихся поможет предупредить накопление у них эмоционального дискомфорта, способствуя тем самым укреплению психического здоровья.

Главными причинами ухудшения здоровья детей школьного возраста являются: медицинская и психологическая неграмотность части учителей, перегрузка детей учебным материалом, недостаточное внимание к двигательной активности и физической культуре ребенка. В результате у некоторых школьников в первом, а у большинства во втором классе врачами регистрируются различные функциональные отклонения в состоянии здоровья даже у практически здоровых детей. Учащаются случаи психоневрологической симптоматики (плаксивость, раздражительность, плохой аппетит, беспокойный сон, лишние движения и пр.), снижение остроты зрения, нарушение осанки, пропусков по болезни, обострение имеющейся патологии. Известно, что от первого к восьмому классу число здоровых школьников снижается с одновременным нарастанием частоты заболеваний, выявляемых при диспансерном обследовании. Говоря о причинах ухудшения здоровья учащихся, педиатры среди прочих причин выделят так называемый школьный фактор. Выделена и группа дидактогенных заболеваний, т. е. заболевания, вызываемые неблагоприятными школьными условиями, а также нарушениями педагогического такта. Сюда относят - нарушение зрения, нарушение осанки, дидактоневрозы и др. Педагог, организуя учебно-воспитательный процесс, должен индивидуально подходить к состоянию здоровья каждого учащегося, учитывать головные боли, головокружения, расстройства сна, неадекватные реакции, плаксивость, капризы, носовые кровотечения, острые респираторные заболевания, ангины, грипп, патологию зрения, нарушение осанки, неврологические расстройства и др.

Оценивание усвоения учебной информации, знаний, умений и навыков учащихся остается одной из глобальных проблем современной школы. Более того, существующая система оценивания является одним из самых действенных средств невротизации детей. Ребенок воспринимает оценку как отношение к себе в целом, в то время как учитель оценивает работу, и в этом смысле оценка выполняет функцию не регулирования, а функционирования. Детей начинает преследовать боязнь получения отрицательной оценки, повышается уровень тревожности, что усугубляет болезненные реакции. Кроме того, педагог, выставляя отметку в журнале, оценивает чаще всего лишь один показатель - фактическое знание материала, другие же аспекты усвоения (понимание, интерпретация, умение устанавливать связь с другими науками, с собственным опытом, активность в освоении дисциплины, количество приложенных усилий и др.) остаются к сожалению вне поля зрения. В связи с этим представляется чрезвычайно важным продемонстрировать будущим педагогам все противоречия школьной системы оценивания, сложность и многогранность данной проблемы, показать, насколько важную роль она играет в сохранении психического здоровья учащихся.

Безусловно, существует еще ряд аспектов, с которыми предстоит ознакомиться студентам в ходе освоения данного курса. Однако, все они должны быть пронизаны одной идеей: обучение и здоровье учащихся  одинаково важны для педагога. Таким образом, курс «Психологические основы дидактики» должен продемонстрировать будущим педагогам возможность такой организации образовательного пространства, когда процесс обучения являлся бы не просто передачей накопленной за годы вузовской учебы информации, а способствовал бы интеллектуальному развитию ребенка,  сохранению и укреплению его физического и психического здоровья. А пока бреши в образовании требуют заполнения. Возможно, заниматься этим придется нашим сегодняшним студентам. И хочется закончить оптимистичным прогнозом: придет время, когда в школе действительно (а не на словах) будет царить культ ребенка, а образование будет в истинном смысле личностно ориентированным. И в этом не последнюю роль должен сыграть курс «Психологические основы дидактики».

Литература:

  1.  Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М., 1998.
  2.  Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.
  3.  Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.
  4.  Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопр. психол. 1988. № 1. С. 16 - 26.
  5.  Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983.
  6.  Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. Дубровиной. - М., 1994.
  7.  Цукерман Г.А. Субъект учебной деятельности: почему он неуловим?// Теория учебной деятельности и практика образования. - М., 1993.
  8.  Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.: «Академия», 1999.
  9.  Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41128. Этапы эволюции науки и развитие регионов в мировом сообществе в XXI веке 346.5 KB
  Классический рационализм предстает как направление научной мысли отображающее особенности научного мышления характерного для классического этапа эволюции методологии науки и отличающееся изучением феноменов явлений конкретных систем и конкретного человека как внешнего наблюдателя природы общественных и социальных процессов и т. Неклассический рационализм интерпретируется как направление научной мысли отображающее особенности научного мышления характерного для неклассического этапа эволюции методологии науки и отличающееся изучением...
41129. Проекции точки 196.5 KB
  Плоскости проекции. Проекции разделяются на центральные и параллельные. Пусть заданы в пространстве точка S центр проекции и плоскость П1 плоскость проекции.
41130. Основные задачи в области электротехники 188.5 KB
  Определение связи между токами напряжениями параметрами заданной цепи и теми величинами которые определяют работу рассматриваемой установки например: к. падение напряжения величина тока к. Электрической цепью называется совокупность устройств предназначенных для прохождения электрического тока. Различают источники напряжения и источники тока.
41131. ПРЕДМЕТ ЛОГИСТИКИ И ФАКТОРЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ 89.5 KB
  Понятие логистики история ее появления и развития.Факторы и уровни развития логистики.Цель задания и функции логистики.Термин «Л» до недавних пор был известен только узкому кругу специалистов, а сегодня он имеет все более широкое распространение. Основная причина этого заключается в том, что понятие «Л» начало использоваться в экономике
41132. Защита операционных систем 533.5 KB
  Обеспечение безопасности хранения данных в ОС Microsoft Технология теневого копирования данных Архивация данных Создание отказоустойчивых томов для хранения данных
41133. ПОТРЕБИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА 1.18 MB
  В результате исследования нами выделены наименованы и описаны три основных типа моделей индивидуального потребления:рациональные модели утилитарная конъюнктурная нормативная; иррациональные модели мотивационная идентификационная; смешанные модели модель неформальной экономики. особенно характерными и присущими современному российскому обществу на текущий момент являются два последних типа: 1 идентификационная модель представлена совокупностью субмоделей описывающих выбор покупателя как многоаспектное явление когда...
41134. Особливості складання фінансової звітності за МСФЗ 112 KB
  Назначение и состав финансовой отчетности Общие требования к финансовой отчетности изложены в Концептуальной основе МСФО и МСБУ Представление финансовых отчетов. Концептуальная основа МСФО содержит: цель финансовых отчетов; качественные характеристики информации приведенной в финансовых отчетах; определение и порядок признания элементов финансовых отчетов; концепции сохранения капитала. К пользователям финансовых отчетов Users of Finncil Sttements относятся существующие и потенциальные инвесторы работники кредиторы клиенты...
41135. Складові частини системи. Інтерфейс. 104 KB
  Система Ліга-Закон складається з окремих інформаційних баз, які містять правові документи прийняті законодавчими установами України з моменту прийняття, а також документи, що діють до цього часу або які представляють історичну цінність.
41136. Математические выражения для термодинамической работы и теплоты 97 KB
  Математические выражения для термодинамической работы и теплоты. Вычисление работы и теплоты. Вычисление теплоты. В качестве силы которая обеспечивает передачу теплоты от одних тел к другим Клаузиус предложил рассматривать температуру а в качестве обобщенной координаты некоторый параметр состояния который называется энтропия.