28201

Вклад В.Вундта в оформление психологии как самостоятельной науки. Создание психофизики (Г.Фехнер)

Доклад

Психология и эзотерика

Кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте когда сформировалась поведенческая психология рефлексология в России и бихевиоризм в Америке потому что поведенческая психология выдвинув поведение как предмет психологии с особенной остротой выявила кризис центрального понятия всей современной психологии понятия сознания. Согласно Вундту предметом изучения психологии является сознание а именно состояния сознания связи и отношения между ними законы которым они подчиняются. Используя метроном Вундт выделил ряд основных...

Русский

2013-08-20

33 KB

18 чел.

4. Вклад В.Вундта в оформление психологии как самостоятельной науки. Создание психофизики (Г.Фехнер).  

Вильгельм ВУНДТ (16 августа 1832 - 31 августа 1920) - немецкий философ и психолог, один из основателей экспериментальной психологии. В 1861г Вундт изобретает первый злементарньй прибор специально для целей экспериментального психол. исследования.В 1879 году организовал в Лейпциге первую в мире лабораторию физиологической психологии, преобразованную в конце 80-х в Институт экспериментальной психологии, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей из многих стран Европы и Америки.

В 1883 г. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии "Философские исследования". Первые экспериментальные работы Вунтда и многочисленных учеников были посвящены психофизиологии ощущений, скорости простых двигательных реакций и т.д. Все эти работы были сосредоточены на элементарных психофизиологических процессах; они целиком еще относились к тому, что сам Вундт называл физиологической психологией.

Оформившаяся как самостоятельная наука в середиие 19 века психология по своим философским основам была наукой 18 века. Не Фехнер и Вундт, а великие философы 17-18 века определили ее методологические основы. Оформление психологии как экспериментальной дисциплины у Вундта проходило уже в условиях назревавшего кризиса ее философских основ. Кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте, когда сформировалась поведенческая психология - рефлексология в России и бихевиоризм в Америке, потому что поведенческая психология, выдвинув поведение как предмет психологии, с особенной остротой, выявила кризис центрального понятия всей современной психологии - понятия сознания.

Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин - физики, химии, биологии. В экспериментальном инструментарии центральное место занимал прибор, хорошо знакомый начинающим музыкантам - метроном. Используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувствительные элементы, изучил его структуру и объем.

Первое свойство сознания - связь, ритмичность, ассоциация.

Вундт выделил части, единицы изучения сознания: объективные (идущие от объекта) и субъективные. Объективные единицы - простые впечатления. Субъективные впечатления - душевные движения, чувства. Элементы сознания: объективные (чистое ощущение = один удар метронома - ощущения и представления) и субъективные - чувства. Чувство обеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания. Субъективные элементы: (1) удовольствие - неудовольствие, (2) возбуждение - успокоение, (3) напряжение - разрядка. Психология сознания - наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними и законах, которым они подчиняются. Особенности научной психологии в период ее становления: “-” резкое сужение предмета, “+” свойства предмета определены в понятиях, которые подкреплены методическими процедурами - возможность введения статистики. С Вундта психология занимается выделением свойств сознания, его элементов и связей между ними. Предмет психологии - осознаваемые психические переживания, разделяемые на части, элементы. Вундт: Испытуемых необходимо обучать методу интроспекции. Сознание - структура, разлагающаяся на элементы. У нее есть объем (центр, границы, периферия). У объема сознания есть качество - целостность. Объем сознания - количество впечатлений, ощущений (элементов), которые в данный момент воспринимаются как целое. Чем отличается центр и периферия сознания? Состояния внутри поля внимания обладают отчетливостью (отделенностью от других элементов сознания). Поле внимания отделено от остальной сферы сознания, а его элементы отделены друг от друга.

Основатель психофизики – немецкий философ и физик Фехнер. В основу психофизики легло представление о том, что при непрерывном росте интенсивности стимула интенсивность ощущения нарастает дискретно. Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах. Различают абсолютные и разностные пороги ощущения (или пороги ощущения и пороги различения). Исследования по психофизике установили, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Минимальная интенсивность раздражения, необходимая для того, чтобы вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом. Нижний порог дает количественное выражение для чувствительности: чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу: Е = I/J, где Е – чувствительность и J – пороговая величина раздражителя. Наряду с этим существует и верхний абсолютный порог, т.е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества. Пороги для различных видов ощущений различны. В пределах одного и того же вида они могут быть различны у различных людей, у одного и того же человека в разное время, при различных условиях. Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе, установленном Вебером: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной: J/J = K, где J обозначает раздражение, ∆ J - его прирост, К – постоянная величина, зависящая от рецептора. Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные разницы в ощущениях можно рассматривать как равные, поскольку все они - величины бесконечно малые, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму (или интеграл) едва заметных (бесконечно малых) увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. В результате он получил два ряда переменных величин - величины раздражителей и соответствующие им величины ощущений. Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии. Отношение этих двух переменных величин можно выразить в логарифмической формуле: Е = К1gJ + С, где К и С - некоторые константы. Эта формула, определяющая зависимость интенсивности ощущений от интенсивности соответствующих раздражителей, и представляет собой психофизический закон Вебера-Фехнера. Создание Фехнером психофизики положило начало экспериментальной психологии


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9932. Безопасность операционных систем. Классификация программных продуктов 4.84 MB
  Безопасность операционных систем Общая характеристика операционных систем назначение и возможности. Организация управления доступом и защиты ресурсов ОС основные механизмы безопасности. Генерация, настройка, измерение производительности и модифика...
9933. Информационная безопасность при использовании ОС Windows 98 447 KB
  Информационная безопасность при использовании ОС Windows 98 Архитектура подсистемы безопасности, базовая настройка подсистемы безопасности. Обеспечение безопасности в Windows 98 В этом разделе сперва рассмотрим три важных типа защиты сист...
9934. Безопасность сетевых технологий. История развития вычислительных сетей. 3.07 MB
  Безопасность сетевых технологий Компоненты сети и принципы построения. Локальные и глобальные сети. Характеристики сетевых операционных систем. Модель взаимодействия открытых систем OSI. Реализация сетевого взаимодействия средствами комму...
9935. Информационная безопасность при использовании ОС Windows NT 297.5 KB
  Информационная безопасность при использовании ОС WindowsNT Архитектура ОС и области применения, архитектура и настройка сетевой подсистемы, архитектура подсистемы безопасности, базовая настройка подсистемы безопасности. Проблема ком...
9936. Информационная безопасность при использовании ОС Windows 2000 743 KB
  Информационная безопасность при использовании ОС Windows 2000 Архитектура ОС и области применения, архитектура и настройка сетевой подсистемы, архитектура подсистемы безопасности, базовая настройка подсистемы безопасности. Проблемы безопа...
9937. Информационная безопасность при использовании вычислительной сети, построенной на базе ОС Windows 2000 (Windows XP, Windows 2003 Server) 1.88 MB
  Информационная безопасность при использовании вычислительной сети, построенной на базе ОС Windows 2000 (WindowsXP, Windows 2003 Server) Семейство Windows 2000. Работас Active Directory. Решение вопросов безопасности при админи...
9938. Информационная безопасность при использовании ОС Linux 57.5 KB
  Информационная безопасность при использовании ОС Linux Система ASPLinux, построенная на базе Red Hat Linux и поддерживающая стандарт IEEE POSIX (Portable Operating System Interface), обеспечивает многоуровневую систему приоритетов с в...
9939. Информационная безопасность при использовании Internet 659 KB
  Информационная безопасность при использовании Internet Характеристика сетевой технологии Internet. Основные угрозы информационной безопасности организации при использовании Internet. Основные приёмы защиты корпоративных сетей при использо...
9940. Индивидуализация правового обучения школьников в процессе использования электронного учебника 398.5 KB
  Процесс создания электронных учебников и хранения важных данных полностью автоматизирован. Происходит процесс работы с огромным объемом данных. Именно электронные учебники позволяют индивидуализировать процесс обучения.