28154

История развития представлений на природу способностей

Доклад

Психология и эзотерика

История развития представлений на природу способностей Само понятие способности ввел в науку Платон. Источник развития способностей помещается внутрь человека они обусловлены наследственным генетическим фактором. К теориям преформизма примыкают и воззрения испанского врача Хуана Уарте Исследование способностей к наукам 1575 год. Уарте также говорил о врожденности способностей: Пусть плотник не занимается земледелием а ткач – архитектурой; пусть юрист не занимается лечением а медик адвокатским делом; но пусть каждый занимается только...

Русский

2013-08-20

58.5 KB

10 чел.

СПОСОБНОСТИ

В настоящее время общепризнанным является тот факт, что дать научное определение понятию «способность» затруднительно. С Античных времен под способностями понимали некие скрытые «качества», «силы» или «сущности», за которыми есть какой-то элемент таинственности.

История развития представлений на природу способностей

Само понятие «способности» ввел в науку Платон. Он говорил, что «не все люди равно способны к одним и тем же обязанностям, потому что люди по своим способностям весьма различны: одни рождены для управления, другие – для вспомоществования, а иные – для земледелия и ремесленничества». Именно благодаря Платону возникло представление о врожденном неравенстве людей по способностям. Теории, утверждающие врожденность, предопределенность того или иного качества или свойства, обычно называют «теориями преформизма». Источник развития способностей помещается внутрь человека, они обусловлены наследственным генетическим фактором. К теориям преформизма примыкают и воззрения испанского врача Хуана Уарте («Исследование способностей к наукам», 1575 год). Уарте также говорил о врожденности способностей: «Пусть плотник не занимается земледелием, а ткач – архитектурой; пусть юрист не занимается лечением, а медик адвокатским делом; но пусть каждый занимается только тем искусством, к которому он имеет природный дар, и откажется от всех остальных…»

Приверженцем теории преформизма принято считать и Фрэнсиса Гальтона («Наследственный гений», 1869 год). Он является основоположником эмпирического подхода к изучению способностей. Испытывая на себе влияние теории Ч. Дарвина, Гальтон утверждает, что способности имеют наследственную природу, передаются от родителей к детям и «полезные» способности передаются в ряде поколений. К полезным способностям Гальтон относил талант и утверждал, что социальная элита формируется на основе наследуемого таланта. Гальтон высказывал идею о том, что необходимо улучшить британскую расу: повысить умственные способности путем селективного отбора. В 1883 году его идея получает название евгеники. Тогда же Гальтон публикует еще одну книгу «Исследование способностей человека и их развитие», считающуюся первым научным трудом по проблеме индивидуальных различий. Другими представителями теории преформизма можно назвать Ф.Бэкона, Дидро, И. Прохазку, А.Н. Радищева.

Впоследствии теория преформизма критиковалась, и в противовес ей стали возникать другие теории, которые мы можем объединить под названием «теории чистой доски» (tabula rasa). Сюда примыкают воззрения Джона Локка, который решительно критиковал идею о врожденности способностей, а также Томаса Гоббса, который высказывался относительно равенства в способностях от рождения всех людей. Согласно теории tabula rasa ведущую роль в происхождении способностей играет воспитание. Источник развития находится вне человека, в той социальной среде, в которой человек растет.

Первые две теории используют понятие «источник развития», дабы выявить природу происхождения способностей. В теории конвергенции двух факторов вводится понятие «условие развития». Согласно данной теории, источником развития является наследственность, а условием развития является среда. Носителями данной точки зрения можно считать Р.Кеттелла, Г.Айзенка, К.К. Платонова.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского

Прежде чем определить, что является источником, а что условиями развития способностей, Выготский сначала предлагает определиться с понятиями «наследственность-врожденность» и «среда». Говоря о наследственном и врожденном факторе в отношении способностей, Выготский предлагает использовать понятие «задатки».

Задатки – это морфологические и функциональные особенности НС, анализаторов, двигательной системы, с которыми ребенок появляется на свет. Задатки являются неповторимыми и уникальными. Задатки не являются только лишь наследственными (определяются генами), но и формируются под влиянием врожденного фактора (фактор внутриутробного влияния).

Среда – это все, что существует вне субъекта, это люди, предметы, природа. Это все, что влияет на человека. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития». Это те элементы среды, с которыми ребенок активно взаимодействует. Из всей среды влияет только то, что переваривается через деятельность, становится объектом деятельности.

В качестве источника развития Выготский определяет среду, а в качестве условия развития – задатки. Выготский предлагает использовать метафору «Зерно и почва». Зерно – это элемент социо-культурного кода, которое попадает в почву задатков. Социальная ситуация развития предопределяет, что будет формироваться (какое зерно посадим), а почва предопределяет, как это будет формироваться (прорастет – не прорастет, засохнет, разрастется, расцветет).

Тема 7. Современные представления о способностях

На сегодняшний день существует несколько равноправных точек зрений на природу способностей. В Большом психологическом словаре даются следующие определения способностей:

  1.  Способности (по С.Л. Рубинштейну) – сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются.
  2.  Способности (по В.Д. Шадрикову) – свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той или иной деятельности.
  3.  Способности (по Б.М. Теплову) – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

На сегодняшний день принято определение способностей, предложенное Б.М. Тепловым.

Он делает акцент на трех основных моментах:

  1.  Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  2.  Способности – это не всякие общие индивидуальные особенности, и только лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
  3.  Понятие способностей не сводимо к тем знаниям, умениям и навыкам (ЗУН), которые уже выработаны у данного человека.

Если человек достигает успешных результатов в новой ситуации при разрешении новых задач, по отношению к которым не были усвоены определенные ЗУН, тогда условием успеха следует считать способности. Способности не сводимы к ЗУН, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Например, абсолютный слух не существует у ребенка как способность до того, как он впервые встал перед задачей – распознавать высоту звука. До этого существовал лишь задаток как анатомо-физиологический факт. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Согласно Теплову, недостающая способность может быть скомпенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека способностями.

Классификация способностей

Естественные – обусловлены биологически. Это общие для человека и животных способности (восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии). Они непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения (условно-рефлекторные связи, оперантное обусловливание, импринтинг). Специфические способности – это способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Обеспечивают жизнь человека и развитие в социальной среде. К ним относятся:

1. Общие и специальные способности. Общие – определяют успехи человека в разных видах деятельности (общий интеллект, креативность, психомоторные способности и, иногда, обучаемость). Специальные – определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода (музыкальные, математические, спортивные, педагогические, литературные и т.д.).

2. Теоретические и практические. Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям. Практические – к конкретным практическим действиям. Вместе эти способности встречаются у одаренных людей.

3. Учебные и творческие. Учебные – определяют успешность обучения и воспитания, усвоения ЗУН. Творческие – создание предметов материальной и духовной культуры, индивидуальное творчество.

4. Предметные и межличностные способности в наибольшей степени социально обусловлены. Предметные – познавательного плана, способности к различным видам теоретической и практической деятельности. Межличностные – речь как средство общения, ее коммуникативная функция; особенности межличностного восприятия и оценивания; способности к социально-психологической адаптации, способности к социально-психологической адаптации, способность входить в контакт с разными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью. Эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

Хотелось бы остановиться на проблеме разграничения творческих и интеллектуальных способностей. Некоторые авторы склоняются к тому, чтобы отождествлять творческие способности с интеллектуальными. Существует 3 подхода к проблеме творческих способностей.

  1.  Как таковых творческих способностей нет (А.Танненбаум, А. Олох, Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу). Согласно этой точке зрения главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности и личностные черты. Интеллект – необходимое, но недостаточное условие развития творческих способностей. К числу основных черт творческой личности атворы относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
  2.  Креативность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Грубер, Я.А. Пономарев, Э.П. Торренс). Нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
  3.  Интеллект и креативность находятся в тесной взаимосвязи (Д.Векслер, Р.Уайсберг, Г.Айзенк, Л.Термен, Р.Стернберг и др.). Айзенк: «креативность – это компонент общей умственной одаренности». Стернберг пишет: «по отношению к внешнему миру интеллектуальное поведение может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявит творческое поведение».

Качественная и количественная характеристика способностей

Говоря о количественной характеристике способностей, мы, прежде всего, имеем в виду использование измерительных процедур. Тестирование способностей имеет длительную и богатую историю, простирающуюся на четыре тысячелетия в прошлое, когда китайцы использовали некий вариант проверки способностей при отборе людей на государственную службу. Даже в Библии встречается упоминание о судебной экспертизе способностей. На сегодняшний день распространено мнение, будто с помощью тестов выявляются способности и измеряется степень их выражнности.

Первым попытался измерять способности Ф. Гальтон. Им была организована специальная лаборатория в 1884 году. За год работы было обследовано более 9 тыс. испытуемых. В качестве основного показателя способностей были выбраны преимущественно сенсорные характеристики человека (скорость реакции, особенности восприятия). В 1904 году во Франции появляется новая процедура оценки уровня развития способностей по более сложным проявлениям – особенностям памяти, внимания, успешности решения задач. Автор этого метода А. Бине предложил в качестве показателя интеллектуального развития использовать умственный возраст. В 1912 году немецким психологом В. Штерном был предложен показатель интеллектуального развития, который численно равен отношению умственного возраста ребенка к его хронологическому возрасту. Позже эта процедура измерения критиковалась в том плане, что здесь мы не выявляем в действительности способности человека, а выявляем наличие у него тех или иных ЗУН, которые не следует смешивать со способностями.

В общем, тестирование не выявляет способности и уж тем более не измеряет их, поскольку нельзя измерить компонент, который мы не можем выделить из сплава врожденного и приобретенного. Способности можно выявить только в процессе выполнения деятельности. Однако успехи в любой деятельности зависят от многих факторов (силы мотива, желания, условий деятельности, мастерства педагогов и т.д.), а не только от способностей. Например, в свое время Ч. Дарвин был исключен из университета, как неспособный. А такие выдающиеся ученые, как Ньютон, Менделеев, Лобачевский в школе учились плохо и имели посредственные достижения в изучении физики, химии и математике. Гоголя учителя считали неспособным к изучению русского языка. Преподаватели Академии художеств относительно работ Сурикова сказали, что «с такими рисунками надо запретить даже мимо Академии ходить». Этот список можно продолжить. Более того, известны случаи, когда выполнение деятельности не только не способствует обнаружению способностей, но даже маскирует их. Например, высокая результативность высокого баскетболиста принимается тренером за меткость, хотя на самом деле игрок не обладает высокой меткостью. Наоборот, меткий, но не устойчивый к психическим напряжениям баскетболист не может проявить во время сложной игры свою способность.

Есть еще один путь прогнозирования способностей – по количеству и по степени выраженности имеющихся у человека задатков (например, с помощью биохимического, гистологического анализа). Однако при этом надо знать, какие задатки относятся к той или иной способности.

Количественная характеристика способностей не позволяет выявить, за счет чего человек достигает положительного результата. В основе одинаковых или в чем-то сходных достижений при выполнений какой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма различных способностей. Недостающая способность может компенсироваться за счет других способностей.

Принято выделять следующие типы компенсации способностей:

  1.  Компенсация за счет опыта (Б.М.Теплов). При данном виде компенсации эффективность деятельности зависит от применения ЗУН при недостаточной выраженности определенных способностей. Компенсация такого вида хорошо просматривается в учебной деятельности, в спорте: недостаточно быстрое реагирование на сигналы и плохое распределение внимания компенсируется мыслительными операциями, способствующими прогнозированию изменений ситуаций в ближайшем будущем.
  2.  Компенсация за счет стиля деятельности. Подробно вопрос рассматривается В.С. Мерлиным Однако такая компенсация возможна, если от человека не требуется сверхзатрат, не требуется проявления максимальных способностей. Например, студенты с разными умственными способностями могут одинаково успешно обучаться на факультете (за счет того, что менее способные уделяют больше времени обучению), тогда как только действительно способные сориентируются в ситуации неожиданного экзамена или среза знаний. Климов говорит о том, что не во всех профессиях ИСД может компенсировать необходимые способности. Поэтому, если деятельность предъявляет более жесткие условия, всплывает актуальность измерения способностей при профотборе.

Компенсация также может происходить за счет другой способности. Например, недостаточное распределение внимания компенсируется быстротой восприятия.

PAGE   \* MERGEFORMAT 9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33854. Духовные ценности и их роль в воспитании и образовании 14.12 KB
  Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание критерий оценки предметных ценностей. Особенностью высших ценностей выступает также и то что они составляют стержень культуры определенного народа фундаментальные отношения и потребности людей: общечеловеческие мир жизнь человечества ценности общения дружба любовь доверие семья социальные ценности представления о социальной справедливости свободе...
33855. Человечество 15.75 KB
  Человечество становится единым целым в ходе отношений в эпоху открытия мирового рынка. повсеместные охватывают все челво; от решения этих проблем зависит существование челва; решение требует усилий больва челва.Угрозы: Экологические катастрофы; Деградация челва; Мировая война. Человек – биологический вид и ему необходимы привычные условия обитания.
33856. Системный анализ общества и исторического процесса 14.58 KB
  Философия была бы неполной и односторонней если бы она абстрагировалась от человека а значит и от общества ограничивая свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Все это превращает системное философскосоциологическое осмысление общества и исторического процесса в абсолютно необходимую и притом органически составную часть философии. Сегодня ясно что без природы как базиса у общества нет будущего.
33857. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. Функции философии 14.86 KB
  ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия от греч. Философия – это наука о всеобщем она – свободная и универсальная область человеческого знания постоянный поиск нового. Философия как система делится: на теорию познания; метафизику онтологию философскую антропологию космологию теологию философию существования; логику математику логистику; этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию. Философия включает в себя: – учение...
33858. Соотношение философии с религией, искусством и наукой 14.64 KB
  Является ли философия наукой Первое. Философия–в ней также есть систематичность доказательность проверяемость. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание то философия наука философия–любовь к мудрости истине.
33859. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ 15.76 KB
  В дальнейшем происходит выделение из предфилософии и специализированного знания науки. Первые философы появились в VII – VI веках до нашей эры – значит история философии насчитывает более 2500 лет. Вопервых мир философии не следует рассматривать как хаотическую совокупность непространственных и вневременных случайно возникающих взглядов и идей.
33860. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 15.05 KB
  В Индии процесс зарождения Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. систематически излагалась в сутрах Веды первые священные книги древней Индии результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы I тыс. обобщающее в себе все три уровня атман Буддизм зародился в Индии в VIV вв.
33861. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 19.33 KB
  Это очень древняя форма философии в Индии. Буддизм возник на северовостоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.
33862. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 15.43 KB
  В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивноматериалистические идеи о пяти первоначалах вещей металле дереве воде огне земле; о противоположных началах инь и янь о естественном пути дао. В развитии философии Древнего Китая важное значение имел Даосизм. Даосизм философское учение основоположником которого по традиции считают Лаоцзы жившего в конце VII начале VI в до н. Главная категория философского даосизма дао путь понимается как всеобщий закон природы как первопричина всего сущего как источник...