28162

Основные направления и этапы развития человека как субъекта труда. (Е.А. Климов)

Доклад

Психология и эзотерика

Развитие в период выбора профессии проектирования профессионального старта и жизненного пути 4. Приблизительность связана с тем что некоторые дети уже с 15 лет приступают к профессиональному обучению переходят на основе неполного общего образования в систему среднего специального профтехнического профессионального образования а некоторые делают это после окончания полной средней школы; впрочем в последнем случае учебная деятельность уже в старших классах приобретает смысл подготовки к будущей профессии и становится своего рода...

Русский

2013-08-20

209 KB

31 чел.

4. Основные направления и этапы развития человека как субъекта труда. (Е.А. Климов).

Слово "субъект"подчеркивает роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношениях к противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира. Такое понимание соответствует трактовке психики как активного начала.Активное построение человеком своей трудовой деятельности – ее целей, систем действий, внешних и внутренних средств, условий, индивидуального стиля – частное выражение общего свойства активности психического отображения реальности.Развитие человека как субъекта труда идет по четырем основным направлениям:

  •  Ориентировка (должны быть сформированы регуляторы поведения.)
  •  Проф. Направленность.
  •  Усвоение человеком средств деятельности (включая внутренние средства)
  •  Развитие у человека знаний о себе, что позволяет формировать индивидуальный стиль деятельности.

Важнейшим условием эффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого во втором (важнейшее свойство психики, как известно, – отображение, моделирование объекта). Поэтому одно из главных направлений развития– приобретение человеком все более точной и широкой познавательной ориентированности в том, что оказывается в роли среды по отношению к сознанию (природа, собственная телесность человека, общество как организация людей с ее определенными законами, нормами, искусственная среда обитания, включая технику, потоки информации). В контексте психологии труда особое значение приобретает развитие ориентировки человека в мире профессий (начиная от развития знаний, представлений дошкольников о труде взрослых, кончая освоением сложнейших современных внешних средств деятельности и созданием внутренних средств деятельности как условия высшего профессионального мастерства, профессионализма и, следовательно, высшей ценности данного человека для общества). Это вместе с тем и разновидность знаний о явлениях общественной жизни, т. е. звено мировоззрения. Одно из направлений развития человека как субъекта труда – усвоение (и совершенствование в качестве своих обретений) общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности  Для осуществления операций исполнения важны, например, способность точной оценки пространства, времени, поведения и реакций других людей; важны, скажем, сдержанность, терпеливость, самообладание, определенный уровень двигательной (психомоторной, моторной, как иногда говорят) культуры – развитости двигательных функций и т. д. Словом, за каждой операцией ориентировки, исполнения, актом самоуправления, мотивации стоят требования к соответствующим качествам, устойчивым характеристикам человека (аналогично таким характеристикам машин, как "мощность", "прочность", "быстродействие" и пр.). В связи со сказанным одно из направлений развития человека как субъекта труда – формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности. Разумеется, и ориентированность, и направленность, и владение способами действия тоже создают условия успеха и тоже являются субъективным достоянием человека и в этом смысле – его личными качествами. Но здесь мы имеем в виду то, что в психологии обозначают как способности (прежде всего функциональные возможности в области активности и саморегуляции). Важным направлением развития человека как субъекта труда являются совершенствование его знания о себе и формирование индивидуально своеобразных способов решения типичных жизненных задач с учетом не только внешних, но и внутренних, индивидуально неповторимых у каждого условий – формирование индивидуального стиля трудовой деятельности.

Возрастное развитие человека как субъекта труда можно представить в виде некоторых этапов. Обозначим их для удобства в терминах, имеющих отношение к видам деятельности.

Допрофессиональное развитие/ 1. Стадия предыгры ("эпоха раннего детства" – по Д.Б. Эльконину [368]) – интервал от рождения приблизительно до 3 лет, т. е. около 5% времени, если принять за 100% "юридический" цикл развития субъекта трудовой деятельности (от рождения до пенсионного возраста в нашей стране).2. Стадия игры ("период дошкольного детства" [368]). Интервал примерно от 3 до 7–8 лет; 7% от указанного выше условного цикла развития субъекта деятельности.В это время происходит овладение ребенком "основными смыслами" человеческой деятельности, межлюдскими отношениями и соответствующими действиями в системе организуемых в той или иной степени взрослым сюжетных, ролевых, символических, коллективных игр с правилами, дидактических игр, а также в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) и при выполнении отдельных трудовых и учебных заданий (развитие дошкольника как субъекта труда обстоятельно изучено В.И. Тютюнником /Происходит дальнейшее усвоение правил поведения, моральных норм, начинает складываться индивидуальный стиль деятельности, основой развития которого являются типичные формы реагирования ребенка как индивида и личности. Уже в играх проявляется то, что ребенок хочет быть кем-то (то шофером, то поваром, то космонавтом и т.п.) и узнает, что для этого надо будет учиться. Формируется готовность к школьному обучению.

3. Стадия овладения учебной деятельностью ("период младшего школьного детства"). Интервал от 7–8 до 11–12 лет; около 7% от "юридического" цикла развития субъекта труда.В это время интенсивно начинают развиваться способности самоконтроля, самооценки, самоанализа, произвольной регуляции деятельности, способность действовать "про себя" (воображение, планирование). Происходит освоение новых социальных требований и межлюдских отношений, связанных со школьным режимом дня, включенностью в системы "учитель – ученик", "ученик – соученик", "ученик младшего класса – ученик старшего класса" и т. д.Происходит дальнейшее усвоение правил и моральных норм поведения (уже не в виде разрозненных фрагментов, а в виде четко сформулированной и весьма развернутой системы требований). Все более активно формируются навыки общественного взаимодействия школьников. Воспитываются чувство личной и групповой, коллективной ответственности за дело, понятие и чувство долга и другие морально-политические понятия и чувства (коллективизм или индивидуализм, интернационализм и т.д.).Наряду с учением важную роль в формировании младшего школьника как субъекта деятельности играют труд, общественно полезная деятельность.Развитие в период "выбора профессии" (проектирования профессионального "старта" и жизненного пути)

4. Выделим стадию оптанта, или оптации (осознанной подготовки к "жизни", к труду, планирования, проектирования профессионального жизненного пути; от лат. optatio – желание, избрание; в соответствии со сказанным подрастающий человек выступает по отношению, например, к психологу-профконсультанту уже не как учащийся, а как оптант – выбирающий, делающий более или менее самостоятельный и сознательный выбор). Этот период примерно соответствует подростковому возрасту и ранней юности. Приблизительность связана с тем, что некоторые дети уже с 15 лет приступают к профессиональному обучению, переходят на основе неполного общего образования в систему среднего специального, профтехнического, профессионального образования, а некоторые делают это после окончания полной средней школы; впрочем, в последнем случае учебная деятельность уже в старших классах приобретает смысл подготовки к будущей профессии и становится своего рода учебно-профессиональной. Интервал от 11–12 до 14–18 лет.В данный период происходит (при правильно поставленном воспитании) овладение системой социально значимых (для "мира взрослых") ценностных представлений, идеалов (мысленных образцов построения жизни, деятельности, профессионального пути), активное и действенное усвоение системы должных ("взрослых") отношений со сверстниками и старшими, активный самоанализ и соотнесение своей личности с миром взрослых, попытки реального планирования своего будущего. В этот период особенно интенсивно и активно формируются информационные основы моральной, социальной, а следовательно, и профессиональной направленности личности.Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка психологи считают возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости), он стремится быть и считаться взрослым Собственно учебная деятельность в том виде, в каком она предлагается в традиционной школе, отступает у подростка на второй план по сравнению с деятельностью освоения "мира взрослых/В подростковом возрасте детские мечтания о будущем сменяются более или менее реалистическими размышлениями о нем с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни.Стадия оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в структуре субъекта деятельности (в его самосознании) – реалистического представления о некоторой "референтной" профессиональной общности, в которую он включает себя в перспективе. Формируются профессиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные конкретные и достаточно твердые решения.Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала

5. Стадия профессиональной подготовки в разных случаях приходится на возраст от 15 – 18 до 16 – 23 лет. Человек выбрал учебное заведение или форму обучения и психологически стал более или менее выраженным приверженцем (адептом) некоторой профессиональной общности. Поэтому этот период можно назвать для краткости стадией или фазой адепта. Сюда отнесем учащихся разных типов и уровней профессионального образования: и учащихся профтехучилищ (или аналогичных им по-новому названных учебных заведений, и студентов техникумов, профессиональных школ, вузов, а также "слушателей", "курсантов", "учеников" мастера-наставника и др.). Понятно, что в зависимости от профессии речь может идти в связи с этой фазой и о многолетнем, и о совсем кратковременном процессе (скажем, в форме простого инструктажа).Если речь идет о многолетней подготовке профессионала, то приходится в свою очередь различать тех, кто находится на первом, на втором и т.д. годах обучения: здесь от года к году происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть здесь и свои специфические "кризисы развития", и потребность в психологической поддержке становления профессионала. В целом в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, "для жизни", для успешного "профессионального старта". Развиваются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в специфической профессиональной среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем.

6. Стадия или фаза адаптанта: адаптации, "привыкания" молодого специалиста (адаптанта) к работе. Как бы ни был хорошо налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит "как ключ к замку" к производственной работе. Если в технической системе выбывший из строя блок, требующую ремонта деталь можно, как правило, заменить, и она сразу будет работать, новый человек на новом месте – даже квалифицированный – нуждается в определенном периоде привыкания к новым условиям. Дело здесь в том, во-первых, что социальные, деятельностные нормы учебного заведения или привычного уже производственного коллектива нетождественны нормам нового места работы. И, например, молодой специалист должен найти в себе разумение и возможности саморегуляции, чтобы распознать, понять, по-чувствовать новые, непривычные для него нормы, регулирующие и поведение, и образ жизни, и манеры, и внешний облик профессионала/7. Стадия или фаза интернала. Перед нами уже опытный, что называется, "наторевший" в своем деле работник, который и устойчиво любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. И это признают товарищи по работе, по профессии. Он здесь уже "свой", "наш", как бы уже внутри профессии, вошел в нее вполне определенно (как в самосознании, так и в сознании других).8. Стадия или фаза мастера, мастерства. (Она будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым (во всяком случае – невоспроизводимым) работником. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание).

9. Стадия или фаза авторитета. (Она, как и фаза мастерства, суммируется с последующей). Это мастер своего дела, хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в .стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, "чин", звание,Возможно, сил и энергии у него сейчас стало меньше, чем когда он был моложе (биологический возраст, потери здоровья дают себя знать), но профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками. 10. Стадия или фаза наставника, наставничества в широком смысле. Перед нами человек, у которого и коллеги готовы поучиться, перенять опыт.Основные фазы, стадии жизненного пути, начиная от ситуации выбора профессии и далее, обзорно представлены на схеме:

Добавим еще, что научно-технический прогресс тоже задает людям ситуации профессиональной реориентации даже при сохранении прежних названий профессий (в связи с появлением новой техники приходится несколько раз в течение трудовой жизни доучиваться, переучиваться, переходить на другие трудовые посты пусть даже в рамках одной профессии).

7. Сущность, факторы, показатели и динамика работоспособности/ 

Дееспособность и трудоспособность – потенциальные возможности человека по достижению цели труда. Работоспособность физиологическое и психологическое обеспечение деятельности – это согласованное действие всех систем организма. Качество и длительность работы отдельных органов и стем определяет работоспособность.Работоспособность – способность человеческого организма изменять течение физиологических и психологических функций и в соответствии с этим выполнять определенную деятельность с требуемым качеством, в течении некоторого периода времени. Существуют разные подходы к пониманию работоспособности. Она рассматривается как свойство человека, отражающее его способность выполнять определенную работу; как нечто тождественное функциональному состоянию организма/

При оценке работоспособности следует учитывать ее интенсивность (25%, 50% и т. д. от максимальной); специфику деятельности (умственная, физическая, сенсорная); по максимуму актуальных функций (устойчивость внимание, цветоразличение и пр.); по стабильности и др. Вместе с тем в разных видах работоспособности наблюдается много общих моментов (динамика метаболизма, изменение афферентной импульсации, лабильности нервных структур, химического состава крови и др.).

Различают два уровня работоспособности:актуализированная — реально существующая в данный момент;резервная — меньшую ее часть составляет тренируемый резерв, который может стать частью актуальной работоспособности, большую — защитный резерв, проявляемый человеком только в экстремальных ситуациях при стрессе.Понятие «работоспособность» следует отличать от понятия «эффективность деятельности» — работоспособность лишь одно из условий последней (условия деятельности, организация труда, его психогигиена, индивидуальный стиль, мотивация, подготовленность субъекта и многое другое). Работоспособность человека обеспечивается комплексом его профессиональных, физиологических, психофизиологических факторов: функционального состояния организма, величиной его резервных возможностей; профессионального опыта и подготовленности; мотивации личности, выраженности потребностей, установок и мотивов.В целом можно говорить, что работоспособность есть интегральная характеристика личности, а не свойство его отдельных функциональных систем.В физиологии труда определилось несколько направлений изучения работоспособности): анализ производительности труда в течение смены (выработка продукции; время, затрачиваемое на операцию и т.д.), выяснение субъективного состояния работающего в течение смены (наличие ощущения усталости, жалобы); изучение функционального состояния работающего в течение смены, до и после работы. Замечено, что между производительностью труда и функциональным состоянием организма не существует жесткой прямой зависимости. Повышая производительность труда, человек почти никогда не работает на уровне своих максимальных возможностей. По данным исследований, любая работа оказывается наиболее эффективной при оптимальном темпе работы, этот оптимум всегда лежит несколько ниже максимальных возможностей организма (с.8-9).

Соответственно уровни работоспособности проявляются в комплексе показателей:

  •  профессиональные показатели – эффективность, производительность, продуктивность, качество профессиональной деятельности
  •  функциональные показатели – реакции организма, субъективные состояния человека, что составляет психологическую «цену» результата.

Показатели работоспособности различаются и несколько иным образом:

  •  объективные (к ним относятся изменения количественных и качественных показателей труда, а также изменения функционального состояния нервной системы)
  •  субъективные (ощущения усталости, вялости, болезненные ощущения).

В связи со сказанным работоспособность изучается по ряду показателей (5):

  •  прямые показатели – эффективность и надежность выполнения профессиональных задач или отдельных действий в условиях реальных профессиональных ситуаций и в ходе решения особых тестов на отдельные элементы деятельности;
  •  косвенные показатели текущего функционального состояния (в процессе деятельности или покоя и по самооценке в анкетах),
  •  показатели резервных возможностей человека при проведении нагрузочных проб (степени напряжения, компенсаторные возможности и др).

Важно различать наличный уровень работоспособности на определенный отрезок времени (результат деятельности и психологическая цена деятельности), а также потенциальную работоспособность (динамику профессионального развития, совершенствования профессиональных значимых качеств и функций).

РС изменяется в течение года (смена времен года), месяца в широких пределах.

Факторы определяющие изменения работоспособности:

  1.  Физические усилия (малые, большие).
  2.  Нервное напряжение, обусловлено сложностью упражнения.
  3.  Тема работы (интенсивность).
  4.  Поза (удобное положение тела или нет).
  5.  Монотонность (Частота повторения кратковременных действий).
  6.  Окружающие условия (температура воздуха, влажность и т.д.).
  7.  Загрязненность.
  8.  Производственный шум (наличие, частота, сила звука).
  9.  Вибрация, вращения, толчки и т.д.
  10.  Освещенность.

Общие закономерности колебания РС в течении смены, суток, недели, года./Колебания продуктивности обусловлены физиологической и психологической приспособленностью к 24-часовому (биологическому) ритму. Одну половину суток организм переключается на разные типы деятельности (эрготропный период), второй период начинается после обеда (трофотропный период) – начинается обновление сил, отдых, ночью его интенсивность наиболее высока. Физиологические функции изменяются – кровяное давление, пульс, температура, электропроводность кожи, внимание.Наибольший уровень ошибок с 24ч. до 5ч., макс.уровень ошибок - 3ч. ночи. Наименьший уровень ошибок с 6 до 11ч.. Для изменения биоритмов человека надо изменить его вид деятельности, социальную среду.Динамика производительности за неделю: рассматривали травматизм, глубокого анализа не проводилось.

Результаты объясняются влиянием различных факторов – плохо спал, поругался с женой и т.д. опираясь на данные травматизма пытались установить зависимость продуктивности от продолжительности раб. недели. Исходя из полученных данных был сделан вывод, что при 6-ти дневной р.неделе с 8-ми часовым р.днем продуктивность наиболее высока (48ч.). при этом учитывались различные факторы – травмы, прогулы и т.д.

Общие закономерности  колебания РС Кривая динамики Р/С в течении дня (динамика):

1 фазадо рабочее состояние. Оперативного покоя. Большая или меньшая готовность к труду.

Формы: активная готовность (мобилизация), Лихорадочное состояние чрезмерное возбуждение, предрабочая апатия.

2 фазафаза врабатывания.

Вхождение в работу. Кратковременное снижение почти всех показателей физиологического состояния. Цель найти оптимальный режим работы. Итог – стереотип.

3 фаза  - фаза устойчивой Р/С.

Постоянный уровень рабочей стереотип, установки, ритмичность, повышение выработки.

4 фазаснижение Р/С в результате утомления. Субкомпенсация.

После перерыва фаза врбатывания начинается с более высокого уровня и она короче.

Иногда в конце 5 фазы возникает фаза мобилизации дополнительных резервов (мотивация, воля). Если не прекратить работу, то наступает фаза переутомления и фаза срыва (головные боли, галлюцинации, обмороки).

МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ.

  •  Объективные:Реализация рабочего места, инструмента, р времени
  •  Субъективные: Стимулирование биологич активных точек.
  1.  Диетотерапия.Функциональная музыка.Библиотерапия.
  2.  Комнаты % разгрузки.Методы внушения или гипноза.Аутотренинг.

В итоге длительный отдых и лечение.

8. Назначение и основания классификации профессий (С.Г. Струмилин, Ю.В. Котелова). Классификация профессий Е.А.Климова

  •  содержание труда в этих профессиях (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), то есть характеристика объекта труда;
  •  характер требований к психике человека, то есть характеристика субъекта труда.

В работе "К вопросу о классификации работы" С.Г. Струмилин всесторонне рассматривает процесс работы из экономической, физиологической, психологической, социальной и исторической точек зрения. Образцом аналитического подхода до одной из сложнейших проблем экономики работы есть разработанная С.Г. Струмилиным классификация профессий и специальностей.

С.Г. Струмилин последовательно возражал уравниловку в оплате работы. Разработанные им методы классификации и группирование профессий, большая работа по определению основных факторов дифференциации оплаты труда имели решающее значение для организации заработной платы. С.Г. Струмилин впервые осуществил социально-экономическое исследование бюджета времени разных групп работников. Под его руководством впервые в мире был разработанный перспективный плановый баланс работы на 1927/28 - 1932/33 гг.В 20-е гг. нашего столетия С.П. Струмилин предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде: автоматический рефлекторный труд (например, вертельщик ручки веялки, ручной мельницы и т.д.); полуавтоматический привычный труд (например, труд машинистки, телеграфиста); шаблонно-исполнительский труд - по указке (например, работа на станке, работа тапера, конторщика, счетовода); самостоятельный труд в пределах задания (например, работа инженера, учителя, врача, журналиста); свободный творческий труд (например, работа в области искусства, работа ученого, организатора хозяйства, политического деятеля)

Классификация профессий по содержанию труда наиболее полно в отечественной психологии разработана Е.А. Климовым. В настоящее время классификация профессий наиболее интересно представлена в “Информационно-поисковой системе. Профессиография”, разработанной в НИИ профтехобразования в Ленинграде под руководством Е. А. Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи.

4-х ярусная классификация профессий (Климов Е.А.):

  1.  по объекту труда различаются профессии:
  •  человек - живая природа (инженер, механик и др.),
  •  человек - человек (врач, учитель, продавец и др.,
  •  человек - знаковая система (чертежник, редактор и др.),
  •  человек - художественный образ (артист, писатель и др.).

"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"

Среди профессий типа "человек -природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география).

"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А"

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород; профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов; профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств; профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими; При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий.

"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов; профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами; профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;

"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы"

Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:

профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием, профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения, профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З"

Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа "человек -художественный образ" включают:

профессии, связанные с изобразительной деятельностью, профессии, связанные с музыкальной деятельностью, профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью, профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью. по целям: гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь, ревизор и др.;

  •   преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной, токарь, и др.),
  •  Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель, биолог-исследователь, композитор и др.)по средствам их осуществления:
  •  профессии ручного труда (представители ремесел), (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
  •  профессии машинно-ручного труда (машинист, водитель, токарь, оператор связи).
  •  профессии, связанные с применением автоматизированных систем (оператор и др.) полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
  •  Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен). по условиям:
  •  профессии с работой в микроклимате, близкому к комфортному (бухгалтер и др.),
  •  связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (агроном, инспектор ГАИ),
  •  с работой в необычных условиях (водолаз, пожарный и др.),
  •  с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (учитель, следователь и др.),
  •  профессии, связанные с экстренными и экстремальными ситуациями или с повторяющимися монотонными условиями труда.

9. Характеристика концептуальных уровней помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении. Практические трудности при реализации ценностно-смыслового уровня помощи.

В соответствии с представленным выше пониманием предмета и метода психологии труда можно условно выделить различные концептуальные уровни помощи человеку (развивающемуся субъекту труда) в профессиональном и личностном самоопределении.Само выделение уровней важно для того, чтобы лучше понять следующие вопросы, возникающие перед психологом труда:

  •  Чем Вы как психолог можете помочь данному человеку-работнику?
    •  Что Вы реально делаете (какую именно и на каком уровне оказываете помощь)?
    •  Готовы ли Вы вообще выйти на более интересный (сложный) уровень помощи?
    •  Готов ли Ваш клиент воспринять помощь на более сложном уровне (нужно ли это ему)? Адаптационно-производственный (адаптационно-технологический) уровень. Главная цель - помочь человеку "вписаться" в данную производственную структуру для повышения ее эффективности. При этом часто интересы самого человека находятся на втором плане (хотя учитываются его способности и другие психологические характеристики).
    •  Социально-адаптационный уровень. Цель - помочь человеку построить привлекательный образ жизни (добиться жизненного "успеха") с помощью удачного выбора профессии или места работы. Интересы самого человека учитываются в большей степени, хотя пути к "успеху" могут быть и сомнительными в этическом плане… При этом часто остается проблема смысла стараний на пути к успеху (извечный вопрос профессионального самоопределения: "ради чего?" - это вопрос о смысле затраченных усилий или растраченных талантов)…
    •  Ценностно-смысловой уровень. Цель - помочь человеку обрести смысл в профессиональном и личностном самоопределении (профессиональное самоопределение неизбежно рассматривается в контексте жизненного и личностного самоопределения). По сути, именно здесь учитываются самые важные, жизнеопределяющие устремления человека, поэтому именно данный уровень с полным правом можно считать личностно-ориентированным.

Выделение уровней помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении неизбежно порождает практические трудности при реализации сложных уровней помощи (прежде всего - ценностно-смыслового уровня), в частности: не каждый человек (клиент) готов рассматривать свои проблемы на сложном (ценностно-нравственном, смысловом) уровне; не каждый психолог-профконсультант готов (и стремится) выходить на сложные (прежде всего, нравственные) проблемы профессионального самоопределения; наконец, начальство, заказчики психолога труда (от которых во многом зависит его карьерное и финансовое благополучие) скорее всего будут поощрять психолога на реализацию первого уровня, и наоборот, не очень-то приветствовать рассмотрение проблем труда, связанных со смыслом и ценностями, выходящими за рамки конкретной профессиональной деятельности в конкретной организации.

В итоге выделение данных уровней позволяет самому психологу труда использовать их в профессиональной рефлексии, а значит, превращает его в подлинного субъекта своей профессиональной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3206. Виды средних величин и методы их вычисления 93.42 KB
  Виды средних величин и методы их вычисления Средняя величина – это обобщающая характеристика множества индивидуальных значений некоторого количественного признака. Средняя должна вычисляться для совокупностей, состоящих из достаточно большого ч...
3207. Эксплуатация путевых строительных и погрузо-разгрузочных машин 1.88 MB
  Введение Машины и оборудование, применяемые при производстве бетонных и железобетонных работ, изготовлении и монтаже элементов армирования и возведении монолитных железобетонных конструкций, разделяются в зависимости от выполняемого технологического...
3208. Людвиг Фейербах. Предварительные тезисы к реформе философии 18.75 KB
  Людвиг Фейербах Предварительные тезисы к реформе философии С психологической точки зрения абсолют или бесконечное, в использовании спекулятивной философии, есть ни что иное, как нечто неопределенное, недетерминированное, это – абстракция от вся...
3209. Методы приближённого вычисления определенного интеграла 162.5 KB
  Задача вычисления интегралов возникает во многих областях прикладной математики. В большинстве случаев встречаются определённые интегралы от функций, первообразные которых не выражаются через элементарные функции. Кроме того, в приложениях приходится иметь дело с определёнными интегралами.
3210. Оценка экономической эффективности замены ленточной пилы на пресс, в проектируемом цехе на операции обрезка 68.94 KB
  Исходные данные Показатели Варианты аналог проект Годовой объем производства продукции, т Расход металла на 1т продукции, т/т Количество возвратных отходов, т/т Расход электроэнергии, кВтч/т Расход смазочных материалов, кг/т Стоимость: единицы обо...
3211. Основные характеристики башенных кранов 409.6 KB
  Назначение и устройство крана Башенные краны предназначены обслуживать территорию строительных площадок зданий и сооружений, складов, полигонов, погрузка и разгрузка материалов с транспорта — при выполнении строительно-монтажных и...
3212. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба 26.38 KB
  Каждое общество стремится защитить себя. Защитить от врагов, недостаточно добропорядочных своих граждан, от болезней, от напастей и от всякого рода опасности. Опасности, которая в наше время приобретает все больший размах. Она может принима...
3213. Человек как уникальный вид живой природы 59.5 KB
  Человек относится к царству животных, так как он использует готовые вещества для питания, то есть гетеротрофен. Его клетки не имеют целлюлозных оболочек, нет хлоропластов- то есть состоит из типично животных клеток...
3214. Бизнес-план обеспечения благоустройства сельского населения как механизм развития села на примере РСХПКК Саха Кредит РС(Я) 7.04 MB
  Введение С общеэкономической точки зрения планирование – это механизм, который заменяет цены и рынок. В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно цены определяют выгодное для продавцов и покупате...