28150

«Методика преподавания психологии»: чему и как учить

Доклад

Психология и эзотерика

Добиться реализации данной цели на лекционных занятиях невозможно курс должен быть лекционносеминарским где на практических занятиях студенты могли бы рассматривать прикладные вопросы практики обучения связанные с сохранением психического здоровья учащихся с созданием благоприятного психологического климата на уроке с возможностями объективного оценивания эффективности образовательного процесса. Однако не учитывая изменения эмоционального состояния ребенка динамику состояния соматического здоровья нельзя судить о качестве учебного...

Русский

2013-08-20

40.5 KB

0 чел.

             Л.В. Карапетян

             г. Екатеринбург

«Методика преподавания психологии»: чему и как учить

Перед началом курса «Психологические основы дидактики» студентам было предложено письменно ответить на вопрос: «Чего вы ожидаете от этого курса?». Тривиальность ответов превзошла все ожидания. Большинство не ожидало ничего нового («Ну что еще можно изучать на пятом курсе УрГУ?!»), некоторые ожидали повторения курса «Педагогики», немногие жаждали узнать нечто новое о том, как планировать и проводить уроки. И никто не предполагал услышать что-либо о ребенке, которому и предстоит обучаться у нынешних студентов, будущих педагогов. Однако, можно ли винить в этом лишь студентов? Или, чем искать ответ на вопрос «Кто виноват?» подумать над тем, что с таким положением делать?

Традиционно курс «Психологические основы дидактики» в практике высшего образования считается лекционным и его основной целью является ознакомление студентов с основными психологическими концепциями обучения и развития. В результате будущий педагог в лучшем случае объявляет себя последователем какой - либо психологической школы (к примеру, развивающего обучения) и механически переносит усвоенные принципы организации образовательного пространства в собственную педагогическую деятельность. Это позволяет ему с гордостью заявлять: «Я работаю по Давыдову! (или по Занкову)», повышая тем самым свой престиж педагога, в то время как зачастую происходит всего лишь профанация тех самых научно-психологических достижений, последователем которой он себя объявляет. К тому же, знакомство с основными концепциями обучения происходит и в курсе педагогики.

Поэтому, на наш взгляд, у курса «Психологические основы дидактики» должна быть совершенно иная цель, а именно: сформировать у студентов умение психологически грамотно организовывать процесс обучения, не нанося вреда психическому здоровью учащихся. Добиться реализации данной цели на лекционных занятиях невозможно, курс должен быть лекционно-семинарским, где на практических занятиях студенты могли бы рассматривать прикладные вопросы практики обучения, связанные с сохранением психического здоровья учащихся, с созданием благоприятного психологического климата на уроке, с возможностями объективного оценивания эффективности образовательного процесса.

В своей повседневной деятельности педагогам виден преимущественно один фокус детского развития – успешность в предметных областях. Однако, не учитывая изменения эмоционального состояния ребенка,  динамику состояния  соматического здоровья нельзя судить о качестве учебного процесса. Наличие отрицательных эффектов (факты переутомления учащихся, рост дидактогенной заболеваемости) позволяет говорить о несовершенстве организации образовательной среды. Курс  «Психологические основы дидактики» должен обратить внимание студентов на другой фокус детского развития, связанный со здоровьем ребенка. При подобном подходе здоровье становится не только условием, но и целью образовательного  процесса.

На наш взгляд, эффективность учебного процесса должна оцениваться по нескольким параметрам, а именно:

1. Утомляемость учащихся;

  1.  Эмоциональное состояние;

Показатели соматического здоровья;

Усвоение учебного материала.

Будущий педагог должен уметь организовать учебный процесс таким образом, чтобы контролировать изменения, происходящие по данным параметрам, предотвращая и устраняя негативные их проявления.

Студентам важно знать, что в охране здоровья ребенка важным является не исключение утомления, как такового, а его профилактика или отдаление на более поздние сроки, с тем, чтобы не допустить переутомления, поскольку, переутомление не является нормальным физиологическим состоянием, оно занимает промежуточное положение между нормой и патологией, т. е. между здоровьем и болезнью, предрасполагает к ней. Накопление утомления  в течение учебной недели и месяца приводит к перенапряжению центральной нервной  и других систем организма и, как следствие, к дезадаптации и болезни. Осваивая курс «Психологические основы дидактики» студент знакомится со способами организации учебного процесса, препятствующими возникновению переутомления, выявляет его причины (монотония уроков, большая учебная нагрузка, слабое здоровье, личностные особенности детей, особенности стиля педагогической деятельности) и возможность устранения (анализ расписания, объем домашнего задания, использование разносторонних форм работы на уроке).

Задача обеспечения положительного психологического климата является важной для успешности и эффективности образовательного процесса. Эмоциональное благополучие ребенка в школе существенным образом влияет на формирование учебной деятельности и создание положительной мотивации учения. Знание студентом эмоциональных барьеров в восприятии и понимании учебной информации, методов диагностики эмоционального самочувствия учащихся поможет предупредить накопление у них эмоционального дискомфорта, способствуя тем самым укреплению психического здоровья.

Главными причинами ухудшения здоровья детей школьного возраста являются: медицинская и психологическая неграмотность части учителей, перегрузка детей учебным материалом, недостаточное внимание к двигательной активности и физической культуре ребенка. В результате у некоторых школьников в первом, а у большинства во втором классе врачами регистрируются различные функциональные отклонения в состоянии здоровья даже у практически здоровых детей. Учащаются случаи психоневрологической симптоматики (плаксивость, раздражительность, плохой аппетит, беспокойный сон, лишние движения и пр.), снижение остроты зрения, нарушение осанки, пропусков по болезни, обострение имеющейся патологии. Известно, что от первого к восьмому классу число здоровых школьников снижается с одновременным нарастанием частоты заболеваний, выявляемых при диспансерном обследовании. Говоря о причинах ухудшения здоровья учащихся, педиатры среди прочих причин выделят так называемый школьный фактор. Выделена и группа дидактогенных заболеваний, т. е. заболевания, вызываемые неблагоприятными школьными условиями, а также нарушениями педагогического такта. Сюда относят - нарушение зрения, нарушение осанки, дидактоневрозы и др. Педагог, организуя учебно-воспитательный процесс, должен индивидуально подходить к состоянию здоровья каждого учащегося, учитывать головные боли, головокружения, расстройства сна, неадекватные реакции, плаксивость, капризы, носовые кровотечения, острые респираторные заболевания, ангины, грипп, патологию зрения, нарушение осанки, неврологические расстройства и др.

Оценивание усвоения учебной информации, знаний, умений и навыков учащихся остается одной из глобальных проблем современной школы. Более того, существующая система оценивания является одним из самых действенных средств невротизации детей. Ребенок воспринимает оценку как отношение к себе в целом, в то время как учитель оценивает работу, и в этом смысле оценка выполняет функцию не регулирования, а функционирования. Детей начинает преследовать боязнь получения отрицательной оценки, повышается уровень тревожности, что усугубляет болезненные реакции. Кроме того, педагог, выставляя отметку в журнале, оценивает чаще всего лишь один показатель - фактическое знание материала, другие же аспекты усвоения (понимание, интерпретация, умение устанавливать связь с другими науками, с собственным опытом, активность в освоении дисциплины, количество приложенных усилий и др.) остаются к сожалению вне поля зрения. В связи с этим представляется чрезвычайно важным продемонстрировать будущим педагогам все противоречия школьной системы оценивания, сложность и многогранность данной проблемы, показать, насколько важную роль она играет в сохранении психического здоровья учащихся.

Безусловно, существует еще ряд аспектов, с которыми предстоит ознакомиться студентам в ходе освоения данного курса. Однако, все они должны быть пронизаны одной идеей: обучение и здоровье учащихся  одинаково важны для педагога. Таким образом, курс «Психологические основы дидактики» должен продемонстрировать будущим педагогам возможность такой организации образовательного пространства, когда процесс обучения являлся бы не просто передачей накопленной за годы вузовской учебы информации, а способствовал бы интеллектуальному развитию ребенка,  сохранению и укреплению его физического и психического здоровья. А пока бреши в образовании требуют заполнения. Возможно, заниматься этим придется нашим сегодняшним студентам. И хочется закончить оптимистичным прогнозом: придет время, когда в школе действительно (а не на словах) будет царить культ ребенка, а образование будет в истинном смысле личностно ориентированным. И в этом не последнюю роль должен сыграть курс «Психологические основы дидактики».

Литература:

  1.  Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М., 1998.
  2.  Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.
  3.  Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.
  4.  Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопр. психол. 1988. № 1. С. 16 - 26.
  5.  Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983.
  6.  Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. Дубровиной. - М., 1994.
  7.  Цукерман Г.А. Субъект учебной деятельности: почему он неуловим?// Теория учебной деятельности и практика образования. - М., 1993.
  8.  Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.: «Академия», 1999.
  9.  Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26513. Основные этапы социально-экономического развития Японии 32 KB
  в руках США. цель подписание мирного договора сделанного в США и АНГ. договоры как сепаратные м у США и Я. тут же подписан договор безопасности м у Я и США.
26514. Основные этапы социально-экономического и политического развития Индии в 1950 – 2000 гг. 55 KB
  Существенным элементом внешней политики ИНК стали неприсоединение к военным блокам и стремление к консолидации молодых независимых государств. Критике подверглась позиция ИНК в социальных вопросах. В ИНК существовали различные группировки отражавшие несовпадающие интересы социальных слоев связанных с этой партией от крупных капиталистов и землевладельцев до интеллигенции мелкой буржуазии города и деревни трудящихся масс. В этом многообразии коренились и сила общенациональный авторитет ИНК и его внутренняя слабость.
26515. Валютный рынок Украины 34.05 KB
  В сфере валютной политики Национальный банк ставит задачу иметь реальный курс украинской гривны относительно свободно конвертируемых валют на уровне сбалансированности спроса и предложения. Для решения этой задачи и упорядочения ситуации на валютном рынке
26516. Основные направления отечественной и зарубежной историографии 43.5 KB
  Барг, Лавровский: уникальная особенность Англии в том, что она является ед. в Европе страной где развитие буржуазных отношений происходило одновременно в городе и деревне. Именно в деревне кап. Отношения развились более глубоко, именно из деревни шел импульс. Центр тяжести АБР лежал в деревне.
26517. Аграрный вопрос в Великой английской и Великой французской революциях 38.5 KB
  До революции в английской деревни было 2 формы собственности: крестьянская копигольд и буржуазнодворянская рыцарское держание. Революции лекция феодализма ко времени ВФР уже не было. Эта идея поддержана целым течением яркий представитель Фюре феодализм как таковой во Франции исчез до революции. необходимости в революции не было.
26518. Основные проблемы и особенности войны северо-американских колоний Англии за независимость и образование США 45.5 KB
  Северовосточные колонии новая Англия территории с ранним развитием ремесел мануфактуры судостроение и судоходство рыболовство. Это колонии которые пошли по буржуазному пути. Среднеатлантические колонии. Южные колонии плантации основанные на труде рабов.
26519. Дискуссии в отечественной и зарубежной историографии о периодизации ВФ буржуазной революции, ее характере, движущих силах и итогах 44 KB
  Ленин развил мысли Маркса и Энгельса; показал решающую роль крестьянства и плебейского элемента городов в победе революции высоко оценил роль якобинцев и диктатуры. революции роль перешла к историкам радикального направления. атлантической революции.
26520. Проблемы якобинской диктатуры в историографии 34 KB
  Якобинцы: Террор декрет о подозрительных каждый кто своими делами помыслами мешает революции подлежит суду в лице революционного трибунала Якобинцам нужно накормить город установить республику Закон о реквизициях обещали в будущем заплатить оставляли только семейный запас. принудительный займ у богачей в 1млрд франков Вся нация мобилизовалась до полной победы революции Попытка ввести новую религию. Революции восходящей линии см. 20 века стали задаваться вопросом о классовой природе революции чьи интересы она...
26521. Внутренняя и внешняя политика Фр. в период консульства и 1-й империи Наполеона. Наполеоновская эпоха в исторической науке 38.5 KB
  давно мечтал о власти; Манфред: чтобы не проиграть. Для закрепления своей власти Н. оставалась республикой но власть в руках 1го консула главнокомандующий армией назначал членов всех органов законодательной власти выбирал их из кандидатов которые избирались гражданами на 5 лет он назначал перфекты заменивших местное самоуправление назначал министров которые ему непосредственно подчинялись. начались 100 дней период кратковременного возвращения Бонапарта к власти.