28199

Классификация методов современной психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Ананьева методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.Пирогова: Собственно методы. Вспомогательные методы А Математические статистические Б Графические В Биохимические физиологические и др. Методические методы А Генетические Б Психофизиологические.

Русский

2013-08-20

37.5 KB

6 чел.

2 Классификация методов современной психологии.

С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и, вместе с тем, являются гносеологическими объектами самой психологической науки.

Метод – это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. (Завалевский, Роговин).

Классификация Г.Пирогова:

  1.  Собственно методы.

А) Наблюдение (объективное, непосредственно-опосредованное (анкеты, опросники), самонаблюдение)

Б) Эксперимент (лабораторный,  естественный, психолого-педагогический).

  1.  Вспомогательные методы

А) Математические (статистические)

Б) Графические

В) Биохимические, физиологические и др.

  1.  Методические методы

А) Генетические

Б) Психофизиологические.

Классификация С.Л.Рубинштейна.

1. Основные – наблюдение (внешнее, внутреннее), эксперимент (лабораторный, естественный, психолого-педагогический, вспомогательный, физиологический (условные рефлексы)).

  1.  Исследование продуктов деятельности.
  2.  Беседа
  3.  Анкета  (Сравнительный метод, Генетический).

Классификация Б.Г.Ананьева.

  1.  Организационные методы: лонгитюдный метод, метод поперечных срезов, комплексный метод, сравнительный метод.
  2.  Эмпирические методы: обсервационные методы (наблюдение, самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, обучающий), праксиметрические методы (анализ продуктов и процессов деятельности), психофизиологические методы, биографический метод, психодиагностические методы (соц. Анкета, опросники, интервью, тесты психометрические и проективные).
  3.  Обрабатывающие методы: математическая статистика, корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ, контент-анализ, дисперсионный анализ и т.д.
  4.  Интерпретационные методы: метод описания генетических связей и возрастной динамики, описание структурно-динамических связей.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных.

Основной метод

Вариант основного метода

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее  (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее       

Опрос

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизованный

Тесты

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое

Опрос – метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно поучить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Они предлагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Эксперимент – в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Моделирование – создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Этот метод применяется в том случае, если наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование затруднено или невозможно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81965. ПРЕС-КОНФЕРЕНЦІЯ «ВОДА – НАЙВАЖЛИВІШИЙ МІНЕРАЛ» 1.29 MB
  Мета: Розширити і збагатити знання учнів про воду, дати уявлення про значення води на планеті Земля, закріпити знання про властивості води та її народногосподарське призначення, в тому числі в рідному краї. Виховувати в учнів бережне ставлення до води та бажання зберегти запаси прісної води чистими для себе і майбутніх поколінь.
81966. Вода. Кругообіг води 248 KB
  Мета: На основі вивченого матеріалу систематизувати знання учнів про властивості води, стани води, кругообіг води, значення води в природі і для людей; формувати вміння застосовувати засвоєні знання. Розвивати вміння аналізувати природні явища, робити висновки.
81967. Земля – голуба планета. Водойми України 59.5 KB
  Повторити і розширити поняття про водойми України їх різноманітність джерело річка її будова складові частини; озеро болото море значення та охорону; продовжувати формувати вміння учнів працювати з фізичною картою зошитом підручником; розвивати уміння логічно мислити працювати у групі...
81968. Практичне заняття «Вогонь – друг, вогонь – ворог» 69 KB
  Мета: продовжити формувати уявлення про причини виникнення пожежі в побуті та її наслідки; вчити учнів правильно діяти у випадку виникнен ня пожежі в сусідів чи на інших об’єктах; розвивати навички самозахисту; виховувати розсудливість, почуття відповідальності за свої вчинки.
81969. Хай вічно горить вогонь пам’яті 42.5 KB
  Яка б річниця визволення нашої країни від німецько-фашистських загарбників не наступала, думка про те, що настала тиша, прийшов довгожданий, вистражданий, оплачений дорогою ціною мир, бентежить душу. Зараз ми послухаємо у грамзаписі спогади учасників боїв.
81970. Вогонь — друг, вогонь — ворог (Сценарій виступу) 35.5 KB
  Через необережне поводження з вогнем щорік гинуло все більше і більше людей. Вогонь — ворог! Він залишив свої криваві сліди в історії всіх епох і народів. Тисячі міст і сіл зникли в полум’ї вогню. Безцінні твори попередніх поколінь перетворились на порох. Вогонь згубив мільйони людей.
81971. УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ. ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» 48.5 KB
  Цели урока: проверить знания учеников, развивать логическое мышление, привлечь интерес к интеллектуальным играм, воспитывать познавательный интерес, стремление к победе. Оборудование урока: вращающийся волчек со стрелкой, круг с цифрами, десять конвертов с вопросами...
81972. Захворювання статевих органів. Венеричні хвороби. СНІД 157 KB
  Зустрічаючись люди зазвичай говорят це гарне добре слово бажаючи один одному здоровя. А що таке здоровя За визначенням Всесвітньої організації охорони здоровя це не тільки відсутність хвороб але й стан повного фізичного душевного й соціального благополуччя.
81973. Доброта та жорстокість 44.5 KB
  Мета: ознайомити дітей з поняттям «доброта», «жорстокість». Розвивати вміння творити добро, усувати прояви жорстокості в своїй поведінці. Виховувати чуйне ставлення до людей і всього навколишнього світу.