28194

Вклад У. Джеймса в развитие психологической науки

Доклад

Психология и эзотерика

Функционализм психологическое направление появившееся в США в конце ХIХ в исследующее процессы сознания с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. С позиций функционализма психология понималась как наука о функциях или €œдеятельностях€ сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся природному и социальному окружению. Задача функционализма изучить каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к изменчивой среде исследование...

Русский

2013-08-20

34.5 KB

21 чел.

7. Вклад У. Джеймса в развитие психологической науки.

Функционализм - психологическое направление, появившееся в США в конце ХIХ в, исследующее процессы сознания с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. Одним из основателей функционализма является американский психолог и философ У.Джемс. Согласно ему психологическое должно рассматриваться как выполнение ряда функций, направленных на адаптацию организма к окружающему миру и удовлетворению базовых потребностей. В соответствии с этим система обучения рассматривалась как набор упражнений уже существующих функций. В основу этого направления легло эволюционное учение о происхождении видов путем естественного отбора, разработанное Ч. Дарвином и Г. Спенсером. Программным документом этого направления стала статья Д. Дьюи „Понятие рефлекторной дуги в психологии“ (1896), в которой акцентировалась роль различных составляющих рефлекторного акта в приспособлении индивида к среде. С позиций функционализма психология понималась как наука о функциях (или “деятельностях”) сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся природному и социальному окружению. Предметная область психологии тем самым существенно расширялась. Она охватывала не только сознание, но и поведение (приспособительные действия), мотивы этого поведения, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и другие проблемы, сближавшие психологию с практикой.

Задача функционализма -  изучить, каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к изменчивой среде (исследование приспособительных функций психики, адаптивной роли сознания в поведении), найти способы эффективного приспособления. У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842-1910).

I. Учение о сознании. Джеймс рассматривал сознание, понимаемое как „поток сознания“, в плане его приспособительных функций. В своих “Основах психологии” (1890) Джемс писал, что внутренний опыт человека - это не “цепочка элементов”, а “поток сознания”, отличающийся личностной избирательностью (способностью постоянно производить выбор).Сознание вступает только тогда, когда возникают трудности в приспособлении (оно бесполезно, когда для приспособления достаточно рефлексов, навыков, привычек).

II. Структура личности. Джеймс предложил одну из первых в психологии теорию личности. В „эмпирическом Я“, или „личности“ им были выделены: Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр. Социальная личность как форма признания в нас личности со стороны других людей (престиж, дружба); Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т.п.

Джемс занимался также проблемой самооценки - соотношения сознания со структурой личности, с тем как она сама себя оценивает. Он поставил чувство самоуважения в зависимость от уровня притязаний. Согласно его формуле, удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью зависит от успеха, “деленного” на притязания (Самоуважение=Успех/Уровень притязаний). Степень самоуважения будет возрастать либо при действительном успехе, либо при отказе от стремления к нему.

III. Учение об эмоциях. Обсуждая проблему эмоций, Джемс предложил парадоксальную, вызвавшую споры концепцию, согласно которой первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах организма, вторичными - вызванные ими эмоциональные состояния. “Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого”. Джеймс лишил эмоции роли регулятора поведения. Действия, а не мотивация управляют мышлением.

IV. Учение об идеомоторном акте. Другим важным феноменом Джемс считал идеомоторный акт. По его мнению, любая мысль (идея) о движении переходит в движение мышц (моторику), когда этому не препятствует другая мысль. (На этом основано, в частности, “чтение мыслей”, когда фокусник, взяв человека за руку, требует от него: “думайте” думайте!”) Думая о движении - например, о том, чтобы достать какой-либо предмет, подойти к какому-нибудь месту и т. д. - человек незаметно для самого себя напрягает мышцы и посредством этих микродвижений подсказывает обладающему высокой чувствительностью к изменениям напряжения мышц фокуснику, какое именно движение было задумано).Таким образом, для Джемса главный вопрос - это вопрос о том, как сознание связано с реальным адаптивным поведением с одной стороны, и с интересами личности - с другой. За Джемсом последовали многие американские психологи, стремясь сблизить как можно теснее науку с жизнью, с практикой воздействия на людей, в том числе, с запросами экономики, обучения и лечения.

Джон Дьюи (1859-1952) - американский философ и педагог. Согласно представлениям Дьюи, сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Автор первого американского учебника по психологии. Цель теории воспитания Дьюи - формирование личностей, умеющих "приспособляться к различным ситуациям" в условиях буржуазной системы "свободного предпринимательства". Дьюи подверг критике господствовавшую в США школу за отрыв от жизни и предложил реформу всей школьной системы. Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставляет обучение "путём делания", т.е. так, чтобы все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребёнка. В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только такие знания, какие могли найти практическое применение в жизненном опыте учащихся. Чикагская школа. Джеймс Энджел - один из лидеров функциональной психологии, под которой им понималось учение о психич. операциях, выполняющих роль посредников между организмом и средой. Главное назначение сознания с этой точки зрения: аккомодация к новому, выживание в сложной среде. Организм действует, используя свои функции - внимание, память, мышление и др. как психофизическое целое, и поэтому психология не вправе ограничиться областью сознания и данными субъекту сведениями о нем, т.е. интроспекцией. Большое внимание в его исследованиях уделялось мышечным приспособлениям, фактору потребности и генетическому методу. Колумбийская школа. Роберт Вудвортс - представитель одного из направлений функциональной психологии, названного динамической психологией. Считал, что важнейшая роль в организации поведения принадлежит его внутренним движущим силам (динамике мотивов) («Динамическая психология», 1918). Считал исходную формулу бихевиоризма неполной, поскольку в нее не включена в качестве опосредствующего звена между внешним стимулом и внешней реакцией такая детерминанта, как организм, с присущими ему мотивационными параметрами (S-O-R).Сторонники этого направления внесли существенный вклад в экспериментальную психологию. Однако слабость их теоретических позиций, дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую сущность привели к тому, что это направление утратило научное влияние. В 20-х гг. XX в. американская Ф. п. была оттеснена бихевиоризмом


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43458. Расчет параметров и выбор силового трансформатора 363.5 KB
  скорость нарастания напряжения в закр. Построение регулировочной характеристики Регулировочная харктеристика управляемого выпрямителя это зависимость средневыпрямленного значения напряжения U0 от угла регулирования . При возрастании входного напряжения U1 или уменьшении тока нагрузки увеличивают угол регулирования для поддержания постоянства напряжения в нагрузке U0 в заданных пределах. При этом реактивную составляющую напряжения короткого замыкания трансформатора и питающей сети примем равным 10.
43459. Трудовые ресурсы и их использование в СПК «Трудовик» Судиславского района Костромской области 150 KB
  Достаточная обеспеченность сельскохозяйственных предприятий необходимыми трудовыми ресурсами их рациональное использование высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объема производства продукции и повышения эффективности производства. Значение и состояние трудовых ресурсов в России К трудовым ресурсам относится та часть населения которая обладает необходимыми физическими данными знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми...
43460. Програмний продукт «Магазин з продажу музичних дисків» 4.58 MB
  Перед тим, як розробляти програмний продукт, необхідно ознайомитись з програмними продуктами аналогічного типу. Кожна служба технічної підтримки, яка займається обслуговуванням клієнтів, має свій сайт, який розміщений в мережі інтернет. Аналогій програмного продукту на даний час вистачає. Були розглянуті такі сайти-аналоги на тему предметної області «Магазин продажи музыкальных дисков».
43461. РАСЧЕТ ПЛОСКОЙ ШПОНОЧНОЙ ПРОТЯЖКИ И КРУГЛОГО ФАСОННОГО РЕЗЦА 2.79 MB
  РАСЧЕТ КРУГЛОГО ФАСОННОГО РЕЗЦА 1. Фасонные резцы применяются как для обработки деталей на станках с прямолинейным движением детали или резца так и для обработки тел вращения. Исходные данные для расчета фасонного резца: Вариант 21; эскиз детали рис. 1 Эскиз детали Таблица 1 Исходные данные на фасонный резец Тип резца D1 мм D2 мм D3 мм D4 мм D5 мм l1 мм l2 мм l3 мм l4 мм l5 мм № варианта круглый 21 20 15 10 10 15 5 10 15 20 25 1.
43462. Моделирование процесса сушки в сушильном барабане 471.5 KB
  Концентрат с массовой долей воды не более 7 поступает из отделения обогащения по конвейерам поз.401 402 и перегружается соответственно на конвейера поз. При помощи плужковых сбрасывателей концентрат через загрузочный бункер поз.40612345 далее на весыдозатор поз.
43463. Коммуникативная тактика самооправдания в парламентских дебатах 256.5 KB
  Прежде всего, следует отметить, что, не смотря на широкую популярность в научных кругах, не существует чёткого и общепризнанного определения термина «дискурс», который охватывал бы все случаи его употребления. Поэтому под дискурсом понимается практически всё, что угодно исследователю.
43464. Определение характеристики ассортимента игрушек ЗАО «Фламинго» 161.5 KB
  Игрушки были у всех народов во все времена. Классификация ассортимента игрушек Игрушки классифицируют по следующим основным признакам воспитательному педагогическому назначению возрастному назначению виду исходного сырья способу производства конструктивным особенностям отделке видам игрушек. По воспитательному назначению игрушки подразделяют на группы Игрушки способствующие развитию первоначальных движений и восприятий включают сенсорномоторные игрушки...
43465. Расчет оптимального состава оборудования нового цеха с использованием метода ветвей и границ частично целочисленного линейного программирования 336.5 KB
  Изучение передовых технологий обеспечивающих высокое качество продукции и низкие затраты на обработку показало что целесообразно рассмотреть возможность организации производства на базе оборудования перечень которого и цены с учетом затрат на приобретение и строительно-монтажные работы представлен в табл. Технология изготовления труб Проектный сортамент труб можно изготовлять по различным технологиям которые характеризуются набором различного оборудования и различными затратами на горячем и холодном переделах....