28172

ПОСТУЛАТЫ БОРА. КОМБИНАЦИОННЫЙ ПРИНЦИП

Доклад

Физика

В начале XX века установлено что всю совокупность спектральных линий атомарного водорода можно разбить на серии то есть на отдельные группы в пределах каждой из которых имеет место определенная закономерность в расположении и интенсивности спектральных линий. При из всего спектра атома выделяется определенная спектральная серия: соответствует серия Лаймана серия Бальмера серия Пашена серия Брэкета серия Пфунда и т. 2 Из комбинационного принципа Ритца вытекает следствие:...

Русский

2013-08-20

83 KB

17 чел.

62  ПОСТУЛАТЫ БОРА. КОМБИНАЦИОННЫЙ ПРИНЦИП

Экспериментальные исследования, проведенные в конце XIX – начале XX веков, показали, что спектры изолированных атомов имеют линейчатый характер, то есть состоят из отдельных узких спектральных линий. Каждому сорту атомов соответствует свой набор спектральных линий с определенными значениями частот. В начале XX века установлено, что всю совокупность спектральных линий атомарного водорода можно разбить на серии, то есть на отдельные группы, в пределах каждой из которых имеет место определенная закономерность в расположении и интенсивности спектральных линий.

Экспериментальные исследования, проведенные в широкой спектральной области излучения атомов водорода, позволили обобщить сериальные закономерности в виде (обобщенная формула Бальмера):  

,                                                         (1)

где  см-1 – постоянная Ридберга, 1, 2, 3,… ; , ,….

В соответствии с обобщенной формулой Бальмера могут быть рассчитаны волновые числа всех спектральных линий водорода.

При  из всего спектра атома выделяется определенная спектральная серия:

соответствует серия Лаймана,

- серия Бальмера,

- серия Пашена,

- серия Брэкета,

- серия Пфунда и т.д.

При  волновое число в пределах каждой спектральной серии стремится к , называемому границей серии. Волновое число головной линии спектральной серии определяется формулой  

В результате обобщения экспериментальных результатов (формула (1)) был сформулирован комбинационный принцип Ритца, согласно которому волновое число любой спектральной линии водородного спектра можно представить в виде разности двух членов типа , называемых спектральными термами:

.                                                        (2)

Из комбинационного принципа Ритца вытекает следствие: комбинация (сумма или разность) волновых чисел двух спектральных линий атома является также волновым числом спектральной линии того же атома.

С позиций классической электродинамики объяснить сериальные закономерности в спектрах атомов не представляется возможным. Необходимо было ввести в физику новые представления об испускании и поглощении атомами электромагнитного излучения.

Нильс Бор в своей теории увязал планетарную модель атома, эмпирически установленные закономерности в атомных спектрах и квантовые представления об излучении. В основу новой модели атома Н. Бор положил два сформулированных им в 1913 году постулата:

  1.  Атомы могут длительное время, не испуская и не поглощая энергии, находиться в определенных стационарных состояниях, энергии которых , , , … образуют дискретный спектр значений.
  2.  При переходе атома из одного стационарного состояния, с энергией , в другое, с энергией , происходит испускание или поглощение кванта излучения с частотой

.                                                        (3)

Здесь  - постоянная Планка.

На основе правила частот Бора (3) объясняет комбинационный принцип Ритца. Из (2) с учетом (3) получаем:

,

то есть . Тем самым раскрывается физический смысл спектральных термов: они характеризуют энергию атома в стационарных состояниях.

Квантовые постулаты Бора нашли непосредственное экспериментальное подтверждение в опытах Франка и Герца. Принципиальная схема установки показана на рисунке 1.

Основной частью установки является трубка, заполненная парами ртути при давлении           ~1 мм рт. ст. Внутри трубки размещены подогреваемый катод К, являющийся эмиттером электронов, сетка С и анод А. На сетку подается ускоряющий потенциал VC, между анодом и сеткой приложена задерживающая разность потенциалов VCA~0,5 В. В опыте изучалась зависимост силы тока в анодной цепи IA от ускоряющего потенциала .

Вид графика зависимости IA=f(VC) показан на рисунке 2. На графике зависимости IA=f(VC) для паров ртути наблюдалось несколько максимумов, отстоящих друг от друга на расстояние 4,9 В. Тот факт, что первый максимум обнаруживается при VC ~ 4,1 В, а не при 4,9 В, объясняется наличием контактной разности потенциалов, смещающей всю кривую влево без изменения расстояний между максимумами.

Такой ход зависимости IA=f(VC) объясняется тем, что вследствие дискретности энергетического спектра атомы могут принимать энергию только определенными порциями  E2E1 ,   E3E2  и т.д., где E1, E2, E3, …- энергии первого, второго, третьего и т.д. стационарных состояний атома. Пока энергия бомбардирующих атомы ртути электронов eVC меньше энергии, необходимой для перевода атома из основного состояния (с энергией E1) в первое возбужденное (с энергией E2), их соударения являются упругими. Когда электроны приобретают энергию eVCE2 - E1, их соударения с атомами сопровождаются передачей энергии атомам (неупругие соударения). Если энергии, оставшейся у электрона после столкновения с атомом, недостаточно для преодоления им задерживающего поля VC, электрон задерживается сеткой, а сила тока в анодной цепи резко уменьшается. Следовательно, для атомов ртути величина E1+ 4,9 эВ определяет его энергию в первом возбужденном состоянии с энергией Е2.

PAGE  2


K

C

G

Рисунок1 Принципиальная схема установки опыта Франка-Герца

Рис. 2. Зависимость анодного тока от потенциала на сетке

I A

U1

U2

U, в


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20330. Реализм в европейской и русской культуре Х!Х века (литература, музыка, театр, живопись) 5.61 MB
  Культура России во второй половине 19 века План 1. Развитие просвещения и науки Отмена крепостного права и рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственном образом сказались на развитие культуры во второй половине 19 века. К концу века успехи в деле народного обучения были очевидны.
20331. Английский и испанский театр эпохи Возрождения 223.5 KB
  Вершиной испанской драматургии стало творчество Лопе де Вега художника глубоко народного великолепного мастера сценической интриги населившего сотни своих пьес бесчисленным множеством типов легко узнаваемых в тогдашней Испании и ставших достоянием всего человечества. Новаторской драматургией можно назвать творчество Лопе де Вега 15621635 написавшего сотни пьес в годы когда в Испании свирепствовала инквизиция. Пьесы Лопе де Вега стали достоянием человечества но вершиной театрального искусства эпохи Возрождения является...
20332. От античности до наших дней (техническое оборудование сцены и искусство театра) 52 KB
  найти Бояджиева Театр от греч. thйatron место для зрелищ зрелище тип архитектурной постройки предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в.
20333. Художественные течения в Западной Европе и в России конца XIX- начала XX века 199.5 KB
  В это время еще жили и работали крупнейшие мастера и преобразователи европейского искусства XIX в. Бельгийский живописец и скульптор Константин Менье 1831 1905 обращаясь к теме рабочего класса и выдвигая ее на передний план искусства осознает значимость труда рабочих и трагическую участь трудового человека. Они сделали попытку романтического бегства от действительности в €œцарство красоты€ в изображение высших потусторонних сущностей и идеализированное невозвратное прошлое €œМир искусства€ и др. Многие в своих экспериментах по...
20334. Античный театр 435.5 KB
  Поэтому драматическая поэзия все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму т. Если эпоха архаики наиболее плотно выразила себя в лирике то классическая Греция проявила себя в аттической трагедии – жанре в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры. В греческой трагедии нашла выражение такая эстетическая категория как катарсис то есть очищение...
20335. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМАТИЧНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНИКИ. ОБЩИЕ ЗАДАЧИ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 54 KB
  ОБЩИЕ ЗАДАЧИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ. Причины современного повышенного акцентированного внимания к феномену техники.
20336. ПОНЯТИЙНЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ПРОБЛЕМА ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО ПОНИМАНИЯ ТЕХНИКИ. УЗКОЕ И ШИРОКОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕХНИКИ И ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИЙ ТЕХНИКИ И ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ. ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ ПОНИМАНИЕ ТЕХНИКИ 72 KB
  ПРОБЛЕМА ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО ПОНИМАНИЯ ТЕХНИКИ. УЗКОЕ И ШИРОКОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕХНИКИ И ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИЙ ТЕХНИКИ И ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ.
20337. ПОНЯТИЙНЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ? ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОСФЕРЫ. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ 65.5 KB
  ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. Философия техники или философия технологии Технический или технологический университет Философия техники как философия техносферы. Объект и предмет философии техники.
20338. Объективная и субъективная диалектика. Теоретическое и обыденное сознание и диалектика. Софистика, эклектика, релятивизм и диалектика 62.5 KB
  Но поскольку человек только часть бесконечного объективного мира то это богатство именно относительно. Беднее – поскольку отражение объективного в субъективной форме не есть тождественное отражение. Ее всеобщность уже была Вам представлена поскольку изложение начальных вопросов философии ее предмета основных философских направлений не обошлось без диалектики например практически вечная борьба в философии материализма и объективного идеализма. релятивизме относительности даже полном релятивизме когда на каждое да возможно нет...