28199

Классификация методов современной психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Ананьева методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.Пирогова: Собственно методы. Вспомогательные методы А Математические статистические Б Графические В Биохимические физиологические и др. Методические методы А Генетические Б Психофизиологические.

Русский

2013-08-20

37.5 KB

6 чел.

2 Классификация методов современной психологии.

С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и, вместе с тем, являются гносеологическими объектами самой психологической науки.

Метод – это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. (Завалевский, Роговин).

Классификация Г.Пирогова:

  1.  Собственно методы.

А) Наблюдение (объективное, непосредственно-опосредованное (анкеты, опросники), самонаблюдение)

Б) Эксперимент (лабораторный,  естественный, психолого-педагогический).

  1.  Вспомогательные методы

А) Математические (статистические)

Б) Графические

В) Биохимические, физиологические и др.

  1.  Методические методы

А) Генетические

Б) Психофизиологические.

Классификация С.Л.Рубинштейна.

1. Основные – наблюдение (внешнее, внутреннее), эксперимент (лабораторный, естественный, психолого-педагогический, вспомогательный, физиологический (условные рефлексы)).

  1.  Исследование продуктов деятельности.
  2.  Беседа
  3.  Анкета  (Сравнительный метод, Генетический).

Классификация Б.Г.Ананьева.

  1.  Организационные методы: лонгитюдный метод, метод поперечных срезов, комплексный метод, сравнительный метод.
  2.  Эмпирические методы: обсервационные методы (наблюдение, самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, обучающий), праксиметрические методы (анализ продуктов и процессов деятельности), психофизиологические методы, биографический метод, психодиагностические методы (соц. Анкета, опросники, интервью, тесты психометрические и проективные).
  3.  Обрабатывающие методы: математическая статистика, корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ, контент-анализ, дисперсионный анализ и т.д.
  4.  Интерпретационные методы: метод описания генетических связей и возрастной динамики, описание структурно-динамических связей.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных.

Основной метод

Вариант основного метода

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее  (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее       

Опрос

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизованный

Тесты

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое

Опрос – метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно поучить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Они предлагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Эксперимент – в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Моделирование – создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Этот метод применяется в том случае, если наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование затруднено или невозможно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24264. Управление имиджем и репутацией организации 41.5 KB
  Одно из определений понятия репутация: совокупность мнений о достоинствах и недостатках компании. Они состоят в том чтобы помогать компании успешно продавать товары или услуги привлекать надежных партнеров обеспечивать защиту от конкурентов содействовать выведению на рынок новых товаров или услуг. Важнее становится не то что и как говорят о себе компании а что они реально делают. Существует устойчивое мнение что позиционирование компании на рынке в большей степени определяется деятельностью по созданию имиджа внешней атрибутикой...
24265. Общие особенности типов образовательных технологий (классификация В.Г.Гульчевской) 52 KB
  Однако ни одна из указанных попыток усовершенствования технологий формирующего обучения не привела к изменению характера самого процесса обучения, которое по-прежнему оставалось иллюстративно-репродуктивным. Не менялись соответственно и характерные признаки технологий технократического типа.
24266. Тепловые двигатели и их КПД. Цикл Карно 256 KB
  Из первого закона термодинамики следует возможность совершения системой частиц механической работы за счет тепла, полученного от тела с большей температурой – «нагревателя».
24267. Взаимодействие PR-служб с органами государственной власти. Лоббирование 68.5 KB
  Взаимодействие PRслужб с органами государственной власти.ru изучение взаимодействия бизнеса и власти. власти на всех основных этапах формирования от планирования и организации товародвижения до окончательной реализации товаров и услуг как внутри страны так и за ее пределами. Помимо финансовой и законодательной поддержки тесное взаимодействие представителей бизнеса с органами власти их социальные инвестиции способствуют улучшению имиджа и укреплению репутации как организации так и ее руководителя.
24268. Внутренняя энергия 437.5 KB
  Если термодинамический процесс изображен на p-v-диаграмме, то площадь под кривой этого процесса численно равна работе, произведенной газом в этом процессе.
24269. Основные этапы развития СМИ 34 KB
  развитие журналистики как общественного института совершенствование полиграфической базы становление прессы как основы демократии; 5 с 1900 г. К настоящему времени большинство исследователей едины во мнении что появление прессы следует отнести к V в. Гуттенбергом процесса печати с помощью подвижных литер дало толчок развитию прессы и журналистики. Родиной прессы как социального института можно считать территорию Западной Европы.
24270. Взаимодействие PR-служб с органами государственной власти. Лоббирование 51 KB
  Взаимодействие PRслужб с органами государственной власти. власти на всех основных этапах формирования от планирования и организации товародвижения до окончательной реализации товаров и услуг как внутри страны так и за ее пределами. Помимо финансовой и законодательной поддержки тесное взаимодействие представителей бизнеса с органами власти их социальные инвестиции способствуют улучшению имиджа и укреплению репутации как организации так и ее руководителя. Отношения коммерческих организаций с органами власти строятся как на федеральном...