28156

Проблема психологического «выгорания», копинг-стратегии

Доклад

Психология и эзотерика

Проблема психологического выгорания копингстратегии. Совладающее поведение копингстратегии. Проблема копинга совладания личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ века. В настоящее время будучи свободно употребляемым в различных работах понятие копинг охватывает широкий спектр человеческой активности от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций.

Русский

2013-08-20

64.5 KB

21 чел.

67. Проблема психологического «выгорания», копинг-стратегии.

Проблема профессионального выгорания.

Термин «выгорание» введен американским психологом Х. Дж. Фрейденбергером в 1974г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Наиболее интенсивно синдром «burnout» начал изучаться после публикации работ Кристины Маслач (1976). Издание в 1986 году опросника «Maslach Burnout Inventory» (MBI), позволившего стандартизировать проводимые исследования, привело к тому, что изучение проблемы «выгорания» приобрело на Западе практически массовый характер.

Существуют различные подходы к определению и пониманию феномена «выгорания», в самом общем виде синдром «профессионального выгорания» рассматривается как состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающегося вследствие продолжительных профессиональных стрессов.

Данному состоянию в большей степени подвержены представители «коммуникативных» профессий. Многочисленные зарубежные исследования показывают, что ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затруднённые или напряжённые отношения в системе «человек – человек», как например, отношения между врачом и пациентом, руководителем и подчинённым, продавцом и покупателем. Ежедневное многообразие эмоционально насыщенных и когнитивно сложных ситуаций общения, высокая ответственность за результат коммуникации, частое отсутствие положительного результата – все это становится источником стрессов для всех представителей «коммуникативных» профессий.Модели профессионального выгорания.

1. Выгорание как дистресс.

Подход, согласно которому «выгорание» можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении (к третьей стадии общего синдрома адаптации) – стадии истощения, рассматривает «выгорание» как результат стрессовых переживаний на рабочем месте

С точки зрения представителей этого подхода, «выгорание» — динамический процесс, который возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.

При «профессиональном выгорании» налицо все три фазы стресса, соответственно каждой фазе возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего «профессионального выгорания»:

1) нервное (тревожное) напряжение возникает в результате хронически напряженной психоэмоциональной атмосферы, необходимости проявления эмпатии при большом числе контактов, повышенной ответственности и трудности контингента;

2) резистенция, сопротивление проявляется в попытках различными способами оградить себя от неприятных впечатлений: подключение к взаимодействию с подопечными эмоций ограниченного регистра и умеренной интенсивности, сдержанные реакции на сильные раздражители, психологическое отстранение через создание физической дистанции с клиентами, использование стандартных формулировок и процедур и т.д.;

3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Истощение проявляется в неадекватной экономии на эмоциях, эмоциональной черствости, равнодушии, манкировании профессиональными обязанностями. Дальнейшее развитие синдрома кристаллизуется в циничное и антигуманное восприятие клиентов и работы в целом.

2. Выгорание как механизм психологической защиты.

В.В.Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

3. Трехкомпонентная модель.

Maslach рассматривает «выгорание» как трёхмерную конструкцию, включающую в себя:

  1.  эмоциональную истощенность: которая проявляется в эмоциональном перенасыщении, переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, особенно к профессиональной деятельности; Это притупление эмоций, эмоциональное истощение человека. Маслах пишет, что эта эмоциональная опустошенность (в наших работах – у Гришиной) приводит к ощущению тусклости самой жизни. Жизнь становится тусклой, неинтересной (а не только усталость от работы). Человек часто повторяет такие фразы: «Раньше были книги, фильмы, а сейчас и смотреть нечего». Но, на самом деле, человек и в кино не ходит, и книг не читает. Этот вывод сделан как установка на мир
  2.  .деперсонализацию (цинизм): межличностный аспект «выгорания», который можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Деперсонализация проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми. Наблюдалась конфронтация с клиентами, деперсонализация клиентов. Этот признак наблюдался особо ярко в таких профессиональных сферах, как учителя, врачи (особенно зубные), психологи, полицейские, продавцы, воспитатели детских садов.
  3.  редукция личных достижений, или снижение профессиональной эффективности»: которые проявляются в тенденции к негативному оцениванию себя, своей компетентности; в снижении самооценки и профессиональной мотивации.

В сфере труда: редукция профессиональных достижений. Возникает чувство некомпетентности, неуверенности в своих силах, неуспехи в своей деятельности.

В жизни: потеря ценностных ориентаций. Человеку становится на все наплевать, ко всему относится с пофигизмом. Ни о чем не волноваться, не заботиться и не думать. Человек часто говорит фразы: да мне все равно; я уже старый; я раньше этим увлекался, а сейчас знаю, что это ерунда. У человека нет интересов, ощущение серости жизни начинает главенствовать.

Индивидуальные факторы, способствующие выгоранию:

  •  Возраст и стаж (при начале работы)
  •  В среднем, медицинский персонал выгорает за 1,5 года.
  •  Социальные работники выгорают за 2-4 года.
  •  Для молодых, как и для женщин, выгорание начинается с эмоционального шока. Т.е. наиболее чувствительны к выгоранию люди 19-25 лет, а также 45-50 лет. Мужчины начинают выгорать с циничности и деперсонализации.
  •  Женщины выгорают больше, потому что в домашней сфере большая часть обязанностей лежит на женщине.
  •  Семейное положение. Данных мало, но есть тенденция, что быстрее выгорают мужчины, не состоящие в браке, чем женщины.
  •  Больше выгорают жители больших городов (везде все успеть, высокие требования).
  •  Люди с более высоким статусом меньше склонны к выгоранию.

Личностные факторы, препятствующие выгоранию:

  •  Хорошее, высокое, широкое образование. Оно позволяет более широко взглянуть на мир, получает больше интересов.
  •  Интеллигентность поведения. Если человек себя сдерживает, заранее не позволяет себе на всех орать.
  •  Эмоциональность. Меньше выгорают люди с развитой эмоциональной сферой. Поэтому эмоциональную сферу надо развивать, прежде всего, через приобщение к искусству.
  •  Чувство юмора. Умение подшутить, в том числе над собой, препятствует выгоранию.
  •  Локус контроля. Внутренний локус препятствует выгоранию.

Внешние факторы, влияющие на выгорание:

  •  Перегрузки, сверхурочная работа. Чем их больше, тем больше человек выгорает.
  •  Продолжительность рабочей недели, рабочего дня.
  •  Количество клиентов, частота их обслуживания.
  •  Монотонность, рутинность труда.
  •  Уровень самостоятельности и ответственности. Чем он больше, тем меньше человек выгорает.
  •  Климат коллектива, социальная поддержка – или жесткие условия конкуренции. Наличие или отсутствие конфликтов (ролевых в том числе).
  •  Проблемы стимулирования труда.
  •  Заработная плата.

Феномен, противоположный выгоранию, - вовлеченность (по Маслач). Она связана с такими феноменами, как энтузиазм, энергичность, радость от работы, самореализация, самоэффективн.  Совладающее  поведение (копинг-стратегии).

Проблема "копинга" (совладания) личности  с  трудными  жизненными ситуациями возникла  в  психологии  во  второй  половине ХХ века. Автором термина  был  А. Маслоу.

Понятие "coping " происходит  от  английского "соре" (преодолевать).

В российской психологии  его  переводят  как адаптивное, совладающее  поведение, или  психологическое   преодоление.    

В настоящее время, будучи  свободно  употребляемым  в  различных  работах, понятие "копинг" охватывает  широкий  спектр  человеческой  активности - от  бессознательных  психологических  защит  до  целенаправленного преодоления  кризисных  ситуаций. Психологическое  предназначение  копинга  состоит  в  том, чтобы  как  можно лучше  адаптировать  человека  к  требованиям  ситуации.

         В настоящее  время  широкое  распространение  получила                           концепция преодолевающего  поведения, предложенная  зарубежными  исследователями С.Фолькман и Р.Лазарус.

Данные  авторы  определяют  копинг  как  когнитивные, эмоциональные  и поведенческие  попытки  управлять специфическими  внешними  и/или внутренними  требованиями, которые  оценены   как  вызывающие напряжение  или  чрезвычайные  для  ресурсов  человека».

Основная  функция копинга, по мнению многих зарубежных  и  отечественных ученых  состоит  в  адаптации  человека  к  требованиям ситуации.

Копинг  может  способствовать  овладению  ситуацией, ослаблять  или  смягчать её воздействие, при этом копинг не является  автоматизированным адаптивным  поведением, как, например, психологические  защиты.

С.Фолькман и Р.Лазарус отмечают, что  важно  различать  автоматизированные  и  волевые  усилия  в  преодолении. Когда  человек  сталкивается  с  новой ситуацией, скорее  всего  его реакции  не  будут  автоматическими. Однако если с  данной  ситуацией  сталкиваться  снова  и  снова, то, ответы  будут становиться всё  более  автоматизированными  путём  научения.

По  мнению  авторов, копинг - это динамический  процесс  с  составляющими  структурными  элементами, т.е.  копинг  не  является  постоянным, а  подвержен  модификации  с  изменением социального контекста.

Вопрос о динамике  копинга  напрямую  связан  с  проблемой  прогноза того  или  иного поведения человека  в  стрессовой ситуации.

Реакция на стресс зависит от когнитивной оценки:

- ситуации. Зависит от длительности, интенсивности, прогноза, присутствия угрозы.

- собственной способности совладать с ней. Зависит от локуса контроля, самооценки, уровня тревожности, выносливости.

Связь локус-контроля со способностью справляться со стрессом проявляется в формировании трех основных типов личностного контроля. Это поведенческий контроль, касающийся направления действий; когнитивный контроль, связанный с личностной интерпретацией событий; контроль решительности, определяющий процедуру выбора действий.Что касается психологической выносливости, то она связана с направленностью личности на ценностное восприятие жизни, с жизнерадостностью человека. Жизнерадостные люди психологически выносливы и устойчивы,  них формируется позитивная оценка собственного предназначения и своих возможностей. Их характеризует «здоровый» уровень критичности как отражение степени важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий.

Связь самооценки с купированием стресса включает в себя множественные обратные связи с предшествующими удачными или неудачными собственными попытками преодоления воздействия стрессора. Если человек оценивает себя достаточно высоко, маловероятно, что он будет реагировать на многие события как на эмоционально тяжелые или стрессовые и интерпретировать их в таком ключе. А попадая в стрессовую ситуацию, он эффективнее использует дополнительную информацию о своих возможностях, что способствует повышению уровня самооценки. У людей с низкой самооценкой трудности с купированием стресса связаны с высоким уровнем страха или тревожности; с ощущением себя как неспешного или малоуспешного человека.

Копинг-стратегии – это те приёмы  и  способы, с помощью которых  и  происходит  процесс  совладания.    

С.Фолькман  и  Р.Лазарус  предложили  классификацию  копинг-стратегий, ориентированную на  два  основных типа – проблемно – ориентированный  копинг (problem-focused)  и  эмоционально - ориентированный  копинг (emotional-focused).

  •  Проблемно-ориентированный копинг, по мнению авторов, связан  с  попытками  человека  улучшить  отношения «человек-среда»  путём  изменения когнитивной  оценки  сложившейся  ситуации, например, поиском  информации о том, что делать  и  как поступить, или  путем  удержания  себя  от импульсивных  или  поспешных  действий.
  •  Эмоционально-ориентированный копинг (или временно помогающий) включает в себя мысли  и действия, которые имеют  своей  целью снизить  физическое или  психологическое  влияние  стресса. Эти мысли  или  действия дают  чувство  облегчения, однако  не  направлены  на  устранение  угрожающей ситуации, а просто  дают  человеку  почувствовать  себя  лучше.

Примером  эмоционально – ориентированного  копинга  является: избегание проблемной ситуации, отрицание  ситуации, мысленное  или  поведенческое дистанцирование, юмор, использование транквилизаторов для того, чтобы расслабиться.

Данная классификация, по  мнению С.Фолькман и Р.Лазарус, не указывает на то, что человек  прибегает  исключительно  к  одному  типу копинга. Каждый человек  использует  комплекс приёмов  и  методов  как  проблемно-ориентированного, так  и  эмоционально-ориентированного копинга  для  того, чтобы  справиться  со  стрессом.

Структура стрессового события и переработки стресса:

  1.  осознание стрессора и его оценка;
  2.  нарушение гомеостаза, связанные со стрессором эмоции и процессы познания;
  3.  копинговое действие (реакция);
  4.  результат копинга и новая оценка ситуации (с возвращением к первому элементу данной структуры при неуспешности копинга).

Лазарус описывал стратегии совладения:

1) привычные б/с защитные механизмы, которые временно облегчают переживание стрессового воздействия (механизмы отрицания, игнорирования, подавления, вытеснения, рационализации и др.);

2) двигательные поведенческие реакции – эти механизмы могут выступать как специфические, целенаправленные защиты от вредоносного фактора и в то же время – как механизмы разнонаправленной агрессии;

3) избегание, уход от стрессора, проблемы;

4) пассивность и бездеятельность (самый деструктивный) в состоянии беспомощности на фоне переживания эмоционального шока.

Позднее появились социально-психологические теории «качества жизни и системы социално-психологической поддержки». Согласно этим теориям, человек, попавший в стрессовую ситуацию, не сможет выйти из нее безболезненно без социальной поддержки. Люди, оставленные без помощи в борьбе за существование, приобретают целый «букет» соматических заболеваний.

Эффективной стратегией, по мнению В.А. Бодрова, в данном случае является поиск информации о данной ситуации или проблеме.

В.А. Бодров отмечает, что отсутствие возможности  и  способности предсказывать развитие событий ведут к невозможности осуществления эффективного преодоления ситуации.В свою очередь  отсутствие  возможности  прогнозировать  развитие события, а также низкий контроль ситуации приводят  к  снижению проблемно-ориентированных  копинг-стратегий,  и  увеличению  эмоционально-ориентированных  копинг-ответов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79702. ТИПЫ ПРАВА 42.5 KB
  В теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный. Основное место в классификации подходов отдано рассмотрению типов права, выделяемых в рамках первого - формационного подхода.
79703. ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ СОВРЕМЕННОСТИ 65.5 KB
  Современная юридическая наука изучая теорию права предпочитает оперировать не понятием тип права а такими научными категориями как правовая система и правовая семья. Соответственно выделяют следующие основные правовые семьи: романогерманскую континентальную; англосаксонскую семью общего права; семью социалистического права; мусульманскую; африканскую. Строгая иерархия источников форм права среди которых безусловно главным является закон. Деление права на частное и публичное.
79704. Система права и система законодательства 60.5 KB
  Различия, существующие между понятиями «система права» и «правовая система» позволяет отделять два объекта изучения друг от друга: система права представляет собой лишь один из элементов правовой системы государства, наряду с правоотношениями, правосознанием, юридическими принципами и институтами, правовой культурой общества и др
79705. ПРАВОВАЯ НОРМА. ВИДЫ НОРМ ПРАВА. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА 104 KB
  Поскольку норма права представляет собой одну из разновидностей социальных норм, целесообразно вспомнить определение понятия «социальная норма» и перечислить уже известные виды социальных норм. Основываясь на знаниях можно определить, что под нормой права
79706. Реализация права. Пробелы в праве и юридические коллизии. Акт применения права 133 KB
  Начиная рассмотрение вопроса о реализации права, следует обратить внимание на то, что издание правовых норм не является самоцелью. Нормы права издаются для того, чтобы они реализовывались, претворялись в жизнь.
79707. Понятие и признаки правоотношения. Юридические факты, их виды. Юридические презумпции и юридические фикции 94 KB
  Под правоотношением в широком смысле понимается возникшая до ее закрепления в закону особая форма социального взаимодействия участники которого обладают определенными правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке не запрещенном государством. Например в англосаксонской правовой системе сначала судьи разрешали отдельные казусы и лишь потом законодатель формулировал их в специальном акте в качестве нормы права. В узком смысле под правоотношением понимается разновидность...
79708. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЕ 63.5 KB
  Неправомерное поведение в теории права принято называть правонарушением. Последняя наступает тогда когда есть состав правонарушения то есть необходимые и достаточные признаки для наступления юридической ответственности. Отличие же правонарушения от аморального проступка проводится прежде всего по признаку противоправности.
79709. Понятие и признаки юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность 69.5 KB
  Юридическая ответственность - это неблагоприятные последствия личного, имущественного и специального характера, налагаемые государством на правонарушителя в установленной законом процессуальной форме.
79710. Понятие правового регулирования, его предмет и методы. Пределы эффективности правового регулирования 117 KB
  В отличие от предмета правового регулирования отдельной отрасли права предметом регулирования права в целом являются общественные отношения. Регулировать общественные отношения - значит вводить их в определенные рамки, способствовать их развитию.