28206

Сфера вторичных образов: эмпирические характеристики образа представления

Доклад

Психология и эзотерика

Сфера вторичных образов: эмпирические характеристики образа представления. оно отражает то что когдато отражалось и следы этого образа остались в сознании человека. В отличие от перцептивного образа существенной особенностью которого является выделение фигуры из фона не допускающее однако их взаимного отделения в представлении фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона а фон может быть отделен от фигуры пустое пространство . Оно выражается в схематизации образа.

Русский

2013-08-20

58 KB

15 чел.

Вопрос 21. Сфера вторичных образов: эмпирические характеристики образа представления.

Представление – это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств, возникающий на основе прошлого опыта, т.е. данных ощущений или восприятий, путем воспроизведения в памяти или воображении.

Представление является вторичным образом. Представление возникает в нашем сознание тогда, когда предмет не воздействует на органы чувств, но когда-то обязательно воздействовал. Таким образом, представление можно назвать отсроченным отражением, т.к. оно отражает то, что когда-то отражалось и следы этого образа остались в сознании человека.

Первичные свойства образов представления:

  1.  Пространственно-временная структура
  2.  Сдвиги в воспроизведении модальности
  3.  Сдвиги в воспроизведении интенсивности

  1.  Пространственно-временная структура.

Пространственные компоненты:

1. Пространственная панорамность, заключается в том, что целостное воспроизведение пространственной структуры объекта во вторичном образе не ограничивается объемом перцептивного поля и выходит за его пределы.

2. Взаимообособление фигуры и фона. В отличие от перцептивного образа, существенной особенностью которого является выделение фигуры из фона, не допускающее, однако, их взаимного отделения, в представлении фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона, а фон может быть отделен от фигуры ("пустое пространство").

3. Выпадение абсолютных величин проявляется в двух моментах:

  1.  в несохранении числа однородных элементов (например, числа колонн в представлении об Исаакиевском или Казанском соборе);
  2.  в нарушении воспроизведения абсолютных размеров отображаемого пространственного массива и в особенности размеров отдельного объекта.

4. Преобразование геометрической формы в топологическую схему во вторичном образе имеет разнообразные проявления, вскрытые в различных исследованиях. Оно выражается в схематизации образа.  

Временные компоненты:

1. Симультанность, или "временная панорамность", представлений заключается в том, что компоненты временной и двигательной последовательности имеют тенденцию преобразовываться во вторичном образе в одновременную структуру, в которой эта последовательная динамика очень затушевана или не воспроизводится совсем.

2. Совершающиеся во вторичном образе сдвиги в воспроизведении длительности установлены в многочисленных исследованиях, данные которых обобщены Рубинштейном, в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка. Закон этот состоит в том, что "чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени" (Рубинштейн).

3. Большая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью, –закон заполненного временного отрезка: зафиксированные в нем сдвиги оценки интервала касаются именно его длительности, а временная последовательность сохраняется гораздо полнее.

  1.  Сдвиги в воспроизведении модальности.

Особенности модальных характеристик вторичного образа состоят в том, что во вторичном образе цвета происходит перестройка, аналогичная сдвигам восприятия цвета в затрудненных условиях: образ смещается в сторону от основных цветов спектра, а отдельные конкретные оттенки из образа выпадают тем в большей мере, чем более длительным является срок хранения образа.

  1.  Сдвиги в воспроизведении интенсивности

Сдвиги интенсивностных характеристик представления заключаются в том, что, хотя степень яркости вторичного образа может быть очень различной, в среднем представление по сравнению с сенсорноперцептивным образом отличается значительно меньшей яркостью. Интенсивностные характеристики вторичных образов, как и первичных, в этих условиях ослабевают – образы становятся более бледными. 

Производные свойства образов представления:

  1.  Неустойчивость. Образы не являются достаточно устойчивыми образованиями и могут со временем сильно видоизменяться.
  2.  Фрагментарность. Образы представления всегда обрывочны, фрагментарны (какие-то стороны отражены ярче, а какие-то слабее).
  3.  Обобщенность. Образ представления - это всегда обобщенный образ предмета. Образ представления (в отличие от восприятия) - это образ целого ряда предметов, в котором сохранилась относительная величина, размер, главенствующий цвет, какие-то отдельные детали. В образах отражаются не все признаки, а только характерные и постоянные.
  4.  Могут возникать как на основе восприятия, так и на основе слова.

Следует также отметить, что помимо общих свойств, образы представлений имеют индивидуальные свойства. Это зависит от богатства, широты восприятия человека, от его направленности. Люди обладают неодинаковой яркостью образов, у каждого своя точность, индивидуальное соотношение единичных и общих представлений.

СФЕРА ВТОРИЧНЫХ ОБРАЗОВ: ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Представление – уровневый процесс, посредством которого осуществляется отражение целостного предмета без его непосредственного воздействия на органы чувств.

При формировании и развитии представлений необходим не только опыт непосредственного восприятия, накапливаемый индивидом в процессе жизнедеятельности, но и овладение знаками, знаковыми системами, в которых фиксируются результаты познавательной деятельности человека.   

В представлении отражаются не только отдельные предметы, но и типичные свойства более или менее значительных по объему групп предметов. В этом смысле оно является собирательным образом, при переходе от восприятия к представлению структура образа изменяется: происходит схематизация образа.

При переходе от ощущений и восприятия к представлению происходит селекция признаков объекта, их интеграция, случайные признаки, проявляющиеся только в единичных ситуациях, отсеиваются, а наиболее характерные (=информативные) фиксируются.

Представления являются связующим звеном между образами, ощущениями и мыслительными и рече-мыслительными процессами.

Первичные характеристики:

  1.  Пространственная
  •  Панорамность – воспринимается только то, то попадает в зону, которую захватывает анализатор, а панорамность представлений снимает это ограничение поля зрения.   
  •  Обобщенность – превращение геометрической формы в топологическую схему, схематизация, сначала разрушается величина, потом форма.
  •  Взаимообособление фигуры и фона – фигура может не соотносится с определенной координатой пространственного фона, а фон может быть отделен от фигуры
  •  Выпадение абсолютных величин - нарушение воспроизведения абсолютных размеров (в зависимости от представления о человеке увеличивается или уменьшается рост), не сохранение числа однородных элементов (число колонн Казанского)
  1.  Временная
  •  Длительность – деформируется в зависимости от эмоциональной окраски событий и заполненности ими (ем более заполнен отрезок времени, тем длительнее он представляется)
  •  Последовательность – может быть более/менее точной
  •  Одновременность – временная панорамность, сжатие времени
  1.  Модальность

Происходит потеря информации, смещение к более общему модальному качеству.

  1.  Интенсивность

Образ представления более бледный, чем образ восприятия (чем дольше храниться образ, тем он бледнее). Интенсивность зависит не только от функционирования анализатора, но и от состояния организма (голод/сытость).

Вторичные характеристики:

  1.  Неустойчивость – весь образ или отдельные элементы могут пропадать
  2.  Фрагментарность – восприятие целостно, а при попытке представить все черты предмета, оказывается, то некоторые части вообще не представлены.
  3.  Отделение фигуры от фона
  4.  Обобщенность – образ восприятия всегда единичен, то представление может быть не только единичным, но и обобщенным (дерево вообще)
  5.  Контролируемость – способность произвольно вызывать, удерживать и стирать образ

Причина разрушения образа представления – внутренние помехи, а образа восприятия – внешние.

Виды представлений:

  1.  По модальности
  2.  По степени обобщенности:
  •  частные
  •  общие
  •  схематические
  •  типические
  1.  По содержанию: математические, географические.
  2.  По тому, в каких процессах памяти участвуют:
  •  элементарно-детальные абстрактное мышление
  •  структурно-модельные логико-понятийное

Методы исследования представлений:

  •  метод воспроизведения (зарисовка, словесная описания)
  •  метод самооценки, саморанжирования эмпирических характеристик представлений (опросник Шиана)
  •  метод мысленного манипулирования предметами


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31661. Поняття про характер 42.5 KB
  Такі психологічні особливості особистості називають рисами характеру. Історія знає багатьох політичних громадських і військових діячів які завдяки силі позитивних рис свого характеру сприяли прогресу суспільства тоді як особи з негативними рисами характеру або зі слабким характером призводили до його занепаду. Структура характеру Характер як одна з істотних особливостей психічного складу особистості є цілісним утворенням що характеризує людське Я як єдність. Розуміння характеру як єдності його рис не виключає виокремлення в ньому деяких...
31662. ВІКОВА ПСИХОЛОГІЯ ЯК ГАЛУЗЬ ПСИХОЛОГІЧНОЇ НАУКИ 127.5 KB
  Вікова психологія галузь психологічної науки яка вивчає особливості психічного та особистісного розвитку людини на різних етапах її життя. Його специфіка полягає передусім у тому що протягом життя в психіці людини відбуваються різні якісні перетворення дослідження яких потребує системного з'ясування загальних закономірностей вікового розвитку. Предметом дослідження вікової психології є вікова динаміка закономірності фактори умови механізми становлення формування та розвитку особистості. Вікова психологія вивчає загальні...
31663. Психічний розвиток людини 28.5 KB
  Кожен період вік своєрідний ступінь психічного розвитку з притаманними йому відносно стійкими якісними особливостями. Відомо що вікові психологічні особливості зумовлені конкретноісторичними умовами розвитку спадковістю певною мірою характером виховання особливостями діяльності та стосунків з іншими людьми що впливає передусім на специфіку переходу від одного вікового періоду до іншого. Власне тому що навчання й виховання організовує діяльність дітей поетапно керує нею на основі накопиченого досвіду прагнучи враховувати наявні...
31664. ПСИХОЛОГІЯ ОСОБИСТОСТІ ПІДЛІТКА 35 KB
  Загальна характеристика підліткового віку Підлітковий вік це один з найважливіших етапів життя людини. Вік цей нестабільний ранимий важкий і виявляється що він більше ніж інші періоди життя залежить від реальностей довкілля. Загальна характеристика підліткового віку варіює в різних теоріях залежно від їх основної ідеї. Однак всі ці і багато інших підходів об'єднує те що в них існують загальні показники які характеризують даний вік.
31665. ПСИХОЛОГІЯ МОЛОДШОГО ШКОЛЯРА (ЗРІЛОГО ДИТИНСТВА) 100.5 KB
  Опановуючи новий для себе вид діяльності навчання молодші школярі ще багато часу й енергії віддають грі. У цих видах діяльності розгортаються їх стосунки з ровесниками і дорослими особистісне психічне життя і психічний розвиток формуються психічні новоутворення завдяки чому діти виходять на новий рівень пізнання світу і самопізнання відкривають нові власні можливості і перспективи. Нижня межа цього вікового періоду 6 7 років пов'язана з переходом до навчання як систематичної та цілеспрямованої діяльності. Цей симптом виявляється...
31666. Характеристика осн. теорій розвитку особистості 47 KB
  теорій розвитку особистості Фізичний розвиток підлітка та набуті у попередні роки властивості психічного розвитку створюють внутрішні передумови для зміни його становища в школі в сім'ї в суспільстві. Всі теорії розвитку особистості можна поділити на три групи згідно поєднання факторів розвитку: Представники біологічного напрямку рахують що людина народжується з набором відповідних моральних та етичних якостей таких як:доброта злість чесність брехливість порядність агресивність жорстокість та інші. Чічерліх; Представники...
31667. Проблеми сімейного виховання. Типові помилки батьків 72.5 KB
  Може случитися так що ціль виховання дитини виявляється саме в задоволенні потреб емоційного контакту. Батьки несвідомо ведуть боротьбу за збереження об'єкта своєї потреби перешкоджаючи виходу емоцій і прихильностей дитини за межі сімейного кола. Мати чи батько бабуся можуть вважати що зміст їхнього існування є відхід за фізичним станом і вихованням дитини. Шкода такої самопожертви для дитини очевидний.
31668. Проблема важких підлітків 36.5 KB
  Девіантна поведінка – це система вчинків чи окремі вчинки що протирічать прийнятим в суспільстві правовим чи моральним нормам. Девіантна поведінка ділиться на дві великі категорії. Поперше – це поведінка відхилена від норм психічного здоров’я при наявності вираженої чи невираженої психопатології. Подруге – це антисоціальна поведінка що порушує якісь соціальні і культурні норми особливо правові.
31669. Психологічні аспекти та барєри професійного самовизначення у ранньому юнацькому віці 45 KB
  У вітчизняній науці прийнято розглядати юність як самостійний період розвитку людини його особистості та індивідуальності. Юнацький вік дуже відповідальний етап розвитку у житті школяра коли завершується морфофункціональне дозрівання організму відбуваються суттєві зміни його особистості психологічне та соціальне дорослішання. Багато дослідників вважають основним новоутворенням у старшому шкільному віці особистісне та професійне самовизначення оскільки саме у самовизначенні в обставинах життя у вимогах до школяра у період раннього...