28156

Проблема психологического «выгорания», копинг-стратегии

Доклад

Психология и эзотерика

Проблема психологического выгорания копингстратегии. Совладающее поведение копингстратегии. Проблема копинга совладания личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ века. В настоящее время будучи свободно употребляемым в различных работах понятие копинг охватывает широкий спектр человеческой активности от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций.

Русский

2013-08-20

64.5 KB

21 чел.

67. Проблема психологического «выгорания», копинг-стратегии.

Проблема профессионального выгорания.

Термин «выгорание» введен американским психологом Х. Дж. Фрейденбергером в 1974г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Наиболее интенсивно синдром «burnout» начал изучаться после публикации работ Кристины Маслач (1976). Издание в 1986 году опросника «Maslach Burnout Inventory» (MBI), позволившего стандартизировать проводимые исследования, привело к тому, что изучение проблемы «выгорания» приобрело на Западе практически массовый характер.

Существуют различные подходы к определению и пониманию феномена «выгорания», в самом общем виде синдром «профессионального выгорания» рассматривается как состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающегося вследствие продолжительных профессиональных стрессов.

Данному состоянию в большей степени подвержены представители «коммуникативных» профессий. Многочисленные зарубежные исследования показывают, что ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затруднённые или напряжённые отношения в системе «человек – человек», как например, отношения между врачом и пациентом, руководителем и подчинённым, продавцом и покупателем. Ежедневное многообразие эмоционально насыщенных и когнитивно сложных ситуаций общения, высокая ответственность за результат коммуникации, частое отсутствие положительного результата – все это становится источником стрессов для всех представителей «коммуникативных» профессий.Модели профессионального выгорания.

1. Выгорание как дистресс.

Подход, согласно которому «выгорание» можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении (к третьей стадии общего синдрома адаптации) – стадии истощения, рассматривает «выгорание» как результат стрессовых переживаний на рабочем месте

С точки зрения представителей этого подхода, «выгорание» — динамический процесс, который возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.

При «профессиональном выгорании» налицо все три фазы стресса, соответственно каждой фазе возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего «профессионального выгорания»:

1) нервное (тревожное) напряжение возникает в результате хронически напряженной психоэмоциональной атмосферы, необходимости проявления эмпатии при большом числе контактов, повышенной ответственности и трудности контингента;

2) резистенция, сопротивление проявляется в попытках различными способами оградить себя от неприятных впечатлений: подключение к взаимодействию с подопечными эмоций ограниченного регистра и умеренной интенсивности, сдержанные реакции на сильные раздражители, психологическое отстранение через создание физической дистанции с клиентами, использование стандартных формулировок и процедур и т.д.;

3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Истощение проявляется в неадекватной экономии на эмоциях, эмоциональной черствости, равнодушии, манкировании профессиональными обязанностями. Дальнейшее развитие синдрома кристаллизуется в циничное и антигуманное восприятие клиентов и работы в целом.

2. Выгорание как механизм психологической защиты.

В.В.Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

3. Трехкомпонентная модель.

Maslach рассматривает «выгорание» как трёхмерную конструкцию, включающую в себя:

  1.  эмоциональную истощенность: которая проявляется в эмоциональном перенасыщении, переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, особенно к профессиональной деятельности; Это притупление эмоций, эмоциональное истощение человека. Маслах пишет, что эта эмоциональная опустошенность (в наших работах – у Гришиной) приводит к ощущению тусклости самой жизни. Жизнь становится тусклой, неинтересной (а не только усталость от работы). Человек часто повторяет такие фразы: «Раньше были книги, фильмы, а сейчас и смотреть нечего». Но, на самом деле, человек и в кино не ходит, и книг не читает. Этот вывод сделан как установка на мир
  2.  .деперсонализацию (цинизм): межличностный аспект «выгорания», который можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Деперсонализация проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми. Наблюдалась конфронтация с клиентами, деперсонализация клиентов. Этот признак наблюдался особо ярко в таких профессиональных сферах, как учителя, врачи (особенно зубные), психологи, полицейские, продавцы, воспитатели детских садов.
  3.  редукция личных достижений, или снижение профессиональной эффективности»: которые проявляются в тенденции к негативному оцениванию себя, своей компетентности; в снижении самооценки и профессиональной мотивации.

В сфере труда: редукция профессиональных достижений. Возникает чувство некомпетентности, неуверенности в своих силах, неуспехи в своей деятельности.

В жизни: потеря ценностных ориентаций. Человеку становится на все наплевать, ко всему относится с пофигизмом. Ни о чем не волноваться, не заботиться и не думать. Человек часто говорит фразы: да мне все равно; я уже старый; я раньше этим увлекался, а сейчас знаю, что это ерунда. У человека нет интересов, ощущение серости жизни начинает главенствовать.

Индивидуальные факторы, способствующие выгоранию:

  •  Возраст и стаж (при начале работы)
  •  В среднем, медицинский персонал выгорает за 1,5 года.
  •  Социальные работники выгорают за 2-4 года.
  •  Для молодых, как и для женщин, выгорание начинается с эмоционального шока. Т.е. наиболее чувствительны к выгоранию люди 19-25 лет, а также 45-50 лет. Мужчины начинают выгорать с циничности и деперсонализации.
  •  Женщины выгорают больше, потому что в домашней сфере большая часть обязанностей лежит на женщине.
  •  Семейное положение. Данных мало, но есть тенденция, что быстрее выгорают мужчины, не состоящие в браке, чем женщины.
  •  Больше выгорают жители больших городов (везде все успеть, высокие требования).
  •  Люди с более высоким статусом меньше склонны к выгоранию.

Личностные факторы, препятствующие выгоранию:

  •  Хорошее, высокое, широкое образование. Оно позволяет более широко взглянуть на мир, получает больше интересов.
  •  Интеллигентность поведения. Если человек себя сдерживает, заранее не позволяет себе на всех орать.
  •  Эмоциональность. Меньше выгорают люди с развитой эмоциональной сферой. Поэтому эмоциональную сферу надо развивать, прежде всего, через приобщение к искусству.
  •  Чувство юмора. Умение подшутить, в том числе над собой, препятствует выгоранию.
  •  Локус контроля. Внутренний локус препятствует выгоранию.

Внешние факторы, влияющие на выгорание:

  •  Перегрузки, сверхурочная работа. Чем их больше, тем больше человек выгорает.
  •  Продолжительность рабочей недели, рабочего дня.
  •  Количество клиентов, частота их обслуживания.
  •  Монотонность, рутинность труда.
  •  Уровень самостоятельности и ответственности. Чем он больше, тем меньше человек выгорает.
  •  Климат коллектива, социальная поддержка – или жесткие условия конкуренции. Наличие или отсутствие конфликтов (ролевых в том числе).
  •  Проблемы стимулирования труда.
  •  Заработная плата.

Феномен, противоположный выгоранию, - вовлеченность (по Маслач). Она связана с такими феноменами, как энтузиазм, энергичность, радость от работы, самореализация, самоэффективн.  Совладающее  поведение (копинг-стратегии).

Проблема "копинга" (совладания) личности  с  трудными  жизненными ситуациями возникла  в  психологии  во  второй  половине ХХ века. Автором термина  был  А. Маслоу.

Понятие "coping " происходит  от  английского "соре" (преодолевать).

В российской психологии  его  переводят  как адаптивное, совладающее  поведение, или  психологическое   преодоление.    

В настоящее время, будучи  свободно  употребляемым  в  различных  работах, понятие "копинг" охватывает  широкий  спектр  человеческой  активности - от  бессознательных  психологических  защит  до  целенаправленного преодоления  кризисных  ситуаций. Психологическое  предназначение  копинга  состоит  в  том, чтобы  как  можно лучше  адаптировать  человека  к  требованиям  ситуации.

         В настоящее  время  широкое  распространение  получила                           концепция преодолевающего  поведения, предложенная  зарубежными  исследователями С.Фолькман и Р.Лазарус.

Данные  авторы  определяют  копинг  как  когнитивные, эмоциональные  и поведенческие  попытки  управлять специфическими  внешними  и/или внутренними  требованиями, которые  оценены   как  вызывающие напряжение  или  чрезвычайные  для  ресурсов  человека».

Основная  функция копинга, по мнению многих зарубежных  и  отечественных ученых  состоит  в  адаптации  человека  к  требованиям ситуации.

Копинг  может  способствовать  овладению  ситуацией, ослаблять  или  смягчать её воздействие, при этом копинг не является  автоматизированным адаптивным  поведением, как, например, психологические  защиты.

С.Фолькман и Р.Лазарус отмечают, что  важно  различать  автоматизированные  и  волевые  усилия  в  преодолении. Когда  человек  сталкивается  с  новой ситуацией, скорее  всего  его реакции  не  будут  автоматическими. Однако если с  данной  ситуацией  сталкиваться  снова  и  снова, то, ответы  будут становиться всё  более  автоматизированными  путём  научения.

По  мнению  авторов, копинг - это динамический  процесс  с  составляющими  структурными  элементами, т.е.  копинг  не  является  постоянным, а  подвержен  модификации  с  изменением социального контекста.

Вопрос о динамике  копинга  напрямую  связан  с  проблемой  прогноза того  или  иного поведения человека  в  стрессовой ситуации.

Реакция на стресс зависит от когнитивной оценки:

- ситуации. Зависит от длительности, интенсивности, прогноза, присутствия угрозы.

- собственной способности совладать с ней. Зависит от локуса контроля, самооценки, уровня тревожности, выносливости.

Связь локус-контроля со способностью справляться со стрессом проявляется в формировании трех основных типов личностного контроля. Это поведенческий контроль, касающийся направления действий; когнитивный контроль, связанный с личностной интерпретацией событий; контроль решительности, определяющий процедуру выбора действий.Что касается психологической выносливости, то она связана с направленностью личности на ценностное восприятие жизни, с жизнерадостностью человека. Жизнерадостные люди психологически выносливы и устойчивы,  них формируется позитивная оценка собственного предназначения и своих возможностей. Их характеризует «здоровый» уровень критичности как отражение степени важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий.

Связь самооценки с купированием стресса включает в себя множественные обратные связи с предшествующими удачными или неудачными собственными попытками преодоления воздействия стрессора. Если человек оценивает себя достаточно высоко, маловероятно, что он будет реагировать на многие события как на эмоционально тяжелые или стрессовые и интерпретировать их в таком ключе. А попадая в стрессовую ситуацию, он эффективнее использует дополнительную информацию о своих возможностях, что способствует повышению уровня самооценки. У людей с низкой самооценкой трудности с купированием стресса связаны с высоким уровнем страха или тревожности; с ощущением себя как неспешного или малоуспешного человека.

Копинг-стратегии – это те приёмы  и  способы, с помощью которых  и  происходит  процесс  совладания.    

С.Фолькман  и  Р.Лазарус  предложили  классификацию  копинг-стратегий, ориентированную на  два  основных типа – проблемно – ориентированный  копинг (problem-focused)  и  эмоционально - ориентированный  копинг (emotional-focused).

  •  Проблемно-ориентированный копинг, по мнению авторов, связан  с  попытками  человека  улучшить  отношения «человек-среда»  путём  изменения когнитивной  оценки  сложившейся  ситуации, например, поиском  информации о том, что делать  и  как поступить, или  путем  удержания  себя  от импульсивных  или  поспешных  действий.
  •  Эмоционально-ориентированный копинг (или временно помогающий) включает в себя мысли  и действия, которые имеют  своей  целью снизить  физическое или  психологическое  влияние  стресса. Эти мысли  или  действия дают  чувство  облегчения, однако  не  направлены  на  устранение  угрожающей ситуации, а просто  дают  человеку  почувствовать  себя  лучше.

Примером  эмоционально – ориентированного  копинга  является: избегание проблемной ситуации, отрицание  ситуации, мысленное  или  поведенческое дистанцирование, юмор, использование транквилизаторов для того, чтобы расслабиться.

Данная классификация, по  мнению С.Фолькман и Р.Лазарус, не указывает на то, что человек  прибегает  исключительно  к  одному  типу копинга. Каждый человек  использует  комплекс приёмов  и  методов  как  проблемно-ориентированного, так  и  эмоционально-ориентированного копинга  для  того, чтобы  справиться  со  стрессом.

Структура стрессового события и переработки стресса:

  1.  осознание стрессора и его оценка;
  2.  нарушение гомеостаза, связанные со стрессором эмоции и процессы познания;
  3.  копинговое действие (реакция);
  4.  результат копинга и новая оценка ситуации (с возвращением к первому элементу данной структуры при неуспешности копинга).

Лазарус описывал стратегии совладения:

1) привычные б/с защитные механизмы, которые временно облегчают переживание стрессового воздействия (механизмы отрицания, игнорирования, подавления, вытеснения, рационализации и др.);

2) двигательные поведенческие реакции – эти механизмы могут выступать как специфические, целенаправленные защиты от вредоносного фактора и в то же время – как механизмы разнонаправленной агрессии;

3) избегание, уход от стрессора, проблемы;

4) пассивность и бездеятельность (самый деструктивный) в состоянии беспомощности на фоне переживания эмоционального шока.

Позднее появились социально-психологические теории «качества жизни и системы социално-психологической поддержки». Согласно этим теориям, человек, попавший в стрессовую ситуацию, не сможет выйти из нее безболезненно без социальной поддержки. Люди, оставленные без помощи в борьбе за существование, приобретают целый «букет» соматических заболеваний.

Эффективной стратегией, по мнению В.А. Бодрова, в данном случае является поиск информации о данной ситуации или проблеме.

В.А. Бодров отмечает, что отсутствие возможности  и  способности предсказывать развитие событий ведут к невозможности осуществления эффективного преодоления ситуации.В свою очередь  отсутствие  возможности  прогнозировать  развитие события, а также низкий контроль ситуации приводят  к  снижению проблемно-ориентированных  копинг-стратегий,  и  увеличению  эмоционально-ориентированных  копинг-ответов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23039. ОПЕРАЦІЙНІ ПІДСИЛЮВАЧІ (позитивний зворотній зв’язок) 436.5 KB
  Форма генерованої напруги може бути різноманітною: гармонічною прямокутною пилкоподібною або будьякою іншою. У підсилювачі із негативним зворотним зв’язком у відсутності вхідного сигналу будьяка флуктуація напруги на вході підсилена операційним підсилювачем на виході придушується ланкою негативного зворотного зв’язку тобто сама себе послаблює. В кінці кінців на виході встановиться напруга близька до напруги живлення додатної чи від’ємної в залежності від полярності початкової флуктуації. Припустимо що в момент включення на виході...
23040. Операційні підсилювачі (негативний зворотний зв`язок) 68.5 KB
  Вступ Операційний підсилювач – це диференційний підсилювач постійного струму який в ідеалі має нескінченний коефіцієнт підсилення за напругою і нульову вихідну напругу за відсутністю сигналу на вході великий вхідний опір і малий вихідний а також необмежену смугу частот сигналів що підсилюються. Мета роботи ознайомитись із властивостями операційних підсилювачів опанувати способи підсилення електричних сигналів в ОП охопленому негативним зворотним зв`язком та способи виконання математичних операцій за допомогою ОП. Операційні...
23041. Пасивні RC-фільтри 129.5 KB
  Пасивний чотириполюсник не містить у собі джерела енергії; потужність що виділяється в елементі кола підключеного до виходу чотириполюсника менше потужності що споживається від джерела сигналу підключеного до входу чотириполюсника; на виході такого чотириполюсника ніколи не буває гармонік яких би не було у поданому на його вхід сигналі якщо цей чотириполюсника створений на базі лінійних елементів. Функцію перетворення будьякого чотириполюсника можна подати кількома варіантами в залежності від способу впливу...
23042. Напівпровідникові діоди. Вольт-амперна характеристика (ВАХ) 83.5 KB
  Вольтамперна характеристика ВАХ – це залежність величини струму ІД крізь pn перехід діода від величини і полярності напруги UД прикладеної до діода. Виконання роботи передбачає використання осцилографа як характериографа з метою одержання на екрані двоканального осцилографа зображення ВАХ діода а також побудову ВАХ шляхом вимірювання деякої кількості величин струму ІД що відповідають певним величинам та полярності напруги UД і представленням результату у вигляді графіка. Залежність струму крізь діод від прикладеної до...
23043. Транзистори 88 KB
  Вихідна вольтамперна характеристика ВАХ біполярного транзистора – це залежність величини струму колектора ІК від напруги між колектором та емітером UКЕ при певному струмі бази ІБ або напруги між базою та емітером UБЕ . Вихідна вольтамперна характеристика ВАХ польового транзистора – це залежність величини струму стока ІС від напруги між стоком та витоком UСВ при певній напрузі між затвором та витоком UЗВ . Виконання роботи передбачає використання осцилографа як характериографа з метою одержання на екрані двоканального...
23044. ПІДСИЛЮВАЧІ НА ТРАНЗИСТОРАХ 103 KB
  Він є лише керувальним пристроєм а збільшення потужності сигналу відбувається за рахунок зовнішнього джерела напруги струмом в колі якого й керує транзистор. Характер зміни вхідного сигналу повинен передаватися на вихід без помітних спотворень. Кажуть що має місце інверсія фази сигналу. Як випливає з рівняння ЕберсаМола [1] імпеданс для малого сигналу з боку емітера при фіксованій напрузі на базі дорівнює rе = kT еIк 5 де k – стала Больцмана Т – абсолютна температура е – заряд електрона Iк – струм колектора.
23045. Дешифратори та мультиплексори 1.3 MB
  Це здійснюється аналогічно заданню параметрів елементів схеми за допомогою редактора пробних сигналів Stimulus Editor. Це робиться аналогічно заданню мітки вузла схеми причому в описі шини слід перерахувати через кому мітки усіх вузлів що входять у шину Альтернативна можливість полягає у використанні конструкцій типу BUS[1n] де BUS – ім’я шини BUS[1]BUS[n] – відповідні мітки вузлів. Пакет OrCAD дозволяє провести суто цифрове моделювання для даного вузла схеми якщо до цього вузла під’єднані лише цифрові входи та виходи. Зазначимо що...
23046. Тригери 1.45 MB
  1 зображено схему найпростішого RSтригера на елементах 2ІНЕ серії 74 із зворотнім зв’язком. Встановлення тригера в 10 відбувається при подачі нуля на NSNR при цьому протилежний вхід повинен бути встановлений в одиницю. Подача двох нулів є забороненою комбінацією при якій стан тригера буде невизначеним. Для даної схеми тригера доцільно у початковий момент встановити режим зберігання інформації потім у деякий момент подати імпульс встановлення 1 потім імпульс встановлення 0 після цього знову використати режим зберігання і нарешті...
23047. Регістри та лічильники 1.83 MB
  Виведіть графік залежності вхідних Reset Shift Info та вихідних Q0Q2 цифрових сигналів регістра від часу та поясніть ці залежності. Виведіть відповідні графіки для вхідних та вихідних сигналів та поясніть ці залежності. Джерела пробних сигналів підберіть таким чином щоб регістр послідовно виконав операції: а паралельного запису числа 0101; б перетворення цього числа на послідовний код; в послідовного запису числа 1010; Проведіть моделювання для цієї схеми. Виведіть відповідні графіки для вхідних та вихідних сигналів та поясніть ці...