28203

Вклад В.М. Бехтерева в развитие российской психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Бехтерева в развитие российской психологии. Бехтерев Владимир Михайлович 18571927 русский невропатолог психиатр физиолог психолог. Психологическое творчество Бехтерева можно условно разделить на два этапа. Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологий: субъективной основным методом которой должна быть интроспекция и объективной.

Русский

2013-08-20

35.5 KB

30 чел.

6. Вклад  В.М. Бехтерева в развитие российской психологии.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) - русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Создатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета (1885), основатель Психоневрологического института в Санкт-Петербурге (1908), который стал центром комплексного (всестороннего) исследования человека. Психологическое творчество Бехтерева можно условно разделить на два этапа. В первый период (до 10-х гг. ХХ в.) Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологий: субъективной, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективной. Бехтерев называл себя представителем объективной психологии, однако, в отличие от И.М.Сеченова, который полагал необходимым изучать объективными методами именно психические процессы, Бехтерев считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемого, т.е. поведения (в бихевиористском смысле), и физиологической активности нервной системы. На втором этапе творчества (с 10-х гг. ХХ в.) Бехтерев создает учение, названное им рефлексологией. По сути рефлексология стала преемницей объективной психологии Бехтерева. Несмотря на то что рефлексология была подвергнута критике за механистичность и эклектичность и перестала существовать практически сразу же после смерти Бехтерева, идеи Бехтерева о комплексном (всестороннем) изучении человека получили свое продолжение в последующем развитии психологии. Будучи врачом-невропатологом, Бехтерев под влиянием сеченовских “Рефлексов головного мозга” заинтересовался вопросами экспериментальной психологии. В то время уже были известны достижения экспериментальной лаборатории Вундта, куда приехал Бехтерев, чтобы овладеть новой наукой. Вернувшись в Россию, он создал в 1885 году при клинике душевных болезней Казанского университета первую в России лабораторию экспериментальной психологии. Бехтерев в своих психол. опытах использовал в качестве испытуемых душевнобольных. Конечно, они отличались от пациентов Вундта, программа которого строилась на субъективном методе, на предположении, что при тщательном наблюдении субъекта за процессами в собственном сознании удастся проникнуть в его структуру. На психически здорового человека можно было положиться. Но как быть с теми, у кого нарушена нормальная работа сознания? Уже одно это заставило Бехтерева усомниться в непогрешимости вундтовой интроспекции (субъективного метода). Проделав огромную работу по изучению центральной нервной системы Бехтерев сосредоточился на объективном анализе неотделимых от этой системы психических состояний.Cвою главную задачу Бехтерев усматривал в познании целостного человека. Он надеялся решить ее, соединив знания о человеке, добываемые различными науками, в единый комплекс. Установка на комплексность сочеталась в его творчестве с установкой на изучение целостного человека в его развитии. Именно Бехтерев стал в начале XX в. инициатором разработки в нашей стране комплексной науки о ребенке (педологии) и создания специального Педологического института. Расширяя масштабы исследований и привлекая с целью комплексного познания человека ученых самых разных специальностей, Бехтерев объединил их в большом Психоневрологическом институте, который неоднократно закрывался царскими властями за “крамольную” идеологическую ориентацию: его объективные исследования опровергали учение о бестелесной душе. Свою основную научную концепцию Бехтерев называл сначала объективной психологией, а затем -рефлексологией. Как и другие лидеры науки о поведении, он опирался на категорию рефлекса. В русской науке эта категория приобрела совершенно особые признаки. Она решительно отличалась от общепринятой концепции “рефлекторной дуги” с ее двумя “плечами” - центростремительным, несущим возбуждение к мозгу, и центробежным, отражающим это возбуждение к мышцам. Коренное отличие заключалось в представлении о том, что рефлекторное действие является не анатомофизиологическим, а психофизиологическим. Внешние впечатления, которые вызывают изменения поведения, это не просто стимулы, подобные физическим толчкам, запускающим в ход нервную “дугу”, а носители знаний об окружающем мире. Их следы могут запечатлеваться и воспроизводиться мозгом. Поэтому и итоговая двигательная реакция - продукт не “чисто” нервного, а нервно-психического  возбуждения. Сущность и задачи рефлексологии – в изучении актов поведения личности (т.е. всех ее рефлексов), в их опосредованности: 1) внешними раздражителями, 2) нервно-психическими процессами в организме. Стремясь отграничить учение о простых рефлексах от своей концепции организации поведения, Бехтерев ввел особый термин “психорефлекс”, или сочетательный рефлекс, т.е. сочетание следов прежнего опыта со следами нового. В этом случае сочетательный рефлекс напоминал павловское понятие об условном рефлексе. Обе схемы поведения предполагали, что однажды возникшая связь (сочетание) внешнего впечатления (сигнала - по Павлову) с ответным действием запечатлевается в мозгу и при новом появле-нии сходного впечатления вызывает связанную с ним реакцию. Физиолог Павлов ставил опыты над животными. Врач-психиатр Бехтерев - над людьми. Павлов изучал гл.образом реакцию слюнной железы, Бехтерев - реакцию руки (например, если звук сочетался с легким ударом эл.тока, то впоследствии испытуемый отдергивал руку при соответствующем звуке даже без воздействия тока).Главное преимущество рефлексологии (как и учения о высшей нервной деятельности) определялось тем, что она утверждала приоритет объективного метода в эпоху, когда в психологии царил, метод субъективный. В одном из фундаментальных трудов  - “Объективной психологии” (1907) – Бехтеревым была сформулирована концепция психологии как науки, использующей объективные методы, предложена программа развития психологической науки. Отличительная особенность научной программы Бехтерева – системность, комплексность, идея всестороннего изучения человека. Книга была переведена за рубежом и оказала большое влияние на молодых американских психологов, начавших поход против субъективного метода и создавших мощное направление в американской психологии, получившее имя бихевиоризма.  Вместе с тем нужно отличать науку о поведении, созданную русскими учеными, от американской ее версии. Коренное отличие заключается в том, что для русских ученых (школы Сеченова, Павлова, Бехтерева) поведение означало такое взаимодействие организма со средой (природной и социальной), которое опосредовано головным мозгом и психическими компонентами. Американцы же ограничились внешне (объективно) наблюдаемыми реакциями организма на раздражители окружающей среды, считая объективным лишь то, что дано” прямому, непосредственному наблюдению. Создатели российской науки о поведении отстаивали активный характер отношения организма к среде. Так, Павлов разработал понятие об ориентировочном рефлексе, или рефлексе “что такое?”. Организм как бы непрерывно задает этот вопрос окружающему миру, стремясь выяснить значение ситуации, в которой он оказался, и наилучшим образом запечатлеть именно то, что представляет наибольшую ценность для поведения. Бехтерев обозначил сходную реакцию как “рефлекс сосредоточения” (внимание), благодаря которому поведение становится не суммой хаотических реакций, а направленным и сосредоточенным на жизненно важных объектах процессом, отделяющим их от великого множества других непрерывно действующих на органы чувств и нервные центры раздражителей. Таким образом, получалось, что поведение изначально активно, целенаправленно и неотделимо ни от психических образов и окружающей среды, ни от влечений (потребностей) организма. И если прежняя психология оценивала эти образы и влечения с точки зрения того, что сообщает о них субъект (благодаря своей интроспекции), то новая, прежде всего российская, психология требовала познания объективных причин и законов, действующих независимо от “свидетельских показаний” субъекта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10071. Понятие экономического риска 33 KB
  Понятие экономического риска. В контексте управления риском из множества понятий риска используется следующее определение экономических рисков: экономический риск возможность случайного возникновения нежелательных убытков измеряемых в денежном выражении. В дан...
10072. Причины возникновения экономического риска. 33.5 KB
  Причины возникновения экономического риска. Как отмечалось в обществоведческой литературе существуют не только различия в понимании содержания термина риск по и разные точки зрения на природу риска придающие или субъективную или объективную или субъективнообъ...
10073. Общие принципы классификации рисков 31.5 KB
  Общие принципы классификации рисков В процессе своей деятельности предприниматели сталкиваются с совокупностью различных видов рисков которые различаются между собой по месту и времени возникновения совокупности внешних и внутренних факторов влияющих на их уровен...
10074. Характеристика рисков в различных сферах предпринимательской деятельности 52.5 KB
  Характеристика рисков в различных сферах предпринимательской деятельности Как уже отмечалось все виды рисков взаимосвязаны и изменение одного вида риска вызывают изменение большинства остальных. Это затрудняет анализ и систематизацию рисков. Упрощенная схема пред...
10075. Концепція атаки web-орієнтованих пошукових систем 57.5 KB
  Концепція атаки web-орієнтованих пошукових систем І.А. Терейковський Запропонована нова концепція активного впливу атаки на популярні вітчизняні та закордонні Web-орієнтовані пошукові системи з метою підвищення рейтингу зареєстрованих в них сайтів. Доведено що для вп
10076. Понятие коммерческой деятельности 46 KB
  Понятие коммерческой деятельности. Коммерция означает торговля это часть управленческой деятельности непосредственно направленная на получение прибыли. Все организации делятся на: коммерческие и некоммерческие. Коммерческие отношения включают...
10077. Общее понятие исполнителя и алгоритма. Смысл понятия правильный алгоритм. Примеры 116.5 KB
  Общее понятие исполнителя и алгоритма. Смысл понятия правильный алгоритм. Примеры. Алгоритм Алгоритм последовательность определенных действий или шагов для решения поставленной задачи. Программа запись алгоритма на языке исполнителя Свва алгорит...
10078. Является ли история наукой. Развитие человеческого общества 167.5 KB
  Вопросы: Нужно ли знать историю Является ли история наукой Как развивается общество Периодизация истории России Является ли история наукой По мнению А.В.Островского история не является наукой: Историк в отличие от естествоиспытателя пише...