28161

Специфика деятельности оператора и тенденции развития современного производства. Основные этапы деятельности оператора

Доклад

Психология и эзотерика

Специфика деятельности оператора и тенденции развития современного производства. Основные этапы деятельности оператора. Специфику деятельности оператора определяют: 1 тенденции развития современной техники 2 режим работы 1 Выделяют следующие особенности труда операторов в современных условиях: 1 С развитием техники увеличивается число объектов параметров которыми надо управлять. Поэтому деятельность оператора характеризуется нервнопсихической напряженностью.

Русский

2013-08-20

36 KB

23 чел.

Вопрос 6. Специфика деятельности оператора и тенденции развития современного производства. Основные этапы деятельности оператора.

Для лучшего понимания специфики операторского труда полезно рассмотреть его в ряду других рабочих и инженерных профессий. В.П. Зинченко и В.М. Мунипов выделяют следующую типологию таких работников: 1) работающие с помощью автоматов (рабочие АСУ, операторы); 2) с помощью машин, станков, механизированного инструмента; 3) работающие вручную при машинах и механизмах (подсобные рабочие, грузчики); 4) работающие преимущественно вручную с помощью немеханизированного (ручного) инструмента (ремонт, обслуживание) /Сами операторы (см. выше - первая группа рабочих профессий) подразделяются на следующие основные группы:

операторы-технологи (непосредственно включены в технологический процесс, работают по четкой инструкции);

операторы-манипуляторы (управляют различными механизмами-манипуляторами, где машина - усилитель мышечной энергии);

операторы-наблюдатели, контролеры (различные диспетчеры транспортных систем, АЭС...). Работают в реальном масштабе времени, т.к. готовы и к немедленному реагированию, и к отсроченному;

операторы-исследователи (используют различные образно-концептуальные модели - это пользователи вычислительных систем, дешифровщики изображения);

операторы-руководители (управляют не техникой, а другими людьми, в т.ч. и через специальные технические средства и каналы связи).

Специфику деятельности оператора определяют: 1) тенденции развития современной техники, 2) режим работы

1) Выделяют следующие особенности труда операторов в современных условиях:

1) С развитием техники увеличивается число объектов (параметров), которыми надо управлять. Это усложняет роль операций по планированию, контролю и управлению производственным процессом.

2) Развиваются системы дистанционного управления, человек все больше отдаляется от управляемых объектов - необходимость работать со знаковыми системами (с закодированной информацией).

3) Увеличиваются скорость и сложность производственных процессов - повышенные требования к точности действий операторов, к быстроте реакций и т.п. Значительно возрастает степень ответственности за совершаемые действия. Поэтому деятельность оператора характеризуется нервно-психической напряженностью. 4) Постоянно изменяются условия труда. Это часто это ведет к уменьшению двигательной активности. Работа в условиях изоляции от привычной социальной среды приводит к конфликту человека с прибором (если он не соответствует психофизиологическим возможностям оператора, если компьютер выдает ложную информацию).

 5) Повышается степень автоматизации производственных процессов - требуется готовность к действиям в экстремальных ситуациях. В нормальных условиях функцией оператора является контроль (монотонная работа). В экстремальной ситуации оператор должен перейти к активным действиям по ликвидации возникшей ситуации.  Ю.К. Стрелков выделяет следующие основные режимы работы оператора, определяющие специфику деятельности оператора:
          1)
Штатный режим. Нормальные условия, оператор просто следит за работой автоматики, не вмешиваясь в технологический процесс.
          2) Режим
аварийной ситуации. От оператора требуются быстрые и точные движения на уровне двигательных автоматизмов. Оператор должен оценивать ситуацию и выполнять необходимые сенсомоторные действия. Обычно такие ситуации уже исследованы и их решения внесены в документацию. Запуск или остановка системы близки по своей сложности и напряженности к экстремальной ситуации.

3) Промежуточный режим. Технологический процесс еще идет в заданных пределах, но уже приближается к своим границам. Задача оператора - удержать процесс в требуемых технологией параметрах, выяснить причину смещения к крайним границам, т.е. задача - стабилизировать управляемый процесс.

4) Режим, выстраиваемый оператором самостоятельно. Этот режим оператор строит самостоятельно на той основе, которая отличается от описанной в документации. Такое поведение оператора определяется совершенным знанием техники, желанием оператора установить новые границы (резервы) эксплуатации техники. Он указывает на творческий характер деятельности оператора. Выстраивая режимы по-новому, оператор по-новому видит возможности техники. Объем труда в таком случае значительно больше. Обогащается содержание труда оператора. В этом режиме могут работать специалисты только с высокими интеллектуальными показателями. Деятельность оператора в системе «Человек-машина» (СЧМ) может носить самый разнообразный характер (диспетчер, менеджер, экскаваторщик и др.). Несмотря на это она в общем виде может быть представлена следующими характерными этапами:

1. Этап приема, воспроизведения поступающей информации (с панели / дисплея) об объекте управления, параметрах управления, свойствах окружающей среды. При этом оператор выполняет следующие основные действия:- обнаружить сигнал;

На эффективность этого этапа влияют следующие факторы:

- сложность воспринимаемого сигнала;

- организация информационного поля / модели;

- размер изображений;

- их физические и технические характеристики (яркость подсветки, величина индикации…)

2. Этап оценки и переработки информации

Формируется оперативный образ объекта (концептуальная модель). Оператор производит сопоставление нормативно заданных режимов и реальных. Действия:

     - анализ, обобщение информации;

     - выделение критических сигналов или ситуаций на основе заранее известных критериев срочности обработки и важности сигнала;

     - запоминание информации, извлечение из памяти, декодирование.

На эффективность этого этапа влияют:

- способы кодирования информации (языки кода);

- способность оператора декодировать символы;

- число возможных вариантов решений.

3. Этап принятия решения

Формируется последовательность целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования символической информации. Решения о действиях принимаются на основе проведенного анализа и оценки информации. Время принятия решения зависит от энтропии возможных решений (их многообразия).

Эффективность определяется следующими факторами:

- тип решаемой задачи;

- сложность алгоритма;

- число возможных вариантов решения.

4. Реализация принятого решения

Решение принимается к исполнению путем выполнения действий или отдачи соответствующих указаний. Отдельными действиями будут:

- перекодирование принятого решения в машинный код;

- поиск нужного органа управления;

- движение руки к органам управления и манипуляция с ними.

Факторы, которые определяют эффективность этапа:

- число и тип органа управления;

- их характеристики (размер, форма…);

- совместимость двигательных операций;

- компоновка рабочего места;

- характеристики окружающей среды.

5. Этап проверки решения и его коррекция. В сжатом виде включает в себя все этапы.

Первый и второй этап иногда называют этапом получения информации. Третий и четвертый – этапом реализации.

Получение информации включает как бы два уровня: текущая информация подается через систему технических устройств, т.е. оператор работает с информационной приборной панелью, и у него формируется информационная модель управления. На втором уровне осуществляется декодирование принятых сигналов и формируется на этой основе умственная картина управляемого процесса – концептуальная модель. Она дает возможность оператору соотнести в единое целое принятую информацию и правильно ее реализовать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25220. Поняття розсудку та розуму в філософії Канта 27.5 KB
  Поняття розсудку та розуму в філософії Канта Вчення про розсудок і розсум Кант викладає в €œКритиці чистого розуму € в частині €œтрансцендентальна логіка€. Проблема розсуду розглядається Кантом в розділі трансцендентальна аналітика а розуму в трансцендентальній діалектиці. Хоча чуттєвість і мислення зовсім різні пізнавальні здібності проте знання може виникнути тільки завдяки поєднанню чуттєвості і розуму. Поняття розуму трансцендентальні ідеї.
25221. САМОСВІДОМІСТЬ 37.5 KB
  Відокремлюючи сутності від даностей за допомогою мислення у східній традиції відстороняючись від миру Я у розумінні простраивает суб'єктивне відношення до предмета іншому й собі як рефлексирование переінтерпретацію й реорганізацію значеннєвих структур свого буття у східній традиції знімаючи суб'єктивне й інші прив'язки до зовнішнього миру а тим самим і самою можливістю Я . до явного але не через роботу із предметними втримуваннями неясними або навпаки самоочевидними що є проблема й завдання когнітивних практик стратегій...
25222. Самосвідомість в житті людини та суспільства 29.5 KB
  Самосвідомість в житті людини та суспільства Самосвідомість це пізнання і оцінкам людини самої себе як мислячого і діяльнісного субкту. Самосвідомість невіємна с торона свідомості виражає данність субєктивної реальності свідомості самому субєкту. Самосвідомість передбачає емоційноціннісне і діяльніснорегулятивне відношення до себе. Самосвідомість проходить ряд етапів у своєму розвитку: 1 домовленневий рівень усвідомлення своєї фізичної самототожності меж свого тіла; 2 усвідомлення себе як субєкта дії ус відомлення своїх...
25223. Платон. «Парменід»: основні ідеї 22 KB
  Парменід: основні ідеї Головне питання твору: що є Єдине Це питання тісно повязане з розумінням Платона буття та світу ідей. Буття для Платона вічне незмінне недоступне чуттєвому сприйняттю і відкривається лише розумовому пізнанню. Буття множинне. Це можливе завдяки Єдинему яке за Платоном не співпадає з розумінням буття.
25224. Розвиток уявлень про природу категорій в історії філософії 29 KB
  Розвиток уявлень про природу категорій в історії філософії Категорії форма узагальнення понять фундаментальні поняття що формують умови можливості досвідного знання і мають апріорний характер універсальні форми синтезу знання Аристотель 10 категорій опис та визначення: субстанція кількість якість відношення місце час положення стан дія страждання схеми висловлювань про суще Метафізичні категорії онтологічна характеристика буття Метафізика€ Арістотеля Стоїки звуження вчення про категорії Аристотеля до вчення про роди...
25225. Поняття духу в філософії (Гегель, Шелер, Бердяєв). Цілераціональна і цінніснораціональна дія 30.5 KB
  Поняття духу в філософії Гегель Шелер Бердяєв. Цілераціональна і цінніснораціональна дія Поняття духу є центральним у філософії Гегеля. Сутність духу в самосвідомості самопізнання. Першопричина Абсолютний Дух Абсолютна ідея діяльність абсолютної ідеї мислення ціль самопізнання Протиставлення: Душа Дух звязок через мислення Душа має здатність сходження на рівень Духу 3 стадії розвитку Духу: субєктивний індивід дух замкнений в собі відособлений від зовнішнього світу антропологія феноменологія психологія практичний...
25226. Субстанціальстська інтерпретація природи людини 21.5 KB
  Спіноза визначав протяжність і мислення атрибутами єдиної С. найважливішою логік категорією апріорною формою мислення яка здійснює синтез явищ даних у досвіді. як істотний ступінь у розвитку ідеї основа всякого справжнього розвитку начало наук мислення що повинне виявляти диференціацію єдиного у багатоманітне.
25227. Поняття волі у філософії Шопенгауера та Нацше 23 KB
  Воля є центром мотивації свідомості внутрішньою сутністю людини. Саме воля спонукає нас до дії і весь світ у рух. Воля не має основи не підкоряється закону достатньої підстави а існує сама собою і для себе. Воля проявляється як обєктивна як природа включаючи і людське тіло так і субєктивно як свідома воля.
25228. Шеллінг “Філософія мистецтва”: поняття мистецтва 34.5 KB
  Шеллінг €œФілософія мистецтва€: поняття мистецтва €œФілософія мистецтва€ уособлює цілий етап в розвитку естетичної думку від Канта до Гегеля Основний вплив: Кант Шиллєр Фіхте. він конструює ідеальну модель світу мистецтва. Шеллінг намагається визначити місце мистецтва в універсумі і тим самим зясувати його внутрішню необхідність і метафізичний смисл. Краса проявляється там де особливе реальне в такій мірі відповідає своєму поняттю що воно поняття як нескінчене вступає в кінцеве в усій своїй особливості так що реальне...