28206

Сфера вторичных образов: эмпирические характеристики образа представления

Доклад

Психология и эзотерика

Сфера вторичных образов: эмпирические характеристики образа представления. оно отражает то что когдато отражалось и следы этого образа остались в сознании человека. В отличие от перцептивного образа существенной особенностью которого является выделение фигуры из фона не допускающее однако их взаимного отделения в представлении фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона а фон может быть отделен от фигуры пустое пространство . Оно выражается в схематизации образа.

Русский

2013-08-20

58 KB

15 чел.

Вопрос 21. Сфера вторичных образов: эмпирические характеристики образа представления.

Представление – это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств, возникающий на основе прошлого опыта, т.е. данных ощущений или восприятий, путем воспроизведения в памяти или воображении.

Представление является вторичным образом. Представление возникает в нашем сознание тогда, когда предмет не воздействует на органы чувств, но когда-то обязательно воздействовал. Таким образом, представление можно назвать отсроченным отражением, т.к. оно отражает то, что когда-то отражалось и следы этого образа остались в сознании человека.

Первичные свойства образов представления:

  1.  Пространственно-временная структура
  2.  Сдвиги в воспроизведении модальности
  3.  Сдвиги в воспроизведении интенсивности

  1.  Пространственно-временная структура.

Пространственные компоненты:

1. Пространственная панорамность, заключается в том, что целостное воспроизведение пространственной структуры объекта во вторичном образе не ограничивается объемом перцептивного поля и выходит за его пределы.

2. Взаимообособление фигуры и фона. В отличие от перцептивного образа, существенной особенностью которого является выделение фигуры из фона, не допускающее, однако, их взаимного отделения, в представлении фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона, а фон может быть отделен от фигуры ("пустое пространство").

3. Выпадение абсолютных величин проявляется в двух моментах:

  1.  в несохранении числа однородных элементов (например, числа колонн в представлении об Исаакиевском или Казанском соборе);
  2.  в нарушении воспроизведения абсолютных размеров отображаемого пространственного массива и в особенности размеров отдельного объекта.

4. Преобразование геометрической формы в топологическую схему во вторичном образе имеет разнообразные проявления, вскрытые в различных исследованиях. Оно выражается в схематизации образа.  

Временные компоненты:

1. Симультанность, или "временная панорамность", представлений заключается в том, что компоненты временной и двигательной последовательности имеют тенденцию преобразовываться во вторичном образе в одновременную структуру, в которой эта последовательная динамика очень затушевана или не воспроизводится совсем.

2. Совершающиеся во вторичном образе сдвиги в воспроизведении длительности установлены в многочисленных исследованиях, данные которых обобщены Рубинштейном, в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка. Закон этот состоит в том, что "чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени" (Рубинштейн).

3. Большая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью, –закон заполненного временного отрезка: зафиксированные в нем сдвиги оценки интервала касаются именно его длительности, а временная последовательность сохраняется гораздо полнее.

  1.  Сдвиги в воспроизведении модальности.

Особенности модальных характеристик вторичного образа состоят в том, что во вторичном образе цвета происходит перестройка, аналогичная сдвигам восприятия цвета в затрудненных условиях: образ смещается в сторону от основных цветов спектра, а отдельные конкретные оттенки из образа выпадают тем в большей мере, чем более длительным является срок хранения образа.

  1.  Сдвиги в воспроизведении интенсивности

Сдвиги интенсивностных характеристик представления заключаются в том, что, хотя степень яркости вторичного образа может быть очень различной, в среднем представление по сравнению с сенсорноперцептивным образом отличается значительно меньшей яркостью. Интенсивностные характеристики вторичных образов, как и первичных, в этих условиях ослабевают – образы становятся более бледными. 

Производные свойства образов представления:

  1.  Неустойчивость. Образы не являются достаточно устойчивыми образованиями и могут со временем сильно видоизменяться.
  2.  Фрагментарность. Образы представления всегда обрывочны, фрагментарны (какие-то стороны отражены ярче, а какие-то слабее).
  3.  Обобщенность. Образ представления - это всегда обобщенный образ предмета. Образ представления (в отличие от восприятия) - это образ целого ряда предметов, в котором сохранилась относительная величина, размер, главенствующий цвет, какие-то отдельные детали. В образах отражаются не все признаки, а только характерные и постоянные.
  4.  Могут возникать как на основе восприятия, так и на основе слова.

Следует также отметить, что помимо общих свойств, образы представлений имеют индивидуальные свойства. Это зависит от богатства, широты восприятия человека, от его направленности. Люди обладают неодинаковой яркостью образов, у каждого своя точность, индивидуальное соотношение единичных и общих представлений.

СФЕРА ВТОРИЧНЫХ ОБРАЗОВ: ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Представление – уровневый процесс, посредством которого осуществляется отражение целостного предмета без его непосредственного воздействия на органы чувств.

При формировании и развитии представлений необходим не только опыт непосредственного восприятия, накапливаемый индивидом в процессе жизнедеятельности, но и овладение знаками, знаковыми системами, в которых фиксируются результаты познавательной деятельности человека.   

В представлении отражаются не только отдельные предметы, но и типичные свойства более или менее значительных по объему групп предметов. В этом смысле оно является собирательным образом, при переходе от восприятия к представлению структура образа изменяется: происходит схематизация образа.

При переходе от ощущений и восприятия к представлению происходит селекция признаков объекта, их интеграция, случайные признаки, проявляющиеся только в единичных ситуациях, отсеиваются, а наиболее характерные (=информативные) фиксируются.

Представления являются связующим звеном между образами, ощущениями и мыслительными и рече-мыслительными процессами.

Первичные характеристики:

  1.  Пространственная
  •  Панорамность – воспринимается только то, то попадает в зону, которую захватывает анализатор, а панорамность представлений снимает это ограничение поля зрения.   
  •  Обобщенность – превращение геометрической формы в топологическую схему, схематизация, сначала разрушается величина, потом форма.
  •  Взаимообособление фигуры и фона – фигура может не соотносится с определенной координатой пространственного фона, а фон может быть отделен от фигуры
  •  Выпадение абсолютных величин - нарушение воспроизведения абсолютных размеров (в зависимости от представления о человеке увеличивается или уменьшается рост), не сохранение числа однородных элементов (число колонн Казанского)
  1.  Временная
  •  Длительность – деформируется в зависимости от эмоциональной окраски событий и заполненности ими (ем более заполнен отрезок времени, тем длительнее он представляется)
  •  Последовательность – может быть более/менее точной
  •  Одновременность – временная панорамность, сжатие времени
  1.  Модальность

Происходит потеря информации, смещение к более общему модальному качеству.

  1.  Интенсивность

Образ представления более бледный, чем образ восприятия (чем дольше храниться образ, тем он бледнее). Интенсивность зависит не только от функционирования анализатора, но и от состояния организма (голод/сытость).

Вторичные характеристики:

  1.  Неустойчивость – весь образ или отдельные элементы могут пропадать
  2.  Фрагментарность – восприятие целостно, а при попытке представить все черты предмета, оказывается, то некоторые части вообще не представлены.
  3.  Отделение фигуры от фона
  4.  Обобщенность – образ восприятия всегда единичен, то представление может быть не только единичным, но и обобщенным (дерево вообще)
  5.  Контролируемость – способность произвольно вызывать, удерживать и стирать образ

Причина разрушения образа представления – внутренние помехи, а образа восприятия – внешние.

Виды представлений:

  1.  По модальности
  2.  По степени обобщенности:
  •  частные
  •  общие
  •  схематические
  •  типические
  1.  По содержанию: математические, географические.
  2.  По тому, в каких процессах памяти участвуют:
  •  элементарно-детальные абстрактное мышление
  •  структурно-модельные логико-понятийное

Методы исследования представлений:

  •  метод воспроизведения (зарисовка, словесная описания)
  •  метод самооценки, саморанжирования эмпирических характеристик представлений (опросник Шиана)
  •  метод мысленного манипулирования предметами


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82055. О времени, о жизни, о себе... 56.5 KB
  О счастье жить дышать и понимать Как ледяное время бьется в жилах И слушать ночь течение её Стоять и петь под солнцем на горе Вот я иду по солнцу. Ты солнце рушишь изменяя время И хитрости придумываешь чтобы заставить жить меня: Мне солнце мёдом наполняет грудь Пусть звёзды гаснут рано или поздно...
82056. ПОГОВОРИМО ПРО АСТРОНОМІЮ 83.5 KB
  Познайомити учнів з новою наукою про природу - астрономію. її розділи; сформувати уяву про походження і розвиток цій науки; розвинути зацікавленість у вивченні цієї науки та спостереженні за космічними об’єктами; вміння користуватися додатковою літературою; виковувати гордість за досягнення...
82057. Тато, мама і я – дружна сім’я 59.5 KB
  Будем разом відзначати і родину шанувати. Не забути рідну мову батька щирий заповіт мами ніжну колискову що нас вивела у світ. Пісня колискова для мами Колискові вечорами нам співали наші мами а тепер пора і нам заспівать про наших мам. Радість маєш чи тривогу серце мами разом з нами.
82058. Сім’я буде щасливою коли… 155.5 KB
  На світ білому єдине, Як і Дніпрова течія, Домашнє вогнище родинне, Оселя наша і сім’я. В щасливі і в сумні години, Куди б нам не стелився шлях, Не згасне вогнище родинне В людських запалених серцях. (Д. Білоус) Тематичні питання: Які люди, що допомагають іншим, найважливіші? Чи важливо знати історію свого роду?
82060. Вертайтеся додому, журавлі! 79.5 KB
  Краю мій, мій рідний краю! Який ти безмежний, мальовничий, багатий на звичаї та обряди і водночас скільки випало на твою долю випробувань і страждань. Скільки людей змушені були покинути тебе у пошуках кращої долі. Одними із перших стали мешканці Небилова, які у далекому 1891 полинули як ті журавлі за океанські води.
82061. Вплив антропогенних факторів на репродуктивну функцію людини 173.5 KB
  Цілі: Узагальнити знання учнів про індивідуальний розвиток організму його залежність від умов зовнішнього середовища; виховувати почуття відповідальності за власне здоровя та здоровя майбутніх дітей; формувати навички здорового способу життя; сприяти екологічному вихованню учнів...
82062. Я єсть народ… Двомовна музично-поетична композиція, присвячена 65 річниці визволення України від німецько-фашистських загарбників 75.5 KB
  Славним ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подаривши миру жизнь и счастье, посвящается. Досі ще не визнаним ветеранам Великої Вітчизняної, бійцям Української повстанської армії, що боролись за щастя рідної землі...