28199

Классификация методов современной психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Ананьева методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.Пирогова: Собственно методы. Вспомогательные методы А Математические статистические Б Графические В Биохимические физиологические и др. Методические методы А Генетические Б Психофизиологические.

Русский

2013-08-20

37.5 KB

6 чел.

2 Классификация методов современной психологии.

С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и, вместе с тем, являются гносеологическими объектами самой психологической науки.

Метод – это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. (Завалевский, Роговин).

Классификация Г.Пирогова:

  1.  Собственно методы.

А) Наблюдение (объективное, непосредственно-опосредованное (анкеты, опросники), самонаблюдение)

Б) Эксперимент (лабораторный,  естественный, психолого-педагогический).

  1.  Вспомогательные методы

А) Математические (статистические)

Б) Графические

В) Биохимические, физиологические и др.

  1.  Методические методы

А) Генетические

Б) Психофизиологические.

Классификация С.Л.Рубинштейна.

1. Основные – наблюдение (внешнее, внутреннее), эксперимент (лабораторный, естественный, психолого-педагогический, вспомогательный, физиологический (условные рефлексы)).

  1.  Исследование продуктов деятельности.
  2.  Беседа
  3.  Анкета  (Сравнительный метод, Генетический).

Классификация Б.Г.Ананьева.

  1.  Организационные методы: лонгитюдный метод, метод поперечных срезов, комплексный метод, сравнительный метод.
  2.  Эмпирические методы: обсервационные методы (наблюдение, самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, обучающий), праксиметрические методы (анализ продуктов и процессов деятельности), психофизиологические методы, биографический метод, психодиагностические методы (соц. Анкета, опросники, интервью, тесты психометрические и проективные).
  3.  Обрабатывающие методы: математическая статистика, корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ, контент-анализ, дисперсионный анализ и т.д.
  4.  Интерпретационные методы: метод описания генетических связей и возрастной динамики, описание структурно-динамических связей.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных.

Основной метод

Вариант основного метода

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее  (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее       

Опрос

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизованный

Тесты

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое

Опрос – метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно поучить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Они предлагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Эксперимент – в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Моделирование – создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Этот метод применяется в том случае, если наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование затруднено или невозможно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10225. Стандартные компоненты Delphi 83.5 KB
  Лабораторная работа № 2 Стандартные компоненты Цель работы: изучить стандартные компоненты Delphi научиться использовать компоненты библиотеки VCL в windowsприложениях. В данной работе рассматриваются компоненты страницы Standard Палитры Компонент Delphi. В предыдущей работе...
10226. Работа с формами. Свойства TForm 166.5 KB
  Лабораторная работа № 3 Работа с формами. Свойства TForm Цель работы: изучить основные свойства класса TForm познакомится с некоторыми событиями форм; научиться использовать формы разных стилей в windowsприложениях. Форма представляет собой фундамент программы на котор
10227. Работа с формами. События TForm 58.5 KB
  Лабораторная работа № 4 Работа с формами. События TForm. Цель работы: изучить события класса TForm, научиться обрабатывать события формы в windowsприложениях. Класс ТForm добавляет несколько событий к родительскому классу TWinControl. Эти события позволяют изменять поведение фор
10228. Стиль приложений SDI 94 KB
  Лабораторная работа № 5 Стиль приложений SDI Цель работы: закрепить навыки создания приложений в стиле SDI познакомится с компонентами классаTImage и TSpeedButton научиться использовать инструментальные панели в приложении, освоить работу с буфером обмена. Термин SDI Single Document ...
10229. Ввод-вывод данных в Delphi 73.5 KB
  Лабораторная работа № 6 Вводвывод данных в Delphi. Цель работы: изучить наиболее часто используемые для организации вводавывода компоненты Edit MaskEdit Label Memo RichEdit StatusBar и встроенные диалоговые окна. Т.к. в предыдущих лабораторных работах уже было знакомство с некоторы
10230. Компоненты TStringGrid, TTreeView, TPageControl, THeaderControl и THeader 68.5 KB
  Лабораторная работа №7 Компоненты TStringGrid TTreeView TPageControl THeaderControl и THeader Цель работы: изучить часто используемые для организации вводавывода компоненты TStringGrid TTreeView TPageControl THeaderControl и THeader. TStringGrid Компонент TStringGrid представляет собой таблицу содержащую строки. Т
10231. Воспитание у древних славян 18.38 KB
  Воспитание у древних славян Воспитание детей у восточных славян при первобытнообщинном строе в период с VI в. по IX в. развивалось в той же логике и с теми же характерными особенностями что и у других первобытных народов. Первоначально процесс воспитания был неотделим от
10232. История европейского образования. Становление средневековой системы воспитания 28.34 KB
  История европейского образования. Становление средневековой системы воспитания Меньшиков В. М. Раннее Средневековье VIII век стал временем первого заметного подъема образования Западной Европы. Ведущую роль в этом процессе сыграли Карл Великий 749–814 и Алкуин 735–804 ко...
10233. Учитель вечен на Земле 26.84 KB
  Учитель вечен на Земле Цель: вызвать интерес к профессии педагога через книгу. Задачи: рассказать учащимся о развитии школы и учительства, познакомить с выдающимися писателями-педагогами, рекомендовать книги о школе и учителе. Оборудование: ПК му...