28201

Вклад В.Вундта в оформление психологии как самостоятельной науки. Создание психофизики (Г.Фехнер)

Доклад

Психология и эзотерика

Кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте когда сформировалась поведенческая психология рефлексология в России и бихевиоризм в Америке потому что поведенческая психология выдвинув поведение как предмет психологии с особенной остротой выявила кризис центрального понятия всей современной психологии понятия сознания. Согласно Вундту предметом изучения психологии является сознание а именно состояния сознания связи и отношения между ними законы которым они подчиняются. Используя метроном Вундт выделил ряд основных...

Русский

2013-08-20

33 KB

19 чел.

4. Вклад В.Вундта в оформление психологии как самостоятельной науки. Создание психофизики (Г.Фехнер).  

Вильгельм ВУНДТ (16 августа 1832 - 31 августа 1920) - немецкий философ и психолог, один из основателей экспериментальной психологии. В 1861г Вундт изобретает первый злементарньй прибор специально для целей экспериментального психол. исследования.В 1879 году организовал в Лейпциге первую в мире лабораторию физиологической психологии, преобразованную в конце 80-х в Институт экспериментальной психологии, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей из многих стран Европы и Америки.

В 1883 г. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии "Философские исследования". Первые экспериментальные работы Вунтда и многочисленных учеников были посвящены психофизиологии ощущений, скорости простых двигательных реакций и т.д. Все эти работы были сосредоточены на элементарных психофизиологических процессах; они целиком еще относились к тому, что сам Вундт называл физиологической психологией.

Оформившаяся как самостоятельная наука в середиие 19 века психология по своим философским основам была наукой 18 века. Не Фехнер и Вундт, а великие философы 17-18 века определили ее методологические основы. Оформление психологии как экспериментальной дисциплины у Вундта проходило уже в условиях назревавшего кризиса ее философских основ. Кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте, когда сформировалась поведенческая психология - рефлексология в России и бихевиоризм в Америке, потому что поведенческая психология, выдвинув поведение как предмет психологии, с особенной остротой, выявила кризис центрального понятия всей современной психологии - понятия сознания.

Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин - физики, химии, биологии. В экспериментальном инструментарии центральное место занимал прибор, хорошо знакомый начинающим музыкантам - метроном. Используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувствительные элементы, изучил его структуру и объем.

Первое свойство сознания - связь, ритмичность, ассоциация.

Вундт выделил части, единицы изучения сознания: объективные (идущие от объекта) и субъективные. Объективные единицы - простые впечатления. Субъективные впечатления - душевные движения, чувства. Элементы сознания: объективные (чистое ощущение = один удар метронома - ощущения и представления) и субъективные - чувства. Чувство обеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания. Субъективные элементы: (1) удовольствие - неудовольствие, (2) возбуждение - успокоение, (3) напряжение - разрядка. Психология сознания - наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними и законах, которым они подчиняются. Особенности научной психологии в период ее становления: “-” резкое сужение предмета, “+” свойства предмета определены в понятиях, которые подкреплены методическими процедурами - возможность введения статистики. С Вундта психология занимается выделением свойств сознания, его элементов и связей между ними. Предмет психологии - осознаваемые психические переживания, разделяемые на части, элементы. Вундт: Испытуемых необходимо обучать методу интроспекции. Сознание - структура, разлагающаяся на элементы. У нее есть объем (центр, границы, периферия). У объема сознания есть качество - целостность. Объем сознания - количество впечатлений, ощущений (элементов), которые в данный момент воспринимаются как целое. Чем отличается центр и периферия сознания? Состояния внутри поля внимания обладают отчетливостью (отделенностью от других элементов сознания). Поле внимания отделено от остальной сферы сознания, а его элементы отделены друг от друга.

Основатель психофизики – немецкий философ и физик Фехнер. В основу психофизики легло представление о том, что при непрерывном росте интенсивности стимула интенсивность ощущения нарастает дискретно. Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах. Различают абсолютные и разностные пороги ощущения (или пороги ощущения и пороги различения). Исследования по психофизике установили, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Минимальная интенсивность раздражения, необходимая для того, чтобы вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом. Нижний порог дает количественное выражение для чувствительности: чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу: Е = I/J, где Е – чувствительность и J – пороговая величина раздражителя. Наряду с этим существует и верхний абсолютный порог, т.е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества. Пороги для различных видов ощущений различны. В пределах одного и того же вида они могут быть различны у различных людей, у одного и того же человека в разное время, при различных условиях. Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе, установленном Вебером: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной: J/J = K, где J обозначает раздражение, ∆ J - его прирост, К – постоянная величина, зависящая от рецептора. Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные разницы в ощущениях можно рассматривать как равные, поскольку все они - величины бесконечно малые, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму (или интеграл) едва заметных (бесконечно малых) увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. В результате он получил два ряда переменных величин - величины раздражителей и соответствующие им величины ощущений. Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии. Отношение этих двух переменных величин можно выразить в логарифмической формуле: Е = К1gJ + С, где К и С - некоторые константы. Эта формула, определяющая зависимость интенсивности ощущений от интенсивности соответствующих раздражителей, и представляет собой психофизический закон Вебера-Фехнера. Создание Фехнером психофизики положило начало экспериментальной психологии


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41779. Команды MS-DOS. Среда операционной системы MS-DOS 250.79 KB
  Название команды Синтаксис команды Создание файла с консоли copy con имя файла Удаление файла del имя файла Переименование файла ren имя файла 1 имя файла 2 Редактирование файла edit имя файла Переход на диск имя диска Переход в каталог cd путь Сортировка по имени файлов каталога Ds Сортировка по расширению файлов каталога Ne Создание каталога md имя каталога Удаление каталога rd имя каталога Очистка экрана Cls Вывод содержимого файла на экран type имя файла Копирование файла copy путь 1 что копируется путь 2 куда копируется Поиск файла...
41780. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ РАСТВОРОВ АМФОТЕРНЫХ ПОЛИЭЛЕКТРОЛИТОВ 118.87 KB
  Измерьте рН всех приготовленных растворов результаты внести в табл. Приготовление растворов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Объем 3 раствора желатина мл 20 20 20 20 20 20 20 20 20 Объем 005 М HCl мл 20 14 8 2 Объем 001 М NОН мл 2 8 14 20 Объем дистиллированной воды мл 6 12 18 20 18 12 6 4. Определите оптическую плотность растворов при помощи ФЭК56 со светофильтром № 4 синий и кюветой 30 мм.
41781. Программирование на языках Texno IL и Texno SFC 1.76 MB
  Создайте еще один канал. Установите период пересчета равным 1 секунде. Для удобства восприятия назовем новый канал «выключатель». Для создания выключателя необходимо щелкнуть левой клавишей мыши по иконке выключателя на рабочем столе.
41782. Изучение и анализ конструкций систем смазки транспортных двигателей 141.06 KB
  Вывод: Ознакомились с устройством систем смазки различных двигателей научились анализировать их конструктивные особенности.
41784. Создание цветных изображений с использованием цветов, контуров и инструментов заливки 6.16 MB
  Цели занятия: Научить создавать изображения с цветом контуром и инструментами заливки. Учащиеся должны научиться: Создает цветные изображения с использованием цветов контуров и инструментов заливки. Различают восемь типов заливок: однородные или сплошные заливки; градиентные заливки; заливки двухцветным узором; заливки цветным узором; заливки точечным узором; текстурные заливки; заливки растром PostScript; сетчатые заливки.
41785. Изучение метода обратного рассеяния в волоконных световодах с помощью оптического рефлектометра 437.08 KB
  Изучение метода обратного рассеяния, способов определения параметров неоднородных оптических линейных трактов по рефлектограмме, получение навыков работы с оптическим рефлектометром.
41786. Настройка фрезерного станка с числовым программным управлением ЛФ260МФЗ на обработку заданной детали 2.95 MB
  Цель работы: 1 Ознакомится с устройством и органами управления фрезерногостанка с ЧПУ ЛФ260МФЗ и системой управления НЗЗ1М. Ознакомится с технологическими возможностями станка и способами их реализации. Органы управления размещены на пульте управления станка и системе управления НЗЗ1М.