28200

Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Стадии развития психики

Доклад

Психология и эзотерика

Под инстинктами понимаются действия или более менее сложные акты поведения которые появляются сразу как бы готовыми не зависят от выучки и индивидуального опыта будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. Индивидуальноизменчивые формы поведения. Уже на ранних ступенях развития наблюдая поведение животных мы встречаем индивидуальноизменчивые формы поведения которые могут быть охарактеризованы как навыки новые реакции или действия которые возникают на основе выучки или индивидуального опыта и функционируют...

Русский

2013-08-20

61 KB

49 чел.

3.Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Стадии развития психики.

Сущность психического развития заключается в развитии все новых форм действенного и познавательного отражения действительности; переход к высшей ступени всегда выражается в расширяющейся возможности познавательного и действенного проникновения в действительность.

Бюлер выделял следующие этапы развития психики:

1. Инстинкты. Под инстинктами понимаются действия или более менее сложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, не зависят от выучки и индивидуального опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. Основными механизмами инстинктов являются безусловные рефлексы.

2. Индивидуально-изменчивые формы поведения. Уже на ранних ступенях развития, наблюдая поведение животных, мы встречаем индивидуально-изменчивые формы поведения, которые могут быть охарактеризованы как навыки (новые реакции или действия, которые возникают на основе выучки или индивидуального опыта и функционируют автоматически).

3. Интеллект. Поведение, основанное на интеллектуальной деятельности, определяется специфическим отношением, с одной стороны, к объективным условиям, к ситуации, в которой оно осуществляется, с другой - к истории развития индивида, его осуществляющего. Разумным можно назвать всякое действие, которое находится в соответствии с объективными условиями.

Рубинштейн:

1. Предисторические формы поведения, где поведение регулируется физическими градиентами, определяясь физико-химическими процессами(простейшие).

2. Основанные на биологических формах существования, вырабатывающиеся в процессе приспособления организма к среде, инстинктивные, неосознанные формы поведения.

3. Основанные на исторических формах существования, вырабатывающиеся в процессе общественно-трудовой практики, изменяющей среду, сознательные формы поведения.

Роль психического отражения в приспособлении живых организмов и в эволюции поведения.

Внутреннее строение каждой из наследственных и индивидуально-изменчивых форм поведения и отношение к окружающей среде различно в зависимости от характера рецепции, т.е. отражения действительности.

Психика - свойство живых, высокоорганизованных, материальных тел, которое заключается в их способности отражать окружающую, независимо от них существующую действительность.

Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психологического развития имеет в совей основе переход к новым внешним условиям существования животных и новый шаг в усложнении их физической организации.

Проблема возникновения и преобразования чувствительности из раздражимости - это проблема возникновения психики в процессе эволюции, так как ощущение является элементарной формой психики.

По Леонтьеву чувствительность возникает тогда, когда живое существо становится способным реагировать на то или иное свойство окружающего мира, которое не является непосредственно жизненно важным, но которое связано с таковым - это объективный критерий возникновения чувствительности и психики.

Стадии развития психики (Леонтьев):

  1.  Стадия элементарной сенсорной психики.

Приспособление к более сложной, вещно оформленной среде приводит к дифференциации у животных простейшей нервной системы и специальных органов - органов чувствительности. На этой основе и возникает элементарная сенсорная психика - способность отражения отдельных свойств среды.

  1.  Стадия перцептивной психики.

С переходом животных к наземному образу жизни и вызванным этим шагом развитием коры головного мозга, возникает психическое отражение животными целостных вещей, возникает перцептивная психика. Развивается обобщенное восприятие и операциональные навыки (навыки - закрепившиеся операции).

  1.  Стадия интеллекта.

Еще большее усложнение условий существования, приводящее к развитию еще более совершенных органов восприятия и действия и еще более совершенного мозга, создает у животных возможность чувственного восприятия ими объективных соотношений вещей в виде предметных “ситуаций”.

Стадия интеллекта характеризуется:

  1.  способностью быстро находить нужную операцию,
  2.  способностью запомнить найденную операцию без многочисленных повторений,
  3.  легкий перенос операций в другие условия, лишь схожие с первоначальными.

Операции на этой стадии возникают не постепенно, а путем проб и ошибок. Отражаются не только вещи сами по себе, но и их отношения.

Стадии

Особенности среды

Содержание отражения

Форма отражения

Форма поведения

Элементарная, сенсорная

Предметная среда

Свойства среды

Ощущения

Инстинкт (врожденные формы поведения)

Перцептивная

Отношения предметов

Различение предметов в форме образа

Образы

Навык (поведенческий акт, который строится, формируется по ходу выполнения при изменении условий)

Интеллект

Отношение предметов.

Предметные ситуации, функциональные понятия.

Интеллект (Келлер: признак интеллекта - возможность решить задачу обходным путем)  

Сущность психического развития заключается в развитии все новых форм действенного и познавательного отражения действительности.

Бюлер выделял следующие этапы развития психики:

  1.  Инстинкты.

Под инстинктами понимаются действия или акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, не зависят от выучки и индивидуапьного опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. Основными механизмами инстинктов являются безусловные рефлексы.

  1.  Индивидуально-изменчивые формы поведения.

Индивидуально-изменчивые формы поведения могут быть охарактеризованы как навыки (новые реакции или действия).

  1.  Зачатки интеллекта.

Закладываются у животных уже в рамках инстинктивного поведения. Интеллектуальное, разумное поведение должно быть адекватно ситуации, целесообразно используя соотношения между предметами для воздействия на них.

На ранних ступенях развития интеллект и его элементы выступают внутри инстинкта или навыка, а на высших - инстинкт и навык проявляются внутри или на основе интеллекта, который осмысливает, контролирует и реализует их.

Рубинштейн выделяет следующие стадии развития психики:

  1.  Предисторические формы поведения - поведение регулируется физическими градиентами, определяясь физико-химическими процессами (простейшие).
  2.  Основанные на биологических формах существования, вырабатывающиеся в процессе приспособления организма к среде, инстинктивные, неосознанные формы поведения.
  3.  Основанные на исторических формах существования, вырабатывающиеся в процессе общественно-трудовой практики, изменяющей среду, сознательные формы поведения.

ВОНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.

Леонтьев: в качестве объективного критерия психики рассматривал способность живых существ реагировать на биологически нейтральные объекты (те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ). Отражение биологически нейтральных свойств неразрывно связано с качественно новой формой активности – поведением.

Таким образом, раздражимость (способность реагировать на биологически значимые раздражители) сменяется чувствительностью (способность реагировать на биологически не значимые раздражители). 

Психикарезультат деятельности особым образом организованной материи мозга, заключающийся в идеальном субъективном отражении объективного мира и выполняющий роль регулятора поведения и деятельности.

Главные тенденции развития психики:

  1.  Усложнение форм психического отражения
  2.  Усложнение форм поведения (=двигательной активности)
  3.  Совершенствование способности к индивидуальному научению

Леонтьев выделяет 4 стадии эволюционного развития психики:

Строение нервной системы

Способности психического отражения

Особенности поведения

(1) стадия элементарной сенсорной психики

  •  Диффузная НС (кишечно-полостные)
  •  Цепочечная НС   (черви)
  •  Ганглиозная НС      (насекомые)
  •  Чувствительность не дифференцирована
  •  Нет образа предмета в целом (только отдельные свойства)
  •  Ведущая форма поведения – инстинкт (цепь врожденных, жесткозакрепленных, безусловных рефлексов; конец одного=начало другого)

(2) стадия перцептивной психики

  •  Головной и спинной мозг
  •  Кора
  •  Сложные, диффе - ренцированные клетки мозга

  (собака)

  •  Восприятие целого
  •  Зачатки памяти
  •  Появление представлений
  •  Инстинкт
  •  Навык  (цепь отобранных и заученных движений = более гибкая форма поведения)

(3) стадия интеллекта или ручного мышления

  •  Усложнение и дифференцирование мозга
  •  Лобные доли
  •  Увеличивается вес мозга – 300/400 гр.

  (обезьяна)

  •  Отражение связей и отношений между предметами (носит внешний характер)
  •  Инстинкт
  •  Навык
  •  Ага-реакция
  •  Запоминает операцию без многократных повторений
  •  Перенос выученного в другие условия
  •  Способность решать двухфазные задачи

(4) стадия сознания

  •  Усложнение структуры мозга
  •  Особое развитие лобных долей
  •  Увеличение количества нервных клеток
  •  Увеличивается вес мозга – 1200/2000

    (человек)

  •  Отражение существенных и закономерных связей
  •  Рациональное логическое мышление
  •  Появление языка
  •  Появление сознания
  •  Трудовая деятельность, для которой характерно несовпадение предмета и мотива труда
  •  Появление общественной деятельности
  •  Коммуникативная и сигнификативная функции языка

 Бюлер выделял этапы развития психики по ведущим видам деятельности:

  1.  Инстинкт – действия или более сложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, не зависят от научения и индивидуального опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. Основной механизм инстинкта – безусловный рефлекс.
  2.   Индивидуально-изменчивые формы поведения – новые реакции или действия, которые возникают на основе научения и индивидуального опыта и функционируют автоматически (=навыки).
  3.   Интеллект – поведение, основанное на интеллектуальной деятельности, определяется специфическим отношение к объективным условиям, ситуациям в которых осуществляется поведение, и к истории развития человека, осуществляющего поведение. Разумным можно назвать всякое действие, которое находится в соответствии с объективными условиями.  

Рубинштейн выделял:

  1.  Предысторические формы поведения – поведение регулируется физическими градиентами, определяется физико-химическими процессами (простейшие).
  2.  Неосознанные формы поведения – основанные на биологических формах существования, вырабатывающиеся в процессе приспособления организма к среде, инстинктивные.
  3.  Сознательные формы поведения – основанные на исторических формах существования, вырабатывающиеся в процессе общественно-трудовой практики, изменяющие среду.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20232. Молекулярне розсіяння світла на флуктуаціях густини 77.5 KB
  Молекулярне розсіяння світла на флуктуаціях густини. Розсіяння світла – це зміна якоїсь характеристики потоку оптичного випромінювання світла при його взаємодії з речовиною. Розсіяння буває двох типів: молекулярне довжина розсіяного світла = довжині падаючого світла. Якщо енергія випромінювання фотона = енергії поглинутого то розсіяння св називається Релеївським або пружнім.
20233. Рівняння стану Боголюбова М.М. 52 KB
  Рівняння стану – функціональний зв’язок між параметрами що характеризують термодинамічний стан системи. Будьякі властивості речовини знаходимо з рівняння стану. Рівняння стану потрібно для розрахунку рівноважних властивостей речовин.Переходимо до недеформованої системи : рівняння Боголюбова М.
20234. Розсіяння світла в рідинах. Формула Ейнштейна – Смолуховського 90 KB
  Розсіяння світла в рідинах. Розсіяння світла – це зміна якоїсь характеристики потоку оптичного випромінювання світла при його взаємодії з речовиною. Цими характеристиками можуть бути просторовий розподіл інтенсивності частотний спектр поляризація світла. Теорію пружного розсіяння світла розробив Ейнштейн базуючись на ідеях Смолуховського.
20235. Теплопровідність газів 36.5 KB
  При теплопровідності перенос енергії відбувається в результаті безпосередньої передачі енергії від часинок що володіють більшою енергією до частинок з меншою енергією. Теплопровідність газів описується рням Фур’є: æ=–коефіцієнт теплопровідності [æ]=Вт мК [q]=дж с=Вт де λ – середня довжина вільного пробігу молекули газа дорівнює шляху що пройшла молекула за час поділеному на кількість співударів за цей час де середня швидкість теплового руху молекули густина газу – кількість теплоти що переноситься за одиницю часу...
20236. Основи методу молекулярної динаміки 104.5 KB
  Вивчається положення та швидкість різних частинок комірки. Одночасна зміна положення частинок в усіх комірках. ABCDположення частинок в різні моменти часу. Задача: зв’язати ці положення: Ейлер запропонував замінити на кут який утворює дотична KA до траєкторії руху тої частинки в т.
20237. Ефект Джоуля-Томсона 88.5 KB
  Ефект ДжоуляТомсона Ефект ДжоуляТомсона – це зміна температури газу в результаті адіабатичного дроселювання€ – постійне протікання газу під дією постійного перепаду тиску газів крізь пористу перегородку яка розміщена на шляху потоку. В дослідах Джоуля і Томсона вимірювалась температура в двох послідовних перерізах неперервного і стаціонарного потоках газу до дроселя та за ним. Дійсно при взаємному притяганні молекул внутрішня енергія газу включає як кінетичну енергію молекул так і потенціальну енергію їх взаємодії. Робота...
20238. Поширення пружних хвиль у рідинах. Залежність швидкості поширення та коефіцієнта поглинання від термодинамічних параметрів 115.5 KB
  Щоб описати розповсюдження хвилі в середовищі необхідно записати хвильове рівняння. Для цього: 1 Записати рівняння руху частинки середовища – макроскопічно малого об’єму середовища лінійні розміри об’ємчику набагато менші довжини хвилі звука; 2 Записати реологічне рівняння для середовища. 3 Підставити реологічне рівняння в рівняння руху → хвильове рівняння для данного середовища. Реологічне рівняння – це рівняння яке пов’язує тензор напруг з тензором деформацій і тензором швидкості деформацій.
20239. Міжмолекулярна взаємодія в газах та рідинах 62.5 KB
  Вона базується на припущеннях: міжмолекулярна взаємодія є слабкою – розміри частинок набагато менше за відстань між ними; адіабатичне наближення – електростатичне поле сусідньої молекули збурює енергетичні стани лише електронів; наближення мультипольного розкладу – електричні заряди в молекулі по об’єму розповсюджені нерівномірно і можуть бути вільні заряди: монополі диполі квадруполі октуполі. Енергія міжмолекулярної взаємодії – це потенціальна енергія однієї молекули в електростатичному полі другої молекули. Маємо дві молекули А і В...
20240. Розсіяння нейтронів як джерело інформації про динаміку молекул 101 KB
  Розсіяння нейтронів як джерело інформації про динаміку молекул Існує загальний метод опису динаміки речовини – просторовочасові корелятивні функції. Одним із шляхів визначення корелятивних функцій є розсіяння нейтронів. Візьмемо двічі диференційний переріз розсіяння нейтронів – кількість нейтронів що вилетять із зразка під певним кутом в елемент тілесного кута і при цьому зміна енергії нейтронів потрапляє в інтервал від до де пр – пружне нп – непружне ког – когерентне нк – некогерентне. Наслідком цього є розбиття перерізу...