28205

Особая роль осязания в структуре сенсорной организации человека и его значение в процессах познания и труда (Ананьев, Веккер, Ломов, Ярмоленко)

Доклад

Психология и эзотерика

Особая роль осязания в структуре сенсорной организации человека и его значение в процессах познания и труда Ананьев Веккер Ломов Ярмоленко. Базовая роль осязания в процессе чувственной репрезентации Веккер. Восприятие предметов внешней среды с помощью осязания позволяет оценивать их форму размеры свойства поверхности консистенцию температуру сухость или влажность положение и перемещение в пространстве. Связь осязания с основными жизненными функциями и трудом придает ему важное жизненное значение.

Русский

2013-08-20

37.5 KB

10 чел.

16. Особая роль осязания в структуре сенсорной организации человека и его значение в процессах познания и труда (Ананьев, Веккер, Ломов, Ярмоленко).

В 1959 году выходит коллективная монография Ананьева Б.Г., Веккера Л.М., Ломова Б.Ф., Ярмоленко А.В. «Осязание в процессах познания и труда», которая в 1961 году была удостоена премии К.Д.Ушинского. Базовая роль осязания в процессе чувственной репрезентации (Веккер). Работа кожно-механического анализатора осуществляется на разных уровнях чувственного отражения – от простейшего уровня тактильных ощущений до специфически человеческих осязательных восприятий, обеспечивающих даже при отсутствии других видов восприятия высшие возможности человеческого познания. Осязание органически связано со всей структурой чувственной репрезентации человека.

Осязание - способность животных и человека воспринимать действие факторов внешней среды с помощью рецепторов кожи, опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий, суставов и др.), а также некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.). Восприятие предметов внешней среды с помощью осязания позволяет оценивать их форму, размеры, свойства поверхности, консистенцию, температуру, сухость или влажность, положение и перемещение в пространстве. Осязание существенно расширяет представления организма об окружающем мире, играет важную роль в его жизнедеятельности. Осязание в известной мере заменяет др. органы чувств (зрение, слух) в случае их повреждения. Пользуясь осязанием, слепые могут читать, выполнять различные тонкие ручные работы, ориентироваться в пространстве и т.д. У людей, лишённых как зрения, так и слуха, осязание - основной источник информации о внешнем мире и может быть развито исключительно высоко. Связь осязания с основными жизненными функциями и трудом придает ему важное жизненное значение. Осязание является одной из основных форм отражения движущейся материи, особенно ее физико-механических свойств. Осязательные образы относительно адекватно воспроизводят форму и величину, пространственные признаки и отношения между частями предмета, с которыми человек вступает в непосредственный контакт. Вместе со зрительными, слуховыми и др. осязательные образы являются важным источником мышления, опирающегося на непосредственный опыт. Роль осязания часто недооценивают, на самом деле оно является одним из самых любимых способов познания ребенком окружающего мира. Можно предположить, что отсутствие фактов полной, всеобщей и невозобновимой утраты осязания и кинестезии не является случайным. Подобная утрата была бы равносильна смерти. Т. о. без преувеличения можно сказать, что пассивное и активное осязание – коренное явление жизнедеятельности высших животных и человека. Осязание является не только одним из важных средств познавательной деятельности человека, но и одним из компонентов всей его жизнедеятельности.

Ведущую роль в общественной жизни человека играет труд. С предметными действиями в процессе труда непосредственно связано высокое развитие человеческого осязания.

Роль осязания в регулировании трудовых действий:

  •  формирование представлений о будущем продукте труда
  •  регулирование отдельных трудовых действий

Осязание имеет особенно важное значение для тех видов труда, которые связаны с механической обработкой материала, т.к. благодаря осязанию и кинестезии человек познает такие свойства предмета как твердость, упругость, шероховатость и знание о сопротивлении материалов. Осязание и кинестезия позволяют в каждый момент чувствовать предмет, орудие труда и меру производимых движений, что обеспечивает непрерывность контроля.

Различают 2 формы осязания:

  1.  непосредственное (ручная сборка, упаковка, вязание, шитье)
  2.  опосредованное (строгание, пиление)

В познании предмета труда участвуют обе формы. Представления о продукте труда является высшим регулятором трудового акта, определяющим систему действий. Это представление не сводится к зрительному или осязаемому образу, оно является лишь исходной основой, т.е. опосредовано участвует в регулировании процесса труда. При нарушении осязания трудовые действия становятся невозможными, т.к. не контролируются чувствами.

Ананьев: целость сенсорного развития человека. Существуют не только временные, но и постоянные межанализаторные связи, обусловленные филогенетическими приспособлениями комплексов анализаторов к основным формам вещества, энергии и информации. Структура таких связей у человека исторически преобразована и сенсорная организация относится к наиболее важным проявлениям его исторической природы. В этой целостной системе образуются межфункциональные сенсорные структуры и сложно разветвленные сенсорные цепи. Генетическим началом этих цепей являются тактильные функции, а их всеобщим эффектом – зрительное восприятие. К таким цепям относятся: тактильно-вибрационно-слуховые, тактильно-кинестетические, тактильно-температурно-болевые, тактильно-вкусовые-обонятельные-интероцептивные.

Ломов: роль осязания в труде. Факторы прогресса чувствительности у человека: труд, орудия труда. Эволюционно-инволюционные отношения в тактильно-вибраторных функциях руки похожи на эти же соотношения речеслуховой функции и в зрительно-пространственной ориентационной системе. Все эти сенсорные системы включены в постоянную практическую деятельность и служат средством связи в процессе общения и повседневного регулирования актов поведения. Любая сенсорная функция проявляется максимально полно, только если систематически находится в состоянии оптимального напряжения. Это основное условие, обеспечивающее сенсибилизацию функций в процессе труда. 

Ярмоленко: роль осязания при слепоте. В современном обществе существует дефицит сенсорной культуры. Подчеркивала громадную познавательную роль осязания и словесного обозначения объектов (развитие речи невозможно без развития осязания, т.к. осязание развивает первичный уровень предметных действий и чувственное овладение предметами, осязание формирование временно-пространственных соотношений). Разработала систему сенсорного обучения слепых, слепоглухонемых. Изучала пороги чувствительности у слепых: рано ослепшие – очень низкие пороги кожной и др. видов осязательной чувствительности, перестройка 1-ой сигнальной системы, в основном – в осязании, позже ослепшие – пороги чувствительности в норме и 1-ая сигнальная система не перестраивается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2373. Національний соціал-демократизм. 31 KB
  Мета: з’ясувати суть національного соціал-демократизму, дослідити участь представників різних етносів в українському визвольному русі в другій половині XIX ст.
2374. Початок громадівського руху наприкінці 50-х – у 60-ті роки XIX ст. 37 KB
  Мета: проаналізувати діяльність громадівців, визначати історичне значення діяльності В. Антоновича і роль журналу Основа у зростанні національної свідомості та національно-визвольного руху в Україні, дослідити негативний вплив на розвиток української культури Валуєвського циркуляру.
2375. Суспільно-політичний розвиток західноукраїнських земель у 50-60-х роках XIX ст. 33 KB
  Мета: дослідити причини й особливості пожвавлення суспільно-політичного руху після революції 1848-1849 рр.; довести реакційну діяльність течії москвофілів, з’ясувати причини зародження національної течії в суспільному русі на західноукраїнських землях, прослідкувати спільне в завданнях та діяльності народовців Галичини, Буковини й Закарпаття.
2376. Суспільно-політичний рух у 70-90-х роках XIX ст. 40 KB
  Мета: проаналізувати основні складові суспільно-політичного руху в 70-90-х роках XIX ст. в Україні, на прикладах видатних діячів суспільно-політичного життя України другої половини XIX ст. показати роль особи в історії, дослідити вплив Емського указу на розвиток української культури.
2377. Діяльність галицьких народовців у другій половині 70-90-х роках XIX ст. 36.5 KB
  Мета: проаналізувати діяльність народовців у Галичині, Буковині, Закарпатті у 70-90-х роках XIX ст., визначити основні напрямки роботи Наукового товариства імені Т. Шевченка.
2378. Піднесення національно-визвольного руху на західноукраїнських землях у другій половині 70-90-х роках XIX ст. 47.5 KB
  Мета: проаналізувати складові піднесення національно-визвольного руху на західноукраїнських землях у другій половині 70-90-х роках XIX ст., довести важливість значення проголошення ідей політичної незалежності України.
2379. Освіта України другої половини XIX ст. 34 KB
  Мета: виявити загальні закономірності та особливості розвитку культури в Україні в другій половині XIX ст., проаналізувати стан розвитку освіти.
2380. Наука України другої половини XIX ст. 24.49 KB
  Мета: проаналізувати стан розвитку науки, розкрити внесок М. Грушевського у розвиток української науки.
2381. Розвиток літератури, драматургії, архітектури, живопису і музики в Україні в другій половині XIX ст. 29.06 KB
  Мета: проаналізувати стан розвитку літератури, драматургії, архітектури, живопису, музики в Україні в другій половині XIX ст.