28194

Вклад У. Джеймса в развитие психологической науки

Доклад

Психология и эзотерика

Функционализм психологическое направление появившееся в США в конце ХIХ в исследующее процессы сознания с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. С позиций функционализма психология понималась как наука о функциях или €œдеятельностях€ сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся природному и социальному окружению. Задача функционализма изучить каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к изменчивой среде исследование...

Русский

2013-08-20

34.5 KB

24 чел.

7. Вклад У. Джеймса в развитие психологической науки.

Функционализм - психологическое направление, появившееся в США в конце ХIХ в, исследующее процессы сознания с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. Одним из основателей функционализма является американский психолог и философ У.Джемс. Согласно ему психологическое должно рассматриваться как выполнение ряда функций, направленных на адаптацию организма к окружающему миру и удовлетворению базовых потребностей. В соответствии с этим система обучения рассматривалась как набор упражнений уже существующих функций. В основу этого направления легло эволюционное учение о происхождении видов путем естественного отбора, разработанное Ч. Дарвином и Г. Спенсером. Программным документом этого направления стала статья Д. Дьюи „Понятие рефлекторной дуги в психологии“ (1896), в которой акцентировалась роль различных составляющих рефлекторного акта в приспособлении индивида к среде. С позиций функционализма психология понималась как наука о функциях (или “деятельностях”) сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся природному и социальному окружению. Предметная область психологии тем самым существенно расширялась. Она охватывала не только сознание, но и поведение (приспособительные действия), мотивы этого поведения, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и другие проблемы, сближавшие психологию с практикой.

Задача функционализма -  изучить, каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к изменчивой среде (исследование приспособительных функций психики, адаптивной роли сознания в поведении), найти способы эффективного приспособления. У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842-1910).

I. Учение о сознании. Джеймс рассматривал сознание, понимаемое как „поток сознания“, в плане его приспособительных функций. В своих “Основах психологии” (1890) Джемс писал, что внутренний опыт человека - это не “цепочка элементов”, а “поток сознания”, отличающийся личностной избирательностью (способностью постоянно производить выбор).Сознание вступает только тогда, когда возникают трудности в приспособлении (оно бесполезно, когда для приспособления достаточно рефлексов, навыков, привычек).

II. Структура личности. Джеймс предложил одну из первых в психологии теорию личности. В „эмпирическом Я“, или „личности“ им были выделены: Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр. Социальная личность как форма признания в нас личности со стороны других людей (престиж, дружба); Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т.п.

Джемс занимался также проблемой самооценки - соотношения сознания со структурой личности, с тем как она сама себя оценивает. Он поставил чувство самоуважения в зависимость от уровня притязаний. Согласно его формуле, удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью зависит от успеха, “деленного” на притязания (Самоуважение=Успех/Уровень притязаний). Степень самоуважения будет возрастать либо при действительном успехе, либо при отказе от стремления к нему.

III. Учение об эмоциях. Обсуждая проблему эмоций, Джемс предложил парадоксальную, вызвавшую споры концепцию, согласно которой первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах организма, вторичными - вызванные ими эмоциональные состояния. “Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого”. Джеймс лишил эмоции роли регулятора поведения. Действия, а не мотивация управляют мышлением.

IV. Учение об идеомоторном акте. Другим важным феноменом Джемс считал идеомоторный акт. По его мнению, любая мысль (идея) о движении переходит в движение мышц (моторику), когда этому не препятствует другая мысль. (На этом основано, в частности, “чтение мыслей”, когда фокусник, взяв человека за руку, требует от него: “думайте” думайте!”) Думая о движении - например, о том, чтобы достать какой-либо предмет, подойти к какому-нибудь месту и т. д. - человек незаметно для самого себя напрягает мышцы и посредством этих микродвижений подсказывает обладающему высокой чувствительностью к изменениям напряжения мышц фокуснику, какое именно движение было задумано).Таким образом, для Джемса главный вопрос - это вопрос о том, как сознание связано с реальным адаптивным поведением с одной стороны, и с интересами личности - с другой. За Джемсом последовали многие американские психологи, стремясь сблизить как можно теснее науку с жизнью, с практикой воздействия на людей, в том числе, с запросами экономики, обучения и лечения.

Джон Дьюи (1859-1952) - американский философ и педагог. Согласно представлениям Дьюи, сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Автор первого американского учебника по психологии. Цель теории воспитания Дьюи - формирование личностей, умеющих "приспособляться к различным ситуациям" в условиях буржуазной системы "свободного предпринимательства". Дьюи подверг критике господствовавшую в США школу за отрыв от жизни и предложил реформу всей школьной системы. Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставляет обучение "путём делания", т.е. так, чтобы все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребёнка. В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только такие знания, какие могли найти практическое применение в жизненном опыте учащихся. Чикагская школа. Джеймс Энджел - один из лидеров функциональной психологии, под которой им понималось учение о психич. операциях, выполняющих роль посредников между организмом и средой. Главное назначение сознания с этой точки зрения: аккомодация к новому, выживание в сложной среде. Организм действует, используя свои функции - внимание, память, мышление и др. как психофизическое целое, и поэтому психология не вправе ограничиться областью сознания и данными субъекту сведениями о нем, т.е. интроспекцией. Большое внимание в его исследованиях уделялось мышечным приспособлениям, фактору потребности и генетическому методу. Колумбийская школа. Роберт Вудвортс - представитель одного из направлений функциональной психологии, названного динамической психологией. Считал, что важнейшая роль в организации поведения принадлежит его внутренним движущим силам (динамике мотивов) («Динамическая психология», 1918). Считал исходную формулу бихевиоризма неполной, поскольку в нее не включена в качестве опосредствующего звена между внешним стимулом и внешней реакцией такая детерминанта, как организм, с присущими ему мотивационными параметрами (S-O-R).Сторонники этого направления внесли существенный вклад в экспериментальную психологию. Однако слабость их теоретических позиций, дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую сущность привели к тому, что это направление утратило научное влияние. В 20-х гг. XX в. американская Ф. п. была оттеснена бихевиоризмом


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22778. УРСР на міжнародній арені 1944-1949 рр 56 KB
  Національні інтереси України зовнішній аспект. Співробітництво України в Чорноморському регіоні. Про значний міжнародний авторитет України свідчило обрання Д. Національні інтереси України зовнішній аспект.
22779. Зовнішньополітична діяльність закордонних українських громадсько-політичних організацій в повоєнній добі 45 KB
  Концепція стратегічного партнерства в зовнішній політиці України. Розбудова відносин України з країнами Африки. Концепції стратегічного партнерства€ в зовнішній політиці України Стратегічне партнерство являє собою стан відносин що характеризуються наявністю комплексних стратегічних інтересів в сіх сферах діяльності двох сторін з огляду на певну політичну взаємозалежність та готовність до застосування компромісних механізмів узгодження спільних інтересів. Але у випадку з нашою державою така взаємозалежність є асиметричною і як правило...
22780. Двосторонні договори та угоди УРСР 1944-1949 рр.: зміст, значення, наслідки 51 KB
  Проте дослідники звертали увагу на три справжні причини такого ставлення приховану надію на повернення західноукраїнських земель очікування можливої війни між союзниками СРСР та Великою Британією й США невдоволення поляків характером і діяльністю ПКНВ. Україну як незалежну державу США визнали 26 грудня 1991р. Кравчука до США. В ході візиту було підписано низку документів зокрема політичну декларацію та меморандум про взаєморозуміння між урядами України та США.
22781. Проблема множинного представництва на завершальному етапі II світової війни 83.5 KB
  Етапи відносин України та Російської Федерації. Передбачалося що на початку роботи конференції делегати Великобританії й США підтримають пропозицію про допуск до первісного членства двох радянських республік України та Білорусії. Етапи відносин України та Російської Федерації. розстрілу Білого дому та зміцнення позицій реформаторів у Кремлі курс щодо України став жорсткішим що виявилось у намаганнях на дострокових виборах 1994 р.
22782. Участь делегації УРСР в роботі Паризької мирної конференції 67.5 KB
  Відносини ЄССШАУ країна. міністри закордонних справ Англії США Франції й СРСР опублікували Декларацію про колишні італійські колоніальні володіння в Африці яка стала основою для Спільної декларації з цього питання і була підписана разом із мирними угодами. Відносини ЄС – Україна – США. Геополітичний простір України передбачає визначення таких пріоритетних зовнішньополітичних напрямків як ЄС перспективна мета на інтеграцію до європейського політичного економічного правового простору РФ найбільший впливовий сусід відносини з...
22783. Зовнішньополітична діяльність УРСР у 1950-1980-х рр. 47 KB
  ГУУАМ: мета та основні напрямки співробітництва. ГУУАМ: мета основні напрямки і перспективи діяльності. Розширене об’єднання держав отримало назву ГУУАМ. ГУУАМ має органічно доповнювати механізми співробітництва в регіоні.
22784. Встановлення Радянської влади в У у 1920 р. підсумки та наслідки громадянської війни 34 KB
  Влада в У; 2 розширити межа Польщі за рахунок частини Литви Білорусії й У; 3 збити розжарення социальною невдоволення польських робітників і селян переключивши їхню увагу від внутрішніх проблем на патріотичну хвилю; 4 скористатися спілкою з Петлюрою на дуже вигідних для Польщі умовах по Варшавській угоді квіт. Петлюра обіцяв Польщі В. У результаті швидкого Радянського настання було порушене співвідношення сил на користь Польщі тому що: а вторгнення на пол. територію викликала потужне національновизвольне прямування в Польщі що...
22785. Коренізація 29 KB
  Перші кроки впровадження укр. У серпні 1923 року прийнята спеціальна постанова за якої всі урядовці повинні були пройти курси вивчення укр. вийшла постанова €œПро використання укр. З 1922 р вся партійна документація велась укр.
22786. Політика українізації та коренізації: суть, причини, наслідки 28 KB
  Політика українізації та коренізації: суть причини наслідки. складовою частиною національнокультурних процесів в Україні була політика українізації що проводилася в роки НЕПу. Політика українізації була складовою частиною політики коренізацїі яку запровадило партійне керівництво на підставі рішень XII з'їзду РКПб квітень 1923 р. Для проведення українізації було створено комісію на чолі з секретарем ЦК КПбУ В.