28205

Особая роль осязания в структуре сенсорной организации человека и его значение в процессах познания и труда (Ананьев, Веккер, Ломов, Ярмоленко)

Доклад

Психология и эзотерика

Особая роль осязания в структуре сенсорной организации человека и его значение в процессах познания и труда Ананьев Веккер Ломов Ярмоленко. Базовая роль осязания в процессе чувственной репрезентации Веккер. Восприятие предметов внешней среды с помощью осязания позволяет оценивать их форму размеры свойства поверхности консистенцию температуру сухость или влажность положение и перемещение в пространстве. Связь осязания с основными жизненными функциями и трудом придает ему важное жизненное значение.

Русский

2013-08-20

37.5 KB

10 чел.

16. Особая роль осязания в структуре сенсорной организации человека и его значение в процессах познания и труда (Ананьев, Веккер, Ломов, Ярмоленко).

В 1959 году выходит коллективная монография Ананьева Б.Г., Веккера Л.М., Ломова Б.Ф., Ярмоленко А.В. «Осязание в процессах познания и труда», которая в 1961 году была удостоена премии К.Д.Ушинского. Базовая роль осязания в процессе чувственной репрезентации (Веккер). Работа кожно-механического анализатора осуществляется на разных уровнях чувственного отражения – от простейшего уровня тактильных ощущений до специфически человеческих осязательных восприятий, обеспечивающих даже при отсутствии других видов восприятия высшие возможности человеческого познания. Осязание органически связано со всей структурой чувственной репрезентации человека.

Осязание - способность животных и человека воспринимать действие факторов внешней среды с помощью рецепторов кожи, опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий, суставов и др.), а также некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.). Восприятие предметов внешней среды с помощью осязания позволяет оценивать их форму, размеры, свойства поверхности, консистенцию, температуру, сухость или влажность, положение и перемещение в пространстве. Осязание существенно расширяет представления организма об окружающем мире, играет важную роль в его жизнедеятельности. Осязание в известной мере заменяет др. органы чувств (зрение, слух) в случае их повреждения. Пользуясь осязанием, слепые могут читать, выполнять различные тонкие ручные работы, ориентироваться в пространстве и т.д. У людей, лишённых как зрения, так и слуха, осязание - основной источник информации о внешнем мире и может быть развито исключительно высоко. Связь осязания с основными жизненными функциями и трудом придает ему важное жизненное значение. Осязание является одной из основных форм отражения движущейся материи, особенно ее физико-механических свойств. Осязательные образы относительно адекватно воспроизводят форму и величину, пространственные признаки и отношения между частями предмета, с которыми человек вступает в непосредственный контакт. Вместе со зрительными, слуховыми и др. осязательные образы являются важным источником мышления, опирающегося на непосредственный опыт. Роль осязания часто недооценивают, на самом деле оно является одним из самых любимых способов познания ребенком окружающего мира. Можно предположить, что отсутствие фактов полной, всеобщей и невозобновимой утраты осязания и кинестезии не является случайным. Подобная утрата была бы равносильна смерти. Т. о. без преувеличения можно сказать, что пассивное и активное осязание – коренное явление жизнедеятельности высших животных и человека. Осязание является не только одним из важных средств познавательной деятельности человека, но и одним из компонентов всей его жизнедеятельности.

Ведущую роль в общественной жизни человека играет труд. С предметными действиями в процессе труда непосредственно связано высокое развитие человеческого осязания.

Роль осязания в регулировании трудовых действий:

  •  формирование представлений о будущем продукте труда
  •  регулирование отдельных трудовых действий

Осязание имеет особенно важное значение для тех видов труда, которые связаны с механической обработкой материала, т.к. благодаря осязанию и кинестезии человек познает такие свойства предмета как твердость, упругость, шероховатость и знание о сопротивлении материалов. Осязание и кинестезия позволяют в каждый момент чувствовать предмет, орудие труда и меру производимых движений, что обеспечивает непрерывность контроля.

Различают 2 формы осязания:

  1.  непосредственное (ручная сборка, упаковка, вязание, шитье)
  2.  опосредованное (строгание, пиление)

В познании предмета труда участвуют обе формы. Представления о продукте труда является высшим регулятором трудового акта, определяющим систему действий. Это представление не сводится к зрительному или осязаемому образу, оно является лишь исходной основой, т.е. опосредовано участвует в регулировании процесса труда. При нарушении осязания трудовые действия становятся невозможными, т.к. не контролируются чувствами.

Ананьев: целость сенсорного развития человека. Существуют не только временные, но и постоянные межанализаторные связи, обусловленные филогенетическими приспособлениями комплексов анализаторов к основным формам вещества, энергии и информации. Структура таких связей у человека исторически преобразована и сенсорная организация относится к наиболее важным проявлениям его исторической природы. В этой целостной системе образуются межфункциональные сенсорные структуры и сложно разветвленные сенсорные цепи. Генетическим началом этих цепей являются тактильные функции, а их всеобщим эффектом – зрительное восприятие. К таким цепям относятся: тактильно-вибрационно-слуховые, тактильно-кинестетические, тактильно-температурно-болевые, тактильно-вкусовые-обонятельные-интероцептивные.

Ломов: роль осязания в труде. Факторы прогресса чувствительности у человека: труд, орудия труда. Эволюционно-инволюционные отношения в тактильно-вибраторных функциях руки похожи на эти же соотношения речеслуховой функции и в зрительно-пространственной ориентационной системе. Все эти сенсорные системы включены в постоянную практическую деятельность и служат средством связи в процессе общения и повседневного регулирования актов поведения. Любая сенсорная функция проявляется максимально полно, только если систематически находится в состоянии оптимального напряжения. Это основное условие, обеспечивающее сенсибилизацию функций в процессе труда. 

Ярмоленко: роль осязания при слепоте. В современном обществе существует дефицит сенсорной культуры. Подчеркивала громадную познавательную роль осязания и словесного обозначения объектов (развитие речи невозможно без развития осязания, т.к. осязание развивает первичный уровень предметных действий и чувственное овладение предметами, осязание формирование временно-пространственных соотношений). Разработала систему сенсорного обучения слепых, слепоглухонемых. Изучала пороги чувствительности у слепых: рано ослепшие – очень низкие пороги кожной и др. видов осязательной чувствительности, перестройка 1-ой сигнальной системы, в основном – в осязании, позже ослепшие – пороги чувствительности в норме и 1-ая сигнальная система не перестраивается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8574. Предмет, структура и функции философии 36 KB
  Предмет, структура и функции философии. Предмет философии. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: Онтология - учение о мир...
8575. Постановка и решение проблемы первоосновы мира в натурфилософии античности 30 KB
  Постановка и решение проблемы первоосновы мира в натурфилософии античности. Греческие натурфилософы пытались найти первоначало, первоматерию, то есть вещество, из которого произошел мир. Они полагали, что первоначало (др.-греч. архэ) является перв...
8576. Философия элейской школы 30.5 KB
  Философия элейской школы. Элейская школа (6-сер.5 века до н.э.) Наиболее важными ее представителями были Ксенофан, Парменид и Зенон. Основателем элейской школы считают Парменида и Ксенофана. К заметным представителям данной школы принадлежал т...
8577. Философия софистов и Сократа 30 KB
  Философия софистов и Сократа. Философия софистов. Софистика как философское учение (вт.пол.5 в. до н.э.) Софисты (любящие мудрость) не считали себя философами, они были платными учителями мыслить, говорить, делать. Считали, что нужно анализировать...
8578. Объективный идеализм Платона и его связь с пифагорейской традицией 32.5 KB
  Объективный идеализм Платона и его связь с пифагорейской традицией. Объективный идеализм Платона. Платон (428/427 - 347 гг. до н.э.) - ученик Сократа, которого считают основателем объективного идеализма. Самыми важными проблемами в философии Платона...
8579. Философская система Аристотеля 30.5 KB
  Философская система Аристотеля. Самостоятельная философская позиция Аристотеля началась с критики идеализма Платона. Почему же Аристотель критикует платоновское учение об идеях. Аристотель критикует это учение по нескольким направлениям. Прежде всег...
8580. Научная революция XVII века и особенности философии Нового времени 29 KB
  Научная революция XVII века и особенности философии Нового времени. Научная революция XVII века. Символами общественного прогресса в XVII веке становятся первые буржуазные резолюции в Нидерландах (конец XVI - начало XVII вв.) и Англии (середина...
8581. Философские взгляды Ф. Бэкона 29.5 KB
  Философские взгляды Ф. Бэкона. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - крупный английский философ, предложивший философское обоснование для экспериментальной науки. Главным трудом Бэкона является сочинение Новый Органон. Название этого труда отсылает к логич...
8582. Рационалистическая философия Р. Декарта и Лейбница 33 KB
  Рационалистическая философия Р. Декарта и Лейбница. Рационалистическая философия Р. Декарта. Рене Декарт (1596) - французский философ, стоявший у истоков рационалистической традиции. Исходной точкой в концепции Декарта является сомнен...