28199

Классификация методов современной психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Ананьева методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.Пирогова: Собственно методы. Вспомогательные методы А Математические статистические Б Графические В Биохимические физиологические и др. Методические методы А Генетические Б Психофизиологические.

Русский

2013-08-20

37.5 KB

6 чел.

2 Классификация методов современной психологии.

С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и, вместе с тем, являются гносеологическими объектами самой психологической науки.

Метод – это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. (Завалевский, Роговин).

Классификация Г.Пирогова:

  1.  Собственно методы.

А) Наблюдение (объективное, непосредственно-опосредованное (анкеты, опросники), самонаблюдение)

Б) Эксперимент (лабораторный,  естественный, психолого-педагогический).

  1.  Вспомогательные методы

А) Математические (статистические)

Б) Графические

В) Биохимические, физиологические и др.

  1.  Методические методы

А) Генетические

Б) Психофизиологические.

Классификация С.Л.Рубинштейна.

1. Основные – наблюдение (внешнее, внутреннее), эксперимент (лабораторный, естественный, психолого-педагогический, вспомогательный, физиологический (условные рефлексы)).

  1.  Исследование продуктов деятельности.
  2.  Беседа
  3.  Анкета  (Сравнительный метод, Генетический).

Классификация Б.Г.Ананьева.

  1.  Организационные методы: лонгитюдный метод, метод поперечных срезов, комплексный метод, сравнительный метод.
  2.  Эмпирические методы: обсервационные методы (наблюдение, самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, обучающий), праксиметрические методы (анализ продуктов и процессов деятельности), психофизиологические методы, биографический метод, психодиагностические методы (соц. Анкета, опросники, интервью, тесты психометрические и проективные).
  3.  Обрабатывающие методы: математическая статистика, корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ, контент-анализ, дисперсионный анализ и т.д.
  4.  Интерпретационные методы: метод описания генетических связей и возрастной динамики, описание структурно-динамических связей.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных.

Основной метод

Вариант основного метода

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее  (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее       

Опрос

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизованный

Тесты

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое

Опрос – метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно поучить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Они предлагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Эксперимент – в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Моделирование – создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Этот метод применяется в том случае, если наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование затруднено или невозможно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32089. Основные методологические проблемы и специфика СП исследования 67 KB
  Виды: стандартизированное нестандартизированное включенное участвующее взаимодействие наблюдателя и группы и невключенное простое со стороны наблюдение. Проблема определения единиц наблюдения: Объектом наблюдения являются отдельные люди малые группы и большие социальные общности например толпа и социальные процессы происходящие в них например паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты повеления индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. Референтометрия методический...
32090. Общение как обмен информацией 43 KB
  Андреева рассматривая проблему общения выделяет в ней 3 стороны перцептивную восприятие партнёров коммуникативную обмен информацией и интерактивную взаимодействие. Но передача инфо только формальная сторона общения всегда информация не только передается но и формируется уточняется развивается. Поэтому рассмотрения общения только с этой стороны недостаточно. У общающихся должно быть не только одинаковые лексические и синтаксические системы но и понимание ситуации общения это возможно лишь в случае включения коммуникации в...
32091. Общение как взаимодействие. Типы взаимодействий: кооперация, конкуренция, конфронтация 48.5 KB
  Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Такое понимание взаимод исключает отождествление коммуникации и взаимодействия а с другой точки зрения исключает их отрыв друг от друга они взаимосвязаны. При изучении структуры взаимодействия фиксируются его элементы и выявляются доминирующие факторы мотивации действий. Парсонс: В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении она результат единичных действий.
32092. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга 51 KB
  Специфика анализа перцептивых процессов в социальной психологии Процесс восприятия одним человеком другого обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. В ходе восприятия другого человека работают 3 процесса: эмоциональный оценка другого когнитивный познание другого выстраивание своей концепции поведения процессы могут происходить одновременно. На соц воспр влияют наши ожидания желания намерения прошлый опыт восприятия; 4. Механизмы межличностного восприятия: идентификация...
32093. Общение и межличностные отношения 53 KB
  Общение и межличностные отношения. Отношение специфическая человеческая категория потому что человек выступает в качестве субъекта выстраивает своим отношения с окружающим миром этим и отличается от животных. Мясищев выделял отношения: 1. Эти отношения безличны хотя имеют личностную окраску.
32094. Предмет социальной психологии Личности 52 KB
  Предмет социальной психологии Л. научное значение понятия Л: Антропология: Л как носитель общечеловеческих свв это родовое понятие принадлежность к homospiens Л=индивид от Феербаха он считал что челк абсолютно биологичен без соцного но в психологии индивид это природное а Л соцное сущво. Проблема соцного статуса. Проблема личности стоит в центре и философского и социологического знания; ею занимается и этика и педагогика и генетика.
32095. Проблема социализации в социальной психологии личности. Теории социализации 57.5 KB
  Проблема социализации в социальной психологии личности. Теории социализации. Понятие социализации. Термин социализация не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки.
32096. Проблема установки в психологии и социологии. Структура и функции социальной установки. Социальные стереотипы и предрассудки 50.5 KB
  Проблема установки в психологии и социологии. Структура и функции социальной установки. Понятие соц установки. Значение исследований установки в школе Д.
32097. Ценностно – нормативная и социально-ролевая регуляция поведения личности 57 KB
  Ценностно нормативная и социальноролевая регуляция поведения личности. Нормативная регуляция поведения: нормы в контексте культуры социальные групповые нормы внутриличностные нормы. Норма это правила регулирующие соцое поведение передаются в процессе инкультурации. Ценностно нормативная и социальная регуляция означает что индивиду задается должный вид поведения его форма тот или иной способ достижения цели реализации намерений и т.