28207

Константность восприятия и ее приспособительное значение

Доклад

Психология и эзотерика

Константность восприятия и ее приспособительное значение. Константность это свойство перцептивного образа оставаться относительно неизменным при изменении условий восприятия. Константность относительное постоянство адекватного отражения свойств и качеств объектов в изменяющихся условиях среды; константность всегда предметна. Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г.

Русский

2013-08-20

32.5 KB

5 чел.

18. Константность восприятия и ее приспособительное значение.

Константность - это свойство перцептивного образа оставаться относительно неизменным при изменении условий восприятия. Константность - относительное постоянство адекватного отражения свойств и качеств объектов в изменяющихся условиях среды; константность всегда предметна. Это качество является основой всех вторичных характеристик восприятия. Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В.Вундта.

Виды константности восприятия: 1)константность формы, 2)константность размера, величины, 3)константность глубины, 4)константность скорости, 5)константность цвета.  

Константность формы. Лишь в одном случае изображение на сетчатке имеет ту же форму, что и сам объект, когда объект располагается в плоскости, перпендикулярной направлению взгляда. Но в повседневной жизни объекты располагаются под углом к направлению взгляда и все равно воспринимаются верно - это константность формы. Решающим в восприятии константности формы является регистрируемая информация о наклоне объекта, если такая информация отсутствует, объект воспринимается неоднозначно. Помимо наклона, для константности формы можно использовать  различную удаленность его сторон, т.е. константность размера.

Константность величины - относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности.

Константность глубины - независимость видимой глубины между двумя точками от их абсолютной удаленности.

Восприятие скорости. Чем ближе траектория движения, тем выше будет скорость смещения ретинального изображения. Поэтому движение далеко расположенных объектов кажется медленнее, чем в реальности. Воспринимаемая скорость близких объектов существенно не меняется. Т.о. существует константность воспринимаемой скорости. Альтернативное объяснение – воспринимаемая скорость зависит от феноменального расстояния, проходимого в единицу времени. На восприятие скорости влияют 2 параметра: 1)характер окружения 2)адекватность информации о расстоянии.

Константность цвета - относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Явление константности цвета обуславливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Приспособительное значение восприятия. Легко понять, как велико практическое значение постоянства величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при всяком изменении расстояния, отделяющего нас от предмета, при малейшем повороте головы или изменении освещения, т.е. практически непрерывно, изменялись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы. Не было бы вообще восприятия предметов, было бы одно непрерывное мерцание непрерывно сдвигающихся, увеличивающихся и уменьшающихся, сплющивающихся и растягивающихся пятен и бликов неописуемой пестроты. Мы перестали бы воспринимать мир устойчивых предметов. Наше восприятие превратилось бы в сплошной хаос. Оно не служило бы средством познания объективной действительности. Ориентировка в мире и практическое воздействие на него на основе такого восприятия были бы невозможны. Постоянство величины, формы и цвета предметов является необходимым условием ориентировки в окружающем мире. Константность величины, формы, цвета от 2 до 14 лет совершенствуется, но в основном  имеется уже в двух-летнем возрасте. Константность заключается в том, что основные чувственные качества восприятия и при некотором изменении субъективных условий восприятия следуют за остающимися постоянными свойствами воспринимаемых предметов. Отношение к периферическому раздражению подчинено регулирующему его отношению к предмету. Адекватное соотношение между восприятием и отображенными в восприятии предметами объективной действительности - это основное соотношение, в соответствии с которым в конечном счете регулируются все соотношения между раздражителями, раздражениями и состояниями сознания. Даже «иллюзорное» восприятие абстрактных геометрических фигур объясняется приспособленностью нашего восприятия к адекватному воспроизведению реальных объектов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29574. СМИ как социальный институт и как вид бизнеса. Проблема финансовой свободы и зависимости СМИ 18.47 KB
  СМИ как социальный институт и как вид бизнеса. Проблема финансовой свободы и зависимости СМИ. СМИ является соц. Функции СМИ в обществе: У средств массовой информации в эпоху Просвящения была высокая миссия они были инструментом воздействия на власть имущих из публикаций они должны были узнавать о проблемах и нуждах простых людей о том что думают представители наиболее прогрессивные представители общества.
29575. Использование особенностей электронных средств массовой информации в процессе формирования общественного мнения 12.23 KB
  Приемы аудиовизуальных СМИ для воздействия на мнение публики: использование ч б цветного видео в программе; композиционные спецэффекты; настойчивая ежедневная трансляция мифообразов и ключевых фраз; избирательный монтаж; специальный хронометраж эфира; использование имиджа СМИ и отдельных журналистов. Прием дробление и мозаичность сообщений знания складываются из разрозненных обрывков информации. Мозаичность создает смысловой шум затрудняющий ориентацию в информационном потоке Прием сенсационность Быстро чередующиеся...
29576. Реклама как вид массовой коммуникации. Функции и стадии рекламной коммуникации 15.38 KB
  Функции и стадии рекламной коммуникации. Основными функциями социальной коммуникации являются:1 информационная передача информации;2 экспрессивная способность выражать не только смысловую но и оценочную информацию;3 прагматическая способность передавать коммуникационную установку предписывающую определенное воздействие на получателя.Как видно рекламе как коммуникации свойственно выполнение всех трех указанных функций.
29577. Коммерческая и социальная реклама в СМК 15.24 KB
  Функции выполняемые социальной и коммерческой рекламы посредством СМК: 1. Коммерческая реклама: В соответствие с современным подходом к изучению рекламы коммерческая реклама входит в комплекс маркетинговых коммуникаций в который помимо рекламы входят такие инструменты как стимулирование сбыта PR пропаганда и личные продажи. Социальная реклама вид некоммерческой рекламы направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума. В 1993 году был образован негосударственный Рекламный Совет в...
29578. Состояние медиарынка в кризисный и поскризисный период, тенденции дальнейшего развития 24.52 KB
  Те компании которые выжили в это время оказались в очень неплохой ситуации. Как отмечают специалисты основным принципом коммуникаций в кризисной ситуации не замалчивать события говорить все и как можно скорее. Однако на ранних стадиях кризисной ситуации не следует говорить вещей которых вы не знаете или в которых вы не уверены не следует включаться в догадки поскольку вы можете оказаться не правы. Американские специалисты предлагают учитывать следующие позиции в подобной ситуации [10 с.
29579. Телевидение XXI века: соотношение социальных, политических и коммерческих функций 13.23 KB
  Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы в которой действует данное телевизионное СМИ. Особенно сильно подобное отношение к СМИ вообще и к ТВ в частности у населения постсоветских государств. Люди ждут реакции властей на критические выступления касающиеся тех или иных явлений жизни по инерции доставшейся от советской системы в то время как СМИ лишь способ донести информацию об этих явлениях до своей аудитории. Дальнейшее зависит уже не от СМИ выпадающего из...
29580. Интернет: история, возможности и прогнозы 16.93 KB
  Интернет: история возможности и прогнозы. Исторически интернет произошел от американской сети RPNET которая разрабатывалась как децентрализованное средство обмена информацией в случае ядерного удара. Прототип интернета RPNET в 1969 соединил сеть американских научно исследовательских университетов. Следующим значительным скачком в развитии интернета стал концепт всемирной паутины выдвинутый в 1989 Тимом БернсЛи идея создания универсального языка HTML Аштэмэйли протокола связи HTTPАштэтэпэ что позволило сделать интернет таким каким он...
29581. Информационное общество: основные характеристики, тенденции развития. Дискуссии в отношении позитивных изменений и негативных последствий всеобщей информатизации и глобализации мирового пространства 16.15 KB
  Информационное общество ступень в развитии современной цивилизации характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества; возрастанием доли инфокоммуникаций информационных продуктов и информационных услуг в валовом внутреннем продукте ВВП; созданием глобального информационного пространства обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. Основные характеристики:...
29582. Массовое сознание 12.93 KB
  На общественное мнение влияют мнения людей признаваемых обществом авторитетными и компетентными личный опыт людей В формировании общественного мнения выделяются: субъект воздействия элитные группы стремящиеся к достижению или удержанию власти заказчики и исполнители государство аналитики журналисты и т.; объект воздействия массовое сознание изменение которого является целью субъекта; инструмент воздействия СМИ как массмедиа так и институты социализации культура и т. Формы и способы влияния общественного мнения на личность...