28161

Специфика деятельности оператора и тенденции развития современного производства. Основные этапы деятельности оператора

Доклад

Психология и эзотерика

Специфика деятельности оператора и тенденции развития современного производства. Основные этапы деятельности оператора. Специфику деятельности оператора определяют: 1 тенденции развития современной техники 2 режим работы 1 Выделяют следующие особенности труда операторов в современных условиях: 1 С развитием техники увеличивается число объектов параметров которыми надо управлять. Поэтому деятельность оператора характеризуется нервнопсихической напряженностью.

Русский

2013-08-20

36 KB

21 чел.

Вопрос 6. Специфика деятельности оператора и тенденции развития современного производства. Основные этапы деятельности оператора.

Для лучшего понимания специфики операторского труда полезно рассмотреть его в ряду других рабочих и инженерных профессий. В.П. Зинченко и В.М. Мунипов выделяют следующую типологию таких работников: 1) работающие с помощью автоматов (рабочие АСУ, операторы); 2) с помощью машин, станков, механизированного инструмента; 3) работающие вручную при машинах и механизмах (подсобные рабочие, грузчики); 4) работающие преимущественно вручную с помощью немеханизированного (ручного) инструмента (ремонт, обслуживание) /Сами операторы (см. выше - первая группа рабочих профессий) подразделяются на следующие основные группы:

операторы-технологи (непосредственно включены в технологический процесс, работают по четкой инструкции);

операторы-манипуляторы (управляют различными механизмами-манипуляторами, где машина - усилитель мышечной энергии);

операторы-наблюдатели, контролеры (различные диспетчеры транспортных систем, АЭС...). Работают в реальном масштабе времени, т.к. готовы и к немедленному реагированию, и к отсроченному;

операторы-исследователи (используют различные образно-концептуальные модели - это пользователи вычислительных систем, дешифровщики изображения);

операторы-руководители (управляют не техникой, а другими людьми, в т.ч. и через специальные технические средства и каналы связи).

Специфику деятельности оператора определяют: 1) тенденции развития современной техники, 2) режим работы

1) Выделяют следующие особенности труда операторов в современных условиях:

1) С развитием техники увеличивается число объектов (параметров), которыми надо управлять. Это усложняет роль операций по планированию, контролю и управлению производственным процессом.

2) Развиваются системы дистанционного управления, человек все больше отдаляется от управляемых объектов - необходимость работать со знаковыми системами (с закодированной информацией).

3) Увеличиваются скорость и сложность производственных процессов - повышенные требования к точности действий операторов, к быстроте реакций и т.п. Значительно возрастает степень ответственности за совершаемые действия. Поэтому деятельность оператора характеризуется нервно-психической напряженностью. 4) Постоянно изменяются условия труда. Это часто это ведет к уменьшению двигательной активности. Работа в условиях изоляции от привычной социальной среды приводит к конфликту человека с прибором (если он не соответствует психофизиологическим возможностям оператора, если компьютер выдает ложную информацию).

 5) Повышается степень автоматизации производственных процессов - требуется готовность к действиям в экстремальных ситуациях. В нормальных условиях функцией оператора является контроль (монотонная работа). В экстремальной ситуации оператор должен перейти к активным действиям по ликвидации возникшей ситуации.  Ю.К. Стрелков выделяет следующие основные режимы работы оператора, определяющие специфику деятельности оператора:
          1)
Штатный режим. Нормальные условия, оператор просто следит за работой автоматики, не вмешиваясь в технологический процесс.
          2) Режим
аварийной ситуации. От оператора требуются быстрые и точные движения на уровне двигательных автоматизмов. Оператор должен оценивать ситуацию и выполнять необходимые сенсомоторные действия. Обычно такие ситуации уже исследованы и их решения внесены в документацию. Запуск или остановка системы близки по своей сложности и напряженности к экстремальной ситуации.

3) Промежуточный режим. Технологический процесс еще идет в заданных пределах, но уже приближается к своим границам. Задача оператора - удержать процесс в требуемых технологией параметрах, выяснить причину смещения к крайним границам, т.е. задача - стабилизировать управляемый процесс.

4) Режим, выстраиваемый оператором самостоятельно. Этот режим оператор строит самостоятельно на той основе, которая отличается от описанной в документации. Такое поведение оператора определяется совершенным знанием техники, желанием оператора установить новые границы (резервы) эксплуатации техники. Он указывает на творческий характер деятельности оператора. Выстраивая режимы по-новому, оператор по-новому видит возможности техники. Объем труда в таком случае значительно больше. Обогащается содержание труда оператора. В этом режиме могут работать специалисты только с высокими интеллектуальными показателями. Деятельность оператора в системе «Человек-машина» (СЧМ) может носить самый разнообразный характер (диспетчер, менеджер, экскаваторщик и др.). Несмотря на это она в общем виде может быть представлена следующими характерными этапами:

1. Этап приема, воспроизведения поступающей информации (с панели / дисплея) об объекте управления, параметрах управления, свойствах окружающей среды. При этом оператор выполняет следующие основные действия:- обнаружить сигнал;

На эффективность этого этапа влияют следующие факторы:

- сложность воспринимаемого сигнала;

- организация информационного поля / модели;

- размер изображений;

- их физические и технические характеристики (яркость подсветки, величина индикации…)

2. Этап оценки и переработки информации

Формируется оперативный образ объекта (концептуальная модель). Оператор производит сопоставление нормативно заданных режимов и реальных. Действия:

     - анализ, обобщение информации;

     - выделение критических сигналов или ситуаций на основе заранее известных критериев срочности обработки и важности сигнала;

     - запоминание информации, извлечение из памяти, декодирование.

На эффективность этого этапа влияют:

- способы кодирования информации (языки кода);

- способность оператора декодировать символы;

- число возможных вариантов решений.

3. Этап принятия решения

Формируется последовательность целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования символической информации. Решения о действиях принимаются на основе проведенного анализа и оценки информации. Время принятия решения зависит от энтропии возможных решений (их многообразия).

Эффективность определяется следующими факторами:

- тип решаемой задачи;

- сложность алгоритма;

- число возможных вариантов решения.

4. Реализация принятого решения

Решение принимается к исполнению путем выполнения действий или отдачи соответствующих указаний. Отдельными действиями будут:

- перекодирование принятого решения в машинный код;

- поиск нужного органа управления;

- движение руки к органам управления и манипуляция с ними.

Факторы, которые определяют эффективность этапа:

- число и тип органа управления;

- их характеристики (размер, форма…);

- совместимость двигательных операций;

- компоновка рабочего места;

- характеристики окружающей среды.

5. Этап проверки решения и его коррекция. В сжатом виде включает в себя все этапы.

Первый и второй этап иногда называют этапом получения информации. Третий и четвертый – этапом реализации.

Получение информации включает как бы два уровня: текущая информация подается через систему технических устройств, т.е. оператор работает с информационной приборной панелью, и у него формируется информационная модель управления. На втором уровне осуществляется декодирование принятых сигналов и формируется на этой основе умственная картина управляемого процесса – концептуальная модель. Она дает возможность оператору соотнести в единое целое принятую информацию и правильно ее реализовать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85165. Создание Речи Посполитой и статус ВКЛ в ее составе 29.87 KB
  Начались военные действ между Московским госвом и ВКЛ. Силы ВКЛ находились на грани возможного война опустошала казну. ВКЛ имело опыт совместного с ней существования десятки уний и договоров.
85166. Внешняя политика Речи Посполитой. Войны и социальные конфликты второй половины XVII - первой половины XVIII веков 31.49 KB
  Тридцатилетняя война 16181648 В 1618г. началась война в которой приняли участие десятки государств. РП не смогла помешать объединению Бранденбурга и Пруссии и неудачно закончилась война со Швецией что явилось одной из крупных неудач в её внешней политике. Казацкокрестьянская война 16481651 Богдан Хмельницкий хотел создать независимую Украину и поднял восстание в 1648 г.
85167. Социально-экономическое развитие белорусских земель в составе Речи Посполитой 30.48 KB
  В экономике белорусских земель шло укрепление и развитие феодальных отношений. Экономическому прогрессу белорусских земель во вп 16пп 17 вв. увеличилось до 36 млн чел росли посевные площади поголовье скота увеличился средний земельный надел крестьян.
85168. Особенности конфессиональных отношений на территории Беларуси в составе Речи Посполитой. Реформация и контрреформация. Берестейская уния 30.78 KB
  В разных странах Европы возникает движение против господства католической церкви – РеформацияОбщественнополитическое и идеологическое движение направленное против римскокатолической церкви и её роли в политической системе общества. Результат Контрреформации: усиливается экономическое могущество и политическое влияние католической церкви. В рамках Контрреформации проводилось объединение православной и католической церкви. Она объединила православную и католическую церкви в единую Грекоуниатскую церковь.
85169. Политический кризис и разделы Речи Посполитой. Включение белорусских земель в состав Российской империи 29.27 KB
  При поддержке России победу одержал Станислав Август Понятовский. 1ый раздел произошёл в 1772 К России отошли восточная часть Белоруссии по Западной Двине и Верхнему Днепру 1788г. 2ой раздел 23 января 1793 К России отошли Центральная Белоруссия с Минском Правобережная Украина часть шляхта приняло участие в восстании под руководством Костюшко – попытка сохранить независимость РП. 3ий раздел 24 октября 1795 К России отошли Литва Западная Белоруссия Волынь Курляндия; Поляки утратили свою государственность.
85170. Культура и этническая структура белорусских земель в составе Речи Посполитой 28.63 KB
  традиции эпохи Просвещения стали оказывать существенное влияние на повседневную жизнь белорусского общества это было связано с переменами в системе образования расширено преподавания современных языков и естествознания. Влияние эпохи Просвещения ощущалось и в театральной жизни страны. Барокко и рококо под влиянием Просвещения стали постепенно уступать место классицизму основанному на традициях античности и Ренессанса.