28194

Вклад У. Джеймса в развитие психологической науки

Доклад

Психология и эзотерика

Функционализм психологическое направление появившееся в США в конце ХIХ в исследующее процессы сознания с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. С позиций функционализма психология понималась как наука о функциях или €œдеятельностях€ сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся природному и социальному окружению. Задача функционализма изучить каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к изменчивой среде исследование...

Русский

2013-08-20

34.5 KB

25 чел.

7. Вклад У. Джеймса в развитие психологической науки.

Функционализм - психологическое направление, появившееся в США в конце ХIХ в, исследующее процессы сознания с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. Одним из основателей функционализма является американский психолог и философ У.Джемс. Согласно ему психологическое должно рассматриваться как выполнение ряда функций, направленных на адаптацию организма к окружающему миру и удовлетворению базовых потребностей. В соответствии с этим система обучения рассматривалась как набор упражнений уже существующих функций. В основу этого направления легло эволюционное учение о происхождении видов путем естественного отбора, разработанное Ч. Дарвином и Г. Спенсером. Программным документом этого направления стала статья Д. Дьюи „Понятие рефлекторной дуги в психологии“ (1896), в которой акцентировалась роль различных составляющих рефлекторного акта в приспособлении индивида к среде. С позиций функционализма психология понималась как наука о функциях (или “деятельностях”) сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся природному и социальному окружению. Предметная область психологии тем самым существенно расширялась. Она охватывала не только сознание, но и поведение (приспособительные действия), мотивы этого поведения, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и другие проблемы, сближавшие психологию с практикой.

Задача функционализма -  изучить, каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к изменчивой среде (исследование приспособительных функций психики, адаптивной роли сознания в поведении), найти способы эффективного приспособления. У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842-1910).

I. Учение о сознании. Джеймс рассматривал сознание, понимаемое как „поток сознания“, в плане его приспособительных функций. В своих “Основах психологии” (1890) Джемс писал, что внутренний опыт человека - это не “цепочка элементов”, а “поток сознания”, отличающийся личностной избирательностью (способностью постоянно производить выбор).Сознание вступает только тогда, когда возникают трудности в приспособлении (оно бесполезно, когда для приспособления достаточно рефлексов, навыков, привычек).

II. Структура личности. Джеймс предложил одну из первых в психологии теорию личности. В „эмпирическом Я“, или „личности“ им были выделены: Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр. Социальная личность как форма признания в нас личности со стороны других людей (престиж, дружба); Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т.п.

Джемс занимался также проблемой самооценки - соотношения сознания со структурой личности, с тем как она сама себя оценивает. Он поставил чувство самоуважения в зависимость от уровня притязаний. Согласно его формуле, удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью зависит от успеха, “деленного” на притязания (Самоуважение=Успех/Уровень притязаний). Степень самоуважения будет возрастать либо при действительном успехе, либо при отказе от стремления к нему.

III. Учение об эмоциях. Обсуждая проблему эмоций, Джемс предложил парадоксальную, вызвавшую споры концепцию, согласно которой первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах организма, вторичными - вызванные ими эмоциональные состояния. “Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого”. Джеймс лишил эмоции роли регулятора поведения. Действия, а не мотивация управляют мышлением.

IV. Учение об идеомоторном акте. Другим важным феноменом Джемс считал идеомоторный акт. По его мнению, любая мысль (идея) о движении переходит в движение мышц (моторику), когда этому не препятствует другая мысль. (На этом основано, в частности, “чтение мыслей”, когда фокусник, взяв человека за руку, требует от него: “думайте” думайте!”) Думая о движении - например, о том, чтобы достать какой-либо предмет, подойти к какому-нибудь месту и т. д. - человек незаметно для самого себя напрягает мышцы и посредством этих микродвижений подсказывает обладающему высокой чувствительностью к изменениям напряжения мышц фокуснику, какое именно движение было задумано).Таким образом, для Джемса главный вопрос - это вопрос о том, как сознание связано с реальным адаптивным поведением с одной стороны, и с интересами личности - с другой. За Джемсом последовали многие американские психологи, стремясь сблизить как можно теснее науку с жизнью, с практикой воздействия на людей, в том числе, с запросами экономики, обучения и лечения.

Джон Дьюи (1859-1952) - американский философ и педагог. Согласно представлениям Дьюи, сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Автор первого американского учебника по психологии. Цель теории воспитания Дьюи - формирование личностей, умеющих "приспособляться к различным ситуациям" в условиях буржуазной системы "свободного предпринимательства". Дьюи подверг критике господствовавшую в США школу за отрыв от жизни и предложил реформу всей школьной системы. Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставляет обучение "путём делания", т.е. так, чтобы все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребёнка. В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только такие знания, какие могли найти практическое применение в жизненном опыте учащихся. Чикагская школа. Джеймс Энджел - один из лидеров функциональной психологии, под которой им понималось учение о психич. операциях, выполняющих роль посредников между организмом и средой. Главное назначение сознания с этой точки зрения: аккомодация к новому, выживание в сложной среде. Организм действует, используя свои функции - внимание, память, мышление и др. как психофизическое целое, и поэтому психология не вправе ограничиться областью сознания и данными субъекту сведениями о нем, т.е. интроспекцией. Большое внимание в его исследованиях уделялось мышечным приспособлениям, фактору потребности и генетическому методу. Колумбийская школа. Роберт Вудвортс - представитель одного из направлений функциональной психологии, названного динамической психологией. Считал, что важнейшая роль в организации поведения принадлежит его внутренним движущим силам (динамике мотивов) («Динамическая психология», 1918). Считал исходную формулу бихевиоризма неполной, поскольку в нее не включена в качестве опосредствующего звена между внешним стимулом и внешней реакцией такая детерминанта, как организм, с присущими ему мотивационными параметрами (S-O-R).Сторонники этого направления внесли существенный вклад в экспериментальную психологию. Однако слабость их теоретических позиций, дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую сущность привели к тому, что это направление утратило научное влияние. В 20-х гг. XX в. американская Ф. п. была оттеснена бихевиоризмом


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6597. Словарь терминов по философии 48.88 KB
  Словарь терминов по философии Абсолют (от лат. absolutus - безусловный, неограниченный) - в философии и религии безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких либо условий (Бог, абсолютная личность). Абстракция (от лат. abstract...
6598. Авиационный двигатель и его производство 109.88 KB
  Авиационный двигатель и его производство Мировой опыт развития авиационного производства свидетельствует, что изготовление авиационных двигателей является наукоемким производством (НП). Авиадвигателестроение является одной из наиболее наукоемких отр...
6599. Характеристика наукоемкого производства. Характеристика наукоемкого производства авиационных двигателей 118.06 KB
  Характеристика наукоемкого производства Характеристика наукоемкого производства авиационных двигателей Изготовление наукоемкого объекта, имеющего высокие эксплуатационные параметры, очевидно, может быть осуществлено только в условиях наукоемкого про...
6600. Наукоемкие технологии производства. Характеристика наукоемких технологий 209.06 KB
  Наукоемкие технологии производства Характеристика наукоемких технологий Наукоемкое производство опирается на наукоемкие технологические процессы на всех стадиях производства. Процесс создания наукоемких технологий (НТ) является комплексным, охватыва...
6601. Система обеспечения качества авиационных двигателей 87.69 KB
  Система обеспечения качества авиационных двигателей Авиационный двигатель (АД) является сложной наукоемкой техническойсистемой непрерывно развивающейся по этапам жизненного цикла. В этой связи обеспечение качества авиационных двигателей предст...
6602. Обеспечение качества авиационных двигателей пo этапам жизненного цикла 111.65 KB
  Обеспечение качества авиационных двигателей пo этапам жизненного цикла Практика авиационного двигателестроения свидетельствует, что толькопри комплексном подходе к проблеме качества на всех взаимосвязанных этапах жизненного цикла могут быть об...
6603. Комплексная система обеспечения надежности двигателей 136.67 KB
  Комплексная система обеспечения надежности двигателей Система обеспечения надежности двигателей Одними из основных показателей, характеризующих качество двигателей, являются показатели надежности. В данном разделе подробно рассмотрена система обеспе...
6604. Законодательные аспекты управления качеством при проектировании авиационных двигателей 45.02 KB
  Законодательные аспекты управления качеством при проектировании авиационных двигателей Качество - это степень соответствия продукции требованиям потребителя. Существует несколько аспектов понятия управления качеством (УК). Управленческий аспект...
6605. Информационные системы и информационные технологии в управлении качеством 47.31 KB
  Информационные системы и информационные технологии в управлении качеством Информационные системы в управлении качеством НОП. Известно, что материальной базой для создания процессно-ориентированных информационных систем на наукоемких предприят...