28194

Вклад У. Джеймса в развитие психологической науки

Доклад

Психология и эзотерика

Функционализм психологическое направление появившееся в США в конце ХIХ в исследующее процессы сознания с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. С позиций функционализма психология понималась как наука о функциях или деятельностях сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся природному и социальному окружению. Задача функционализма изучить каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к изменчивой среде исследование...

Русский

2013-08-20

34.5 KB

28 чел.

7. Вклад У. Джеймса в развитие психологической науки.

Функционализм - психологическое направление, появившееся в США в конце ХIХ в, исследующее процессы сознания с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. Одним из основателей функционализма является американский психолог и философ У.Джемс. Согласно ему психологическое должно рассматриваться как выполнение ряда функций, направленных на адаптацию организма к окружающему миру и удовлетворению базовых потребностей. В соответствии с этим система обучения рассматривалась как набор упражнений уже существующих функций. В основу этого направления легло эволюционное учение о происхождении видов путем естественного отбора, разработанное Ч. Дарвином и Г. Спенсером. Программным документом этого направления стала статья Д. Дьюи „Понятие рефлекторной дуги в психологии“ (1896), в которой акцентировалась роль различных составляющих рефлекторного акта в приспособлении индивида к среде. С позиций функционализма психология понималась как наука о функциях (или “деятельностях”) сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся природному и социальному окружению. Предметная область психологии тем самым существенно расширялась. Она охватывала не только сознание, но и поведение (приспособительные действия), мотивы этого поведения, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и другие проблемы, сближавшие психологию с практикой.

Задача функционализма -  изучить, каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к изменчивой среде (исследование приспособительных функций психики, адаптивной роли сознания в поведении), найти способы эффективного приспособления. У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842-1910).

I. Учение о сознании. Джеймс рассматривал сознание, понимаемое как „поток сознания“, в плане его приспособительных функций. В своих “Основах психологии” (1890) Джемс писал, что внутренний опыт человека - это не “цепочка элементов”, а “поток сознания”, отличающийся личностной избирательностью (способностью постоянно производить выбор).Сознание вступает только тогда, когда возникают трудности в приспособлении (оно бесполезно, когда для приспособления достаточно рефлексов, навыков, привычек).

II. Структура личности. Джеймс предложил одну из первых в психологии теорию личности. В „эмпирическом Я“, или „личности“ им были выделены: Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр. Социальная личность как форма признания в нас личности со стороны других людей (престиж, дружба); Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т.п.

Джемс занимался также проблемой самооценки - соотношения сознания со структурой личности, с тем как она сама себя оценивает. Он поставил чувство самоуважения в зависимость от уровня притязаний. Согласно его формуле, удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью зависит от успеха, “деленного” на притязания (Самоуважение=Успех/Уровень притязаний). Степень самоуважения будет возрастать либо при действительном успехе, либо при отказе от стремления к нему.

III. Учение об эмоциях. Обсуждая проблему эмоций, Джемс предложил парадоксальную, вызвавшую споры концепцию, согласно которой первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах организма, вторичными - вызванные ими эмоциональные состояния. “Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого”. Джеймс лишил эмоции роли регулятора поведения. Действия, а не мотивация управляют мышлением.

IV. Учение об идеомоторном акте. Другим важным феноменом Джемс считал идеомоторный акт. По его мнению, любая мысль (идея) о движении переходит в движение мышц (моторику), когда этому не препятствует другая мысль. (На этом основано, в частности, “чтение мыслей”, когда фокусник, взяв человека за руку, требует от него: “думайте” думайте!”) Думая о движении - например, о том, чтобы достать какой-либо предмет, подойти к какому-нибудь месту и т. д. - человек незаметно для самого себя напрягает мышцы и посредством этих микродвижений подсказывает обладающему высокой чувствительностью к изменениям напряжения мышц фокуснику, какое именно движение было задумано).Таким образом, для Джемса главный вопрос - это вопрос о том, как сознание связано с реальным адаптивным поведением с одной стороны, и с интересами личности - с другой. За Джемсом последовали многие американские психологи, стремясь сблизить как можно теснее науку с жизнью, с практикой воздействия на людей, в том числе, с запросами экономики, обучения и лечения.

Джон Дьюи (1859-1952) - американский философ и педагог. Согласно представлениям Дьюи, сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Автор первого американского учебника по психологии. Цель теории воспитания Дьюи - формирование личностей, умеющих "приспособляться к различным ситуациям" в условиях буржуазной системы "свободного предпринимательства". Дьюи подверг критике господствовавшую в США школу за отрыв от жизни и предложил реформу всей школьной системы. Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставляет обучение "путём делания", т.е. так, чтобы все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребёнка. В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только такие знания, какие могли найти практическое применение в жизненном опыте учащихся. Чикагская школа. Джеймс Энджел - один из лидеров функциональной психологии, под которой им понималось учение о психич. операциях, выполняющих роль посредников между организмом и средой. Главное назначение сознания с этой точки зрения: аккомодация к новому, выживание в сложной среде. Организм действует, используя свои функции - внимание, память, мышление и др. как психофизическое целое, и поэтому психология не вправе ограничиться областью сознания и данными субъекту сведениями о нем, т.е. интроспекцией. Большое внимание в его исследованиях уделялось мышечным приспособлениям, фактору потребности и генетическому методу. Колумбийская школа. Роберт Вудвортс - представитель одного из направлений функциональной психологии, названного динамической психологией. Считал, что важнейшая роль в организации поведения принадлежит его внутренним движущим силам (динамике мотивов) («Динамическая психология», 1918). Считал исходную формулу бихевиоризма неполной, поскольку в нее не включена в качестве опосредствующего звена между внешним стимулом и внешней реакцией такая детерминанта, как организм, с присущими ему мотивационными параметрами (S-O-R).Сторонники этого направления внесли существенный вклад в экспериментальную психологию. Однако слабость их теоретических позиций, дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую сущность привели к тому, что это направление утратило научное влияние. В 20-х гг. XX в. американская Ф. п. была оттеснена бихевиоризмом


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23064. Роль регіонального співробітництва в забезпеченні НБУ 36 KB
  Роль регіонального співробітництва в забезпеченні НБУ. Зміцнюючи двосторонні звязки з країнами цих регіонів Україна водночас налагоджує і взаємовигідну співпрацю на багатосторонньому рівні в рамках регіональних організацій співробітництва ЦЄІ ОЧЕС ГУУАМ СНД ЄврАзЕС що надає їй можливість стверджувати себе як впливову регіональну державу. Ідея БалтоЧорноморської системи співробітництва і безпеки: ініційована Президентом Польщі ще в 19921993 роках. Намагалися визначити шляхи розвитку регіонального співробітництва в політичній...
23065. Співробітництво України з регіональними та субрегіональними організаціями в сфері безпеки 35 KB
  Україна НАТО. Україна не забарилася з приєднанням до Ради Північноатлантичного співробітництва РПАС і залишалась активною учасницею протягом усієї історії існування цього органу. Україна бере активну участь у заходах ПЗМ як у штабквартирі НАТО так і в країнах членах Альянсу і партнерах а також влаштовувала ряд навчань в рамках ПЗМ на своїй території яворівський полігон. Налагодженно співробітництво між НАТО і Україною в галузі інформації створено Центр інформації та документації НАТО в Києві створено Державну міжвідомчу комісію з...
23066. Поняття ядерної держави, роль ядерного та без'ядерного статусу в забезпеченні національної безпеки країни 32 KB
  Безядерний статус мають ті країни які підписали договір ДНЯЗ і зобовязалися при цьому не виробляти не придбавати ядерну зброю або інші ядерні вибухові пристрої не домагатися і не приймати допомоги у виробництві ЯЗ. Статья II ДНЯЗ: Каждое из государствучастников настоящего Договора не обладающих ядерным оружием обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо ни косвенно; не производить и не приобретать...
23068. Нейтральний та позаблоковий статус і їх роль у забезпеченні національної безпеки 32.5 KB
  поняття нейтралітету трохи змінюється Традиційний нейтралітет передбачає необмежене право нейтральної країни на самооборону від збройного нападу. Нейтралітет як надання рівних послуг ніяких гарантій не давав. Головним принципом нейтралітету стає принцип безсторонності. У Гаазі були прийняті дві конвенції де було кодифіковано принципи дотримання нейтралітету.
23069. Міжнародні гарантії безпеки для нейтральної країни. Права та зобов'язання нейтральної країни 20.5 KB
  Права та зобовязання нейтральної країни. Гарантії які надає нейтральний статус: 1 Територія нейтральної країни є недоторканою і не може бути перетворена в театр воєнних дій. 2 Країни відмовляються від розміщення військ на території нейтральної країни своїх військ або військових баз а також використання її повітряного та морського простору у військових цілях.
23070. Поняття, предмет та структура національної безпеки 36.5 KB
  ТЕМА: Безпека як суспільна цінність. Законність своєї держави визначається не лише станом війни або миру є ще пріоритетний стан безпека чітко окреслений стан суспільства США. Національна безпека стан захищеності життєво важливих інтересів особи нації суспільства і держави від внутрішніх та зовнішніх загроз. В Україні основним органом забезпечення національної безпеки є СБУ громадянська безпека забезпечення виконання і дотримання положень конституції.
23071. Сфери національних інтересів України 62.5 KB
  Сфери національних інтересів України. Конспект вельмишановного Пана Перепелиці каже про національні інтереси України ніхера тому все що є в конспекті по національним інтересам дивіться в 3 питанні національні інтереси життєво важливі матеріальні інтелектуальні і духовні цінності Українського народу як носія суверенітету і єдиного джерела влади в Україні визначальні потреби суспільства і держави реалізація яких гарантує державний суверенітет України та її прогресивний розвиток; Стаття 6. Пріоритети національних інтересів Пріоритетами...
23072. Поняття національного інтересу 40 KB
  Сфери національних інтересів України. Формується з інтересів кожної конкретної особистості кожного соціального прошарку. Завдання еліти продукування інтересів в суспільство. Еліта має мобілізувати націю на реалізацію національних інтересів.