28202

Влияние идей И.М.Сеченова и И.П.Павлова на становление отечественной психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Иван Петрович Павлов 18491936 создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности животных и человека. Учение Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. В начале своей научной деятельности Павлов занимался преимущественно изучением сердца и кровеносных сосудов. Так было заложено начало павловского учения о трофической нервной системе особых нервных волокнах регулирующих процессы питания в тканях обмен веществ в них и тем самым...

Русский

2013-08-20

40.5 KB

37 чел.

5. Влияние идей И.М.Сеченова и И.П.Павлова на становление отечественной психологии.  

Развитие психологической науки в России носило специфическо-определенный характер, шло по линии физиологической психологии. В отличие от метода интроспекции в России разрабатывалась рефлекторная теория. Отправной точкой является работа Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863). Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) - основоположник русской физиологической школы - открыл явление торможения в центральной нервной системе. И.М.Сеченов получил медицинское образование в Московском университете. Позже он защитил диссертацию в Медико-хирургической академии в Петербурге и был назначен профессором. В первые же годы работы профессор Сеченов начал говорить студентам о большой роли внешней среды в жизни организмов. Именно с ней связана жизнедеятельность организма; выделить организм из окружающей его среды невозможно: они неразрывны. Все сложные проявления жизни животного связаны с деятельностью центральной нервной системы. Полученное извне раздражение влечет за собой возбуждение соответствующей части нервной системы, а оно побуждает к деятельности те или иные органы. Внешне это выражается в различных действиях, в движениях. -  (1873).Предмет психологии – различные виды психической деятельности субъекта (человека и животных), которые следует изучать в их развитии и в системе связей друг с другом. Основной метод – объективное наблюдение развития психических процессов, которое представляет собой путь от внешних форм (развернутых рефлексов) к кажущимся внутренними, но являющихся просто «свернутыми», форм действий – одна из первых концепций интериоризации. Всякое раздражение вызывает тот или иной “ответ” нервной системы - рефлекс. Рефлексы бывают простые и сложные, но любой из них проходит через рефлекторную дугу. Она состоит из проводящего пути (от точки раздражения до мозга), замыкательной части (соответствующий участок мозга) и центробежной части (нерв и тот орган, через которые будет дан “ответ”, т. е. осуществлен рефлекс). Кроме того, Сеченов обнаружил, что центры торможения находятся в головном мозге. Это явление получило название сеченовское торможение. Открытие Сеченовым явления центрального торможения имело огромное значение. Оно позволило точно установить, что нервная деятельность складывается из взаимодействия двух процессов - возбуждения и торможения. Результаты своих наблюдений Сеченов обобщил в своей книге “Рефлексы головного мозга”. Он старался показать здесь, что вся сложная психическая жизнь человека не есть проявление какой-то загадочной “души”. Поведение человека зависит от внешних раздражений. Нет их - нет и психической деятельности. “Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы”, - утверждал Сеченов. И он доказывал это в своей книге, которая была объявлена крамольной: ведь ее автор отрицал божественную природу души человека, утверждал, что такой души нет, и - о ужас! - доказывал это на опытах над ... лягушками. “Рефлексы головного мозга” указали новые пути для изучения высшей нервной деятельности. Материальная основа душевной жизни - головной мозг. Из его деятельности рождается весь внутренний мир человека, вся психическая жизнь. Так называемая душа есть не что иное, как продукт деятельности мозга. Психология была до Сеченова наукой о нематериальной, “душевной” жизни. Сеченов заложил основы подлинно научной психологии, в которой нет места таинственной “душе”. В 1870-1876 гг. Сеченов был профессором университета в Одессе, потом в Петербургском университете (1876-1888), затем в Московском (1889- 1901). 1873 – статья «Кому и как разрабатывать психологию». Впервые в отечественной психологии Сеченов поставил задачу развития психологической науки как самостоятельной отрасли знания, обосновал необходимость опытного экспериментального метода в познании психического (1-ая программа развития психологии в России). И.П.Павлов называл Сеченова отцом русской физиологии. И правда, с именем Сеченова русская физиология вошла в мировую науку и заняла в ней ведущее положение.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) - создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности животных и человека. Это учение имеет огромное практическое значение. В медицине и педагогике, в философии и психологии, в спорте, труде, в любой деятельности человека - всюду оно служит основой и отправной точкой. Учение Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. M. Сеченова. В начале своей научной деятельности Павлов занимался преимущественно изучением сердца и кровеносных сосудов. Он установил, что особые нервные волокна усиливают работу сердца. Так было заложено начало павловского учения о трофической нервной системе - особых нервных волокнах, регулирующих процессы питания в тканях, обмен веществ в них и тем самым воздействующих на работу органов и тканей. Процессы пищеварения изучали и задолго до Павлова. Но ни один физиолог не открыл в этой области так много нового, как Павлов. В книге “Лекции о работе главных пищеварительных желез” Павлов рассказал о своих опытах и наблюдениях, о приемах работы. За этот труд он получил в 1904 г. Нобелевскую премию. Изучая работу слюнных желез, Павлов заметил, что собака выделяет слюну не только при виде пищи, но и если услышит шаги человека, несущего ее. Павлов занялся изучением условных связей. Для возникновения условного рефлекса необходимо, чтобы в коре головного мозга образовалась связь между двумя раздражениями - условным и безусловным. Если, давая пищу (безусловный раздражитель), одновременно звонить колокольчиком (условный раздражитель) и проделывать это много раз, то появится связь между звуком и едой: возникнет новая рефлекторная дуга, образуется новая связь между различными участками мозговой коры. В результате при звуке колокольчика у собаки начинает выделяться слюна. Но рефлекс может исчезнуть, затормозиться. Торможение имеет огромное значение в жизни организма. Благодаря ему происходит как бы сортировка раздражений: организм отвечает не на любое условное раздражение. В основе работы мозга лежат разнообразные комбинации возбуждения и торможения.  Торможение - нервный процесс, направленный на ослабление или полное прекращение того или иного вида деятельности организма. Его действие связано с уменьшением и подавлением условно-рефлекторной активности. Развил и конкретизировал идею рефлекторности психики:  Единицы поведения – безусловные (врожденные) рефлексы (реакции на строго определенные раздражители внешней среды) и условные рефлексы (реакции на нейтральные раздражители, которые приобретают сигнальное значение).Выделил другие типы рефлексов: Ориентировочный Рефлекс свободы, Рефлекс цели. Всевозможные раздражения, воспринимаемые органами чувств, - это сигнал внешней среды, окружающей организм. Такая система сигналов (сенсорные сигналы) - первая сигнальная система - есть и у животных, и у человека - это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира. Но человек обладает еще одной системой сигнализации, более сложной и более совершенной. Она выработалась у него в процессе тысячелетнего исторического развития, и именно с ней связаны коренные различия между высшей нервной деятельностью человека и любого животного. Павлов назвал ее второй сигнальной системой (речевые сигналы). Она возникла у людей в связи с общественным трудом и связана с речью.  Эта система сигнализации состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме). Одно и то же явление, предмет на разных языках обозначается словами, имеющими разное звучание и написание, из этих словесных (вербальных) сигналов создаются абстрактные понятия. Учитывая соотношения первой и второй сигнальной систем в том или ином индивидууме, И.П.Павлов выделил специфические человеческие типы ВНД в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы в восприятии действительности. Людей с преобладанием функций корковых проекций, ответственных за первосигнальные раздражители, И.П.Павлов относил к художественному типу (у представителей этого типа преобладает образный тип мышления). Это люди, для которых характерна яркость зрительных и слуховых восприятии событий окружающего мира (художники и музыканты). Если же более сильной оказывается вторая сигнальная система, то таких людей относят к мыслительному типу. У представителей этого типа преобладает логический тип мышления, способность к построению абстрактных понятий (ученые, философы). В тех случаях, когда первая и вторая сигнальные системы создают нервные процессы одинаковой силы, то такие люди относятся к среднему (смешанному типу), к которому относится большинство людей. Но есть еще один крайне редкий типологический вариант, к которому относятся очень редкие люди, имеющие особо сильное развитие и первой, и второй сигнальных систем. Эти люди способны как к художественному, так и к научному творчеству, к числу таких гениальных личностей И.П.Павлов относил Леонардо да Винчи. Павлов разработал также учение о типах высшей нервной деятельности. В основу классификации типов ВНД были положены свойства нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность. По критерию силы нервных процессов выделяют сильный и слабый типы. У слабого типа процессы возбуждения и торможения слабые, поэтому подвижность и уравновешенность нервных процессов не могут быть охарактеризованы достаточно точно. Сильный тип нервной системы подразделяется на уравновешенный и неуравновешенный. Выделяется группа, которая характеризуется неуравновешенными процессами возбуждения и торможения с преобладанием возбуждения над торможением (безудержный тип), когда основным свойством является неуравновешенность. Для уравновешенного типа, у которого процессы возбуждения и торможения сбалансированы, приобретает значение быстрота смены процессов возбуждения и торможения. В зависимости от этого показателя различают подвижный и инертный типы ВНД. Эксперименты, проведенные в лабораториях И.П.Павлова, позволили создать следующую классификацию типов ВНД: Слабый (меланхолик). Сильный, неуравновешенный с преобладанием процессов возбуждения (холерик). Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник). Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик).Павловское учение о высшей нервной деятельности - это не просто блестящая страница, вписанная в историю науки. И. П. Павлов - целая эпоха в науке. Он создал обширную павловскую школу в СССР, его учение оказало огромное влияние и на работу физиологов всего мира. В итоге трудами Сеченова и Павлова в отечественной психологии был утвержден приоритет рефлексологического подхода


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24316. Момент инерции. Основное уравнение динамики вращательного движения АТТ вокруг неподвижной оси 261.5 KB
  Моментом инерции материальной точки (частицы) относительно данной оси называется скалярная физическая величина, равная произведению массы материальной точки (частицы) на квадрат кратчайшего расстояния от частицы до оси вращения.
24317. Особенности деятельности PR-отделов (структур) с целевыми аудиториями 24 KB
  географический с учетом природных или административнотерриториальных единиц; демографический пол возраст образование; 3. с учетом скрытой власти во внимание берутся лидеры мнений; 5. с учетом статуса официальное положение индивида; 5. с учетом статуса официальное положение; 6.
24318. Методика оценки обстановки в очагах ядерного поражения, химического и бактериального заражения 212.5 KB
  В учебном пособии рассмотрены основные методики прогнозирования и оценки обстановки в очагах ядерного поражения, химического и бактериального заражения на основе данных полученных в результате разведки и знаний свойств оружия массового поражения и сильнодействующих ядовитых веществ...
24319. Понятие маркетинговых исследований. Предмет, объект и направления маркетингового исследования 24.5 KB
  Предмет объект и направления маркетингового исследования. Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуации их сбор анализ и отчет о результатах. Главная цель исследования – уменьшение неопределенности которая всегда сопутствует принятию маркетинговых решений. Сам процесс маркетингового исследования включает три основных этапа.
24320. Создание Swing GUI в IDE Net Beans 736 KB
  В этом занятии приведено пошаговое описание процесса создания графического интерфейса пользователя для приложения с именем ContactEditor с помощью конструктора графического интерфейса пользователя IDE NetBeans. Целью является проектирование программы интерфейса пользователя, позволяющей просматривать и редактировать записи базы данных
24322. Поведение покупателей. Модели поведения индивидуальных покупателей и покупателей-организаций 36.5 KB
  Поведение потребителей определяется как действия непосредственно связанные с получением потреблением и распоряжением товарами и услугами включая процессы принятия решения которые предшествуют и следуют за этими действиями Э. Потребительское поведение – распределение дохода между товарами и услугами которые он собирается приобрести Т. Поведение конечных потребителей обусловлено прежде всего характером самих потребностей.
24323. Сегментация рынка, отбор целевых критериев рынка. Критерии сегментации 30.5 KB
  Сегментация рынка отбор целевых критериев рынка. Сегментирование рынка – представляет собой разбивку рынка на четкие группы покупателей для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и или комплексы маркетинга. Какогото единого метода сегментирования рынка не существует: используются варианты включающие от отсутствия сегментирования до полного сегментирования. Для того чтобы целевой рынок с помощью маркетингового исследования сделать более доступным для продавца остается выяснить: нет ли внутри существующего рынка как целого...
24324. Исследование классов в Java 772.5 KB
  На занятии рассматривается порядок объявления и применения классов и их членов при разработке приложений для Java SE в IDE NetBeans. Для выполнения заданий этого занятия требуются программное обеспечение и ресурсы